Актуальность профориентации в доу

Обновлено: 04.07.2024

Наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности.
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательност

В своей работе мы также используем разнообразные формы и методы:

Экскурсии: выстывают важным средством развития представлений о труде взрослых, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ): Виртуальные экскурсии: позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения. дают более подробно углубиться в мир профессий и детально разобрать значимость того или иного вида деятельности.Виртуальные экскурсии: в том числе и использование (ИКТ) позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения. С помощью виртуальных экскурсии мы отправляемся с детьми туда, где не можем побывать.

Беседы: в ходе которых дети знакомятся с названиями и сущностью различных профессий.

Дидактические игры, наглядные пособия.

Театрализация: в ходе театрализованной деятельности у детей развивается общечеловеческая универсальность способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области.

Художественно-творческая деятельность: рисование и т.д.

Спортивные мероприятия: помогают детям закрепить знания о профессиях и их значении в жизни людей.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях мы используем в своей работе ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).
Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учётом следующих принципов:
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип доступности,достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости(ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
4. Принцип диалогичности(возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность(экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.

Как интересно рассказать детям о разных профессиях?
- Показать детям, как трудятся взрослые.

Также рассказать детям о мире профессий можно через показ мультфильмов, чтения книг, бесед и раскрасок. Важно помнить, что нельзя, описывая какую-то специальность высказывать к ней негативное отношение. Нужно сделать рассказы понятными, интересными, информативными. Необходимо позволить детям самостоятельно сделать выводы о преимуществах и недостатках разных призваний.

Добиться качества образовательных услуг в области ранней профориентации дошкольников без создания специальных условий тесного сотрудничества с социальными институтами практически сложно.
Под социальными партнерами мы понимаем конкретных людей профессионалов своего дела, на образах которых будущие дошкольники смогут познакомиться с разнообразием профессий в нашем городе!
Тесное взаимодействие с социальными партнерами позволит выйти на новый, инновационный уровень развития системы дошкольного образования, поможет создать благоприятные условия для образовательной деятельности с учетом современных требований для развития детей.

Для того чтобы сформировать устойчивое представление у детей о ценности труда и профессиональной деятельности человека, мы поставили для себя следующие задачи:

  1. Развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры);
  2. Знакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда);
  3. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной
    деятельности свои впечатления;
  4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
  5. Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд - это основа жизни;
  6. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

1 О чем я мечтаю?

2 Кем хочу стать?

3 Чего хочу добиться в жизни?

Из 29 человек посещающих детский сад примерно 62 процента детей (18 человек) знают кем они хотят стать и уверенно идут к своей цели, остальные дети не определились или пока сомневаются в своем выборе). Мы очень надеемся, что выбранные детьми профессии будут ими освоены или они осуществят свою мечту с их выбором. Но даже если этогоне случится, дети все рано приобретут неоценимый опыт деятельности и пронесут его в своей жизни до выбора следующей профссии.
Таким образом, раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности имеет большое значение в социализации личности. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребенка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

ФГОС Дошкольного образования Т. Сальникова: Детям о профессиях. Выпуск 1. 6-7 лет. Детям о профессиях. Ранняя профориентация детей Работа в условиях дошкольной образовательной организации : Методическое пособие – Самара : Изд-во ЦПО, 2013. – 45 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС

Актуальность и необходимость ранней профориентации детей дошкольного возраста

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Что такое профессиональная ориентация?

Как интересно рассказать детям о разных профессиях?
- Показать детям, как трудятся взрослые.
Добиться качества образовательных услуг в области ранней профориентации дошкольников без создания специальных условий тесного сотрудничества с социальными институтами практически сложно.
Под социальными партнерами мы понимаем конкретных людей профессионалов своего дела, на образах которых будущие дошкольники смогут познакомиться с разнообразием профессий в нашем городе!
Рекомендации по организации социального партнерства - на слайде

Тесное взаимодействие с социальными партнерами позволит выйти на новый, инновационный уровень развития системы дошкольного образования, поможет создать благоприятные условия для образовательной деятельности с учетом современных требований для развития детей.

Итак, вот эти 3 самых важных вопроса.

Вопрос 1. Что ты умеешь делать лучше других?

В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

ВложениеРазмер
doklad_aktualnost_i_neobhodimost_ranney_proforientatsii_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение

Актуальность и необходимость ранней профориентации детей дошкольного возраста

Томилина Елена Викторовна

( высшая кв. категория)

В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Э.Ф. Зеер отмечал, что профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и культуре вообще. Сегодня существует несколько моделей профессионального самоопределения личности. Но в профессиональной ориентации наиболее известна периодизация Е. А. Климова .

Е.А. Климов рассматривает профессиональное самоопределение в качестве одного из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его включения в профессиональное сообщество и более широко – в социальное сообщество. Поэтому каждая стадия профессионального становления личности является уникальной и значимой.

Психолог утверждает, что профессионального становления человека происходит в течение всей жизни. Таким образом, профессиональное становление личности начинается со стадии первичной оптации (или стадии допрофессионального развития ), т.е. развития конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Этот этап берет свое начало в возрасте становления самопознания как такового (2 – 3 года) и продолжается вплоть до начала подросткового периода (10 – 12 лет).

На следующей стадии – вторичной оптации – происходит поиск и выбор учебно-профессионального направления и профессии. Такое развитие профессионального самоопределения происходит в подростковом возрасте (до 15 – 16 лет).

На стадии профессиональной подготовки происходит выбор профессионально-образовательного учреждения и самоопределение в рамках профессионального поля (до 23 лет).

Затем приходит стадия собственно самоопределения в профессии (длится от 24 до 75 лет).

Таким образом, к выбору будущей профессии нужно начинать готовить ребенка с дошкольного возраста. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач, актуальных, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы.

Содержание современного дошкольного образования лежит в сфере субъектного опыта ребенка. Образовательный процесс должен включать в себя рациональный и эмоционально – чувственный опыт. Задачей взрослого становится оказание помощи ребенку осознать этот опыт, обобщить его и зафиксировать в обобщенном виде с помощью игровых моделей.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

Именно таким путём происходит процесс усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований и норм, принятых в обществе, происходит формирование нравственных основ личности. Это является одной из главных задач воспитания детей дошкольного возраста.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. И чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в старшем возрасте.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире , который необходимо строить с учетом требований современного образования.

Профориентация детей дошкольного возраста - это новое малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети из сказки, общения с взрослыми и через средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда, у детей формируется система знаний о профессии, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Оценить 621 1

Консультация для родителей на тему:


Не профессия выбирает человека, а человек профессию.

Профориентация детей дошкольного возраста - это новое малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети из сказки, общения с взрослыми и через средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда, у детей формируется система знаний о профессии, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

В каком же возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако до этого его можно готовить уже с детского сада. Дошкольное подразделение является первой и очень важной ступенью в решении задачи профориентации.

Эта тема актуальна, поскольку воспитание активных граждан общества, развитие их инициативы и способностей происходит еще в дошкольном возрасте. Внедрение новых интерактивных технологий в подготовке воспитанников к адекватной интеграции во взрослую жизнь, обусловливает создание новой системы ранней профориентации детей.

Ранняя профориентационная работа в старшем дошкольном заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, расширять его представления о разных профессиях, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

У дошкольников основным видом деятельности является игра. Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра — отражение жизни. Подавляющее большинство игр детей посвящено отображению труда людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности.

Поэтому очень важно начинать ознакомление с трудом взрослых уже в старшем дошкольном возрасте, когда дети через дидактические и сюжетно-ролевые игры, беседы узнают о разных профессиях. С учетом способностей, психологических особенностей темперамента и характера, с учетом воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, первоначальных навыков и умений, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!

В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, повара, строителя, водителя, парикмахера, портного, продавца, педагога и т.д.)

Узкость представлений о профессиях в дошкольном возрасте может затруднить профессиональный выбор в юности.

Не давая ребенку возможности реализовывать себя самостоятельно, мы обрекаем его на существование, а не на проживание интересной и насыщенной жизни.

Мы можем сменить отношение взрослых к детям: довольно часто молодые люди идут в профессию, потому что взрослые так сказали. Такого быть не должно, поскольку дети сами вольны выбирать свое будущее.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире , который необходимо строить с учетом требований современного образования.

Читайте также: