Актуальные вопросы преподавания биологии в школе

Обновлено: 04.07.2024

В статье обсуждается проблемное поле в области биологического образования в средней общеобразовательной школе при формировании у учащихся биологической грамотности в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Анализируются существующие трудности, которые выявлены самими участниками образовательного процесса, рассматриваются возможные пути их преодоления. Результаты работы могут быть использованы при создании учебных программ, учебников, пособий, сценариев уроков.

Ключевые слова: биологическая грамотность, проблемы биологического образования, учебники по биологии, профильное обучение.

STATUSES OF BIOLOGICAL EDUCATION PROBLEMS IN TRAINING PRACTICE

Pivovarova L.V. *

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

Abstract

The article discusses the problematic area in the field of biological education in secondary schools in the formation of biological literacy of student in connection with the transition to the new federal state educational standards. Existing difficulties that are revealed by the participants of the educational process themselves are analyzed, the possible ways to overcome them are considered as well. The results of the work can be used to create curricula, textbooks, manuals, lesson scripts.

Keywords: biological literacy, problems of biological education, textbooks on biology, specialized training.

В век быстрого приращения знаний важно не накапливать их, а уметь учиться, то есть находить информацию, интегрировать и применять ее, делать прогнозы и решать проблемы, а значит обладать определенным уровнем развития системно-сетевого мышления и целостным видением мира, такими качествами личности как самостоятельность, ответственность, инициативность, адаптивность к изменениям. Такой широкий горизонт развития способно обеспечить биологическое образование в силу системного, процессуального характера биологии, способности инициировать смыслообразование, широкую интеграцию с другими естественными и гуманитарными науками.

В настоящее время проблемы в обучении биологии можно подразделить на несколько типов: в области образовательной политики, методологии, предметного содержания, методики обучения, подготовки учителей и некоторые другие.

Цель настоящего исследования посвящена выявлению и анализу существующего проблемного поля в области биологического образования с позиции учителей после принятия требований новых ФГОС. В качестве респондентов для интервьюирования, анкетирования были выбраны преподаватели и методисты (60 человек) – участники нескольких всероссийских и региональных конференций (представители Челябинской, Магаданской, Ростовской, Мурманской, Калужской, Тульской, Томской, Ленинградской областей, Мордовии, Удмуртии и других регионов страны). Анкеты содержали вопросы открытого типа, позволяющие получить развернутые, субъективные суждения опрашиваемых учителей. В этой публикации предлагается только часть результатов исследования, которые могут привлечь внимание образовательного сообщества к биологическому образованию, как уникальному инструменту развития личности и, возможно, инициировать ожидаемые преобразования.

Заметим, что, несмотря на большую работу проходящего десятилетия, связанную с принятием новых ФГОС, федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг., оснащением школ оборудованием, появлением новых городских и районных методических центров, подключением вузов к работе по повышению квалификации учителей и усилению подготовки учеников к высокорейтинговым олимпиадам, число проблем в биообразовании не уменьшилось. Следует признать, что часть из них находится в стадии решения, часть трансформировалась, но появились и новые. Это закономерно, поскольку выход системы образования из привычного состояния на новый уровень преобразований, сопровождается не только решением предыдущих проблем, но и появлением ранее неосознаваемых, находящихся за горизонтом определенности.

Проблемы в образовании существовали всегда и обычно были связаны то с перекосом в содержании, то в методике обучения [4, C. 45]. Сегодня многие из них инициированы новым подходом в обучении на основе системно-деятельностной парадигмы, особенность которой заключается в том, что впервые цели образования расширяют рамки познания предмета, обеспечивая развитие опыта деятельности, soft skills, качеств личности и способностей учащихся. Знания превращаются в инструмент осознанного развития в процессе обучения.

Модернизация образования сопровождается появлением новых информационных технологий, гаджетов и их широкомасштабным использованием всеми слоями населения. Эти инновации в совокупности с беспрецедентными открытиями века биологии и биотехнологий, создают обновленную жизненную и образовательную реальность, открывающую новые горизонты возможностей развития личности и цивилизации, пренебречь которой невозможно. Это требует к биологическому образованию, как инструменту всестороннего развития особого внимания.

Периодически проводимые нами исследования трудностей, существующих в этой области образования позволяют рассмотреть некоторые из них в динамике изменений. Ответы респондентов этого исследования практически не зависят от регионов проживания, содержат проблемы, которые проявились сегодня на рубеже перехода от старой к новым парадигме в обучении и образовательным стандартам. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Отношение к требованиям ФГОС в учительском корпусе двойственное. Преподаватели школ понимают актуальность новых стандартов. Однако каждая анкета и интервью (60 респондентов) содержат определенную критику в адрес нескольких аспектов новых стандартов и связанных с ними изменений в образовательном процессе. Главной проблемой названо сокращение часов выделенных на преподавание предметов биологического цикла на всех ступенях обучения почти на 50%. Интервьюирование показало, что в школах имеет место замена времени, отведенного на обучение биологическим дисциплинам на гуманитарные, социально-экономические предметы в соответствующих направлениях профильного обучения. Заметим, что наши ранние исследования, начиная с 1997 года, показывали такое отношение только к экологическому образованию. Полагаем, что эта тенденция должна быть преодолена, пока не стала традицией. Биология должна оставаться предметом первостепенной важности, поскольку она изучает, преобразует и сохраняет не только саму жизнь, но и среду этой жизни.

Сокращение времени на обучение биологии приводит к тому, что его не остается для проведения практических занятий, выполнение задачи личностного развития, которая отражает главную особенность сегодняшних преобразований. В таких условиях становится невозможно формировать системную биологическую грамотность (способность к системному, прогностическому, критическому мышлению, а значит умение решать проблемы, интегрировать знания, развивать мировоззрение, адаптироваться к изменениям). Преобладающей деятельностью остается передача предметных знаний (развитие академической грамотности), как это было и 20 лет назад, а не возможность выходить на мета предметный уровень и развивать компетенции, в том числе, навыки самостоятельного обучения. Вместе с тем, в школах, где удается использовать научные и образовательные инновации, интерес к биологии резко возрастает.

Статус биологической науки вырос, а статус биологического образования, как это ни парадоксально, ему не соответствует. Это таит определенную опасность: мы можем потерять преемственность знаний, а в следующих поколениях учащихся понимание научного языка сверстников других стран.

Вместе с тем, полагаем, что следует все-таки корректировать количество часов на обучение биологии в сторону их увеличения.

Учителя ожидают основательной переработки содержания учебников, которые не отражают уровень развития современной науки. Новые достижения, если и упоминаются, то их объем настолько усечен, что их актуальность теряется. Авторы новых учебников реализовали далеко не все имеющиеся резервы. Эта проблема существует многие годы [7, C. 49], [8, C. 93], но обнадеживает то, что при таком спектре возможностей (доступность интернета, курсов повышения квалификации учителей, участие в этом процессе вузов) она впервые вполне преодолима.

Серьезным замечанием можно считать то, что учебники написаны по требованиям старых стандартов, не рассчитаны на сокращение предметного времени до одного часа в неделю, т.е. на 34 часа. Это отнимает дополнительное время на структуризацию плана урока. В учебниках отсутствует принцип межпредметной интеграции знаний, а значит и адекватные этому задания и вопросы, необходимость достраивать биологическую информацию до смысловой целостности, используя знания, например, истории химии, геологии.

Кроме того, большинство респонде6нтов (57 %) отмечают, что давно существует проблема преподавания ботаники, она осваивается слишком рано. Учебники ботаники наукообразны, часто не соответствуют возрасту школьников 6-го класса, что вызывает у них недопонимание, перерастающее в неприятие предмета. Вместе с тем, экскурсии в природные заповедники, лес, музеи, зоопарки вызывают живой интерес у школьников, это свидетельствует о том, что имеется мотивация познавать ее. Познание природы безбарьерно, через все органы чувств, без посредства авторов учебников делает природу инструментом прямого воздействия, развития эмоционального и культурного интеллекта. Учителя с сожалением отмечают, что исчезла из практики обучения работа на пришкольной территории, которая поддерживала познавательный интерес и связь с живой природой. В учебниках биологии слишком ограничены прикладные знания, которые можно использовать в повседневной жизни и в практике обучения, примеры реальных ситуаций, в системах природа и общество. Учителя отмечают, что у учащихся отсутствует способность применять биологические знания (функциональная грамотность) в тех ситуациях где они востребованы, это показали и наши исследования на протяжении 2-х десятилетий [7, C.50] [8, C.160]. Этому способствует недостаток времени, использование репродуктивных методов обучения [9, C.18], [10, C.159].

Список литературы / References

Список литературы на английском / References in English

Современное образование развивается очень стремительно: широкий спектр учебных программ, модернизация содержания, внедрение новых педагогических технологий, информатизация и компьютеризация, создание профильных классов и т.д. Все это заставляет задуматься над проблемой оптимального сочетания всех инноваций.

Возникает проблема выбора необходимых технологий, методов работы, позволяющих по-новому организовать учебную деятельность.

В рамках реализации ПНП “Образование” школы РФ стали оснащаться современным оборудованием. Сейчас стало обычным явлением проведение уроков, внеклассных мероприятий, конференций, семинаров с использованием интерактивных досок, мультимедийных проекторов, цифровых лабораторий и др. техники. Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошел в нашу повседневную жизнь.

Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности школьников, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве.

В своей работе я применяю ИКТ в различных направлениях: при проведении уроков, при организации проектной деятельности учащихся, при подготовке к внеклассным мероприятиям, при подготовке учащихся к олимпиадам и к ЕГЭ. На системе применения ИКТ при подготовке выпускников к ЕГЭ по биологии хотелось бы остановиться более подробно.

С 2009 года ЕГЭ по биологии стал обязательным инструментом, с помощью которого можно объективно оценить знания учащихся. ЕГЭ дает выпускникам возможность поступить в ВУЗ без дополнительных вступительных экзаменов. Как подготовить ученика к успешной сдаче ЕГЭ? Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет на ЕГЭ?

Подготовка учащихся к прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ является важной составляющей работы учителя. Она может осуществляться как в рамках школьного урока, так и во внеурочной деятельности (через элективные курсы, факультативы, индивидуальные занятия и консультации), а также через дистанционное обучение.

Основной этап подготовки к итоговой аттестации – это формирование предметной компетенции. Биологические знания – компонент общечеловеческой культуры. Важно показать значимость биологических знаний, возможность их применения в жизни для сохранения здоровья, адекватного взаимодействия с окружающей средой. В этом аспекте все большее значение приобретают ИКТ технологии, обладающие развивающим потенциалом. Задача учителя – подобрать нужные ресурсы и сориентировать в них обучающихся. Использую УМК Пономаревой И.Н.

В нашей школе созданы все условия для использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Имеется два компьютерных класса с интерактивными досками, мультимедийный проектор, компьютер в кабинете биологии. Все компьютеры подключены к сети ИНТЕРНЕТ.

Уроки провожу в двух формах: либо в компьютерном классе, либо в своем кабинете. В своей работе использую медиатеку (25 дисков). Среди которых, можно выделить учебные электронные пособия Кирилл и Мефодий.

Содержание используемых дисков полностью соответствует Государственному Стандарту образования.

Эти программы можно использовать в комплекте с любым печатным учебником. В серии электронных пособий реализованы те возможности, которые отсутствуют в печатном учебнике, это тысячи ярких иллюстраций, фотографии, модели биологических объектов в системе-3D, видеосюжеты.

Подготовка обучающихся к ЕГЭ по биологии проводится мною системно, начиная со среднего звена. Уже с шестого класса применяю тестовый контроль ЗУН, используя тестовые системы Local или MyTest.

Обобщающие контрольные работы, итоговые контрольные работы провожу в форме ЕГЭ. (« Тематические и итоговые контрольные работы 6-9 классы. Биология. Дидактические материалы. М. Вентана-Граф. Калинова Г.С., А.Н. Мягкова и др. 2009 г. «Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. Биология 10 класс. Сост .Пименов А.В. Ярославль. Академия развития, с 2010 г).

Электронные таблицы пришли на смену бумажным. С их помощью легче изучать материала. Более наглядным становится объяснение.

Ещё одним из вариантов использования ИКТ в учебном процессе и при подготовке к ЕГЭ является применение мультимедийных презентаций, которые позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, с исчерпывающей информацией в строгой последовательности. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

Применение новых информационных технологий в частности ЦОРов является одним из важных аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, они позволяют разнообразить урок, сэкономить время, сделать урок запоминающимся.

Подключение школ к сети Интернет существенно расширило возможности образовательного процесса.

Получая из сети Интернет учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

целенаправленно находить информацию в Интернет и систематизировать ее по заданным признакам;

четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника, визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот;

отличать корректную аргументацию от некорректной, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу

Современные уроки биологии – он-лайн уроки. Сайт учителя биологии . /

Я работаю в общеобразовательных классах. Изучение биологии в нашей школе идет на базовом уровне. Для того чтобы помочь ученикам качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ я использую возможности внеурочной деятельности (неаудиторная занятость – кружковая работа, индивидуально-групповые консультации)

Тематическое планирование курса приведено ниже.

Тема 1. Учение о клетке (общая цитология) (4 часа)

Тема 2. Размножение и онтогенез (2 часа)

Тема 3. Генетика и селекция (4 часа)

Тема 4. Возникновение и развитие жизни на Земле. Теория эволюции (4 часа)

Тема 5. Организм и среда (2 часа)

Тема 6. Протисты. Грибы. Растения (4 часа)

Тема 7. Животные (6 часов)

Тема 8. Анатомия и физиология человека (6 часов)

Учебно-тематическое планирование занятий составлено в соответствии с содержанием программы и кодификатором элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена. В плане для каждого занятия указаны цифровые образовательные ресурсы, необходимые для его проведения.

Подготовку к итоговой аттестации начинаю с постановки целей, формулирования задач, планирования работы. Рассматриваю возможности образовательной среды, которая обладает всеми необходимыми элементами для организации учебной деятельности. В моей копилке имеется каталог сайтов для подготовки к экзамену. ЕГЭ каталог (печатные издания для подготовки к ЕГЭ, учебники, диски и др.), Всем кто учится – .

Разбираем основные виды заданий, встречающиеся в проверочных, контрольных, экзаменационных работах.

1. Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких.

3. Задания на сопоставление объекта с его свойствами, особенностями

4. Задания на определение последовательности событий, явлений, процессов

5. Задания со свободным ответом. Найдите ошибки в приведенном тексте.

Знакомимся с кодификатором (распечатываем каждому).

Знакомимся с особенностями ЕГЭ (видеоконсультация)

Демоверсии прошлых лет использую как тренировочные варианты.

Открытый сегмент федеральной базы тестовых заданий позволяет проверить знания по отдельным темам и по всему курсу, выявить пробелы в знаниях.

Для подготовки к ЕГЭ использую мультимедиа учебники:

h ttp :// www . ebio . ru / index -4. html -Биология. Электронный учебник.

Мультимедиа учебник – это комплексная программа, сочетающая в себе: учебные, демонстрационные, анимационные, справочные, контролирующие программы. Занятия по данным программам способствуют систематизации материала.

Для подготовки к занятиям, для изучения отдельных тем, обобщения материала, углубления знаний по отдельным вопросам биологии, использую сайты: sbio/info –первое биосообщество

На сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов можно найти различные модули ОМС: информационные, практические, контрольные.

Занятия начинаем с просмотра презентаций, составляем конспект, закрепляем знания - тематические тесты.

На заключительном этапе подготовки к итоговой аттестации, важным и значимым становятся тренировочные упражнения. Большое внимание уделяю решению тестовых заданий. Для этого использую репетиторы ЕГЭ на компакт-дисках (100 баллов), тестовые системы Local или MyTest, где создаю тесты по отдельным темам. Также использую сайты Интернет, например, /ege- – сайт Экзамен.

Abiturcenter – где можно пройти тесты on-line,

Все для поступающих – edunews (показывают правильные ответы).

Легко в учении – easyschool (можно выбирать уровень сложности)

Сдать экзамен просто 4егэ на яндексе.

Для проведения тренировочных и диагностических работ использую эадания Московского института открытого образования. (2009-2011 г.г)

В связи с процессом вовлечения новых информационных технологий ресурсов в процесс обучения все большую популярность приобретают различные формы и элементы дистанционного образования. Так одной из наиболее распространенных в настоящий момент систем, позволяющих разрабатывать собственные электронно-образовательные ресурсы, контрольные и тестовые работы и даже образовательные курсы, является система Moodle.

Эта система ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, она подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а также для очного обучения. Начиная с 2010 года эту систему используют и в нашей школе при поддержке СГУ.

Помимо тестов имеется возможность размещать лекции, ссылки на полезные web-страницы, различные виды ЭОР.

Учитель имеет возможность контролировать действия учеников, писать комментарии.

Облегчается работа учителя по проверке самостоятельных, контрольных работ, так как все тесты оцениваются автоматически сразу после их выполнения.

Каждый обучающийся имеет возможность выполнить задание в удобное для него время и при возникновении вопросов задать их преподавателю.

Ученики имеют возможность общаться между собой внутри системы.

В системе есть возможность вести электронный журнал, что позволяет отслеживать успеваемость, качество подготовки к ЕГЭ.

Несмотря на то, что введенная технология является только экспериментом, нет сомнений, что она дает не только положительные результаты, но и будет развиваться дальше, так как является актуальной, удобной и современной.

Предмет и методы биологии.

2. Уровни организации живых систем.

3. Свойства биологических систем.

4. Клеточная теория. Клетка как биологическая система.

5. Организм как биологическая система.

6. Разнообразие организмов.

7. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

8. Закономерности наследственности и изменчивости.

10. Надорганизменные системы.

11. Эволюция органического мира.

13. Биология растений.

14. Биология животных.

15. Биология человека.

16. Выполнение тренировочных экзаменационных работ.

Дистанционное обучение дает возможность повторения изучаемого материала, самоконтроля, многократного числа попыток выполнения тестовых заданий, обсуждения поставленной проблемы в форуме. В ходе работы на курсах в дистанционном режиме обучающийся знакомится с разными типами тестов, а также имеет возможность анализировать и комментировать предлагаемые тестовые задания.

На мой взгляд, дистанционное обучение позволяет школьникам, наиболее интересующимся биологией, работать по самостоятельному плану, имея при этом возможность дополнительных консультаций, анализа выполненных работ, а также позволяет совершенствовать навыки использования современных прогрессивных средств, а самое главное – осуществить подготовку к успешной сдаче ЕГЭ по биологии.

Выводы. Новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса на уроке и во внеурочной деятельности дает возможность решать проблему снижения мотивации к изучению биологии, освоения стандарта на хорошем и высоком уровне при уменьшении количества часов в старшей школе, позволяет подготовить обучающихся к сдаче экзамена по биологии в форме ЕГЭ.

Данная схема уже была апробирована мной при подготовке к ЕГЭ выпускников 2009-2010, 2010-2011 года и показала хорошие результаты. Средний балл ЕГЭ по биологии в школе в прошлом году составил 74.

1. Борис С.И. Ханнаннов Н.К. Возможности использования российских электронных изданий на уроках биологии//Первое сентября.- 2005 г, №6.

2. Суворова М.И. Развитие информационных компетенций учащихся при подготовке к ЕГЭ по биологии. Вопросы Интернет образования №73 /Vio_73/cd_site/articles/art_2_1.htm

3. Информационные технологии в образовании /Авт. - составитель О.А. Минич.- Минск: Красико - Принт, 2008 г.

Похожие документы:

. процессе в преподавании биологии и экологии могут . элективных курсов: 1 актуальность, социальную и личностную . ставить вопросы, выдвигать . современной школы. Единый государственный экзамен – современный подход к оценке качества образования по биологии .

Учебный план и методическая тема работы школы. 5 Система дополнительного образования, внеклассной и внеурочной деятельности, как способ учета индивидуальных особенностей учащихся. 5 Методическое сопровождение образовательного процесса и системы воспитания

АвтоГазоЗаправочный Комплекс плюс Альтернативное топливо Автоматизация в промышленности Автоматизация и современные технологии ▲ (2)

. Актуальные вопросы ветеринарной биологии Актуальные проблемы высшего музыкального образования Актуальные проблемы психологического знания Актуальные . законодательство, комментарии, проблемы Преподавание истории в школе Преподаватель XXI век Приборы и .


В статье раскрыты проблемы, с которыми сталкиваются школьные учителя биологии при реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, учитель биологии, проблемы изучения школьного курса биологии в основной школе.

Школьный курс биологии основной школы в условиях действия ФГОС реализуется с использованием 15 вариантов учебных предметных линий, имеющих линейную или концентрическую структуру [18]. Однако полной, исчерпывающей информации об особенностях содержания каждой из них нет. Линейные программы, в отличие от концентрических, не предусматривают изучение в 9 класса общебиологического курса. Общебиологические вопросы включены в содержание всех курсов биологии основной школы. У школьных учителей возникали определенные сложности при выборе варианта программы, что связано с успешность подготовки выпускников основной школы к сдаче ОГЭ, содержащего, в том числе и вопросы общебиологического характера.

Сложность выбора программы связана также с невключением учебников отдельных предметных линий в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253.

Реализуя ФГОС общего образования, учителя биологии столкнулись с проблемой отсутствия исчерпывающей, полной, доступной информации об укомплектованности учебно-методических комплексов по биологии для основной школы разных предметных линий. В доступных школьному учителю источниках, включая официальные сайты издательств, данная информация либо отсутствует, либо представлена недостаточно полно.

В качестве еще одной проблемы, осложняющей работу учителя биологии, можно отметить несоответствие в отдельных УМК названий курсов дисциплин, изучаемых в отдельных классах, названиям школьных учебников для этих курсов.

Обращает на себя внимание и факт наличия сразу нескольких учебников курса биологии 8 класса по программе авторского коллектива, возглавляемого Д. И. Трайтаком и Н. Д. Андреевой [12]. Не владея всей полнотой информации об УМК для данного курса, школьный учитель столкнется с наличием сразу двух школьных учебников разных авторов, что вызывает определенные вопросы по возможности и правомерности их использования.

Большой проблемой для школьного учителя является отсутствие изданий всех рабочих учебных программ для всех разделов школьной биологии разных предметных линий.

По-прежнему остается недостаточной методическая проработанность вопросов оценивания уровня сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов изучения биологии. В настоящее время более проработанной является только предметная составляющая результатов образовательной деятельности учителя биологии, хотя количество методических пособий для учителя крайне ограниченно [6].

Много вопросов у учителя биологии остается и по механизмам формирования и оценивания универсальных учебных действий. Имеющиеся отдельные издания по данной проблеме [21] далеко не в полной мере учитывают содержательную специфику школьного курса биологии и могут быть в полном объеме использованы в опыте школьных учителей биологии.

В качестве средства решения данной проблемы считаем необходимым разработку серии специальных методических пособий по формированию, развитию, оцениванию сформированности системы универсальных учебных действий средствами отдельных курсов биологии. Такие пособия должно войти в УМК каждой предметной линии. Они призваны оказать конкретную методическую помощь действующим школьным учителям.

Одной из ключевых проблем в освоении ФГОС мы рассматриваем нерешенность многих вопросов в организации проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии.

Соглашаясь с важностью и значимостью проектной деятельности учащихся в освоении содержания разных учебных предметов, мы попытались найти ответы на такие вопросы, как: По всем ли учебным курсам, изучаемым в конкретном классе должны выполняться проекты? Все или только отдельные ученики должны выполнять проект? Сколько проектных работ по предмету за год должен выполнить каждый ученик? К сожалению, мы нигде не нашли разъяснений относительно возникших вопросов.

Многие годы занимаясь организацией проектной деятельности [8], мы понимаем, что проект, выполнение которого предусмотрено ФГОС, должен отличаться и по тематике, и по глубине раскрытия исследуемой проблемы, и по технологии его выполнения от существующей сегодня практики реализации проектной деятельности учащихся. В этой связи перед школьным учителем со всей очевидностью встанет проблема определения тематики проектов.

Таким образом, мы вынуждены говорить о том, что, несмотря на имеющиеся очевидные достижения в процессе освоения ФГОС общего образования, нерешенных проблем содержательного, технолого-методического характера остается достаточно много. От их позитивного решения зависит успешность работы школьных учителей по совершенствованию учебного процесса в соответствии с новыми вызовами времени.

Основные термины (генерируются автоматически): основная школа, школьный учитель, класс, программа, проектная деятельность учащихся, школьный курс биологии, курс биологии, общее образование, основное общее образование, проблема, учитель биологии, Федеральный государственный образовательный стандарт, школьная биология, школьный учитель биологии.

Совершенствование методики преподавания биологии

в рамках внедрения ФГОС

3) условиям реализации основной образовательной программы.

В основе ФГОС нового поколения лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Поскольку деятельность учителя по новым стандартам не ограничивается только наблюдением и фиксацией проявлений, а предусматривает более многообразную деятельность по анализу действий ученика, осознанию хода и направлений его мыслей, установлению причин его затруднений и ошибок, то обязательными характеристиками учителя должны быть активность мышления, сильно развитые аналитические и логические функции, воображение. А ученик сам открывает знания через содержание УМК, его способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, означает умение учиться, это УУД (универсальные учебные действия).

Формировать и развивать УУД (универсальные учебные действия) – значит: научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца; передать сам способ выполнения метапредметного действия; научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости развивать его. Как один из примеров рассмотрим варианты работ ГИА по биологии, где можно применить УУД.

Отсутствие необходимого обучения работе с текстом приводит к тому, что многие учащиеся и после окончания школы усваивают лишь поверхностный смысл текста, не пытаясь вникнуть в его содержание и контекст. Важной задачей учителя является работа, направленная на обучение анализу учебного текста, актуализации имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания предлагаемого содержания, выявление логических связей между фактами, понятиями, законами, установление связей между отдельными текстовыми фрагментами, параграфами, разделами. Работу в данном направлении необходимо строить по алгоритму:

Прочитайте текст параграфа.

Ответьте на 2 основных вопроса: О чем говорится в тексте?  Что говорится в тексте об этом?

Выделите основные мысли текста. Выделите предложения, подтверждающие основные мысли.

Сформулируйте вопросы к тексту по схеме: 1 уровень – знание фактов, терминов (кто, что, когда и т.д.); 2 уровень - знание и понимание причин, механизмов (зачем, почему, каким образом и т.д.); 3 уровень – умение соотносить, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, объяснять, комментировать (какова связь между…, что доказывает, каков механизм, с чем можно сравнить и т.д.).

Работа с таблицами, графиками, отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления. Например, метапредметное УУД - чтение графика зависимости активности фермента амилазы слюны от температуры. При какой температуре активность фермента максимальна?

Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов: Н.Н. Суртаева, В.И. Андреев, И.П. Подласый, В.В Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А. Сластёнин и многие другие, которые внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России. И сейчас появляются новаторы в данном направлении науки, создаются новые и совершенствуются уже созданные педагогические технологии.

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин). Цель инновационных технологий образования - подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека. Задачей технологии является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени. И поэтому педагоги внедряют в практику такие инновационные технологии как:

технологии дифференциации и индивидуализации;

проектные технологии, предполагающие, организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической;

технологии проблемного обучения;

интерактивные технологии, которые завоевывают сегодня всё большее признание и используются при преподавании различных учебных дисциплин;

информационные технологии: мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ, электронных учебников.

Учитывая специфику преподавания предмета биологии, возрастные и психологические особенности учащихся, на уроке должно быть много наглядности. Таблицы и плакаты с иллюстративным материалом к урокам давно физически и морально устарели, поэтому наличие компьютерных программ, которые могут заменить учебные таблицы, очень большое подспорье для учителя при подготовке и проведении современных интересных, нестандартных уроков. В настоящее время появляется все больше и больше новых цифровых образовательных ресурсов. Их применение позволяет сэкономить время подготовки к уроку, выбрать тот материал, который в полной мере позволит понять новый материал, разнообразить проверку и закрепление материала. При помощи средств ЦОР стало возможным показать те процессы и явления, которые отдалены от нас во времени и пространстве. Все объекты, предложенные в ЦОР можно скомпоновать в различные презентации к урокам (в зависимости от типа урока, уровня подготовки класса, задач, поставленных учителем). Учитель также может скомпоновать отобранные информационные объекты в нужной последовательности, подготовить материал для лабораторных и самостоятельных работ.

Учитель, способный и готовый к осуществлению инновационной деятельности в школе, может состояться тогда, когда он осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его необходимое преобразование. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) рассматривает информационные и коммуникационные технологии как одно из значимых средств достижения регламентируемых им результатов обучения.

Для воспитания творческой личности учащихся, способной к саморазвитию, самосовершенствованию в преподавании своего предмета я применяю личностно-ориентированную технологию, технологию проблемно-развивающего обучения.

Технологию личностно-ориентированного обучения я применяю более 10 лет. Одним из основополагающих в личностно-ориентированном обучении является принцип “развивающей помощи”. Он состоит в том, чтобы не делать за человека, не указывать ему, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя, разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них.

Личностно ориентированное обучение предполагает:

знание особенностей каждого ученика;

использование субъектного опыта учащихся;

создание ситуаций выбора, на всех этапах, где это только возможно;

создание ситуации успеха;

применение разнообразных дидактических приёмов и методов усвоения учебного материала;

обязательное проведение рефлексии после каждого занятия.

Поэтому личностно-ориентированный подход в обучении я использую на каждом этапе урока:

актуализация - актуализируются не знания, полученные на уроках, а жизненный опыт учащихся, который и становится предметом анализа (например, правда ли, если взять лягушку в руки – появятся бородавки? или: говорят, что у некоторых голубая кровь – правда ли это?)

мотивация и целеполагание - учитель должен постараться создать условия для мотивации и целеполагания школьниками собственной деятельности: например, выявление недостаточности знаний – выдвижение гипотезы –

Почему червяк ползет,

А не бежит и не идет?

Быстро двигаться не хочет –

Может, он ленивый очень?

Как вы думаете: почему червяки медленно ползают?

изучение нового учебного материала - на личностно ориентированном уроке создаю условия для усвоения образовательного стандарта (дидактическая цель урока: не научить или познакомить, а создать условия!), учитывая индивидуальные особенности учеников

закрепление умений и навыков - широко использую индивидуальные задания, которых должно быть много, чтобы ученик смог выбрать задание по душе, исходя из своих особенностей

подведение итогов урока, рефлексия - осознание школьниками собственной деятельности и ее результатов

домашнее задание - должно состоять из 2 частей: обязательной и заданий по выбору учащихся.

Чаще всего в своей деятельности я применяю технологию проблемно-развивающего обучения. Наиболее эффективны следующие три способа проблемного обучения:

проблемное изложение (наиболее уместен в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объемом знаний);

поисковая беседа в процессе которой учащиеся, опираясь на уже известный им материал, под руководством учителя ищут и самостоятельно находят ответ на поставленный проблемный вопрос;

самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся является высшей формой самостоятельной деятельности и возможна лишь тогда, когда они обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных предположений, а также умением выдвигать гипотезы.

Внедрение элементов дистанционного образования в современный образовательный процесс является инновационным и актуальным. Так дистанционные технологии позволяют всесторонне развиваться современному ученику, а также способствуют формированию универсальных учебных действий, что не менее актуально в связи с переходом на новые государственные стандарты. Ведь одной из важнейших задач современной системы образования является формирование совокупности УУД, которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, используя необходимые средства и способы, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.

Новизна заключается в использовании новой информационной системы, а также в новых формах организации учебной деятельности: использование разнообразных Интернет-ресурсов в обучении биологии, реальном смещении роли ученика в образовательном процессе, в сторону большей самостоятельности и самообразования.

Основное достоинство дистанционных технологий в обучении состоит в отсутствии строгой привязки к месту и времени проведения занятий, в индивидуализации обучения за счет адаптации уровня и формы учебного материала, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Также существует возможность организовать индивидуальный режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости.

Использование сетевых и дистанционных технологий в преподавании биологии таит в себе неограниченные возможности. С помощью ИКТ я решаю такие педагогические задачи, как активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешаю проблемы разноуровневого и группового обучения, обучение в сотрудничестве.

Применение элементов информационных образовательных технологий помогает одарённым детям приобрести новые знания, возможность использования их в нахождении информации, даёт возможность демонстрации своей работы.

Что это дает ученику:

- большие возможности в получении предметного образования, особенно для учащихся заинтересованных в предмете;

- возможность индивидуальной траектории развития и обучения. Это проявляется не только в сроках и темпах изучения материала, но и в уровне и сложности учебного материала.

Что это дает учителю:

1. Возможность оптимизации учебного процесса, дифференцированный подход, личностно - ориентированный подход.

2. Возможность работать с одаренными и слабоуспевающими учащимися.

3. Возможность дополнительной работы по подготовке к экзаменам.

4. Повышение ИКТ – компетентности педагога и учащихся.

5. Формирование образовательной среды для самостоятельной работы учащихся

Анализируя свой опыт, я прихожу к выводу, что использование информационных сетевых и дистанционных технологий в учебном процессе является одной из успешных форм обучения учащихся, так как это способствует:

сделать процесс обучения более интересным, ярким и увлекательным;

эффективно решать проблему наглядности обучения;

индивидуализировать процесс обучения;

совершенствовать навыки самоконтроля;

организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся, развивая тем самым у школьников творческую активность.

Результаты комплексного применения технологий личностно-ориентированного, проблемно-развивающего обучения на уроках биологии:

Формирование ключевых компетенций учащихся.

Показатели успеваемости и качества знаний контрольно-диагностических работ по биологии на уровне, соответствующем краевому или выше краевого.

Учащиеся выбирают предмет для сдачи в форме ЕГЭ, ОГЭ.

Учащиеся поступают на биологические специальности в высшие и средне-специальные учебные заведения

Участие в творческих проектах, внеклассных мероприятиях, конкурсах по биологии на уровне школы, района, края.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий, под ред. Асмолова А.Г. // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.

Лернер Георгий Исаакович. ГИА 2018. Биология 9кл. Типовые тестовые задания. Москва. Эксмо. 2018г. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.

Читайте также: