Семинар конфликты в доу и пути их разрешения

Обновлено: 05.07.2024

Чтобы не бояться конфликтов и обратить их себе во благо, необходимо знать некоторые закономерности их возникновения, способы разрешения и уметь анализировать свои собственные возможности в этом нелегком деле.

Оценить 631 0

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Семинар – практикум для педагогов

Иванова Ирина Валерьевна

Цель: актуализация у педагогов потребности в управлении и разрешении

Познакомить педагогов с понятием, способами разрешения конфликтов.

Проанализировать собственный подход к конфликтам.

Помочь освоить навыки конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Оборудование: - карточки с описанием конфликтных ситуаций;

карточки для рефлексии (для каждого педагога).

? С какой целью вы пришли, что хотите получить от нашей встречи? (Ответы педагогов)

Мы сегодня собрались с вами, чтобы поговорить о конфликтах. Для того, чтобы не бояться конфликтов и обратить их себе во благо, необходимо знать некоторые закономерности их возникновения, способы разрешения и уметь анализировать свои собственные возможности в этом нелегком деле.

Понятие конфликта

? Что такое конфликт? (Ответы педагогов)

Состояние открытой, часто затяжной борьбы, сражения или войны.

Дисгармония в отношениях между людьми, идеями или интересами, столкновение противоположностей.

Психическая напряженность, возникающая как результат одновременного функционирования взаимно исключающих импульсов, желаний, мотивов, потребностей.

Конфликт не обязательно может принимать характер скандала. Во многих случаях он преодолим, а главное, и связан с необходимостью решения какой — то проблемы.

3. Модели конфликта

Сегодня мы с вами, в основном, будем говорить о конфликтах, которые могут происходить в детском саду, и могут возникать между следующими оппонентами:

Воспитатель - воспитатель. Какие могут быть причины этого конфликта? (личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, заведующей). Между двумя воспитателями возможен ресурсный конфликт. Когда цели участников конфликтной ситуации совпадают. Воспитатели могут претендовать на какие - то ограниченные ресурсы: территория, деньги, материальные предметы (два воспитателя претендуют на одну и ту же премию).

Методист - воспитатель. Методист недостаточно заинтересован в реализации образовательных программ и в их результатах, воспитатель игнорирует предложения методиста, новые разработки. Здесь возможен конфликт потенциалов. Любое коллективно организованное взаимодействие (детский сад). В детском саду вклад воспитателя и методиста требует примерно одинаковой отдачи. А несоответствие ожиданиям ведет к конфликту (я делаю это, это, это, получаю определенную сумму, а он ничего не делает и получает как я).

Заведующий - методист. Внедрение новых образовательных программ могут вызывать разногласия, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга. Между заведующим и методистом может возникнуть конфликт средств достижения цели, когда затрагивается процессуальная сторона взаимодействия и заведующий и методист отвечают на вопрос: как это делается? Участники конфликта могут иметь общие цели, ценности, а способы достижения целей у них различны (реализация намеченных целей; пути развития детского сада).

Заведующий - воспитатель. Предъявляются завышенные требования и неадекватно оценивается труд воспитателя. Деятельность воспитателя не соответствует ожиданиям заведующей, неудовлетворенность стилем руководства. Здесь может возникать конфликт правил взаимодействия, который связан с нарушением каких — либо принятых норм, установленных правил воспитателем либо заведующим (руководитель вторгается в личную жизнь подчиненного).

Воспитатель - родитель. Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Здесь возможен конфликт интересов. Когда воспитатель и родитель вольно или невольно сталкиваются с помехами в реализации своих интересов (вы заинтересованы, чтобы дети не пропускали детский сад без уважительной причины, а родители не приводят детей, чтоб меньше платить).

Родитель - заведующий. К ребенку предъявляют завышенные требования, неадекватно оценивают его способности, уделяют недостаточно внимания. Между родителем и заведующим возможен конфликт по поводу ценностей. В смысле, ценность как мировоззрение, образ жизни, вера. У заведующего могут быть одни ценности, у родителя другие. Особенно, если родители молодые, а заведующая намного старше (как воспитывать ребенка).

4. Искажения восприятия в конфликтной ситуации

Когда возникает конфликт, очень часто происходят искажения восприятия своего и чужого поведения, мотивации, состояния. Они следующие:

Как правило, так и получается. Когда мы попадаем в конфликтную ситуацию, то видим в другом человеке только плохое. Если бы наше восприятие было более адекватным, то, возможно, нам легче было бы выйти из конфликтной ситуации, и конфликтов было бы меньше.

5. Способы разрешения конфликтов

Имеется несколько подходов к разрешению конфликтов. Сейчас я предлагаю вашему вниманию способы разрешения в конфликтной ситуации.

Человек, использующий этот способ, активен и идет к разрешению конфликта собственным путем. Он старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы, вынуждая других людей принимать свое решение проблемы. Но конкуренция может вызывать у окружающих чувство отчуждения. Вот примеры тех случаев, когда следует использовать этот способ:

исход очень важен для Вас, и Вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;

Вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения;

решение необходимо принять быстро, и у Вас есть достаточно власти для этого;

Вы чувствуете, что у Вас нет иного выбора;

Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;

Вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняетесь от разрешения конфликта.

Ниже приведены наиболее типичные ситуации, в которых рекомендуется применять способ уклонения:

напряженность слишком велика;

исход не очень важен для Вас;

у Вас трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности;

Вы знаете, что не можете решить конфликт в свою пользу;

Вы хотите выиграть время, чтобы получить дополнительную информацию или чтобы заручиться чьей-либо поддержкой;

Вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему;

пытаться решить проблему немедленно опасно, поскольку открытое обсуждение конфликта может ухудшить ситуацию.

Третьим способом является приспособление. Он означает то, что Вы действуете совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы.

Приспособление может напоминать способ уклонения. Но основное отличие состоит в том, что Вы действуете вместе с другим человеком; Вы участвуете в ситуации и соглашаетесь делать то, чего хочет другой. При уклонении Вы не делаете ничего.

Вот наиболее характерные ситуации, в которых рекомендуется способ приспособления:

Вас не особенно волнует случившееся;

Вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми;

Вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы;

Вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для Вас;

Вы понимаете, что правда не на Вашей стороне;

у Вас мало власти или мало шансов победить.

Такой подход рекомендуется использовать в описанных ниже ситуациях:

решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него устраниться;

у Вас тесные, длительные отношения с другой стороной;

у Вас есть время поработать над возникшей проблемой;

желания обеих сторон известны;

Вы и Ваш оппонент хотите потрудиться над выработкой решения;

Вы оба способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;

обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью. Сотрудничество среди прочих способов является самым трудным, но оно

позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в конфликтных ситуациях.

Ниже перечислены типичные случаи, в которых способ компромисса наиболее эффективен:

обе стороны обладают одинаковой властью;

Вы хотите получить решение быстро;

Вас может устроить временное решение;

Вы можете воспользоваться кратковременной выгодой;

другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;

удовлетворение Вашего желания имеет для Вас не большое значение, и Вы можете изменить поставленную цель;

компромисс позволит Вам сохранить взаимоотношения.

Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней

возможностью прийти к какому-то решению.

А теперь, когда мы с вами рассмотрели все способы разрешения конфликтов, я предлагаю вам подумать и сказать, какой способ вы используете чаще всего для разрешения конфликтной ситуации? Насколько он эффективен? (Ответы педагогов)

6. Разрешение конфликтных ситуаций (работа в парах)

У меня пять карточек с описанием конфликтных ситуации и разными способами их разрешения (Приложение 1). Я предлагаю вам сейчас разыграть эти конфликты. Для этого нам понадобится пять пар. Каждой паре я раздам карточки с описанием конфликта. Вам надо определить, какой стиль поведения представлен в данной конфликтной ситуации. Разыграть этот конфликт, и в конце описать, что вы чувствовали, изображая данный конфликт. Остальные должны определить, какой способ разрешения конфликта был представлен. (Педагоги делятся на пары и разыгрывают ситуации).

Каков бы ни был способ разрешения конфликта, основным методом для разрешения конфликтной ситуации являются переговоры, в ходе которых возможно определить основную проблему, найти причины конфликта и пути выхода из конфликтной ситуации, принять совместное решение о выходе из конфликта.

7. Профилактика конфликтов

А сейчас я бы хотела поговорить о том, как предотвратить конфликт, не дать себя втянуть в конфликтную ситуацию.

Времена меняются, но педагоги, воспитывающие детей должны оставаться компетентными и в своей профессии, и в вопросах взаимоотношений с людьми. А это достигается педагогической дипломатией, педагогическим чутьем, освоением и совершенствованием навыков разрешения конфликтных ситуаций.

Насколько мы, педагоги и родители, терпимы друг к другу, внимательны, уважительны, настолько будут воспитанными, коммуникабельными, неконфликтными и наши дети.

Имя человека, к которому вы обращаетесь

Почему выполняете это действие

Выразить позитивное отношение к человеку

Елена Ивановна, я больше не буду писать за вас планы, потому что у меня нет на это времени, вы умный человек и сами все сделаете.

Нина Сергеевна, приходите на работу во время, потому что она у нас существует график, которого мы должны придерживаться, а вас я уважаю.

Иван Иванович, после работы я сегодня не останусь, потому что у меня другие планы на вечер, а к вам я отношусь с большим уважением.

8. Рефлексия. Подведение итогов работы и определение перспектив.

Наша сегодняшняя встреча подходит к концу. Мы с вами работали над разрешением конфликтных ситуаций.

А сейчас я вам предлагаю оценить нашу работу по разрешению конфликтных ситуаций, закончив предложения:

В ходе занятия я получила определенную информацию и .

Я получила немало пользы от занятия и буду.

Я получила хороший импульс к своему дальнейшему совершенствованию и буду.

В ходе дальнейшей работы я хотела бы узнать.

Приложение 1

Воспитатель - воспитатель (приспособление)

Одна из воспитателей была недовольна своей молодой коллегой за халатное отношение той к своим обязанностям: не убирает игрушки, не следит за детьми, нерегулярно проводит занятия. И постоянно говорила об этом ей и всем окружающим.

Молодая воспитатель пыталась во всем угождать своей коллеге, выполнять ее указания (задерживалась на работе, писала планы), но придирок от этого не становилось меньше.

Воспитатель - стажист в очередной раз начала высказывать своей коллеге, что она плохо работает. Молодая воспитатель неуверенно пыталась оправдываться, что она старается все делать, как ей говорят, берет домой планы, поздно уходит с работы. Воспитатель - стажист стояла на своем: надо лучше работать, а не сидеть, сложа руки.

Воспитатель - родитель (конкуренция)

Мама одного из детей была часто недовольна тем, как воспитатель относится к ее ребенку: недооценивает его способности, жалуется на поведение. А воспитатель говорила, что эта мама постоянно придирается к ней без всяких оснований.

Однажды между ними возник спор по поводу результатов диагностики ребенка. Мама говорила, что результаты занизили специально, из - за плохого отношения к ее ребенку и что она пойдет жаловаться к заведующей и в районо. А воспитатель ей на это отвечала, что результаты верны, что ее ребенок ничего не знает, что надо заниматься дома и что она может идти жаловаться куда угодно. Мама ушла очень рассерженная с твердым намерением рассказать о профессиональной непригодности этого воспитателя заведующей.

Заведующая - воспитатель (уход)

Заведующую детского сада не устраивала работа одного воспитателя: плохо готовила детей к утренникам, у детей были низкие показатели по изучаемой программе, не принимала участия в конкурсах и жизни детского сада.

Заведующая в очередной раз вызвала воспитателя к себе в кабинет и стала говорить, что у детей ее группы самые низкие результаты, в конкурсе среди воспитателей детского сада она опять не принимала участия.

Методист - воспитатель (компромисс)

Методист детского сада часто давала замечания воспитателям одной из групп по поводу развивающей среды и оформления группы. Между ними назревал конфликт.

Заведующая - родитель (сотрудничество)

Заведующая детского сада несколько раз предупреждала маму одного из детей, что если ребенок будет пропускать детский сад без уважительной причины, его исключат.

После очередного двухнедельного отсутствия ребенка в детском саду заведующая встретила маму в коридоре и попросила зайти ее в кабинет.

Там заведующая спросила ее, почему ребенок долгое время не посещал детский сад, что она готова рассмотреть причины непосещения и выслушать маму по этому поводу.

Мама согласилась рассказать о причинах непосещения ребенком детского сада и спросила заведующую, как можно решить эту проблему, не исключая ребенка из детского сада.

Разработка для старших воспитателей ДОУ о причинах возникновения конфликта, путях выхода из сложившейся ситуации, путях предупреждения.

ВложениеРазмер
konfliktologiya.docx 26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Если в вашей жизни нет конфликтов –

проверьте, есть ли у вас пульс…

Каждый человек имеет свой жизненный опыт. Поскольку мы воспринимаем мир неодинаково, возможны и неверное восприятие, и недоразумения, и различия в ценностях и потребностях. Эти различия влияют на то, как мы реагируем, чувствуем, думаем, действуем. Чтобы быть успешными, необходимо расширить своё видение и восприятие мира.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

Самое неприятное в конфликте - страх, злоба, обида, взаимные упреки, оскорбления и даже рукоприкладство.

Как вы думаете, каковы же причины конфликтов?

1. Неумение владеть своими эмоциями.

2. Люди не подходят друг другу по поведению, характеру, взглядам.

3. Вмешивается в конфликт кто-то третий.

  • проблемы физического плана, связанные со здоровьем;
  • проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, потеря друзей, дружбы, авторитета, уважение к себе и другим людям, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т.п.);
  • проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).

Неадекватное поведение в конфликте приводит к поспешным, необдуманным действиям, ухудшает отношения между людьми, приводит к нарушению границ толерантности.

Но ведь конфликты могут возникать не только между взрослыми. В детском саду, к сожалению, часто возникают споры между педагогом и ребёнком.

В детском возрасте с конфликтными ситуациями мы сталкиваемся постоянно, порой бывает очень трудно в них разобраться.

Причины возникновения конфликтов различные. И длительность конфликтной ситуации также бывает разная. Иногда конфликт может тянуться несколько дней, а иногда завершиться за несколько минут.

В общении детей друг с другом возникают ситуации, которые требуют согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Поэтому, мы должны научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить своё желание, выслушать желание другого, договориться.

Каких же принципов придерживаться воспитателям?

1. Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать.

2. Очень важен личный пример воспитателя, когда его оценки касаются только поступков детей.

3. Развитие самоконтроля – это когда дети знакомы с определенными стандартами, правилами, регуляторами, которые помогают в конфликтной ситуации.

4. Развитие навыков общения детей со сверстниками.

5. Воспитатель предлагает детям дошкольного и младшего школьного возраста игры и активно в них участвует.

Участники делятся на две подгруппы, одна подгруппа в конфликте играет роль родителей, а другая – воспитателей. Раздаются тексты конфликтных ситуаций.

- Воспитатель : Ваш малыш постоянно мочится в штанишки. А в сончас и вовсе с головы до ног промок!

- Родитель : Вы знаете, дома ведь он по-другому себя ведет…просится в горшок.

- Воспитатель : Только спросила, хочет ли он в туалет - говорит, нет, отвернешься – штанишки мокрые и глаза полные слез. Вам, наверное, нужно к врачу. Я не могу все время за ним бегать!

- Родитель : Я думала присмотр и уход за ребенком пока он в саду, ваша задача. Вы за это деньги получаете!

- Воспитатель : У меня в группе 20 детей … Я не могу заниматься только Вашим ребенком!

Вариант разрешения 1 ситуации:

- Воспитатель : Замечательный малыш, очень любит слушать стишки-потешки, начал играть с детьми, но часто мочится в штанишки.

- Родитель : Вы знаете, дома ведь он по-другому себя ведет…просится в горшок.

- Воспитатель : Не волнуйтесь, адаптация – это стресс для каждого ребенка. Старайтесь придерживаться рекомендаций специалистов, и принесите сменное белье.

- Родитель : Спасибо Вам, думаю мы скоро привыкнем к саду. (сотрудничество) .

- Воспитатель : (смеется) Мы нашим деткам также читаем сказки, стихи, учим песни и разносторонне развиваем. Вас что именно не устраивает?

- Родитель : Я спрашивала у дочери, она не знает наизусть ни стихов, ни песен. Хотя они с девочкой знакомых одного возраста.

Вариант разрешения 2 ситуации:

- Воспитатель : (смеется) Мы нашим деткам также читаем сказки, стихи, учим песни и разносторонне развиваем. Можете в любой день прийти и послушать.

- Родитель : Я спрашивала у дочери, она не знает наизусть ни стихов, ни песен. Хотя они с девочкой знакомых одного возраста.

- Воспитатель : У нас в группе очень много талантливых и творчески активных ребят, и Алиса не исключение. В группе со всеми детками поет и читает стихи. Чтобы полностью раскрыть ее таланты, думаю, нужно чаще заниматься с ней: вам – дома, а нам - в саду. (сотрудничество)

В заключении хочется сказать следующее – в школах верховой езды не хвалят наездника, который может удержаться на вздыбленной лошади, как вы думаете, почему? (Под опытным жокеем лошадь никогда не встанет на дыбы.) Так же и с конфликтами. Конечно, умный, знающий человек найдет выход из любого положения, но мудрый в него не попадет. А значит, мудрый не доведет отношения до конфликта.

Я желаю вам, чтобы конфликтных ситуаций в вашей практике встречалось как можно меньше. Чтобы каждый из вас умел вовремя заметить тот момент, когда можно предотвратить конфликт между детьми. Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Памятка для родителей «Причины конфликтов у дошколят и пути их разрешения».

Практический семинар -практикум для педагогов "Конфликты и пути их разрешения"

Практический семинар-тренинг для педагогов "Конфликты и пути их разрешения" Цель: помочь педагогам преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций.Задачи:Рассмотреть понят.


Конфликт и пути его разрешения. Семинар - практикум для педагогов ДОУ

Семинар - практикум направлен на расширение теоретических знаний, формирование практических умений и отработку навыков по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в рамках педагогического.


Конфликты между детьми в ДОУ. Пути их разрешения. (консультация для педагогов ДОУ)

laquo;…". конфликт – это природное явление. Он является более полезным для детей, чем думают многие взрослые, так как ребенок имеет возможность получить опыт конфликта, учится грам.

Семинар-тренинг для педагогов "Конфликты. Конструктивные способы их разрешения"

Семинар-тренинг для педагогов "Конфликты. Конструктивные способы их разрешения".


Консультация для педагогов «Причины возникновения конфликтов в игровой деятельности и пути их разрешения».

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Семинар – практикум для педагогов на тему:

Педагог-психолог: Прохорова Г.Е.

Цель занятия : обучение методикам работы с детьми по формированию навыков разрешения конфликтных ситуаций.

развивать навыки управления межличностными конфликтами;

развивать навыки конструктивного решения конфликтных ситуаций в детском коллективе;

формировать умения эффективного поведения в конфликтных ситуациях;

формировать навыки выбора стратегий разрешения межличностных конфликтов.

1 . Стартовый шеринг . Время: 3 минуты.

Цель: демонстрация модели конфликтной ситуации.

Время: 10 – 15 минут.

Ход упражнения:

Участники встают в круг, взявшись за руки. Каждый выбирает в комнате то место, куда ему хотелось бы попасть, но не произносит это вслух. В течение трех минут участники должны побывать в том месте, которое выбрали. Задание выполняется молча, участники не разъединяют рук.

На следующем этапе упражнения участникам разрешается разговаривать. Задание тоже.

Какие чувства вы испытывали, когда выполняли упражнения молча?

Что хотелось сделать?

Удалось ли вам достигнуть поставленной перед вами задачи, когда вам было разрешено разговаривать между собой?

Время: 10 минут.

Ход упражнения:

Далее участники объединяются для обсуждения наработок.

В общих чертах конфликт это — столкновение или борьба, враждебное отношение. Конфликт определяется как отсутствие согласия между детьми.

Вопрос для обсуждения : из – за чего возникают конфликты в детском коллективе?

Существуют различные причины конфликтов.

неприязнь детей друг к другу;

пытаются занять лидирующею позицию в группе;

не поделили игрушку;

разница в возрасте и др.

Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми могут быть сведены к следующему:

1. Признать существование конфликта, т. е. признать наличие противоположных целей. Сказать детям, что вы поссорились, поспорили.

2. Выявить круг вопросов. Выяснить из – за чего возник конфликт.

3. Успокойте детей, по возможности. Предложите обсудить конфликтную ситуацию через какое – то время (оговорить через какое время конкретно).

4. К этому времени подготовить свои варианты решения.

5. Приступись к разговору, выслушивая детей по очереди.

Ознакомить детей с правилами разрешения конфликтов для детей.

Вопрос для обсуждения : Давайте сформулируем правила разрешения конфликтов для детей.

Правила разрешения конфликтов для детей:

Говорить по очереди.

Сказать чего ты хочешь (конфликтующие стороны высказывают свои пожелания).

Найти варианты, которые устраивают обе стороны.

Так как воспитателю отводится роль наблюдателя-посредника, то главная его цель — целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, коррекция поведения участников конфликта, обеспечение нормального (максимально возможно хорошего) обмена мнениями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга посредством того, кто между ними. Поэтому для воспитателя в конфликте важен не сам предмет и материал конфликта, а формальная сторона взаимодействия, т. е. его организованность. Деятельность воспитателя должна быть направлена на достижения соглашения сторон конфликта.

К навыкам управления конфликтом, в основном, относят коммуникативные навыки и навыки принятия решений — конструктивные приемы и техники активного слушания, ведения диалога, способность к различению позиционных требований и базовых интересов, видение перспективы и др.

Цель: обучение технологии формирования толерантности и конструктивного поведения в конфликтных ситуациях у детей.

Время: 10 минут.

Ход упражнения:

Объяснения могут быть любыми, но не должны повторяться.

Примечание: Наступать на ногу необходимо чисто символически, без усилия.

Это упражнение поможет научиться не обижаться и не держать зла на людей нечаянно причинивших вам боль или создавших вам неудобства, дискомфорт.

В жизни бывают ситуации, когда случайно возникают объективные условия для возникновения конфликта. Так бывает и в детском коллективе

Согласитесь, что порой очень важно волевым усилием, своей, тактичностью, толерантностью сдержать нахлынувшее на вас раздражение и желание действовать агрессивно. Улыбнитесь, пошутите, скажите теплые слова и вы почувствуете, что ваше раздражение улетучилось, и прошла боль. Необходимо, по возможности, готовить себя к таким ситуациям.

Очень важно развивать у детей навыки контроля чувств.

Цель: иллюстрировать позицию воспитателя, который выступает посредником в детских конфликтах и их разрешении.

Время: 10 – 15 минут.

Разделитесь на А и Б (происходит деление на пары). Сейчас вы встанете в пары А с Б, возьмитесь за концы карандаша и тяните карандаш каждый в свою сторону.

Но прежде, чем вы начнете выполнять упражнение, каждый получит секретную инструкцию. Прочитайте ее, но никому не показывайте.

Тренер раздает листочки с дополнительными инструкциями.

По сигналу тренера пары начинают выполнять упражнение.

Каждый назовите свою инструкцию (тайную)?

Что вы чувствовали когда выполняли упражнение?

Добились ли вы результата?

Какой был бы результат, если бы инструкция была известна.

Это упражнение иллюстрирует позицию воспитателя, который выступает посредником в детских конфликтах и их разрешении.

Очень часто в конфликтных ситуациях между воспитателем и воспитанником строятся отношения, противодействия друг другу.

Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:

1. При разрешении конфликтной ситуации воспитатель, педагог несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта, т. к. воспитанники усваивают социальные нормы отношений между людьми.

2. Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателя и детей видится по-разному, поэтому воспитатель не может навязывать свое решение.

3. Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.

4. Профессиональная позиция воспитателя (педагога) — взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы детей.

5. Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.

В зависимости от причин конфликта между детьми и от способов конфликтного поведения его участников, межличностный конфликт может иметь следующие виды исхода:

1) уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий;

2) сглаживание противоречий, когда один из участников конфликта либо соглашается с предъявленными ему претензиями, либо стремится оправдать себя;

3) компромисс — взаимные уступки обоих сторон;

4) эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние (с участием не только детей, но и взрослых);

5) сотрудничество – участники конфликта находят решение, которое удовлетворило интересы обеих сторон;

6) силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия.

Вопрос для обсуждения: Какой исход на ваш взгляд является наиболее предпочтительным?

Предлагаются следующие принципы, которые позволяют успешно разрешить конфликт:

• в решении проблемы учитывать нужды каждого;

• использовать творческий подход к решению проблемы: превратить конфликтную ситуацию в проблемную, а саму проблему или задачу — в возможность открыть для себя и для других нечто новое;

Навыки, которые необходимо сформировать у детей, чтобы они могли самостоятельно решать конфликты:

• развивать у ребенка эмпатию, навыки общения, ведущие к сближению;

• оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка;

• высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным;

• нейтрализовать борьбу за власть;

• учить детей управлять эмоциями;

• формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта;

• вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.

Рекомендации воспитателю по разрешению конфликтных ситуаций:

Развести конфликтующих в разные стороны, устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока придут в себя.

Успокоить участников конфликта, подключить другого взрослого, специалиста, помощника воспитателя.

Расспросить в индивидуальной беседе, что случилось.

Оценить обстановку, выяснить, что произошло;

Разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу; сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, должно ли последовать наказание, играет ли наказание какую-нибудь роль для ребенка, какие уроки он извлечет, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким-либо нежелательным осложнениям.

Помочь – это значит дать возможность ребенку самому решить свои проблемы.

Описание работы: семинар рассчитан на педагогический коллектив ДОУ.
Место работы:: МКДОУ «Бородинский д/с «Теремок поселок Бородинский, Киреевский район, Тульская область.





Читайте также: