Оценка здоровьесберегающей среды в доу
Обновлено: 04.07.2024
Характеристика понятия и сущности здоровьесберегающей среды. Комплексные оздоровительно-профилактические мероприятия в дошкольных образовательных учреждениях. Рекомендации на период повышенной заболеваемости гриппа и острых респираторных заболеваний.
Рубрика | Педагогика |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 13.03.2016 |
Размер файла | 177,3 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Министерство общего и профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Домашняя контрольная работа
по МДК. 01.01.Медико-биологические и социальные основы здоровья
специальность 44.02.04. Специальное дошкольное образование
Выполнил студент:
Преподаватель:
Содержание
1. Здоровьесберегающая среда, понятие и сущность
2. Комплексные оздоровительно-профилактические мероприятия в ДОУ
3. Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ
Введение
Объект исследования - здоровьесберегающая среда.
Изучение здоровьесберегающей среды, как фактора социализации, не теряет своей актуальности. Процесс социализации будет протекать успешно только если личность будет физически, социально и психически здорова. Здоровье человека - тема для разговора актуальная для всех времен и народов, а в ХХI в. она становится первостепенной. Проблемы укрепления здоровья и долголетия волновали выдающихся деятелей науки и культуры всех народов во все времена. Извечен был вопрос, как человеку преодолеть все неблагоприятные влияния окружающей среды на организм и сохранить хорошее здоровье, быть физически крепким, сильным и выносливым, чтобы прожить долгую и творчески активную жизнь.
Цель работы - выявить основные пути и направления деятельности воспитательной работы по организации здоровьесберегающей среды
здоровьесберегающий образовательный профилактический заболеваемость
1. Здоровьесберегающая среда, понятие и сущность
Здоровьесберегающая среда - это благоприятная среда обитания и деятельности человека, а также окружающие его общественные, материальные и духовные условия, оказывающие положительное влияние на его здоровье. Здоровьесберегающая среда обеспечивает благополучное развитие ребенка, и способствует его успешной социализации.
К сущностным характеристикам здоровьесберегающей среды следует отнести:
-- экологию и гигиену;
-- рациональный режим жизни, труда и отдыха;
-- современные образовательные программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесохраняющего обучения.
Внедряя здоровьесберегающие технологии, мы ориентируемся на грамотно построенную деятельность педагога при организации эмоционально-комфортного режима детей в условиях детского сада, так как от этого зависит сохранение и укрепление психофизического здоровья детей.
2. Комплексные оздоровительно-профилактические мероприятия в ДОУ
? Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
? Охрана и укрепление здоровья детей.
? Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств
? Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности
? Воспитание потребности в здоровом образе жизни
? Обеспечение физического и психического благополучия.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия). Причём, чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в детском саду строится по нескольким направлениям:
? Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей
? Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада
? Комплексное решение физкультурно-оздоровитеьных задач в контакте с медицинскими работниками
? Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.
3. Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ
Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому, необходимо соблюдать:
? Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
? Рациональную неперегревающую одежду детей
? Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой
? Закаливание носоглотки чесночным раствором
Комплекс оздоровительных мероприятий
Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей.
ь Утренняя гимнастика - 8.10
ь Точечный массаж в игровой форме
ь Постепенное обучение полосканию рта
ь Прогулка: дневная 10.00 - 11.10; вечерняя 17.30 - 18.30
ь Оптимальный двигательный режим
ь Перед прогулкой полоскание (приём внутрь 1ч.л.) чесночным настоем
ь Фитонциды (лук, чеснок)
ь Луковый напиток во время обеда
ь Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна
ь Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопии.
Внедряя здоровьесберегающие технологии, мы ориентируемся на грамотно построенную деятельность педагога при организации эмоционально-комфортного режима детей в условиях детского сада, так как от этого зависит сохранение и укрепление психофизического здоровья детей.
Я считаю, что проведение комплекса оздоровительно-профилактических мероприятий в дошкольном образовательном учреждении необходим в наше время. Как и медицинский работник, педагог обязан создавать для детей в детском саду окружающую среду, способствующую укреплению иммунитета воспитанников, крепкому физическому и психологическому состоянию здоровья.
Список литературы
1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ -- М.: ТЦ Сфера, 2008.
2. Каменская В.Г., Котова С.А. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. -- СПб.: Книжный дом, 2008
3. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа, 2005.
4. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях // Методист. -- 2007
Подобные документы
Особенности государственной политики РФ о содержании и воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях. Основные типы образовательных учреждений. Направления совершенствования системы воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях.
дипломная работа [62,1 K], добавлен 20.04.2012
Проблемы краеведческой работы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) в исследованиях отечественных ученых. Анализ программ и учебно-методических пособий. Понятие, цели, задачи, место и роль краеведения в ДОУ. Формы и методы краеведческой работы.
курсовая работа [72,7 K], добавлен 23.01.2013
Основные фазы организационной работы дошкольных учреждений. Педагогический коллектив и его состав. Государственная система подготовки кадров дошкольных работников. Отделение срочного социального обслуживания (ССО). Задачи, стоящие перед отделением ССО.
контрольная работа [42,7 K], добавлен 18.02.2010
Государственные образовательные стандарты. Система показателей статистики дошкольного образования. Графическое отражение изменения числа детских садов в Брянской области. Анализ динамики обеспеченности местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях.
курсовая работа [120,4 K], добавлен 04.01.2015
Исследование и характеристика процесса обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий. Определение сущности здоровьесберегающей педагогики, как педагогической системы, основанной на разумном приоритете ценности здоровья.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Оценка здоровьесберегающей среды ДОО.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Поэтому возникает необходимость создания эффективной здоровьесберегающей системы в детском саду, так как период дошкольного детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств. В целях укрепления здоровья воспитанников в ДОУ коллективом учреждения было принято решение о создании необходимых условий для физического развития детей. Целью деятельности дошкольного учреждения является создание здоровьесберегающей среды в ДОУ для сохранения и укрепления здоровья детей.
1.Создание предметно-развивающей среды.
2. Включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.
3. Повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов по вопросу здоровьесбережения дошкольников.
4. Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни.
5. Обеспечение оптимального уровня физической подготовленности ребенка к школе в соответствии с его индивидуальными особенностями.
В ДОУ разработана и уже в течение нескольких лет действует схема диагностики и мониторинга здоровья детей:
— по группам здоровья;
— по уровню сформированности физических качеств;
— по адаптации к условиям ДОУ;
Это позволяет педагогам проводить анализ здоровья дошкольника, обозначать проблемы и определять основные направления деятельности с учетом личностно-ориентированного подхода к развитию каждого ребенка. Воспитатели тесно взаимодействуют с медицинским работником, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, психологом, что позволяет комплексно подходить к решению проблемы здоровья детей и тем самым обеспечивают:
— единый подход к сохранению и укреплению здоровья ребенка;
— осуществление мониторинга физического развития и состояния здоровья детей в ДОУ;
— организацию медико-педагогического контроля за проведением оздоровительной педагогической работы в ДОУ;
— осуществление просветительной работы среди педагогов и родителей по проблеме здоровья дошкольников.
Оздоровительные мероприятия в детском саду — это не только прогулки на свежем воздухе и закаливающие процедуры, но и организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, профилактической работы, питания, диспансерного наблюдения за детьми. Медсестрой ежегодно планируется профилактическая работа, составляется план мероприятий по снижению заболеваемости в ДОУ. Ведутся паспорта здоровья, организован медико-педагогический контроль физического воспитания детей
Педагоги используют разнообразные формы организации физической активности детей:
— утренняя гимнастика и гимнастика после сна;
— физминутки на занятиях и в перерывах между занятиями;
— подвижные игры в помещении и на воздухе;
— развлечения и физкультурные праздники;
— проводят работу по профилактике и снижению заболеваемости детей;
— применяют дыхательную гимнастику.
В детском саду уделяется большое внимание предметно-развивающей среде:
— в группах имеются: уголки природы, спортивные уголки, календари природы, родительские уголки, игровые, учебная зона, книжный уголок, уголок по изодеятельности;
— имеется музыкально – спортивный зал, который оборудован необходимым инвентарем;
— спортивная площадка для занятий на воздухе .
Проводятся консультации, родительские собрания, беседы, тематические выставки, анкетирование, конкурсы. Родители активно принимают участие в совместных мероприятиях детского сада и семьи.
Эффективность оздоровительной педагогической деятельности ДОУ определяется следующими показателями:
Соответствие уровня физического развития возрастным критериям.
Позитивная динамика прироста развития физических качеств.
Способность к самоорганизации в двигательной деятельности.
Наличие стойких привычек по уходу за своим телом в целях сохранения и укрепления своего здоровья.
Снижение уровня заболеваемости.
Положительная динамика посещаемости детьми ДОУ.
Переход детей из одной группы здоровья в другую.
Осуществляя педагогическую, медицинскую, физкультурно-оздоровительную и профилактическую деятельность, коллектив нашего детского сада добился следующих результатов:
— налажена координация всех специалистов ДОУ, что способствует системности физкультурно – оздоровительной деятельности ДОУ;
— уровень заболеваемости снизился;
— создана и действует система диагностирования физического развития детей;
— осуществляется мониторинг здоровья дошкольников в ДОУ;
— созданы условия для физического развития ребенка в ДОУ, а также для осмысления ребенком ценностей собственного здоровья;
— возрос уровень профессиональной компетентности педагога, родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников;
— планируются и организуются различные мероприятия с родителями.
Это стало возможным за счет системы профилактических, оздоровительных мероприятий и эффективности образовательного процесса в ДОУ. Созданы необходимые условия для развития каждого малыша.
Во время проверки были проанализированы следующие вопросы :
1. Организация предметно-развивающей среды.
2. Наличие здоровьесберегающих технологий в календарных планах.
3. Посещение занятий и утренней гимнастики и занятий.
4. Готовность педагогов к использованию новых здоровьесберегающих технологий в развитии дошкольников.
5. Анализ наглядной информации для родителей в группе
Формы и методы исследования:
1. Анализ предметно-развивающей среды в группах для развития двигательной активности детей
2. Готовность педагогов к использованию новых здоровьесберегающих технологий в развитии дошкольников.
3. Наблюдение педпроцесса.
4. Работа с родителями (оформление наглядной агитации, наличие памяток и новых методов информирования родителей по данной теме)
Воспитатель Т. А. Лапаева, в нем широко представлены атрибуты для оздоровления детей, сделанные совместно с родителями. Воспитатель совместно с родителями проявил творчество в изготовлении мягких модулей для пополнения физкультурного уголка.
Во всех группах ДОУ имеется большое количество массажёров для оздоровления детей, махровые варежки для закаливания, разные ребристые палочки для массажа рук и стоп ног. Воспитатель старшей группы Е. В. Бузорина подобрала разнообразный нестандартный материал (бревнышки,
Во всех группах созданы условия для гигиенических процедур. Полотенца содержатся в порядке, согласно маркировке и списку детей. Мебель и постельные принадлежности также промаркированы.
Проблему здоровьесберегающей деятельности в ДОУ невозможно отделить от организации оздоровительной работы с детьми в течение дня, поэтому
Во всех группах проводится оздоровительная гимнастика после сна,
повышает защитные слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток. Приемы точечного массажа очень эффективно для профилактики простудных заболеваний.
Дыхательная и звуковая гимнастика другие. Вся проделанная работа позволила повысить результат оздоровительной работы в ДОУ.
В детском саду создана благоприятная предметно – развивающая среда, которая осуществляет следующие функции: организующую, воспитывающую и развивающую, с учетом структуры двигательного режима для всех групп.
Анализ занятий в разных возрастных группах показал, что всеми педагогами ДОУ в соответствии с сеткой образовательной деятельности проводятся физкультурные занятия на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи, нагрузка на спортивно – оздоровительных занятиях соответствует возрастной норме воспитанников, занятия сопровождаются музыкальным сопровождением, упражнения и задания подобраны с учетом возможностей воспитанников, разнообразны, интересны и подаются в игровой форме. В спортивном зале проводится регулярное проветривание, в соответствии с утвержденным графиком проветривания. Эмоциональный фон занятий положительный, практически все воспитатели владеют знаниями возрастной психологии воспитанников дошкольных групп, применяет личностно – ориентированный подход к воспитанникам. На занятии чаще всего использует просьбу, одобрение, похвалу, подбадривает воспитанников. Замечания и порицания справедливы и эмоционально положительно окрашены. У воспитателей Ю. А. Лазаревой, Т. И. Кравченко, О. А. Лепехиной, в ходе занятий четко прослеживаются этапы: разминка, периоды большой и малой активности. Воспитатель Е. В. Бузорина, И. В. Михайлюк при выполнении ОРУ по физической культуре соблюдают и напоминают детям в ходе занятия о технике безопасности.
На момент проверки вся документация находилась на рабочем месте, в заполненном состоянии. Документация по календарным планам воспитателей ведется аккуратно. Планирование осуществляется в соответствии с образовательной программой ДОУ М. А. Вераксы, соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей.
Отрадно отметить, что педагоги не забывают планировать работу по пополнению развивающей среды, что является значимым фактором работы с детьми.
Работа с детьми по здоровьесбережению воспитателями ДОУ ведется постоянно, поэтому все воспитатели подбирают и накапливают систематизируют, а также разрабатывают новые формы по сохранению и укреплению здоровья детей. Каждый воспитатель изучает и подбирает
Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателей дет. Сада. – М. : Просвещение, 1986.
Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников : Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2002.
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упр Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – (Вместе с детьми).
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006 г.
Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – (Вместе с детьми).
Воспитатель средней группы Ю. А. Лазарева подобрала богатый материал
по оздоровлению детей – эвритмическая гимнастика, игровая гимнастика.
Практически во всех группах ДОУ спланирована и ведется в системе наглядно-просветительская работа с родителями как с социальными
Анализ анкет показал, что в основном родители понимают всю важность физических упражнений в укреплении здоровья детей, но в большинстве случаев откладывают эту работу с детьми на потом. “Вот подрастет немного и будем учить”. Многие не осознают того, что потом может быть поздно! Большой процент родителей не считает нужным заниматься с детьми физическими упражнениями дома, занимаются в саду и достаточно.
При подготовке к педсовету были проведены исследования педагогов ДОУ к готовности и использованию новых здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми.
Были получены результаты:
40% - высокий уровень – (4 человека)
40% - средний уровень - (3 человека)
20% - низкий уровень - (2 человека)
Анализ показал, что коллектив обладает высоким творческим потенциалом, педагоги грамотно строят воспитательно-образовательную оздоровительную работу всего дня, поэтому можно сделать вывод, что практически все педагоги ДОУ готовы к использованию новых здоровьесберегающих технологий в развитии дошкольников, могут дать детям не только новые знания и умения, но и создать предметно - развивающую среду согласно требованиям программы.
По результатам проверки можно сделать вывод, сто педагоги ДОУ уделяют большое внимание оздоровительной работе с детьми, данная работа ведется в системе и планомерно.
1 Всем педагогам ДОУ продолжить работу с детьми по внедрению
здоровьесберегающих технологий (срок -постоянно)
2 Всем воспитателям продолжать пополнять уголки ФИЗО
нестандартным оборудованием (срок - постоянно)
3 Всем воспитателям продолжать внедрять в работу с детьми
нетрадиционные методы оздоровления (срок – постоянно)
1. Педагогам всех групп скорректировать план работы с родителями,
включив в него наглядную информацию и физкультурные
мероприятия с участием родителей. ( Ответственный: воспитатели)
2. Педагогам всех групп максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности. Ответственный: воспитатели (Срок – постоянно)
3. Наращивать резервные возможности организма ребёнка за счёт регулярных проведений подвижных игр, физических упражнений
Ответственный: воспитатели (Срок – постоянно)
4. Музыкальному руководителю включить в план работы проведение развлечений по формированию здорового образа жизни, воспитателям проводить с детьми беседы, занятия о пользе физических упражнений.
Ответственный: воспитатели (Срок- постоянно)
5. Пополнить спортивный зал оборудованием для проведения физкультурных занятий в соответствии с программой.
Ответственный: заведующий, ст. воспитатель, воспитатели ДОУ.
(Срок - в течение года)
Адаптационные технологии. Аналитическая справка Адаптация – это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Наблюдая за детьми, с уверенностью могу сказать, что процесс.
Аналитическая справка о работе по сохранению и укреплению здоровья воспитанников ФИО педагога работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие дети, амблиопия, косоглазие). Педагог внедряет в воспитательный.
Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей (законных представителей) по степени удовлетворенности качеством образовательных.
Аналитическая справка по результатам диагностики коррекционной группы ПМПК в МБДОУ №207 В коррекционной группе в феврале 2014года была проведена диагностика уровня развития речи детей. По итогам диагностики было.
Справка для аттестации на первую квалификационную категорию. Аналитическая справка о проведении открытого мероприятия [h3] Аналитическая справка о проведении открытого мероприятия. [/h3] Дана Романишко Татьяне Леонидовне, воспитателю МБДОУ –детского сада.
Выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции в организации здоровьесберегающей деятельности, проводимой педагогами ДОУ.
Выработать рекомендации, управленческие решения по регулированию факторов, влияющих на физическую подготовленность, формирование навыков здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Объекты контроля:
физкультурно — оздоровительная работа и условия ее осуществления;
профессиональная деятельность педагогического коллектива;
работа с родителями.
Контроль проводится в соответствии со следующими нормативно — правовыми актами:
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года № 1014)
Конвенция о правах ребенка, п ринята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года;
СанПиН 2.4.1.3049 - 13, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26;
Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детском саду и на детских площадках, утвержденном Министерством просвещения РСФСР от 30.08.1955 г. № 42
ПЛАН — ЗАДАНИЕ
Вопросы контроля
Методы контроля
Содержание контроля
Ответственный
Оценка здоровьесберегающей среды в ДОУ
- Анализ результатов анкетирования родителей по проблеме создания эффективных условий здоровьесбережения в ДОУ.
- Анализ критериальных оценок системной комплексной работы ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Эффективность здоровьесберегающей деятельности ДОУ
Посещение режимных моментов
- Определение эффективности здоровьесребегающей деятельности ДОУ и разработка стратегии обеспечения здоровья участников образовательного процесса.
- Изучение форм, методов и приемов организации физкультурно – оздоровительной деятельности. Целесообразность и систематичность их использования.
Оценка профессиональных умений воспитателей
Посещение НОД и режимных моментов
- Анализ календарных планов работы и специализированной документации, отражающей организацию физкультурно – оздоровительной работы в группе.
- Анализ профессиональной деятельности педагогов и специалистов в режиме ДОУ
Оценка взаимодействия педагогического коллектива с родителями по физическому развитию и укреплению здоровья детей
Посещение родительских собраний
- Анализ наглядной информации для родительской общественности.
- Изучение и анализ календарного планирования
Итоговые документы:
Аналитическая справка по итогам тематического контроля;
Приложения к тематическому контролю
Вопросы контроля
Виды закаливающих процедур, используемых воспитателями
Знание методики проведения закаливающих процедур
Наличие оборудования в группе для организации закаливающих процедур
Форма организации детей при проведении закаливания, их рациональность (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные)
Приемы обеспечивающие интерес, эмоциональность при проведении закаливающих процедур (стихи, потешки, сюрпризные моменты, другое)
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
контроля за выполнением санитарного состояния помещений группы
ноябрь 201 __ года
Условные обозначения: 3- полное соответствие требованиям, 2 – частичное соответствие, 1- несоответствие требованиям
Читайте также: