Цель олимпиады по русскому языку в школе

Обновлено: 05.07.2024

ВложениеРазмер
olimpiada_rya.docx 104.46 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Московский областной медицинский колледж №3

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

34.02.01 Сестринское дело

базовый уровень СПО

Преподаватель русского языка и литературы: Ю.В. Кирилова

на заседании ЦМК общеобразовательных, общегуманитарных и социально-экономических дисциплин

_________ Е.В. Митрохина

Зав. отделом по УВР

_______ Л. В. Карпухина

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

34.02.01 Сестринское дело

базовый уровень СПО

Разработчик : преподаватель русского языка и литературы: Ю.В. Кирилова

Порядок проведения олимпиады……………………………………………. 5

Подведение итогов олимпиады………………………………………………. 6

Список использованных источников………………………………………. 7

Приложение А. Положение о проведении олимпиады……………………. 8

Приложение Б. Задания олимпиады…………………………………………12

Приложение Г. Протокол конкурса………………………………………….27

Олимпиада по русскому языку в СПО – это новое образовательное пространство, создаваемое с целью популяризации знаний, формирования мотивации, ответственности студентов и преподавателя за уровень знаний, создание духа соревновательности, здорового соперничества, подведение итогов работы. Олимпиада по русскому языку является одной из наиболее массовых форм внеаудиторной работы.

  • повышение интереса обучающихся к русскому языку и его изучению;
  • проверка качества знаний и умений, полученных в процессе обучения по учебной дисциплине;
  • оценка уровня владения обучающимися речевыми навыками;
  • развитие творческого потенциала обучающихся;
  • популяризация русского языка как науки и учебной дисциплины.
  • выявить одаренных, творчески мыслящих обучающихся;
  • углубить знания обучающихся по предмету, расширить их кругозор;
  • систематизировать орфографические, пунктуационные, речевые умения и навыки;
  • формировать умения применять полученные знания на практике.

Учебно-методическое обеспечение: раздаточный материал с заданием олимпиады; компьютер (ноутбук) с программой Word и EXEL для составления рейтинга участников Олимпиады и оформления наградных документов.

Олимпиада по русскому языку проводится в апреле - мае. Конкретная дата проведения определяется планом ЦМК общеобразовательных, общегуманитарных и социально-экономических дисциплин .

Для проведения Олимпиады создаются Оргкомитет и жюри. Оргкомитет может состоять из представителей методической службы, преподавателей СПО.

Олимпиада проводится по олимпиадным заданиям, которые разрабатывает преподаватель русского языка и литературы

Порядок проведения олимпиады

Письменный тур Олимпиады состоит из 50 заданий. Задания следуют в произвольном порядке. Их расположение определяется необходимостью смены форм умственной деятельности и переключения внимания и степенью сложности. Вопросы должны иметь однозначный ответ. При оценке выполнения заданий наряду со знанием учебной программы по русскому языку оцениваются также лингвистическая эрудиция, языковая интуиция, аналитические навыки, умение рассуждать логически.

Для организации и контроля над выполнением олимпиадных заданий по русскому языку рекомендуется привлечь преподавателей – не словесников.

По окончании времени проведения Олимпиады работы участников собираются и сдаются жюри конкурса.

Жюри проверяет и оценивает выполненные олимпиадные задания.

Подведение итогов олимпиады

Определение победителей и призеров Олимпиады осуществляется на основе Положения об организации и проведения Олимпиады (Приложение А)

Оглашение имен победителей и награждение проходит в торжественной обстановке.

Для проведения апелляции участник подает письменное заявление на имя председателя жюри в течение одного часа с момента объявления результатов. Апелляция проводится в течение трех часов с момента объявления результатов. Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий не могут быть предметом апелляции и пересмотру не подлежат.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Школьная олимпиада по русскому языку

Пояснительная записка

к олимпиадным заданиям по русскому языку для обучающихся 3 класса

Школьная олимпиада -это образовательное пространство, создаваемое с целью популяризации знаний, формирования мотивации, ответственности учащихся и учителей за уровень знаний, создание духа соревновательности, здорового соперничества, удовлетворения запросов всех учащихся независимо от уровня подготовленности, подведение итогов работы всех форм дополнительного образования.

Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам и помогают готовить учащихся к жизни в современных условиях, условиях конкуренции, считаются важным фактором определения степени готовности школьника к профильному или углубленному изучению предметов.

Цели и задачи олимпиады по русскому языку:

1. Воспитать у подрастающего поколения любовь к русскому языку как государственному языку Российской Федерации.

2. Пробудить и поддержать творческую инициативу детей.

3. Повысить общекультурный уровень учащихся.

Критерии оценивания олимпиады.

При оценивании заданий следует руководствоваться следующими критериями:

2. После проверки всех заданий баллы суммируются, и выставляется окончательный балл за каждую работу. После этого определяются победители.

3. Подведение итогов и награждение проводится в торжественной обстановке, с вручением грамот и памятных призов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очные и заочные олимпиады проводятся уже давно. А вот дистанционные и сетевые олимпиады появились сравнительно недавно, но количество участников в них постоянно растёт.

Дистанционная эвристическая олимпиада - это олимпиада, в которой участники и организаторы удалены друг от друга, находятся в разных городах, странах. Участие в олимпиадах осуществляется с помощью электронной почты, форумов, а также других ресурсов сети Интернет.

Дистанционные олимпиады могут выполняться несколько дней, а вот сетевая олимпиада проходит в режиме реального времени Интернет.

Критерии дистанционной олимпиады:

- степень творческой реализации.

По количеству участников:

Цели и задачи проведения олимпиад по русскому языку

Раскрытие творческих возможностей каждого ребёнка, развитие творческой инициативы ученика;

Выявление одаренных детей; учащихся, которые могут представлять свое учебное заведение на последующих этапах Олимпиады;

Проверка учащихся по предмету, развитие сообразительности, чувства языка, формирование умений творчески применять имеющиеся знания;

Популяризация русского языка как науки и школьного предмета;

Воспитание интереса к школьным урокам русского языка и внеурочным занятиям по предмету;

Повышение эффективности обучения.

Исходное положение № 1

Какими бы сложными ни были олимпиадные задания, они строятся на основе школьного курса русского языка и программы. Задания усложняют и логически развивают базовые предметные знания, облекают их в занимательную форму!

Исходное положение № 2

Последующее углубление материала может происходить в любых формах и по любым источникам.

Исходное положение № 3

личная заинтересованность ребёнка;

интерес к предмету;

высокое чувство ответственности;

Принципы, лежащие в основе подготовки учащихся к олимпиаде:

Принцип максимальной самостоятельности – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой, при решении различных заданий.

Принцип активность знаний. Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент.

Принцип опережающего уровня сложности. Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

Принцип опоры на результаты прошедших олимпиад. При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

Правила
построения собственной системы подготовки учащихся к участию в олимпиадном движении

Начинать надо с работы над собой, повышая уровень своего профессионального мастерства!

Готовить ученика системно, а не эпизодически, начиная с 1 класса!

Опираться на базовую литературу по предмету и иметь банк олимпиадных заданий!

Быть в курсе информации по всем олимпиадам текущего года!

Привлекать учеников к участию во всех возможных открытых дистанционных олимпиадах и конкурсах по русскому языку!

Основные формы работы:

Коллективные:

Факультативы, кружки, элективы

Дискуссия по лингвистической проблематике

Конкурсы и викторины по русскому языку

Словесные игры и забавы во внеурочное время

Индивидуальные:

Индивидуальное тьюторское сопровождение лингвистически одаренных детей

Консультирование одаренных детей по возникающим вопросам

Работа с тренажерами, тренинговые задания

Методы и приемы работы с учащимися:

Мультимедийная презентация — один из эффективных методов подготовки школьников к олимпиаде

Решение тренинговых заданий – всех имеющихся материалов олимпиад разного уровня сложности

Применение разноуровневых заданий

Лингвистическая гимнастика на каждом уроке (шарады, ребусы, кроссворды)

При подготовке учеников можно использовать обучающие компьютерные программы "Репетитор", "Большая детская энциклопедия", "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия".

Результаты школьного уровня олимпиады:

Участники олимпиады продемонстрировали:

владение орфоэпическими нормами русского литературного языка;

знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова;

знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в речи;

знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой;

знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова;

знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления;

некоторую осведомленность в области истории русского языкознания;

коммуникативные умения и навыки;

Типы заданий и примеры:

Задания условно можно объединить в три больших блока: тесты, задачи, творческие задания

1. Лингвистические тесты . К этому типу можно отнести задания, предполагающие воспроизведение знаний определенного раздела и демонстрацию навыков языкового разбора в рамках школьного курса русского языка. Задания тестового характера могут проверять знание трудных случаев орфографии и пунктуации, владение орфоэпическими и грамматическими нормами, навыки морфемного и синтаксического разбора. К заданиям данного типа можно отнести и те, которые требуют точного и лаконичного ответа в утвердительной форме. В тестовой форме могут быть предложены задания, позволяющие выявить широту кругозора, знание истории русской письменности и русского языкознания, историко-культурных сведений о языке, оценить словарный запас, знание семантики русских слов и фразеологизмов, стилистических ресурсов языка.

Пример:1. Обведи слово, в котором все согласные буквы обозначают только звонкие согласные звуки.

1) столица 2) здоровье 3) поход 4) свобода

2. Лингвистические задачи

Лингвистические задачи – это задания эвристического характера, требующие: а) знаний в разных областях русского языка; б) навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа; в) языкового чутья и лингвистической догадки; г) использования общих исследовательских приемов (наблюдение, описание, сопоставление, систематизация, обобщение).

Типология лингвистических задач учитывает разные виды деятельности, необходимые для их успешного выполнения. Они определяются в соответствии с формами речевой деятельности и общими направлениями анализа языкового материала и единиц языка.

Изучение нормативной грамматики и лексики на уроках русского языка в школе – это знакомство с системой языка, иногда воспринимаемой как совокупность правил. В реальной речевой деятельности, которая всегда более разнообразна, чем "правила языка", мы сталкиваемся с живыми текстами, преподносящими трудные задачи для всех говорящих. Поэтому и классификацию заданий возможно производить в рамках отношений текста и языка (от текста к языку и обратно).

I. От текста к языку. В заданиях этого типа предлагается текст, высказывание или словоупотребление в речи, требуется сделать вывод о свойствах языковых единиц как элементов языковой системы.

Восток – дело тонкое. Жизнь – интересная штука. Человеческое счастье – вещь сложная.

К заданиям данного типа можно отнести и комментирование и исправление орфографических, пунктуационных и речевых ошибок. Например:

Объясните причину орфографических ошибок: бульён, маёр, ёг.

III. От языковых фактов к системе языка. В этом разделе могут быть представлены довольно разнородные задания структурно-лингвистического плана, по типу противостоящие предыдущим. Выполняя их, учащиеся не должны ни опираться на предложенный текст, ни самостоятельно составлять какой-либо заданный текст. Ответы на поставленные вопросы требуют аналитического подхода, понимания системных связей внутри языка, как на одном языковом уровне, так и межуровневых. Задания этого типа объединены в две группы.

IV. От языка к науке о языке, описанию языка. Язык как объект науки диктует свои способы его описания. На них базируются основные исследовательские операции (анализ, обобщение, систематизация). Поэтому элементарный анализ фактов языка требует и научной эрудиции.

3. Творческие задания

Творческие задания, направленные на создание развернутых высказываний, текстов

По данным рифмам сочинить стихи;

Преобразование, творческая переработка текста; перевод зашифрованного текста.

Памятка
для учеников при подготовке к олимпиаде по русскому языку

Чтобы хорошо подготовиться к олимпиаде, обращайтесь к словарям — толковому, орфоэпическому и другим.

Изучите орфоэпический минимум для учащихся, запомните ударение в сложных случаях.

Повторите грамматические нормы употребления слов; необходимо знать грамматические нормы форм множественного числа существительных, употребление прилагательных в степени сравнения, согласование частей речи и др.

Воспользуйтесь этимологическим словарем во время подготовки к олимпиаде. В тестах обычно встречаются задания, связанные с происхождением слова, с изменением его формы, употребления и лексического значения. История образования слова может объяснять и написание.

Воспользуйтесь фразеологическим словарем. Вам важно не только хорошо уметь разъяснять значения устойчивых сочетаний слов, но и подбирать к ним синонимичные фразеологизмы и антонимы.

Повторите также написания словарных слов. Для этого обратитесь к учебникам по русскому языку, орфографическому словарю.

Повторите материал о типах текста и стилях речи, научитесь определять тип речи и стиль текстов.

Повторите требования написания сочинений. Научитесь писать, аргументируя свои мысли, и при этом не уходить в сторону от темы сочинения. Главное — не сколько вы напишете, а как раскроете тему.

Показатели эффективности выбранной технологии подготовки к олимпиадам:

- удовлетворённость детей своей деятельностью;

- повышение уровня индивидуальных достижений в образовательных областях;

совершенствование общепредметных и социальных компетенций.

Что даёт участие в олимпиадах ребёнку?

1. Получение жизненного опыта.

2. Расширение кругозора, интеллектуальный рост.

3. Более успешное обучение школьным предметам. (Приобретение навыков применения нестандартных умений в нестандартных ситуациях, использование навыков логического мышления, умение обобщать, проводить аналогии, прогнозировать результат, включать интуицию, воображение, фантазию).

4. Творческий рост, развитие личностных компетенций.

5. Умение оценивать себя.

6. Радость успеха.

7. Возможность поступления в престижные учебные заведения.

Организация олимпиад для учащихся начальных классов по русскому языку:

Для проведения каждой олимпиады определено базовое учреждение. При проведении олимпиады члены творческого совета организуют встречу участников. Размещают лиц, сопровождающих детей, осуществляют учёт детей и кодирование олимпиадных работ. Для учащихся начальной школы городской тур олимпиады – это всегда праздник. Для ребят проводится торжественная линейка, представление педагогов в аудиториях, вручение эмблем, затем ребята расходятся по аудиториям, получают пакет заданий и после инструктажа приступают к выполнению заданий. Все задания составлены с учётом учебных и возрастных особенностей учащихся.

По завершению работы материалы сдаются педагогу – организатору. Далее творческий совет проверяет работы по ключу. Результаты протоколируются, указываются выявленные ошибки. На заседании методического совета, после проведения всех предметных олимпиад, работы детей, набравших наибольшее количество баллов, дешифруются. Результаты предметных олимпиад педагоги школ узнают из городского приказа.

Завершается олимпиадный марафон большим праздником, на котором проходит награждение победителей по всем предметам. Творческие коллективы школы поздравляют ребят и педагогов. Победители олимпиад, вместе с дипломом и музыкальным подарком получает возможность сфотографироваться с педагогом и всеми призёрами олимпиады.

Олимпиады занимают важное место в развитии детей. Именно на 1 ступени обучения происходят первые открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности развивают ребёнка, стимулируют интерес к различным наукам. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребёнка.

В заключении нельзя не сказать, что за каждой предметной олимпиадой, стоит труд не только методиста, но и большого коллектива педагогов.

Карточки: всё об олимпиадах по русскому языку

Выпускник Школы лингвистики НИУ ВШЭ. Готовит к лингвистическим олимпиадам, разрабатывает задачи Всероссийской олимпиады по русскому языку.

Что даёт участие в олимпиадах?

Во-первых, более глубокое понимание законов развития и функционирования языка. Когда вы решаете олимпиадные задачи по русскому, вы начинаете мыслить как лингвисты, подходить к языку с научной точки зрения. Почему это слово именно такое по форме? Почему оно значит именно то, что значит? Почему люди используют его так, а не иначе? Все эти вопросы вряд ли придут в голову обычному человеку, но те, кто участвует в олимпиадах по русскому, задумываются об этом постоянно.

Во-вторых, развивается ваш навык владения словом. Если вы умеете описать тонкие различия в значении или употреблении слов, конструкций, вы и сами сможете учитывать эти различия, когда будете писать тексты или выступать публично.

В-третьих, перечневые олимпиады дают льготы при поступлении в вуз — 100 баллов на ЕГЭ по русскому или поступление без экзаменов. Результаты ЕГЭ по русскому языку учитываются при поступлении на все специальности, поэтому олимпиадная льгота пригодится даже будущим физикам или программистам.

Кому стоит участвовать в олимпиадах?

В первую очередь тем, кто интересуется русским языком, лингвистикой, филологическими науками. Для успешного участия в олимпиадах требуются знания за рамками школьной программы. Если русский язык не ваш любимый предмет в школе, вам неинтересно разбираться в тонкостях этимологии и сложных вопросах грамматики, то участие в олимпиадах будет вам в тягость. ЕГЭ по русскому языку сдать гораздо легче, чем выиграть олимпиаду, поэтому участвовать только ради льгот при поступлении не лучшая идея.

Как разобраться в олимпиадах?

Олимпиады по русскому языку отличаются не только уровнем, количеством этапов и возможными льготами, но и форматом заданий. И если с организационными моментами разобраться довольно просто, то об особенностях заданий порой узнаёшь только на практике.

Как выбрать олимпиаду?

Заинтересованным в лингвистике школьникам также имеет смысл принять участие в Московской традиционной олимпиаде по лингвистике. Задания там другого формата, но решать их очень полезно и интересно для тех, кто хочет исследовать языки с научной точки зрения.

Когда начинать участвовать?

Как готовиться к олимпиадам?

Чтобы успешно подготовиться к олимпиадам, нужно решать задания прошлых лет, расширять кругозор, дополнительно заниматься с преподавателем.

Три совета по подготовке

1. Развивайте навык речевой рефлексии. Наблюдайте за своей речью и речью других людей. Почему вы выбрали именно это слово, а не другое? Почему вы ошиблись в этой морфологической форме? Что повлияло на выбор грамматической конструкции? Язык неразрывно связан с человеком и его жизнью, это инструмент, которым мы пользуемся каждый день. Порой случайно сказанное слово в дружеской беседе служит отправной точкой для лингвистического исследования.

2. Ведите конспекты. Записывайте всё в одну большую тетрадку или собирайте все материалы в одну папку. Когда я ехал на Всероссийскую олимпиаду, я взял с собой не десять учебников, а большую тетрадь формата А4, куда записывал всё, что связано с подготовкой к олимпиадам, и перечитывал её в поезде.

3. Не пытайтесь выучить всё, особенно вузовские учебники! На олимпиадах по русскому гораздо важнее умение рассуждать и давать лингвистический комментарий языковым единицам, чем знать наизусть парадигмы спряжения древнерусского глагола.

Как решать олимпиадные задания?

Самое важное на олимпиадах по русскому языку — это языковой материал. Необходимо приводить собственные примеры слов и конструкций и разбирать данные в заданиях слова и предложения. Решать олимпиадную задачу по русскому языку без примеров — это как решать задачу по химии, не используя формулы реакций. Примеры в решении должны быть обязательно.

Иллюстрация: by Yeashna Ahmed

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: