Лекции для детей в школе

Обновлено: 04.07.2024

Рассказываем, как ребенок может провести время с гаджетами, но без вреда для глаз, с большой пользой и удовольствием.

В мире набирают популярность аудиокниги и подкасты, в том числе для детей. По сути, это не такая уж и революция — многие родители нынешних детей выросли под звуки пластинок со сказками, а бабушки и дедушки — с радиопрограммами и аудиоспектаклями.

Внутри современных телефонов может оказаться и то, и другое — и сказки, и познавательные программы, и лекции лучших рассказчиков и ученых мира. Причем, что будет в эфире – слушатель может выбрать сам.

Когда слушать: по дороге в школу

Неважно, в машине, автобусе, пешком — утром главное проснуться и приехать уже готовым к общению и знаниям. Смешной и парадоксальный подкаст как раз отлично подходит для этой цели.

Третьеклассник Степа Калитеевский и биолог Тата Зарубина рассматривают с точки зрения науки факты и прецеденты из сказок, песен, мультиков и др. И проверяют, что в них правда, а что нет.

Спойлер: представляете, можно!

Происходит все так остроумно и интересно, что, во-первых, просыпаешься, во-вторых, удивляешься, как бывает и как можно было, в-третьих, уже сразу с утра хочется рассказать результаты проверки учителю и одноклассникам.

И да, тут только рады следующим вопросам для испытания сказок на прочность, так что можно присылать их на почту hello@goosegoose.academy.

Когда слушать: вместо уроков

Некоторые курсы и подкасты учителя используют на своих уроках или задают на дом послушать вдогонку к учебнику. А некоторые учителя и сами записывают подкасты!

Например, известный учитель истории Тамара Эйдельман невероятно интересно рассказывает в своих курсах о древних цивилизациях (половину из которых не знают и взрослые) — от самого древнего народа Америки до причины гибели цивилизации острова Пасхи, от Атлантиды до удивительных городов Индии.

В ее курсе о средних веках — не феодализм с периодизацией и чередой войн, но главные средневековые загадки и таинственные истории — от приключений рыцарей Круглого стола до путешествий Марко Поло.

Тут можно наконец узнать, где спрятан Святой Грааль, что это вообще такое и почему его так долго искали и многое другое.

Известные факты и истории у Тамары Эйдельман обрастают живыми подробностями, а между сериями о знакомых событиях и личностях прячутся почти неизвестные и совершенно удивительные истории, например, про китайского путешественника Чжэн Хе, все документы об открытиях которого были уничтожены, а само его имя все стремились забыть.

Когда слушать: по дороге из школы, во время прогулки с собакой или во время мытья посуды

Какой школьник не мечтает учиться в Хогвартсе! Но оказывается, сказочная школа не так далека от оригинала — британских школ, и английские школьники могут увидеть в романах о Гарри Поттере множество знакомых реалий!

Филолог Ася Штейн рассказывает о том, откуда что появилось в самой известной детской книге XX века (а она полным-полна отсылок к мифам, сказкам, легендам), большая часть действия которой происходит в школе! А заодно — об истории британских школ, мифологии и традициях Великобритании: о мандрагоре, факультетах, галстуках, полтергейсте, философском камне и Мерлине.

Когда слушать: в поезде, самолете или долгом путешествии

В долгой дороге здорово послушать курс о тех, кто путешествовал, когда это занятие было куда менее комфортным и куда более рискованным!

Потрясающие примеры смелости, страсти к исследованию мира, грандиозные замыслы и невероятные приключения — в каждой из лекций курса.

Кроме известных нам Колумба или, например, Тура Хейердала, тут есть остросюжетные и мало кому известные экспедиции Семена Дежнева, истории о покорении Сибири, душераздирающее соревнование Руаля Амундсена и Роберта Скотта по покорению Южного полюса, трагическая и гуманистическая история о капитане Куке и мало кому знакомая история исследователя Африки и борца с работорговлей Давида Ливингстона.

А еще — великие путешествия древних людей, финикийцев и, конечно, первые путешествия человека (и не только человека!) в космос.

История, культура, биографии великих людей удивительно сплетаются в рассказах Тамары Эйдельман, и мир после этих лекций выглядит совсем по-другому.

Когда слушать: во время ленивых завтраков в выходные

Для неспешного утра в выходной, с медленными завтраками всей семьей отлично подойдет подкаст Урубамба – пожалуй, самый любимый среди слушателей радио Арзамас.

В нем взрослая путешественница и радиоведущая Катя Ламм и ее соведущие — каждый раз разные — дети расспрашивают гражданина какой-нибудь страны о том, как там живут дети и взрослые, что едят, как учатся, что любят, как ходят в гости.

Гость из Нигерии или Швейцарии, Исландии или Индии рассказывает на русском о своей жизни и детстве на родине, приносит с собой удивительные предметы и отвечает на вопросы детей.

Очень здорово слушать всем вместе, удивляться, искать на карте страну-родину рассказчика и планировать путешествия на посткарантинные времена.

Когда слушать: когда не знаешь, что почитать, или когда хочется с кем-то поговорить по душам

Этот подкаст две Ани — Аня Красильщик и Аня Шур — придумывали как книжный, но в итоге он превратился в нечто большее, чем обсуждение книг.

В каждом выпуске на примере истории из известных и любимых детских книг ведущие ищут ответы на вопросы, которые волнуют почти каждого ребенка, вспоминают истории из своей жизни и анализируют поведение героев.

Как быть, если хочется стать кем-то другим? Что делать, если тебе кажется, что ты никому не нужен? Как жить в несправедливом мире? Кто такой настоящий друг?

Книги немедленно хочется прочитать или перечитать, а обсуждать темы, начатые ведущими, здорово бы и дальше — детям с родителями или подросткам с друзьями. Множество писем и откликов, которые получают ведущие от детей и взрослых, подтверждают, что их интонация и истории попадают в точку.

Когда слушать: на прогулках темными осенними и зимними вечерами

Осенью и зимой, когда на улице большую часть времени темно, особенно не разгуляешься — ничего не видно!

Автор постарался сделать курс максимально наглядным.

В устройстве атмосферы можно разобраться на примере простых опытов, силу притяжения измерить в африканских слонах.

Ну и вообще, о зрении тут будет немало — и о том, почему небо голубое, и почему солнце на закате красное, и о серебряных облаках, и том, как видеть сквозь туман.

Когда слушать: на ночь и перед сном

Известный факт, что перед сном в экраны лучше не смотреть, а папу с мамой усадить почитать перед сном непросто. Когда самому читать не хочется, на помощь приходят аудиокниги. Их много в книжных сервисах и на пиратских платформах, вся проблема в выборе — чтобы и текст хорош, и рассказчик приятный, и звуковое оформление не резало слух.

История о страшном преступлении в Дальнем лесу, которую расследуют инспектор Барсук и его помощник Барсукот, полна и неожиданных поворотов и юмора, а еще аллюзий на классические детективы, от Агаты Кристи до Коломбо.

Еще много отличных сказок и аудиоспекталей, а также все упомянутые выше курсы и подкасты и еще много всего интересного можно послушать в приложении Гусьгусь, первом аудиоприложении для детей и подростков. Это детский проект известного просветительского проекта Arzamas, сделанный профессиональной командой редакторов и лучшими лекторами и специалистами в разных областях знания.

Дети разных возрастов — от дошкольников до студентов — ближайшее время проведут с родителями в четырёх стенах и социальной изоляции. Единственной альтернативой остаётся мир интернета. В нём, помимо развлечений, мультфильмов, игр и кино существует онлайн-образование. Мы собрали в тексте разные сервисы, платформы, каналы, общественные проекты и институты, которые предлагают бесплатные лекции и курсы.



Без сомнения, главный русский просветительский ресурс гуманитарного образования. Подкасты, мультфильмы, аудиоспектакли, старые пластинки для детей и даже лекции!


Образовательный центр, как написано на сайте проекта, предлагает лекции для студентов, старшеклассников и всех людей с культурными запросами о литературе, музыке, истории, философии и искусствознании. Они очень интересные: некоторые темы представлены курсами, часть из них платная, но и в бесплатном много сокровищ.

Лекции устроены по принципу озвученной презентации (со множеством иллюстраций). Особо рекомендуем курс византийской и древнерусской архитектуры, великолепный путеводитель по живописи Брейгеля поэта Михаила Кукина и все об операх Моцарта. Лекции разной длины — есть по часу, есть по 40 минут. Лекторы высококвалифицированные, вам понравится.

Рекомендуем:







Огромный проект со множеством курсов, из них 71 бесплатный: от математики для поступающих в пятый класс до математики для программистов и химиков. Есть материалы по криптографии и краеведению Петербурга. Для младших школьников — курс по дробям, 4–6-е классы.

10. Лекции гуманитарного факультета Высшей школы экономики


Гуманитарный факультет представляет видеолекции по истории, культурологии, лингвистике, филологии и философии.

11. Bang Bang Education



Генетика, биология, микробиология, нейропсихология, антропология, биология поведения, первозданная Россия и науки о мозге. Много интересных лекций, отличные кураторы, самые смелые постановки темы и неизвестные лекторы, которые завтра станут звездами.

13. Уроки истории с Тамарой Эйдельман


YouTube-канал талантливого и харизматичного учителя истории из московской 67-й школы. Яркие рассказы, поразительная эрудиция, темы помимо школьной программы — интересно будет как школьникам, так и их родителям. Перикл, Карл Великий, эллины, Рим, история России.



Успеху урока помогало создание с первых его минут благоприятного эмоционального настроя учащихся, что связано, главным образом, с решением этических вопросов.

Умение решить все организационные вопросы в начале урока способствовало углублению сотрудничества учителя и учащихся, в целом оказало позитивное влияние на его ход:

- предопределило необходимый темп урока;
- эмоциональный настрой,
- плодотворную деятельность учителя и учащихся в течение всего урока.

Управление деятельностью учащихся при изучении нового материала осуществлялось и с учетом психолого-дидактических закономерностей. К более полному восприятию материала привела активная мыслительная деятельность, так как были соблюдены все необходимые условия на этапе изучения нового материала.

Итак, успешной реализации изучения нового материала способствовал соответствующий выбор конструкции урока - это урок-лекция (укрупнение дидактических единиц).

Все отвлеченные понятия пояснять,
как только можно, и примерами,
и задачами, и приложениями…

М. В. Остроградский

Лекция выполняет следующие функции:

1. Заинтересовать материалом лекции, создать положительный эмоциональный настрой.

2. Показать ребятам значимость новой темы и познакомить с основными задачами изучения темы.

3. Установить связь между тем, что изучалось ранее, и тем, что будет рассматриваться при работе над новой темой.

4. Включить класс в активную работу на лекции, содействовать установлению контакта между учителем и учащимися.

У коллег может возникнуть вопрос: “Записывать ли текст лекции?”

Ответ таков: “Это зависит от учителя. Записи должны быть удобны учителю. Важно, чтобы для профессиональной деятельности учителя сложная работа не пропала даром”.

Урок-лекция – это, прежде всего, урок приобщения школьников к творческой деятельности на учебном материале. Это урок соразмышления учителя и учеников. Он подготовлен и проведен таким образом, чтобы при рассмотрении целой темы был обеспечен научный уровень изучаемого материала и с другой стороны, были обеспечены доступность, изящество и красота. Именно в ходе лекции пробуждали интерес школьников к математике.

Таким образом, были учтены следующие требования к лекции:

1. Лекция должна быть интересной и для учащихся и для учителя.

2. Лекция должна быть обучающей, развивающей и воспитывающей.

3. Тема лекции должна естественным образом вытекать из ранее изученного и прокладывать тропинку к последующему.

4. Лекция должна быть совместным делом учащихся и учителя.

5. Лекция должна быть емкой, целостной, ритмичной, обстоятельной.

6. Главные мысли должны быть повторены несколько раз, выписаны аккуратно на доске и законспектированы учениками. В нашем случае использована наглядность, индивидуальные рабочие листы для учащихся, слайды презентации

7. Лекция не должна быть пересказом учебника.

8. В школьной лекции присутствуют и эмоции, и повторы наиболее сложных частей, формулировки, отличные от приведенных в учебнике, обращение к наглядности, использование цвета.

Принято считать, что лекция – монолог учителя. Это нежелательно. Причем, чем меньше возраст учеников, тем короче должен быть монолог. Лекцию нужно читать (совершать) при активном участии ребят, вместе с ребятами, а не перед ними.

Школьная лекция не должна быть слишком сложной или чрезмерно насыщенной различными фактами. При выбранной форме урока может случиться, что учитель не уложится в отведенное на лекцию время. Представление о том, что учитель должен обязательно успеть на уроке все запланированное, считаю ошибочным, может даже и крайне вредным. Ведь многие ученики из-за спешки учителя перестают воспринимать ход событий, при этом они вынуждены присутствовать на уроке, фактически отсутствуя на нем. Чрезмерная поспешность при обучении может существенно уменьшить его пользу.

Урок был и остается самой распространенной формой массового обучения математике в современной школе. Однако роль и место урока в организации образовательного процесса претерпевают изменения.

Становится реальным и необходимым использование современного урока в качестве главного связующего звена в интеграции различных организационных форм, в том числе и для реализации личностно-ориентированного подхода при обучении математике.

Современный урок математики – это не только вариантная, но и постоянно развивающаяся форма, сохранившая присущие уроку признаки.

Считаю, что урок должен быть результатом творчества как учителя, так и ученика.

Тема урока. Квадрат числа. Куб числа. Степень числа.

- разъяснять, какую роль играет систематическая работа по углублению и повышению прочности знаний;
- продолжать развивать умение анализировать и обобщать полученные знания; творческую активность при выводе формул;
- повышать интерес к предмету в процессе повторения школьного материала;
- воспитывать положительное отношение к процессу обучения, развивать интерес к математике (используя исторические материалы);
- показать учащимся роль личной ответственности каждого из них за качество выполненной работы.

Планируемый уровень обучения

2. Знать таблицу квадратов и кубов первых десяти чисел.

3. Уметь ответить на вопрос, каков порядок выполнения действий, если в числовое выражение входят квадраты и кубы, степени чисел.

4. Уметь правильно читать выражения

2. Уметь выполнять вычисления, если в выражении есть квадраты и кубы чисел.

3. Уметь правильно записывать и вычислять степени чисел:

а) три в квадрате

Важность осознанного и глубокого усвоения знаний данной темы всеми учащимися обусловлена ее значением для понимания многих вопросов алгебры – таких тем, как:

- степень числа
- одночлены;
- многочлены;

- тождественные преобразования дробных выражений;
- формулы сокращенного умножения.

Для достижения этой цели с учащимися придется выполнить большое число упражнений, разнообразных по форме и содержанию.

Полезно предложить задания, которые решаются устно (к наиболее важным из них обращаться неоднократно).

16 = 4 2 = 2 4 и т. д.

Наша задача: … обеспечь очаг дровами, потом уж требуй света и тепла.

Рассмотреть в сравнении два действия

Сложение равных чисел CCCCC Умножение равных чисел
2+2+2=6 2*2*2=8

Показать различие между результатами этих действий

Рисунок1

Тип урока. Урок изучения нового материала

Организация работы на уроке:

- группы по уровням развития доминирующих мыслительных структур и личным симпатиям;
- помощники учителя – учащиеся 10 класса, мечтающие стать учителями.

Оборудование: компьютер с проекционным аппаратом и экраном (дополнением являются различные виды плакатов, карточки-задания, индивидуальные рабочие листы).

С первых минут создаются необходимые условия для успешной совместной деятельности учителя и учащихся по достижению намеченных целей.

Взаимное приветствие учителя и учащихся:

“Ребята, пусть этот час будет добрым для нас, начнем урок” (Приложение 2)

Учитель:

Да, путь познания не гладок.
Но знайте вы со школьных лет:
Загадок больше, чем разгадок.
И поискам предела нет!

II. Изучение нового материала – ключевой элемент в структуре урока. С опорой на него, во взаимосвязи с ним решаются и остальные вопросы:

Этап подготовки к восприятию нового материала связан с формированием опорных знаний:

- учащиеся, знакомясь с материалом, одновременно выполняют конкретное задание, помогающее глубже понять данный материал;
- задания направляют усилия учащихся на использование определенного приема мыслительной деятельности (сравнения, конкретизации);
- учащийся обладает знаниями, необходимыми для выполнения задания, навыками применения данного приема.

Для успешной реализации изучения нового материала способствует соответствующий выбор конструкции урока – это урок-лекция для младших школьников (укрупнение дидактических единиц).

Безусловно, при изучении нового материала лишь начинают решаться вопросы, связанные с его усвоением, т.е.:

- восприятием,
- пониманием,
- запоминанием,
- умением его применять.

Учитель:

Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины
Вам его представить рад.
Как зовут его?

После полученного ответа учащимся предлагается задание.

(Надписи на слайде появляются по мере ответа учащихся)

Задание 1


Рисунок 2

Учитель:

Зная периметр квадрата, 24 см, найдите сторону данного квадрата.

Итак, чему равна сторона квадрата?

А теперь найдите площадь. Какова единица измерения?

(Акцент на словах “квадратных сантиметров”)

Как выразить площадь квадрата, если его сторона равна а?


Рисунок 3

Учитель:

Известна площадь данного квадрата 49 см 2 , найдите его сторону.

Итак, чему равна площадь квадрата? а*а = S

Обратимся к рабочим листам , которые есть у каждого на столе и заполним таблицу 1.


Рисунок 5

Учитель:

Прошу обратить внимание на экран.

Если дан квадрат со стороной 1 (1 см, 1 дм), найдите его площадь, результат впишите в клеточку ниже.

Для квадрата со стороной 2, вычислите площадь.

Для квадрата со стороной 3, найдите площадь и т.д.

Заполните далее таблицу самостоятельно.

(Проверьте результаты вычислений)

Итак, площадь квадрата – это произведение двух его сторон: а*а.

Запишите по-другому это произведение. (а*а = а 2 – произведение двух одинаковых множителей)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Групповых и индивидуальных

занятий с воспитанниками 5 – 9 классов на 201 9 год.

Тема занятия

04 .03

1 5 .

1 6 .

1 7 .

1 8 .

22. 04

24.0 4

1 9 .

2 5 .

2 6 .

2 7 .

2 8 .

2 9 .

3 7 .

3 8 .

Рисунок для моего друга

3 9 .

Тест: Эмоционально - личностная сфера.

Анкета, направленная на изучение характера отношения воспитанника к наркомании.

Темы для дополнительных занятий

Тест: Профессиональные интересы и склонности.

Краткое описание документа:

Темы занятий направлены на создание благоприятных условий для стимулирования положительных эмоций и развитие коммуникативных навыков у подростков, формируются навыки правовой культуры, повышается уровень знаний по ЗОЖ, получают информацию о личной безопасности в различных ситуациях, расширяется кругозор, появляется интерес к познанию окружающего мира.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 354 человека из 64 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 389 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 26.02.2019 1038
  • DOCX 51.5 кбайт
  • 5 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Соломахина Светлана Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

Время чтения: 1 минута

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

В Ленобласти школьники 5-11-х классов вернутся к очному обучению с 21 февраля

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения подключит студотряды к обновлению школьной инфраструктуры

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: