Аналитическая справка введение в школьную жизнь

Обновлено: 02.07.2024

Справка по результатм КОК в 5 классе. В справке отражены результаты КОК в 5 классе. Цель контроля – изучение адаптации обучающихся, воспитанников 5 класса при переходе в среднее звено.

Содержимое разработки

МАОУ Барыбинская средняя общеобразовательная школа

142060,Московская область ,г. Домодедово, микрорайон Барыбино, ул.Макаренко,д.31

Тел(496)-79 6-40-19, факс: (496)-79 6-42-41

об итогах классно-обобщающего контроля в 5 классе

С 2 по 13 октября 2017г по плану УВР в рамках внутришкольного контроля проводился классно-обобщающий контроль в 5 классе (классный руководитель Зиза Т.В.).

Цель контроля – изучение адаптации обучающихся, воспитанников 5 класса при переходе в среднее звено.

С этой целью была проведена следующая работа:

1. Посещение уроков.

2. Беседы с учителями-предметниками, классным руководителем.

3.Проверено выполнение режимных моментов обучающихся 5-ого класса: поведение на переменах, своевременный приход на уроки с перемен, поведение в столовой; внешний вид обучающихся .

4.Проанализирована занятость обучающихся во внеурочное время;

5. Работа психолога

Участники контроля: Кашинская В.И. зам. директора по УВР, Дедова И.Н., зам по ВР, Зиза Т.В.,классный руководитель, Акимова Т.И., педагог-психолог

Анализ посещенных уроков и мероприятий показал, что уроки в 5 классе организованы методически правильно, темп и плотность уроков оптимальные на уроках русского языка и литературы, истории, биологии и географии, ОБЖ, учителя используют разнообразные формы и методы работы. Общими для всех учителей, работающих в 5 классе, являются такие приемы, как устный опрос, беседа, работа с учебником, в тетради, соблюдение принципа наглядности обучения.

Преподавание чтения и развития речи, письма

Анализ посещенных уроков показал, что уроки организуются учителем русского языка и литературы, Зубковой Т.А. по чтению и развитию речи, и по письму методически правильно, соблюдаются все необходимые этапы, которые логически связаны между собой. Учитель использует разнообразные формы работы: фронтальную, индивидуальную, самостоятельную. Организует повторение орфограмм, изученных в начальной школе. Зубкова Т.А. использует такие приёмы работы, как работа с учебником, в тетради. На чтении и развитие речи жужжащее чтение, хоровое, выразительное чтение. При развитии речевых умений работает над умения вести диалог, развитие монологической речи. Атмосфера на уроках доброжелательная, темп оптимальный, обучающиеся чувствую себя комфортно, ребята активны. Соблюдаются санитарно-гигиенические требования к уроку. Домашнее задание, оценки за уроки учитель комментирует.

Проверка тетрадей по письму и развитию речи показала, что обучающиеся выполняют в них различные виды работ, учитель проверяет тетради, обращает внимание на орфографическую грамотность, исправляет ошибки, следит за соблюдением орфографического режима.

(_____административная ___контрольная работа по русскому языку_____)

Количество учащихся в классе

Количество уч-ся, выполнявших работу

Дата проведения работы

Наибольшее количество ошибок было допущено:

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

Правописание окончаний прилагательных

Ь на конце существительных 3 скл.

Непроизносимые согласные в корне слова

Не смогли написать текст диктанта

Пунктограммы:

Знаки препинания при однородных членах

Грамматическое задание:

При определении морфологических признаков глагола

При определении морфологических признаков существительного

Не справились с грамматическим заданием

Большие трудности в обучении русского языка у Журавлевой.

Преподавание математики

(учитель Тараканова Н.А.)

Анализ посещенных уроков показал, что Тараканова Н.А. владеет методикой проведения урока. Атмосфера доброжелательная, дисциплина удовлетворительная. Уроки имеют структуру, но проводятся не все необходимые этапы: оргмомент, целеполагание, проверка Д/З, проверка и актуализация знаний, изучение темы, закрепление, подведение итогов. На уроках математики прослеживается слегка преемственность в обучении между начальной и основной школой. Учителю, учитывая возрастные особенности обучающихся, а также с целью усиления заинтересованности предметом, необходимо проводить в начале урока мате­матическую разминку. Основным недочетом в работе Таракановой Н.А. является то, она не всегда проводят во время уроков физкультминутки, тем самым не выполняют предписания САНПиН. Основная форма работы на уроке фронтальная, внутренняя дифференциация прослеживается слабо, не наблюдается индивидуальная работа с обучающимися разных уровней интеллектуального развития, выполняла самостоятельную работу одного уровня со всеми обучающимися класса.

Проверка тетрадей по математике показала, что единый орфографический режим соблюдается не всеми обучающимися. Не проводится работа над ошибками, учитель выполняет нормы проверки тетрадей. В целом состояние проверенных тетрадей удовлетворительное.

Преподавание биологии

(учитель Юлова А.Ш.)

Анализ посещенных уроков показал, что учитель знает и любит свой предмет, работает увлеченно, разнообразит формы и методы преподавания с учетом особенностей обучающихся класса, развивает творческие способности школьников на основе активизации их деятельности. Хорошо управляет вниманием класса с помощью интонации, жестов, мимики, собственной увлеченности. Уровень дисциплины и заинтересованности обучающихся на уроках оптимальный . На уроках Юлова А.Ш. применяет ИКТ в виде презентаций.

Преподавание физического воспитания

(учитель Ерченко А.В.)

Анализ посещенных уроков учителя А.В.Ерченко показал, что учитель использует на уроке фронтальный, наглядно-объяснительный методы обучения. Учитель хорошо владеет методикой проведения урока. Уроки имеют четкую структуру, проводятся все необходимые этапы: оргмомент, целеполагание, проверка и актуализация знаний, изучение темы, закрепление, подведение итогов, рефлексия.

Оптимален объем и сложность упражнений. Осуществляется дифференцированный подход для учащихся с разным уровнем развития, с медицинскими показаниями. Ведется учет приспособленности организма к физическим напряжениям. На уроках все ребята активны, подвижные, с удовольствием участвуют во всех спортивных мероприятиях.

Показ упражнений четкий, уверенный. При выполнении учащимися упражнений даются методические указания на предупреждение и исправление ошибок учащихся. Используется метод разбора ошибок. В конце уроков подводится итог, отмечаются лучшие учащиеся, выставляются оценки. В системе учителем осуществляется текущий учет знаний.

Преподавание ОБЖ

(учитель Коркин И.П.)

Структура урока соблюдалась. Этапы работы были связаны друг с другом. Переход от одного этапа к другому сопровождали познавательные вопросы. Каждый этап заканчивался обобщением педагога. В ходе урока чередовались умственная деятельность и игра, что позволило детям быть энергичными и деятельными. На уроке не проведена физминутка.

Речь педагога эмоциональная, выразительная. В ходе урока Коркин И.П. четко и ясно рассказал обучающимся о правилах поведения детей с незнакомыми людьми, провела самостоятельную работу, побуждал обучающихся к обобщению, сравнению, выводам, а если они затруднялись, делал это сам. В ходе обсуждения учитель не довольствовался ответом 1 ребенка, спрашивал мнение других, хвалил за правильный ответ, напоминал о необходимости выражать свои мысли полными предложениями.

Работа проводилась в группах и индивидуально. Активность учащихся на уроке была хорошая.

Домашними заданиями не перегружены. Большинство учащихся может самостоятельно выполнять письменные и устные предметы. С трудом задания по математике выполняют Журавлева.

Работа психолога Акимовой Т.И.

Переход из начальной школы в среднюю совпадают с концом периода детства. С психологической точки зрения этот период достаточно стабилен.

Тем не менее, практика показывает, что большинство детей переживают этот период как важное событие в своей жизни. Они гордятся тем, что уже не маленькие. Проявление разных учителей с разными требованиями, разными стилем отношения является для них зримым показателем взрослости. Кроме того определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Психологические психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для обучения в первом классе.

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, наоборот, развязными, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит… подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно 70-80% школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 3-4 недели после начала учебного года. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связанны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.

Но хочу обратить ваше внимание на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и , если он научится учитывать эти требования и, если он научиться учитывать эти требования соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то в результате овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Трудности у пятиклассников может вызвать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем термины. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко служит причиной непонимания школьного материала.

Возможно некоторое снижение успеваемости, которое также обусловлено особенностями адаптационного периода. Исследую уровень адаптации учащихся пятого класса я могу сделать следующие выводы: мотивация к обучению у учащихся снизилась, а вот тревожность , наоборот возросла. Такие изменения совершенно естественны для периода адаптации.

Основная цель психолого-педагогического сопровождения в период адаптации – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).

Цель достигается за счёт последовательного решения педагогом-психологом следующих задач:

1.Выявить особенности психолого-педагогического статуса школьников с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.

2.Создать систему психолого-педагогической поддержки всех учащихся в период адаптации, позволяющую им не только приспособиться к новым условиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.

3.Совершенствовать специальные педагогические и социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.

В психолого-педагогической работе в период адаптации пятиклассников на этапе введения ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения реализуются следующие задачи:

совершенствовать у учащихся навыки взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других, адекватного отношения к своим успехам и неудачам;

знакомить учащихся с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни;

создавать условия для снижения тревожности.

Ребёнок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает определённые задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психического развития.

В рамках психолого-педагогического сопровождения пятиклассников осуществляются следующие направления:

1. Психологическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьников.

2. Консультирование психологом связанное в основном с обсуждением результатов проведения диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или психического самочувствия.

3. Коррекционно-развивающая работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации. Эти трудности могут проявляться в поведении, обучении, самочувствии ребёнка. Коррекционная работа в школе проводится в двух основных формах – групповой и индивидуальной.

Для эффективного решения поставленных задач используется ряд средств:

1. Проведение диагностических обследований адаптации в школьной среде с целью изучения степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации.

2. Проведение индивидуальных и групповых консультаций для педагогов, классных руководителей и родителей с целью создания ситуации сотрудничества, рекомендаций по оказанию помощи и поддержки ученикам, испытывающим трудности в процессе адаптации.

В целом предпосылки готовности ребенка к переходу к обучению в основной школе можно представить в психолого-педагогическом статусе пятиклассника.

Для выявления уровня психологической адаптации были проведены следующие мероприятия:

- беседа с преподавателями

- индивидуальные беседы с родителями;

Исследование тревожности проводилось по методике Филлипса, который содержал 58 вопросов. Кроме исследования общей тревожности, была исследована тревожность по следующим факторам:

- переживание социального стресса;

- фрустрация (переживание) потребности успеха;

- страх несоответствия ожиданиям окружающих ( учителей, родителей, одноклассников);

- низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;

- проблемы и страхи в отношении с учителями.

Результаты тестирования получились следующие:

- низкий уровень тревожности- 14%

- высокий уровень тревожности- 50% (рис.1)


Рис.1Результаты тестирования по тревожности учащихся.

В целом по результатам диагностики следующие выводы:

На высоком уровне- 46%

На повышенном- 34%

На низком- 20% (рис.2)


На высоком уровне- 37%

На повышенном- 46%

На низком- 17%. (рис.3)


На высоком уровне- 33%

На повышенном- 49%

На низком- 18%.( рис.4)


На высоком уровне- 9%

На повышенном- 16%

На низком- 75%. (рис.5)


Результаты диагностики показывают, что обучающиеся 5 класса не полностью адаптировались к новым условиям обучения в среднем звене. И полученные данные свидетельствуют о том, что необходима коррекционно- развивающая работа с учащимися, которые показали высокий и повышенный уровень тревожности. Работа заключается, прежде всего, в работе классного руководителя, учителей – предметников, психолога и конечно непосредственно родителей.

- продолжить наблюдение за обучающимися не полностью адаптированными к обучению;

- посещение уроков и классных часов психологом;

- индивидуальная беседа с родителями;

- групповые беседы с обучающимися;

Анализ внеурочной занятости показал, что кружковой работой охвачены не все. Обучающиеся 5 класса занимаются во внеурочное время в кружках.

Исходя из вышеизложенного можно сделать заключение, что обучающиеся 5 класса не полностью адаптированы к новым условиям на втором уровне обучения. Необходима коррекционно- развивающая работа с обучающимися, которые показали высокий и повышенный уровень тревожности.

1. Коллектив 5 класса не полностью сформирован к обучению на втором уровне обучения.Учащиеся не все готовы к продолжению образования на новой ступени обучения, в их познавательной деятельности недостаточно направленности на приобретение знаний.

2. Качество и уровень знаний удовлетворительные.

3. На всех посещенных уроках в основном выполняются санитарно-гигиенические требования: не все учителя проводят физминутки, зарядка для глаз.

4. В работе учителей - предметников имеются недостатки: мало используются игровые формы работы, нет дифференцированной работы на уроках.

5. Воспитательные задачи классным руководителем решаются, но необходимо продолжать работу по сплочению коллектива.

6. У отдельных педагогов слабо налажена обратная связь с учениками; учитель не всегда держит в поле зрения весь класс, слабо управляет вниманием учащихся.

Рекомендации:

Шире использовать ИКТ при проведении уроков, используя возможности компьютерного класса и имеющееся в школе оборудование.

Применять активные методы обучения, которые повышают работоспособность, отодвигают наступление утомления, а также стремиться к установлению дружеских, партнерских отношений с обучающимися.

Продолжать работу по формированию навыков чтения, индивидуальную работу со слабочитающими учащимися.

Вовлекать учащихся в процесс изучения темы, переводя их из разряда пассивных слушателей в активную, мыслящую личность.

Использовать специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти, посвятив этому по времени небольшую часть урока.

1. Продолжать работу по формированию классного коллектива, недопущению конфликтных ситуаций.

2. Классному руководителю скорректировать воспитательную работ в соответствии с рекомендациями.

Социально – психологической службе

1.Оказывать психологическую поддержку и проводить индивидуальные беседы с учащимися 5 класса.

Провести совещание с учителями, работающими в 5 классе по вопросам КОК (10.11.2017г.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитическая справка об успешности адаптационного периода 1 класса Классный руководитель: Парийчук А.М.

Аналитическая справка

об успешности адаптационного периода 1 класса

Классный руководитель: Парийчук А.М.

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.

Какими качествами должен еще обладать ученик? Все что бы я сейчас ни перечислила, будет направлено на то, с какими учениками будет работать комфортно мне. Значит, моя задача развивать у них совокупность качеств, и в итоге будет виден результат моей работы. Необходимо направлять резерв работы на развитие познавательных процессов, на социализацию учащихся, на привитие эстетического вкуса, развитие волевых качеств, организованность, аккуратность, объективную самооценку, взаимооценку и т.д.

1 сентября 2016 был сформирован 1 класс в количестве 10 человек, из них 3 мальчика и 7 девочек. В классе 5 многодетных семей. Четверо ребят воспитываются в неполных семьях. До поступления в школу 9 детей получали образование в детском саду, 1 ребенок воспитывался дома.

Дошкольное воспитание — первое звено единой системы образования.
Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Хочется отметить, что учащиеся первого класса хорошо владеют навыком самообслуживания, не плохого развита у детей мелкая моторика рук. Дети общаются друг с другом, проявляя умение договариваться. Коммуникативные навыки развиты на достаточном уровне, кроме того, хочется отметить активное участие родителей в образовательном процессе.

В классе два читающих ребенка – Лилия и Мадина.

Однако у большинства первоклассников наблюдается недостаточная сформированность следующих мыслительных операций, тормозящих процесс обучения. Сюда я отношу недостаточный словарный запас, слабое развитие логического мышления, память, слабое развитие речи, отсутствие фонетического слуха.

12 октября была проведена стартовая диагностическая работа. Ее выполняли 8 учеников. По итогу мной был проведен анализ. В диаграмме я отразила только несколько содержательных линий диагностической работы.


По результатам данного анализа был выявлен 1ученик, имеющий высокие показатели, 6 учащихся на среднем уровне и 1 учащийся имеющий низкий уровень.

В данном классе обучается один ребенок с ЗПР - София. Стартовую диагностическую работу девочка не выполняла. София спокойная, но период адаптации проходит медленно и тяжело. У девочки рассеянное внимание, она часто отвлекается, тяжело концентрируется, быстро утомляется. Слабо развита мелкая моторика рук, испытывает трудности при ориентировании в тетрадях по письму и математике. У девочки недостаточно полный объем знаний об окружающем мире. Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия рекомендовала обучать данного ребенка по адаптированной образовательной программе с ЗПР по второму типу.

Вызывают тревогу родители Софии, которые редко интересуются успехами своего ребенка, не выполняют указания классного руководителя, что отрицательно влияет на адаптацию ребенка к школе и способствует неуспехам в учебе, учитывая особенности Софии.

В кружковой деятельности заняты все учащиеся класса.

После периода адаптации в классе была сформирована организация ученического самоуправления. В нее вошли:

Заместитель старосты: Мадина

Санитары: Татьяна, Софья

В классе есть ответственные за учебники, так как у нас два комплекта учебников. Организовано ежедневное дежурство по кабинету.

Практически во всех семьях созданы необходимые условия для выполнения учебных заданий. Родители заинтересованы школьной жизнью, постоянно интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности.

Роль семьи в период адаптации особенно важна. На первом родительском собрании я рассказала родителям об особенностях адаптационного периода, о необходимости создания благоприятных условий для ребенка и общении с ним, обсуждении его школьной жизни. Задача школы и семьи сотрудничать. Только совместными усилиями у нас получится добиться положительных результатов.

Подводя итоги адаптационного периода, следует отметить, что он прошел удовлетворительно. Негативных проявлений в поведении детей в период учебы не наблюдалось. Адаптационный период дал возможность выявить проблемы в развитии детей и формировании классного коллектива. Над этим я и продолжу дальнейшую работу.

В соответствии с планом ВШК в I полугодии 2010-2011 учебного года осуществлялся тематический контроль за состоянием адаптации учащихся 1-х классов.

  • диагностика состояния адаптации учащихся 1-х классов;
  • выявление уровня школьной готовности первоклассников;
  • знакомство с новыми классными коллективами.

Методы контроля: посещение уроков и внеклассных мероприятий, наблюдение, контроль режимных моментов; собеседование с учителями и родителями; диагностика стартовых возможностей учащихся по методике Н.В. Нечаевой "Знакомься, школа, твой ученик!".

В ходе контроля выяснено следующее:

Для смягчения периода адаптации учителями 1-х классов был использован курс Г. Цукерман "Введение в школьную жизнь", физкультминутки на уроках, игровые паузы, релаксационные пятиминутки.

В течение I четверти ежедневно проводилось по 3 урока в традиционной классно-урочной системе и 1 урок нетрадиционный: урок-сказка, урок-экскурсия, урок-путешествие и т. п.

Для родителей первоклассников проведены общешкольные и классные родительские собрания, посвященные вопросам возрастных и психологических особенностей учащихся 1-х классов в период адаптации".

Для специалистов дошкольных образовательных учреждений Советского района был проведен День открытых дверей для выявления причин, вызывающих проблемы в адаптации, с целью ликвидации их в последующем.

Посещенные уроки показали, что учителя знают требования письма Минобразования России от 25 сентября 2000г. № 20021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы", планируют четвёртые уроки в первой четверти учебного года в нетрадиционной форме для лучшей адаптации учащихся к школьному обучению, что находит свое отражение как в тематическом планировании, так и в записях тем уроков в классных журналах.

На посещенных уроках учителей Шестопаловой Е.А., Яковлевой Е.А. использовались визуальная и предметная наглядность. Учителя Ильина Н.Н., Андреева Е.В. применяли ИКТ.

На уроках учителя Шестопаловой Е.А. эффективно применяются различные формы и методы работы, активизирующие учащихся для восприятия учебного материала. Учитель использует методы опережающего обучения, сопутствующего повторения, межпредметные связи, предлагает задания на развитие логики, догадки, разумно использует принцип научности с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, большое внимание уделяет воспитанию патриотизма. Форма общения на уроке представляет собой учебный полилог. Атмосфера в классе спокойная, доверительная. Требования, предъявленные учителем, учащимися выполняются. Уроки проходят в высоком темпе. Проблемы с адаптацией в плане психологической готовности возникает лишь у Чаусова Д.

Уроки учителя Ильиной Н.Н. планируются в соответствии с календарно-тематическим планированием, с учетом дифференцированного подхода к обучению. Дети четко выполняют требования учителя, с удовольствием участвуют в ролевых играх, проводимых на уроке. Однако, учитель испытывает некоторые затруднения в методике развивающего обучения: недостаточно создаваемых проблемных ситуаций, коллизий, требующих деятельностного способа обучения, темп работы учащихся невысок, содержательная наполненность урока недостаточна. Проблемы с адаптацией испытывают учащиеся Сидельников Н. (отсутствие произвольности), Ковешников Д. (социальная адаптация).

Учитель Яковлева Е.А. использовала на своих уроках игровые технологии: загадки, ребусы, кроссворды, ролевые игры (герои сказок, театр, актеры), предлагала задания на развитие фонематического слуха, речи, объёма внимания и памяти, работала с интонацией. Применяла фронтальные и индивидуальные формы работы. Однако, в применении методики развивающего обучения учитель испытывает затруднения: на уроке преобладает речь учителя, изобилующая частными вопросами в зоне актуального развития учащихся, ситуации учебного полилога не возникает, недостаточно четко даются инструкции по выполнению заданий. Остаются вопросы по социальной готовности и сформированности произвольности поведения у Асламова Е., Кривоконева Р., Степанищева Д.

Учитель Андреева Е.В. на посещенных уроках использовала яркую наглядность, обращалась к личностному опыту учащихся, предлагала задания на классификацию, анализ и синтез, задачи на развитие логики. Однако, учитель испытывает затруднения при постановке общих вопросов, не использует ошибки детей в качестве проблемных ситуаций, неоправданно применяет традиционные методы обучения, недостаточно владеет методами организации учебного процесса, что зачастую приводит к нарушениям дисциплины и общей неорганизованности. Проблемы с адаптацией возникают у Тельных А., Колесник Г. (отсутствие произвольности).

В период адаптации в 1-х классах продолжительность урока составляет 35 минут, при этом 5 минут используются на проведение динамических занятий, минуток релаксации и отдыха.

На посещенных уроках у учителей Андреевой Е.В., Ильиной Н.Н. зафиксирована продолжительность урока в 40 минут. Физкультурные минутки проводились в каждом классе в основном двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Первая включала в себя подвижные игры, комплекс физических упражнений, вторая гимнастику для глаз.

Однако, перемены для учащихся 1-х классов должным образом не организованы, часто проходят в пределах кабинетов или в форме неорганизованной подвижности в рекреации.

Для изучения уровня школьной готовности традиционно применялась методика Н.В. Нечаевой "Знакомься, школа, твой ученик!", которая помогает обнаружить стартовые возможности первоклассников к продуктивной учебной деятельности и выявить индивидуальные различия между детьми. В связи с тем, что диагностика имеет мониторинговый характер, исследования проводились 2 раза в год: в сентябре и декабре 2010 года.

- в 1 а классе, учитель Шестопалова Е.А.

На начало обучения 64 % учащихся имели высокий уровень школьной готовности, 28% - хороший, 8% - средний, учащихся с низким уровнем школьной готовности выявлено не было.

В декабре количество учащихся со средним уровнем готовности сократилось на 4% и составило 4%, с хорошим - на 7% и составило 21%, а с высоким увеличилось на 11% и составило 75%.

При этом у 18 учащихся из 25 показатели уровня школьной готовности повысились, у 3 чел. не изменились, но остались высокими (Козлова О., Мануковская О., Якубова Р.), у 3 чел. Произошло некоторое снижение (Зубкова Е.: с 54 до 52 баллов, Чуриков П.: с 56 до 52 баллов, Михалкин Д.: с 51 до 46 баллов).

Средний уровень школьной готовности в целом по классу повысился на 3 балла и составил 53 балла, что соответствует высокому уровню школьной готовности.

- в 1 б классе, учитель Яковлева Е.А.

На начало обучения 23 % учащихся имели высокий уровень школьной готовности, 35% - хороший, 42% - средний, учащихся с низким уровнем школьной готовности выявлено не было.

В результате диагностики в декабре учащихся со средним уровнем готовности не оказалось, с хорошим - 29%, а с высоким уровнем школьной готовности увеличилось на 48% (самый высокий показатель в параллели) и составило 71%.

В случае с 1б классом можно говорить о некотором занижении результатов входной диагностики, причинами которого могут быть завышенные требования учителя Яковлевой Е.А., не сумевшей своевременно перестроиться с требований, предъявляемых к выпускникам начальной школы (её учащихся 4б класса прошлого года) к требованиям к младшим школьникам, только начавшим школьное обучение.

Лишь 1 ученик из 26 (Тадевосян Г.) продемонстрировал снижение уровня школьной готовности, у 4 уч-ся (Асламов Е., Климова А., Кривоконев Р., Шишикин Н.) значительно повысились результаты (рост от 15 до 21 балла).

О недостаточной объективности входной диагностики говорит и тот факт, что средний уровень школьной готовности в целом по классу резко вырос (на 10 баллов!) и составил 51 балл, что соответствует высокому уровню школьной готовности.

- в 1 в классе, учитель Ильина Н.Н.

На начало обучения 15 % учащихся класса имели высокий уровень школьной готовности, 54% - хороший, 27% - средний, 4% - низкий.

В декабре количество учащихся с низким уровнем готовности не оказалось,учащихся со средним уровнем сократилось на 9% и составило 18%, с хорошим - на 31% и составило 23%, а с высоким увеличилось на 44% и составило 59%.

Стабильно высокий уровень школьной готовности продемонстрировал 1 уч. (Болгова В.), значительный рост - у 2 уч-ся (Ковешников Л.: с 24 до 39 б.; Красникова Я.: с 39 до 50 б.), у 2 чел. произошло некоторое снижение (Савинков М.: с 39 до 38 баллов, Сбаихи Д.: с 43 до 39 баллов).

Средний уровень школьной готовности в целом по классу вырос на 6 баллов и составил 49 баллов, что находится на границе между хорошим и высоким уровнем школьной готовности.

- в 1 г классе, учитель Андреева Е.В.

На начало обучения 8% учащихся класса имели высокий уровень школьной готовности, 88% - хороший, 4% - средний, учащихся с низким уровнем школьной готовности выявлено не было.

В декабре учащихся со средним уровнем готовности не оказалось,учащихся с высоким увеличилось на 33% и составило 41%, учащихся с хорошим уровнем стало 59%.

При этом не произошло изменений в показателях у 9 учащихся из 26, у 2 чел. произошло некоторое снижение (Истомина В.: с 49 до 45 баллов, Плохих А.: с 44 до 43 баллов).

В целом по классу средний уровень школьной готовности вырос на 4 балла и составил 48 баллов, что соответствует хорошему уровню школьной готовности.

Диаграмма 1
Уровень школьной готовности первоклассников, сентябрь 2010 г.

Диаграмма 2
Уровень школьной готовности первоклассников, декабрь 2010 г.

  • с высоким уровнем школьной готовности составила 61,5% , что на 34% выше, чем на начало обучения,
  • с хорошим уровнем школьной готовности составила 33%;
  • со средним уровнем - 5,5% (на 14,5% меньше, чем на старте);
  • с низким уровнем - не оказалось (на 1,5% меньше, чем на старте).

Анализ уровня выполнения заданий позволил сделать следующие выводы:

При выполнении заданий диагностики в начале обучения учащиеся 1-х классов лучше всего справились с заданиями 7 (на умение осуществлять звуковой синтез) и 8 (на определение уровня начальных математических представлений).

Наибольшие трудности при выполнении вызвали задания 2а и 2б (на развитие зрительного анализа, умение удерживать и переносить зрительный образ, устанавливать закономерность и способность к самоконтролю) и задание 3 (на классификацию геометричесского материала по самостоятельно найденному основанию).

Диаграмма 3
Качество выполнения заданий, сентябрь 2010 года

Рост показателей диагностики в декабре по заданиям 1аб, 2в, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10аб и особенно 2а (+1,2 балла!) свидетельствует о грамотно организованной работе по развитию учащихся.

Отсутствие роста показателей по заданию 7 (на умение осуществлять звуковой синтез) свидетельствует о необходимости более детального подхода к фонетическому разбору с привлечением методики М.М. Безруких по преодолению трудностей в обучении чтению.

Снижение показателей по заданию 2б (на определение уровня самоконтроля) свидетельствует о недостаточной работе учителей 1-х классов по формированию данного аспекта самоорганизационной компетентности.

Диаграмма 4
Качество выполнения заданий, декабрь 2010 года

В разрезе классов анализ динамики результатов выполнения заданий определяет перспективные задачи учителя.

Так, в 1а классе снижение результатов по заданию 9 (на уровень представлений о геометрических фигурах и счёте) требует от учителя Шестопаловой Е.А. включения в уроки математики дополнительных упражнений на развитие названных умений.

Рост показателей по всем заданиям в 1б классе свидетельствует о правильно организованном процессе обучения учителем Яковлевой Е.А.

Учителю Ильиной Н.Н. (1в класс) следует уделить внимание развитию звукового анализа.

Учителю Андреевой Е.В. (1г класс) необходимо уделить внимание формированию самоорганизационной компетентности.

1чел. 2006г. рождения ) ,16 девочек (14 - 2007 года рождения,1 - 2008,1-2006).

По плану внутришкольного контроля проводилась работа по реализации успешной адаптации

учащихся первого класса к школьному обучению, которая состоит из нескольких этапов.

В летний период ученики прошли диагностическое обследование с целью установ ления

Среди мер, направленных на облегчение ада птации детей к школе, важное место

принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения. В период адаптации к

школьной жизни с учетом диагностических исследований проводились занятия по введению в

Аналитическая справка по результатам первого этапа адаптации

• обе спечение п сихологической адаптации детей (создание условий для эмоционального

комфорта, доброжелательной атмосферы, создание благоприятных условий для знакомства детей

• п омощь в осознании и принятии школьной жизни (знакомство с основными школьными

• привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работ ы;

• вв ести ребенка в н овую систему отношени й и ввес ти первоклассников в новые учебные

• освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе.

Большое значение уделялось организационной части урока. Умению органи зовывать рабочее

место (достать нужный учебник, пенал, разложить счетный материал, расположить на парте

правильно и удобно тетрадь и т.п .). Это работа, в основе кот орой лежит пошаговая инструкция ,

подробного объяснения, что и к ак делать (ис пользуется прием прог оваривания посл едовательности

действий). На данный момент 3 человека еще н е научились самостоятельно контролировать процесс

По н аблюдениям 1 человека еще не приняли урок, к ак учебную де ятельность, требующую

Чтобы стимулировать учебно - познавательную деятельность первоклассников

В дальнейшем планирую работу над с озданием предпосылок для групповой

сплоченности класса (КТД), организ ация взаимодействия между детьми как пр едпосылки

Читайте также: