Архитектура школьного пространства должна позволять

Обновлено: 05.07.2024

Существует мнение, что современные школьные пространства не заточены под новый учебный процесс и не способствуют продуктивному образованию. Но какой архитектурный облик должен быть у школы? И какие пространства помогут воспитать в ребенке разностороннюю и проактивную личность? Эти и другие вопросы обсудили эксперты на дискуссиях в рамках Московского международного Салона образования (ММСО 2021) — публикуем конспект основных паблик-токов.

Среда оказывает непосредственное влияние на развитие и формирование личности, однако образ сегодняшней школы — это наследие эпохи индустриализации. Школьные здания строятся по принципам, не заточенным под современный учебный процесс. Но чтобы вырастить новое успешное поколение, необходима современная среда, а также иной подход к формированию образовательных пространств.

Школьная архитектура как залог успеваемости и успешности ребенка

Современная образовательная среда тесно связана с актуальными потребностями и образовательной парадигмой времени. В XXI веке фокус образования от подготовки узкопрофильных специалистов сместился на воспитание и обучение разносторонней личности с широким спектром знаний и развитыми жизненными навыками. Наша реальность приводит школы и другие учебные заведения к индивидуальным учебным планам и переводит фокус на личностные результаты. Более высокие рейтинги и привлекательность имеют школы, построенные на принципах инклюзии, совместного и разновозрастного обучения.

Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс

Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс

Запросы времени диктуют новые требования к учебным пространствам: разнообразие, мобильность, многофункциональность, открытость и доступность

Современная образовательная среда строится на разнообразии типологий пространств, что невозможно без уникальных архитектурных решений и современной эстетики. Параллельно у традиционного образования появился весомый конкурент — онлайн-платформы, которые стали неотъемлемой частью факультативного обучения.

Новый подход к проектированию школ

Актуальный подход к проектированию школ строится на нескольких принципах. Первый — переосмысление функциональной программы, чтобы создать благоприятные условия для развития гармоничной личности. Второй принцип — создание пространств, способных вдохновлять. Это подразумевает разнообразие всех видов связей и коммуникаций, начиная от визуальных ракурсов и маршрутов и заканчивая сценариями общения учеников с природой. Третий базовый принцип — проектирование образовательного пространства как социально и общественно значимого, полноценно включенного в жизнь района с утра до вечера.

Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс

Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс

Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс

Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс

Школа-конструктор

Помещение актового зала занимает большую площадь и зачастую пустует. Если же сделать его доступным и провести через него маршруты движения учащихся или объединить с вестибюлем, то можно будет использовать зал как пространство рекреации или для групповых занятий. Есть и другой подход — создавать экономически выгодные пространства, работающие в неучебное время: переводить школьную столовую в комьюнити-кафе, спортивный блок — в спортзал для жителей, а библиотеку — в общественный центр района.

Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс
Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс

Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс

Школа как центр района

Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс

Развитие школы будущего невозможно без решения сегодняшних проблем. Механизмов взаимодействия девелоперов, банков, органов исполнительной власти, частного образования все еще нет, а система предоставления помещений для образовательных организаций до сих пор максимально не прозрачна. Без осознания девелоперами того, что школьные пространства — это социальная инфраструктура, и с точки зрения коммерции они должны идти по другим нормативам, без включения принципов социальной ответственности коммерческих структур, перехода к школе будущего не получится. Тема архитектуры гибридной школы пока остается предметом исследований, и выработка подходящих решений еще только предстоит.

Статья подготовлена с использованием материалов ММСО 2021 и бюро ATRIUM.

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Школа будущего

Какими характеристиками должна обладать школа в XXI веке?

Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.

Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности.

Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия станут местом семейного отдыха.

Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой: столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.

Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

Основные направления развития общего образования

1. Переход на новые образовательные стандарты

От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.

В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость: кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.

Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.

В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником"), переход на которое планируется завершить во всех субъектах РФ в ближайшие три года. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.

Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й класс. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах.

Уже в 2010 году мы введем новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, мы введем мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности.

2. Развитие системы поддержки талантливых детей

В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.

Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это прежде всего образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.

Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты.

3. Совершенствование учительского корпуса

Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства. А главное - привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей.

Система моральной поддержки - это уже сложившиеся конкурсы педагогов ("Учитель года", "Воспитать человека", "Сердце отдаю детям" и др.), масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Такая практика будет расширяться на уровне субъектов РФ. Повышению престижа профессии будут способствовать мероприятия, которые планируется провести в связи с объявлением 2010 года в России Годом учителя.

Система материальной поддержки - это не только дальнейшее увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы, а значит привлекать в школу молодых преподавателей. Как показывает опыт региональных пилотных проектов, зарплата может и должна зависеть от качества и результатов педагогической деятельности, оцененных с участием школьных советов, а комплекс современных финансово-экономических механизмов реально приводит к росту оплаты труда учителей. Работа по введению новых систем оплаты труда должна быть также завершена во всех субъектах РФ в течение ближайших трех лет.

Еще одним стимулом должна стать аттестация педагогических и управленческих кадров - периодическое подтверждение квалификации педагога, ее соответствия задачам, стоящим перед школой. Принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности. Не должно быть никаких бюрократических препятствий для учителей, в том числе молодых, желающих подтвердить высокий уровень квалификации ранее установленных сроков.

Предстоит серьезно модернизировать систему педагогического образования. Педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов.

Не реже одного раза в пять лет учителя и директора школ повышают квалификацию. Соответствующие программы должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит - от образовательных потребностей детей. Средства на повышение квалификации нужно предоставлять коллективам школ также на принципах подушевого финансирования, чтобы педагоги могли выбирать и программы, и образовательные учреждения, в числе которых не только институты повышения квалификации, но и, к примеру, педагогические, классические университеты. Необходимо сформировать в регионах банки данных организаций, предлагающих соответствующие образовательные программы. При этом директора и лучшие учителя должны иметь возможность обучаться в других регионах, чтобы иметь представление об инновационном опыте соседей.

В системе педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации следует распространять опыт лучших учителей. Педагогическая практика студентов профильных вузов и стажировки уже работающих педагогов должны проходить на базе школ, успешно реализовавших свои инновационные программы, прежде всего в рамках приоритетного национального проекта "Образование".

Отдельная задача - привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования. Пройдя психолого-педагогическую подготовку, освоив новые образовательные технологии, они смогут продемонстрировать детям - в первую очередь старшеклассникам, выбравшим профиль обучения, - свой богатый профессиональный опыт.

4. Изменение школьной инфраструктуры

Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. В 2010 году будет принята пятилетняя государственная программа "Доступная среда", направленная на решение этой проблемы.

С помощью архитектурного конкурса будут выбраны новые проекты строительства и реконструкции школьных зданий, которые начнут использоваться повсеместно с 2011 года: нужно сконструировать "умное", современное здание.

Предстоит обновить нормы проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарные правила и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания учеников и к обеспечению школьной безопасности. Системы отопления и кондиционирования зданий должны обеспечивать необходимую температуру в любое время года. Школы должны быть обеспечены питьевой водой и душевыми. В сельских школах необходимо отработать эффективные механизмы подвоза учащихся, в том числе требования к школьным автобусам.

Обслуживанием школьной инфраструктуры могут на конкурсной основе заниматься малые и средние предприятия. Это касается в первую очередь организации школьного питания, коммунального обслуживания, ремонтных и строительных работ. От строителей и обслуживающих организаций мы будем требовать неукоснительного обеспечения безопасности школьных зданий - нельзя допускать проведение занятий в аварийных, ветхих, приспособленных помещениях, представляющих угрозу для жизни и здоровья детей. Другое требование - внедрять современные дизайнерские решения, обеспечивающие комфортную школьную среду. Архитектура школьного пространства должна позволять эффективно организовывать проектную деятельность, занятия в малых группах, самые разные формы работы с детьми.

5. Сохранение и укрепление здоровья школьников

Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодежи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.

Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников. В 2010 году будет введен новый норматив занятий физкультурой - не менее трех часов в неделю с учетом индивидуальных особенностей детей.

Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых. Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.

6. Расширение самостоятельности школ

Школа должна стать более самостоятельной как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. С 2010 года самостоятельность получат школы, ставшие победителями конкурсов приоритетного национального проекта "Образование", и школы, преобразованные в автономные учреждения. Требуемая отчетность таких школ будет резко сокращена в обмен на открытость информации о результатах работы. С их директорами будут заключены контракты, предусматривающие особые условия труда с учетом качества работы.

Мы законодательно закрепим равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений, предоставив семьям более широкие возможности выбора школы. Целесообразно также развитие концессионных механизмов для привлечения к управлению школами частных инвесторов.

Ученикам будет предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, в том числе в рамках дополнительного образования. Это особенно важно для малокомплектных школ, для удаленных школ, в целом для российской провинции.

Ключевыми механизмами реализации инициативы должны стать как проектные, так и программные методы работы. Направления деятельности будут осуществляться в рамках приоритетного национального проекта "Образование", Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы и федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы.

От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно поэтому инициатива "Наша новая школа" должна стать делом всего нашего общества.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Официальные документы в образовании.
Бюллетень нормативных правовых актов,
N 9, март 2010 года

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

 УТВЕРЖДАЮ ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Д.МЕДВЕДЕВ 04 ФЕВРАЛЯ 2010 Г. ПР-271 Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

УТВЕРЖДАЮ ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Д.МЕДВЕДЕВ 04 ФЕВРАЛЯ 2010 Г. ПР-271

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

ШКОЛА БУДУЩЕГО Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет.

ПЕРЕХОД НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.

Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.

В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником")

Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования.

Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций.

Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы. Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ

  • Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.
  • Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.
  • Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧИТЕЛЬСКОГО КОРПУСА

Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства.

Система моральной поддержки - это уже сложившиеся конкурсы педагогов ("Учитель года", "Воспитать человека", "Сердце отдаю детям" и др.).

Система материальной поддержки - это не только дальнейшее увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы, а значит привлекать в школу молодых преподавателей.

ИЗМЕНЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

С помощью архитектурного конкурса будут выбраны новые проекты строительства и реконструкции школьных зданий.

Другое требование - внедрять современные дизайнерские решения, обеспечивающие комфортную школьную среду. Архитектура школьного пространства должна позволять эффективно организовывать проектную деятельность, занятия в малых группах, самые разные формы работы с детьми.

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

РАСШИРЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛ

  • Школа должна стать более самостоятельной как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств.
  • Мы законодательно закрепим равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений, предоставив семьям более широкие возможности выбора школы. Целесообразно также развитие концессионных механизмов для привлечения к управлению школами частных инвесторов.
  • Ученикам будет предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, в том числе в рамках дополнительного образования.
  • Ключевыми механизмами реализации инициативы должны стать как проектные, так и программные методы работы.

От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно поэтому инициатива "Наша новая школа" должна стать делом всего нашего общества.



Поддержать отличников или отстающих

Тенденция, которую мы наблюдаем, например, в скандинавских странах, — отсутствие в школе классов. Дети разных возрастов занимаются вместе. Они собираются на установочные лекции, а потом разбегаются по маленьким группам в соответствии с уровнем подготовки и предельной численностью.

Грубо говоря, школьное здание больше не сегментируется на отдельные помещения-аудитории, оно помогает реализовать так называемое activity-based learning — обучение на базе типов активности. Какие-то дети быстро усваивают материал, какие-то медленно. Кто-то может самостоятельно работать, кто-то не может. И эта мобильность внутри школьного сообщества позволяет реализовывать индивидуальный подход.

Чем успешнее ребенок, тем больше у него самостоятельности. Он может отвечать за результат обучения, сам готовиться. Поэтому многие дети занимаются, где хотят: хоть в библиотеке, хоть в коридоре. Никто за ними не следит. Пространство перестает быть похожим на школу и начинает напоминать офис или коворкинг.

Раньше я с сомнением относилась к такой системе, считала ее хаотичной. Но в последнее время мы смотрим на давно претворенные в жизнь проекты и видим, что они не просто реализовали красивую идею, а помогли добиться ученикам лучших образовательных результатов. Для нас в России важно, чтобы у ребенка были конкретно измеряемые успехи, мы довольно амбициозны. Поэтому так сильно развито олимпиадное движение, мы уделяем много внимания отличникам. Каждая вторая школа — для талантливых и одаренных детей. У тех же финнов ровно наоборот. Вся их система заточена на поддержку отстающих или работающих в другом графике. Они заинтересованы в том, чтобы подтянуть ребенка, а не в том, чтобы выделить одаренных. Потому что талантливые сами прорвутся.

Наверное, поэтому индивидуализация образования в России идет тяжело. Мы с коллегами судим по тем архитектурным запросам, которые к нам поступают. Нас не просят сделать больше пространств для индивидуальных занятий, а просят увеличить кабинеты, потому что школы переполнены.



Спроектировал торговый центр, теперь перехожу к школе

Школу в нашей стране всегда нужно построить очень быстро: например, за год. Власти руководствуются соображениями экономической целесообразности. Времени подумать, какой и для чего будет школа, не остается. Раз нельзя разбираться и заниматься творчеством, значит, в здании вместо амфитеатра будут низкие потолки и длинный коридор. Я уверена, что архитектор не в состоянии построить хорошее учебное заведение без участия коллектива учителей.

Архитекторы могут лишь упаковать содержимое, концепцию в правильную оболочку. Учителя, социальные ситуации в городах и районах разные. Поэтому типовая школа не может годиться для всех.

Дети интуитивно перенимают модели поведения. Если они привыкли к очень жесткой среде, в которой надо постоянно что-то преодолевать, то и настрой у них будет боевитый и агрессивный. В Лондоне мы были в школе, построенной по проекту всемирно известного архитектора Захи Хадид в очень социально неблагоприятном районе. Почему прославленный специалист выбрала такой участок земли? Оказалось, что все просто: когда школа открылась, то уровень преступности в районе радикально снизился. Посещаемость родительских собраний составляла 98 процентов.



Просто добавить осмысленности

Давайте посмотрим структуру затрат на школьное здание. Самая большая статья расходов — каркас: 50-60 процентов сметы. Внутренняя инженерия и отделка потребует 25-30 процентов бюджета. На мебель и оборудование обычно идет 10-15 затрат. И в частной, и в обычной школе затраты на каркас примерно одинаковы. Как и затраты на отделочные материалы, потому что они связаны с пожарными и санитарными нормами.

Поэтому строительство хорошей школы не означает строительство дорогой. Частные учебные заведения с большим финансированием могут позволить более дорогую мебель и более сложное оборудование, но радикально бюджеты не различаются.

Например, все привыкли строить одну столовую в школе. А почему бы не сделать пять? Или актовый зал. Он пустует, когда находится за отдельной стенкой. Представьте себе, что актовый зал становится большой площадью в центре школы. Туда люди приходят, им нравится сидеть, разговаривать, это же здорово!

Лучше не значит дороже. Лучше значит осмысленнее!


Советы по улучшению качества среды в школьном здании:

1. Замените люминесцентные светильники на светодиодные, это позволит сократить затраты на электроэнергию и улучшить качество света.
2. Смонтируйте в санузлах и коридорах вместо выключателей света датчики присутствия, что позволит автоматически включать и выключать свет, по мере появления людей в помещении — экономия электроэнергии.
3. В ходе текущего летнего ремонта откажитесь от очередной покраски стен, применив более устойчивые отделочные материалы, не требующие постоянного обновления (закрыть нижний пояс стен керамической плиткой, линолеумом, панелями — эти материалы более устойчивы к повреждениям).
4. Напылите на потолок спортивного и обеденного зала звукопоглощающее покрытие, способное снизить уровень шума в большом и гулком помещении.
5. Организуйте зону ожидания родителей, вовлекая их в жизнь школы. Предлагаем взглянуть на выставку фотографий учащихся. На столе оставляем заготовки для снежинок, которые очень нужны для декорирования спектакля, приуроченному к Новому году; ожидающие родители могут помочь их нарезать. Кладем анкету, просим ее заполнить — эта информация поможет лучше понять, как устроена жизнь школьников и их родителей. Предлагаем зашить поврежденные мягкие игрушки (pop-up мастерская) и пр.
6. Заменяйте открытые гардеробные стеллажи на индивидуальные гардеробные локкеры. Закрыть их не на ключ, а на СКУД карту, по которой школьники заходят в школу, прикладывая к турникетам. Реже теряем ключи.
7. Применяйте технологии, позволяющие подключать проектор или интерактивную панель, LED экран беспроводным способом.
8. Приспосабливайте актовый зал и библиотеку под более разнообразные школьные занятия: урок иностранного языка, литературы, истории и пр. Смена обстановки всегда играет на руку педагогу, учащиеся более вовлечены и заинтересованы в новом окружении.
9. Увеличивайте число точек питания (не нарушая санитарные нормы), предоставив учащимся возможность обедать, завтракать в разное время, а не по жесткому расписанию (не забыть про микроволновую печь для еды, которую школьники приносят из дома, вендинговый аппарат со здоровой едой).
10. Организовывайте помещение учебных пособий, в котором можно хранить отсортированный инвентарь, время от времени забирая его в классы. Это позволит освободить учебные кабинеты от шкафов, высвободив место для групповой работы.

Читайте также: