Актуальность самоуправления в школе

Обновлено: 06.07.2024

Опыт показывает, что у ребенка именно в подростковом возрасте возникает необходимость в общении со сверстниками. Неслучаен интерес ребят к объединению вообще и по интересам, в частности. Часто детские объединения возникают стихийно и быстро распадаются, так как у ребят нет опыта общественной работы, а приобрести его им негде и не у кого.

Такой опыт может дать участие ребенка в хорошо организованном ученическом самоуправлении, чтобы дети научились сами взаимодействовать друг с другом, жить по законам коллектива, изменили отношение к людям, к себе, научили этому других.

Самоуправление в школе. Что это такое? Заглянем в словарь Даля.

САМ – местоимение для придания особой важности личной деятельности человека.

УПРАВЛЯТЬ – давать ход, направление, распоряжаться, одолевать препоны, трудности, приводить в порядок.

САМОУПРАВЛЕНИЕ – управа самим собою, знание и строгое исполнение своего долга. Участие и помощь каждого в охранении порядка без помощи правительства.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления общеобразовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащейся молодежи.

Однако во многих общеобразовательных учреждениях самоуправление до сих пор рассматривается как нечто второстепенное, необязательное для практического использования при организации жизни школы, несмотря на то, что, как правило, в уставе общеобразовательного учреждения данное положение зафиксировано.

В последние годы ситуация несколько изменилась, во многих общеобразовательных учреждениях России успешно применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоуправления, включенные в общую систему самоуправления школы.

Основное предназначение ученического самоуправления–удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в расширении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных социальных ситуациях.

Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятия соответствующих решений.

Кроме того, в современной школе ученическое самоуправление часто подменяет деятельность детской общественной организации (объединения). Эти два вида детской активности настолько тесно срослись в сознании педагогов, что сегодня трудно отделить одно от другого. Изменение этого положения особенно актуально, когда в регионах появляются все новые и новые детские и молодежные организации (объединения), которые реализуют свои программы в рамках одного и того же образовательного учреждения.

Понятийный аппарат

В представленных методических рекомендациях используется понятийный аппарат, опирающийся на положения российского законодательства и разработки современной педагогической науки.

Самоуправление – принцип автономного управления малыми сообществами, общественными организациями и объединениями в гражданском обществе.

Самоуправление общеобразовательного учреждения - наравне с единоначалием – принцип управления общеобразовательным учреждением (школой, гимназией, лицеем и пр.) с вовлечением в этот процесс всех равноправных участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся), имеющих на основании федерального законодательства право на участие в управлении образовательным учреждением.

Ученическое самоуправление– форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Детская общественная организация (объединение) –добровольное,самодеятельное,самоуправляемое объединение детей и взрослых,созданное для совместнойдеятельностина основеобщих целей и интересов.Взаимоотношения детскойобщественной организации (или нескольких организаций) с другими формированиями образовательного учреждения строятсяна партнерских началах на основе договора или соглашения.

Творческое объединение обучающихся по интересам – форма организации творческой деятельности (секции, студии, кружки, клубы и т.д.) в системе дополнительного образования детей. Сегодня в учреждениях дополнительного образования детей создано более 500 тыс. творческих объединений по интересам (художественное и техническое творчество, физическая культура и спорт, туристско-краеведческая, эколого-биологическая деятельность и др.). Кроме того, такие объединения сегодня развиваются и на базе общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев). Любое творческое объединение в системе дополнительного образования детей осуществляет свою деятельность на основе образовательной программы.

Органы ученического самоуправления и детские общественные организации (объединения), создаваемые на базе общеобразовательного учреждения, различаются по своему правовому статусу, функциям и задачам.

Цели ученического самоуправления - воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

ВложениеРазмер
doklad_k_pedsovetu_o_samoupravlenii_microsoft_word.docx 31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:

Жбанова Елена Вениаминовна

Зам.директора по ВР

МБОУ Кочуновской ООШ

«Только там, где есть общественная жизнь,

Есть потребность и возможность САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Где ее нет, всякое САМОУПРАВЛЕНИЕ

Самоуправление в современной школе.

Самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятия решения и его самореализации в интересах своей организации

Цели ученического самоуправления - воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

Проблемы развития школьного самоуправления.

Системный подход к гражданскому образованию предполагает широкое использование внеурочных форм деятельности, воспитательной работы в школе, которые обладают большим потенциалом для формирования гражданских качеств личности. Максимальное использование возможностей этих форм работы позволяют учащимся получать реальное, практическое освоение навыков, направленных на овладение социальными отношениями между людьми.

Ученическое самоуправление - одно из направлений педагогической деятельности, которое занимает ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы.

В обществе и в школах происходят определенные перемены. В связи с этим меняются функции, принципы и методы организации ученического самоуправления, а также позиция педагогов и учеников.

В нашей школе ученическое самоуправление находится на стадии функционирования, движения к развитию за последние годы не наблюдается, что снижает влияние ученического самоуправления на жизнедеятельность школы. Незаметно ослабевает единство педагогического и ученического коллективов в решении вопросов школьной жизни. Это волнует и взрослых и детей . Поэтому возникла необходимость проведения данного педсовета, который поможет решить следующие задачи:

1. Выявить степень педагогической поддержки и влияния ученического самоуправления на жизнедеятельность школы.

2. Наметить пути, формы и методы дальнейшего развития ученического самоуправления в школе.

Проблемы и сложности эффективного функционирования школьного самоуправления.

Опыт последних лет показывает, что идея школьного самоуправления порой не срабатывает, где-то дает сбой, не выполняет тех функций, которые на нее возложены. Так, требования Закона "Об образовании” о создании школьных советов, где полноправными членами являются учащиеся, практически не работают. Падает заинтересованность учащихся в работе органов школьного самоуправления. Почему?

Скорее всего, проблема заключается в следующем:

1. Идея создания школьного самоуправления для России не нова, поэтому иногда слепо переносятся в настоящее время все ценности, виды деятельности с учащимися, подходы к организации школьного самоуправления без учета изменившихся социально-экономических условий в обществе.

2. Иногда педагоги,оказывались не готовы, к сотрудничеству, взаимодействию с учащимися при решении вопросов, связанных с управлением.

3. Декларирование прав учащихся на школьное самоуправление сверху и в то же время отсутствие механизма реализации этих прав на самом деле не позволяют детям в полной мере использовать эти права на практике, отсюда, как следствие, фиктивная деятельность, не вызывающая интереса у школьников.

4. К организации школьного самоуправления оказались не готовы и дети. Ведь участие в школьном самоуправлении предполагает наделение учащихся определенными правами, а значит, и определенной ответственностью, которую учащиеся не спешат брать. Последние исследования по вопросам школьного самоуправления, показали, что дети настаивают на введении контроля со стороны школьной администрации за своей деятельностью, а классному руководителю отводят роль "связного” с администрацией.

5. Дети, как и все взрослые, поддерживают лишь то, что сами создают.

6. Еще одним фактором, влияющим на эффективное функционирование, является игнорирование создания "духа школы”, учет реалий скрытого содержания образованием.

· Может быть, не имеет смысла в нынешних условиях заниматься проблемой школьного самоуправления?

· Если организация школьного самоуправления актуальна для педагогов и учащихся, то, как избежать перечисленных выше проблем?

· Как создать школьное самоуправление?

· Как сделать работу школьного самоуправления эффективной?

Актуальность создания школьного самоуправления в современных условиях.

Прежде чем задумываться о создании школьного самоуправления, необходимо ответить на вопрос о необходимости вовлечения детей в процесс школьного самоуправления.

Рассмотрим ответ на этот вопрос с двух позиций – подростка и педагога с учетом социально-психологических особенностей развития ребенка.

С точки зрения возрастных психологических особенностей для подросткового возраста характерна повышенная восприимчивость к социальным явлениям; для него необходимо признание, должно быть наличие мотивации на взаимодействие в группе; ребенок готов к изменениям, испытывает потребность в своих достижениях и своем самоопределении.

С точки зрения педагогов, участие в школьном самоуправлении или в деятельности общественной организации способствует формированию гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет учащимся повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решения социальных проблемных ситуаций.

Из педагогики мы знаем, что в условиях совместной деятельности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения.

У ,обучающихся, возникает желание действовать в соответствии с теми ожиданиями, которые они имеют по отношению друг к другу, что впоследствии проявляется в их поведении.

На поведение подростков влияют также требования социальной среды в виде обязанностей, традиций, правил поведения и моральных норм.

Подростки стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы. При этом очень важно обеспечить осознание своих потребностей, целей и получения практического результата деятельности.

Роль ученического самоуправления в развитии конкурентноспособной личности

Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.

Так же, воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что, практически выступая в роли организаторов в своем коллективе, воспитанники приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как:

прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.

Сделать учащихся активными участниками воспитательного процесса – это важная и ответственная задача. Привлечение школьников к общественной жизни школы расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе, к Родине, к окружающим, способствует пониманию того, что окружающие нуждаются в помощи, поддержке, в сопереживании. Общие дела и интересы сплачивают детей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданско – патриотического и духовно – нравственного становления личности ребенка.

Самоуправление нашей школы

Особое место в планировании отведено коллективно-творческим делам. В ходе подготовки и проведения коллективно-творческих дел его участники осуществляют все этапы самоуправления:
– совместно определяют цель своей деятельности;
– договариваются о средствах и способах ее реализации;
– управляют процессом ее осуществления;

Заседания школьного самоуправления проходят 1 раз в месяц, ведутся протоколы. На заседаниях рассматриваются вопросы подготовки учащихся к проведению мероприятий, анализ мероприятий, подводятся итоги за четвертьУчёба актива проходит 1 раз вчетверть, но план заседаний стихийный.

В школе проводятся традиционные праздники, спортивные соревнования. В начале октября был проведен концерт, посвященный Дню Учителя. В это день проводился День самоуправления, когда роль педагогов исполняли обучающиеся. Со временем День самоуправления получил статус отдельного школьного мероприятия. Все ученики ждали этот день с нетерпением, ведь у многих был шанс стать, пусть даже и на один день, учителем или, почувствовать себя взрослым, самостоятельным. Успешной формой в формировании конкурентноспособной личности является активное участие детей в районных, областных конкурсах и участие детей в КТД.

Важное преимущество коллективно-творческих дел общешкольного масштаба состоит в том, что оно позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Несколько обучающихся с удовольствием участвуют в общественных делах школы, что благотворно влияет на стремление их к самоуправлению, самореализации в различных сферах общественной жизни.

С целью проверки уровня развития ученического самоуправления было проведено анкетирование, беседа с классными руководителями.

Проведенная диагностика показала, что ученическое самоуправление не работает на должном уровне, нужно продолжать работу по развитию ученического самоуправления класса и школы в целом. Действенность органов самоуправления минимальна, отсутствие инициативы, резко сократилось количество ребят, владеющих организационными навыками.

Что надо сделать, чтобы активизировать работу ученического самоуправления:

Основными задачами для активизации ученического самоуправления являются:

- Активное вовлечение каждого школьника в разнообразную деятельность. Что является основным механизмом формирования личности;

- Обучение школьников управленческой деятельности, что воспитывает ответственность и самостоятельность обучающихся;

- Повышение интеллектуального уровня школьников, воспитание в детях добра и милосердия;

- Развитие творческой индивидуальности ребёнка;

- активизировать учёбу актива ученического самоуправления;

- привлечь педагогов для участия в ученическом самоуправление (обучение актива)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель русского языка и литературы

Замятина Тамара Алексеевна

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ………………………………………………………………..

1.1. Понятие ученического самоуправления в образовательном учреждении …………………………………………………………………….

1.2. Ученическое самоуправление как фактор формирования социальной активности школьников……………………………………………………….

1.3. Организационно-педагогические условия совершенствования организации ученического самоуправления как фактора формирования социальной активности школьников……………………………………….

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ …………………………………………..

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ………………………………………..

2.1. Диагностика уровня развития ученического самоуправления в образовательном учреждении …………………………………………….

2.2. Реализация организационно-педагогических условий совершенствования ученического самоуправления образовательного учреждения …………………………………………………………………..

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по совершенствованию организации ученического самоуправления как фактора формирования социальной активности школьников…………….

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В 90- ые годы прошлого столетия отлаженная система воспитаниям и организации самоуправления, существовавшая на протяжении многих десятилетий, развалилась. Сегодня общеобразовательные учреждения ищут пути создания новой, более совершенной системы для решения приоритетных задач воспитания подрастающего поколения. Сейчас стало актуальным воспитание ребёнка (подростка) с помощью активного участия в общественной жизни.

На основании изучения научной литературы, педагогического опыта нами выделены следующие противоречия:

Первое. Образовательные учреждения, с одной стороны, пытаются создать новую систему организации детского самоуправления на демократических началах, с другой стороны, эти попытки часто базируются на традициях советского периода, когда общество было тенью государства и обслуживало его. В этих попытках ученическое самоуправление превращается в дополнительный управленческий инструмент администрации, а его общественная сущность выхолащивается.

Второе. У детей есть потребность в освоении способов общественной деятельности, с другой стороны, прежние средства уже не соответствуют изменившейся социальной ситуации.

Третье. Дети и подростки не могут без взрослых. Не может быть детского самоуправления без взрослых. Вопрос только в том, какими должны быть отношения педагогов и детей. Педагоги не должны подавлять, а должны воздействовать, побуждать к деятельности, к социальной активности. Сегодня речь идёт не о руководстве педагогов, а творческом партнёрстве и сотрудничестве педагогов и учащихся.

Пути решения проблемы и разрешения противоречий видятся в разработке новых средств организации детско-взрослых сообществ, объединяющих разные сферы образования и детские организации. Они дают подростку опыт, позволяющий включиться в развитие гражданского общества.

В связи с актуальностью тема ученического самоуправления получила освещение в литературе. В литературе нашли отражение следующие проблемы: функции ученического самоуправления, условия успешного развития самоуправления (М.Рожков), школьное самоуправление и социальное взросление подростков (О.Фиофанова); развитие молодёжного творчества и инициативы средствами ученического самоуправления (И.Гладилина, А.Прутченков) и др.

Вопросы социальной активности личности также всегда были в центре внимания отечественной педагогики и психологии. Востребованные сегодня идеи о воспитании общественной активности подрастающих поколений можно встретить в трудах Н.К. Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого. Современные теоретико-методологические подходы к развитию социальной активности молодёжи получили обоснование в работах Б.З.Вульфова, М.И.Рожкова и др. Изучению специфики воспитания социальной активности у школьников на разных этапах их возрастного развития посвящены исследования В.М.Васовой, Т.В.Дуровой, Е.К.Касаткиной и др. В отечественной науке всё больше появляется исследований, в которых явление социальной активности личности рассматривается в контексте социализации (А.В.Волохов, А.С.Гаязов, О.В.Лешер и др).

При всем вкладе в развитие понимания ученического самоуправления, можно констатировать, что в научной проблема организации ученического самоуправления в образовательном учреждении как фактора формирования социальной активности школьников литературе не достаточно разработана.

Цель исследование: теоретически обосновать и экспериментально апробировать методику организации ученического самоуправления в образовательном учреждении как фактора формирования социальной активности школьников.

Объект исследования: ученическое самоуправление в образовательном учреждении.

Предмет исследования: организационно – педагогические условия совершенствования ученического самоуправления в образовательном учреждении.

Гипотеза исследования: ученическое самоуправление будет способствовать формированию социальной активности, если будут соблюдены следующие организационно – педагогические условия:

- творческое партнёрство и сотрудничество педагогов и учащихся в учебной и внеучебной деятельности;

- повышение квалификации педагогов по данной проблеме.

Проанализировать педагогическую литературу по проблеме.

Выявить организационно – педагогические условия совершенствования ученического самоуправления в образовательном учреждении.

Диагностировать уровень развития ученического самоуправления в образовательном учреждении и уровень компетентности педагогов.

Разработать и реализовать методические рекомендации совершенствования ученического самоуправления в образовательном учреждении.

Методы исследования: анализ педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.

Теоретическая база исследования: работы М.Рожкова, О.Фиофановой, И.Калиш, А.Прутченкова и др.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключение, библиографического списка и приложения.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Понятие ученического самоуправления в образовательном учреждении

Н.Крылова считает не корректно отождествлять школьное и ученическое самоуправление/самоорганизацию. Их надо чётко разделить: школьное, как более широкое, отдать совместному взросло - детскому сообществу. Здесь участвуют все – дети, педагоги, администрация, родители и попечители. Собственно же ученическое следует отдать ученикам полностью (в том смысле, что ни завуч, ни учитель не могут здесь руководить и командовать). Ученическое – автономная часть общешкольного самоуправления, обслуживающая и защищающая интересы детей и подростков. Разделять детей и взрослых необходимо для того, чтобы вывести учеников из-под прямого контроля учителей. Это важно в тех образовательных учреждениях, где естественным образом ещё не сложилось демократическое сообщество детей и взрослых, где учителя не научились преодолевать привычку к командованию, где нет правового (на уровне школы) равенства детей и взрослых [12.с.91]

Школьное самоуправление – это фактическое участие всех детей и взрослых в принятии решений и исполнении, разнообразие связей между разными детскими и взрослыми сообществами и внутри них. Всё делается для того, чтобы взаимодействовали дети и взрослые в организации интересной для всех школьной жизни. Ученическое самоуправление действует по принципу детьми своей деятельности на основе собственных интересов и потребностей. В данном случае взрослые только консультируют[12 ? c . 92 ].

Н.И.Приходько под ученическим самоуправлением понимает целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой [19, с.26].

М.И.Рожков считает ученическое самоуправление понятием родовым по отношению к другим формам организации жизнедеятельности учащихся. Все эти виды можно классифицировать по тому, кто является субъектом. Если коллективом класса управляет только педагог без какого-либо привлечения учащихся, то речь идёт об авторитарной форме управления, если же учащиеся сами решают проблемы, то такую форму организации можно назвать демократической. Ученическое самоуправление можно определить как демократическую форму организации жизнедеятельности ученических коллективов, обеспечивающую развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей [7, с.79]. Под процессом развития ученического самоуправления М.И.Рожков понимает последовательную смену состояний, непрерывных качественных изменений, обеспечивающих перевод детского коллектива из системы управляемой в самоуправляемую [ 22,с.31 ] .

С.Оськина определяет ученическое самоуправление как управление жизнедеятельностью школьного ученического коллектива, в основе которого лежит самостоятельное создание учащимися событий, направленных на удовлетворение их потребностей, интересов и самореализации [16, с.4].

Приведённые выше определения позволяют сформулировать следующие выводы:

1)исследователи рассматривают ученическое самоуправление как средство формирования социально-нравственной ориентации, социальной активности и зрелости. Однако у современных авторов нет однозначного понимания данного понятия;

3)разделяя точку зрения С.Оськиной, мы считаем, что при развитии ученического самоуправления первична деятельность в её социальном понимании. В процессе деятельности, с одной стороны, происходит коллективообразование, а с другой – развивается субъектность ребёнка, способствуя формированию у него социального и общественного. Насыщенная событиями эта деятельность при правильном её построении будет способствовать формированию и развитию необходимых умений для реализации функций управления;

4)исходя из определений ученического самоуправления, можно выделить следующие его признаки: а) это самостоятельность членов ученических коллективов в принятии и реализации решений; б) возможность развития самостоятельности.

Педагогической целью, стоящей перед ученическим самоуправлением, является демократизация жизни коллектива класса и на этой основе – формирование у учащихся готовности к участию в управлении обществом.

М.Рожков выделяет три основные функции ученического самоуправления:

1. Самоактивизация. Она предполагает вовлечение как можно большего числа членов ученических коллективов в решении управленческой проблемы, систематическую работу по включению их в управление новыми сферами деятельности.

2. Организационное саморегулирование. Оно предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность последнего самостоятельно изменить свою структуру с целью более успешного решения организационных задач.

3. Коллективный самоконтроль. Он предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск более эффективных задач [7,с. 82].

Н.И.Приходько подразделяет функции ученического самоуправления на управленческие и педагогические. К управленческим функциям он относит такие как: выработка и принятие решения; доведение принятого решения до коллектива школы; организация выполнения принятого решения; создание условий для выполнения решения; её анализ (преобразование), учёт, оценка деятельности, контроль[19, с.42].

Итак, ученическое самоуправление – это деятельность совместная и самостоятельная, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Оно предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделённых постепенно расширяющимися правами и обязанностями, и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.

Системный подход к гражданскому образованию предполагает широкое использование внеурочных форм деятельности, воспитательной работы в школе, которые обладают большим потенциалом для формирования гражданских качеств личности. Максимальное использование возможностей этих форм работы позволяют учащимся получать реальное, практическое освоение навыков, направленных на овладение социальными отношениями между людьми.

Этому может служить создание социальной практики, участие в которой поможет школьникам получить опыт. Наиболее удачной формой, позволяющей создать условия для формирования гражданских навыков, являются школьное самоуправление (или иные формы участия детей в управлении школой) и разнообразные формы внутришкольной социальной активности.

Проблемы и сложности эффективного функционирования школьного самоуправления.

О важности организации школьного самоуправления было много сказано, у школ в прошлом был богатый опыт сотрудничества с пионерскими и комсомольскими организациями. Мы понимаем, что самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений. Через различные виды совместной деятельности вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В сообществе сверстников, где взаимодействие строится на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток вырабатывает необходимые взрослому коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. Сознание групповой принадлежности, солидарности дает подростку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия, устойчивости, формирует чувство ответственности за себя, за других.

Но опыт последних лет показывает, что идея школьного самоуправления порой не срабатывает, где-то дает сбой, не выполняет тех функций, которые на нее возложены. Так, требования Закона “Об образовании” о создании школьных советов, где полноправными членами являются учащиеся, практически не работают. Падает заинтересованность учащихся в работе органов школьного самоуправления. Почему?

На наш взгляд, проблема заключается в следующем:

1. Идея создания школьного самоуправления для России не нова, поэтому иногда слепо переносятся в настоящее время все ценности, виды деятельности с учащимися, подходы к организации школьного самоуправления без учета изменившихся социально-экономических условий в обществе.

2. Иногда педагоги оказывались не готовы к сотрудничеству, взаимодействию с учащимися при решении вопросов, связанных с управлением.

3. Декларирование прав учащихся на школьное самоуправление сверху и в то же время отсутствие механизма реализации этих прав на самом деле не позволяют детям в полной мере использовать эти права на практике, отсюда, как следствие, фиктивная деятельность, не вызывающая интереса у школьников.

4. К организации школьного самоуправления оказались не готовы и дети. Ведь участие в школьном самоуправлении предполагает наделение учащихся определенными правами, а значит, и определенной ответственностью, которую учащиеся не спешат брать. Последние исследования по вопросам школьного самоуправления, показали, что дети настаивают на введении контроля со стороны школьной администрации за своей деятельностью, а классному руководителю отводят роль “связного” с администрацией.

5. Дети, как и все взрослые, поддерживают лишь то, что сами создают.

6. Еще одним фактором, влияющим на эффективное функционирование, является игнорирование создания “духа школы”, учет реалий скрытого содержания образованием.

· Может быть, не имеет смысла в нынешних условиях заниматься проблемой школьного самоуправления?

· Если организация школьного самоуправления актуальна для педагогов и учащихся, то как избежать перечисленных выше проблем?

· Как создать школьное самоуправление?

· Как сделать работу школьного самоуправления эффективной?

Актуальность создания школьного самоуправления в современных условиях.

Прежде чем задумываться о создании школьного самоуправления, необходимо ответить на вопрос о необходимости вовлечения детей в процесс школьного самоуправления.

Рассмотрим ответ на этот вопрос с двух позиций – подростка и педагога с учетом социально-психологических особенностей развития ребенка.

С точки зрения возрастных психологических особенностей для подросткового возраста характерна повышенная восприимчивость к социальным явлениям; для него необходимо признание, должно быть наличие мотивации на взаимодействие в группе; ребенок готов к изменениям, испытывает потребность в своих достижениях и своем самоопределении.

С точки зрения педагогов, участие в школьном самоуправлении или в деятельности общественной организации способствует формированию гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет учащимся повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решения социальных проблемных ситуаций.

Из педагогики мы знаем, что в условиях совместной деятельности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения.

У подростков возникает желание действовать в соответствии с теми ожиданиями, которые они имеют по отношению друг к другу, что впоследствии проявляется в их поведении.

На поведение подростков влияют также требования социальной среды в виде обязанностей, традиций, правил поведения и моральных норм.

Подростки стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы. При этом очень важно обеспечить осознание своих потребностей, целей и получения практического результата деятельности.

Важность и необходимость создания эффективного школьного самоуправления для педагогов понятна. Но точка зрения взрослых наставников может не совпадать с точкой зрения детей и их родителей на проблему школьного самоуправления.

Можно выделить несколько направлений деятельности органов ученического самоуправления:

· представительское направление – участие ученического совета в обсуждении школьных проблем и принятии решений, выработка мнения учеников по вопросам школьной жизни, участие в работе органов общешкольного самоуправления

· разрешение конфликтов – посредничество в разрешении внутришкольных конфликтов на принципах добровольности

· информационное направление – информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения, деятельности ученического совета

· шефское направление – организация шефства старших над младшими

· внешние связи – организация взаимодействия с внешкольными структурами, органами самоуправления соседних школ, привлечение внешних ресурсов к решению проблем учеников и школы в целом

· организаторское направление – поддержка досуговых, социально-значимых и иных инициатив школьников

· правозащитное направление – защита прав учеников в школе

Правозащитное направление деятельности ученического самоуправления интересно тем, что, в отличие от других направлений, оно подкреплено минимально необходимой законодательной базой. Представительный орган ученического самоуправления не нуждается в том, чтобы школа признала его полномочия по защите прав учеников – они уже есть в действующем законодательстве.

Как вариант, можно предложить примерное Положение о представительном органе ученического самоуправления.

Типовое положение

о представительном органе ученического самоуправления[1]

УТВЕРЖДЕНО

Общешкольной конференцией

"___" __________ 200__ г.

Читайте также: