Реализация ууд умк школа россии окружающий мир

Обновлено: 05.07.2024

4 учебно- методический комплект Реализация идеологической основы ФГОС – концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Реализация методологической и методической основы ФГОС – организации учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться. УМК способствует решению следующих образовательных задач:

7 учебно- методический комплект ориентирование всего учебного материала, его структуры и способов представления на максимальное включение младших школьников в учебную деятельность; преобладание проблемно-поискового метода обучения, заданий и вопросов, инициирующих детское действие с целью овладения универ- сальными учебными действиями (УУД); проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги; Методическое обеспечение учебников предусматривает:

8 учебно- методический комплект практическую направленность содержания учеб- ного материала с опорой на социальные опыт ученика, связь с реальной действительностью; возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира; возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школь- ников; возможности для работы с современной информационно-образовательной средой: исполь- зование электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов, мультимедийных приложений.

11 учебно- методический комплект Основными задачами реализации содержания курса являются: формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

12 учебно- методический комплект Личностные результаты Чувство сопричастности к своей Родине, народу и истории и гордости за них 1 класс, 1 часть

13 учебно- методический комплект Чувство сопричастности к своей Родине, народу и истории и гордости за них 2 класс, 1 часть

14 учебно- методический комплект Чувство сопричастности к своей Родине, народу и истории и гордости за них 3 класс, 2 часть

15 учебно- методический комплект Чувство сопричастности к своей Родине, народу и истории и гордости за них 4 класс, 2 часть

16 учебно- методический комплект Целостный взгляд на мир в единстве и многообразии природы, народов, культур и религий 1 класс, 1 часть

17 учебно- методический комплект Целостный взгляд на мир в единстве и многообразии природы, народов, культур и религий 1 класс, 2 часть

18 учебно- методический комплект Целостный взгляд на мир в единстве и многообразии природы, народов, культур и религий 2 класс, 1 часть

19 учебно- методический комплект Целостный взгляд на мир в единстве и многообразии природы, народов, культур и религий 2 класс, 2 часть

20 учебно- методический комплект Целостный взгляд на мир в единстве и многообразии природы, народов, культур и религий 4 класс, 2 часть

21 учебно- методический комплект Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов 1 класс, 1 часть

22 учебно- методический комплект Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов 2 класс, 2 часть

23 учебно- методический комплект Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов 4 класс, 2 часть

24 учебно- методический комплект Начальные навыки адаптации в динамично развивающемся мире 1 класс, 2 часть

25 учебно- методический комплект Начальные навыки адаптации в динамично развивающемся мире 1 класс, 2 часть

26 учебно- методический комплект Начальные навыки адаптации в динамично развивающемся мире 2 класс, 1 часть

27 учебно- методический комплект Развитие мотивов учебной деятельности и формирование смысла учения 1 класс, 2 часть

28 учебно- методический комплект Развитие мотивов учебной деятельности и формирование смысла учения 1 класс, 2 часть

29 учебно- методический комплект Развитие мотивов учебной деятельности и формирование смысла учения 1 класс,2 часть

30 учебно- методический комплект Развитие мотивов учебной деятельности и формирование смысла учения 3 класс, 2 часть

31 учебно- методический комплект Развитие мотивов учебной деятельности и формирование смысла учения 3 класс, 2 часть

32 учебно- методический комплект Развитие мотивов учебной деятельности и формирование смысла учения 4 класс, 2 часть

33 учебно- методический комплект Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах 1 класс, 2 часть

34 учебно- методический комплект Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах 2 класс, 1 часть

35 учебно- методический комплект Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах 2 класс, 2 часть

36 учебно- методический комплект Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о социальной справедливости и свободе 4 класс, 2 часть

37 учебно- методический комплект Эстетические потребности, ценности и чувства 2 класс, 1 часть

38 учебно- методический комплект Эстетические потребности, ценности и чувства 4 класс, 1 часть

39 учебно- методический комплект Эстетические потребности, ценности и чувства 4 класс, 1 часть

40 учебно- методический комплект Этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость, сопереживание чувствам других людей 1 класс, 1 часть

41 учебно- методический комплект Этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость, сопереживание чувствам других людей 1 класс, 1 часть

42 учебно- методический комплект Этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость, сопереживание чувствам других людей 2 класс, 2 часть

43 учебно- методический комплект Этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость, сопереживание чувствам других людей 3 класс, 1 часть

44 учебно- методический комплект Навыки сотрудничества со взрослыми в различных ситуациях Рабочая тетрадь, 1 класс

45 учебно- методический комплект Навыки сотрудничества со сверстниками в различных ситуациях 2 класс, 2 часть

46 учебно- методический комплект Навыки сотрудничества со сверстниками в различных ситуациях 2 класс, 2 часть

47 учебно- методический комплект Навыки сотрудничества со сверстниками в различных ситуациях 3 класс, 2 часть

48 учебно- методический комплект Установка на безопасный, здоровый образ жизни 1 класс, 1 часть

49 учебно- методический комплект Установка на безопасный, здоровый образ жизни 1 класс, 2 часть

50 учебно- методический комплект Установка на безопасный, здоровый образ жизни 3 класс, 2 часть

51 учебно- методический комплект Установка на безопасный, здоровый образ жизни 3 класс, 2 часть

52 учебно- методический комплект Установка на безопасный, здоровый образ жизни 3 класс, 2 часть

53 учебно- методический комплект Метапредметные результаты Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (регулятивные УУД) 1 класс, 1 часть

54 учебно- методический комплект Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (регулятивные УУД) 1 класс, 2 часть

55 учебно- методический комплект Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (регулятивные УУД) 1 класс, 1 часть

56 учебно- методический комплект Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (регулятивные УУД) 2 класс, 2 часть

57 учебно- методический комплект Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера (познавательные УУД) 1 класс, 1 часть

58 учебно- методический комплект Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера (познавательные УУД) 3 класс, 1 часть

59 учебно- методический комплект Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера (познавательные УУД) 3 класс, 2 часть

60 учебно- методический комплект Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачами (регулятивные УУД) 1 класс, 1 часть

61 учебно- методический комплект Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачами (регулятивные УУД) Рабочая тетрадь, 1 класс, 1 часть

62 учебно- методический комплект Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачами (регулятивные УУД) 2 класс, 2 часть

63 учебно- методический комплект Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачами (регулятивные УУД) 3 класс, 2 часть

64 учебно- методический комплект Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности 2 класс, 1 часть

65 учебно- методический комплект Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии (познавательные УУД) 1 класс, 1 часть

66 учебно- методический комплект Освоение начальных форм личностной рефлексии (личностные УУД) 2 класс, 2 часть

67 учебно- методический комплект Освоение начальных форм личностной рефлексии (личностные УУД) 2 класс, 2 часть

68 учебно- методический комплект Освоение начальных форм личностной рефлексии (личностные УУД) 2 класс, 2 часть

69 учебно- методический комплект Способность использовать знаково-символические средства представления информации (познавательные УУД) 1 класс, 1 часть

70 учебно- методический комплект Способность использовать знаково-символические средства представления информации (познавательные УУД) 3 класс, 1 часть

71 учебно- методический комплект Способность использовать знаково-символические средства представления информации (познавательные УУД) 3 класс, 2 часть

72 учебно- методический комплект Способность использовать знаково-символические средства представления информации (познавательные УУД) 1 класс, 1 часть

73 учебно- методический комплект Активное использование речевых средств и ИКТ для решения познавательных и коммуникативных задач (коммуникативные УУД) 1 класс, 1 часть

74 учебно- методический комплект Активное использование речевых средств и ИКТ для решения познавательных и коммуникативных задач (коммуникативные УУД) 2 класс, 1 часть

75 учебно- методический комплект Активное использование речевых средств и ИКТ для решения познавательных и коммуникативных задач (коммуникативные УУД) 3 класс, 1 часть

76 учебно- методический комплект Активное использование речевых средств и ИКТ для решения познавательных и коммуникативных задач (коммуникативные УУД) 4 класс, 1 часть

77 учебно- методический комплект Овладение логическими действиями (познавательные УУД) 1 класс, 1 часть Сравнение

78 учебно- методический комплект Овладение логическими действиями (познавательные УУД) Анализ 2 класс, 1 часть

79 учебно- методический комплект Овладение логическими действиями (познавательные УУД) Синтез 3 класс, 1 часть

80 учебно- методический комплект Овладение логическими действиями (познавательные УУД) Классификация 2 класс, 1 часть

81 учебно- методический комплект Овладение логическими действиями (познавательные УУД) Определение причинно-следственных связей 1 класс, 2 часть

82 учебно- методический комплект многообразие мира целостность мира уважение к миру, Содержание учебников строится на основе системы ведущих идей: которые являются стержнями интеграции обществоведческих и естественнонаучных знаний, формируемых в учебном курсе.

83 учебно- методический комплект распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа определителя; моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку норм и правил. Приоритетные виды деятельности:

85 учебно- методический комплект Тематическое планирование

86 учебно- методический комплект Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

6. Формирование регулятивных УУД

7. Формирование регулятивных УУД

8. Формирование регулятивных универсальных учебных действий

Начальная школа
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ
Пояснительная
Пояснительная записка
записка
Общая
Общая характеристика
характеристика учебного
учебного предмета
предмета
Описание
Описание места
места учебного
учебного предмета
предмета вв учебном
учебном плане
плане
Описание
Описание ценностных
ценностных ориентиров
ориентиров содержания
содержания учебного
учебного
предмета
предмета
Личностные,
Личностные, метапредметные
метапредметные ии предметные
предметные результаты
результаты
Содержание
Содержание учебного
учебного предмета
предмета
Тематическое
Тематическое планирование
планирование сс определением
определением основных
основных
видов
видов учебной
учебной деятельности
деятельности обучающихся
обучающихся
Описание
Описание материально-технического
материально-технического обеспечения
обеспечения
образовательного
образовательного процесса
процесса
Приложение:
Приложение: планируемые
планируемые результаты
результаты изучения
изучения курса
курса
(предметные,
(предметные, метапредметные,
метапредметные, личностные)
личностные) по
по годам
годам
обучения;
обучения;
другой
другой методический
методический материал
материал

39. Формируем умение контролировать, оценивать и корректировать свои действия

40. Формируем умение контролировать, оценивать и корректировать свои действия

41. Формируем умение контролировать, оценивать и корректировать свои действия

Начальная школа. Русский язык
Формируем умение контролировать, оценивать и
корректировать свои действия

Начальная школа. Русский язык
Формируем умение контролировать, оценивать и
корректировать свои действия

46. РЕФЛЕКСИВНЫЕ УМЕНИЯ

Формирование универсальных учебных действий с помощью

Поработав по некоторым УМК, учителя нашей школы и я в том числе всё-

учащихся сельской школы, и вот уже четвёртый год мы с удовольствием

работаем по этой программе.

классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение

требований к результатам освоения основной образовательной программы начального

общего образования. Научный руководитель - Андрей Анатольевич Плешаков,

кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в

целостной и сконструированной на основе единых методологических и методических

принципов информационно-образовательной среды для начальной школы.

рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к

использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

показывает, что более половины учеников начальных классов России обучаются по

года. Однако учебники УМК были переработаны в соответствии с требованиями

ФГОС и вновь отправлены на экспертизу. В ноябре 2010 года издательство

академии наук и Российской академии образования о том, что система учебников

образовательной программы начального общего образования и полностью

соответствует требованиям федерального государственного образовательного

стандарта (ФГОС). Все учебники, составляющие завершённые предметные линии

Я хотела бы остановиться на том, что весь методический аппарат УМК «Школа

основе системно - деятельностного подхода, как основного механизма достижения

личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной

В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных

на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного

материала с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД) и

формирования способности самостоятельно и успешно усваивать новые знания,

умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию – умение

Для этого методическое обеспечение учебников и учебных пособий УМК «Школа

учителя широкого спектра современных образовательных технологий, методов,

форм обучения, приёмов и иных педагогических ресурсов организации учебно-

воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной

- ориентирование всего учебного материала на максимальное включение младших

школьников в учебную деятельность;

- значительный воспитательный потенциал;

- преобладание проблемно-поискового метода обучения с целью овладения

универсальными учебными действиями (УУД);

- проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги;

- практическая направленность содержания учебного материала с порой на

социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими

школьными предметами на основе формирования УУД;

- возможности моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

- возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного

образования школьников, реализации педагогики сотрудничества;

- возможности для работы с современной информационно-образовательной средой:

использование ИКТ, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов,

различных мультимедийных приложений;

- ориентация на здоровьесбережение младших школьников;

- возможности для разнообразия организационных форм обучения:

индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной.

При всей широте диапазона возможностей методического аппарата УМК «Школа

Проблемно-поисковый метод предусматривает в содержании системы учебников

различные возможности для создания на уроке проблемных ситуаций,

выдвижения предположений, поиска и отбора информации, формулирования

доказательств, выводов, сопоставление результатов с эталоном.

Например, на уроках обучения грамоте часто можно было встретить задания

типа: соотнеси слова со схемами; составь схему слова-отгадки; придумай слово к

данной схеме; сравни: что общего в словах, чем они различаются; преврати

большой предмет в маленький; найди близкие по смыслу слова; какое слово

лишнее; почему так говорят; обсуди с другом; выскажи своё мнение; придумай

продолжение; закончи по-своему; озаглавь текст и т.д.

На уроках математики часто можно встретить задания такого типа: сравни,

объясни, составь, понаблюдай и сделай выводы, выбери более рациональный

способ, закончи последовательность, разбей на группы и т. д. Очень часто даётся

выполнение этих заданий в паре или в группе.

На уроках окружающего мира прослеживается система заданий, направленных на

первоначальное ознакомление детей с разного рода зависимостями, задания для

действительности. Например, в 1 классе есть задания на сравнение ели и сосны,

реки и моря, различных средств транспорта, животных разных групп.

Реализация средствами УМК проблемно-поискового метода усиливает мотивацию

обучения, способствует развитию способности ребёнка понимать и принимать

смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и

оценивать её результат, осуществлять рефлексию, формулировать новую учебную

задачу, т. е. формирует регулятивные УУД.

Так во всех учебниках, перед каждым разделом существует страничка, на

которой описано краткое содержание данной темы. Это помогает учащимся

принимать и понимать основные цели учебной деятельности, формулировать

задачи, отражающие то, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел

В учебниках по математике в конце каждого урока предусмотрены задания для

самопроверки. Каждая тема во всех учебниках заканчивается рубриками: «Что

предусмотрены задания базового и повышенного уровня сложности. Так же

русскому языку, окружающему миру, в которых даны задания, как обычного, так

и тестового характера. На уроках математики материал учебников построен так,

что учащиеся пробуют планировать учебные действия: учатся составлять план

учебных действий при решении текстовых задач, составляют алгоритм

вычислительных действий, составляют план успешного проведения

математической игры, план работы над учебным проектом.

планирования и осуществления контрольно-оценочной деятельности. В конце

этого раздела включают вопросы как базового уровня, так и повышенного,

которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в

начале изучения раздела целей и задач.

Всё это создаёт условия для формирования умений планирования своей

деятельности, умений проводить пошаговый, тематический и итоговый контроль

полученных знаний и освоенных способов действий, корректировать свои знания,

умения, навыки, т. е. формирует регулятивные УУД.

выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к учебному

материалу и конкретной педагогической ситуации; позволяет учитывать

индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. В этой связи в

системе учебников УМК заложены большие возможности для применения

различных методов и приёмов эвристического, исследовательского характера

целенаправленного развития самостоятельности учащихся, их познавательной

активности при формировании познавательных УУД.

Так, например, на уроках русского языка одним из приёмов решения учебных

проблем является языковой эксперимент, который представлен в учебнике

можно определить слоги в слове, основу слова; приходят к выводу, что слов без

корня не бывает и т.д.

На уроках математики ребята выполняют задания вида: продолжить (дополнить)

ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических

фигур и др., записанных по определённому правилу; провести классификацию по

заданному признаку; провести логические рассуждения, использовать знания в

новых условиях при выполнении заданий поискового характера.

На уроках окружающего мира школьники учатся работать и с другими

источниками информации. Так в течение всего периода обучения ребята

постоянно обращаются к таким книгам, как: атлас – определитель «От Земли до

Содержание предметного материала выстроено так, что, начиная с 1 класса,

школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию

объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты

своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими,

знаковыми, графическими). Всё это способствует формированию умения решать

задачи творческого и поискового характера.

Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над

учебными проектами. В учебниках после каждого раздела, темы можно встретить

Конечно же, это не полноценный проект, выполненный учащимися

самостоятельно. Это лишь элементы проектной деятельности в её классическом

понимании. Но для малыша это - его проект.

Дети уже по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений,

любознательность, постоянное желание экспериментировать, искать истину

распространяется на все сферы деятельности, что доставляет много хлопот взрослым

и далеко не всегда безопасно для самого юного исследователя. Но в развитии ребёнка,

реализации его творческих способностей этот опыт имеет важное значение.

А внедрение информационных технологий повышает динамику урока, наглядность,

информативность, позволяет возбудить интерес к получаемым знаниям, развивает

интеллект и творческие способности учащихся.

Параллельно с формированием коммуникативных, регулятивных и познавательных

идёт и формирование личностных УУД.

В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы

личностных результатов освоения основной образовательной программы:

-формирование гражданина, патриота своей Родины;

-формирование целостного взгляда на мир;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре

-овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально –

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

материал направлен на воспитание доброжелательности, отзывчивости, чувства

сопереживания чувствам других людей, взаимопонимания и взаимопомощи. С

этой целью в учебниках по литературному чтению предусмотрены разделы и

тексты, которые помогают младшим школьникам осмыслить важные духовные

ценности: дружбу, доброту, любовь, понимание, терпение, ответственность,

установки на безопасный, здоровый образ жизни. Для достижения результата в

учебниках по окружающему миру предусмотрены следующие разделы: «Здоровье

Васнецова, В.А. Серова, Н. К. Рериха, И. И. Грабаря, И. И. Левитана, А. А.

Пластова, А. К. Саврасова и многих других художников. Работа над текстами

описания этих репродукций также направлена на эстетическое воспитание детей,

развитие чувства прекрасного в душе ребёнка.

Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального

общего образования, обеспечивающим его результативность является ориентировка

младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и

формирование способности их грамотно применять. Использование современных

цифровых инструментов и коммуникационных сред является наиболее естественным

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это также и залог профилактики школьных трудностей.

Учитель: Дрозд Т.Н.

Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача – помочь им раскрыться,

развить собственные идеи.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это также и залог профилактики школьных трудностей.

Формирование универсальных учебных действий у учащихся должно отразиться на качестве знаний и положительном отношении к урокам.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; — структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Действия учителя, позволяющие сформировать универсальные учебные действия:

- учитель создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

- учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.

- перед началом решения составляется совместный план действий.

- привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

- учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией: пересказу, составлению плана, способам эффективного запоминания, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. В ходе учебной деятельности развивается память и мышление детей.

- учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом старается включать каждого в учебный процесс, а также поощрять учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

- обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

- не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями

- учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

- показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

- учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.

- ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

- учит детей планировать свою работу и свой досуг.

Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. На этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

1.Включаю в занятия проблемное обучение.

- Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.)

- Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.)

- Что общего у этих животных? (Умеют летать.)

- Можно их отнести к одной группе? (Нет.)

- Умение летать будет отличительным признаком птиц?

- Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?)

Предлагаю ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Учу детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

2. Проектное обучение представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.

Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.

3. Педагогические игры

Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.

Примеры заданий, которые помогут формировать у детей познавательные УУД на уроках окружающего мира в начальной школе.

I . Задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира.

1. Сравни старинные классные комнаты и классную комнату, в которой учишься ты. Чем они различаются? Чем похожи?

2. У Оли и Лены были семена томатов от одного и того же растения. Они насыпали землю в одинаковые горшки. Затем в каждый горшок посадили семена, вырастили рассаду, высадили рассаду в положенные сроки на грядки в саду. Через некоторое время дети сравнили растения и увидели, что они очень отличаются друг от друга в своём развитии. (детям предлагается рассмотреть фотографии) Возможно, Оля и Лена по-разному ухаживали за своими растениями. В чём могло быть это отличие. Приведите два примера.

II . Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

2. Посмотри, какие знаки по охране природы нарисовали юные натуралисты в своём лесу. Придумай и нарисуй свой знак по охране природы.

III . Проектная деятельность

то младший школьник научится не только фиксировать трудность,

но и анализировать её причину: от фиксации самого факта незнания

Предполагаемый результат:

- обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях;

-максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания;

- формирование оценочной самостоятельности учащихся,

- формирование адекватной самооценки

Анализируя подобную работу, я вижу положительную динамику в развитии многих видов УУД. У большинства детей развиты свобода общения, желание творить, не останавливаться на достигнутом. Следовательно, использование образовательных технологий деятельностного типа, современных методов и приемов способствует развитию познавательных универсальных учебных действий.

Литература

2. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. – 338 с.

4. Зайцева, И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И Зайцева // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! 2011. - Пилотный выпуск. - С. 4-6

5. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010

Читайте также: