У ребенка нет друзей в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Моей дочке 5,5 лет. Меня смущает ситуация, с окружающими её детьми. Я пришла в садик за дочкой и вижу такую картину, как моя дочка, ползает на коленях, а другая девочка с высокомерным взглядом, держав в руках волшебную палочку (которая принадлежит моей дочке) стоит над моей дочкой и взмахивает палочкой. Наверное играют, подумала я. Но, выйдя из садика, я спросила дочку, во что они играли и почему она ползала на коленях перед девочкой. Она сказала, что ползала, потому, что была кошкой. Та девочка, сказала моей дочке, что не будет с ней играть, если моя дочка не будет кошкой. Сама девочка кошкой не захотела быть. Я увидела чистую манипуляцию со стороны девочки, по отношению к моей дочке. Она выставила условия, правила, играя в игрушку моей дочки. А моя дочка, дабы с ней поиграли согласилась. В последнее время, моя дочка, стала жаловаться, что с ней никто не хочет играть в садике. Моя дочка, такой ребёнок, который делится всем. Ей мальчики во дворе не давали свои игрушки, пистолеты посмотреть, так она предложила им 10 рублей из кармана достала и они ей дали на минуту подержать. (я объяснила ей потом, что так делать нельзя, покупать друзей нельзя). Я купила ей бластер, эти мальчики сразу побежали просить, она им припомнила, что они ей не давали, но сразу же добавила "но я не жадная, если хотите- берите, играйте". Вот такая моя дочь. Она всегда со всеми делится. Она всегда добра к друзьям. Да, у неё очень развита соревновательность. Она любит соревноваться и быть первой. Я не понимаю, почему с ней садике никто не хочет дружить, все по парам играют. Она стала с грустью ходить в сад. Я переживаю. Я не хочу что бы она унижалась и бегала, просила, что бы с ней играли и не знаю, как поднять ей самоуверенность, я сделала такой вывод, что она может не уверенна в себе. С самого младенческого возраста внушала ей, что она красивая, умная, сильная, любимая. Самое дорогое, что у нас есть. Ходит на подготовку к школе, на английский. Её не назовёшь без характерной, иногда, довольно сложно с ней совладать. Я вижу, что сейчас, дети не умеют дружить, не умеют дружить просто так, не знают, что друга нельзя обижать, что с другом надо делится, выслушать, помогать. Все ищут выгоду. Я не знаю как быть. Потому что у меня другой характер, я всегда за себя и за друзей заступалась и тому же учу дочку. Она умеет за себя постоять. Может отдать её в какой нибудь спорт, где повышают самооценку. Я не хочу, что бы в школе было тоже самое, что бы девочки пытались её принизить. Помогите пожалуйста, я в отчаянии. Она отказывается идти в сад. Мы живём с бабушкой и дедушкой. С отцом в разводе, но он приходит к ней, они видятся.

Ольга, здравствуйте! Если Вам подходят условия консультации, я готова обсудить Вашу ситуацию!

Детство – время открытий, знакомства с неизвестным миром и новыми людьми. Но некоторым малышам больше нравится сидеть за телевизором или компьютером, чем гулять с друзьями. Выходя на прогулку, они отводят мамочек подальше от игровых площадок и песочниц. И в детском саду такие дети не играют, а стоят в сторонке.

Почему ребенок ни с кем не дружит и как помочь ему социализироваться? Нарушение социализации – когда стоит волноваться?

Отсутствие социальных контактов у детей обязано встревожить любого родителя. Однако отдельных мам и пап устраивает ребенок-одиночка, потому что он удобен. Все время на виду, а не пропадает с приятелями, от которых может набраться вредных привычек. Занят домашними делами, а не висит на телефоне. Не приводит домой шумных сверстников, после которых начинается приступ мигрени. Случается, что взрослые сами невольно изолируют малыша из-за постоянной тревоги и страхов. Хорошо ли это? Конечно, нет! Нежелание взаимодействовать со своим окружением – тревожный звоночек.

Не секрет, что от умения общаться со сверстниками зависит дальнейшая жизнь: личные и профессиональные успехи, достижение карьерных высот. По каким признакам можно догадаться, что ваше чадо одиноко и имеет серьезные проблемы с общением?

Ребенок постоянно жалуется, что ребята в садике или школе не желают с ним играть, дружить и даже смеются над ним. Кстати, подобных признаний вы не услышите от застенчивых и замкнутых детей.

Стоит приглядеться внимательнее к поведению на детской площадке. Малыш может бегать, качаться на качелях, строить замок из песка, но при этом не контактирует другими детками или, наоборот, устраивает многочисленные конфликты.

Своеобразная изолированность особенно заметна в группе или классе, где дети проводят вместе большую часть дня. Присмотритесь, с кем общается ваш ребенок, просит ли он кого-то о помощи. На утренниках отмечайте, насколько он активен, выбирают ли его одногруппники в пару для танцев и конкурсов.

Маленький нелюдим не горит желанием рассказывать о детсадовских приятелях, вам приходится буквально вытягивать из него эту информацию. Он не страдает от отсутствия друзей, крайне неохотно выходит на улицу, любит оставаться дома на выходные и играть в одиночестве.

Безусловно, бывают дети, не особо нуждающиеся в компании – например, интроверты или так называемые вундеркинды. Они самодостаточны и любое вмешательство во взаимоотношения со сверстниками воспринимают в штыки. И все же, если вы отметили тревожные сигналы, говорящие о серьезных сложностях в общении, принимайте все необходимые меры для лучшей социализации ребенка.

Причины детской нелюдимости :

Дети зачастую жестоки и придумывают обидные прозвища тем, кто хоть чем-то отличается от них.

Излишняя полнота, заикание, ношение очков, рыжие волосы – все это может стать излюбленным поводом для насмешек и, соответственно, нежелания контактировать с ровесниками.

Популярность в коллективе может зависеть от материального положения и внешнего вида. Подростки часто насмехаются над теми, у кого немодная одежда или старая модель мобильника.

Ребенок растет в негостеприимной семье, в которой ему постоянно говорят, что друзья могут обмануть и предать. Взрослые также находят отрицательные черты у каждого приятеля сына или дочки: плохо учится, отвратительно себя ведет, его папа работает обычным дворником.

Что делать, если ребенок дерется Физическая агрессия – использование физической силы простив другого лица. Обращение с детьми до вспышки агрессии: 1) отвлечь, предложить.

Если ребенок бьет близких… Речь пойдет о ребенке между 0,5 и 3,5 годами. В разные моменты развития и роста он начинает проверять границы дозволенного. Иногда вот таким.

Если ваш ребенок не слушается Если ребёнок не слушается Что делать, если ваш ребенок не слушается? Чтобы разобраться в этом, нужно постараться ответить на следующие.

Ходим в сад, ребёнку 5лет,все было хорошо, пока недавно он не сказал, что не хочет ходить в сад, потому что с ним никто не дружит, я ему посоветовала подходить к детям самому, а не ждать когда они сами к нему будут подходить, он стал подходить, а они ему говорят, что они сним не дружат, он плачет, переживает, я незнаю как ему помочь. Воспитатель говорит, что всё хорошо, он играет, а он жалуется. Очень переживаю, помогите пожалуйста.

Получено 4 совета – консультации от психологов, на вопрос: В саду с ребёнком не хотят дружить, он очень переживает


Здравствуйте, Марина! Если раньше все было хорошо, то следует прояснить причину. А причины могут быть разными. Дети растут, и потребности их меняются. Может произошел конфликт с другом, с кем хочет играть. Может не совпадают желания с детьми во время игры. Может он более чувствителен к отказам. Может ему не хватает вашего внимания. Можно фантазировать по этому поводу сколько угодно. Поговорите с психологом детского сада, чтобы понаблюдал за ним, поработал с ним. Советую вам не показывать свою тревогу ребенку, а больше с ним играть в ролевые игры, и через них вы можете многое узнать и корректировать его поведение. Дети в таком возрасте через игры, многому учатся и в частности учатся строить отношения с другими. Всего вам доброго, удачи!

Психолог Москва Был на сайте: 6 дней назад


Кроме воспитателя в саду наверное есть еще штатный психолог и заведующий. Если вы говорите, что проблема есть, а воспитатель, что проблемы нет - хорошо бы получить отчет о том, что они предприняли для того. чтобы сформировать такое утверждение.

Представьте, если бы вы работали диспетчером в ЖЭК, и к вам бы пришла воспитательница и сказала: У меня капает труба.

а вы бы ей: вес в порядке, у вас не капает труба, проблемы нет.

Как вы считаете, она бы удовлетворилась таким обьяснением?

думаю и вам не следует.


Марина, здравствуйте. Вам стоит попросить разрешения у воспитателя и тихонечко понаблюдать за ребёнком со стороны или попросить снять , при наличии гаджетов – это сейчас не трудно, моменты взаимодействия Вашего сына и других детей.

Подойти к штатному психологу и озвучить проблему коммуникации Вашего ребёнка и других детей.

Сейчас очень мало информации.

Психолог, психолог- кинезиолог, коуч родителей детей и подростков

В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам


Марина, добрый день,

В детских коллективах, так же как и во взрослых постоянно идет какая-то групповая динамика. В большой группе появляются мини-группы, которые тщательно оберегают свои границы. Скорее всего вашему ребёнку очень нравиться какая-то конкретная компашка, которая тщательно оберегает себя от "чужаков".

В 5 лет дети уже способны на "сильную любовь", а также на ревность. И они переживают будучи отверженными. Беда в том, что они иногда даже не могут объяснить природу своих чувств ни родителям, ни самим себе. "Она не хочет ос мной играть" - это типичное описание трагедии несчастной любви. Но это совсем не обязательно, дети, сплотившиеся в группу, могут просто получать удовольствие от "изгнания чужака".

Дети в той или иной форме воспроизводят модели социального поведения взрослых. В частности они любят создавать "закрытые клубы". Пытаться проникнуть в такой "клуб", как вы посоветовали сделать своему сыну, очень сложно: они чувствуют себя тем более сплоченно, чем большему количеству людей откажут во вступлении в свой клуб.

Посоветуйте ему дружить с теми, кто играет по одиночке или с лёгкостью сходится с другими. Постепенно у него появится своя компания.

Групповая динамика иногда приводит к тому, что "закрытые клубы" разрушаются. И тогда может оказаться, что те дети из "сплочённого коллектива", которые отказывали ему в дружбе, начнут дружить по отдельности с ним.

Этот экскурс в социальную психологию был сделан для вас. Воспитатель и даже психолог этого могут не замечать, потому что обращают внимание на другие аспекты поведения детей. В этом обсуждении вам уже посоветовали попробовать присмотреться к тому, что происходит в коллективе вашего ребёнка. Если есть такая возможность, то попробуйте это сделать.

Расспросите своего сына о разных детях в его группе: кто ему нравится, а кто нет и почему; кто с кем дружит и кто с кем находится в ссоре, кто играет один; кого все любят, а кото наоборот - не любят. В общем восстановите картину происходящего.

Посоветуйте ему попробовать дружить с тем, кто играет один или кого не очень любят (ели конечно этот ребёнок не обладает склонностью к агрессии или еще каким-либо опасными привычками).

В 5 лет у детей начинает формироваться социальная рефлексия. У вашего сына она не включилась автоматически, поэтому ее нужно постепенно формировать. Его слезы - это как раз запрос на формирование социальной рефлексии и навыков социальных отношений. Они не сводятся только к игре

Легче социальные навыки формируются у детей из многодетных и больших семей (много взрослых родственников и много детей), хуже в тех семьях, где только один ребёнок и вся активность взрослых происходит вне рамок семьи.

Очень хорошо, что ваш сын стремиться активно преодолеть вставшую перед ним проблему. Было бы хуже, если бы он просто замкнулся в себе. Постарайтесь просто помочь ему, без лишних эмоций и паники, даже если вам самой немножко страшно.

Если у вас самой присутствуют некоторые трудности с социальной адоптацией, то посоветуйтесь с мужем или более активными подругами. Можно посоветоваться с психологами, но сначала имеет смысл собрать побольше информации о том, что происходит в группе.

Если возникнет необходимость в консультации - обращайтесь. Постараюсь вам помочь.

Девочки, плачу в душе 3 дня, ни о чем думать не могу больше, так жалко доцю, дело в следующем, моей дочке 3,10 в ДС ходит с 2,5лет, ну как ходит, больше болеет. вроде бы последний месяц ходили регулярно, и вот на праздники, лежали, разговаривали с ней, а она говорит, мол мамочка, пожалуйста, не води меня в садик, меня там все обижают, не хотят со мной дружить, за ручку не берут, когда парами строятся куда-то идти, я все время одна. Хотела на прогулке к одним девочкам, они меня не пустили, к другим - они меня вытолкнули из машинки, мальчики играли в стройку - меня не взяли, я просилась, а они меня прогнали.Я как представила, что моя птичка то к одним, то к другим поткнется, а ее гонят, прям реву.
А еще было у нее несколько конфеток в кармашке, бабушка угостила вечером, а утром так они и остались в плаще, прихожу забирать, плачет навзрыд, что дети разобрали все конфеты, причем съели, а бумажки ей обратно отдали. Я говорю, доць, ну ты хоть-бы одну сама съела, а она говорит, я ону себе оставила, а Кира забрала и съела.
Я подошла сегодня в воспитательнице, говорю, понаблюдайте, дочка так и так говорит, что с ней никто не дружит, а она отвечает, ДА Я В КУРСЕ, просто у нас все компании сбиты, а вы редко ходите, вот с ней никто и не общается, мол она ко мне подходит, за руку возьмет и стоит со мной, а я говорю, не стой со мной, а иди к деткам и отправляет ее опять на муки. Я думала там и умру после услышанного. Типа, говорит, они еще маленькие, мы пытаемся их передружить, но вашей пары не можем найти, есть пару спокойных деток, но они сами с собой играют, им компания не нужна. А моей то нужна, она когда увлечется играми и гонялками, то ее не остановишь.
При этом, дочь абсолютно контактный ребенок, она по улице может просто идти и здороваться с прохожими, с соседями беседует, а маленькая совсем была, подходит, например к кошке и говорит - "привет, кошка, а я . (представляется), во дворе со всеми общается хорошо, с детьми наших друзей дружит, даже со старшими, всегда хорошо и чисто одета, игрушки берет с собой в садик, без физических недостатков (за что бывает деток дразнят), хорошо разговаривает, развита, большой словарный запас, но спокойная, не шумная, скромная.

Я за советом к вам, девочки.
Вот что мне делать? Водить, вопреки всему, надеясь, что как-то рассосется?
Поменять группу? Садик? Но нет гарантиии, что там тоже самое не повторится.
Забрать на лето, может с осени все изменится?
сходить к психологу? сдать на какой-то спорт?
Носить конфеты?

Было у Вас что-то подобное? КАк решили?
В голове сумбур, доцю жалко. Пока не ходим в сад, сегодня были у лора, обнаружили гайморит

Мнения, высказанные в этой теме, передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию администрации

Дочка с сыном еще с осени ходят в детский сад. Дочка более общительна, хотя дома спокойная и сдержанная. Уже и с воспитателями успела подружится и с другими детками. Сын как одиночка, говорит в садике пока ни с кем не дружит. Прихожу забирать, он все время один игрушками играет. На фотографиях с утренника тоже стоит в стороне от компании. Я действительно переживаю по этому поводу, не пойму почему так, дома ведь активный, в гостях тоже общительный, а тут. Подруги говорят, что перерастет. А мне хочется помочь ребенку адаптироваться, быстрее завести друзей.


Ничего страшного пока не происходит, особенно если у него есть друзья во дворе и он в принципе знает, что такое дружба со сверстниками. Тут важен момент - каков возраст Вашего сына.

Дети без друзей бывают, обучать навыкам общения маленького ребёнка должны взрослые и мама правильно делает, что начинает об этом беспокоиться. Если дочка осваивает социальные навыки быстрее, чем сын, то это только её заслуга, ведь дома и в детском саду воспитывают детей примерно одинаково. Иметь друзей - очень важно в любом возрасте, а в детстве они каждому ребёнку просто необходимы. Когда дети становятся взрослыми искать им друзей родители уже не смогут, наслаждайтесь этой возможностью сейчас.

Сдружить между собой в детском саду малышат - проще простого. Конечно помогайте, общительный и активный ребёнок обязательно откликнется на желание играть с ним и в саду.


Не переживайте, действительно перерастет. У меня был такой же. Ему было сложно самому подойти к детям и включиться в игру. Другое дело, если его пригласят, тогда играл с удовольствием. Но дети садикового возраста приглашениями особо не заморачиваются, не хочешь играть - не играй. Воспитатели, к сожалению, тоже в основном на это внимание не обращают. Думала, ну все. Как же он будет в школе? Но напрасно переживала - лидером он, конечно, не стал, но прекрасно общается и дружит с другими детьми.


Вы правы. Малыш обязательно подрастет и найдет свою компанию по интересам, а также друзей. Вы сейчас ничего не можете к сожалению сделать. Просто рассказывайте малышу сказки о дружбе, друзьях, взаимопомощи. Ребенок должен знать, что дружба это хорошо.

Если у вас есть подруги с детьми, пусть эти дети станут первыми друзьями вашего крохи. Мой сын например очень дружит с дочкой подруги. Их не останавливает, даже то, что в настоящее время, они находятся на очень большой удаленности от друг друга. Спасибо надо сказать современной технике.


Если воспитатели не обращают внимания, то нужно поговорить с ними и попросить, чтобы помогли с адаптацией, подсказали другим деткам, чтобы позвали с собой поиграть, тогда и наладится контакт. Считаю, что бросать на самотек тоже не стоит. Может, со временем ребенок и научится общаться, но может ведь и нет.


Странным это поведение "одиночки" не назовешь, но стоит присмотреться - а дружит ли ваш ребенок с детьми во дворе и с сестрой, например?! Возможно такое поведение зависит от эмоционального напряжения, ведь его кто то мог обидеть и он в свое время обиделся на всех сразу и с осторожностью на всех смотрит. Надо вначале самостоятельно оценить ситуацию,а потом уже попросить воспитателя рассказать поконкретнее как он общается с другими детьми, ведь в детском саду есть групповые занятия.

Вот и мне кажется, что указано слишком мало фактов, чтобы с уверенностью сказать, что у ребенка серьезные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Правильнее всего понаблюдать за ребенком и в других ситуациях, а уж затем делать определенные выводы. Беспокойство при этом вполне оправдано, ведь неумение общаться с окружением в дальнейшем станет источником проблем в личной жизни, в карьере. Так что надо отнестись к таким вещам серьезно. Определить наличие проблем можно по ряду признаков.

Например, если родители слышат от ребенка жалобы, что ребята в садике или школе с ним не желают играть, дружить и даже смеются над ним. При этом от действительно замкнутых и застенчивых детей ничего подобного услышать не получится.

Кроме того, стоит приглядеться внимательнее к поведению на детской площадке. Малыш может бегать, качаться на качелях, строить замок из песка, но при этом не контактирует другими детками или, наоборот, устраивает многочисленные конфликты.

Своеобразная изолированность можно заметить в группе или классе, где дети проводят вместе большую часть дня. Нужно присмотреться, с кем общается ребенок, просит ли он кого-то о помощи. На утренниках необходимо отметить, насколько малыш активен, выбирают ли его одногруппники в пару для танцев и конкурсов.

Маленький нелюдим обычно не горит желанием рассказывать о детсадовских приятелях, а родителям приходится буквально вытягивать из него эту информацию. Он не страдает от отсутствия друзей, крайне неохотно выходит на улицу, любит оставаться дома на выходные и играть в одиночестве.

Говорить о наличии проблем с общением может и факт отказа ребенка идти в сад. Он старается найти любую лазейку, чтобы его пропустить. При этом домой ребенок всегда приходит расстроенным и нервным. А на все расспросы о детском саду не хочет отвечать.

День рождение у необщительных детей проходит обычно в одиночестве, когда на торжество не приглашаются друзья. При этом и ребенка у себя на праздниках другие дети тоже видеть не хотят.

При всем при этом нельзя исключать, что малыш психологически не нуждается в компании других людей. Таких обычно называют интровертами. Они самодостаточны и любое вмешательство во взаимоотношения со сверстниками воспринимают в штыки. Но в любом случае при наличии каких-либо серьезных проблем с общением родителям все же не стоит пускать проблему на самотек, а незамедлительно принять меры для социализации ребенка.

Для начала все же стоит разобраться, почему малыш нелюдим. Может быть, все дело в его внешности. Обычно дети дают обидные прозвища тем, кто чем-то отличается от других. Например, ребенок имеет рыжий цвет волос, носит очки, полноват, заикается. Все это становится объектом насмешек.

Надо еще обратить внимание на свою семью. Может быть, родители сами не любят ходить в гости, приглашать других. Тогда и ребенок не знает, как вести себя в коллективе – нет примера для подражания. В таких случаях нужно менять положение дел и делать все, чтобы ребенок как можно чаще пересекался со сверстниками. Когда он научится правильно взаимодействовать, то и проблема одиночества исчезнет. Кроме того, появившиеся друзья не позволят другим насмехаться над ним из-за очков или цвета волос.


Вашему сыну наверное еще нет трех лет? Обычно, как мне сказал психолог-невролог, у детей потребность в общении с другими детьми возрастает к трем годам. До этого возраста им в общем-то и одним интересно, а лучше с мамой. А девочки развиваются быстрее мальчиков. Может поэтому дочка и кажется более общительной. А мальчику можно помочь так - попросить воспитательницу привлекать его в игры с другими детьми, уделить ему чуть побольше внимания, давать ему в ролевых играх какие-то ключевые роли - ведущего, например.


Действительно, тут помощи без воспитательницы не обойтись. Именно она должна привлекать ребёнка к общим играм, стараться подружить его с другими детками. В этом возрасте стеснительным малышам достаточно пару раз поиграть с детьми, чтобы завести себе друзей. Тем более, что воспитательница может направлять детское общение, организовывать детские занятия и игры.


И возраст может оказывать влияние на общительность, и пол, а еще семья. Причем окружение, та среда, где воспитывается ребенок важнее всего в данном случае, к тому же это при желании поддается коррекции. Очень часто дети становятся не нужными родителям и те привыкают к одиночеству. Если взрослые не уделяют достаточного внимания ребенку, он начинает считать себя ненужным и способен отказаться от взаимодействия со сверстниками. Сейчас ведь и мама, и папа оба пропадают на работе. Также при рождении младших детей на старших уже не остается времени.

Еще бывает и такое, что сама семья негостеприимна. В ней не принято приглашать в гости других, ходить самим. Кроме того, ребенка могут излишне опекать, предостерегать, говоря, что друзья могут обмануть и предать. Взрослые также находят отрицательные черты у каждого приятеля, одногруппника в детском саду – отвратительно себя ведет, его папа работает обычным дворником и т.п.

Застенчивые дети часто становятся изгоями в садике и школе, так как не могут предложить интересную игру и боятся сами вступить в контакт. Вынужденная изоляция в раннем детстве по причине хронической болезни, мамина тревожность и мнительность приводят к стеснительности и боязни поступить неверно.

Кроме того, ребенка нужно учить дружелюбию. Если он будет вести себя агрессивно, считая, что решать конфликты нужно с помощью кулаков и ругательств, то с большой степенью вероятности его ждет изоляция и отсутствие друзей.

Если проблемы выявлены, то их необходимо решать. Очень хорошо на умение общаться и завязывать знакомства влияют секции, кружки. Кроме того, ребенок получит новые умения, которые пригодятся. А еще нужно обязательно устраивать у себя дома веселые праздники, на которые должны быть приглашены дети из садика. Возможно, вне стен ребята смогут подружиться гораздо быстрее. Да и с родителями детей тоже нужно познакомиться, выбираться с ними на общие семейные мероприятия: посидеть в кафе, погулять в парке.

Ребенку нужно чувствовать поддержку со стороны родителей, поэтому ему нужно уделять максимум внимания. Необходимо, чтобы у него была уверенность в каждом шаге, когда малыш пытается познакомиться с другими детьми. Но при этом родителям не стоит навязывать дружбу с кем-то или же наоборот, запрещать общаться. Пусть ребенок сам решит, с кем именно ему общаться наиболее комфортно.

Кроме того, нужно учить детей делиться тем, что у него есть – конфетами или яблоками. Было б неплохо, если у ребенка будет мяч или какая-то игрушка, в которую можно будет всем поиграть. Также способствуют возникновению симпатии и дружбы подвижные игры: прятки, салочки, жмурки.

Читайте также: