Этическая беседа в средней школе

Обновлено: 05.07.2024

Цель: учить ребят быть внимательными, доброжелательными к людям, уметь вовремя прийти на помощь, быть уверенными в себе во всех делах.

Ход классного часа

1. Введение в тему.

Классный руководитель. На одном из классных часов мы с вами, ребята, говорили о человеческих чувствах. А позже в анкете вы назвали положительные и отрицательные чувства, которые вам уже пришлось пережить в жизни. Многие из вас к положительным чувствам отнесли любовь. Что это за чувство? В чем оно проявляется?

Плохо без любви, холодно. Мы чувствуем себя никому ненужными, незащищенными, легкоуязвимыми. Страдаем от одиночества, мечтаем о том, чтобы нас, наконец, заметили и выделили из всех, признали, по достоинству оценили нашу индивидуальность, неповторимость. Ну а как вы сами относитесь к людям? Всегда ли доброжелательны, открыты, приветливы, элементарно вежливы?

- Расскажите, пожалуйста, о том, какие чувства вы испытывали тогда. (Ребята рассказывают.)

Классный руководитель. Что же с нами стало? Почему часто отталкиваем друг друга, незаслуженно оскорбляем? Почему боимся раскрыться, продемонстрировать готовность понять, помочь? Как вы думаете? (Учащиеся отвечают.)

Получается замкнутый круг. Можно его разорвать? Как? Поделитесь, что вы об этом думаете.

(Школьники высказывают свое мнение.)

- Какие еще, ребята, вы знаете пословицы и поговорки, в содержании которых выражены общечеловеческие законы общения? Поясните их смысл и назначение.

Учащиеся могут назвать пословицы:

• В согласном стаде волк не страшен.

• В мире жить - с миром жить.

• В одиночку не одолеешь и кочку, артельно и через гору впору.

• Делай добро и жди добра.

• Где хлебно да тепло, там жить добро.

• Добро быть в радости и жить в сладости.

• Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

• Доброму и сухарь на пользу, а злому и мясное не впрок.

• Доброе дело без награды не остается.

• Доброе дело и в воде не тонет.

• Добрым словом и бездомный богат.

• За доброе жди добра, за худое - худа.

• Истинное добро всегда просто.

Классный руководитель. Как видите, люди над этой проблемой задумывались очень давно. Жаль, что в суматохе будней мы редко вспоминаем знакомые с детства поговорки, но еще реже - задумываемся над ними.

3. Копилка добрых советов.

Классный руководитель. Ребята, посмотрите на доску. Здесь написаны несколько советов, которые помогут вам взглянуть на процесс общения несколько с другой стороны, чем раньше.

Совет первый. Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.

Как вы это понимаете? (Ответы учащихся.)

Станьте более открытыми, не скупитесь на улыбку незнакомым людям. И вам просто не смогут не ответить тем же. Глядишь, светлых лиц станет больше, а значит, и общество наше посветлеет. Излучайте только положительную энергию.

Совет третий. Предполагайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения.

Как вы понимаете этот совет? (Ответы учащихся.)

Совет четвертый. Полюбите себя. Поверьте в себя.

Как вы понимаете этот совет? Всегда ли у вас это получается? (Ответы учащихся.)

Нам, россиянам, всегда было и есть за что уважать и себя, и свою страну. Сложное время переживает страна, и мы вместе с ней: многие духовности ценности незаслуженно утратили свое значение, разный уровень благосостояния резко поделил людей на обеспеченных и тех, которые едва концы с концами сводят, то в одном, то в другом месте возникают столкновения на национальной почве и непримиримости. Хватает и на нашу долю невзгод, переживаний, трагедий. Но что бы там ни было, разве могли мы утратить такие национальные качества, как доброта, душевность, всепрощение, хлебосольство?! Нам нельзя забывать о своем личностном и национальном достоинстве. Мы - гуманный, миролюбивый, толерантный, дружественный народ. Эти качества достались нам от предков, их мы передадим потомкам. Любите себя! Верьте в себя!

Совет пятый. Не обижайтесь.

Посмотрите по-доброму друг на друга, улыбнитесь, простите все обиды.

А теперь на листах, которые лежат у вас на парте, напишите сначала самое хорошее о себе, затем передайте свой лист соседу по парте. Он тоже должен на вашем листе написать о вас хорошие слова.

Учащиеся выполняют задание.

4. Заключение.

Классный руководитель. Подведем итог нашего классного часа. Что нового вы узнали сегодня?

Я желаю вам запомнить советы и руководствоваться ими в жизни. А если это так и будет, значит, наш классный час прошел не напрасно.

Войти через uID

Войти через uID

Урок нравственности, морали; материал помогает подвести к пониманию ценности человеческой жизни, объясняет понятия "толерантность" и "человечность".


Усова Ирина Владимировна (История7157)


17.08.2019

Костюм дает представление о культурных и экономических контактах народа, его эстетических идеалах и обычаях. Костюм может служить ключом ко многим загадкам ушедших эпох.


Ежебокова Наталья Анатольевна (nezhebokova2017)


16.09.2018


Кузнецова Наталья Николаевна (ната0407)


29.08.2018


Крылова Елена Александровна (Гирей)


24.07.2018


Презентация создана по мотивам индейской притчи "Два волка " для проведения урока по обществознанию в 7 классе по теме "Добро и зло". Её можно использовать для бесед на нравственные темы на классных часах для любого возраста.

В притче раскрываются нравственные принципы человека, законы формирования лучших человеческих качеств, таких как добродетель.


Пасечник Елена Аркадьевна (Аркадьевна2051)


30.10.2016


Презентация "Три типа людей " приготовлена для проведения урока по обществознанию в 6 классе по теме "Человек". Её можно использовать для бесед на нравственные темы в среднем звене.


Пасечник Елена Аркадьевна (Аркадьевна2051)


30.10.2016

Что делает нас счастливыми? Ученые обнаружили, что если мы покупаем другим людям подарки или делаем что-то для них, то это действие способствует нашему ощущению счастья гораздо больше, чем если бы мы потратили эти же усилия и деньги на себя. Нам нужны теплые, доверительные отношения с другими людьми, их мысленная поддержка и чувственная помощь. Мы нуждаемся в хорошей оценке с их стороны, мы ждем от них благодарности за то, что мы делаем. Нам важно быть в обществе счастливых людей, но предварительно нам стоит позаботиться и о том, чтобы они были счастливы.


Федорова Татьяна Николаевна (Публикатор)


01.10.2016


Григорьева Ольга Владимировна (Публикатор)


10.09.2015


Честнокова Татьяна Павловна (сотрудничество)


13.01.2015

Целью данного классного часа является воспитание нравственной культуры общения. Учащиеся обсуждают и оценивают такие качества личности, как терпимость, тактичность, доброжелательность, вежливость и самостоятельно вырабатывают правила общения между людьми.


Туркова Любовь Валентиновна (Lyubov2404)


11.07.2014


Бондарь Людмила Ивановна (дежурный)


13.09.2013

Цель данного классного часа - формировать собственную позицию по отношению к жадности и ее проявлениям.
Задачи:
1) развивать навыки межличностного взаимодействия и взаимодействия в группе;
2) содействовать выявлению учащимися эффективных способов борьбы с жадностью.


Легоцкая Вера Сергеевна (веранда)


13.08.2013

Цели данного классного часа:
- разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения и самоуважения;
-формировать собственную позицию к уважению как нравственной категории.
Задачи:
1) развивать навыки межличностного взаимодействия;
2) выявить различные способы формирования уважения и самоуважения среди учащихся.


Легоцкая Вера Сергеевна (веранда)


13.08.2013

Цель данного классного часа - формировать собственную позицию по отношению к зависти.
Задачи:
1) развивать навыки межличностного взаимодействия и взаимодействия в группе;
2) содействовать выявлению учащимися эффективных способов борьбы с завистью.


Легоцкая Вера Сергеевна (веранда)


13.08.2013

Цель данной мастерской - формировать собственную позицию по отношению к высокомерию.
Задачи:
1) развивать навыки межличностного взаимодействия и взаимодействия в группе;
2) содействовать выявлению учащимися эффективных способов борьбы с высокомерием.


Легоцкая Вера Сергеевна (веранда)


12.08.2013

Методические разработки к проведению классных часов по духовно-нравственному воспитанию с использованием художественной литературы для учащихся начальной школы


Кучевская Ольга Владиславовна (Ольга1б)


05.08.2013

Россия – Италия. Сочи – Римини. Презентация, аудио файл, текст.


Иванченко Наталья Ивановна (MichaMrack)


13.05.2013

Классный час подготовлен к 1 сентября, нацелен познакомить учащихся 5 класса с классным руководителем, с новыми предметами, на формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к родителям.


Крупнова Ольга Владимировна (Kamille)


01.03.2013


Чепелев Леонид Анатольевич (Беларусь)


20.02.2013

  • Воспитывать потребность в совершении добрых поступков, по собственному желанию, не требуя похвалы;
  • Развивать способность видеть добрые поступки окружающих;
  • формировать положительные взаимоотношения внутри классного коллектива.


Ткаченко Елена Евгеньевна (Choiza)


07.02.2013

Разработка классного часа к 23 февраля


Комарова Евдокия Александровна (eva2306)


31.01.2013


Вздорова Александра Алексеевна (deumelinchen)


11.01.2013

На этом классном часе с детьми проводится беседа о таких понятиях, как нравственность, добросердечность и милосердие. Использованы: заповедь Библии "Возлюби ближнего своего, как самого себя", басня Л.Н.Толстого "Старый дед и внучек", сценка по произведению Л.Сорокиной "Помощник".


Расковалкина Валентина Борисовна (Raskovalkina)


13.05.2012

Цель мероприятия:расширить знания детей о русских традициях, обычаях, праздниках;формировать нравственные качества личности ребенка, понятия о добре и зле.


Сафронова Марина Николаевна (Забиякка)


12.05.2012

При изучении истории родного города неизбежно происходит процесс формирования гражданских, нравственных, духовных и культурных основ личности ребенка.
Воспитательная работа по данному направлению состоит из двух органически связанных между собой и дополняющих друг друга этапов:
• сбор, изучение информации через классные часы, викторины, чтение литературы;
• экскурсионные поездки, посещение музеев и выставок.
Я предлагаю материал классного часа (теоретическое знакомство с историей Новгородского Кремля).


Голева марина Александровна (M@pин@)


05.05.2012

Формировать гражданственность и ответственность, желание быть полезным своей стране.
Помочь учащимся осознать себя частью своей страны.
Формировать гражданские ценности, позитивное отношение к своей стране и желание сделать ее лучше.
Дать понятие о значимости государственной символики.


Мансурова Раиса Кавиевна (Мансурова)


23.04.2012

Создание условий для формирования нравственных основ взаимоотношения между людьми, умение владеть собой в различных стрессовых ситуациях.


Бородина Галина Владимировна (ivyhka)


04.02.2012

Цель: Формирование нравственной культуры старшеклассников, понимание значения такой нравственной категорий как любовь в жизни человека, его личности.

Воспитание бережного отношения к своим чувствам и чувствам других людей.


Ковалёва Альбина Владимировна (Аллла)


01.01.2012

Цель:
Расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества.
Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины.


Бурякова Вера Николаевна (верник)


31.12.2011

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я столкнулась с тем что не могла нужный мне материал о дружбе, воспитании.Пересматривая свои старые книги по педагогике нашла интересные статьи, которые применимы сейчас к нашим современным детям.Я првела эти беседы и как не странно дети слушали, обсуждали,спорили, я думаю что эта работа поможет моим коллегам в работе классного руководителя.

Муниципальное ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24

х.Северокавказского Новокубанский район

беседы по нравственному воспитанию

пОДГОТОВИЛА:

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ

люст наталья владимировна

2014 ГОД

Воспитанность есть усвоение хороших привычек.

– Как вы ответите на этот вопрос?

– Кого мы считаем воспитанным? Может быть, того, кто получил высшее образование?

Жизнь показывает, что нельзя каждого образованного человека считать воспитанным. Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создает для этого благоприятные условия.

Пример (воспоминание народной артистки СССР):

В связи с этим хочется вспомнить о таком качестве личности, как обаяние. Обаятельный человек обладает притягательной силой, он всегда приветлив, предусмотрителен, его улыбка светла и естественна, встреча и разговор с ним доставляют удовольствие. А быть воспитанным – это значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, не мелочным.

Пример.

Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.

В ы в о д: подлинная воспитанность и культура не могут сочетаться с барским высокомерием.

Совершенно несовместим с понятием воспитанного человека цинизм – наглое, бесстыдное поведение, проникнутое презрением к людям. Цинизм – это глубокое проявление невоспитанности, отсутствие подлинной внутренней культуры, неуважение к людям и обществу.

Люди с циничным поведением способны не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих людей; а главное – они ни за что не чувствуют собственной ответственности.

– Какое главное качество отличает воспитанного человека от невоспитанного?

Отношение к людям, внимание к ним, уважение их индивидуальности.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет:

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

Е Евтушенко

Воспитанный человек не только умеет разбираться в себе самом, в своих желаниях, возможностях, поступках, но и умеет понять окружающих людей, учитывать и уважать их интересы, желания, вкусы, привычки, настроения, искренне отзываться на их чувства и переживания.

Пример.

Но ведь и другие от нас ждут того же! Они надеются на понимание и интерес к ним с нашей стороны. А понять особенности человека не так уж просто. Мы часто объясняем поступки, настроения и отношения других, исходя из своих собственных представлений об их причинах. Надо сказать, что хороший человек в поступках и отношениях людей обычно видит хорошие побуждения. А плохой – плохие.

Хороший человек обычно доверчив. В своих отношениях с людьми он исходит из представления о том, что каждый добр, честен, порядочен, и очень удивляется и огорчается, когда в ком-то этих качеств не обнаруживает. Плохой человек подозрителен, он в каждом видит жулика, карьериста, любую удачу другого человека он объясняет хитростью того, лестью, обманом; и его очень трудно убедить в порядочности данного человека.

Вообще умение понять наиболее существенные особенности другого человека, определить истинный смысл его поступков, настроений, расхождения в оценках и представлениях, возникающих у людей, свидетельствует о достаточно высоком культурном развитии человека.

Культурный, воспитанный человек, прежде всего, заботится о том, чтобы не унизить достоинство другого человека.

Хочется обратить внимание еще на одно качество, о котором мы стесняемся говорить вслух, которое многие, к сожалению, считают старомодным. Это благородство.

Истинное благородство – приходить на помощь к человеку, какие бы неблагоприятные обстоятельства и последствия этому ни сопутствовали. С этим качеством связана способность человека сострадать, сопереживать, сочувствовать, содействовать – признак духовной зрелости личности.

Благородство – высокая нравственность человека, соединенная с самоотверженностью и честностью.

Нам иногда выпадают счастливые моменты встречи с благородным человеком, но эти моменты бывают очень редки. Почему? Наверное, потому, что действительно очень мало в жизни благородных и истинно культурных людей.

Ну, а мы-то сами? Почему-то смеем требовать благородства и великодушия, сочувствия и понимания, прощения и помощи от других людей по отношению к нам. А сами? Давайте зададим себе несколько вопросов и попытаемся ответить на них.

Как бы мы ни ответили на эти вопросы, наши слова, действия, поступки и отношения выдают нас.


Содержимое разработки

ДОБРО И ЗЛО

Этическая беседа на примерах из художественных произведений.

Воспитатель I кВ. категории

18 марта 2019г

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное и речевое развитие.

Воспитывать у детей эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь).

Формировать у детей желание совершать добрые поступки.

Образовательные задачи:

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Закреплять умение излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения. Помогать осваивать формы речевого этикета.

Развивающие задачи:

Развивать умения выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Работать над развитием памяти и внимания у детей.

Ход занятия.

Организационный момент.

Актуализация знаний, введение в тему занятия.

Воспитатель. Сегодня на занятии мы совершим увлекательное путешествие в очень необычную страну. Как она называется, вы должны сказать сами. Отгадайте загадку:

Самый лучший тот на свете,
Кто, как луч весенний, светел,
Кто поможет, руку даст,
И поплавать новых ласт,
Лыж, ни разу не надетых,
Откусить хоть полконфеты,
Вот какая красота
В моём друге…(доброта)
У кого она в достатке,
С тем дружить легко и гладко.
Для души приобрету
Я у Бога …(доброту)

Воспитатель. Что же такое добро? А доброта? На что похожа доброта?
Ответы детей.

Воспитатель. Правда, она похожа на солнышко?
Солнышко наше тёплое, светлое. Представьте себе, что солнышко и доброта – это одно и то же.

Солнце, будто колобок,
Вдоль по небу катится -
Светлый чуб, румяный бок,
Золотое платьице.
Тёпленькие рученьки -
Солнышкины рученьки.
Кого лучом коснётся -
Тот сразу улыбнётся.
Вот оно какое -
Солнце золотое!

- Как вы думаете, что было бы с нами, если бы солнышко перестало светить?
- А что бы произошло, если в мире исчезла бы доброта?
- Что такое зло?
- На что похоже зло?
- Можно ли сказать, что зло похоже на ветер, который приносит вред людям?

Воспитатель.

Поглядите-ка, опять
Ветер вышел погулять.
Рвёт с деревьев он листочки,
Гнёт к земле траву, цветочки,
Даже гонит с улицы
Старенькую курицу.
- Ну-ка, ветер, прекрати!
Стыдно так себя вести!
Ветерок смутился,
Тихо извинился,
Улетел под горку,
Там забрался в норку. Е.Королёва

Работа по теме занятия. Чтение и анализ рассказов.

Тогда солнце сказало:
-Теперь посмотри, что сделаю я.
Солнышко выглянуло из-за тучи, ласковыми лучами согрело путника, и он сам снял свой плащ.

-Итак, мы выяснили, что солнце сильнее ветра. Добро сильнее зла.

-Заглядывал ли кто-нибудь из вас в глубину своей души? Там прячется целый мир. Состояние нашей души может быть различным. Это зависит от тех дел, которые мы совершаем. Если мы совершаем добрые дела, тогда на душе радостно и светло. В такие минуты все кажутся добрыми и милыми, всем хочется сказать ласковые слова, каждого пожалеть, утешить. В нашей душе солнышко светит, мягкая зелёная травка манит нас.
Если же наоборот мы совершаем злые поступки, душа наполняется злостью – плохо от этого не только самому, но и окружающим нас людям. Как же человек должен противостоять злу?

Зло, как снежный ком катилось
И всё больше становилось.
Тут Добро, как будто солнце,
Глянуло в своё оконце.
И от Зла не отвернулось
А спокойно … улыбнулось.
Знаете, что вдруг случилось?
Зло исчезло. Растворилось.

- Каким должен быть настоящий друг?

Воспитатель. Это так здорово, когда рядом есть друг, с которым интересно, который может помочь и даже выручить из беды.

- Как вы думаете, помогать нужно только друзьям и знакомым? Верно.

2. Чтение сказки В. А. Сухомлинского.


КАК БЕЛОЧКА ДЯТЛА СПАСЛА

Среди зимы потеплело, пошёл дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на ёлках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лёд, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зёрнышки не вылущиваются.

Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.


– Почему это ты, Дятел, плачешь?

– Нечего есть, Белочка…

Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.

Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.

А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.

В. А. Сухомлинский

Вопросы для анализа:

– Какое чувство у вас возникло к героям сказки?

– Какое дело совершила Белка?

– Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось?

- Почему белочка и бельчата радовались: ведь они лишились части своих зимних запасов? (Спасли жизнь дятлу, а это главное)

- Дятел обращался к белочке за помощью? (Белочка сама увидела, что ему плохо)

- Каким словом можно назвать помощь, которую белочка оказала дятлу? (Бескорыстная помощь, не требующая платы, награды)

- Очень важно вовремя увидеть, кому нужна помощь, и оказать её.

- А что делать, если вы сами не можете это сделать? Например, упал взрослый человек, а встать не может. Что делать?

- Верно, нужно попросить о помощи окружающих. Рядом всегда окажутся отзывчивые, внимательные люди, готовые придти на помощь

- В каких случаях мы можем помогать другим детям, взрослым? (При одевании – завязать шапку, шарф, если кто-то упал – помочь подняться, если кто-то ушибся – погладить, посмотреть сочувственно, спросить, что болит…)

Воспитатель. Значит, любой из вас имеет право выбора. Вы можете сами решить, как вам поступить. Но всегда нужно просчитать на два шага вперед.

- Ребята, белочка из этой сказки предлагает вам весёлую разминку.

Физкультминутка.

Мы на лыжах в лес идём,

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер,

Он деревья крутит, вертит

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

По опушке зайка скачет,

Словно белый, мягкий мячик.

Раз прыжок и два прыжок-

Вот и скрылся наш дружок.

Хоть приятно здесь кататься,


Но пора нам возвращаться.

Воспитатель. Молодцы, а теперь тихонько сели.

Цель: воспитание отрицательного отношения к мстительности


Рома с Таней, соседи по квартире, играли во дворе в снежки. Роме почему-то не везло, и Таня все время в него попадала. Рома даже обиделся. Когда мамы позвали ребят обедать, он положил в карманы несколько снежков и решил запустить их в Таню прямо в квартире.

Вопросы для анализа рассказа:

- Почему Рома обиделся? (Он не смог попасть снежком в Таню.)

- Как Рома решил отомстить Тане?

- Прав ли был Рома?

- Можно ли сказать, что Рома хороший друг?

- Почему нам хочется посмеяться над Ромой?

4. ЧТОБЫ БАБОЧКА НЕ УКОЛОЛАСЬ. В. А. Сухомлинский.

Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации острые-острые колючки.


Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку, что же тогда будет?

Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью.

Мама увидела и спрашивает:

– Что же ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?

– Чтобы бабочка не укололась, – ответила Зоя.

Вопросы для анализа рассказа:

– Как вы оцениваете поступок Зои?

– Поразмыслите, добро или зло принесла Зоя акации? бабочке?

– Как бы вы поступили в таком случае?

– Какие добрые дела может сделать человек?

Далее воспитатель читает другой рассказ, показывает иллюстрации к нему.

5. ЖУК НА НИТОЧКЕ. Э. Шим

Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А личинки майских жуков, жирные гусеницы такие, обгрызают у деревьев корни.

В общем, вредят как могут.

Мы этих майских жуков ловим хитрым способом.

Рано утром, пока еще прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких березках, оцепенели.


Тряхнешь дерево – и жуки вниз посыплются, только собирай. Вот мы их и собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел.

Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь, а ниточка не пускает.

Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело.

Вдруг дедушка как крикнет:

– Сейчас же бросьте! Нашли забаву!

Мальчишка, который жука привязал, даже обиделся.

– Это же вредитель!


– Знаю, что вредитель.

– Чего же вам жалко?

– Мне, – отвечает дедушка, – тебя жалко!

– Тебя. Хоть ты не жук, а человек.

– Чего же меня жалеть, если я человек?

– А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы. Даже таких вот жуков. Даже вредителей?

Вопросы для анализа рассказа:

– Какие чувства возникли у вас после прочтения?

– Поразмышляйте о поступке мальчика.

– Прокомментируйте последнюю фразу дедушки.

– Какие антонимы у этого слова? (Беда, несчастье, неприятность.)

Итог урока. Вывод.

В каждом из вас есть маленькая частичка доброты. Как маленькое солнышко. Добрый человек – тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Добрый человек любит природу. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

Читайте также: