Стартовая диагностика в школе

Обновлено: 04.07.2024

Предлагаемые практические рекомендации для выяснения учите­лем готовности детей к школе предполагают два взаимосвязанных этапа. Первый этап - групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им диагностических бланках. Второй этап - индивидуальное обследование, когда учитель непосредственно на­блюдает за деятельностью одного ребенка и сам записывает его уст­ные ответы. Преимущество группового (фронтального) обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что Вы имеете возможность понаблюдать за детьми, оказавшимися в не­привычной для них обстановке - в новом детском коллективе в отсут­ствие родителей.

В то же время нельзя ограничиться только групповой работой, так как некоторые параметры готовности к обучению выясняются лишь в личной беседе с ребенком. Индивидуальное обследование лучше проводить на следующий день после группового.

При проведении группового обследования следует придерживаться следующих правил:

1. Если Вы работаете без ассистента, число детей в группе не должно превышать 10-12 человек.

Заранее разложите на каждой парте необходимые для обследо­вания детей анкетные листы.

Пригласите детей в класс без родителей. Заранее предупредите родителей, каким образом будет проходить работа.

Предложите детям сесть за парты по одному, обратите особое внимание на тех, кто плохо видит или слышит.

Приготовьте каждому ребенку набор карандашей: красный, си­ний, зеленый, желтый и простой.

Задание читайте громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторять текст задания, если в этом возникает необходимость, но не отклоняйтесь от текста.

Переходите к чтению следующего задания только тогда, когда убедитесь, что большинство детей (более 75 %) закончили выполне­ние предыдущего.

П. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 15-20 минут.

При проведении индивидуального обследования постарайтесь выполнить следующие условия:

Заранее познакомьтесь с медицинской картой и с результатами группового обследования ребенка. При наличии в выполнении зада­ний ошибок, неточностей обратитесь к этим заданиям еще раз при индивидуальном обследовании, чтобы выяснить причины происхож­дения ошибок и степень обучаемости ребенка.

Индивидуальное обследование проводите с каждым ребенком таким образом, чтобы его ответы не могли слышать другие дети.

Данные наблюдений и результаты выполнения ребенком зада­ний сразу же заносите в карту.

Обследование лучше проводить без родителей. Только в случае беседы с особо застенчивым и робким ребенком можно предложить кому-либо из родителей присутствовать в помещении, но лучше не рядом с ребенком.

На своем столе заранее в определенном порядке расположите необходимые для обследования материалы (карточки-задания, набо­ры фигур, предметов и др.).

Пригласите ребенка в класс, назвав его по имени, предложите удобно расположиться около своего стола. До начала беседы дайте ребенку возможность освоиться в новой обстановке и постарайтесь определить его состояние (тревожность, заторможенность, перевоз­бужденность )

Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 10-15 минут.

Предлагаемое экспресс-обследование включает следующие разделы:

-обследование состояния пространственного восприятия;

выявление уровня зрительного восприятия (умения передавать форму предмета);

проверка уровня овладения представлениями, лежащими в ос­нове счета, самим счетом (в пределах 6), представлениями об опера­циях сложения и вычитания;

-выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов;

-выявление умения классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация;

-обследование фонематического слуха и восприятия;

обследование сформированности предпосылок к успешному ов­ладению звуковым анализом и синтезом;

обследование состояния моторики и зрительно-моторных коор­динации.

СОДЕРЖАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ И ЗАДАНИЙ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

(проводится в начале сентября)

I этап - групповое обследование

ЗАДАНИЕ 1

Цель:выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребен­ка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.

Текст задания: «Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять зада­ние. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке (учи­тель обводит указкой большую рамочку).

Оценка выполнения задания:

баллов - не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия.

балл - существенно изменены пропорции между элементами фи­гуры; общая форма фигуры схвачена плохо.

балла - изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хо­рошо, но пропорцию между элементами фигуры существенно измене­ны, однако все углы прямые и параллельность соблюдена.

балла - изображена подобная или равная фигура, пропорции ме­жду элементами фигуры в основном сохранены.

ЗАДАНИЕ 2

Цель:выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

Текст задания: «Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания ).Найдите на своих листах клеточку, крашеную в черный цвет.

1 . Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую за­красьте красным карандашом.

Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом.

Оценка выполнения задания:

0баллов - не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции.

1балл - выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета.

балла - выполнены верно два или три пункта задания.

балла - все пункты задания выполнены верно.

ЗАДАНИЕ 3

Цель:выявить умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; при правильном понимании текста задачи перейти от чис­ла к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Текст задания: «Здесь вы будете выполнять третье

задание (указывается место для выполнения задания 3). Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.

1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей дежурят сегодня в классе?

Нарисуйте столько кружков, сколько детей дежурят сегодня в классе. (Текст задачи можно повторить.)

2. В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько человек оста­лось в машине. (Текст задачи можно повторить.)

Оценка выполнения задания:

баллов - есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

балл - выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет.

балла - одна задача выполнена верно, есть попытка решать вто­рую задачу, но число кружков или квадратов неверное.

балла - обе задачи выполнены верно.

ЗАДАНИЕ 4

Цель:выявить умение сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Оценка выполнения задания:

0 баллов - сравнение проведено неверно (нарисован один тре­угольник).

балла - сравнение проведено верно (нарисован один круг).

ЗАДАНИЕ 5

Цель:выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.

Оценка выполнения задания:

0 баллов - задание не принято, линия не проведена.

балла - линия проведена к птицам.

балла - линия проведена правильно (к зверям).

ЗАДАНИЕ 6

Цель:проверить состояние фонематического слуха, фонематиче­ского восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.

Текст задания: «Посмотрите на эти картин­ки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук [с], то нужно зачеркнуть кружок под ней.

Оценка выполнения:

0баллов - отсутствие дифференциации звуков [с] - [з1, [с] - [ц], [с] - [ш] или полное непринятие задания.

1балл - наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с]-|з]).

2балла - выделен звук только из позиции начала слова, ошибоч­ного выделения других звуков нет.

3балла - правильное выполнение задания.

ЗАДАНИЕ 7

Цель:выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Оценка выполнения:

балла - наличие ошибок в один звук.

балла - правильное выполнение задания.

ЗАДАНИЕ 8

Цель:выявить интуитивные топологические представления, понима­ние терминов "внутри", "вне"; выявить способность правильно пони­мать высказывание, например: "Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга".

Текст задания: «Посмотрите на доску (учитель чертит на доскетреугольник).Яначертил тре­угольник (отмечает точку внутритреугольника), Яотметил точку внутри треугольника (отмечает точкувне треугольника). Яотметил точку вне тре­угольника. Теперь посмотрите на этот чертеж (ука­зывается чертеж к заданию).На своих листках найдите круг, найдите квадрат.

Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.

Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.

Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.

Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая распо­ложена и вне круга и вне квадрата".

Оценка выполнения:

балла - все выполнено верно;

2 балла - выполнено верно 2-3 пункта задания;

1 балл - выполнен верно только 1 пункт задания;

О баллов - задание не выполнено.

После проведения групповой работы по предложенной программе у Вас появятся данные об уровне развития у каждого ребенка:

зрительного восприятия (задание 1);

пространственного восприятия (задание 2);

•представлений, лежащих в основе счета, представлений об опе­рациях сложения и вычитания (задание 3);

•умения сравнивать два множества по числу элементов (задание 4);

умения классифицировать предметы, выделять признак, по ко­торому проведена классификация (задание 5);

сформированности фонематического слуха и восприятия (зада­ние 6);

сформированности предпосылок к успешному овладению зву­ковым анализом (задания б, 7);

мелкой моторики и зрительно-моторных координации (задания 1,2);

•сформированности произвольности (умение следовать указаниям).

Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрас­те

[Текст] / Л.И. Божович. - М., 1968. - 464 с.

Возрастная и педагогическая психология: Тексты. М., 1992. -270 с.

Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе Текст] / Н.И. Гуткина. - 4-е изд., перераб, и допол. - СПб.: Питер, 2006. -208 с.

Нижегородцева, Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст]: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегород­цева, В.Д. Шадриков. - М: Владос, 2001. - 256 с.

Цеханская Л.И. Диагностика уровня овладения некоторыми элементами предпосылок учебной деятельности. М., 1970. - 29с.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. -554 с.

Эльконин Д.Б. Психологические аспекты проблемы готовно­сти к школьному обучению // Воспитание и обучение старших до­школьников в детском саду: Тез. Всесоюз. науч. конф. Минск, 29 но­ября - 2 декабря 1971 г. М., 1971. 4 1. с.6-7.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важность диагностики для учителя начинающего работу с первоклашками.

Каждый этап в жизни ребенка – поступление в детский сад, начало обучения в школе, переход в среднюю школу – связан для него со сложным комплексом непривычных переживаний. Адаптация к новым условиям сопряжена с немалыми трудностями.

Первый год обучения в школе особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Приходя в школу, ребенок попадает в специально организованное для него образовательное пространство, состоящее из новых объектов, образов, видов деятельности и общения. Все это создается учителем для того, чтобы лучше научить. Но для начала нужно, чтобы ребенок был готов учиться так, как предлагает ему учитель.

Готовность ребенка к школе определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием, т. е. имеет значение весь комплекс факторов. Поэтому и принято считать, что готовность ребенка к систематическому обучению в школе – это уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.

Учебные ситуации необходимо выстраивать на основе тех умений и психических процессов, которые у него уже сформированы хотя бы на первоначальном уровне. Нужны определенные стартовые умения. Речь не идет об умении читать или считать. Речь идет о различных способностях метапредметного характера. К каждому ребенку, пришедшему в первый класс, усиливается внимание со стороны педагога на его индивидуальные возможности, уровень стартовой готовности.

Психологическая готовность – это взгляд на перспективы обучения ребенка – успешность или неуспешность – с точки зрения различных аспектов психического развития. По результатам диагностики индивидуальные показатели психического развития сравниваются с показателями возрастной нормы. За счет этого появляется возможность оценить уровень (степень) психологической готовности. Если уровень готовности низкий, ребенку будет трудно учиться наравне с остальными детьми. Ему потребуется индивидуальная помощь учителя, а в ряде случаев – психолога или дефектолога. Как правило, нужны специальные развивающие занятия, которые позволяют развить те или иные психические процессы.

Психологическая и стартовая готовность взаимно

дополняют друг друга и дают общее видение перспектив обучения.

Что дает учителю диагностика.

Выделяют четыре линии развития дошкольника, определяющие его готовность к школьному обучению:

линия формирования произвольного поведения;

линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;

линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого или других);

линия мотивационной готовности.

Стартовая готовность – это совокупность умений, которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определенным образом, и включаться в:

-мотивацию и ценностное отношение к знаниям.

Цель стартовой диагностики первоклассников :

изучение особенностей готовности ребёнка к школьному обучению для последующего учёта при организации и проведении развивающей и коррекционной работы.

Задачи стартовой диагностики:

выявить уровень готовности первоклассников к школьному обучению и индивидуальные особенности их деятельности, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;

по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;

выработать стратегию и тактику обучения первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей, обеспечить решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся;

обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности.

образовательную программу в целом на класс , а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка, установить уровень сформированности личностных УУД (самоопределение, смыслообразование),

установить уровень владения регулятивными УУД (целеполагание, планирование деятельности )

Результаты этой диагностики получают и родители, и учителя первоклассников. На их основе должны разрабатываться программы оптимальной поддержки каждого ребенка на этапе его вхождения в школьную жизнь. Следует, однако, помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний или навыков не является основанием для любых дискриминационных решений, а всего лишь указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение адаптационного периода и направления этой работы.

Результаты стартовой диагностики НЕ МОГУТ использоваться для решений об отборе детей в тот или иной класс.

Использование программы изучения стартовой готовности детей является одним из эффективных путей получения знаний об индивидуальных особенностях и возможностях первоклассников на момент начала их обучения, которые помогут учителю облегчить процесс адаптации детей к школе.

Авторы программы особо подчеркивают, что не всегда можно поставить знак равенства между уровнем психологической зрелости ребенка и его готовностью обучаться, так как психологические предпосылки успешного обучения могут уже сформироваться, а конкретные умения – нет. Если умения не сформированы предыдущим опытом развития ребенка, педагогу необходимо будет потратить время и организовать специальные ситуации для того, чтобы развить эти базовые умения у ребенка самому или обратиться за помощью к специалисту (например, психологу) [4].

После проведения групповой работы по предложенной программе у Вас появятся данные об уровне развития у каждого ребенка:

зрительного восприятия (задание 1);

пространственного восприятия (задание 2);

• представлений, лежащих в основе счета, представлений об опе­рациях сложения и вычитания (задание 3);

• умения сравнивать два множества по числу элементов (задание 4);

умения классифицировать предметы, выделять признак, по ко­торому проведена классификация (задание 5);

сформированности фонематического слуха и восприятия (зада­ние 6);

сформированности предпосылок к успешному овладению зву­ковым анализом (задания б, 7);

мелкой моторики и зрительно-моторных координации (задания 1,2);

• сформированности произвольности (умение следовать указаниям).

Предлагаемые практические рекомендации для выяснения учите­лем готовности детей к школе предполагают два взаимосвязанных этапа. Первый этап - групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им диагностических бланках. Второй этап - индивидуальное обследование, когда учитель непосредственно на­блюдает за деятельностью одного ребенка и сам записывает его уст­ные ответы. Преимущество группового (фронтального) обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что Вы имеете возможность понаблюдать за детьми, оказавшимися в не­привычной для них обстановке - в новом детском коллективе в отсут­ствие родителей.

Перед выполнением работы настройте детей, что это не контрольная работа, а их старт в школьной жизни, точка отсчета их дальнейших достижений и успехов.

Время выполнения каждого задания 1-2 минуты. В процессе выполнения заданий не торопите детей. После выполнения каждых 10 заданий рекомендуется проведение физкультминутки.

Арифметика. Числа и вычисления.

У Кати был день рождения. На рисунке про свой день рождения она изобразила торт со свечками. Посчитай свечки и напиши ручкой это число в рамочке.

Отсчитай с начала ряда семь мишек и проведи ручкой вертикальную черту.

Найди и обведи ручкой четвёртый и предпоследний в этом ряду кубик.

Найди на часах цифру 5 и обведи ее ручкой.

Сколько тебе лет? Напиши ручкой это число в рамочке.

Дорисуй в ряд еще два шарика. Посчитай, сколько всего стало шариков и запиши это число в рамочке.

Арифметика. Величины.

Поставь галочку в рамке под самым длинным карандашом.

В задании изображены две банки с огурцами. Поставь галочку в рамке под банкой, где огурцов больше.

Перед вами фотографии, где изображена природа в разное время года. Какое время года наступит после осени? Найди такую фотографию и поставь галочку в рамке под ней.

Пространственные отношения

Задание № 10

Нарисуй круг слева от куклы.

Задание № 11

Нарисуй треугольник под куклой.

Задание № 12

Проводи кошку в домик. Спустись с кошкой вниз на пять клеточек и поверни направо, пройди еще четыре клеточки и ты с кошкой в домике.

Работа с данными

Задание № 13

Мама, папа, Вова и Катя собирали орехи. Сколько каждый из них собрал орехов изображено над фотографиями. Кто собрал орехов больше всех? Отметь галочкой в рамке.

Задание № 14

Кто собрал орехов меньше всех? Отметь галочкой в рамке.

Задание № 15

Закрась красным карандашом столько кружков, сколько ножек у муравья.

Обучение грамоте.

Задание № 16

Найди букву К и отметь ее галочкой в рамке под этой буквой.

Задание № 17

Соедини линией картинку животного и схему слова, обозначающую название этого животного.

Задание № 18

Напиши в рамке своё имя как умеешь.

Задание № 19

В задании несколько картинок, где изображены буквы, числа, слова. Найди картинки со словами и отметь их галочкой в рамке.

Чтение и развитие речи

Задание № 20

Поставь галочки в рамку под изображением тех животных, название которых начинается с буквы, расположенной в центре.

Задание № 21

Задание № 22

Найди предмет, в названии которого три слога и отметь галочкой в рамке.

Задание № 23

Учитель вслух читает слова на слайде презентации и на них указывает.

Читайте также: