Андре моруа завещание краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Повествование ведет молодой человек Рене де Бурневаль. Он рассказывает своему другу, автору произведения, историю своей семьи.

Мать Рене де Бурневаля вышла замуж за деревенского мужлана, который женился на ней исключительно из корыстных побуждений, по расчету. Вся ее жизнь превратилась в сплошной кошмар. Она столкнулась с грубым отношением к себе и с постоянными изменами мужа.

В семье было три сына. Первые двое относились к матери как к служанке, а третий, сам Рене де Бурневаль ее очень любил, так же, как и она его. До рождения Рене, к ним в замок, среди многочисленных друзей господина Курсиль, мужа матери Рене, приходило очень много гостей. Одним из них был отставной офицер, вдовец, господин Бурневаль, чью фамилию сейчас носит сам Рене. Он был по-настоящему умен и умел ценить женщин.

Спустя время госпожа Курсиль умерла. Она оставила завещание, в котором говорилось, что всё свое имущество завещает господину Бурневалю. Муж госпожи Курсиль был зол и посчитал это завещание бредом сумасшедшей.
В этой новелле автор показывает взаимоотношение между любящими людьми, между детьми и родителями. Но все же справедливость там, где царит любовь и понимание.

Сложно эту повесть назвать новеллой, так как исход был очевиден.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Свое произведение автор начинает с признания читателю в том, что во время своей жизни он не имел возможности озвучить свои мысли открыто, поскольку тогда бы его ждало много опасностей и проблем. Сейчас он может поделиться тем, что думает о способах управления человечеством и цель его труда - это открыть глаза человека на нелепые и досадные заблуждения, которые автор был вынужден поддерживать, а другие живут всю свою жизнь среди них. Впрочем, неприятная обязанность поддерживать то, что не разделяешь, не вызывала удовольствия и исполнить это бремя пришлось с сильным отвращением и не вкладывая в свои дела души и желания.

Сама религия, искусственно созданный культ поклонения эфемерным богам - есть шарлатанство и обман. Все религиозные обычаи и обряды, все указы от имени бога - все есть результат измышления человека, которому это надо. Хитрая и тонко продуманная политика порождает пророков и направлена только на слепую веру глупцов. Истинность всего сказанного выше подкреплена автором во многих аналитических анализах и измышлениях, с которыми он готов познакомить своего читателя.
Самое первое доказательство имеет под собой основание, согласно которому религия сама по себе - это плод измышлений людей. Нет никаких оснований считать, что они есть порождение бога, а тот факт, что каждая, так или иначе, противоречит другой и, несомненно, считает только себя истинной - лишнее тому подтверждение. Как следствие, имеется один вывод, каждая из религий не может быть истинной и не несет в себе ни чего божественного. Оттого, приверженцы римско-католической веры уверенны, что только одна религия верна и истинна - их собственная. Фундаментальное положение самой их веры в следующем: одна вера, одно крещение, один господь, одна церковь - церковь римско-католическая и вне ее, нет спасения. Следовательно - иные религии не верны и надуманны человеком.
Вторым доказательством можно считать тот факт, что слепая вера является основой религии, но именно это и есть источник заблуждения и сам обман. Никто не может доказать четко и ясно, с фактами и примерами, что религия установлена богом и им одним. Оттого, мир уже много веков охвачен войнами - это есть результат спора и попыток доказать истинность своего поклонения. Однако, если разоблачить лживость христианства, то придется признать несостоятельность и других верований. Истинный христианин принимает веру, как начало начал и основа для спасения, но эта безумная идея верить, слепа по своей природе и в том видится источник смуты и раскола человечества.
Следующим, третьим доказательством, необходимо принять ложность откровений бога и видений. Если бы сегодня кто-то решил хвастаться подобным - его приняли бы за фанатика, полоумного и неадекватного. В чем истинность божественного ведения: во сне или больном воображение? Все рассказы Исаака и Иакова, других пророков - чем они заслуживают доверия и серьезного отношения? Но главное - все откровения даны отчего-то в пользу одного народа или единственного человека, но тогда как же бог в бесконечной своей благости, мог так несправедливо поступить? Кроме того, лживость всех заветов можно также проследить, если провести анализ и отметить следующее: первое, пошлый союз людей и бога - это смешно и говорить о том излишне; второе, жестокостью всех кровавых обрядов и заклинаний, приношением жертв во имя истинности одной религии других народов и даже собственного сына - как милосердный бог, может требовать такого подтверждения веры? И последнее - третье, явным невыполнением данных обещаний богом своим патриархам, причем так рассказывает сам Моисей. Евреи до си пор не владеют обещанной землей обетованной, а напротив всемирно порицаемы и ничтожны.

Доказательство следующее - седьмое. Нет сегодня, никаких научных оснований или результатов беспристрастного научного опыта, подтверждающего существование Бога как верховного существа. Очевидно, откуда берет свое начало вера в Богов - из истории о воображаемом сотворении мира, в которой Бог христиан рассуждал, ходил и гулял по саду и сотворил самого Адама по образу и подобию своему. Следовательно, Бог просто хотел пошутить над Адамом, а тот отчего-то так легко поддался уговорам Евы, которая была обольщена коварным змеем. В отличие от Бога всюду существуют матери, но в чем тайна творения и его непостижимость? Чем больше думаешь о различиях свойств высшего существа, тем еще больше путаешься в лабиринте собственных умозаключений. Но с научной системой образования вещей дело обстоит иначе - все четко и следует неукоснительной системе.
Восьмое доказательство проистекает из самой ложности бессмертия души. Если душа духовна - зачем тогда тело, облик или форма? Однако душа позволяет телу двигаться и дает ему силу, тогда она должна иметь телесную природу, а не быть субстанцией эфемерной. Что же происходит в момент смерти с этой душой? Она подобно пламени свечи моментально исчезает и растворяется, примерно как легкий выдох. Еще одно положение, которое не позволяет говорить о бессмертности души - она крепнет по мере того, как тело слабеет, но если бы она была бессмертной, то не зависела от состояния своей телесной оболочки.

Последнее, девятое доказательство приводимое автором - это согласованность всех восьми предыдущих. Ни одно из них, ни одного довода, не противоречит другому. Именно это определяет, что все они основаны на четком и верном основание, которое есть сама истинна.

Замок маркизов де Шардейль был приобретен крупным промышленником,

которого болезни и возраст вынудили уйти на покой и поселиться в деревне.

Вскоре весь Перигор только и говорил о том, с какой роскошью и вкусом

восстановлен этот уголок, покинутый прежними владельцами более сотни лет

назад. В особенности восхищались парком. Выписанный из Парижа архитектор и

планировщик, построив запруду на реке Лу, создал искусственное озеро и

В Перигоре, бедной сельской провинции, где большинство владельцев

поместий по примеру Савиньяков используют свою землю под огороды, очень мало

красивых садов. Цветники Шардейля вызвали оживленные толки в Бриве, Периге и

даже в самом Бордо. Однако, когда работы, продолжавшиеся целый год, пришли к

концу и новые хозяева въехали в свое поместье, гостей, поспешивших нанести

им визит, оказалось гораздо меньше, чем можно было ожидать. В Перигоре к

чужакам относятся недоверчиво, а ведь никто толком не знал, что за особа эта

На вид ей было никак не больше тридцати пяти лет, а мужу самое малое

шестьдесят пять. Она была довольно привлекательна и даже в деревенском

уединении меняла туалеты по три раза в день. Это насторожило соседей, и они

решили, что она не жена, а любовница Бернена. Правда, госпожа де ла Гишарди,

первая дама Перигора, которая, хотя и обосновалась с начала войны в

провинции, по-прежнему знала парижский свет как свои пять пальцев,

подтвердила, что госпожа Бер-нен - законная жена Бернена и происходит из

скромной, но добропорядочной буржуазной семьи; злым языкам пришлось

умолкнуть, ибо в подобном вопросе никто не осмеливался перечить

могущественной и осведомленной госпоже де ла Гишарди. Однако кое-кто все же

тайком продолжал еретически утверждать, будто госпожа Бернен, даже если она

и носит имя Бернена,- всего-навсего бывшая его любовница, на которой он

Гастон и Валентина Ромильи. владельцы поместья Прейссак, с холмов

которого видны башни Шардейля, решили, что уж кому-кому, а им, ближайшим

соседям Берненов, нет никакого резона чваниться перед приезжими, вдобавок

чета Бернен оставила свои визитные карточки в Прейссаке, да и госпожа де ла

Гишарди подала пример милостивого отношения к новым хозяевам усадьбы.

Короче, Ромильи явились в Шардейль с ответным визитом.

Их приняли с тем большим радушием, что они были одни из первых гостей.

Хозяева уговорили супругов Ромильи остаться к чаю и любезно предложили им

осмотреть дом, парк и службы. Гастон и Валентина почувствовали, что Бернены

уже начинают тяготиться тем, что, владея всем этим великолепием, лишены

Бернен, привыкший полновластно распоряжаться на своем заводе, и поныне

сохранил повелительный голос и манеру не допускающим возражения тоном

высказываться о предметах, о которых не имел ни малейшего понятия, и все же

он производил впечатление добряка. Валентину растрогала любовь, которую он

выказывал жене, маленькой пухленькой блондинке, нежной и веселой. Однако

гостью покоробили слова, услышанные от госпожи Бернен, когда, осматривая

второй этаж и восторгаясь тем, как неузнаваемо преобразился замок в такой

короткий срок, она похвалила ванные комнаты, размещенные в толще старых

- Да,- сказала госпожа Бернен,- Адольф хотел, чтобы в Шардейле все было

образцовым. Правда, пока здешний замок для нас всего лишь загородный дом,

но Адольф знает, что когда он умрет - надеюсь, конечно, что это случится не

скоро,- я поселюсь именно здесь, и хочет, чтобы в деревне меня окружал такой

же комфорт, как в городе. Может быть, вы слышали, у Адольфа от первого

брака много детей. Вот он и принял меры предосторожности: Шардейль куплен

На лугу неподалеку от замка строения бывшей фермы были переоборудованы

под конюшни. Гастон восхитился красотой лошадей, великолепием упряжи,

- Лошади - мое любимое развлечение,- оживленно сказала госпожа Бернен.-

Мой отец служил в кирасирах и с колыбели приучал нас к седлу.

Она потрепала по холке великолепного коня и со вздохом добавила:

- Правда, содержание конюшни обходится очень дорого. Но Адольф и об

этом позаботился. В завещании предусмотрены специальные средства для конного

завода на территории парка Шардейль. И все это помимо моей доли

наследства, не правда ли, Адольф? Таким образом, понимаете, мне не придется

Разбивка парка еще не была завершена, но уже можно было угадать общий

рисунок цветника. В местах, к которым архитектор желал привлечь взгляды

гуляющих, стояли прекрасные статуи. Посредине продолговатого бассейна на

искусственном островке из железобетона рабочие возводили романтическую

колоннаду. Хозяева и гости вступили в длинную каштановую аллею. Она

обрывалась у группы маленьких строений в стиле перигорских ферм, крытых

- А я и- не знала, что здесь деревня,- заметила Валентина.

- Это вовсе не деревня,-смеясь, пояснила госпожа Бернен,- здесь живут

слуги. Адольф надумал поселить их в отдельных домиках. Правда, мило? Это

сыграет мне на руку. в будущем, конечно. Среди нашей прислуги есть

несколько супружеских пар - люди очень преданные, и я хотела бы удержать их

у себя, даже когда овдовею. Ну так вот, Адольф откажет каждой семье домик,

в котором она живет, оговорив в особом пункте, что право на владение

аннулируется в случае, если слуга от меня уходит. Таким образом, мои люди

не только будут связаны со мной, но и частично вознаграждены за свой труд,

причем мне это не будет стоить ни гроша. Так что я могу ни о чем не

беспокоиться. Все это, конечно, тоже не считая доли в наследстве.

- Вы уверены, мадам? Разве это по закону? - спросил Гастон Ромильи.

- Ах, господин Ромильи, вы не знаете Адольфа. Он несколько часов

кряду просидел со своим адвокатом, изыскивая наилучшую форму для завещания.

Вы и представить себе не можете, как он внимателен ко мне, несмотря на свои

Она взяла старика под руку, и тот что-то нежно проворчал. Прогулка

затянулась, потому что гостей заставили осмотреть и образцовую молочную

ферму, и птичий двор, где кудахтали сотни белоснежных кур какой-то особенно

редкой породы. Когда супруги Ромильи наконец очутились одни в своей машине,

- Бернен мне понравился,- ответил муж.- Он грубоват, самодоволен, но,

думаю, в глубине души он добрый малый. А она какая-то чудачка.

- Чудачка? - переспросила Валентина.- По-моему, она просто дрянь. На

каждом слове-завещание да завещание. "Когда я овдовею. надеюсь, конечно,

не скоро. " Обсуждать в присутствии этого бедняги все, что случится после

его смерти! Я просто места себе не находила, не знала, что сказать.

Они долго молчали, а машина мчалась через окутанные мглой луга и

заросшие тополями долины. Га-стон, сидевший за рулем, не спускал глаз с

дороги, на которую то и дело выбегали дети, возвращавшиеся из школы. Наконец

- А знаешь. Вообще-то говоря, он поступил разумно, приняв меры

предосторожности. После его смерти жена будет застрахована от всех

превратностей. Я его слушал, а сам думал о нас. Напрасно я не составил

- Господь с тобой, милый. Не пугай меня. Во-первых, я умру

- Почему? Кто может знать наперед. Ты моложе меня. Ты здорова. А я.

- Молчи. Ты просто мнителен, ты совершенно здоров. К тому же, если

ты умрешь, я тебя не переживу. Разве я смогу жить без тебя. Я покончу с

- Как тебе не стыдно, Валентина! Что за вздор? Ты прекрасно знаешь,

никто еще не умирал от вдовства, как бы оно ни было горько. И потом, кроме

- Что правда, то правда. Тем более я должен принять меры, чтобы тебя

Они снова замолчали, потому что машина въехала в полосу более густого

- Конечно, если моя злая судьба захочет, чтобы я пережила тебя на

несколько месяцев, я буду спокойней, если у меня. О, нет, только не

завещание. Мне бы чудилось в нем дурное предзнаменование. Ни в коем

случае. Просто бумага, где было бы оговорено, что Прейссак со всеми его

угодьями остается в моем полном пожизненном владении. Наш зять очень мил, но

он из рода Савиньяков. Он пошел в отца. Любит землю. Он, пожалуй,

способен округлить свои земли за счет моих, а меня отправит доживать век в

каком-нибудь жалком домишке подальше от этих мест. Мне было бы очень

- Это надо предотвратить. - сказал Гастон, слегка помрачнев. - Я

готов подписать любую бумагу и, если хочешь, даже завещать тебе Прейссак.

Но только законно ли это? Не превышает ли стоимость Прейссака размера твоей

- Немного превышает, но все легко уладить,- сказала Валентина.- Если


Неоднозначное у меня впечатления от этого рассказа. Ибо с одной стороны по делу, а с другой ни о чем.

Одна богатая семья переезжает, и все у них красиво да ладно. Появляются соседи, которые хотят оказать дань уважения новичкам, и ве бы хорошо, если бы во время разговора молодая хозяйка не упоминала так часто о том, как о ней позаботился старенький супруг в случае собственной кончины. Лично для меня это было очень неуместно. Я понимаю, что в разговоре можно похвастаться тем, что муж заботливый и так далее, но зачем во-первых, первым встречным рассказывать том, какой состоятельной станешь. а во-вторых, зачем так радоваться кончине все еще живого мужа? Как по мне, разговоры о завещаниях и прочем это очень личные темы, которые обсуждаются в семейном кругу, и их не стоит выносить в свет.

С другой стороны, концовка заставляет улыбнуться. Как бы мы не ворчали о том, что говорить о смерти близких это безнравственно, все равно каждый рано или поздно об этом задумывается. И знаете, обсудите варианты, как бы это странно не звучало, лучше знать, что будет в будущем, чем потом кусать локти и огорчаться не только потере близкого, но и проблемам, последовавшим за этим.

Читайте также: