Аналитическая справка по одаренным детям в доу

Обновлено: 04.07.2024

Аналитическая справка

по осуществлению психолого-педагогической поддержки одарённых детей в образовательном процессе МБУ ДО ЦВР

по состоянию на 01.06.2015г.

Система психолого-педагогической поддержки одаренных детей

Целью деятельности МБУ ДО Шолоховского Центра внешкольной работы по сопровождению одаренных детей в период с 2013 по 2015 годы определено содействие в выявлении, поддержке и развитии одаренных детей, их самореализации, социальной адаптации, сохранении их психологического и физического здоровья. Задачами 2013-2014уч.г., 2014-2015 уч. г. сохранялись:

1) совместно с другими специалистами учреждения образования, с педагогами выявление одаренных детей;

2) содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия) у воспитанников данной категории;

3) развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоление стресса, поведения в экстремальных ситуациях (на конкурсах, олимпиадах, экзаменах, публичных выступлениях);

4) содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми;

5) создание условий для повышения родительской компетентности в вопросах взаимодействия с одаренными детьми.

С 2013-2014 уч.г., в учреждении добавилась задача создания модели развития творческого потенциала обучающихся МБУ ДО ЦВР в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей.

Работа по реализации данных задач в указанный период строилась в максимальном согласовании общей структуры работы учреждения и индивидуально-типологических особенностей данной категории детей.

Специфика учреждения МБУ ДО ЦВР предполагает прием в объединения и клубы всех детей, желающих получать дополнительное образование. Тем не менее, педагог-организатор в работе с воспитанниками исходит из представления о том, что каждый из них по-своему талантлив и имеет тот или иной творческий потенциал. Большинство из воспитанников и их родителей, опираются в выборе внешкольных занятий для ребенка на его собственные способности и склонности. Таким образом, в общепринятом смысле, почти всех детей, длительно развивающих способности в тех или иных направлениях искусства в вокальных и хореографических ансамблях, объединениях прикладного творчества и т. д. можно считать талантливыми или одаренными. Однако, в контексте психологического сопровождения, актуализируется задача обнаружения среди всех талантливых тех детей, чьи особенности развития обусловливают определенные затруднения в их социальной адаптации, создания специальных условий для развития. Исследования ученых показывают, что дети с творческой одаренностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в окружающих людях и затрудняют социальную адаптацию личности самого талантливого ребенка:

· отсутствие внимания к условностям и авторитетам;

· большая независимость в суждениях;

· тонкое чувство юмора;

Таким образом, диагностика направлена, с одной стороны, на определение общего уровня творческих способностей всех воспитанников, с целью оптимизации условий для общего развития творческого потенциала всех воспитанников ЦВР. С другой стороны, диагностика направлена на выделение детей, нуждающихся в помощи и поддержке со стороны педагогов, психологов, особой заботе родителей. Такие дети выявляются на основе наблюдений педагогов, запросов родителей и далее диагностируются психологом в индивидуальном порядке диагностическим инструментарием, предназначенным для детей групп риска. Результатом такого выявления становятся рекомендации педагогам для разработки индивидуальных подходов к ребенку и форм сопровождения и рекомендации родителям по вопросам оказания родительской поддержки ребенку.

При выявлении одаренных детей используется весь арсенал психологических методов: наблюдение, эксперементально-формирующий метод, психодиагностический метод, изучение продуктов деятельности, метод экспертной оценки и пр. Однако даже самые обширные и масштабные диагностические процедуры не охватывают всех видов одаренности ребенка. Только по исследованиям некоторых специалистов выделяют одаренность

художественную, музыкальную, изобразительную, сценическую

психомоторную, определяющую исключительно спортивные способности

академическую, которая проявляется в необычной способности к учению

интеллектуальную – это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты

творческую, которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении, стремлении в творческом самовыражении.

Другие специалисты выделяют намного большее количество видов и категорий одаренности, в которых не достигнуто согласование. Кроме того, большинство самих признанных достоверными и валидными методик носят проективный, то есть допускающий субъективность интерпретаций результатов, а значит, вероятностный характер.

Главным в феномене детской одарённости исследователи выделяют возникновение противоречия между проявляющимися уникальными особенностями, которые укореняются в ходе воз­растных изменений и определяют дальнейшее его будущее развитие и недоста­точной готовностью взрослых научить достойно преодолевать трудности, побе­ждать и проигрывать, позитивно оценивать многообразие окружающего мира и находить своё достойное место в нём, содействовать формированию адекватной самооценки и содействовать личностной самореализации. Социально-психологическими проблемами одарённости являются: неравномерное опережение одарённым ребёнком возрастных норм показателей развития, нару­шение контактов со сверстниками; трудности в социальной адаптации; неадекват­ное понимание окружающими особенностей личности и развития одарённого ребёнка; его потребность в достижении высокого результата, вызывающая актив­ное противодействие окружающих. Позитивное развитие одарённых детей возможно при создании педагогических условий, позволяющих им реализовать их возможности и стремление к собствен­ной значимости, то есть необходимо содействие самореализации детей. На основании данных тезисов основных исследований по проблемам одаренных детей, педагогом –организатором и педагогом -психологом Центра основная работа по сопровождению одаренных детей проводится в рамках трех основных блоков модели самореализации одаренных детей в условиях ЦВР: личностный, мотивационный и деятельностный.

Из основных показателей уровня развития личностного критерия нами выде­лены: социализированность личности, общительность (коммуникативные способ­ности), а также самооценка.

Показателями мотивационного критерия выбраны: мотивация успеха и по­требность в достижениях.

В процессе совместной творческой деятельности в условиях ЦВР у воспи­танников реализовывается стремление к значимости, формируется осознанная ис­следовательская позиция, повышается потребность в достижениях, происходит становление личностных социально-значимых качеств (портфолио, дипломы и грамоты).

В контексте изучения самореализации творчески одарённых воспитанников ежегодно проводится ряд диагностических исследований, позволяющий оптимизировать процессы развития и взаимодействия одаренных детей в детских объединениях ЦВР и с взрослыми в процессе занятий.

Так, результаты педагогической оценки творческой одарённости обучаю­щихся в творческих объединениях ЦВР за 2013-2014, 2014-2015 уч.гг. (таблица №1, 2), целью которой было определение уровня её выраженности у ребят показали, что основ­ная масса воспитанников со средним и выше среднего уровнем творческой одарённости. При этом ребят с низким уровнем не выявлено ни в одной из творче­ских групп. А ребят с высоким уровнем одарённости в пределах нормы в детских коллективах выявлено -5-7% ежегодно. Данные показатели свидетельствуют о достаточно благоприятной творческой обстановке на занятиях, а также о необходимости применения в учебно-воспитательном процессе дифференцированного подхода при подборе творческих зада­ний для обучающихся с различной степенью сложности.

Анализируя результаты тестирования социализированности личности вос­питанников ЦДТ в 2013-2014 уч. году по методике профессора М.И.Рожкова, позволяющего выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности обучающихся можно констатировать (Диаграмма №1): высокую степень социальной адаптированности воспитанников, а также среднюю степень развития остальных социальных качеств. Ребят с низким уровнем развития выше­указанных качеств выявлено не было. При этом средний суммарный показатель находится в пределах средней степени выраженности уровня социализированно­сти личности обучающихся. Данный факт говорит о достаточно благоприятных перспективах дальнейшего развития одного из критериев детской одарённости.

В 2014-2015 уч. году была проведена диагностика уровня творческой активности обучающихся (Диаграмма № 2), в которой замеры осуществлялись по пяти крите­риям, а именно: чувство новизны; критичность; способность преобразовать струк­туру объекта; направленность на творчество и самооценка. Анализ результатов данного тестирования показал, что общий средний уровень творческой активно­сти обучающихся имеет коэффициент 1,2, что соответствует средней степени её выраженности.

Анкетирование родителей в 2013-2014 учебном году, чьи дети посещают творческие объединения в ЦВР: 1-й год - 10% учащихся; 2-й год - 17% учащихся; 3-й год - 33% учащихся; 4-й- 6-й год - 40% учащихся, позволило выявить следу­ющее:

Родители отмечают значимость занятий для их ребёнка для развития целеустремлённо­сти, как одного из значимых качеств личности ребёнка, изменения, которые произошли с их детьми за период занятий в кружке, а именно:

- творческое развитие - 50%;

- расширение кругозора - по 65%;

- повышение общительности - 67%;

- повышение интереса к мастерству, творчеству; рост трудолюбия; повышение уважения к себе и друзьям - по 50%;

- появление желания добиться успеха в работе -17%;

В 2014-2015 учебном году было проведено анкетирование роди­телей по вопросам самочувствия ребёнка на занятиях, отношения к объединению и его творческому самовыражению в объединении. По результатам исследования, большая часть ребят на занятиях чувствуют себя в окружении друзей; дорожат своим творческим коллективом; а также 75% родителей отмеча­ют возможность для их ребёнка проявить себя в объединении и 25% отмечают, что их ребёнок выявил в себе способности, и имеет возможность их удовлетво­рить.

Для диагностики уровня одаренности воспитанников ЦВР с 2013 года используются тесты, направленные на изучение более детальных аспектов творческого потенциала детей с целью создания экспериментальной моделиразвития творческого потенциала обучающихся МБУ ДО ЦВР в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей.

Тестом Гилфорда (модификация Туник) и Торренса обследовано 120 человек в 9 группах объединений МБУ ДО ЦВР. Значения творческой одаренности воспитанников ЦВР по Т-шкале 50±10 для оригинальности и разработанности по исследованиям тестом Торренса (Таблица №3) в 2013 году, в целом, соответствуют возрастной норме. В целом, показатели, беглости, гибкости, оригинальности (выраженные в каждом субтесте своим коэффициентом и числовым выражением обозначений n, m, k - например, 0,3m, 5k и т.д.) по Гилфорду (Таблица 4), коррелируют с аналогичными показателями в проведенном в данных группах детей тесте Торренса (Таблица №4) и не превышают среднего уровня для стандартных выборок. Общий уровень креативности и творческой одаренности по группам средний, низкий. Показатели креативности в вербальных и образных зонах у детей разных групп различны. Общих групповых или возрастных тенденций не выявлено.

На основании данных диагностики 2013 года предпринята попытка создания теоретической модели развития творческого потенциала обучающихся МБУ ДО ЦВР в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей, выделены критерии и психолого-педагогические условия развития творческого потенциала воспитанника ЦВР и функциональные компоненты творческого потенциала ребенка.

Теоретическая модель развития творческого потенциала обучающихся МБУ ДО ЦВР в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей.

Критерии развития творческого потенциала воспитанника ЦВР.

Наиболее значимыми и часто встречающимися критериями развития творческого потенциала ребенка в отечественных и зарубежных исследованиях выделяются беглость, гибкость и оригинальность в решении творческих задач.

Психолого-педагогические условия развития творческого потенциала воспитанника ЦВР.

Выделенные критерии предполагают для своего развития наличие зачастую различных психолого-педагогических условий. Эти различия весьма условны и в едином психолого-педагогическом процессе, как правило, неотделимы друг от друга, но все же попытаемся в теоретической модели развития творческого потенциала воспитанника ЦВР предположить, что определенное взаимодействие педагога с ребенком направлено на развитие вполне определенного критерия креативности.

Развитию беглости в решении творческих задач могут способствовать следующие условия:

· Чередование оценочного и безоценочного подходов педагога на различных этапах решения творческих задач;

· Ориентация интереса и усилий ребенка в зону его ближайшего развития

· Формирование и поддержание конкурентных, соревновательных мотивов в процессе решения творческих задач, моделирование ситуации риска;

Развитию гибкости в решении творческих задач могут способствовать следующие условия:

· Полидетерминантный подход педагога к организации и рефлексии деятельности воспитанника;

· Создание условий временного ограничения адаптивных возможностей обучающегося на этапах постановки и решения творческих задач;

Развитию оригинальности в решении творческих задач могут способствовать следующие условия:

· Чередование фрустрации и поддержки в педагогическом подходе к творческой деятельности воспитанника;

· Создание условий для развития навыков саморефлексии обучающегося в деятельности;

· Трансляция в деятельности педагога навыков и приемов создания новых образов (агглютинация, схематизация, акцентуация, типизация, гиперболизация) как основы развития творческого воображения воспитанника.

Функциональные компоненты творческого потенциала ребенка.

На основании диагностических исследований, сконструированной модели работы, выделенных критериев творческой одаренности в течение 3 лет проводится регулярная практическая работа по сопровождению детей данной категории:

· индивидуальные и групповые консультации с учащимися, педагогами и родителями по итогам исследований (с сентября 2013 по сентябрь 2015 года психологами ЦВР проведено 34 индивидуальных и семейных консультаций одаренных детей и их родителей с трудностями в социальной адаптации);

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

к педагогическому совету №2

по старшей группе

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст, доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромных потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Система воспитательно - образовательной деятельности по развитию детских способностей основывается на максимальном раскрытии природного потенциала каждого воспитанника.

Но следует помнить: как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить.

Наблюдая за детьми в группе, мы обратили внимание, что некоторые наши дети ( Халимбеков Даниил, Соколкова Василиса, Бекецкая Ева, Попова Полина) хорошо читают стихотворения. На фоне этих наблюдений мы стали усиленно это развивать: учить чаще и большие по объёму стихотворения, привлекли к участию родителей, участвовали в конкурсе чтецов внутри нашего дошкольного учреждения, а затем и среди других ДОУ. Этим мы порадовали других детей и показали свои способности.

Во время занятий по рисованию обратили внимание на Братерскую Вику, Соколкову Василису, Кравцову Полину, их рисунки аккуратны, выполнены с особым старанием. Этим детям мы даём задания, в которых они могут больше проявить свои способности, развить свою одарённость.

В группу поступила новая девочка –Львова Ульяна. В общении с ребёнком выявили высокий интеллект, чёткую речь , умение читать, хорошо рисовать. Будем планировать работу для развития её одарённости.

Некоторые из особенностей детей в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на положительных возможностях детей и обусловливают дальнейший ход общего развития.

Отчет о работе с одаренными детьми

Одним из важнейших условий развития ранней одарённости – является создание для детей развивающей среды, которая позволит не только систематически изучать материал, но и самостоятельно его использовать в проблемных ситуациях.

В средней группе разработан план работы с одаренными детьми на 2019-2020 учебный год.

В средней группе в начале учебного года систематически проводится работа по выявлению одаренных детей – это наблюдения воспитателя к интересу ребенка к тому или иному виду деятельности (танцы, песни, рисование), тестирование по методике Лосева.

В 1 полугодии 2019-2020 года выявлено 5 детей с разными видами одаренности:

-Мотовильник Виктория – художественно-эстетическая, художественно-речевая одаренность,

-Калякина Дарина – познавательная одаренность, художественно-эстетическая одаренность,

-Окс Виолетта – художественно-эстетическая одаренность,

-Морозова Полина- художественно-эстетическая одаренность,

-Тимофеев Денис- художественно-эстетическая одаренность.

Для обучения и воспитания одаренных и талантливых детей созданы:

-предметно - развивающая среда группы, способствующая познанию окружающего мира, где игра – ведущий вид деятельности, которая позволяет удовлетворять многие потребности ребенка – в общении, выплеску накопившейся энергии, развлечении;

-проведение мониторинга, который позволяет выявить способности и задатки дошкольника;

-консультации родителей в развитии у детей каких- либо талантов, способностей, через различные формы работы

-взаимодействие с социумом – позволяющим показать наши достижения, наши успехи через выступления детей на различных мероприятиях.

Мы использовали следующие формы работы с одаренными детьми:

-групповые занятия с одаренными детьми;

-конкурсы, викторины, выставки детского творчества, спортивные игры;

Ведётся развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно – практической работы или творческих игр. Эти методы и формы дают возможность одарённым воспитанникам выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности.

Для развития выявленных одаренных детей мы использовали:
1) вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;
2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;
3) акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.);
4) привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов творчества взрослых;
5) обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в предметно-развивающем пространстве МБДОУ).

В 1 полугодии 2019-2020 года одаренные дети средней группы участвовали в:

-Выставке рисунков и поделок к Дню Матери;

-Выставке новогодних поделок и рисунков;

-мероприятиях и праздниках на уровне учреждения.

Таким образом в 1 полугодии 2019-2020 уч. года со всеми одарёнными детьми работа велась по индивидуальным маршрутам, в соответствии с планом работы. Все перечисленные методы, приёмы и формы работы с одаренными детьми позволили создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка. Благодаря этому, дети с признаками одаренности смогли раскрыть и реализовать свои способности в выставках, организованных в ДОУ, дистанционных конкурсах, во время индивидуальной работы и непосредственно образовательной деятельности, в сюжетно-ролевых и театрализованных играх.

Аналитическая справка
по работе педагогов МБДОУ с одаренными детьми.

В результате проведенной проверки предложены рекомендации по развитию одаренных детей дошкольного возраста:
1) вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;
2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;
3) акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.);
4) использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;
5) привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов творчества взрослых;
6) обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в предметно-развивающем пространстве МБДОУ).

Читайте также: