Андреев анатэма краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Литературные герои. — Академик . 2009 .

Полезное

Смотреть что такое "АНАТЭМА" в других словарях:

Андреев, Леонид Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Андреев. В Википедии есть статьи о других людях с именем Андреев, Леонид. Леонид Николаевич Андреев … Википедия

Андреев Леонид Николаевич — (1871 1919), рус. писатель. Романтич. природа творчества, ярко выраженное личностное начало, резко субъективный характер мировосприятия обнаруживают типологич. сходство поэтич. миров А. и Л. Органичные для А. проблемы одиночества, социального… … Лермонтовская энциклопедия

Качалов Вас. Ив — КАЧАЛОВ Вас. Ив. (наст. фамилия Шверубович) (1875 1948) актер. Т ром увлекся в гимназич. годы. Будучи студентом юрид. ф та Петерб. ун та, выступал в любит. спектаклях, имел большой успех, отмеч. в прессе. Оставив ун т, пошел на профессион. сцену … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Андреев Леон. Ник — АНДРЕЕВ Леон. Ник. (1871 1919) писатель. Из мещанской семьи. Окончил юрид. ф т Моск. ун та (1897). Служил пом. присяжного поверенного. Первая публикация рассказ В холоде и золоте (1892). С 1897 на газ. работе, в осн. в радикальной газ. Курьер в… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

АНДРЕЕВ — Леонид Николаевич (1871 1919), русский писатель. Экспрессионизм в изображении кризисных ситуаций: испытания веры в повести Жизнь Василия Фивейского (1904); безумие и ужас войны в рассказе Красный смех (1905). Сочувствуя революционерам ( Рассказ о … Современная энциклопедия

АНДРЕЕВ Леонид Николаевич — (1871 1919) русский писатель. Ранние рассказы носили демократический и реалистический характер ( Баргамот и Гараська , 1898). Сочувствуя революционерам ( Рассказ о семи повешенных , 1908), изображал революцию как стихийный бунт ( Савва , 1906);… … Большой Энциклопедический словарь

Андреев Леонид Николаевич — Андреев, Леонид Николаевич, даровитый писатель. Родился в Орле в 1871 году. Отец его, сын по крови предводителя дворянства и крепостной девушки, был землемером; мать происхождения польского. Детство свое помнит ясным, беззаботным . Учился в… … Биографический словарь

Колосов Николай Александрович — писатель (родился в 1863 году), священник, воспитанник Московской духовной академии. Главные его работы: Типы православного духовенства в русской светской литературе (М., 1898 1907); Религиозно публицистические романы Эмиля Золя Лурд , Рим и… … Биографический словарь

Анатэма просится в рай. Привратник посылает его в мир. Анатема одаривает семью Давида деньгами. Тот раздает всё бедным, оставляя семью в нищете. Страждущих становится все больше, они убивают Давида.

За минуту

Анатэма тщетно пытается проникнуть через райские врата. Привратник говорит, что ничто ему не поможет, поскольку Анатэма глух к добру.

Тогда Анатема идет в город, где, как он слышал, живет праведный торговец Давид. Назвавший адвокатом Нуллюсом, он говорит ему, что умерший брат завещал семье 2 миллиона долларов. Жена Давида Сура, сын Наум и дочь Роза радуются, но сам Давид считает, что посланец принес ему проклятие.

Давид купил виллу на берегу моря, но жизнь в богатстве ему претит. Анатэма-Нуллюс, которого он взял в секретари, советует ему поступить по заповедям: раздать добро бедным.

Давид так и поступает – к ужасу жены и детей. Наум умер от чахотки, Роза сбежала из дому, Сура осталась в нищете.

Давид хочет окончить жизнь в Иерусалиме, но отдает деньги нуждающейся женщине. Следом за ней приходят слепцы. Нищих все больше, толпа преследует Давида. Люди требуют явить им чудо, а потом забрасывают Давида камнями. Анатэма торжествует.

Тогда - в 1909 к трагедии обратились В. И. Немирович-Данченко в Московском художественном театре, А. А. Санин в Новом драматическом театре в Петербурге и А. Я. Таиров в Драматическом театре Н. Михайловского Риге.

Леонид Андреев видел две постановки из трех – в Московском Художественном и в Новом драматическом театрах. В Ригу писатель не успел до запрета спектакля. Андреев с похвалой отозвался о постановке Санина (которую Евреинов разругал в пух и прах и вообще приняли холодно), посчитав ее наиболее близкой к тексту пьесы. К сожалению, информации об этом спектакле осталось мало. Так что конкретизировать авторские похвалы сегодня чрезвычайно трудно. Можно попытаться сделать это на контрасте со спектаклем Художественного театра, о котором как раз очень много материала, и который Андреев не принял. Точнее, писателю не понравился не спектакль как таковой – мастерство художественников он оспаривать не пытался. Писатель не принял трактовку его произведения, предложенную режиссером, не принял образы, кроме образа Анатэмы в исполнении В. И. Качалова, и то заметил, что это - не его герой, а исключительно качаловский (эта роль стала одной из лучших в биографии великого артиста).

Это особенно парадоксально, если учесть, что в Художественный театр, чьим искренним поклонников Андреев был всегда, он принес пьесу лично, буквально, как только закончил, еще до резолюции цензоров. Видимо, верил, что именно художнественники смогут передать авторский замысел в полной мере. Но.

Как же так вышло?

Это вольный, дерзкий парафраз Книги Иова, драма в равной мере символическая и психологическая, горькое размышление о человеческой природе, вере, истине, Боге.

Василий Иванович Качалов в роли Анатэмы в одноименном спектакле Московского Художественного театра. 1909 год

Василий Иванович Качалов в роли Анатэмы в одноименном спектакле Московского Художественного театра. 1909 год

Как же поняли ее в Художественном театре?

Чтобы не быть голословной, процитирую самого Немировича-данченко, его беседу с артистами перед началом репетиций:

Это есть вопль мировой нищеты. В беседе с Андреевым я почувствовал, что он не очень оценил это сам, но это так.

Вся пьеса есть вопль к небу всех голодных, несчастных, именно голодных. Жаждут чуда, спасения, а все чудо в одном слове: “справедливость”.

Признаться, когда я в архиве еще студенткой читала стенограмму этой беседы, была, мягко говоря, очень удивлена.

Немирович, тонкий, умнейший, чувствительный к нюансам, к оттенкам, умеющий образно мыслить Немирович демонстрирует такое упрощенное, плоское, я бы сказала, тупиковое понимание сложной и многоплановой пьесы!

Всилий Иванович Качалов в роли Анатэмы и Александр Лелнидович Вишневский в роли Давида Лейзера в спектакле Московского Художественного театра. 1909 год

Всилий Иванович Качалов в роли Анатэмы и Александр Лелнидович Вишневский в роли Давида Лейзера в спектакле Московского Художественного театра. 1909 год

Нет, он всего лишь раздал свое богатство нищим. Он не хотел ни строить дворца, где соберет все бедняков земли, ни утвердить себя на троне нового царства, ни обрести чудесной силы, чтобы воскрешать мертвецов.

Удивительно, что в беседе с актерами В. И. Немирович-Данченко обходит своим вниманием два центральных образа пьесы. Он увлеченно говорит о быте, возвышающем страдании, пролитии слез над нищетой.

Но если это хоть как-то может быть отнесено к образу Лейзера, то ни коим образом не относится к Анатэме.

В моем представлении – никак. Во всяком случае, тот Анатэма, которого я вижу в тексте пьесы. Либо этот образ должен был быть невероятно снижен и приземлен, опошлен до банального провокатора (но это противоречит всем отзывам об исполнении Качаловым роли). Либо, напротив – поднят на недосягаемую высоту всезнающего и страдающего Сатаны – антипода, равного Тому, Кто за Вратами, который по-своему видит счастье и судьбу рода человеческого.

Но как же тогда нужно было сыграть пролог и эпилог, чтобы связалось это – несвязуемое.

Нет, если по гамбургскому счету, можно представить, как режиссер пришел к такой трактовке.

Впечатление такое, что Немирович не прочел в пьесе ни пролога, ни эпилога, или ни слова не понял из них. Но этого же не может быть.

Тогда откуда такое прочтение?

К. С. Малевич. Василий Качалов в спектакле Московского Художественного театра по пьесе Л. Андреева "Анатэма". 1909 г. Единственный пробный оттиск гг. Коллекция С. Григорьянца

К. С. Малевич. Василий Качалов в спектакле Московского Художественного театра по пьесе Л. Андреева "Анатэма". 1909 г. Единственный пробный оттиск гг. Коллекция С. Григорьянца

А бедный дьявол Анатэма, получается, режиссеру был совсем не интересен.

Может, потому Качалову так и удалась эта роль, что Немирович не приставал к нему со своими трактовками? Ведь в его трактовке Анатэме незачем быть дьяволом, достаточно оставаться мелким бесом или просто провокатором вроде Азефа.

Я, наверно, жестко пишу.

Впечатление такое, что власть и общество накануне революции вели себя как перессорившиеся дети: вместо того, чтобы вместе пытаться справляться с проблемами, искать пути выхода из кризиса, они предъявляли друг другу старые счеты и пытались выяснить, кто же виноват. По-моему, это самый безнадежный, тупиковый путь.

Впрочем, он и ни привел ни к чему, кроме краха.

Интересно, что его трактовка в корне противоположна трактовке Немировича, и как мне кажется, гораздо ближе к автору.

Вот выдержки из его беседы с актерами (сама отыскала автограф в фондах РГАЛИ, расшифровала его (таировский почерк - это нечто немыслимое)):

“Лицо мое открыто, но ты его не видишь. Моя речь громка, но ты ее не слышишь. Мои веления ясны, но ты их не знаешь, Анатэма”.

В пьесе небытовой элемент перевешивает бытовой, который дан только вскользь, намеками. Сущность пьесы чисто духовная, отвлеченная, для которой совершенно несущественны всякие бытовые подробности. Наоборот, бытовые подробности могут отвлечь внимание зрителя от внутреннего к внешнему и затемнить тем самым идею пьесы. Пьесу нужно ставить схематично, без бытовых деталей, как в обстановке, так и в исполнении.

В пьесе Леонид Андреев проявляет совершенно особое отношение к Дьяволу, отношение, делающее его Анатэму не похожим ни на один из до него созданных образов Сатаны. Анатэма Андреева – не могучий, уверенный в себе Князь Тьмы. Нет, его Анатэма несчастный, стремящийся к истине, страстно жаждущий и ищущий ее, его Анатэма не может быть правдивым, ибо нет предела сомнениям его, - он сам всего боится, - мрачный и злой шут он тоскует о величии, а, принужденный к смеху, ненавидит смех. Он хочет заглянуть хоть в щель заповедных ворот, он тоскует по истине и желая узнать ее, ползает на брюхе, как собака. Он настолько несчастен в своем незнании, что не мило ему его бессмертие “Я устал искать, - говорит он, - я устал жить и мучиться бесплодно в погоне за ускользающим вечно. Дай мне смерть, - молит несчастный Анатэма, - но не терзай неведением меня”.

Вот каков Анатэма Андреева. В этом его своеобразие и оригинальность, новое освещение. Это не Дьявол – владыка, нет, это несчастный Дьявол, восстающий на бога потому, что невыносима для него жизнь без знания, без истины. Это Дьявол, способный в нас пробудить сочувствие и жалость, ибо не его вина, что, преданный заклятью. Он лишен сердца, что единственным его орудием в погоне за истиной является вечно сомневающийся неугомонный разум.

Такой Дьявол жив почти в каждом из нас, людей ХХ века, разъеденных анализом и рефлексом. Это Дьявол нашего времени, Дьявол, родственный нам и по исканиям, и по мучению относительно безысходности их. Но в нашей душе жив Давид, ибо еще не совсем угасла в нас незнакомая Анатэме способность верить и гореть.

Прочитав это (здесь лишь выдержки, беседа достаточно длинная), изумляешься еще больше сознательно или бессознательно поверхностному прочтению художественников, попытавшихся превратить глубокую философско-религиозную трагедию в местечковую социальную драму.

На склоне горы, в пустынной местности Анатэма пытается проникнуть за наглухо закрытые врата, которые охраняет Некто, ограждающий входы. Анатэма просит пропустить его за ворота, но Некто ему отказывает, тогда он просит рассказать ему – куда идти и что делать, но Некто говорит, что его советы Анатэма все равно не слышит, пусть делает, что хочет. Анатэма под именем адвоката Нуллюса появляется возле торговцев и говорит ждет Давида Лейзера.

Когда тот появляется, Анатэма сообщает, что покойный брат оставил Давиду два миллиона долларов. Бедный торговец уверен, что Анатэма принес не деньги, а проклятия. Остальные члены семьи (жена Сура, дочь Роза и сын Наум) радуются неожиданному наследству.

Давид-миллионер, снял виллу у моря, завел прислугу и нанял Анатэму личным секретарем. Наум смертельно болен, но учится танцевать. Давид считает, что деньги не приносят счастье и жалуется на жизнь Нуллюсу, который в ответ призывает его вернуть долг Богу и раздать богатство нищим. Давид соглашается и просит секретаря позвать семью и всех бедняков в округе.

Давид обращается к ним

с пламенной речью, призывая всех приходить в его дом за помощью. Роза возмущена отцовским решением, Наум раздавлен, жена в отчаянии. После того, как Давид раздал бедным свое наследство, его жизнь изменилась. Сын Наум умер от чахотки, Роза сбежала из дома, прихватив немного денег, а у торговцев дела пошли вверх. Давид хочет поехать в Иерусалим – доживать свой век в святых местах.

Все ждут, когда появится Давид с Нуллюсом, горячо приветствуют Давида, говорят, что “Давид – не простой человек” и обращаются к нему на Вы.

Давид ощущает бессмертие, Анатэма в отчаянии взывает к силам тьмы. Внезапно появляется женщина, окровавленная и в разорванных одеждах. Ей нужен Давид, радующий людей. Она падает на колени перед ним и просит денег. Давид отдает ей деньги, отложенные на поездку в Иерусалим.

За женщиной приходят слепцы, которым тоже нужна помощь Давида. Просящих все больше, а денег нет. Давид в ужасе и не знает, что делать.

Анатэма прячет его в каменоломне, потом они бегут на восток, а все страждущие – вслед за ними.

Люди требуют от Давида чуда, а, не получив его, кидают в него камни. “Давид, радующий людей, – убит людьми и богом”. – ликует Анатэма. Он считает себя победителем, не понимая, что “не может быть правдивым дьявол и нет предела сомнениям его”.

Читайте также: