Оценка здоровьесберегающей среды в доу

Обновлено: 04.07.2024

Характеристика понятия и сущности здоровьесберегающей среды. Комплексные оздоровительно-профилактические мероприятия в дошкольных образовательных учреждениях. Рекомендации на период повышенной заболеваемости гриппа и острых респираторных заболеваний.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 13.03.2016
Размер файла 177,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство общего и профессионального образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Домашняя контрольная работа

по МДК. 01.01.Медико-биологические и социальные основы здоровья

специальность 44.02.04. Специальное дошкольное образование

Выполнил студент:

Преподаватель:

Содержание

1. Здоровьесберегающая среда, понятие и сущность

2. Комплексные оздоровительно-профилактические мероприятия в ДОУ

3. Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ

Введение

Объект исследования - здоровьесберегающая среда.

Изучение здоровьесберегающей среды, как фактора социализации, не теряет своей актуальности. Процесс социализации будет протекать успешно только если личность будет физически, социально и психически здорова. Здоровье человека - тема для разговора актуальная для всех времен и народов, а в ХХI в. она становится первостепенной. Проблемы укрепления здоровья и долголетия волновали выдающихся деятелей науки и культуры всех народов во все времена. Извечен был вопрос, как человеку преодолеть все неблагоприятные влияния окружающей среды на организм и сохранить хорошее здоровье, быть физически крепким, сильным и выносливым, чтобы прожить долгую и творчески активную жизнь.

Цель работы - выявить основные пути и направления деятельности воспитательной работы по организации здоровьесберегающей среды

здоровьесберегающий образовательный профилактический заболеваемость

1. Здоровьесберегающая среда, понятие и сущность

Здоровьесберегающая среда - это благоприятная среда обитания и деятельности человека, а также окружающие его общественные, материальные и духовные условия, оказывающие положительное влияние на его здоровье. Здоровьесберегающая среда обеспечивает благополучное развитие ребенка, и способствует его успешной социализации.

К сущностным характеристикам здоровьесберегающей среды следует отнести:

-- экологию и гигиену;

-- рациональный режим жизни, труда и отдыха;

-- современные образовательные программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесохраняющего обучения.

Внедряя здоровьесберегающие технологии, мы ориентируемся на грамотно построенную деятельность педагога при организации эмоционально-комфортного режима детей в условиях детского сада, так как от этого зависит сохранение и укрепление психофизического здоровья детей.

2. Комплексные оздоровительно-профилактические мероприятия в ДОУ

? Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

? Охрана и укрепление здоровья детей.

? Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств

? Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности

? Воспитание потребности в здоровом образе жизни

? Обеспечение физического и психического благополучия.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия). Причём, чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в детском саду строится по нескольким направлениям:

? Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей

? Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада

? Комплексное решение физкультурно-оздоровитеьных задач в контакте с медицинскими работниками

? Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.

3. Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ

Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому, необходимо соблюдать:

? Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения

? Рациональную неперегревающую одежду детей

? Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой

? Закаливание носоглотки чесночным раствором

Комплекс оздоровительных мероприятий

Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей.

ь Утренняя гимнастика - 8.10

ь Точечный массаж в игровой форме

ь Постепенное обучение полосканию рта

ь Прогулка: дневная 10.00 - 11.10; вечерняя 17.30 - 18.30

ь Оптимальный двигательный режим

ь Перед прогулкой полоскание (приём внутрь 1ч.л.) чесночным настоем

ь Фитонциды (лук, чеснок)

ь Луковый напиток во время обеда

ь Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна

ь Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопии.

Внедряя здоровьесберегающие технологии, мы ориентируемся на грамотно построенную деятельность педагога при организации эмоционально-комфортного режима детей в условиях детского сада, так как от этого зависит сохранение и укрепление психофизического здоровья детей.

Я считаю, что проведение комплекса оздоровительно-профилактических мероприятий в дошкольном образовательном учреждении необходим в наше время. Как и медицинский работник, педагог обязан создавать для детей в детском саду окружающую среду, способствующую укреплению иммунитета воспитанников, крепкому физическому и психологическому состоянию здоровья.

Список литературы

1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ -- М.: ТЦ Сфера, 2008.

2. Каменская В.Г., Котова С.А. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. -- СПб.: Книжный дом, 2008

3. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа, 2005.

4. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях // Методист. -- 2007

Подобные документы

Особенности государственной политики РФ о содержании и воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях. Основные типы образовательных учреждений. Направления совершенствования системы воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

дипломная работа [62,1 K], добавлен 20.04.2012

Проблемы краеведческой работы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) в исследованиях отечественных ученых. Анализ программ и учебно-методических пособий. Понятие, цели, задачи, место и роль краеведения в ДОУ. Формы и методы краеведческой работы.

курсовая работа [72,7 K], добавлен 23.01.2013

Основные фазы организационной работы дошкольных учреждений. Педагогический коллектив и его состав. Государственная система подготовки кадров дошкольных работников. Отделение срочного социального обслуживания (ССО). Задачи, стоящие перед отделением ССО.

контрольная работа [42,7 K], добавлен 18.02.2010

Государственные образовательные стандарты. Система показателей статистики дошкольного образования. Графическое отражение изменения числа детских садов в Брянской области. Анализ динамики обеспеченности местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях.

курсовая работа [120,4 K], добавлен 04.01.2015

Исследование и характеристика процесса обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий. Определение сущности здоровьесберегающей педагогики, как педагогической системы, основанной на разумном приоритете ценности здоровья.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Оценка здоровьесберегающей среды ДОО.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Поэтому возникает необходимость создания эффективной здоровьесберегающей системы в детском саду, так как период дошкольного детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств. В целях укрепления здоровья воспитанников в ДОУ коллективом учреждения было принято решение о создании необходимых условий для физического развития детей. Целью деятельности дошкольного учреждения является создание здоровьесберегающей среды в ДОУ для сохранения и укрепления здоровья детей.

1.Создание предметно-развивающей среды.

2. Включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.

3. Повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов по вопросу здоровьесбережения дошкольников.

4. Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни.

5. Обеспечение оптимального уровня физической подготовленности ребенка к школе в соответствии с его индивидуальными особенностями.

В ДОУ разработана и уже в течение нескольких лет действует схема диагностики и мониторинга здоровья детей:

— по группам здоровья;

— по уровню сформированности физических качеств;

— по адаптации к условиям ДОУ;

Это позволяет педагогам проводить анализ здоровья дошкольника, обозначать проблемы и определять основные направления деятельности с учетом личностно-ориентированного подхода к развитию каждого ребенка. Воспитатели тесно взаимодействуют с медицинским работником, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, психологом, что позволяет комплексно подходить к решению проблемы здоровья детей и тем самым обеспечивают:

— единый подход к сохранению и укреплению здоровья ребенка;

— осуществление мониторинга физического развития и состояния здоровья детей в ДОУ;

— организацию медико-педагогического контроля за проведением оздоровительной педагогической работы в ДОУ;

— осуществление просветительной работы среди педагогов и родителей по проблеме здоровья дошкольников.

Оздоровительные мероприятия в детском саду — это не только прогулки на свежем воздухе и закаливающие процедуры, но и организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, профилактической работы, питания, диспансерного наблюдения за детьми. Медсестрой ежегодно планируется профилактическая работа, составляется план мероприятий по снижению заболеваемости в ДОУ. Ведутся паспорта здоровья, организован медико-педагогический контроль физического воспитания детей

Педагоги используют разнообразные формы организации физической активности детей:

— утренняя гимнастика и гимнастика после сна;

— физминутки на занятиях и в перерывах между занятиями;

— подвижные игры в помещении и на воздухе;

— развлечения и физкультурные праздники;

— проводят работу по профилактике и снижению заболеваемости детей;

— применяют дыхательную гимнастику.

В детском саду уделяется большое внимание предметно-развивающей среде:

— в группах имеются: уголки природы, спортивные уголки, календари природы, родительские уголки, игровые, учебная зона, книжный уголок, уголок по изодеятельности;

— имеется музыкально – спортивный зал, который оборудован необходимым инвентарем;

— спортивная площадка для занятий на воздухе .

Проводятся консультации, родительские собрания, беседы, тематические выставки, анкетирование, конкурсы. Родители активно принимают участие в совместных мероприятиях детского сада и семьи.

Эффективность оздоровительной педагогической деятельности ДОУ определяется следующими показателями:

Соответствие уровня физического развития возрастным критериям.

Позитивная динамика прироста развития физических качеств.

Способность к самоорганизации в двигательной деятельности.

Наличие стойких привычек по уходу за своим телом в целях сохранения и укрепления своего здоровья.

Снижение уровня заболеваемости.

Положительная динамика посещаемости детьми ДОУ.

Переход детей из одной группы здоровья в другую.

Осуществляя педагогическую, медицинскую, физкультурно-оздоровительную и профилактическую деятельность, коллектив нашего детского сада добился следующих результатов:

— налажена координация всех специалистов ДОУ, что способствует системности физкультурно – оздоровительной деятельности ДОУ;

— уровень заболеваемости снизился;

— создана и действует система диагностирования физического развития детей;

— осуществляется мониторинг здоровья дошкольников в ДОУ;

— созданы условия для физического развития ребенка в ДОУ, а также для осмысления ребенком ценностей собственного здоровья;

— возрос уровень профессиональной компетентности педагога, родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников;

— планируются и организуются различные мероприятия с родителями.

Это стало возможным за счет системы профилактических, оздоровительных мероприятий и эффективности образовательного процесса в ДОУ. Созданы необходимые условия для развития каждого малыша.

Во время проверки были проанализированы следующие вопросы :

1. Организация предметно-развивающей среды.

2. Наличие здоровьесберегающих технологий в календарных планах.

3. Посещение занятий и утренней гимнастики и занятий.

4. Готовность педагогов к использованию новых здоровьесберегающих технологий в развитии дошкольников.

5. Анализ наглядной информации для родителей в группе

Формы и методы исследования:

1. Анализ предметно-развивающей среды в группах для развития двигательной активности детей

2. Готовность педагогов к использованию новых здоровьесберегающих технологий в развитии дошкольников.

3. Наблюдение педпроцесса.

4. Работа с родителями (оформление наглядной агитации, наличие памяток и новых методов информирования родителей по данной теме)

Воспитатель Т. А. Лапаева, в нем широко представлены атрибуты для оздоровления детей, сделанные совместно с родителями. Воспитатель совместно с родителями проявил творчество в изготовлении мягких модулей для пополнения физкультурного уголка.

Во всех группах ДОУ имеется большое количество массажёров для оздоровления детей, махровые варежки для закаливания, разные ребристые палочки для массажа рук и стоп ног. Воспитатель старшей группы Е. В. Бузорина подобрала разнообразный нестандартный материал (бревнышки,

Во всех группах созданы условия для гигиенических процедур. Полотенца содержатся в порядке, согласно маркировке и списку детей. Мебель и постельные принадлежности также промаркированы.

Проблему здоровьесберегающей деятельности в ДОУ невозможно отделить от организации оздоровительной работы с детьми в течение дня, поэтому

Во всех группах проводится оздоровительная гимнастика после сна,

повышает защитные слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток. Приемы точечного массажа очень эффективно для профилактики простудных заболеваний.

Дыхательная и звуковая гимнастика другие. Вся проделанная работа позволила повысить результат оздоровительной работы в ДОУ.

В детском саду создана благоприятная предметно – развивающая среда, которая осуществляет следующие функции: организующую, воспитывающую и развивающую, с учетом структуры двигательного режима для всех групп.

Анализ занятий в разных возрастных группах показал, что всеми педагогами ДОУ в соответствии с сеткой образовательной деятельности проводятся физкультурные занятия на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи, нагрузка на спортивно – оздоровительных занятиях соответствует возрастной норме воспитанников, занятия сопровождаются музыкальным сопровождением, упражнения и задания подобраны с учетом возможностей воспитанников, разнообразны, интересны и подаются в игровой форме. В спортивном зале проводится регулярное проветривание, в соответствии с утвержденным графиком проветривания. Эмоциональный фон занятий положительный, практически все воспитатели владеют знаниями возрастной психологии воспитанников дошкольных групп, применяет личностно – ориентированный подход к воспитанникам. На занятии чаще всего использует просьбу, одобрение, похвалу, подбадривает воспитанников. Замечания и порицания справедливы и эмоционально положительно окрашены. У воспитателей Ю. А. Лазаревой, Т. И. Кравченко, О. А. Лепехиной, в ходе занятий четко прослеживаются этапы: разминка, периоды большой и малой активности. Воспитатель Е. В. Бузорина, И. В. Михайлюк при выполнении ОРУ по физической культуре соблюдают и напоминают детям в ходе занятия о технике безопасности.

На момент проверки вся документация находилась на рабочем месте, в заполненном состоянии. Документация по календарным планам воспитателей ведется аккуратно. Планирование осуществляется в соответствии с образовательной программой ДОУ М. А. Вераксы, соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей.

Отрадно отметить, что педагоги не забывают планировать работу по пополнению развивающей среды, что является значимым фактором работы с детьми.

Работа с детьми по здоровьесбережению воспитателями ДОУ ведется постоянно, поэтому все воспитатели подбирают и накапливают систематизируют, а также разрабатывают новые формы по сохранению и укреплению здоровья детей. Каждый воспитатель изучает и подбирает

Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателей дет. Сада. – М. : Просвещение, 1986.

Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников : Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2002.

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упр Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – (Вместе с детьми).

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006 г.

Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – (Вместе с детьми).

Воспитатель средней группы Ю. А. Лазарева подобрала богатый материал

по оздоровлению детей – эвритмическая гимнастика, игровая гимнастика.

Практически во всех группах ДОУ спланирована и ведется в системе наглядно-просветительская работа с родителями как с социальными

Анализ анкет показал, что в основном родители понимают всю важность физических упражнений в укреплении здоровья детей, но в большинстве случаев откладывают эту работу с детьми на потом. “Вот подрастет немного и будем учить”. Многие не осознают того, что потом может быть поздно! Большой процент родителей не считает нужным заниматься с детьми физическими упражнениями дома, занимаются в саду и достаточно.

При подготовке к педсовету были проведены исследования педагогов ДОУ к готовности и использованию новых здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми.

Были получены результаты:

40% - высокий уровень – (4 человека)

40% - средний уровень - (3 человека)

20% - низкий уровень - (2 человека)

Анализ показал, что коллектив обладает высоким творческим потенциалом, педагоги грамотно строят воспитательно-образовательную оздоровительную работу всего дня, поэтому можно сделать вывод, что практически все педагоги ДОУ готовы к использованию новых здоровьесберегающих технологий в развитии дошкольников, могут дать детям не только новые знания и умения, но и создать предметно - развивающую среду согласно требованиям программы.

По результатам проверки можно сделать вывод, сто педагоги ДОУ уделяют большое внимание оздоровительной работе с детьми, данная работа ведется в системе и планомерно.

1 Всем педагогам ДОУ продолжить работу с детьми по внедрению

здоровьесберегающих технологий (срок -постоянно)

2 Всем воспитателям продолжать пополнять уголки ФИЗО

нестандартным оборудованием (срок - постоянно)

3 Всем воспитателям продолжать внедрять в работу с детьми

нетрадиционные методы оздоровления (срок – постоянно)

1. Педагогам всех групп скорректировать план работы с родителями,

включив в него наглядную информацию и физкультурные

мероприятия с участием родителей. ( Ответственный: воспитатели)

2. Педагогам всех групп максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности. Ответственный: воспитатели (Срок – постоянно)

3. Наращивать резервные возможности организма ребёнка за счёт регулярных проведений подвижных игр, физических упражнений

Ответственный: воспитатели (Срок – постоянно)

4. Музыкальному руководителю включить в план работы проведение развлечений по формированию здорового образа жизни, воспитателям проводить с детьми беседы, занятия о пользе физических упражнений.

Ответственный: воспитатели (Срок- постоянно)

5. Пополнить спортивный зал оборудованием для проведения физкультурных занятий в соответствии с программой.

Ответственный: заведующий, ст. воспитатель, воспитатели ДОУ.

(Срок - в течение года)

Адаптационные технологии. Аналитическая справка Адаптация – это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Наблюдая за детьми, с уверенностью могу сказать, что процесс.

Аналитическая справка о работе по сохранению и укреплению здоровья воспитанников ФИО педагога работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие дети, амблиопия, косоглазие). Педагог внедряет в воспитательный.

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей (законных представителей) по степени удовлетворенности качеством образовательных.

Аналитическая справка по результатам диагностики коррекционной группы ПМПК в МБДОУ №207 В коррекционной группе в феврале 2014года была проведена диагностика уровня развития речи детей. По итогам диагностики было.

Справка для аттестации на первую квалификационную категорию. Аналитическая справка о проведении открытого мероприятия [h3] Аналитическая справка о проведении открытого мероприятия. [/h3] Дана Романишко Татьяне Леонидовне, воспитателю МБДОУ –детского сада.

Онлайн-книги

Выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции в организации здоровьесберегающей деятельности, проводимой педагогами ДОУ.

Выработать рекомендации, управленческие решения по регулированию факторов, влияющих на физическую подготовленность, формирование навыков здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

Объекты контроля:

физкультурно — оздоровительная работа и условия ее осуществления;

профессиональная деятельность педагогического коллектива;

работа с родителями.

Контроль проводится в соответствии со следующими нормативно — правовыми актами:

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года № 1014)

Конвенция о правах ребенка, п ринята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года;

СанПиН 2.4.1.3049 - 13, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26;

Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детском саду и на детских площадках, утвержденном Министерством просвещения РСФСР от 30.08.1955 г. № 42

ПЛАН — ЗАДАНИЕ

Вопросы контроля

Методы контроля

Содержание контроля

Ответственный

Оценка здоровьесберегающей среды в ДОУ

- Анализ результатов анкетирования родителей по проблеме создания эффективных условий здоровьесбережения в ДОУ.

- Анализ критериальных оценок системной комплексной работы ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Эффективность здоровьесберегающей деятельности ДОУ

Посещение режимных моментов

- Определение эффективности здоровьесребегающей деятельности ДОУ и разработка стратегии обеспечения здоровья участников образовательного процесса.

- Изучение форм, методов и приемов организации физкультурно – оздоровительной деятельности. Целесообразность и систематичность их использования.

Оценка профессиональных умений воспитателей

Посещение НОД и режимных моментов

- Анализ календарных планов работы и специализированной документации, отражающей организацию физкультурно – оздоровительной работы в группе.

- Анализ профессиональной деятельности педагогов и специалистов в режиме ДОУ

Оценка взаимодействия педагогического коллектива с родителями по физическому развитию и укреплению здоровья детей

Посещение родительских собраний

- Анализ наглядной информации для родительской общественности.

- Изучение и анализ календарного планирования

Итоговые документы:

Аналитическая справка по итогам тематического контроля;

Приложения к тематическому контролю

Вопросы контроля

Виды закаливающих процедур, используемых воспитателями

Знание методики проведения закаливающих процедур

Наличие оборудования в группе для организации закаливающих процедур

Форма организации детей при проведении закаливания, их рациональность (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные)

Приемы обеспечивающие интерес, эмоциональность при проведении закаливающих процедур (стихи, потешки, сюрпризные моменты, другое)

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

контроля за выполнением санитарного состояния помещений группы

ноябрь 201 __ года

Условные обозначения: 3- полное соответствие требованиям, 2 – частичное соответствие, 1- несоответствие требованиям

Читайте также: