Актуальность изучения астрономии в доу

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Криволапова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад № 99 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: г. Новороссийск, Краснодарский край
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Система работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в области астрономии"
Раздел: дошкольное образование

«Система работы по развитию познавательно-

исследовательской деятельности старших дошкольников в

Серия познавательных занятий по астрономии

Цель:
Актуализировать у детей способ действий - экспериментальное моделирование, для получения знаний о способности Луны наблюдать солнечную корону.
Оборудование:
настольная лампа, прямоугольной формы картон с проделанным в нем отверстием.
ПРОЦЕСС
. Включите лампу. Закройте правый глаз. Картонку поднесите к левому глазу. Сквозь дырочку смотрите на включенную лампу.
Что мы видим?
Глядя сквозь отверстие, можно прочитать надпись на лампочке.
ПОЧЕМУ?
Картонка перекрывает большую часть света, идущего от лампы, и дает возможность рассмотреть надпись. Во время солнечного затмения Луна заслоняет яркий солнечный свет и дает возможность изучить менее яркую внешнюю оболочку — солнечную корону.

Цель:
Установить, почему Землю называют голубой планетой.
Оборудование:
стакан, молоко, ложка, фонарик.
ПРОЦЕСС:
1. Наполните стакан водой. Добавьте в воду ложку молока и размешайте. Установите фонарик над поверхностью воды и посмотрите на воду через свет. - Какой цвет вы увидели? (голубоватый оттенок) 2. Детям предлагается светить фонариком в бок банки и смотреть через воду прямо на свет. -Как окрасилась вода? (вода имеет розовый оттенок). 3. Посветите фонариком под банкой и посмотрите на воду сверху вниз. Дети наблюдают более глубокий красноватый оттенок. Вывод: Солнечный свет содержит все цвета радуги, и разные цвета рассеиваются по-разному в зависимости от источника света. Солнечный луч окрашивает воздух высоко над нашей головой! Солнце посылает на Землю свои лучи, но им приходится пробиваться через толстый слой воздуха, который окутывает Землю. А солнечный луч, как мы теперь с вами знаем, многоцветный, ведь он состоит из красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов. И вот, когда этот многоцветный луч проходит через толстый слой воздуха, частицы воздуха рассеивают, разбрызгивают все цвета солнечного спектра, но больше всего, сильнее всего именно его голубую часть, и потому небо окрашивается голубым цветом. Потому что цвет неба — это голубые брызги разноцветного солнечного луча.

Данный проект особенно актуален при учете специфики нашего города: градообразующие предприятия – воинские части военно-космических сил. У многих воспитанников папы и дедушки связали свою судьбу с космической отраслью. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию о космосе? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Данный проект поможет ребятам систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

ВложениеРазмер
proekt_zanimatelnaya_astronomiya_bez_foto.docx 157.13 КБ
proekt_zanimatelnaya_astronomiya_foto1.docx 941.82 КБ
proekt_zanimatelnaya_astronomiya_foto2.docx 2.47 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад №3 "Белочка"

Подготовила воспитатель Гунько В.А.

Вид: Познавательно-информационный, групповой.

Сроки реализации: октябрь 2016 – апрель 2017 год.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Проблема: Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности

Актуальность проекта: Данный проект особенно актуален при учете специфики нашего города: градообразующие предприятия – воинские части военно-космических сил. У многих воспитанников папы и дедушки связали свою судьбу с космической отраслью.

Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию о космосе? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Данный проект поможет ребятам систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Чем шире мировоззрение ребенка, тем наиболее полно сформируется активная творческая личность, способная получить представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.

Формировать у детей представлений об астрономии как науке, изучающей Вселенную, о профессиях людей, связанных с созданием этой науки и с космосом.

  • создать систему работы по формированию интереса у детей к астрономии;
  • обогатить и расширить знания детей о Солнечной системе, планетах, астероидах, кометах, метеоритах, звездах;
  • развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность, системное мышление в практической деятельности;
  • развивать творческую самостоятельность, индивидуальность;
  • обогащать и активизировать словарный запас детей;
  • вызвать чувство гордости за наших соотечественников таких, как Циолковский, Королев, Гагарин и многих других, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса;
  • содействовать развитию эмпатии ко всему живому, чувство долга по отношению к своей планете.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный:

- анализ предметной среды группы;

- беседа с детьми и родителями;

- формулирование целей и задач проекта;

- подбор и изучение литературы по теме проекта .

2 этап. Основной:

- создание в группе условий для реализации проекта;

- деятельность в соответствии с планом проекта;

3 этап. Итоговый этап:

  • дети овладеют элементарными представлениями о науке астрономия;
  • у детей будут сформированы навыки простейшей экспериментально – исследовательской деятельности, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки,
  • возникнет желание творить и исследовать вместе со взрослыми, что несомненно позволит им успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.
  • использование полученных знаний и умений в самостоятельной деятельности;
  • для родителей повысится уровень компетенции и они будут готовы ответить на различные вопросы детей на космическую тематику.

План реализации проекта:

Взаимодействие с родителями

Школа мудрого звездочёта

Цель: Систематизировать и расширить представления детей о космонавтике, познакомить с искусственными спутниками земли.

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о солнечной системе.

Цель: обогащение знаний детей о планетах Солнечной системы.

Цель: Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Развивать логику, внимание, память при решении поставленной задачи. Закрепить знания о солнечной системе, планетах, космосе.

Цель: Систематизировать знания детей о первых космонавтах.

Цель: Углубить знания детей о работе космонавтов в открытом космосе.

Цель: способствовать ознакомлению детей с научной версией образования материков, с условными обозначениями суши, воды на глобусе и картах, с названием материков.

Цель: способствовать ознакомлению детей со спутником планеты Земля – Луной.

Цель: Обогатить знания детей о первых покорителях космоса.

Открытый показ ООД на городском методическом объединении

Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологического КВН.

Информация в родительском уголке о начале работы над проектом.

Приглашение к участию.

Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми.

Активное участие в подборе книг, иллюстраций, энциклопедий, аудио и видеоматериалов о космосе.

Просмотр электронных презентаций:

Мультфильмы о Земле, о Солнце, космических машина, планетах Солнечной системы.

Посещение передвижного планетария

Экскурсия в городской музей космонавта Г. Титова в лицее №1

Экскурсия в городской музей

Просмотр с родителями и детьми мультфильмов:

Чтение с детьми произведений о космосе:

Чтение родителей с детьми произведений (на выбор)

Чтение поэтических произведений:

Вместе с детьми найти новую поговорку, стихотворение, загадку и разучить.

Лаборатория космических опытов.

Экспериментирование в домашних условиях

  • Моделирование созвездий из светящихся пластмассовых или картонных звездочек.
  • Моделирование размера солнца и земли (тыква и горошина).

Совместное участие в досуге.

Участники – дети подготовительной группы № 11, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Срок реализации проекта - сентябрь 2017 г. - май 2018 г.

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Актуальность проекта

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Дети активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.

Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос?

Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни, в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности.

Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли и поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.

Чем шире мировоззрение ребенка, тем наиболее полно сформируется активная творческая личность, способная получить представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.

Цель проекта

Приобщение детей к знаниям о вселенной, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле, формирование устойчивого интереса дошкольников к астрономии, привитие детям специальных умений и навыков, воспитание положительных, индивидуально – значимых качеств личности каждого ребенка.

Задачи проекта

2. Ознакомить с точкой зрения древних людей о мироздании

4. Объяснить, что представляет собой Солнечная система, ознакомить с простейшими характеристиками планет и тел солнечной системы

5. Познакомить с Землей, планетой на которой мы живем

6. Рассказать об истории освоения космоса, ярких сведениях биографии Циолковского, Королева, Гагарина.

7. Научить находить на небе созвездия Большая и Малая медведица, Полярную звезду

8. Вызвать у ребят познавательный интерес к окружающему миру

1. Привить навыки коллективной и индивидуальной работы;

2. Привить умение оценивать результаты своего труда;

3. Привить любовь к своей планете, бережное отношение к природе, умение удивляться ее чудесам и восхищаться ими

4. Воспитать любознательность, трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, коммуникативность, культуру межличностных отношений и другие ценностные качества личности;

1. Развить аналитические умения (умение наблюдать, анализировать сравнивать предметы и явления, устанавливать общие признаки и отличительные черты сопоставляемых предметов и явлений, обобщать, делать выводы);

2. Развить познавательные умения, привить воспитанникам специфические практические умения и навыки в в рамках предмета (проводить наблюдения невооруженным глазом, зарисовывать результат наблюдений);

3. Развить творческое воображение и мышление, зрительную память, эмоциональную сферу;

4. Развить речь обучающихся (обогатить словарный запас, ввести в лексику специальную терминологию, формировать речевую культуру;

5. Развить мелкую моторику (рисование, лепка, работа с конструктором)

Этапы реализации проекта

1) анализ развивающей предметно-пространственной среды группы;

2) беседа с детьми и родителями;

3) формулирование целей и задач проекта;

4) подбор и изучение литературы по теме проекта.

1) создание в группе условий для реализации проекта;

2) деятельность в соответствии с планом проекта;

2). Презентация проекта.

Планируемый результат со стороны детей:

1) сформированы понятия и представления о: планетах, звёздах, космических

аппаратах, космонавтах и т. д;

2) сформирован интерес к новому, неизвестному в окружающем мире

3) умеют предложить свой собственный замысел и воплотить его в рисунке,

постройке и т. д.

4) умеют самостоятельно действовать в различных видах деятельности;

5) овладевают средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и

Планируемый результат со стороны педагога:

1) активизировалась поисковая деятельность;

2) установление доверительных и партнёрских отношений с родителями;

3) создадутся условия для благоприятного взаимодействия с родителями.

Планируемый результат со стороны родителей:

1) повышение активного участия родителей в жизнедеятельности группы;

2)повышение педагогической культуры родителей.

1.) пополнение развивающей предметно-пространственной среды, позволяющей ребенку представить проблему проекта в комплексе

2) повышение знаний о космосе у детей

3) развитие игровой деятельности

4) повышение заинтересованности в образовательном процессе родителей

5) пополнение библиотеки по теме проекта

6) пополнение методических материалов по теме (конспекты совместной деятельности, бесед, досугов, викторин и т. п. в соответствии с возрастом детей)

7) сценарий итогового развлечения по завершению проекта.

Способы проверки результативности.

1) Педагогическое наблюдение.

2) Показатели мониторинга результатов обучения и развития воспитанников по основной образовательной программе.



Д етский сад является участником Муниципальной инновационной площадки "Детская астрономия в дошкольном образовательном учреждении"

Приказ Департамента образования мэрии г. Ярославля "О присвоении статуса муниципальной инновационной площадки, муниципального ресурсного центра,муниципальной стажировочной площадки образовательным учреждениям на 2020/2021 учебный год"

Материалы, наработанные творческой группой по модулю "Детская астрономия" 2019-2020гг

Маленькие миры презентация к занятию

Путь на Луну презентация к занятию

Книги для чтения детям:

1.Обоснование актуальности и инновационности проекта

Можно выделить две основные идеи, базовые для астрономического просвещения, которые в последнее время все более актуальны.

Суть первой состоит в том, что курс астрономии в образовательном учреждении должен быть образовательным и преимущественно мировоззренческим.

Вторая по значимости идея – гуманизация и гуманитаризация астрономии, т.е. освоение ребенком представлений об объектах, процессах и масштабах Вселенной, органично связанные с другими направлениями, такими как экологическое, нравственное и эстетическое.

2.Цели, задачи и основная идея (идеи) предлагаемого проекта

Цель: систематизировать опыт работы педагогического сообщества по формированию элементарных астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

-Активизация роли социальных партнеров, родительской общественности по данному направлению.

3.Срок и механизмы реализации инновационного проекта

1 этап сентябрь 2018г. – август 2019г.

2-3 этап сентябрь 2019г – август 2021г.

1 этап: разработка нормативной базы, методических материалов, связанных с реализацией направления;

1.Создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта;

2.Привлечение педагогов и специалистов;

3.Создание творческой группы.

1.Формирование банка данных по реализации проекта;

3.Организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта.

Приобретение технических и дидактических средств обучения

4.Изменения в МСО, ожидаемые от реализации проекта

-Повышение качества дошкольного образования

- Реализация ФГОС ДО

- Распространение опыта работы детских садов по реализации проекта для педагогического сообщества города.

Programma.jpg

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребёнка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в дошкольном учреждении, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности, интеллектуальной ловкости каждого ребёнка представляется главной задачей современного дополнительного образования.

В последние годы произошла незаметная революция: изменился социальный статус дошкольного детства. Оно по всем новым логикам становится важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап. Сегодня требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования говорят нам о том, что образовательная деятельность в детском саду, должна быть направлена на обеспечение познавательного, физического, эмоционально-эстетического и социально-этического развития детей дошкольного возраста.

Вместе с тем, в соответствии с требованиями Стандарта, образовательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, чтобы его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством его собственного развития. Это подразумевает внедрение инновационных форм осуществления образовательного процесса, пересмотр отношений взрослый – ребенок.

Реализация новых требований подразумевает новый подход к образованию. Сегодня очень важно использовать в образовательной деятельности методы и средства, которые позволят каждому ребенку полноценно прожить все этапы дошкольного детства.

В XXI в. космос стал неотъемлемой частью жизни не только взрослых, но и детей. Мы посчитали, что инновационность и новый подход к развитию и образованию дошкольников можно построить через познание астрономии. Ведь сегодня маленькие дети, не по годам умненькие, хотят получить ответы на интересующие их вопросы, не дожидаясь, когда станут школьниками. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием наблюдают за различными природными явлениями. Следовательно, их легко заинтересовать простейшими астрономическими наблюдениями. Занятия астрономией не только доступны и интересны дошкольникам, но и полезны им, поскольку способствуют развитию любознательности и познавательных способностей малышей, внося тем самым существенный вклад в подготовку детей к учебе в школе и к выбору будущей профессии.

Незаметно освоение космоса вошло в нашу жизнь, ведь без искусственных спутников Земли сейчас невозможно представить себе, например, современные теле- и радиовещание, метеорологию, навигацию и т.д. И, конечно, не случайно именно космические сюжеты положены в основу современных фантастических фильмов, мультфильмов и многих литературных произведений. Не случайно потому, что просто ничего не может быть интереснее.

Занятия астрономией и космонавтикой с дошкольниками могут естественным образом включаться в развитие их познавательных способностей.

Актуальностью данной программы является увеличение возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка, исходя из его потребностей, интересов, учитывая социальный заказ родителей. Дополнительное образование позволяет гибко и эффективно реагировать на современные вызовы к способностям и возможностям человека. Они существенно расширяют спектр предоставляемых возможностей и обеспечиваемых результатов. Следует отметить, что обеспечивается более тесная связь с практикой, имеются благоприятные возможности для приобретения социального опыта, разнообразия выбора (с правом на пробы и ошибки), установок на созидательную, продуктивную деятельность.

Астрономия занимает особое место в системе естественно - научных знаний, так как она затрагивает глубинные вопросы существования человека в окружающем мире. На протяжении тысячелетий астрономия шагала в ногу с философией и религией, информацией, почерпнутой из наблюдений звёздного неба, питала внутренний мир человека, его религиозные представления об окружающем мире. Во всех древних философских школах астрономия занимала ведущее место. Так как астрономия не затрагивала непосредственно условия жизни и деятельности человека, то потребность в ней возникала на более высоком уровне умственного и духовного развития человека, и поэтому, она была доступна пониманию узкого круга образованных людей.

Цель программы: поддержка разнообразия детства, формирование у детей целостной картины мира, представлений о космосе и Солнечной системе через познавательно-исследовательскую деятельность, художественно-эстетическое и речевое развитие, способствующие формированию существенных условий для социализации каждого ребенка и полноценного развития личности.

Задачи программы:

- сформировать у детей представление об астрономии как науке, изучающей Вселенную, о профессиях людей, связанных с созданием этой науки и с космосом;

- сформировать общее представление о Вселенной, о Солнце как самой близкой к нам звезде, его признаках (форма, размер, польза для всего живого);

- дать представление о назначении карты звездного неба, особенностях расположения звезд на карте, разной степени отдаленности звезд, дать информацию о Млечном пути;

- расширить представление о планетах Солнечной системы, о Луне как спутнике Земли;

- познакомить с работой по освоению космоса, профессией космонавта;

- развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность, системное мышление в практической деятельности, а также интерес к самостоятельной практической деятельности;

- содействовать развитию чувства эмпатии ко всему живому, чувство долга по отношению к своей планете;

- обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от пола, нации и социального статуса;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром.

Отличительные особенности Программы:

  • Направленность на развитие личности ребенка. Приоритет Программы - воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
  • Нацеленность на дальнейшее образование. Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний Астрономии, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование.Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
  • Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка. Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности, так и формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).
  • Технологичность Программы. Большим преимуществом Программы является ее технологичность и успешность применения в массовой практике. Программа может быть реализована педагогами, имеющими соответствующую государственным требованиям квалификацию, на существующей у дошкольной организации материально-технической базе, при условии соответствия ее действующим государственным стандартам и требованиям.

Программа предназначена для детей от 3 до 7 лет и рассчитана на четыре года обучения.

Основной формой занятий является: организованная образовательная деятельность, совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность дошкольников.

Познавательно - исследовательская деятельность проводятся один раз в неделю во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах в соответствии с учебным планом и требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13.

Форма проведения занятий: индивидуальные, групповые, подгрупповые.

  • во второй младшей группе - 15 минут;
  • в средней группе – 20 минут;
  • в старшей группе - 25 минут;
  • в подготовительной к школе группе – 30 минут.

При работе с детьми используем системно – деятельностный подход. Для решения задач направленных на развитие и образование ребенка (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) мы используем следующие образовательные технологии:

Ожидаемые результаты освоения программы.

В результате освоения данной программы каждый ребенок овладеет следующими компетенциями:

  • интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;
  • обладает элементарными представлениями из области астрономии, живой природы, естествознания;
  • задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;
  • способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
  • принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой создание проблемно-поисковых ситуаций организуемых педагогом, дидактических игр и упражнений, наблюдение за активностью ребенка в игровой деятельности, ООД, анализ продуктов детской деятельности и использование индивидуальных бесед.

– Как называется планета, на которой мы живем?

– Как называется ближайшая к нам звезда?

– Что такое солнечная система?

– Какие планеты солнечной системы ты знаешь?

– Как называется спутник Земли?

– Какие созвездия нашего неба ты знаешь?

– Кто был первым космонавтом Земли?

– Когда впервые человек полетел в космос?

– Каких российских космонавтов ты знаешь?

Данные о результатах мониторинга освоения программы заносятся в специальную карту-схему.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы.

Читайте также: