Алгоритмы действий по правилам орфографии в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Что главенствует: орфографические навыки или орфографическая грамотность?

Одни эксперты ставят знак равно, другие выделяют навыки. Однако Марина Кузнецова считает, что развитие общей грамотности гораздо важнее. Чистые навыки дети, как правило, применяют только в решении конкретных учебных задач на уроке русского языка и не переносят их на другие предметы, в жизненные ситуации.

Интересные результаты показывает мониторинг PIRLS. Как известно, в международном исследовании уровня читательской грамотности российские младшеклассники занимают лидирующие позиции. Мониторинг, к счастью, не учитывает орфографические ошибки в письменных ответах. В текстах наших школьников орфографических ошибок очень много.

Проявления орфографической грамотности нужно искать там, где она не является целью. Об этом говорится и в примерной основной образовательной программе начальной школы.

применять правила правописания (в объеме содержания курса);

определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

безошибочно списывать текст объемом 80-90 слов;

писать под диктовку тексты объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Русский язык. 1 класс. Рабочая тетрадь № 1.

Как соотносится изучение орфографии и системы языка?

Эффективность достигается только при системном подходе. Нельзя рассматривать изучение орфографии как единственный приоритет на уроках русского языка в начальной школе. Ребенку нужна подготовка к изучению орфограмм, представления о взаимосвязях внутри языка, работа с примерами. Только понимая как, почему и для чего существует та или иная орфограмма, младшеклассник сможет усвоить обширный, сложный материал и после применять его в жизни, вне школьных упражнений.

На какой анализатор целесообразно опираться при обучении правописанию?

Само письмо включает все анализаторы, поэтому нельзя пренебрегать в обучении правописанию ни одним из них. Конечно, у каждого ученика есть сильные стороны: кто-то лучше запоминает на слух, кто-то зрительно. При обучении нужно задействовать все анализаторы и помочь ребенку выбрать тот, на который он будет опираться в дальнейшем.

Некоторые эксперты апеллируют фактом, что в прошлом дети успешно обучались грамоте с опорой только на зрительный и двигательный анализаторы. Почему же сегодня так важно развивать фонематический слух? Нужно учесть, что 100 лет назад люди получали за один день гораздо меньше информации. Сегодня способы восприятия меняются из-за больших объемов информации, которые сложно принимать так же детально. Разумеется, у детей сохраняется двигательная память, зрительное восприятие, однако метод списывания уже не так эффективен для современных учеников. Согласно зарекомендовавшему себя методу известного советского психолога Даниила Эльконина, основой для всего последующего обучения орфографии является обучение действию звукового анализа.


Нужно ли использовать транскрипции?

Пишем грамотно. 4 кл. Рабочая тетрадь №1.

В тетради представлены разнообразные виды упражнений, которые помогут закрепить изучаемые в 4 классе правила орфографии и провести орфографический тренинг.

Когда следует начинать работу над орфографической грамотностью?

Работа над орфографической грамотностью должна начинаться уже с первого сентября первого класса. Формирование необходимых навыков выстраивается через дифференциацию звуков, закрепление образа букв в печатном и письменном, прописном и строчном вариантах.



Хотите обсуждать актуальные вопросы образования с нашими экспертами в режиме онлайн? Подписывайтесь на рассылку и получайте анонсы ближайших вебинаров!

Схемы и алгоритмы помогут отработать навыки грамотного письма для ребят с преобладающим логико-математическим интеллектом.

ВложениеРазмер
Использование алгоритмов по орфографии в начальной школе 39.84 КБ

Предварительный просмотр:

Использование алгоритмов по орфографии в начальных классах

Центральное место на уроке закрепления знаний должно отводиться выработке умения применять изученное правило на практике. В качестве основного метода на таких уроках предлагаю работу с алгоритмами и схемами. В идеале обобщающие схемы и алгоритмы должны составляться на уроке с участием школьников. Но если класс с низкими учебными возможностями, целесообразно предъявлять учащимся готовые схемы и алгоритмы. И в этом случае они сыграют положительную роль, потому что научат школьников рационально, экономно мыслить, выявлять существенные признаки распознаваемого явления, сравнивать, сопоставлять, анализировать. Другими словами, являясь образцом рассуждения по применению правила, алгоритмы научат школьников рациональным приёмам умственной деятельности, которыми они слабо владеют, а учителю помогут управлять мыслительными процессами учащихся, диагностировать ошибки и вовремя корректировать процесс усвоения правила.

Схемы и алгоритмы составлены с учётом теории известных психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина.

Предлагаю алгоритмы по следующим орфографическим темам:

  1. Правописание гласных О, Ё после шипящих в корне.
  2. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.
  3. Гласные в безударных окончаниях существительных единственного числа.
  4. Правописание гласных в окончаниях глаголов.

Представленные схемы использую на уроках русского языка, начиная со 2-го класса в зависимости от изучаемой программой темы.

  • Правописание гласных О, Ё в корне после шипящих под ударением (на месте слышимого [o])

Ученики работают по схеме:

В начальной школе учащиеся связывают написание безударных окончаний существительных с падежными формами. Но знание падежных форм не обеспечивает грамотного письма. Поэтому своим ученикам предлагаю работу с алгоритмом. При работе с данным алгоритмом решающую роль играет определение типа склонения и оформление основы, с чем ученики справляются значительно лучше.

При знакомстве учащихся с алгоритмом следует обратить их внимание на то, что он нужен только для определения гласных в безударных окончаниях глаголов. Ударные окончания глаголов пишутся так, как слышатся, и алгоритм к таким глаголам применять нельзя.

При использовании данного алгоритма, ребятам необходимо безошибочно определять корень и приставку в слове.

  • Правописание гласных в безударных окончаниях существительных единственного числа

В начальной школе учащиеся связывали написание безударных окончаний существительных с падежными формами, но знание падежных форм не обеспечивает грамотного письма.

Распознавания гласных в безударных окончаниях существительных единственного числа

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

АЛГОРИТМЫ на уроках русского языка в начальной школе

Описание презентации по отдельным слайдам:

АЛГОРИТМЫ на уроках русского языка в начальной школе

АЛГОРИТМЫ на уроках русского языка в начальной школе

Разбор слова по составу 1 шаг. Измени слово (по падежам, лицам или родам). 2.

Разбор слова по составу 1 шаг. Измени слово (по падежам, лицам или родам). 2 шаг. Отдели окончание от основы. 3 шаг. Подбери родственные слова. 4 шаг. Найди их общую часть — корень. 5 шаг. Отдели приставку. 6 шаг. Подбери слова с тем же суффиксом. 7 шаг. Отдели суффикс.

Буквы ё—о—е после шипящих и ц. 1шаг. Определи часть слова 2 шаг. Если корень.

Буквы ё—о—е после шипящих и ц. 1шаг. Определи часть слова 2 шаг. Если корень, то пиши ё (кроме слов-исключений). 3 шаг. Если окончание или суффикс , определи часть речи. 4 шаг. Если существительное, прилагательное, наречие, то под ударением о, без ударения е. (Исключение: ещё). 5 шаг. Если глагол и слова, образованные от глагола, то под ударением ё.

Ь после шипящих в разных частях речи. 1 шаг. Определи часть речи. 2 шаг. Есл.

Ь после шипящих в разных частях речи. 1 шаг. Определи часть речи. 2 шаг. Если существительное, то определи склонение: 1 скл. — туч (р. п.) 2 скл. — шалаш 3 скл. — ь ночь 3 шаг. Если прилагательное, то ь никогда не пишется: шипуч, колюч 4 шаг. Если глагол, то ь всегда пишется: съешь, купаешься, сберечь 5 шаг. Если наречие, то ь пишется всегда (кроме уж, замуж, невтерпеж): навзничь, настежь, прочь

Написание безударного окончания имени существительного 1 шаг. Определите скло.

Написание безударного окончания имени существительного 1 шаг. Определите склонение существительного. 2 шаг. Поставьте вопрос к сушествительному. 3 шаг. Определите по этому вопросу падеж. 4 шаг. Определите окончание и напишите его.

Написание безударных окончаний имен прилагательных 1 шаг. Найдите слово, к ко.

Написание безударных окончаний имен прилагательных 1 шаг. Найдите слово, к которому относится данное слово. 2 шаг. Поставьте от него вопрос. 3 шаг. Ударное окончание вопроса и будет окончанием прилагательного. 4 шаг. Напишите слово.

Написание безударных окончаний глаголов 1 шаг. Поставь глагол в неопредедённу.

Написание безударных окончаний глаголов 1 шаг. Поставь глагол в неопредедённую форму. 2 шаг. Определи (подчеркни) на что оканчивается неопределённая форма. 3 шаг. Если глагол оканчивается на –ить или является одним из глаголов исключений, то это глагол IIспряжения, если нет – I спряжения

Написание безударных гласных в корне слова 1 шаг. Ставлю ударение. 2 шаг. Нах.

Написание безударных гласных в корне слова 1 шаг. Ставлю ударение. 2 шаг. Нахожу и выделяю корень. 3 шаг. Подчеркиваю орфограмму. 4 шаг. Подбираю проверочное слово, если возможно. 5 шаг. Пишу слово с той же гласной, что в корне проверочного слова.

Написание о,ё после шипящих в корне слова 1 шаг. Ставлю ударение. 2 шаг. Нахо.

Написание о,ё после шипящих в корне слова 1 шаг. Ставлю ударение. 2 шаг. Нахожу и выделяю корень. 3 шаг. Подчёркиваю орфограмму (гласную после шипящих) 4 шаг. Подбираю проверочное слово, если возможно. 5 шаг. Пишу слово, применяя соответствующее правило.

Гласные после шипящих в корне слова о,ё Под ударением Пишется ё(слышится о).

Гласные после шипящих в корне слова о,ё Под ударением Пишется ё(слышится о), если в однокоренных словах или других формах этого слова пишется е. В остальных случаях пишется о. Щёпот – шепчет. Крыжовник, обжора, шорох, капюшон, шов. Без ударения Пишется о в ряде заимствованных слов. Жокей, жонглёр, шоссе, шовинизм, шофёр, шоколад.

Написание звонких и глухих согласных в корне слова 1 шаг. Нахожу и выделяю ко.

Написание звонких и глухих согласных в корне слова 1 шаг. Нахожу и выделяю корень. 2 шаг. Подчёркиваю орфограмму (звонкую или глухую согласную в корне слова). 3 шаг. Подбираю проверочное слово, если возможно. 4 шаг. Пишу слово с той же согласной, что и в корне проверочного слова.

Написание звонких и глухих согласных в корне слова 1 шаг. Нахожу и выделяю ко.

Написание звонких и глухих согласных в корне слова 1 шаг. Нахожу и выделяю корень. 2 шаг. Подчёркиваю орфограмму (звонкую или глухую согласную в корне слова). 3 шаг. Подбираю проверочное слово, если возможно. 4 шаг. Пишу слово с той же согласной, что и в корне проверочного слова.

Написание гласной перед суффиксом глагола прошедшего времени 1 шаг. Ставлю уд.

Написание гласной перед суффиксом глагола прошедшего времени 1 шаг. Ставлю ударение. 2 шаг. Нахожу и выделяю суффикс –л-. 3 шаг. Подчеркиваю орфограмму (безударную гласную перед суффиксом –л -) 4 шаг. Образую неопределённую форму глагола и подчёркиваю гласную перед –ть-. 5 шаг. Пишу слово с той же гласной перед –л -, что ив неопределенной форме глагола.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 592 124 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.12.2017 2894
  • PPTX 78.7 кбайт
  • 45 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Дмитриева Елена Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения подключит студотряды к обновлению школьной инфраструктуры

Время чтения: 1 минута

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению русского языка.

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Процесс становления орфографического навыка требует обязательного соблюдения этапности, однако на уроках русского языка этому не уделяется достаточного внимания. Знание правил – первый этап в формировании данного навыка, различные виды упражнений, позволяющие закрепить правило – третий. Второй этап, который чаще всего отсутствует на уроке, – это применение правила на основе алгоритма.

Поиски оптимальных путей управления обучением вылились в создание новой системы работы, названной программированным обучением, одной из составляющих которого, является алгоритмизация.

Алгоритмический метод обучения – это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил организации учителем процесса усвоения новых знаний и способов действий путем предписаний и показа алгоритмов выполнения заданий. В основе алгоритмического метода лежит передача алгоритма действия в форме инструктажа о целях, задачах, способах выполнения предстоящего задания. Приемы алгоритмизации в процессе обучения развивают у школьников способность к алгоритмическому мышлению, обеспечивают формирование логического мышления, умение правильно действовать в незнакомых ситуациях и проверять себя. Практическое применение алгоритмов способствует развитию соответствующих умений и автоматизации навыков, это мнение подтверждено исследованиями Я.И. Груденова, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Е.А. Новиковой и др.

Алгоритм является средством активизации познавательной деятельности, поэтому любое задание с применением алгоритмов всегда направляется на то, чтобы ученик мог разобраться в изучаемом материале, осознать связь явлений, закономерности их существования и взаимодействия. [3]

Актуальность данной проблемы заключается в том, что первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. В практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника.

Современный мир развивается высокими темпами, меняется и совершенствуется. Человек должен меняться вместе с ним. Поэтому перед нами в нашем проекте встала проблема выбора эффективных приёмов обучения грамматике и орфографии, основанная на современных технологиях, так как на заложенном в глубоком детстве фундаменте грамотности развивается гармоничная и образованная личность.

В начальных классах есть темы, в которых целесообразно обучать детей с помощью алгоритма. Рассмотрим несколько из них.

В этом слове есть сочетание ЧК, ЧН, ЧТ?

В этих сочетаниях мягкий знак не пишется.

Образец рассуждения: в буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ мягкий знак не пишется: дочка, мечта, ночной.

1 шаг: Проверить, в какой части слова находится проверяемая гласная буква.

2 шаг: Еще раз проверить, безударный ли звук она обозначает ( найти в слове ударяемый слог ).

3 шаг: Подобрать к слову несколько родственных слов или изменить форму этого слова.

4 шаг: Сравнить проверяемое слово и проверочное. Определить правильное написание.

5 шаг: Написать слово, проверить написанное.

Образец рассуждения: чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:

А) или изменить форму слова (моря -море, у моря);

Б) или подобрать однокоренное слово (трава – травка, зеленый - зелень) – так чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.

В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково.

1. Произношу слово.

2. Прислушиваюсь: есть ли шипящий согласный звук на конце слова? Если есть, то определяю часть речи.

3. Если это имя существительное, то определяю род.

1) Если это имя существительное женского рода, то после шипящего пишу ь.

2) Если это имя существительное мужского рода, то после шипящего ь не пишу.

Образец: мышь (ж.р.), гараж (м.р.), печь (ж.р.), камыш (м.р.).

1. Ставлю ударение.

2. Нахожу безударный гласный в суффиксе

1) Вспоминаю правописание.

2) (-ик, -ек) изменяю форму слова, если сохраняется - ИК, исчезает - ЕК.

3) (-ок, - онок) после шипящих под ударением.

По итогам собранной и представленной выше информации был создан продукт проекта - сборник алгоритмов для работы над орфограммами в начальных классах, который может быть целесообразно использован педагогом в процессе подготовки к урокам русского языка, на которых будут рассматриваться вопросы, связанные с орфографией.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Читайте также: