Куприн жанетта краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Микропересказ : Жена учителя заинтере­со­вывается другом мужа, актёром, и собирается с ним уехать. Учитель останавливает их, и женщина понимает, что её муж — смелый и любящий мужчина.

Летом в деревне снимают комнату муж с женой. Они женаты уже десять лет, у них растёт сын лет семи. Жена — высокая, стройная, гибкая женщина с приятным лицом, муж — типичный учитель, тощий, в золотых очках, хотя и приятной наружности. Муж работает в городе, а в свободное от работы время возится в саду. Отношения между мужем и женой довольно нежные.

Экзамены кончаются. Муж окончательно поселяется в деревне и занимается садом. По субботам к ним приезжают гости — давно свыкшееся, сплочённое общество. Хозяева с гостями ходят в лес а ягодами и грибами, а вечером играют в карты, поют и смеются.

Однажды приезжает новый гость, высокий, плотный мужчина, по виду актёр или певец. Обрадованный его приездом, учитель знакомит гостя со своей женой.

Поначалу учитель не отходит от своего друга, но вскоре на гостя обращает внимание его жена. Она начинает лучше одеваться, меняет прическу и много времени проводит с ним, обучаясь сценическому ремеслу. Муж не мешает, лишь изредка подходит к ним, треплет друга по плечу, и снова возвращается в сад.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Первые опубликованные главы получили высокую оценку в литературной эмигрантской среде – В.Ходасевича, Г.Адамовича.

Писатель – беллетрист Владимир Крымов, заинтересовавшийся продолжением романа, описывал свою беседу с Куприным, из которой видно, как нелегко давалось автору создание эмоционального настроя.

- Как не будет? Если вы написали начало, почему же не можете написать конца… Не хотите?

- Почему не можете?

В поздних произведениях Куприна отмечается отсутствие какого бы то ни было критического пафоса, социальной направленности. Независимо от того, какой материал лежал в основе сюжетов произведений, все они пережиты автором, пропущены через самые глубокие тайники души и предстают перед читателем в самых добрых, жизнелюбивых тонах.

Не сложилась жизнь у пожилого и одинокого героя романа профессора Симонова. Прошла, не принесла ожидаемого счастья, любовь, семейная жизнь; сникла и оборвалась научная карьера; вынужденная эмиграция привела к потере Родины. Поселившись в Париже, самом блистательном и самом роскошном, Симонов терпеливо сносит убогость чердачной комнаты, скромность скудной пищи.

Профессор не унывает. Он приятен тем, что в его обращении с людьми много независимости, легкости и доброго внимания. Он знает доброту и красоту мира. Разве мог он подумать, что под конец его жизни, в чужой стране, ему, испытавшему когда – то подлинное счастье от общения с дочерьми, судьба подарит несколько незабываемых встреч с Жанетой, с всеобщей любимицей квартала, чутко воспринимающей боль, одиночество и горести окружающих.

Всему приходит конец. И трогательная дружба старого профессора и маленькой девочки прекратилась. После отъезда семьи Жанеты Симонов остается наедине со своими размышлениями и заботой о коте Пятнице.

Помимо содержательного плана созданию элегической тональности произведения служит повествовательная структура, интонационное строение высказываний персонажей, отбор лексического материала.

Близость и взаимопереплетение речевых планов субъектов речи создает атмосферу открытости, доверия, интимного разговора.

Рассказ повествователя сопровождается нескрываемым выражением своего присутствия, согласия с героем.

Речевое поведение центрального персонажа характеризуется как бесконфликтное, игровое. Общаясь с жителями страны, приютившей его, Симонов становится частью их ежедневного ритуала.

«Профессор входит в лавку. Левую руку протягивает через стойку хозяину для пожатия, правой издали посылает приветствие хозяйке и бодро здоровается со всеми присутствующими:

Оказывается – идет. Теперь профессору нужно сделать самое неожиданное открытие:

- Но какой прекрасный день!

Вызывает добрые, светлые чувства и Жанета, чутко воспринимающая боль, одиночество и горести инвалида – шарманщика, слепого Гастона, Симонова.

В повседневности Симонова отсутствует четкий жизненный ритм. Изображение малособытийности обыденной жизни и приблизительное фиксирование времени повествователем и персонажем призвано передать особую неспешную безсуетную атмосферу, окружающую пожилого человека.

Психологическому состоянию пожилого человека присуще умственное и эмоциональное переживание непреходящей ценности жизни. Ценность жизни, в авторской концепции, заключается в постижении мира. Человек –могущественное здание, перед которым все созданное им является жалким ничтожеством. Это самое совершенное творение природы, он должен любить и благословлять жизнь, не уставать постигать планомерность мира, красоту и могущество природы.

Центральный персонаж предстает перед читателем преимущественно во внешнем движении, чему соответствует его сложная внутренняя жизнь. Указание на движение содержатся во всей структуре романа.

Не случайно с движения начинается (профессор идет за покупками) и заканчивается (уход из дома) сюжет романа.

Среди предметных деталей выделяется старозаветный чемодан, весь испещренный разноцветными путевыми ярлыками знак былой готовности к дороге, к путешествиям.

В ряде произведений Куприна наблюдается закономерность: чем противоречивей и сложнее состояние персонажа, тем чаще автор соотносит его с образом дороги, с перепутьем.

Симонов, цельный, сложившийся человек, решивший для себя все вопросы, вспоминая и осмысливая прожитую жизнь, сидит на лавочке в Булонском лесу, который находится за окружной железной дорогой.

Непостоянство героя, склонность к передвижениям прекращается в определенные моменты: в прошлой, Петербургской жизни этим моментом явились обретение дома, семьи, детей; в настоящем сюжетном времени – момент знакомства с Жанетой.

Место проживания персонажа в настоящем сюжетном времени именуется мансардой, комнатой. Профессор редко изображается внутри помещения.

Трижды в романе автор обращается к изображению детей: Симонов в детстве, дочери Симонова, Жанета. В центре внимания автора в изображении детей и детства, прежде всего, этап становления человека, самый важный этап, когда происходит закладка фундамента для того могущественного здания, которому имя человек. В этом особенность авторского видения детства, истоки которого кроются в судьбе самого Куприна: смерть отца, пребывание с матерью в сиротском доме, во вдовьем пансионе, затем кадетский корпус, - атмосфера казенщины, где не было места духовному развитию, взаимопониманию, семейным радостям.

Богатая французская культурная традиция представлена упоминанием имен Ж.Верна, Б.Паскаля, Рабле. Огромные вековые деревья в Булонском лесу видели под своей сенью Виктора Гюго, Бальзака и обоих Дюма. И Жанете Симонов желает стать мадам Кюри или Жорж Занд.

Париж в восприятии героя – вечный город, постоянство и высшее положение которого не может поколебать стихия. Впрочем, и во всем они (французы) молодцы, что касается стихийных бунтов и восстаний. Именно сознание своего положения, тысячелетней культуры никогда не давало этой нации разрушить до основания строй, уклад жизни, культуру.

В последние годы Куприн пришел к заключению, что в наш суровый практический век для писателя особенно важно своим творчеством всячески содействовать сохранению живой души в человеке, развивать в нем способность понимать красоту и восхищаться ею во всех ее проявлениях в природе, в человеке, в искусстве. Измученному войнами и революциями человечеству, чтобы выйти из лабиринта сложных противоречий современности, нужен не огонь обличений, который теперь только губит и уничтожает даже здоровое и цветущее, а духовное просветление, социальное благоустройство и примирение. Ведь главное, чего не хватает людям нашего времени – это культуры духа, соответствующей требованиям современности. Поэтому совестливый художник должен стремиться к духовному возвышению людей. Раскрывая лучшие стороны своей индивидуальности, передавая опыт личной жизни, плоды своих раздумий, сомнений и надежд, такой художник сможет не только приносить читателю эстетическую радость и наслаждение, не только обогащать его интеллектуальным опытом, но также более проникновенно способствовать нравственному пробуждению и возвышению человека.

  1. Куприна К.А. Куприн - мой отец. 2-е изд. М., 1979. С.158.
  2. Крымов В. Закат большого таланта. А.И.Куприн. Дальние берега: портреты писателей

эмиграции. М., 1994. С.66.

  1. Куприн А.И. Голос оттуда: 1919 – 1934: Рассказы. Очерки. Воспоминания. Фельетоны.

Статьи. Литературные портреты. Некрологи. Заметки. М., 1999.С.181.

[1] Куприна К.А. Куприн - мой отец. 2-е изд. М., 1979. С.158.

[2] Крымов В. Закат большого таланта. А.И.Куприн. Дальние берега: портреты писателей эмиграции.

[3] Куприн А.И. Собр.соч.: в 9т. М., 1970 – 1973. 8т. С. 461

[21] Куприн А.И. Голос оттуда: 1919 – 1934: Рассказы. Очерки. Воспоминания. Фельетоны. Статьи. Литературные портреты. Некрологи. Заметки. М., 1999.С.181.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Работа состоит из введения, 6 – ти небольших глав, заключения, библиографии. Структура и содержание работы определены логикой развертывания проблемы. 1 глава повествует об истории создания романа 2 глава рассказывает об отборе автором лексического материала, особенностях интонационных строений высказываний персонажей

В 3- ей происходит знакомство с главным героем – профессором Симоновым. 4 глава – здесь образ героя соотносится с образом дороги, перепутья. В 5 главе повествуется об особенностях видения автором прекрасной поры детства 6 глава отражает пересмотр авторских жизненных установок в сопоставлении культур России и Франции

Читайте также: