Художественный мир пушкина краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Проблема, которую я собираюсь поднять, заключается в следующем: в чем состоит собственный самобытный художественный мир Пушкина? Она вызвана тем, что в учебной литературе, особенно школьной, эта проблема чаще всего обходится! Пушкина, представляют то энциклопедическим справочником русской жизни, то певцом свободы или любви, при этом указывая на некоторые частные особенности его художественности, не схватывая ее в целостности и не исследуя ее истоков. Отдельные “художественные особенности”, о которых говорится в школьных учебниках, вырванные из целостного художественного контекста творчества, мало что говорят об особенности художественного мира поэта.

Выразительные элементы в творчестве любого художника подчинены духовно-художественной целостности произведения и вне ее теряют смысл. Анализ частностей вне целого мира художника носит формальный характер и часто вырождается в бессмысленные структуралистские игры. Литераторы, наподобие кота ученого, ходят вокруг истины, существа художественности Пушкина, так и не достигая их. Действительно, в творчестве поэта есть то, о чем говорилось выше, но подобное есть и у других поэтов.

В исследовании проблемы истоков самобытной, собственной художественности Пушкина я исхожу из следующих закономерностей.

Второе. Искусство – только тогда искусство, когда оно становится проявлением, “демонстрацией” фундаментальных свойств бытия: по отношению к искусству такими свойствами являются духовность и гармония мира, и потому истинное произведение искусства всегда есть духовно-гармоническое образование. Но, наряду с этим, в духовных сферах бытия существуют разные пласты (добро, зло, любовь, страсти и т.п.)

Каждый поэт по-своему перерабатывает материал жизни, переплавляет в искусство то, что попало в поле его духа, поскольку оно соответствует его индивидуальному психо– духовному состоянию, или состояниям, которые, наподобие фильтра, пропускают сквозь себя то из бытия, что наиболее соответствует этим состояниям.

Отсюда у каждого поэта – свой художественный предмет, то есть тот пласт бытия, подчеркиваю, бытия, а не быта, не социальной жизни только, а МИРА В ЦЕЛОМ, с его разнообразными, порой противоположными течениями, пластами, сферами. Характер образов, стиль, выразительные явления есть способ существования художественного предмета, им они все определяются, а не существуют сами по себе, и все вместе составляют неразрывное органическое единство художественного мира того или иного художника.

Рассмотрю с этих позиций известные положения, которыми литературоведы определяют творчество Пушкина. О нем прежде всего говорят как о всеобъемлющем художнике. Но что это означает? В том, что он рядоположенно отразил многие явления жизни? Но, как бы ни был всеобъемлющ предметный или проблемный мир творчества Пушкина, и он имеет пределы. Однако чувство всеохватности при его восприятии остается и после этого ограничения. Как нам снять это противоречие? Надеюсь, мне удастся это сделать дальше.

Другая аксиома. О творчестве Пушкина говорят как о творчестве исключительно радостном по первоначальному ощущению, праздничном. А. Блок сказал когда-то: “весёлое имя – Пушкин”. И в то же время русские исследователи утверждали, что в творчестве Пушкина доминирует трагичность. Так писал, например, выдающийся философ С. Франк. В. Ходасевич говорил о Пушкине как о поэте “трагических глубин и вздохов” Еще одно противоречие? Думаю, его разрешение находится там же, где и истоки предыдущих проблем.

В человеке же гармония и прекрасное выступают как явление высокого духовного совершенства, то есть предельной для данного времени выявленности человеческого в человеке, в индивиде, которое есть любовь и творчество, лежащие в основе духовного преображения жизни.

Понимание гармонии как следствия предельного совершенства, предельной развитости явления и таким образом его адекватности фундаментальному состоянию мира, более того, цели мирового процесса, делает понятным, почему крупные русские мыслителя считали главным для произведения искусства и его отличительным признаком именно гармонию. Это утверждали по отношению к поэзии Пушкина, и поэзии или искусству вообще, В. Соловьев, В. Боткин, И. Аксаков, И. Ильин. Процитирую здесь только В. Соловьева: “Никакой предвзятой, сознательной и преднамеренной тенденции и никакой претензии мы у Пушкина не встретим, . если только сами подойдем к нему свободные от предвзятой тенденции и несправедливого притязания непременно высмотреть у поэта то, что для нас самих особенно приятно, получить от него не то, что он дает нам – поэтическую красоту – бог с ней совсем! – а то, что нам нужно от него: авторитетную поддержку в наших собственных помыслах и заботах. Искать в поэзии непременно какого-то особенного, постороннего ей содержания – значит, не признавать за нею ее собственного , а в таком случае стоит ли толковать о поэзии? . Но есть в поэзии свое содержание и своя польза. Поэзия может и должна служить делу истины и добра на земле, – но только по-своему , только своею красотою и ничем другим.” (1, с. 320-321).

Вот почему поэзия Пушкина не просто красива, она прекрасна, поскольку о ней можно сказать как о совершенном пребывании явленной сути Бытия – его единства, целостности и гармонии.

Так можно понять переживание читателем всеохватности творчества Пушкина: он берет любое явление с предельной высоты, как бы вместе со всем миром. Отсюда неважно, сколько этих явлений. Весь мир, Бытие во всей их целостности просвечивает в любом творении Пушкина.

Поэт задает онтологическую, или, по-русски, бытийную высоту нашей жизни, и потому мы, подчас неосознанно, интуитивно, но постоянно, в течение жизни обращаемся к его творчеству и его образу. В человеке ведь укоренено стремление к слиянию с Бытием, то есть к самосовершенствованию, что и есть суть духовности. Внутренний мир человека в момент общения с истинным произведением искусства во всей своей целостности уподобляется духовно-гармоничным состояниям этого произведения.

Пушкин видел основания трагического в жизни, выражал его, сам впадал в трагические состояния. Но его мудрость, онтологическая высота проживания позволяли ему преодолевать силой своего духа и на основе своего миросозерцания трагические моменты жизни. Вот почему он, в отличие от Шекспира, заполнившего театральные подмостки мира трупами, в своих трагедиях и драмах поднимался над смертью, определяя ей место лишь как одному из элементов жизни, гармонизируя ее восприятие другими состояниями. Трагическое у Пушкина преображается гармонией в явление красоты и полноты Бытия.

Вспомним трагическую поэму “Медный всадник”. Она выкована кристальными по красоте стихами:

Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
Плеская шумною волной
В края своей ограды стройной,
Нева металась, как больной
В своей постели беспокойной.

И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой –
Как будто грома грохотанье –
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко скачущем коне.

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
и побежденная стихия.

Слово “умирится” относится к ряду слов, обозначающих и мир, и меру, совершенность, гармонию как приятие ЦЕЛОГО. Бытийное вбирает в себя частное, и если частное наполнено бытийным содержанием, оно не трагично.

Таков исток, основа красоты в понимании Пушкина. Поэтому он так высоко ценит красоту.

Прошли восторги и печали,
И легковерные мечты.
Но вот опять затрепетали
Под мощной властью красоты.

Нет, красота, точнее прекрасное, это не миловидность, не внешнее благообразие. Ольга красива,

. но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.

Прекрасное – явление совершенного, оно – проявление н надмирности человека:

В ней всё гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей,
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей.

Прекрасное – явленность небесного, духовной сферы в земных явлениях, прекрасное – это нечто очень высокое, можно сказать, святое, божественное, и потому

Благоговею богомольно

перед святыней красоты.

Значимость Пушкина была, есть и будет – в его предельной художественности. Слово Пушкина, самого гармоничного из поэтов, духовно преображает, просветляет, оно есть преображающее слово. Искусство поэта держит нас на пределе совершенства, доступного для каждого из нас и возможного в данное историческое время, не позволяет опуститься до мещанства, до буржуазности в критических ситуациях жизни. Наша душа, наш психодуховный мир вдруг, что бы там ни было, под неотвратимым воздействием поэзии Пушкина вдруг уравновешивается, успокаивается в высотах бытия, уходя от суеты дольнего мира и его страстей. И нам становится просто хорошо.

Периодизация

Весь творческий путь великого писателя можно разделить на несколько периодов: детские годы (1799-1811), лицейские годы (1811-1817), петербургский период (1817-1820), южная ссылка А. С. Пушкина (1820-1823), ссылка в Михайловское (1824-1826), московский период (1826-1830), болдинский период (1830), творчество 30-х (1831-1837). Каждый период имеет свои отличительные черты, которые так или иначе связаны с жизненным путем.

Основные темы

А. С. Пушкин в своих произведениях писал на разнообразные темы: любви, дружбы, природы, Родины. Рассмотрим данные темы творчества Александра Сергеевича Пушкина подробнее.

Тема любви, с которой сам А. С. Пушкин был знаком не понаслышке, отобразилась как в лирических, так и в прозаических произведениях. Автор демонстрирует самоотверженную любовь, которая готова пройти любые испытания. Способностью к настоящей и искренней любви обладают лучшие герои произведений А. С. Пушкина. Любовь расценивается как способ самовыражения, это, по мнению писателя, одно из лучших человеческих качеств.

В жизни А. С. Пушкина было много верных и преданных друзей, поэтому тема дружбы отобразилась во всем его творчестве. Поэт обращается к своим друзьям в лирических произведениях, демонстрируя ценность дружбы. Как одно из нравственных качеств человека дружба становится способом характеристики персонажей: положительные герои умеют дружить, отрицательные – нет.

А. С. Пушкин был неравнодушен к красотам природы, поэтому тема природы звучит во многих его произведениях. Пейзажные зарисовки в прозаических и лирических произведениях А. С. Пушкина выполняют разнообразные функции: являются фоном повествования, раскрывают характер персонажа или лирического героя, передают настроение и главную мысль произведения.

Писателя и поэта А. С. Пушкина справедливо можно назвать патриотом. Будущее своей страны всегда интересовало писателя. Поэтому тема Родины часто звучит в пушкинских произведениях. Гражданской проблематикой наполнены как прозаические, так и лирические произведения.

Творчество А. С. Пушкина дышит философскими размышлениями. Автор является не простым наблюдателем, а выразителем своих собственных мыслей. В этом заключается особенность художественных произведений А. С. Пушкина.

Жанровое своеобразие

А. С. Пушкин работал во многих направлениях. Романы, повести, поэмы, сказки, драматические произведения, оды, элегии, эпиграммы, сонеты, послания, мадригалы, критические статьи и даже роман в стихах – основные жанры, которые характерны для творчества А. С. Пушкина. Приведем знаменитые художественные произведения писателя и поэта, написанные в определенных жанрах.

Произведения

Кратко самое главное о творчестве Пушкина могут сказать его произведения.

Лирический мир А.С. Пушкина необычайно богат и разно­образен. “Что же было предметом его поэзии?” – спрашивал Гоголь и восторженно отвечал: “Все стало ее предметом… Неме­ет мысль перед бесчисленностью его предметов”.

“Все волновало нежный ум”, – заметил о себе поэт. “Весь красочный, пестрый, живой человеческий мир Пушкин носил в своей душе. Он сделал его своим, близким. Нет, пожалуй, ни одного значительного этапа всемирной истории, который бы не отразился в лирике

При этом Пушкин оставался европей­цем русской национальности. В его лирике высокая человеч­ность, “лелеющая душу гуманность”, по выражению Белинско­го, питалась соками народной нравственности, исконного сво­бодолюбия русского народа”.

Характерные черты пушкинской поэзии – это универсаль­ность тем; гуманистической пафос; изящество, чувство красоты, гармония формы и содержания. Лирический герой Пушкина ориентирован на античное мировосприятие – он обладает це­лостностью сознания, оптимистичностью мироощущения, жиз­нелюбием и внутренней свободой. При этом ему свойственно смирение.

Для Пушкина-поэта характерна ориентация на классицизм в ранней лирике, затем – период увлечения романтизмом, в по­зднем периоде творчества – опора на реалистические традиции. Элегия, ода, послание, эпиграмма, мадригал – стихотворные жанры, которые наиболее часто встречаются в пушкинской по­эзии.

Пушкин-прозаик вошел в историю русской литературы как мастер композиции. Лаконичность, краткость в портретных, пейзажных и интерьерных описаниях, стройность и четкость композиции, симметричность в расположении частей произве­дения – характерные черты пушкинской прозы. Для этой прозы свойствен особый психологизм, когда характер раскрывается в действии, внутренний мир героя характеризуется в основном через его поступки, а не через внутренний монолог или авторс­кий комментарий.

В стиле пушкинской прозы мы находим син­тез стилистических элементов различных стилей.

В творчестве поэта исключительно полно воплощена его бо­гатая духовная жизнь, красота его внутреннего мира. А.С. Пуш­кин осмысливал свою судьбу как “часть русской истории и со­временности.

Собственный духовный рост был осознан им на фоне неостановимого обновления жизни – вечного, закономер­ного, мудрого и прекрасного закона. Благодаря этому лирика поэта полно запечатлела и его личный мир, и внутренний мир его современников. Пушкин стал лирическим голосом эпохи”.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

«При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о национальном русском поэте. В нём.

Достижения А.С. Пушкина Завершил более чем столетний процесс формирования нов.

Достижения А.С. Пушкина Завершил более чем столетний процесс формирования новой русской литературы и её языка Русская литература в его творчестве обрела зрелый, национально определившийся характер Русская литература заняла почётное место в кругу литератур других стран

«Мы находим теперь, что, несмотря на множество, по-видимому, новых путей, кот.

Реформирование русского литературного языка До середины XVII века - церковнос.

Главные черты творчества А.С. Пушкина: национальность «Он при самом начале св.

Главные черты творчества А.С. Пушкина: восприимчивость Гармония заключена в о.

Главные черты творчества А.С. Пушкина: чувство совести Совесть является мерил.

Главные черты творчества А.С. Пушкина: поэзия – это служение Красота , Добро.

«Таково было великое задание Пушкина – принять русскую душу во всех историчес.

Краткое описание документа:

Урок на тему "Художественный мир Пушкина" является первым в цикле уроков, посвящённых творчеству этого поэта в 10 классе. Это урок теоретический, призванный не только заинтересовать учащихся творчеством поэта, но и углубить теоретические знания о его творческом наследии, систематизировать сведения о его художественных достижениях, открытиях, о том новаторском, что он внёс в русскую литературу, вообще, о великом вкладе А.С. Пушкина в развитие литературы и как науки, и как искусства.

Данная презентация позволяет не только разнообразить теоретический материал, но и сделать его более наглядным, доходчивым, понятным учащимся и удобным для запоминания.

«При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о национальном русском поэте, — сказал Н. В. Гоголь. — В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и

Пушкин — непревзойденный художник нашей литературной классики, немеркнущий и загадочно недостижимый для нее идеал. Это -- солнце русской литературы. Он завершил более чем столетний процесс формирования новой русской литературы и ее языка. В творчестве Пушкина наша литература впервые и навсегда обрела свой зрелый, национально определившийся характер и заняла почетное место в кругу других литератур христианской Европы.

В каждой национальной литературе есть имена, являющиеся свидетельством ее вершины, дающие на века этой литературе духовно-эстетический идеал. В Италии это Петрарка, во Франции — Расин, в Германии — Гете, в Англии — Шекспир, а у нас в России — Пушкин. Особенностью таких писателей является их вечная современность. Они воспринимаются как начало всех начал. В их творчестве видится воплощенным национальный идеал писателя и человека со свойственным ему чувством меры, с безупречным ощущением границ дозволенного и недозволенного в жизни и в искусстве. Поэтому всеми они воспринимаются как образец, но образец, недостижимый для подражания.

Всех удивляло в Пушкине отсутствие тщеславия и самомнения, его умение быть равным с любым человеком, его русское простодушие. Пушкин не кичился своим талантом, ибо он видел в нем Божий дар. По отношению к нему Пушкин, как смертный человек, испытывал высокое, религиозное благоговение. Свой гений он не считал сугубо личным достоинством и заслугой:

Но лишь Божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел.

Вдохновение приводило его в священный трепет, ибо в эти мгновения ему открывалась тайна предвечного замысла Бога о мире и людях, о России. Поэтому Пушкин видел в искусстве поэзии не самовыражение, а служение, накладывающее на поэта нравственные обязательства. Пушкин и здесь был сыном русского народа, искони считавшего стыдливость и смиренномудрие лучшими добродетелями человека, а гордыню самым тяжким, смертным грехом.

Пушкин не был святым человеком. Его призвание было в другом, его путь — это путь русского национального поэта. А поэт — натура дейстпвекно-созерцательная, отзывчивая на впечатления бытия, стремящаяся все испытать, все изведать, не застрахованная от грехов и падений. Как русский человек, Пушкин был наделен безмерной широтой и размашистостью натуры. Его жизнь — это горение и борьба с несовершенством мира и с самим собой, со своими слабостями и пороками.

Читайте также: