Актуальность виртуальных экскурсий в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

познавательно й активности во время создания виртуа льной экскурсии.

Рассмотрены способы формирова ния познаватель ной активности.

Охарактериз ованы вид ы и этапы соз дания вирт уальной экск урсии.

Ключевые слова. Виртуаль ная экскурсия, познав атель ная активность,

Федеральный государстве нный образовательны й стандарт начального

общего образования, определяет, что начальная ступень школь ного обучения

должна обесп ечить познавател ьную активность и инте ресы обучающ ихся .

- самостоятельная, инициативная деятельн ость ребенка,

нацеленный на поз нание окр ужающей действитель ности;

- самостоятельная деятельность по добыванию необходимо й

Данная проблема является одной из самых актуальных в возрастной

психологии, посколь ку взаимодействие человека с окружающим миром

возможно благодаря его активност и и деятельности, а ещё и потом у, что

активность являетс я ис ходным пунктом формирования умственных качеств

личности, её сам остоятельност и и предприимчив ости .

Учё ные определяют два способа формирования познавательно й

активности мла дших школь ников: экстенсивный и интенсив ный.

Экстенсивный способ формирова ния познавательной активности

подразумевает увеличение количества учебных и внеучебных занят ий. А

интенсивный сп особ предусматривает усоверш енствовани е структуры, хода

учебных и внеучебных заня тий, изменение самого способа подачи

информации, п рименение новых интерактивны х технологи й.

Считается, чт о инт енсивный сп особ намного эффективнее, так как он

создает обучающе муся неподдельную заинтересованность в учебной

Для решения проблемы формирования познаватель ной активност и

младших школьников возможно и спользовани е нестандартных передовых

технологий, которые помогут осуществить поставленные задачи, повысить

мотивацию и эффективн ость обучения, сформировать познавательн ую

активность. К таким методам обучения можно отнест и метод использования

виртуальной экскурси и , строящийся на дидактических принц ипах

Виртуальная экскурсия - это вид образовательно й деятельности, которая

отличается от реальной экскурсии тем, что отражение действительност и

виртуально, плюсами виртуальной экскурсии являю тся открытость ,

возможность повторного просмотра, демонстративность, наличие

Выделяется так ие функции экс курсий: реализ у ется принцип

наглядности о б учен ия; р еал изуется при н цип на учности обучения [4, с.134].

Существует разнообразие видов виртуальных экскурсий: обзорные

тематические ; биографические ; использован и е технологий создания

презентации ; использование инструм ен тов сайтострое ния ; использование

геоинформацио н ных систем; 3D - моделирование (создание модели отдельного

Создавая собстве н ную экскурсию необходимо придерживаться

определенног о план а: определить идею экскурсии (п роблем у); составить ц ель

(цель должна быть умной, соизмеримой, и прогнозируемой); о пределить

задачи; о пределить содержание экскурсии (отбор материала, информации);

подобрать техническую составляющую (выбор и обоснование используем ого

При создани и виртуальной экск урсии самый простой вариа нт – эт о

применение презентаций, п о скольк у ка ждый педагог и обучающийся вла д еют

данными умениями, если говорить о сайтостроении, то все школы имеют в

наличии необходим о е п р ограммн ое обеспеч ени е (блокнот и браузер) [ 1, с.4 0].

При использован ии геоинформацион ных систем необходим доступ в

Следующий способ усложнён в организации, так как не во всех

образовательн ых учреждения х есть программное обеспечение для 3D -

моделирован ия, наличия час ов для изуч ения данной тем ы.

«Использование пано рамных компози ций сопряжено c еще большими

трудностями, поск ольку нужно специа льное оборудовани е и программ но е

обеспечение д ля создания панорам. Таким образом, с амостоятельное создание

педагогом экскурсий трудоемки й процесс. Однако в сети И нтернет созда но

большое ко л ичество познавательных с педагогическо й точки зрения ресурсов,

Краткое описание работы, для чего нужна экскурсия в начальной школе, её применение, необходимость её использования.

ВложениеРазмер
doklad.doc 61 КБ

Предварительный просмотр:

Природные сообщества, музеи, промышленные предприятия

Кабинет, лекционный зал.

Соблюдение техники безопасности

Требуется особое внимание к соблюдению техники безопасности

Использование экскурсионного оборудования

Требуется экскурсионное оборудование

Не требуется экскурсионное оборудование

Объекты их доступность для наблюдения

Не все объекты доступны для наблюдения в любой момент времени

Доступны для наблюдения практически любые объекты

Затраты времени и труда учителя на подготовку

Необходим предварительное посещение и знакомство с территорией, отбор объектов наблюдения,

Подбор материалов, их обработка и систематизация, звуковое и видео оформление.

Затраты времени и труда учителя на проведение

Длительность э включает дорогу до места экскурсии, ее непосредственное проведение и дорогу обратно. Продолжительность более 45 минут. Сложности в поддержании дисциплины во время экскурсии

Не нужно покидать класс, школу. Продолжительность устанавливается самим учителем.

Формирование навыков общения с живой природой

Предоставляет более широкие возможности

Формирование навыков наблюдения

Навыки формируются при условии наличия объектов наблюдения и целенаправленной работе учителя

Можно остановить фрагмент, приблизить, рассмотреть детально с комментариями учителя, что дает больше возможностей для формирования навыков наблюдения

Возможность многократного воспроизведения условий наблюдения

Однажды созданной виртуальной экскурсией можно воспользоваться неоднократно, причем не только на уроках окружающего мира, но и на других уроках и во внеурочной деятельности.

Степень активности и подвижности детей во время экскурсии

Проведение динамических пауз

Фиксация промежуточных результатов, ведение записей

Ведение записей во время э, особенно младшими школьниками затруднено.

Возможно ведение записей в приемлемом для детей темпе и удобной посадке.

Зависимость от погодных условий

Полностью зависит от погодных условий

Не зависит от погодных условий

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИЙ В НАЧАЛЬНОЙ

В настоящее время основой обучения должно быть активное участие самих школьников в процессе приобретения информации, их самостоятельное мышление, постепенное формирование способности самостоятельно применять знания

Проанализировав известные методы обучения окружающему миру, можно сделать вывод, что самым оптимальным из них являются практико-ориентированные методы, основанные на концепции личностно-ориентированного обучения. Причем применение информационно-коммуникативных технологий для организации личностно-ориентированного обучения позволяет повысить эффективность учебно-образовательного процесса, уровень информированности и подготовленности учащихся, систематизировать знания, индивидуализировать обучение, а также в максимальной степени учесть личностные потребности и особенности самих учащихся. Это дает толчок к развитию навыков самообучения, определенную грамотность при работе с источниками информации, что так же является необходимым условием для дальнейшего интеллектуального роста ученика.

(слайд с таблицей)

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в настоящее время экскурсия теряет свою популярность у учителей, не смотря на свою дидактическую значимость. Главная причина кроется в недоступности большинства объектов. Это серьезное ограничение снимается при использовании средств новейших информационных технологий.

Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио- и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации.

Использование виртуальных экскурсий позволяет выполнить практическую часть государственной программы в полном объеме.

Виртуальная экскурсия помогает решить следующие задачи :

  1. Активизация познавательной деятельности учащихся.
  2. Повышение эффективности урока.
  3. Создание набора цифровых образовательных ресурсов для организации учебной работы

Требования в виртуальной экскурсии как к организационной форме работы практически не отличаются от требований к проведению реальных традиционных экскурсий. Но характерными признаками виртуальной реальности будут являться следующие:

  • моделирование в реальном масштабе времени;
  • имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма;
  • возможность неоднократного повторения в необходимом темпе.

Для организации виртуальной экскурсии так же, как и для экскурсии реальной, необходимо определить набор ключевых пунктов и сформировать для каждого из них заданный объем информации.

Местом проведения виртуальной экскурсии может стать участок природы или исследовательский институт, музей промышленное предприятие. К сожалению, значительная часть детей очень редко бывают в музеях и мало путешествуют. Решить эту проблему хотя – бы частично помогают виртуальные экскурсии.

Поскольку у пользователя нет возможности увидеть реальный объект, важно предусмотреть наличие графической информации – прежде всего в форме фотографий , а также карт и планов

Таким образом, текстовая и графическая информация составляют основу экскурсии. В некоторых случаях уместна звуковая информация, особенно для голосов дикой природы, фольклорного песенного материала.

Видеоинформация может также оживить экскурсию, однако работа с ней очень сложна и требует наличия специальных технических компонентов, отсутствующих в стандартном наборе компьютера.

Подготовка виртуальной экскурсии

Учитель может готовиться к виртуальной экскурсии в удобное для него время, но совершенно понятно, что это будет не накануне ее проведения, а как минимум за несколько дней. Так как необходимо определить тему экскурсии, выбрать объект изучения, подобрать информационные материалы, наконец создать саму виртуальную экскурсию. Конечно, это доставляет некоторые трудности для учителя, но однажды созданной презентацией можно пользоваться и в дальнейшем.

Подготовка экскурсии осуществляется по следующему плану:

  • Формулируются проблемы;
  • Определяется цель экскурсии;
  • Выбирается объект изучения;
  • Поиск Интернет-ресурсов об изучаемом объекте;
  • Создание практической работы по ознакомлению или закреплению изучаемого материала;
  • Определение формы отчета или наглядного оформления результатов экскурсии.

При предварительном знакомстве с объектом экскурсии учитель будет обращаться не к реальному производству или какому-либо другому месту, а он будет знакомиться с информацией того или иного сайта, книги, видеофрагмента. Маршрут экскурсии будет разрабатываться следующим образом: учитель будет отбирать какие объекты и в какой последовательности должны просмотреть учащиеся, на какие объекты нужно обратить особое внимание, какие наблюдения должны произвести учащиеся. Также при разработке маршрута виртуальной экскурсии для себя учитель отмечает и затем строго соблюдает санитарно-гигиенические нормы работы на компьютере.

Подведение итогов экскурсии

Обязательно в конце экскурсии подводятся итоги. Делается это с помощью методов обсуждения добытого материала и составления отчёта с обязательной фиксацией выводов о проделанной работе. Итоги экскурсии могут подводиться различными способами:

  • Обобщающая беседа;
  • Выставка рисунков;
  • Конкурс письменных отзывов;
  • Тестирование;
  • Мини-сочинение; в 4 классе это может быть создание презентации Power Point

Обучение в начальной школе это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Одной из целей обучения и воспитания уже в начальной школе должна стать готовность детей к овладению информационно-коммуникационными технологиями и формирование потребности и способности к самостоятельному приобретению знаний

Оценить 1201 0

Возможности использования виртуальной экскурсии в обучении младших школьников

Обучение в начальной школе ‑ это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Одной из целей обучения и воспитания уже в начальной школе должна стать готовность детей к овладению информационно-коммуникационными технологиями и формирование потребности и способности к самостоятельному приобретению знаний [4, с.32].

У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции.

Применение компьютерных технологий в учебной и внеурочной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации учения. Знания приходят только к заинтересованному человеку.

Использование виртуальной экскурсии помогает учителю начальной школы перейти от объяснительно-иллюстративного метода обучения к личностно-деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебно-познавательной деятельности, а также позволяет совместить игровую и учебную деятельности.

При организации урока нужно, прежде всего, решить, целесообразно ли применение виртуальной экскурсии на данном уроке. На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать его, определить место его применения на уроке.

Использование виртуальных экскурсий возможно на занятиях по всем учебным предметам, на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока (актуализация знаний, постановка проблемы, введение нового, первичное закрепление, обобщение изученного) [24, с.103].

Работа с виртуальной экскурсией дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:

как способ создания проблемной ситуации

как способ объяснения нового материала,

как форма закрепления изученного,

как форма проверки домашнего задания,

как способ проверки знаний в процессе урока.

Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.

Виртуальная экскурсия создаётся с помощью презентации.

Презентация ‑ форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

Возможности использования презентаций:

Демонстрация фильмов, анимации.

Выделение (нужной области).

И только после этого создаются слайды, в соответствии с планом урока, в программе Роwег Роint. Для большей наглядности можно ввести настройки демонстрации презентации. Можно также создать и заметки к слайду, отражающие переходы, комментарии, вопросы и задания к слайдам и материалам на них, то есть методическое оснащение презентации.

Если презентация лишь часть урока, один из его этапов, то необходимо четко сформулировать цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать структурировать и оформлять материал. В данном случае нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на уроке: вопросы и задания учащимся.

Если презентация ‑ творческая работа учащегося или группы учеников, необходимо как можно более точно сформулировать ему (им) цель работы, определить контекст работы в структуре урока, обсудить содержание и форму презентации, время ее защиты [23, с.26]

Цель виртуальной экскурсии – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. При создании презентации используются наиболее важные и интересные моменты темы или те, которые являются сложными для восприятия учениками.

Презентация для урока может быть сквозной , то есть использоваться на протяжении всего урока , и несквозной – применяться на каком-то этапе урока . Учитывая, что в соответствии с требованиями современного СанПиН, общее время работы ученика начальных классов с компьютером не должно превышать 15 минут за урок, сквозную презентацию нужно использовать фрагментами по 2-3 минуты, чередуя время взаимодействия детей с компьютером с другими формами работы [23, с.26].

На этапе актуализации знаний беседа может сопровождаться рисунком, требующим комментария, заполнением схемы . Можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), при этом лучше, если оформление слайдов останется прежним, тогда сработает ассоциативная память.

При изложении нового материала презентация не становится простой заменой классной доске. В презентации должны быть уникальные факты , которые нельзя объяснить словами или продемонстрировать другими средствами ( видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, аудиозаписи и т.п.) [7, с.37].

Во время показа слайдов учитель комментирует информацию на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными пояснениями и примерами. На уроке не обязательно всё объяснение должно сопровождаться слайдами презентации. Можно включить в сценарий урока и опыты (особенно если их могут сделать учащиеся), и записи на доске, и показ предметных коллекций. А на слайде презентации может только остаться название эксперимента или объекта.

При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на экран.

Виртуальные экскурсии чаще всего используются на уроках окружающего мира. Они дают возможность “побывать” в различных уголках нашей страны и всего земного шара, познакомиться с особенностями разных природных зон. Так, во 2 классе это могут быть экскурсии по России: в столицу нашей родины ‑ Москву, в Санкт-Петербург, по городам Золотого кольца. В 3 классе дети “путешествуют” по странам Европы. В 4 классе знакомятся с особенностями Арктики, тундры, степей и пустынь, объектами Всемирного природного и культурного наследия.

Виртуальные экскурсии ‑ это один из видов презентаций, в создании которых могут принимать активное участие сами учащиеся. Это развивает навыки работы в информационных системах, формирует учебные и коммуникативные навыки у школьников. Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию обучающихся, дети гораздо лучше усваивают учебный материал. Особенно это касается авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя содержание собственной презентации.

На уроках изобразительного искусства и технологии при помощи презентаций проходит знакомство с работами художников, скульпторов, мастеров народных промыслов; образцами художественного искусства и архитектуры, техникой выполнения работ. В рамках этих предметов могут быть организованы виртуальные экскурсии в залы Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Эрмитажа, Музея им. А.С. Пушкина и т.д.

На этапе закрепления изученного материала и при организации текущего контроля могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся.

На уроках литературного чтения использование виртуальной экскурсии даёт широкие возможности работы над осознанной выразительностью речи. Учащиеся могут прослушать аудиозаписи литературных произведений в исполнении мастеров слова, при необходимости они могут сопровождаться видеорядом. Самостоятельный подбор иллюстраций детьми и составление видеоряда к поэтическим произведениям помогает глубже понять настроение стихотворения. Для работы над темпом чтения можно задать определённую скорость смены кадров.

Виртуальную экскурсию можно использовать и в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических электронных пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ, использование в работе Интернет-ресурсов и т. д.), при проведении кружков, факультативов и элективных курсов, при организации внеклассной работы и работы с родителями, для осуществления проектной деятельности и вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность.

Задача учителя начальной школы показать ребёнку возможность использования компьютера для получения и обработки информации [16, с.25].

Таким образом, виртуальные экскурсии широко используются в обучении младших школьников, в связи с внедрением ИКТ в обучение. Использование виртуальных экскурсий возможно на занятиях по всем учебным предметам, на любом этапе изучения темы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье содержется понятие виртуальной экскурсии, а так же рекомендации для педагогов при подготовке и проведения виртуалной экскурсии.

Использование виртуальной экскурсии на уроках в начальной школе в 3 классе как средство развития познавательной активности младшего школьника

Иванова Анастасия Дмитриевна

Ключевые слова: виртуальная экскурсия, познавательная активность, младшие школьники.

Аннотация: В настоящее время система образования стремительно меняется, а это значит, что меняется подход к обучению и требования к профессиональной деятельности педагога. В Профессиональном стандарте педагога четко прописано, что учитель должен владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков (лабораторные эксперименты, полевая практика), а также владеть ИКТ-компетенциями.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отражены результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, такие как:

активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

Проанализировав известные методы обучения , можно сделать вывод, что самым оптимальным из них являются практико-ориентированные методы, основанные на концепции личностно-ориентированного обучения. Причем применение информационно-коммуникативных технологий для организации личностно-ориентированного обучения позволяет повысить эффективность учебно-образовательного процесса, уровень информированности и подготовленности учащихся, систематизировать знания, индивидуализировать обучение, а также в максимальной степени учесть личностные потребности и особенности самих учащихся. Это дает толчок к развитию навыков самообучения, определенную грамотность при работе с источниками информации, что так же является необходимым условием для дальнейшего интеллектуального роста ученика.

Виртуальные экскурсии являются эффективной формой организации учебной деятельности.

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое

Многие учёные-дидакты (Павел Иванович Пидкасистый, Иван Павлович Подласы, Евгений Яковлевич Голант, Василий Васильевич Голубков и др.) пользовались экскурсией, как одной из форм учебной работы.

На основе анализа методических пособий были составлены методические рекомендации для педагогов начальной школы по разработке виртуальных экскурсий:

- определите тему, идею, цели и задачи виртуальной экскурсии и придерживайтесь их на протяжении всего деятельностного процесса;

- ознакомьтесь с местом проведения экскурсии, определите ее маршрут;

- определите содержание экскурсии и план описания посещенных объектов;

- разработайте техническую составляющую экскурсии (навигация, интерактивность и т. д.);

- рассказывайте на экскурсии только о том, что можно показать, к каждой иллюстрации должно быть подобрано краткое, но значимое описание;

- привлекайте обучающихся к активной работе, стараясь при этом акцентировать их внимание на нужном объекте;

- виртуальная экскурсия - одна из форм урока, которая должна быть достаточно содержательной, но при этом не перегружена новыми названиями, датами и т. д., старайтесь не утомлять обучающихся;

- после проведения виртуальной экскурсии необходимо организовать рефлексию;

- составьте методические рекомендации по использованию ресурса для обучающихся.

Есть несколько способов создания виртуальных экскурсий:

использование технологий создания презентации.

использование инструментов сайтостроения (создание графических карт, гиперссылок).

использование геоинформационных систем (yandex, google и др);

3D-моделирование (создание модели отдельного объекта).

использование панорамных композиций (создание горячих точек и переходов).

Требования в виртуальной экскурсии как к организационной форме работы практически не отличаются от требований к проведению реальных традиционных экскурсий. Но характерными признаками виртуальной реальности будут являться следующие:

моделирование в реальном масштабе времени;

имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма;

возможность неоднократного повторения в необходимом темпе.

Для организации виртуальной экскурсии так же, необходимо определить набор ключевых пунктов и сформировать для каждого из них заданный объем информации.

Местом проведения виртуальной экскурсии может стать участок природы или исследовательский институт, музей промышленное предприятие. К сожалению, значительная часть учащихся очень редко бывают в музеях и мало путешествуют. Решить эту проблему хотя – бы частично помогают виртуальные экскурсии.

Поскольку у обучающихся нет возможности увидеть реальный объект, важно предусмотреть наличие графической информации – прежде всего в форме фотографий, а также карт и планов.

Таким образом, текстовая и графическая информация составляют основу экскурсии. В некоторых случаях уместна звуковая информация, особенно для голосов дикой природы, фольклорного песенного материала.

Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. — М.: Оникс, 2010. — 736 с.

Читайте также: