Актуальность изучения фольклора в доу

Обновлено: 02.07.2024

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена культура своего народа, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

Содержимое публикации

Актуальность проблемы приобщения детей к русской народной культуре.

Россия, Русь! Куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки, и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив печальных у воды…

Люблю навек, до вечного покоя.

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Россия-родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа. Что такое душа? Ответ не так прост. По идеалистическим учениям: душа- это духовное начало, которое вдул Бог в тело человека. По материалистическому учению: душа- это внутренний мир человека, его сознание и самосознание. И мы, взрослые должны обогащать внутренний мир ребенка! Чем? Традициями, культурой, обычаями русского народа.

Прошлое, настоящее и будущее связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша.

У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

В современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы.

На данном этапе становится наиболее актуально приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Формирование у дошкольников представлений о истории русской народной культуры, поможет нам воспитать чувства патриотизма, любви к своей Родине, чувства гордости за свою нацию, за прошлое своего народа, уважения к своей семье!

Современное общество определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Нам необходимо расширять представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; о быте и основных занятиях русских людей;
об истории одежды, русской кухни; о народные приметах, обычаях, праздниках, о художественных промыслах, песнях, играх.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры будет способствовать познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально –коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей
способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо, например, с культурой нашего народа.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Для этого нужно обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы развить в детях познавательные способности, сформировать высокую нравственность, воспитать любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, необходимо с ранних лет прививать интерес к его истории русского народа и его культуре, помогать узнать и уважать свое прошлое, учить ценить свои истоки.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии ребенка, овладении навыками правильной речи; изучении малых поэтических фольклорных форм, воспитании у детей интереса и любви к устному народному творчеству. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д.,) не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Недостаточное освоение детьми русского народного творчества, традиций, фольклорных форм. По телевидению то и дело показывают зарубежные мультфильмы, кинофильмы, звучит иностранная музыка. Это может привести к тому, что последующие поколения могут утратить исконно русские корни.

Воспитание у детей интереса к русскому народному творчеству, фольклору.

1. Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

2. Показать красоту русского языка. Формировать у детей интерес к детскому фольклору, обогащать словарный запас детей.

3. Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

4. Разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность.

Тип проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, воспитатель, родители.

  1. Музыкальный зал
  2. Групповая комната
  3. Свистульки
  4. Матрешки
  5. Игрушки согласно заявленной теме
  6. Бумага для рисования
  7. Акварельные краски
  8. Кисти

1. Дети знакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками, с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.

2. Будет развиваться художественно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора.

3. Вырабатывается умение взаимодействия со сверстниками, координировать своё поведение с поведением других, выстраивать межличностные отношения.

4. Научатся постоянному вниманию к сигналам воспитателя.

Предполагаемый продукт проекта

2. Участие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков-иллюстраций к русским народным сказкам.

Этапы реализации проекта

I этап (подготовительный)

Определение исходного уровня знания о фольклоре у детей и их родителей, отбор содержания праздников и развлечений, планирование предварительной работы (подбор материала и организация детских игр и самостоятельной деятельности), оформление педагогической среды, разработка просветительской и практической работы с родителями.

Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию, отгадывание

Выставка рисунков и поделок из пластилина на тему сюжетов из русских народных сказок (совместно с родителями).

III Этап (аналитический)

Анализ усвоения детьми среднего возраста знаний о народном фольклоре, их заинтересованность, полученные знания, увеличение словарного запаса, повышение общей звуковой культуры речи детей, улучшение связной речи и воображения.

Результаты реализации проекта

Итак, в результате реализации проекта у детей закрепились знания о русском народном творчестве – фольклоре, его формах. Дети проявили большой интерес к фольклорным праздникам, занятиям, чтению литературы и т.д. У детей было создано положительное эмоциональное настрое, накопился опыт слушания и осмысления восприятия потешек. Активное взаимодействие всех участников проекта показало, что в дальнейшем можно подбирать более сложный материал для изучения русского народного творчества. Ведь фольклор играет важнейшую роль в развитии детей не только развивая их устную речь, но и позволяет обучить их нравственным нормам.

3.Градусова, Л.В. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора: учебное пособие - Магнитогорск: МаГУ, 2008.

4. Полякова Т.В. Диагностика восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста. Фольклор в развитии речи детей //

Воспитатель ДОУ. – 2010. – №1.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. 32с.

Приложения к проекту

А коготки востры. (Кошка)

А в лапках царапки. (Кошка)

Идет, мычит, качается.. (Бычок)

Кто к хозяину идет,

Она знать дает. (Собака)

Молоко дает. (Корова)

Песни поет. (Петушок)

Зеленую подружку под новый год зимой

Срубили на опушке и привезли домой. (Ель)

Вот-так вот сяк походи.

Вот-так вот сяк походи.

Вот-так вот сяк подбодрись,

Вот-так вот сяк подбодрись.

Заинька, топни ножкой.

Серенький, топни ножкой.

Вот-так вот сяк топни ножкой.

Вот-так вот сяк топни ножкой.

Вот-так вот сяк повернись.

Вот-так вот сяк повернись.

Вот-так вот сяк попляши.

Вот-так вот сяк попляши.

Вот-так вот сяк поклонись.

Вот-так вот сяк поклонись.

Зайчишка трусишка по полю бежал

В огород забежал,

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки,

Съели жёлтого жука,

Не ходите далеко,

Сидели два медведя

На тоненьком суку

Один взбевал сметану (взбиваем),

Другой молол муку (молем)

Раз ку-ку, два ку-ку

Оба шлепнулись в муку.

Рот в муке (показать ротик), нос в муке (показать носик)

Ухо в кислом молоке. (показать ушки)

На порог скакала,

Гости не бывали,

А этому не дала:

- Зачем дров не пилил,

Зачем воду не носил!

Кладу Машу на пушок –

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать.

Будут звездочки сиять,

Надо глазки закрывать.

Люли, люли, люленьки,

Гули сели на ели,

Стали думать да гадать,

Чем Ванюшеньку питать.

Один гуля говорит:

Надо кашки сварить.

Другой гуля говорит:

Надо Ванюшку покормить.

Третий гуля говорит:

Надо байки уложить,

Дождик, дождик, посильней -

Будет травка зеленей,

На нашем лужочке.

Дождик, дождик, пуще,

Расти, трава, гуще.

Выгляни в оконышко!

Ждут тебя детки,

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи -

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Использование потешек во время умывания

Знаем, знаем - да-да-да!

В кране прячется вода.

Мы пришли умыться!

Прямо на ладошку!

Будет мыло пениться

И грязь куда-то денется!

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ты мне ручки подай,

Да с кровати вставай,

Где водичка найдём!

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Использование потешек перед приемом пищи

Раз у нашего Степана

Караулил кот сметану,

А когда настал обед -

Кот сидит, сметаны нет.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало.

На окно поставим.

Всем оладушек дадим.

Ешь на здоровьице!

Использование потешек во время причесывания

Расти, коса, до пояся,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят –

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Как растаял месяц - золотые рожки

Как у нашей Тани солнышко в окошке,

Яркие у солнышка лучики горят,

Русые у Танюшки косыньки весят.

Чешу, чешу, волосоньки,

В круг широкий, вижу я,

Стали вы, мои друзья.

Я для вас, мои дружки,

Быстро нужно их испечь.

Ты пойдешь, затопишь печь.

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит? Это он!

Выходи скорее вон!

Как у нас на сеновале

Две лягушки ночевали.

Утром встали, щей поели,

А тебе водить велели.

Шел котик по лавочке-

Шел по скамеечке-

Кому десять, кому пять,

Выходи, тебе искать!

Слетай на небушко,

Принеси мне хлебушка!

Выгляни в окошечко!

Выгляни на бревнышко.

Дам кусок пирога

Выгляни в окошко.

В красненьких сапожках,

В беленьких чулочках.

МОЯ СЕМЬЯ
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить куласком.

“Мои веселые пальчики”
Мои пальчики расскажут,
Все умеют, все покажут.
Пять их на моей руке.
Все делать могут,
Всегда помогут.
Они на дудочке играют,
Мячик бросают,
Белье стирают,
Пол подметают,
Они считают,
Щиплют, ласкают,
Мои пальцы на руке. (на первые две строчки – поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу. затем хлопать в ладоши. далее по тексту

Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки!
Маслом поливала,
детушкам давала:
Маше два,
Ване два (перечисляем всех членов семьи),
всем дала!
Хороши оладушки
у любимой бабушки!

Всеми любимая СОРОКА-БЕЛОБОКА Сорока-белобока! (вы водите по кругу указатлеьным пальчиком малыша по его ладошке)
Где была?
Далёко!
Кашку варила,
деток кормила.
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости прилетели,
На дорожку сели.
Этому дала. (массируем по очереди все пальчики)
А этому не дала (Начинаем крутить большой пальчик малыша по часовой стрелке)
Ты воду не носил,
Ты кашу не варил,
Тебе нет ничего!
Вот он исправляется (против часовой)
Дрова рубит,
воду носит..
Знай-знай наперёд (раскачиваем большой пальчик туда-сюда)
здесь вода холодная ("шагаем" пальцами от ладошки до запястья)
Здесь тёплая ("дошагали" до сгиба локтя)
А здесь кипяток-щекоток. (дошли до подмышки и щекотим!)

Памятка КАЛЕНДАРНЫЙ ФОЛЬКЛОР

  • Зимние святки – с 25 декабря по 6 января (все даты даны по старому стилю).
  • Рождество – 25 декабря.
  • Святые вечера – с 25 декабря по 1 января.
  • Васильев день – 1 января.
  • Страшные вечера – с 1 января по 6 января.
  • Крещение – 6 января.
  • Масленица – восьмая неделя перед Пасхой.
  • Весенне-летние праздники.
  • Сороки – 9 марта; день весеннего равноденствия.
  • Пасха – первое воскресенье после первого весеннего новолуния (между 22 марта и 25 апреля).
  • Егорьев день – 23 апреля.
  • Летние святки – русальская, или семицкая, неделя, седьмая неделя после Пасхи.
  • Семик – четверг на русальской неделе, седьмой после Пасхи.
  • Троица – воскресенье на русальской неделе, седьмое после Пасхи.
  • Аграфена Купальница – 23 июня.
  • Иван Купала – 24 июня.
  • Петров день – 29 июня.

Детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

В работе с детьми используются следующие виды фольклора:
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и частоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Детский фольклор используют в разных видах деятельности:

- в обучении правильному произношению;

- в приобщении детей к русской национальной культуре;

- в непосредственно образовательной деятельности;

- в народных подвижных играх;

- в играх на развитие мелкой моторики;

- в театрализованной деятельности;

Использование детского фольклора в играх с детьми является основным видом деятельности детей. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Заиграй во рожок!

Травка мягкая, роса гладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую).

Все каши просят,

Все криком кричат:

(Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).

Акулька - в люльке,

Аленка - в пеленке,

Аринка - на перинке,

Степан - на печке,

Иван - на крылечке.

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, обучаем их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Показ детям сопровождается выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки

Я бегать мастерица,

я по лесу бежала,

я зайку догоняла.

Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Большое место в работе отводится шутке, веселью. Для этого применяют докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:

- Где ты, брат Иван?

- А Петр что делает?

- Да на печи лежит.

Планируя игры, детский фольклор подбирают разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).

Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь приходят скороговорки:

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей;

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используют с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.

Сидит кот у ворот,

К себе кошечку ждет,

На балалаечке поигрывает,

Мышкам глупеньким подмигивает.

Следует обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.

Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Воспитатель семейной группы:

Кудачинова Людмила Боробалановна

Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ,

Большое значение фольклор имеет в развитии речи детей дошкольного возраста. Чем отличаются многие фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки? Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому считаем необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

В связи с этим, мы поставили перед собой большую задачу - не просто представить как используется устное народное творчество в работе с детьми в нашем ДОУ, но показать, как детский фольклор стал важнейшим орудием нравственного, познавательного и эстетического воспитания детей.

И для решения этой задачи, мы выделили три направления:

1) Использование фольклора в непосредственно-образовательной деятельности.

2) Применение фольклорных произведений в повседневной жизни.

3) Проведение народных праздников в детском саду.

Мероприятия с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с детьми. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём преимущество фольклорных мероприятий.

С детьми работу строим на активном соучастие и сотворчестве педагога и ребёнка. Используя прием действенного соучастия. Он рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Детям предлагают позвать, например, петушка, напоить цыплят, посадить на веточки птичек. Приём действенного соучастия помогает ребёнку стать как бы соучастником событий, о которых идёт речь.

Таким образом, использование в непосредственно образовательной деятельности малых форм фольклора, делает мероприятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала.

В работе с детьми младшего возраста, большое внимание уделяем ознакомлению детей с устным народным творчеством - потешкам, пестушкам, закличкам, приговоркам, колыбельным-песенкам. Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни детей в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому мы подобрали потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю.

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Находясь в группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. В этих случаях мы стараемся ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит:

Ты хороший у меня.

Мой подарок дорогой

И не нужен мне другой!

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня, во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка, во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки). Укладывая детей спать, стараемся создать для них ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки:

Люли, люли, люленьки

Стали гули ворковать

Стал Ванюша засыпать

Нами подобраны потешки для подъема детей, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствуем их пробуждение ласковой пестушкой.

На кисоньку потягушечки

На деточку порастушечки.

Если с точки зрения полезности, скрытой в красоте, посмотреть на весь детский фольклор, то увидишь, что помимо прочей информации, народ закодировал в нем целый комплекс медицинских упражнений, чтобы вырастить ребенка здоровым. В фольклоре весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Все эти упражнения мы используем как бодрящую гимнастику в кроватке после сна. Различные виды народных игр широко используются педагогами нашего ДОУ в продуктивной деятельности, во время проведения режимных моментов, закаливающих мероприятий, при проведении оздоровительных мероприятий.

Малые формы фольклора мы также используем и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Обучая детей одеваться, стараемся сделать процесс одевания и раздевания приятным для них.

Время гулять, но сначала - одеться. Пора учиться и это делать самостоятельно, но в первый раз все кажется трудным, а вот с потешками легче и веселее:

Вот они сапожки,

Этот - с правой ножки,

Этот- с левой ножки.

Приучая детей мыть руки, лицо, стараемся вызвать у них положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаем такими потешками как:

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Все это помогло детям запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды когда читаешь потешку начинают, есть с удовольствием:

Ешь кашу сладеньку,

Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения. Когда у детей накопился опыт слушания и осмысленного восприятия потешек, мы стали подбирать более сложный материал для развлечения ребят. Любимое развлечение малышей - “Дочка моя - куколка”. Дети укладывают кукол спать под русскую колыбельную “Катенька, баю, бай”, учат их ходить и ритмично приговаривать ходушку.

Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда мы появляемся в роли бабушки-забавушки, в русском сарафане, они с интересом рассматривают наш костюм, корзиночку, которую мы держим в руках.

Опыт работы подсказал, что любимые развлечения детей следует время от времени повторять. Так обычно и поступаем. Малыши проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами, игрушками.

Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольники знакомятся с народной культурой, происходит процесс воспитания любви к родному краю. Яркостью, колоритностью и простотой фольклорные праздники особенно привлекательны для детей. Их ценность заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой объединяются действия людей нескольких поколений. Подготовку к празднику осуществляем в виде проектной деятельности детей и взрослых. Такое взаимодействие содействует успешному развитию ребенка, делает процесс познания увлекательным, доступным, а общение дошкольника с окружающими – более интересным и содержательным.

Подводя итог, можно сказать о том, что фольклор в развитии детей играет важнейшую роль. Он не только развивает устную речь малышей, но также позволяет обучить их нравственным нормам.

В материалы представлены теоретические и практические аспекты использования народного фольклора в направлении духовно - нрапвственного развития дошкольников.

Содержимое разработки

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные и моральные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей – одно из главных направлений духовно нравственного воспитания. Эффективным средством достижения данных целей является устное народное творчество, народный фольклор.

Народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Они веками вбирали в себя жизненный опыт народов и передавали их младшим поколениям, активно пропагандируя нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклор имеет четко выраженную дидактическую направленность. Он увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и плохо, что красиво, дает им самые главные и простые понятия о жизни и о взаимоотношениях людей. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях, он направлен на пропаганду добра, красоты, воспитывает чусвтво уважения к старшим, учит заботиться о младших.

Исходя из всего выше изложенного, можно сделать вывод, что мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, способствуют нравственному обогащению детей дошкольного возраста, помогает донести до маленького человека нравственные идеалы, следовательно, фольклор имеет большую воспитательную и образовательную ценность и наилучшим образом отвечает задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить целенаправленную и системную работу по внедрению фольклора в воспитательно-образовательный процесс и сделать его эффективным средством духовно – нравственного воспитания.

Для эффективного использования фольклора нами были определены цель, задачи и содержание деятельности.

Цель: Способствовать формированию духовно – нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к народным национальным культурам через устное народное творчество, фольклор.

Сформировать эффективную систему работы, по приобщению детей к истокам народной культуры через устное народное творчество.

Обеспечить предметно – развивающую среду, способствующую

эффективному использованию всх видов фольклора в УВП.

Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений народного фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе УНТ.

Воспитывать интерес, уважение и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народным обрядам.

Овладение детьми фольклором опирается на использование его характерных свойств, таких как:

Включение ребенка в традиционную народную культуру происходит посредством специально организованной педагогической деятельности, алгоритм и содержание которой обусловлено тесной взаимосвязью духовного, фольклорного, познавательного и бытийно-практического компонентов.

Подбор, изучение и анализ методической и художественной литературы.

Создание предметно – развивающей среды.

Отбор эффективных методов и приемов включения фольклора в УВП, их аппробация.

Разработка занятий, досугов с включением фольклорного жанра.

Выступление с консультациями, проведение тренингов, разработка методических рекомендаций.

После изучения и анализа художественной и методической литературы в нашем детском саду была создана картотека по всем жанрам фольклора:

пословицы и поговорки;

Потешки, припевки и приговорки.

Данный фольклорный материал был разбит нами по тематикам, определено место его включения в УВП и способы обыгрывания:

сопровождение чтения фольклорного произведения действием игрушки;

использование пальчикового театра, кукол би-ба-бо, шапочек, масок различных персонажей и прочих атрибутов для театрализованной деятельности.

Регулярное использование нами потешек в детском саду позволило заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства, способствовало нравственному обогащению.

Пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека : поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Обращенные к детям пословицы открывают им правила поведения, моральные нормы. Они используются нами во всех процессах воспитательной работы.

Для эффективного включения пословиц в УВП, они были распределены в соответсвии с лексическими темами и возрастом. Далее определена вариативность их использования:

непосредственное знакомство с текстами пословиц и их смысловым значением;

презентации пословиц с участием родителей;

конкурсы рисунков по пословицам и поговоркам;

творческие вечера устного народного творчества с использованием данного фольклорного жанра.

Считалки – это истории, придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого, распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки. Чаще всего считалки используются нами для организации и проведения подвижных игр.

Загадки – полезное упражнение для детского ума, игра в узнавании, отгадывании, разоблачении того, что спрятано и скрыто. Они требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения для того, чтоб решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. При обучении детей отгадыванию загадок на начальном этапе нами используются игрушки. Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, так как перед глазами находятся загадываемые предметы. В дальнейшем обучаем детей отгадывать загадки по собственным представлениям.

Загадки используются нами на занятиях, во время наблюдений на прогулках, в процессе игровой деятельности.

Используются следующие дидактические игры с загадками:

«Нарисуй (найди) отгадку;

Народные частушки

Частушками именуют краткие веселые песенки, в большинстве случаев из четырех рифмованных строк, которые представляют собой фольклорный жанр устного творчества народа. Они являются настоящей кладезью народной мудрости. Используются нами со старшего дошкольного возраста, так как 5-6 летние воспитанники в состоянии понять юмор и иносказание частушек, с помощью которых зачастую высмеиваются человеческие пороки. Частушки осуждают такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряют трудолюбие, смелость, верность.

С их помощью дети осваивают нравственные нормы и правила поведения в обществе. Частушки используются в рамках утренников, концертов, вечеров УНТ, фрагментарно включаются в образовательный процесс. Для удобства использования так же разбиты по тематикам.

Сказка прочно вошла в детский быт. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Они расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение, нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость и прочие.

Формы работы со сказкой:

драматизация и инсценирование,

театрализованные игры и постановки с использованием разнообразных атрибутов;

Презентации домашних сказок.

Праздники, обряды, народные игры.

Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта народов, я обеспечиваю воспитанникам возможность познакомиться с их историей, укладом жизни и народной мудростью, способствую освоению нравственных устоев предков. Народный праздник, включение народных игр помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Проанализировав литературу по данной тематике, мы создали подборку праздников и обрядов казахского и русского народа, доступных для смыслового понимания дошкольниками.

Добавить какие обряды представляли. Нет конкретики.

Дети – это маленькие исследователи, которые открывают мир, и помочь им в этом может помочь проектный метод, так как он позволяет реализовать тему нравственного обогащения ребенка посредством фольклора через разные виды как совместной, так и самостоятельной деятельности детей.

Нами были реализованы следующие фольклорные проекты:

Тематические недели народных игр и обрядов.

В реализации проблемы нравственного обогащения ребенка через фольклор большое значение имеет предметно – развивающая среда. В нашем саду были созданы:

Картотека пословиц, поговорок, потешек, считалок, частушек, загадок в соответсвии с лексическими темами.

Библиотека народного фольклора.

Картотека дидактических игр.

Центр театрализованных игр с атрибутами для инсценировок, драматизаций, пальчиковых игр (н астольный, теневой и пальчиковый театры, магнитный театр и прочие).

Аудио и видеозаписи инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских и казахских народных песен.

Культурно – досуговая деятельность позволяет расширить сферу возможностей по приобщению детей к народному творчеству. Нами ежегодно реализуются следующие досуговые мероприятия:

Ярморки народного творчества, народных игрушек.

Народные посиделки и тематические вечера.

Имненины с использованием народных игр, забав, фольклорных элементов.

Досуги «Дни (сказок, народных игр, пословиц, поговороки т.д.)

Театрализованные развлечения с использованием различных фольклорных форм.

Я считаю, что ни одна из поставленных задач в УВП не будет успешно решена без организации тесного взаимодействия с родителями воспитанников. Реализация направления работы по использованию фольклора в нравственном обогащении детей не является исключением. Считаю, что прежде всего, необходимо обеспечить родителей квалифицированной помощью в становлении их педагогической компетентности и использовать разнообразные формы работы с семьей с целью создания единого воспитательно-образовательного пространства в направлении решения проблемы. Мы стараемся активно пропагандировать положительный опыт использования фольклора в нравственном обогащении детей, активизируем педагогическое самообразование родителей, оказываем практическую и теоретическую помощь через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми. Привлекаем родителей к активному участию в фольклорых досугах.

Использованные нами формы работы:

Включение в повестки родительских собраний тематик, направленных на ознакомление родителей с истоками народной культуры, фольклором и его воспитательным значением.

Наглядно – информационное направление: информация по тематикам в родительских уголках, папках – передвижках, фотовыставки, библиотеки семейного чтения.

Таким образом, нравственное обогащение ребенка дошкольного возраста через использование народного фольклора целесообразно проводить через все виды деятельности, с использованием различных форм и привлечением родителей. Именно такая система работы, реализуемая нами, способствовала достижению поставленных целей и обеспечила их эффективность.

Читайте также: