Крымские эскизы краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Надо было прожить несколько лет на севере и вдоволь наслушаться европейских звучаний, чтобы почувствовать свое прирожденное, органическое тяготение к восточной музыке.

Живой интерес к творчеству Генария Корганова, а затем Николая Тиграняна, на петербургском концерте которого он впервые познакомился с мелодикой и ритмикой армянских плясок, поощрение со стороны Римского-Корсакова и дружба с Айвазовским помогли ему осознать это скрытое тяготение.

В Ялте композитор окружил себя народными музыкантами. Едва всходило солнце, как черные барашковые шапки и красные пояса приглашенных им татар уже маячили в его саду среди лохматых пальм и темных зарослей лавров. Александр Афанасьевич выходил на террасу, и фоном утренней жизни дома становилась народная музыка, то тягуче-задумчивая, то острая и бойкая.

Одевая ее мысленно в наряд прозрачных гармоний, расцвечивая яркими оркестровыми красками, композитор спешил в кабинет, отмахиваясь на ходу от докучливых управляющих, ожидавших его в гостиной с кипой деловых бумаг.

Прекратилось шуршание гравия под ногами гуляющих. Прохожие останавливались и молча, взволнованно слушали.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

БИБЛЕЙСКИЕ ЭСКИЗЫ

БИБЛЕЙСКИЕ ЭСКИЗЫ Я не отрицаю ни величие, ни пользу веры; это великое начало движения, развития, страсти в истории, но вера в душе людской — или частный факт, или эпидемия. Натянуть ее нельзя, особенно тому, кто допустил разбор и недоверчивое сомнение… Герцен, «С того

Глава тринадцатая Крымские каникулы

Глава тринадцатая Крымские каникулы «Когда сдают нервы, улицы начинают казаться слишком пыльными. В трамвае сесть нельзя – почему так мало трамваев. На службе придираются: секретарь – примазавшаяся личность в треснувшем пенсне – невыносим. Нельзя же в течение двух

Глава тринадцатая Крымские каникулы

Глава тринадцатая Крымские каникулы «Когда сдают нервы, улицы начинают казаться слишком пыльными. В трамвае сесть нельзя – почему так мало трамваев. На службе придираются: секретарь – примазавшаяся личность в треснувшем пенсне – невыносим. Нельзя же в течение двух

Первое мая 1918 года. Эскизы из записной книжки*

Первое мая 1918 года. Эскизы из записной книжки* Накануне обыватели настроены зловеще. Рабочие не будут выступать! — говорят они с злорадной усмешкой.А потом… по темным углам шепчутся, что зато будет какое-то враждебное Советам выступление, неизвестно чье и неизвестно за

Крым и крымские татары (октябрь 1991 г.)

Крым и крымские татары (октябрь 1991 г.) В последние несколько лет межнациональные отношения приобрели такой накал, что они стали пробным камнем в оценке многих политических, социальных, экономических, культурных и других событий в жизни бывших республик и народов,

…По утрам, просыпаясь, я отворяю окно моей комнаты и слушаю – с горы, сквозь пышную зелень сада, ко мне несётся задумчивая песня. Как бы рано ни проснулся я, она уже звучит в утреннем воздухе, напоённом сладким запахом цветущих персиков и инжира.

Свежий ветер веет с могучей вершины Ай-Петри, густая листва деревьев над моим окном тихо колышется, шелест её придаёт звукам песни много красоты, ласкающей душу. Сама по себе мелодия не красива и однообразна – она вся построена на диссонансах; там, где ожидаешь, что она замрёт, – она возвышается до тоскливо-страстного крика, и так же неожиданно этот дикий крик переходит в нежную жалобу. Поёт её дрожащий, старческий голос, поёт целые дни с утра и до вечера, и в какой бы час дня ни прислушался – всегда с горы, как ручей, льётся эта бесконечная песня.

Жители деревни говорили мне, что вот уже седьмой год они слушают это задумчивое пение. Я спросил их:

– Кто же это поёт? – и мне рассказали, что это сумасшедшая старуха, Уми, у которой шесть лет тому назад муж и двое детей поехали в море ловить рыбу и всё ещё не вернулись.

С той поры Уми сидит на пороге своей сакли и смотрит в море и поёт, дожидаясь своих родных. Однажды я пошёл посмотреть на неё. По извилистой тропинке, мимо вросших в гору саклей, через сады и виноградники я поднялся высоко на гору и там увидал полуразрушенную, скрытую в камнях и яркой зелени саклю старухи Уми. Платан, фига и персики росли среди громадных камней, скатившихся с вершин Яйлы, журчал ручей, образуя на пути своём ряд маленьких водопадов, на крыше сакли росла трава, по стенам её вилось какое-то ползучее растение, и дверь её смотрела в море.

На камне у двери сидела Уми – высокая, стройная, седая, с лицом, исчерченным мелкими морщинами и коричневым от загара. Камни, нагромождённые друг на друга, сакля, полуразрушенная временем, серая вершина Ай-Петри в жарком синем небе и море, холодно блестевшее на солнце, там внизу, – всё это создавало вокруг старухи обстановку суровую и проникнутую важным спокойствием. Под ногами Уми, по горе, рассыпалась деревня, и сквозь зелень садов её разноцветные крыши напоминали о рассыпанном ящике красок. Снизу доносился звон лошадиных сбруй, шорох моря о берег и иногда – голоса людей, столпившихся на базаре около кофеен. Здесь наверху было тихо, только ручей журчал, да песня Уми аккомпанировала ему, бесконечная, задумчивая песня, начатая шесть лет тому назад.

Первый рассказ о сумасшедшей старухе по имени Уми, которая каждый вечер ждет погибшего мужа и сыновей домой.
Второй рассказ о больной девочке. Она все время грустила и умерла.

За минуту

В первом рассказе говорится о старухе по имени Уми. Женщина сошла с ума от горя, когда несколько лет назад с морской рыбалки не вернулся ее муж с сыновьями. Благодаря своему сумасшествию она счастлива, ведь старуха верит, что ее родные вернутся. Каждый день она поет и ждет мужчин возле дома, уверенная, что они во-вот придут.

Во втором рассказе автор описывает знакомство с больной девочкой. Его поразили глаза ребенка, наполненные недетской грустью. Девочка тяжело ходила, сильно кашляла и быстро уставала. Они разговорились. Девочка призналась писателю, что ее ничего не радует, даже красота вокруг. Однажды автор увидел, как сопровождающий нес девочку на руках. Автор решил, что она уснула, но она умерла.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красночабанская средняя общеобразовательная школа № 14

Крымские мотивы в раннем творчестве М.Горького

(проектно-исследовательская работа по литературе)

обучающиеся 11 класса

Красночабанской СОШ №14

Фомина Дарья Андреевна

Красночабанской СОШ №14

Беседина Ирина Романовна

Введение. 3
Основная часть. Крымские мотивы в раннем творчестве М.Горького…….5

1. Подготовка к исследованию………………. 5

1.1. Определение этапов исследовательской работы………………………………………………………………………….5

2. Проведение исследования………………………………………………. 6

1.2. Биографические сведения, связанные с пребыванием М.Горького

2.2. Образ Крыма в романтических произведениях М.Горького………..8

3.2. Реалистические произведения М.Горького крымского периода …10

4.2. Образ Крыма в очерке "Херсонес Таврический…………………… ..12

Заключение. 14
Приложения. 15

Крым - это мастерская человеческого гения и музей его творений.
Крым - это гостеприимный дом, готовый всегда принять гостей.

В Крыму каждый человек сможет найти для себя что-то только ему необходимое. Тот, кто устал – отдых, ослаб – силы. Если человек заболел, там он обязательно найдёт исцеление, романтик- впечатления, философ - пищу для размышления, художники – великолепные пейзажи, историки – богатейший краеведческий материал. А вот поэты и писатели, особенно тонко чувствующие неповторимую красоту и экзотику природы этой земли, находили и будут находить вдохновение для произведений .

Актуальность исследования

Эта работа была нам интересна, т.к. в 2014 году, вследствие референдума, проведённого в Крыму, Российская Федерация стала богаче ещё на один субъект. Мы знаем, что история и культура нашей страны издавна связаны с этим прекрасным уголком земли под названием Крым. Поэтому решили, что нам необходимо более глубоко изучить эту связь. Зная о том , что у Алексея Максимовича Горького есть произведения, в которых описывается море и южная природа, нам стало интересно узнать, связано ли творчество писателя с Крымом.

Новизна данного исследования заключается в том, что мы решили раскрыть крымскую тематику на примере творчества одного писателя, тогда как в большинстве своём эта тема раскрывается на примере творчества нескольких русских писателей, побывавших в Крыму.

Цель исследования - ответить на проблемный вопрос:

- Как образ Крыма раскрывается в произведениях Горького?

Для ее достижения мы решали частные задачи , которые выбраны в соответствии с нашим планом работы:

Изучить научную литературу по исследуемой теме.

Определить круг произведений писателя, в которых нашла отражение тема Крыма.

Выявить, какие приемы и средства использует Горький для создания образа Крыма в ранних произведениях.

Интерпретировать результат исследований в виде видеофильма.

Определить место и значение проводимой работы в образовательном процессе.

Гипотеза - если М. Горький бывал в Крыму, то крымские впечатления нашли отражение в его произведениях.

Объект исследования – жизнь и творчество М.Горького.

Предмет исследования – произведения М.Горького, связанные со временем посещения им Крыма.

Место исследования – кабинет русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Красночабанской СОШ №14.

1. Библиографический анализ литературы и материалов сети Internet.

2.Художественный анализ произведений.

3.Обобщение и интерпретация полученного результата.

Значимость и прикладная ценность исследования заключается в том, что результат исследования можно будет использовать на уроках литературы при изучении творчества М.Горького в 8 и 11 классах, проведении литературной гостиной, предметной недели по литературе. Мы считаем, что данная работа вызовет интерес к более глубокому изучению творчества М.Горького у обучающихся старших классов.

Основная часть. Крымские мотивы в раннем творчестве М.Горького.

1.1. Определение этапов исследовательской работы.

Для выполнения исследования нами был определён план работы, состоящий из следующих этапов:

І этап. Подготовительный:

на данном этапе была найдена проблема, определена тема, описана актуальность исследовательской работы, сформулированы цели и задачи, намечен план реализации исследования.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы:

определили возможные источники и способы сбора информации, распределили обязанности по сбору и анализу информации; определились, в какой форме будет представлен отчёт.

ІІІ этап. Исследование:

Провели анализ и синтез собранной информации.

формулировка выводов, полученных в ходе исследования; обоснование значимости данной работы.

V этап. Отчет и защита работы:

оформление и подготовка представления своей работы в виде письменного и устного отчётов с демонстрацией презентации и видеофильма .

Таким образом, начиная работу по решению проблемного вопроса, мы не знали, как часто М.Горький посещал Крым, какие места он посетил и в каких произведениях отразились крымские впечатления. Поэтому на первом этапе мы изучили библиографическую литературу и материалы сети Internet , содержащие факты пребывания писателя на полуострове. На основе этой информации мы составили ментальную карту (Приложение №1, фото 1. Приложение 2, фото 1), на которой отразили места Крыма, связанные с пребыванием писателя, и произведения, относящиеся к этому периоду. Проведя данную работу, мы увидели, что Горький часто бывал в Крыму, и

Далее, проведя аналитическую работу, мы выяснили, что крымские впечатления нашли свой отклик по большей части в ранних произведениях М.Горького, в которых запечатлён образ Крыма, можно

На следующем этапе нашей работы мы провели художественный анализ текстов каждой группы (Приложение 2, фото2), для того чтобы найти приёмы и средства, с помощью которых Горький сумел показать образ Крыма в своих произведениях.

На заключительном этапе исследования, обобщив полученные результаты, мы пришли к выводу, что в романтических и реалистических произведениях образ Крыма представлен посредством описания восхитительных крымских пейзажей, которые ярко раскрыты при помощи средств художественной выразительности (эпитетов, метафор, олицетворений), географических названий этих мест, портретных описаний героев, проживающих на полуострове или каким-либо образом с ним связанных. В документальном очерке наряду с описанием пейзажа Херсонеса М.Горький использует исторический, мифологический и краеведческий материал.

Полученные результаты мы интерпретировали в виде письменного отчёта, презентации и видеофильма (Приложение 3, фото 1; диск с видеофильмом).

2. Проведение исследования

1.2. Биографические сведения о М . Горьком, связанные с Крымом.

Алексей Максимович Горький периодически бывал в Крыму на протяжении всей своей жизни: с 1889 по 1935 гг.

Первый раз на полуостров он приехал в августе 1889 года ещё Алексеем Пешковым, чтобы познакомиться с удивительными местами Крыма, и пробыл там до сентября этого же года. Это время было для него настоящей школой

жизни. Впечатления, которые он получил в те дни, вылились в написание нескольких рассказов.

А.М.Горький сообщал своему первому биографу, литературоведу В.Ф.Боцяновскому: «Если вас интересуют данные биографического характера

Следующий приезд А.М.Горького приходится на 1897 год и связан с ухудшением его здоровья (воспалительный процесс в лёгких). Он останавливается в Ялте, где посещает развалины древнего Херсонеса.

Знакомство с данным историческим памятником выливается в очерк "Херсонес Таврический".

Таким образом, М.Горький довольно часто бывал в Крыму и получил много впечатлений от этих мест, которые впоследствии вылились в прекрасные произведения. Анализ исследуемой информации показал, что наиболее ярко крымские мотивы прослеживаются в его раннем творчестве. Все

произведения, которые хранят след крымских впечатлений, можно разделить на три группы: романтические, реалистические и очерки.

2.2. Образ Крыма в романтических произведениях М.Горького.

Картины пейзажа насыщены тропами:

Портрет старого крымского чабана Рагима:

Яркий крымский пейзаж, образно передан с помощью различных изобразительных средств: эпитетов, сравнений, метафор ( «Вечер был, солнце тихо опускалось в море; его красные лучи пронизывали темную массу зелени вокруг развалин, яркими пятнами ложились на камни, поросшие мохом, опутанные цепкой зеленью плюща. Ветер шумел в купе старых чинар, листья

3.2. Реалистические произведениях М.Горького крымского периода.

Ощущение реальности образа Крыма в этих рассказах раскрыто М.Горьким так же, как и в романтических его произведениях по средствам упоминания реальных мест и точных географических названий, картин описания крымской природы. С пейзажем в рассказы входит и портретное описания босяков.

В рассказе постоянно упоминается автором название полуострова и географические названия его городов, пейзажные зарисовки перемежаются с портретным описанием босяков, прибывших в Крым, в поисках работы

«Я шёл в немом восхищении перед красотой природы этого куска земли,

ласкаемого морем. Князь вздыхал, горевал и, бросая вокруг себя печальные взгляды, пытался набивать свой пустой желудок какими-то странными

«Ещё через час мы уже шагали по дороге к Ялте, решив идти до Керчи берегом.Когда село солнце, мы остановились на ночёвку, выбрав себе славную нишу в горе, завешенную естественным драпри из зелени кустарников, росших перед входом в эту нишу, как бы специально предназначенную ласковой природой Крыма для ночлегов бродяг. Судя по куче листьев, настланных в ней,

Итак, проведя художественный анализ романтических и реалистических произведениях, мы выявили, что образ Крыма в них представлен посредством описания восхитительных крымских пейзажей, которые ярко раскрыты при помощи средств художественной выразительности

(эпитетов, метафор, олицетворений), географических названий этих мест, портретных описаний героев, проживающих на полуострове или как-то с ним связанных.

4.2. Образ Крыма в очерке "Херсонес Таврический"

В очерке строго соблюдены законы, характерные для этого жанра: документальность, описательность наряду с художественностью, нравственно-философский пафос. Всё это способствует тому, чтобы мы увидели Херсонес таким, каким он закрепился в сознании Горького.

В повествовании присутствуют традиционные обороты, характерные для путешественников, однако рассказ идёт не о красотах, а о культурном значении Херсонеса.

Писатель прибегает к краткому изложению материала, тем самым достигая динамичности, которая помогает удерживать читательское внимание.

С пейзажной зарисовкой былой красоты Херсонеса мы знакомимся уже в первых предложениях, а затем и на протяжении всего очерка. Для передачи романтического духа этих мест автор использует оценочные эпитеты и

олицетворения ( «На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, – вот

Для достоверности автор использует исторический, мифологический и краеведческий материал.

Кратко рассказал автор о подвиге героини Херсонеса Гикии. История Херсонеса изложена в виде подъёмов и спадов: успех в борьбе со скифами, затем херсониты терпят поражение от них; снова победа над скифами под руководством Митридата, что повлекло за собой подчинение ему; поход под руководством Митридата против Рима – присоединение к Римской империи и т.д. Также изложен рассказ о правлении императора Юстиниана.

Исследовав жизнь и творчество А.М.Горького, мы смогли подтвердить гипотезу, выдвинутую в начале исследования, следующими выводами:

- Алексей Максимович Горький периодически бывал в Крыму на протяжении всей своей жизни.

- в романтических и реалистических произведениях образ Крыма представлен посредством описания восхитительных крымских пейзажей, которые ярко раскрыты при помощи средств художественной выразительности (эпитетов, метафор, олицетворений), географических названий этих мест, портретных описаний героев, проживающих на полуострове или как-то с ним связанных;

- в документальном очерке наряду с описанием пейзажа Херсонеса М.Горький использует исторический, мифологический и краеведческий материал.

Данная работа может стать началом более глубокого изучения творчества и других писателей и поэтов, когда- либо посетивших Крым.

Читайте также: