Виды контроля по математике в средней школе

Обновлено: 08.07.2024

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике всегда имела и имеет место в практике работы школы. Она является для учителя средством установления того, как ученик усваивает программный материал, как продвигается в своем развитии по годам обучения. Одновременно проверка и оценка служат сигналом о трудностях в изучении материала, об эффективности применения учителем того или иного учебного пособия, методов и приемов обучения. Проверка знаний важна и для учащихся, так как служит им сигналом об уровне усвоения и обучает самоконтролю.

Вопросам проверки и оценки знаний учащихся посвящено много исследований в педагогике и психологии, а по результатам этих исследований изданы практические разработки самостоятельных и контрольных работ, различных тестов, олимпиадных заданий, математических диктантов и так далее.

Основной целью проверки и оценки качества знаний ученика учителем является определение качества усвоения учеником программного материала – уровня овладения знаниями, умениями, навыками, предусмотренными стандартом по математике.

  1. Определить меру ответственности каждого ученика за результаты учения.
  2. Оценить уровень умений ученика добывать знания самостоятельно.
  3. Учитель должен анализировать результаты контроля и делать вывод о необходимости совершенствовать преподавание, а ученик – о необходимости продвижения в своем умственном развитии.
  1. Текущий контроль.
  2. Тематический контроль.
  3. Периодический контроль.

Решая главную задачу обучения учащихся, учитель проводит работу по накопляемости оценок и , следовательно, объективно выставляет оценки за четверти, полугодия и год. Повторюсь еще раз: математика – письменный предмет и оценки за письменные работы играют ведущую роль в определении итоговой оценки. Остановлюсь подробнее на некоторых формах текущего контроля:

  • не по любой теме можно провести диктант,
  • не все учащиеся способны хорошо воспринимать задания на слух ( ведь есть дети- визуалы и кинестетики, а не только аудиалы),
  • с их помощью можно проверить, усвоили ли учащиеся обязательный минимум знаний, но нельзя организовать углубленную проверку.
  • математические диктанты развивают умение воспринимать задания на слух, а это ведет к умению слушать лекцию и слушать вообще,
  • это альтернатива устного счета, который охватывает не всех учеников,
  • ответы на вопросы диктанта показывают, усвоено ли основное содержание ранее изложенного материала.
  • их нужно решить за время, не превышающее рамки урока (40 минут),
  • результат не должен сильно зависеть от везения, а каждый ученик, опираясь на свои знания, умения и навыки, может получить правильный ответ.
  1. Проверяющие логические способности учащихся.
  2. Проверяющие основные знания и умения ученика.

Я чаще всего использую тесты второй группы, которые максимально приближены к обычной контрольной работе, и могут быть использованы как подготовительные перед контрольной работой, как тренировочные или же в качестве самоподготовки учащегося и самоконтроля. Однако, тесты имеют главное преимущество перед обычной контрольной работой – оперативность: его можно провести и проверить быстрее, а оценки можно объявить сразу по окончании. Разнообразие тестов, их большое количество позволяет учителю проводить их так часто, как ему это необходимо в зависимости от цели урока, наличия учебного времени, уровня подготовки учащихся.

  • обучающей. Смысл заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе изучения нового материала. Цель таких работ – в развитии интереса к изучаемому материалу, привлечение внимания учеников к объяснению учителя. Такие работы проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, т.е. фазу после объяснения нового материала учителем, когда знания учеников ещё непрочны. Содержание таких работ составляется из заданий репродуктивного характера, работы проверяются немедленно и плохие оценки за них не выставляются в журнал. Применение таких работ даёт учителю четкую картину того, что происходит на уроке, как ученики понимают материал на самом раннем этапе его изучения. Цель обучающих самостоятельных работ – не контроль, а обучение, поэтому такие работы должны быть кратковременными. Самостоятельно давая ответы на вопросы, ученики осмысливают объяснение учителя, запоминают основные свойства, правила, учатся их применять, с интересом воспринимают изучаемый материал, так как сами участвуют в его объяснении. К обучающим самостоятельным работам относятся также самостоятельное составление детьми алгоритмов и решение задач по алгоритму.
  • тренировочной. К тренировочным работам относятся задания на распознавание различных объектов и их свойств. В заданиях такого типа часто требуется воспроизвести или непосредственно применить теоремы, определения, свойства тех или иных математических объектов. Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Конечно, такая работа мало способствует умственному развитию учащихся, но она необходима, так как позволяет выработать основные умения и навыки и, тем самым, создать базу для дальнейшего изучения математики. При выполнении тренировочных самостоятельных работ учащимся необходима помощь учителя, поэтому можно разрешать пользоваться учебником и тетрадью, справочными таблицами и т.д. Всё это создает благоприятный климат для “слабых” учащихся. В таких условиях они легко включаются в работу и, как правило, успешно справляются с ней. К таким работам можно отнести выполнение заданий по разноуровневым карточкам, где вариант 1 рассчитан на слабо подготовленных учащихся. Главная задача учащихся, работающих по этому варианту, состоит в достижении обязательного уровня математической подготовки, определенного стандартом. Для многих заданий здесь даются указания, пошаговые инструкции, данные для самоконтроля. Вариант 2 несколько усложнен по сравнению с вариантом 1. Он ориентирован в основном на достижение учащимися обязательного уровня математической подготовки, но в тоже время создаёт для них условия для овладения знаниями и умениями на более высоком уровне. К некоторым заданиям даются указания и данные для самоконтроля, однако, методическая помощь представлена здесь в меньшем объеме. Вариант 3 рассчитан на учащихся с хорошей математической подготовкой. Он даёт им возможность достаточно интенсивно овладеть основными знаниями и умениями и научиться применять их в разнообразных усложнённых ситуациях. Удобно пользоваться комплектами карточек – заданий, размещённых по конвертам разных цветов или с разными условными знаками: “красные” - на “5”; “зелёные”- на “4”; “синие”- на “3”.Некоторые учащиеся, выполнив своё задание, хотят попробовать решить задания более высокого уровня. Учащиеся постепенно привыкают и уже не боятся трудностей.
  • закрепляющей. К таким самостоятельным работам можно отнести те, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают, насколько прочно, осмысленно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного вида учитель определяет, нужно ли ещё заниматься данной темой. Примерами таких работ служат дидактические материалы, встречающиеся в изобилии в методических отделах.
  • повторительной. Очень важны такие работы, ведь перед изучением новой темы учитель должен знать, подготовлены ли школьники, есть ли у них необходимые знания, чтобы изучение нового прошло без затруднений. Например, в курсе алгебры 8 класса перед изучением темы “Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями” целесообразно провести самостоятельную работу, позволяющую определить, как ученики помнят следующие вопросы: сложение и вычитание обыкновенных дробей, общий знаменатель, дополнительный множитель, подобные слагаемые, способы разложения многочлена на множители.
  • развивающей. Самостоятельными работами развивающего характера могут быть домашние задания по составлению докладов на определенные темы, решение олимпиадных задач, сочинение математических игр, кроссвордов, ребусов, сказок и т.д.
  • творческой, которая вызывает у учащихся большой интерес. Они предполагают высокий уровень самостоятельности. Здесь ученики открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых, неожиданных, ситуациях. Это задания на поиск второго, третьего и т.д. способов решения известной задачи.
  • контрольной. Такие самостоятельные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения. Они должны отвечать следующим требованиям:
  1. Контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему.
  2. Они должны быть направлены на отработку основных навыков.
  3. Они должны обеспечивать достоверную проверку уровня обучения.
  4. Они должны стимулировать учащихся, позволять им демонстрировать прогресс в своей общей подготовке.

Пройдена некоторая тема или подтема учебной программы, у учителя возникает вопрос: а как она усвоена учащимися? Этой цели отвечает тематический контроль знаний. Материал темы (подтемы) необходимо, прежде всего, разделить на основной – имеющий значение для последующего обучения, и второстепенный (локальный). При решении этого вопроса исходят из объяснительной записки действующей программы. Одной из основных форм тематического контроля по математике являются письменные контрольные работы. Частота и содержание этих работ определяются программой и примерным тематическим планированием учебного материала в каждом классе, а также пособиями типа “дидактические материалы”, утвержденными МО РФ. Все контрольные работы предлагаются в двух – трех – четырёх-шести вариантах. Каждая включает в себя как задания, соответствующие обязательному уровню (они обычно отмечены знаком), так и задания более продвинутого уровня. Их выполнение рассчитано на один урок. Однако, следует иметь в виду, что предлагаемые работы достаточно насыщены по объему, поэтому учитель, оценивая возможности своих учеников, вправе уменьшить объем работы за счёт исключения какого-либо из последних заданий. Возможен и такой вариант, когда одно из заданий является резервным, и его невыполнение не влечет снижение оценки за контрольную работу.

Под периодическим контролем обычно понимается подведение итогов обучения за четверть, полугодие, год. Он слагается из системы тематического контроля и носит более обобщенный характер. Тексты данных работ могут быть присланы из управления образования, а могут быть составлены на заседаниях районных или внутришкольных методических объединений. Могут быть использованы и тексты, помещенные в “Дидактических материалах”. Такие работы, обычно рассчитаны на два урока, так как включают больший объём изученного материала.

В качестве других форм контроля знаний учащихся по математике можно использовать следующие:

1. Домашняя контрольная работа (ДКР). Обычно она даётся в начале изучения большой темы, а сдаётся – после окончания изучения. Задания включаются из раздела дополнительных заданий в учебнике по указанной теме. ДКР выполняется в специальных тетрадях (но можно использовать и обычные рабочие тетради, которых у учащихся две). Работы собираются у всех учеников одновременно в строго установленный день, что позволяет избегать списывания.

2. Зачёты. Они используются с целью повышения ответственности учащихся за результаты своего труда, для развития самостоятельности и уверенности в себе каждого. Зачёт проводится обычно после изучения какой-то важной темы. Удобнее на зачёт отводить два урока, так как необходимо проверить теоретические знания и практические умения и навыки учеников. На зачетном уроке могут сочетаться индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Основными компонентами зачетного урока являются:

  • оценочная деятельность учителя,
  • диагностика результата,
  • коррекция ЗУН обучающихся по теме.
  • необходимо время для подготовки каждому ученику карточек-заданий, учитывающих уровень знаний конкретного ученика,
  • необходимо время для подготовки и экзаменовки ассистентов,
  • имеет место и необъективность ассистентов в оценке знаний одноклассников (как в сторону завышения, так и в сторону занижения оценок по личным симпатиям и антипатиям).

Поэтому педагогу необходимо быть предельно внимательным на зачётных уроках.

В качестве нестандартных форм контроля знаний обучающихся можно предложить следующие:

Математическая эстафета. Этот вид контроля обычно эффективен при проверке умений пользоваться формулами, решать несложные задачи. Эстафету можно проводить с помощью карточек или с помощью доски. Таблицы составляются совершенно одинаковой сложности для каждого ряда. По команде учителя ученик, сидящий за первой партой, начинает заполнение первой пустой клетки таблицы. Заполнив, он передаёт таблицу соседу и так далее. Последний ученик в ряду, выполнив задание, кладёт карточку на учительский стол. Учитель проверяет правильность заполнения таблицы. Эстафету можно проводить и с помощью доски. Тогда на доске изображаются три таблицы, равнозначные по содержанию. По команде учителя ученики подбегают к доске, заполняют первую пустую клетку таблицы, возвращаются на своё место, а к доске выбегают следующие члены ряда. Побеждает тот ряд, который быстро и правильно заполнит свою таблицу.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься учителя над тем, как поддержать интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в единстве. Дидактическая игра – средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой. Это вид творческой деятельности, который тесно связан с другими видами учебной работы. К дидактическим играм, используемым на уроках математики для контроля знаний, можно отнести следующие:

Кроссворд. При создании кроссворда необязательно добиваться симметрии в размещении клеток для вписывания слов. Важно использовать идею этой игры для включения учащихся в активную умственную деятельность. Фигуру кроссворда можно спроектировать на доску, можно оформить на отдельных листах для команды или отдельного ученика. Можно использовать кроссворды, составленные детьми, по различным темам в качестве творческих домашних работ или на конкурсах в ходе математических недель.

Математическое лото. Эта игра используется для закрепления изученной темы и повторения материала. Учитель готовит большие карты из расчёта 1-2 на парту и соответственное число маленьких карточек. Учитель читает пример ( или записывает его на доске), а ученики решают его устно или письменно. Тот , кто обнаружил на своей большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку у учителя и накрывает ею соответствующую клеточку. Выигрывает тот, кто раньше всех накрыл все клетки своих карт. Когда игра завершена, играющие переворачивают маленькие карточки и тогда, если все ответы верны, должна получиться определенная картинка.

Математические турниры. Закрепление материала или проверку навыков в решении примеров и задач по определённой теме можно провести в виде турнира. Математические турниры проводятся в конце урока, когда ученики немного устали. А во время игры учебная деятельность активизируется, появляется стремление узнать и победить. Очевидно, что если бы эти задания были предложены просто в виде самостоятельной работы в конце урока, то ученики вряд ли решили все предложенные примеры и внимательно выслушали бы решения ещё нескольких аналогичных. Учащимся, участвовавшим в решении примеров и задач у доски, выставляются оценки в журнал. При этом учитывается выполнение заданий всей командой. (класс делят на 2 команды, которые получают задания в виде 2-3 несложных задач или 5-6 примеров).За ответами команд следят все ученики, а арбитром выступает учитель. Количество заданий определяется целью турнира, наличием времени, сложностью темы, составом играющих.

Учебная деятельность учащихся включает в себя контрольно-оценочную, подразумевающую контроль учебной работы во всех видах и на всех этапах урока, оценку результатов работы учащихся, их учет и корректировку.

  1. Активизация учебно-познавательной деятельности каждого ребёнка.
  2. Побуждение учащихся к взаимообучению
  3. Побуждение учащихся к самостоятельной работе во внеурочное время.
  4. Самооценка уровня усвоения материала.

Однако, учителю необходимо заботиться о накопляемости оценок, о необходимости оценивать знания, умения и навыки по математике отдельных учащихся, добиваться активного включения учащихся в учебно-познавательную деятельность. Считаю, что предложенные формы учета и контроля знаний учащихся помогают решать основные цели урока. Однако, творчеству учителей нет предела. Поэтому это далеко не все формы, активизирующие деятельность учащихся на уроке математики.

Систематическая проверка знаний и умений учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель математики в своей работе должен использовать не только общепринятые формы проверки, но и систематически изобретать, внедрять свои средства проверки знаний учащихся.

Ведь именно в процессе обучения математики учащиеся овладевают множеством математических понятий, их свойств, отношений и в результате проведения различных форм проверок учащиеся не только лучше усваивают материал, но и раскрывают свои индивидуальные способности. У учащихся повышается заинтересованность к учебе и уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранить недостатки и пробелы в знаниях учащихся.

Сущность любой проверки знаний заключается в соответствии полученных результатов запланированным уровням усвоения. Решить проблему проверки знаний - найти объективный путь соотнесения достигнутых учащимися результатов с запланированными уровнями.

ВложениеРазмер
formy_i_metody_kontrolya_znaniy_uchashchihsya_na_urokah_matematiki.pdf 331.76 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Формы и методы контроля знаний учащихся

В данной статье рассматриваются различные формы и методы контроля знаний учащихся.


Тестовый метод контроля знаний учащихся на уроках технологии.

На своих уроках для проверки и корректировки уровня знаний учащихся, наряду с другими методами, удобен в использовании метод тестирования.Тесты на уроках технологии используются не только для контроля.

Общественные смотры знаний – эффективная и нетрадиционная форма организации тематического контроля знаний учащихся на уроках математики

В данном докладе говорится о общественных смотрах знаний, которые являются одной из нетрадиционных форм проверки знаний учащихся по определенному, достаточно большому разделу программы. Многолетний оп.


Выступление на МО. Распространение педагогического опыта. 03.2013г доклад Тестовый метод контроля знаний учащихся на уроках технологии

Выступление на МО. Рапространение педагогического опыта.


В наше время, благодаря развитию цифровых технологий, в учебной практике появляются новые инструменты и средства, с помощью которых педагоги могут решать более сложные задачи. Например, современный ре.

Формы и виды контроля знаний учащихся на уроке

Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. За время сущ.


Формы и методы контроля знаний учащихся в 5-11 классах

Последовательно работая над привитием умений, связанных с контролем и самоконтролем в математической деятельности учащихся, можно добиться заметных результатов. При этом растёт общая математическая ку.

Процесс обучения математике не может быть эффективным без постоянной
обратной связи (ученик-учитель), дающей учителю информацию об уровнях
усвоения материала, о знаниях, умениях и навыках учащихся, о
возникающих у них трудностях, без преодоления которых не возможно
сознательное и прочное усвоение школьного курса.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся как раз и
позволяет учителю осуществить обратную связь и является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.

Для выяснения роли контроля в процессе обучения математике рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизация.

Сущность диагностической функции контроля состоит в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах.

Прогностическая функция контроля служит опережающей информацией об учебно-воспитательном процессе. В результате такого контроля получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала.

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих сил и способностей.

Сущность ориентирующей функции контроля – в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал.

Сущность воспитывающей функции заключается в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.

Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным.

В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

Контроль бывает трех видов: текущий, тематический, итоговый

Текущий контроль проводится в течение всего обучения, на каждом уроке, причем почти на каждом его этапе. Оценивание при текущем контроле оказывает огромное воспитательное воздействие. Объективная оценка может поддержать, подбодрить ученика, поспешно выставленная – задержать, затормозить.

При тематическом контроле выясняется усвоение учащимися основных положений темы. На основе результатов тематического контроля, включая результаты контрольной работы по теме, выставляются оценки за четверть, полугодие, учебный год.

Итоговый контроль носит более специализированный характер. Он проводится в форме экзаменов или годовых контрольных работ. На итоговых испытаниях проверяются знания по важнейшим разделам и темам курса или курсу в целом.

В современном обучении процесс контроля знаний является многоцелевым. Контроль должен выявить, знают ли учащиеся фактический материал, умеют ли применять свои знания в различных ситуациях, могут ли осуществлять мыслительные операции, т. е. сравнивать и обобщать конкретные факты, делать общие заключения. Это дает возможность получать сведения, необходимые для успешного управления обучением, воспитанием и развитием учащихся.

В этой связи различают три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

Предлагаю вашему вниманию некоторые нетрадиционные формы контроля.

Устная контрольная работа.

Учащимся раздается 5 – 6 вариантов карточек, содержащих вопросы по пройденной теме. В течение 6 –8 минут учащиеся обдумывают устные ответы на вопросы. Затем вызывается один из учащихся, а его дополняют те, у кого карточки того же варианта. Этот способ позволяет повторить довольно быстро какую-то небольшую тему и оценить ее усвоение большим количеством учащихся.

Математический диктант.

Каждый ученик перегибает пополам четверть тетрадного листа. На верхней и нижней частях листов пишется фамилия и номер варианта. Ответы записываются на двух половинах. После окончания диктанта ученики сдают одну часть листа учителю. Сразу начинается проверка. Учитель просит одного из учеников назвать ответ и записывает его на доску (независимо от того, верен ли он). Остальные сигнализируют зеленым или красным сигналом, верен ли ответ. Выставленные учениками отметки ставятся в журнал (иногда выборочно можно перепроверить, так как один экземпляр есть у учителя).

Эту форму работы можно использовать как для контроля пройденного материала, так и для актуализации опорных знаний. В этом случае хорошо включить один из вопросов по еще не пройденному материалу. Обязательно поощрить того, кто даст на него правильный ответ. Остальным же отметки выставить по желанию.

Дифференцированная проверочная работа .

Эту работу целесообразно проводить во время закрепления и обобщения пройденного. На доске записываются разноцветным мелом три варианта заданий различной степени сложности. Оценка “3” соответствует тексту, записанному зеленым цветом, оценка “4” - синему, оценка “5” - красному. На стене рядом помещается колонка с фамилиями учащихся, а справа три колонки вариантов. В каждой колонке количество столбцов должно соответствовать количеству заданий. Ученики выполняют задания по выбору каждое на отдельном листочке. Как только пример решен, ученик подходит к учителю, который мгновенно определяет, правильное решение или нет. Если ответ правильный, учитель забирает листочек, а ученик закрашивает на стенде ту клеточку, которая соответствует его варианту и номеру задания. Если ответ неверен, ученик отправляется искать ошибку или выполнять задание более легкого варианта. К концу урока учитель, ориентируясь на закрашенные клеточки стенда, имеет представление о подготовке всего класса и каждого ученика в отдельности.

Отгадывание математических кроссвордов .

При создании кроссворда необязательно добиваться симметрии в размещении клеток для вписывания слов. Важно использовать идею этой игры для включения учащихся в активную умственную деятельность. Фигуру кроссворда можно спроектировать на доску, можно оформить на отдельных листах для команды или отдельного ученика. Можно использовать кроссворды, составленные детьми, по различным темам в качестве творческих домашних работ или на конкурсах в ходе математических недель.

Интересной разновидностью кроссвордов являются кросснамберы. Разгадывание кросснамберов следует предлагать учащимся для проверки их знаний по определенной теме. Предлагаемая карточка содержит кросснамбер, разгадать который можно, решив ряд задач. При этом работа интересна, нестандартна и не вызывает психического напряжения. В каждую клеточку вписывается по одной цифре. Правильность решения проверяется сразу: цифры, стоящие при пересечении горизонтали и вертикали, должны совпадать.

Можно предложить учащимся составить кроссворды на заданную тему.

Зачетная форма организации контроля знаний учащихся.

На зачетном уроке сочетаются индивидуальная и групповая формы работы.

Перед зачетом можно провести самостоятельную работу, которая включает в себя как стандартные задания, так и более сложные, требующие применения теории в нестандартных ситуациях.

Проводится в три этапа.

1 этап. Несколько учащихся класса, которые усвоили эту тему лучше других, заранее опрашиваются учителем и начинают вместе с ним готовиться к опросу остальных. Они готовят теоретические вопросы и задачи обязательного уровня, а также занимаются необходимым оформлением кабинета.

2 этап. Класс разбивается на группы. Количество групп должно быть равно числу опрашивающих). Каждому учащемуся в группе присваивается номер. Зачёт проходит по схеме: за столом №1 вопрос или задачу с №1 получает ученик с №1. При переходе за стол №2 вопрос №1получает ученик с №2, за третьим столом вопрос №1 – учащийся с №3. Остальные участники группы получают следующий вопрос согласно своим номерам. Группа должна за 40 минут обойти все столы.

3 этап – подведение итогов. За правильный ответ или решённую задачу учащийся получает отметку в зачётный листок (отметок будет по количеству столов). В качестве итоговой за теорию берётся средняя.

Зачёт рассчитывается на два урока. На втором уроке работа продолжается в группе по решению сложной многоступенчатой задачи. В роли руководителя группы выступает ученик, который занимался опросом на 1 уроке. Таким образом, собрав тетради, учитель может поставить вторую отметку за практическое применение знаний.

Форма работы называется нетрадиционной, потому что она позволяет учащимся лучше раскрыть свои творческие способности. При подготовке к этому зачёту ребята не только повторяют материал темы, но и готовят себе зачётные листы, которые представляют собой маршрут слаломной трассы, а учитель вписывает в каждые ворота, через которые должен пройти горнолыжник, задания. По мере спуска задания усложняются.

Перестройка преподавания математики, переход на новые программы и учебники предполагают также поиск новых эффективных педагогических методов.

Прием, который не только позволяет учителю проверить, насколько школьники овладели изучаемым материалом, но также способствует повышению интереса учащихся к предмету. Учитель обращается к учащимся: “Сейчас мы проведем эксперимент. Прошу каждого из вас взять листок бумаги и разорвать его пополам. На каждом из двух получившихся листков напишите свою фамилию, а с левого края в столбик – номера от 1 до 9”.

Затем учитель дает каждому учащемуся карточку, на которой записаны вопросы по изученному материалу. На эти вопросы надо ответить односложно: “да” или “нет”, на обдумывание всех вопросов дается 15-20 минут, в зависимости от сложности работы. Каждый учащийся записывает ответы на одном из своих листков рядом с соответствующим номером. Затем учащиеся проверяют свои ответы и переписывают их из первого листка во второй, вторые листочки учитель собирает (первые листочки и карточки с вопросами остаются у школьников).

Затем учитель сообщает классу, что все карточки – только двух вариантов, и быстро записывает на доске ответы к задачам каждого варианта. Учащиеся сравнивают свои ответы с записанными на доске и пишут на своих листочках рядом с правильным ответом знак “+”, а рядом с неправильным “-“.

В течение времени, оставшегося до конца урока, в классе проводится обсуждение тех вопросов, которые вызвали затруднение.

Математический лабиринт.

На мой взгляд, интересная и немного позабытая форма контроля знаний.

1 этап. Учитель готовит несколько вариантов заданий, так, чтобы ответ одного был номером другого.

Урок – КВН – одна из популярных форм проведения тематического контроля. В процессе подготовки и проведения КВН решается обычно целый комплекс учебных и воспитательных задач. Школьники учатся творчески мыслить, добывать знания, быстро ориентироваться в окружающей обстановке, находить правильный ответ и облекать его в остроумную форму. Успех команды зависит не только от слаженности в работе её членов, но и от болельщиков, составляющих вместе с командой единый коллектив.

Математическая эстафета . Этот вид контроля обычно эффективен при проверке умений пользоваться формулами, решать несложные задачи. Эстафету можно проводить с помощью карточек или с помощью доски. Таблицы составляются совершенно одинаковой сложности для каждого ряда. По команде учителя ученик, сидящий за первой партой, начинает заполнение первой пустой клетки таблицы. Заполнив, он передаёт таблицу соседу и так далее. Последний ученик в ряду, выполнив задание, кладёт карточку на учительский стол. Учитель проверяет правильность заполнения таблицы. Эстафету можно проводить и с помощью доски. Тогда на доске изображаются три таблицы, равнозначные по содержанию. По команде учителя ученики подбегают к доске, заполняют первую пустую клетку таблицы, возвращаются на своё место, а к доске выбегают следующие члены ряда. Побеждает тот ряд, который быстро и правильно заполнит свою таблицу.

Мини-соревнования.

Мини-соревнования хорошо проводить как разминку. Главная их цель: проверить знания учащихся по изучаемой теме. Соревновательный дух заставляет включиться в работу каждого ученика, потому что от работы каждого зависит то, чья команда победит.

Учащимся каждой команды нужно не просто решить задания, но и проверить все ли выполнили верно, а тем ученикам, у которых возникли затруднения, более сильные ученики оказывают помощь. Выигрывает та команда, которая быстрее решила все задачи.

Кодированные задания также привлекают интерес учащихся: на доске рядом с примерами предлагаются ответы, закодированные буквами. Ученики решают задания, выбирают верный ответ и открывают букву-код, соответствующую верному ответу. В результате ученики получают зашифрованное слово.

Дидактические игры.

Дидактические игры — вид учебных занятий, которые организуются в виде учебных игр, реализуют ряд принципов игрового и активного обучения, отличающихся наличием правил игровой деятельности, фиксированной структуры и систем оценивания.

Отличительной особенностью данных игр является наличие игровой ситуации, используемой обычно в качестве основы метода. В игре деятельность участников формализована: существуют правила, жесткая система оценивания, а также предусмотрен порядок действий или регламент. Дидактическая игра — это такая коллективная и целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и свое поведение ориентируют на выигрыш.

Математический марафон . Эта форма учебной деятельности влияет на развитие инструментальных сфер личности, а именно: интелектуальной, эмоциональной, а также сферы социальных навыков. Участвуя в марафоне, ученик проявляет стремление к самореализации; у него формируются навыки планирования и контроля; ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления. Получение результатов своей деятельности с комментариями учеников и соотнесение их с результатами других учеников способствует формированию у учеников адекватной самооценки и уровня притязаний, а также учит их брать на себя ответственность за результаты собственной работы.

В основу математического марафона положен личностный подход в оценке математических знаний учащихся.

Математические сказки и сочинения.

Сказка – непривычное явление на уроках, тем более на уроках математики, и поэтому вызывает интерес.

При написании математических сочинений ученики выполняют разные виды деятельности:

  • самостоятельное изучение литературы;
  • отбор материала по выбранной теме;
  • связное изложение материала;
  • проведение небольших самостоятельных исследований;
  • подбор и (или) самостоятельное составление задач и их решение.

Программированный контроль.

Некоторые виды программированного контроля:

  • тесты;
  • разрезные теоремы;
  • планы доказательства теорем;
  • перфокарты.

Тестовые задания .

Отличие тестов от других видов контроля в объективности измерения результатов обучения, так как они зависят не от субъективного мнения преподавателя, а от объективных эмпирических критериев.

Достоинство: Главное достоинство тестовой проверки в скорости.

Недостатки: Если результатом своей работы учащийся представляет только номера ответа, учитель не видит хода решения – мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия у учащегося знаний нет;

Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений учащегося.

Виды тестов и функции теста

1. Тесты с однозначным выбором ответа. На каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный. В математике это обычно числовые ответы или ответы в координатной записи.

2. Тест с многозначным ответом. В варианты ответа может быть внесено более верного ответа, но в разных видах.

3. Тесты на дополнение. В этих тестах задания оформляются с пропущенными словами или символами. Пропущенное место должно быть заполнено учащимися.

5. Тесты идентификации . Аналогичны (4). В них используются графические объекты или аналитические описания.

Тесты 4 и 5 более сложные для работы учащихся, но и более достоверные.

В ходе их выполнения формируются навыки сравнения объектов, сопоставления, соотнесения, представления объекта в разных формах. Они более интересны для учащихся видами деятельности, для учителя – наполненностью содержания.

Проверка и учет знаний, умений и навыков учащихся – важные составные части учебного процесса.

Это основные средства, с помощью которых учитель устанавливает, как учащийся усваивает программный материал, продвигается в своем развитии.

Умелое владение учителем различными формами контроля знаний учащихся способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого учащегося.


В школьном курсе математики одним из важнейших этапов является контроль знаний учащихся. Он способствует оценить учебную деятельность учеников.

Существуют различные виды контроля и оценки знаний учащихся:

— проверка домашней работы;

— наблюдение учебной деятельности учеников.

Дополнительно можно предложить следующие формы контроля знаний учеников: рефераты, кроссворды, ребусы и т.д

Данная статья раскрывает особенности тестового контроля, на что и основное внимание будем уделять. Преимущества применения тестового контроля знаний в сравнении с другими методами оценки знаний учащихся, а также показать суть использования тестов в следующем:

1. Для каждого ученика создаются равные условия (во времени, в выборе тестов).

2. За определенное время можно охватить полное содержание темы и широкий круг учеников.

3. Уменьшается степень элементов случайности, это даёт экзаменатору быть объективным.

4. Не допускает субъективного согласия между экзаменатором и экзаменующим.

5. Облегчает контроль учителя над учениками, тем самым уменьшает время и трату сил при проверке.

6. Выявление знаний учеников за короткое время.

Существуют несколько видов тестов: тесты для заполнения и запоминания; выборочные тесты. Выборочные тесты подразделяются на альтернативные, много выборочные и пересекающееся.

1) Примерные вопросы и задания:

1. Какие числа называются положительными и отрицательными?

2. Какие числа являются рациональными?

3. Зачем нужны эти числа?

3. Какие неравенства называют противоположными?

4. При возведении чисел в степень, какое число получается?

5. При выполнение арифметических действий над числами, какой знак получается?

2) Ученикам раздаётся Т-схема для заполнения. Если они согласны с мнением, первый столбец отмечают знаком “ + “, иначе, третий столбец отмечается знаком “-“.


Рациональное число — это число вида , где k — целое, n — натуральное число.


Положительное рациональное число — это число вида , где k и n — натуральные числа.


Отрицательное рациональное число — это число вида — , где k и n — натуральные числа.

Положительные числа называют большими нуля, а отрицательные — меньшими нуля.

Для того чтобы коротко записать, что число больше или меньше нуля, используют знаки неравенства > (больше) и и

Похожие статьи

О формировании теории отрицательных чисел в контексте.

Исследование алгоритмов генерации простых чисел. Применение обобщенных чисел Стирлинга первого рода в теории страхования. О представлении натуральных чисел в виде разности двух последовательностей.

Расширение набора арифметических операций до множества.

Общее арифметическое действие определено на расширенном множестве натуральных чисел, включающем число ноль.

Таким образом, для каждого положительного числа существует, или, то же самое, можно построить, отрицательное число.

Исследование алгоритмов генерации простых чисел

Ключевые слова:вероятностный алгоритм, простые числа, псевдопростые числа, слабо псевдопростые числа, эффективность теста. Введение. С развитием возможностей вычислительной техники в криптографии и возникновением в 1976 году идеологии открытого.

Сложение коммутативных полугрупп натуральных чисел.

Натуральные числа (естественные числа) — числа, возникающие естественным образом при счёте.

Отрицательные и нецелые (рациональные, вещественные, …) числа к натуральным не относятся.

Все действия с рациональными числами, 6 класс

Цели урока: Образовательные: - повторить понятие рационального числа; - повторить правила сложения, вычитания, умножения и деления рациональных чисел; - повторить порядок действий в выражениях с целыми числами. - формировать умение выполнять действия в.

Цель: повторить и закрепить умения и навыки в действиях с положительными и отрицательными числами. Задачи: ‒ Повторить понятия положительных и отрицательных чисел.

Основные термины (генерируются автоматически): число, задача.

Так как число чисел в таблице нечетно, а после каждой операции число чисел (+ 1) в таблице четно.

9 составили два натуральных числа. Каждая цифра использовалась один раз. Могло ли одно из этих чисел оказаться вдвое больше другого?

Построение формальной арифметики в рамках изучения.

Для любого натурального числа x существует другое натуральное число, обозначаемое x и называемое следующее за x.

Этих аксиом достаточно для построения не только арифметики натуральных чисел, но и для построения теорий рациональных, вещественных и.

О формировании теории отрицательных чисел в контексте.

Исследование алгоритмов генерации простых чисел. Применение обобщенных чисел Стирлинга первого рода в теории страхования. О представлении натуральных чисел в виде разности двух последовательностей.

Расширение набора арифметических операций до множества.

Общее арифметическое действие определено на расширенном множестве натуральных чисел, включающем число ноль.

Таким образом, для каждого положительного числа существует, или, то же самое, можно построить, отрицательное число.

Исследование алгоритмов генерации простых чисел

Ключевые слова:вероятностный алгоритм, простые числа, псевдопростые числа, слабо псевдопростые числа, эффективность теста. Введение. С развитием возможностей вычислительной техники в криптографии и возникновением в 1976 году идеологии открытого.

Сложение коммутативных полугрупп натуральных чисел.

Натуральные числа (естественные числа) — числа, возникающие естественным образом при счёте.

Отрицательные и нецелые (рациональные, вещественные, …) числа к натуральным не относятся.

Все действия с рациональными числами, 6 класс

Цели урока: Образовательные: - повторить понятие рационального числа; - повторить правила сложения, вычитания, умножения и деления рациональных чисел; - повторить порядок действий в выражениях с целыми числами. - формировать умение выполнять действия в.

Цель: повторить и закрепить умения и навыки в действиях с положительными и отрицательными числами. Задачи: ‒ Повторить понятия положительных и отрицательных чисел.

Основные термины (генерируются автоматически): число, задача.

Так как число чисел в таблице нечетно, а после каждой операции число чисел (+ 1) в таблице четно.

9 составили два натуральных числа. Каждая цифра использовалась один раз. Могло ли одно из этих чисел оказаться вдвое больше другого?

Построение формальной арифметики в рамках изучения.

Для любого натурального числа x существует другое натуральное число, обозначаемое x и называемое следующее за x.

Этих аксиом достаточно для построения не только арифметики натуральных чисел, но и для построения теорий рациональных, вещественных и.

Читайте также: