Актуальность физминутки в школе

Обновлено: 03.07.2024

Педагогическая характеристика младшего школьника. Анализ влияния физической культуры на организм ребёнка. Изучение проблемы использования физической культуры в процессе обучения и влияния физических упражнений на работоспособность младших школьников.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 27.10.2010
Размер файла 97,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Выпускная квалификационная работа

ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Тотьма 2008

РАЗДЕЛ 1. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника

1.2 Влияние оздоровительной физической культуры на организм

1.3 Двигательная активность школьников

1.4 Влияние физкультминуток на организм младшего школьника

РАЗДЕЛ 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Методы исследования

2.2 Результаты собственных исследований

Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности - занятия физической культурой и спортом. [1]

В настоящее время как никогда важно выявить проблемы использования физической культуры в процессе обучения и определить влияние физических упражнений на работоспособность младших школьников, следовательно, тема нашей работы является актуальной.

Проблема исследования заключается в определении влияния физкультминуток на работоспособность младших школьников.

Цель работы: изучить влияние физкультминуток на работоспособность младших школьников.

Задачи работы:

Изучить литературу и другие источники информации по проблеме исследования;

Определить влияние физкультминуток на работоспособность младших школьников;

Показать особенности физкультминуток, раскрыть их особенности.

Объект исследования: работоспособность младших школьников.

Предмет исследования: влияние физкультминуток на работоспособность младших школьников.

Гипотеза исследования: Если во время учебного процесса младших школьников регулярно использовать физкультминутки, то их работоспособность будет иметь положительную динамику.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Во введении показана актуальность исследования, определены цель и задачи, объект и предмет исследования, обозначена проблема исследования. В первой главе дана характеристика младших школьников, рассматриваются теоретические вопросы влияния физических упражнений на здоровье и работоспособность младших школьников. Вторая глава будет посвящена исследованию влияния физических упражнений на работоспособность младших школьников.

РАЗДЕЛ 1. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника

Наша работа заключается в исследовании младшего школьника. Для того чтобы правильно поставить задачи и способы исследования необходимо знать возрастные и индивидуальные особенности развития младших школьников.

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. Он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.

Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, ручной труд и другие виды учебной деятельности. До школы индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, т.к. эти особенности принимались и учитывались близкими людьми. В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате выявляется множество отклонений от предначертанного пути развития: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность, вызывают угнетенное состояние. Ребенку предстоит преодолеть навалившиеся на него испытания. Общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, повышается точность работы органов чувств[8].

Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Существенность возрастных особенностей наглядно раскрывается на примере физического развития человека. Физическое развитие младшего школьника - очень сложный и противоречивый процесс. В этом возрасте растущий человек должен очень многое понять.

У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическое здоровье, но и на поведение ребенка. Чтобы снять отрицательное воздействие на организм младшего школьника гипервозбудимости, заторможенности, страха, повысить волевую активность, увеличить физическую активность необходимо регулярно в учебный процесс включать физкультминутки. [13]

1.2 Влияние оздоровительной физической культуры на организм

Таблица 1. Примерный распорядок дня школьников, занимающихся в 1-ю смену

С началом учебного года активность обучающихся заметно снижается. Уроки физической культуры не могут в полном объеме восполнить недостаток движений школьника. Поэтому возникает необходимость мероприятий по организации двигательной активности обучающихся в учебное время. Для этого необходимо особое внимание уделить введению физкультминуток на уроках. Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений. Упражнения составлены так, чтобы при их выполнении были охвачены различные группы мышц.

“Если Вы хотите, чтобы жизнь улыбалась ВАМ, подарите ей сначала своё ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ и ЗДОРОВЬЕ” Б. Спиноза

Цель проекта: классифицировать и систематизировать физминутки по направлению воздействия на разные части тела, а также на психическое состояние детей.

Опросить учащихся и учителей о том, какие физминутки проводятся на уроках; подобрать новые тексты к физминуткам; оформить сборник физминуток; ознакомить учеников с новыми физминутками,

Гипотеза: физминутка в жизни школьника полезна, она способствует физическому развитию, дисциплинирует учащегося, стимулирует учебную деятельность в течение дня, вызывает интерес к занятию спортом, быстро приводит организм в бодрое состояние.

Физминутка – минутка физических упражнений, направленная на снятие усталости.

Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока?

Мы провели анкетирование.

1. Нравятся ли вам физминутки?

2. После проведения физминутки вы чувствуете себя уставшими?

3. Вы лучше работаете после физминутки?

4. Достаточно ли тех физминуток, которые проводились в течение урока?

5. Нужно ли проводить физминутки, как вы считаете?

Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.

Продолжительность 2-3 минуты.

Физкультминутки проводятся в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Обязательное условие эффективного проведения физминуток – положительный эмоциональный тон.

Физминутки могут быть направлены на снятие локального утомления и физминутки общего воздействия на усталый организм.

В состав упражнений для физминуток входят :

• упражнения по формированию осанки,

• укреплению мышц рук,

• упражнения для ног,

• релаксационные упражнения для мимики лица,

1. Оздоровительно- гигиенические физкультминутки

На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами.

2. Танцевальные физкультминутки

Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

3. Подражательные физкультминутки

Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.

4. Двигательно-речевые физкультминутки

Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ РУК И ПАЛЬЦЕВ

Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.

Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.

Этот – указательный, пальчик замечательный.

Этот пальчик – вот какой, называется большой.

Мы ладошкой потрясём,

Каждый пальчик разомнём.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы начнём опять писать.

Чтоб красиво написать

Надо пальчики размять

Раз, два, три, четыре, пять

За письмо получим пять!

ФИЗМИНУТКИ ДВИГАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ

Утром встал гусак на лапки

Приготовился к зарядке

Повернулся влево, вправо,

Приседанья сделал справно

Клювиком почистил пух

И опять за парту - плюх!

- А теперь все тихо встали…

- А сейчас мы в лес пойдём…

- А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

Мы маленькие зайки

Скакали на полянке.

В школу прибежали.

За парты тихо скок

И продолжим наш урок.

По дорожке шли, шли,

Много камешков нашли.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ФИЗМИНУТКИ

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

А потом прыг-скок

А потом вприсядку,

А потом вприсядку,

А потом вприсядку,

И снова - по порядку.

Побежим мы по дорожке

И похлопаем в ладошки

И покрутим головами

Все танцуйте вместе с нами

Данная работа помогла мне сделать следующие выводы, чтобы каждый ребенок, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельност, чтобы привить ученикам интерес к самостоятельному выполнению физминуток нужно :

1. Проводить физминутки в школах, так как физминутка делает человека более собранным, энергичным, организованным, заряжает его бодростью на целый день, повышает общий тонус организма, укрепляет иммунитет, улучшает деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы.

2. Выполнять физминутки с музыкальным сопровождением, так как музыка помогает лучше организовать занятия - дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность.

Поэтому одним из обязательных условий организации урока являются физминутки.

На горе стоит лесок

круговые движения руками

Он не низок не высок

сесть, встать, руки вверх

Удивительная птица подает нам голосок

глаза и руки вверх, потянуться

По тропинке два туриста

Шли домой из далека

ходьба на месте

Говорят: «Такого свиста,

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

Прыжки вперед – назад

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

Вышли мыши как-то раз.

Посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре — мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный гром —

Убежали мыши вон.

РАЗ, ДВА - ВЫШЕ ГОЛОВА

МЕДВЕЖАТА В ЧАЩЕ ЖИЛИ

Медвежата в чаще жили. Нежно, радостно дружили. Вот так, вот так Медвежата те дружили. Мишки фрукты собирали. Дружно яблоньку качали,

Вот так, вот так

Дружно яблоньку качали

И из речки воду пили.

Вот так, вот так

Эти мишки воду пили.

А потом они плясали,

К солнцу лапы поднимали.

Вот так, вот так

К солнцу лапы поднимали.

Вот помощники мои (Руки вперед).

Их как хочешь поверни.

И работать захотели.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы писать,

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

На носочках выше, выше,

И спокойнее подышим.

Стоит в поле теремок.

(Ладони обеих рук соединены под углом)

На двери висит замок.

(пальцы сжаты в замок)

Открывает его волк-

Руки, сжатые в замок, движутся вперёд - назад, влево - вправо)

И ключом открыл замок.

Прыгайте, как зайчики!

Прыгайте, как мячики!

На травку присядем:

Немного отдохнём и

Не ленись, прыгай

На носочках легко!

(Движения выполняются по ходу стихотворения)

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников. Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника. Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребенка.

Роль театра в жизни дошкольника

Роль театра в жизни дошкольника Роль театра в жизни дошкольника Эмоции, или чувства, играют важную роль в жизни детей. Положительные эмоции — удовольствие, радость,.

Роль театра в жизни ребенка

Роль театра в жизни ребенка Театр – это радость, праздничное и радостное представление. Дети дошкольного возраста очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному.

- углубить знания о влиянии физкультминуток на здоровье человека

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью

- вызвать интерес к физкультминуткам

- научиться за короткое время улучшить самочувствие

- заложить первоначальный фундамент к физкультминуткам в первой ступени обучения

В данную работу входят следующие разделы:

- виды оздоровительных мероприятий

- требования к проведению физкультминуток

- виды физкультминуток

Проект несёт в себе, как познавательную, так и воспитательную ценность.

Содержание данной работы нацелена на формирование познавательного интереса к своему здоровью.

При написании проектной работы были использованы следующие литературные источники:

2. Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражне­ния для красивого движения. Ярославль: Академия развития, 2001.

3. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Спб.: Лань, 1997.

4.. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М.: Генезис, 1998.

5. Лёвина С.А., Тукачёва С.И.Физкультминутки. Волгоград, Учитель, 2005.

ВложениеРазмер
zozh.doc 305.5 КБ
zozh.pptx 436.01 КБ

Предварительный просмотр:

- углубить знания о влиянии физкультминуток на здоровье человека

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью

- вызвать интерес к физкультминуткам

- научиться за короткое время улучшить самочувствие

- заложить первоначальный фундамент к физкультминуткам в первой ступени обучения

В данную работу входят следующие разделы:

- виды оздоровительных мероприятий

- требования к проведению физкультминуток

Проект несёт в себе, как познавательную, так и воспитательную ценность.

Содержание данной работы нацелена на формирование познавательного интереса к своему здоровью.

При написании проектной работы были использованы следующие литературные источники:

2. Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль: Академия развития, 2001.

3. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Спб.: Лань, 1997.

4.. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М.: Генезис, 1998.

5. Лёвина С.А., Тукачёва С.И.Физкультминутки. Волгоград, Учитель, 2005 .

Здоровье — не всё,

но всё без здоровья — ничто.

Человек — высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию - быть здоровым.

В последние десятилетия значение физкультуры особенно возросло. Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Недостаток двигательной активности одна из наиболее распространенных причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг, поездки в транспорте все эти виды деятельности сопровождаются ограничением в движениях.

Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствует ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идет процесс его психического развития, двигательная активность ребенка не только способствует возрастанию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма.

В последнее время юное поколение всё больше приобретает интерес к спорту и руководство нашей страны прикладывает все усилия для поддержания подрастающего поколения. В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностного отношения к собственному здоровью.

Значение: данная работа поможет нашим сверстникам узнать, что работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем ребенка. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идет со значительным превышением, т. е. создается некоторый ее избыток. Именно поэтому прирост мышечной массы — это предпосылка (структурно-энергетическое обеспечение) к выполнению еще больших по объему и интенсивности нагрузок.

Сегодня мы поговорим о физкультминутках.

Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений. Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статическое напряжение.

Существуют множество разнообразных видов оздоровительных мероприятий: упражнении для тех или иных частей тела.

Виды оздоровительных мероприятий:

1. Гимнастика до учебных занятий.

2. Подвижные перемены.

3. Спортивный час в группах продленного дня.

4. Участие в соревнованиях в учебном году.

5. Дни здоровья и спорта.

6.. Физкультминутки на уроках: физкультминутки-игры, общеразвивающие физкультминутки, тематические физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

Приложение №1 . Схема оздоровительной работы учащихся первой ступени в стенах нашей школы.

Роль физминуток на уроке

  • Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.
  • Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
  • Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (вначале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели).

Пассивный образ жизни приводит к возникновению различных недугов у взрослых людей (нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы и др.), а тем более у детей.

Возраст от 6 до 14 лет— период активного совершенствования мышечной и костной системы. Кости детей при длительных напряжениях и неправильном положении тела легко подвергаются деформации.

На это следует обратить внимание при организации урока, т. к. от уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

Внешними проявлениями утомления являются учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности.

Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. Эта форма двигательной нагрузки может быть использована всеми учителями, особенно в младших классах.

Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем. Физиологически обоснованным временем для проведения физминутки, является 15-я— 20-я минута урока. В первом классе рекомендуется проводить по две физминутки на каждом уроке. Во 2-м — 4-м классах рекомендуется проводить по одной физкультминутке начиная со 2-го или 3-го урока в связи с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 мин. Каждая физминутка включает комплекс из трех-четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Количество физкультурных минуток должно соответствовать динамике работоспособности детей, учитывать возрастные особенности каждого года жизни.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением . При выполнении физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Развитие речи в онтогенезе тесно связано с развитием тонкой ручной моторики, особенно в сензитивный период развития речи. Развитие ручной моторики, как показывают исследования М. М. Кольцовой, оказывает стимулирующее влияние на развитие речи. Это обусловлено, прежде всего, анатомо-физиологической близостью речевых зон коры головного мозга и зон, регулирующих движения руки. Функционирование зон, обеспечивающих произвольные движения руки, вызывает активизацию, созревание речевых зон.

Развитие тонкой ручной моторики в дошкольном возрасте обеспечивает и готовность руки ребенка к овладению письмом.

Неуравновешенность возбудительно-тормозных процессов ЦНС обуславливает быструю утомляемость, кратковременность активного внимания, что отражается на деятельности анализаторов, в том числе и органов зрения. В возрасте 6—7 лет, т. е. к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребенка находится в стадии интенсивного развития. С учетом этих особенностей детского организма для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительной деятельности полезно проводить физкультминутки, гимнастику для глаз, пальчиковые упражнения и динамические паузы в середине урока.

• упражнения для снятия общего или локального утомления;

• упражнения для кистей рук;

• гимнастика для глаз;

• гимнастика для улучшения слуха;

• упражнения для профилактики плоскостопия;

• упражнения, корректирующие осанку;

Основные требования при составлении комплекса физкультминуток

• Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть подтягивания, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движения кистями: сжимание, разжимание, вращение.

• Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер.

• Комплекс должен состоять из одного двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводится не реже 1 раза в две недели.

• Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока. Так, после письменных заданий, включают движения рук, сжимание и разжимание пальцев и т.д.

• Вовремя контрольных и некоторых практических уроках (труд, физкультура, ритмика и др.) физкультминутку не проводят.

Требования к проведению физкультминуток

• Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их результативность .

• Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

• Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.

Физминутки лучше всего систематизировать

На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами.

Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.

Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.

•подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;

•увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимание степени утомления детей);

•выполнение движений с недостаточной амплитудой.

Приложение №2 Физкультминутки для логопедических занятий.

В качестве физкультурных пауз можно активно использовать различные логопедические игры с мячом, эстафетной палочкой и т. п.

Существуют описанные в специальной литературе физические упражнения, направленные на повышение концентрации внимания, развитие саморегуляции. Их полезно выполнять перед устными или письменными упражнениями, требующими сосредоточенности.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органа зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем (а детям особенно) в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения.

Приложение №5. Профилактика близорукости и замедления ее прогрессирования. Для этого следует использовать специальную гимнастику для глаз — офтальмотренажер, специальную схему зрительно-двигательных проекций. Эта схема разработана группой профессора, доктора медицинских наук В. Ф. Базарного.

Согласно разным теориям, одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряженные зрительные нагрузки. По данным исследований В. Ф. Базарного, при напряженных зрительных нагрузках формируется аномальный зрительно-двигательный стереотип, приводящий в будущем к миопии. Близорукость у детей, по мнению ряда авторов, является вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерной нагрузки. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т. е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях (работа с книгой, тетрадью) и теряет способность к четкому видению отдаленных предметов. Следовательно, существующие противоречия между физиологическими возможностями зрительного анализатора детей и общепринятыми технологиями школьного обучения способствуют массовому возникновению зрительных расстройств. Выход из создавшейся ситуации видится нам в следующем: необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока.

Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.

Приложение №6. Упражнения на развитие слуха. Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает благотворное воздействие на органы зрения.

Приложение №7. Упражнения, корректирующие осанку.

В шестилетнем возрасте опорно-двигательный аппарат продолжает интенсивно формироваться. Результатом этого процесса является осанка. Осанка — это приобретенное человеком в ходе роста и развития привычное, непринужденное положение тела во время покоя и в движении. Мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, обычно развиты слабее. Поэтому неправильная, вынужденная поза во время школьных занятий способствует прогрессированию нарушений опорно-двигательного аппарата. Несоблюдение гигиенических норм обучения, неправильная посадка, не соответствующие возрасту физические нагрузки могут легко привести к нарушениям осанки, связанным с чрезмерным увеличением или уменьшением выраженности изгибов позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах. Серьезным нарушением является сколиоз, при котором искривление позвоночника сопровождается смещением, поворотом и деформацией позвонков.

Предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить. Профилактика нарушений осанки осуществляется в двух направлениях — это создание оптимальных гигиенических условий и в то же время проведение воспитательной работы.

При написании проектной работы я сделала себе следующий вывод, что

роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. Познакомилась с различными видами физкультминуток, а так же с основными требованиями при составлении комплекса физкультминуток и каким образом избежать возможных ошибок при проведении физкультминуток. Аутотренинг-релаксация позволяет ребенку полностью расслабиться, восстановить силы.

Дефициты движения пагубно отражаются на организм человека. Одна из главных причин такого роста нарушений - в недостаточной тренированности, что ведет к быстрой утомляемости.

Упражнения, которые представлены в проектной работе, сохраняют здоровье, помогают настраивать ребят на учебную деятельность, вызывают приятные эмоции.

Работая над проектом, я узнала, что физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений; познакомилась с различными видами оздоровительных мероприятий и физкультминуток, а так же с требованиями к его проведению и о возможных ошибках, которые могут быть допущены во время их проведения. Узнала о том, что физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение. Научилась за короткое время значительно улучшить самочувствие, активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме, снять статическое напряжение.


Современные дети относятся к классу гиперактивных, они не могут долгое время заниматься одним делом, а тем более усидеть на месте. Поэтому вчерашним дошколятам очень сложно адаптироваться к урочной системе. Психологами рекомендовано проводить физминутки для начальной школы. Такие перерывы способствуют отдыху детей и поддержанию внимания на протяжении учебного процесса. Легкие упражнения способствуют быстрому усвоению материала. Кроме того, любое отклонение от рабочего процесса вызывает интерес у ребят. Физминутка - это положительные эмоции учащихся. Снять физическое напряжение позволяют упражнения двигательного характера. Необходимо дать ребенку возможность встать, попрыгать на месте, промаршировать, выполнить приседания. Упражнения должны быть действенными, но простыми. Физические минутки помогают малышу вернуться к образовательному процессу с новыми силами.

Роль физминуток в образовательном процессе

Начальная школа – это этап закладки образовательных умений и навыков у детей 7-10 лет. И от того, насколько успешно он пройдет, зависит дальнейший успех ребенка в области науки. Принято считать, что все методы для достижения главной цели хороши. В данном случае роль физминуток на уроках в начальной школе имеет незаменимый характер, поскольку такие занятия позволяют: проводить уроки, не допуская умственного и физического переутомления; активизировать внимание детей в нужный момент времени; поднять настроение; действовать коллективно; правильно выполнять команды и просьбы педагога-организатора.

Видовое разнообразие физминуток

У каждого учителя начальной школы имеется педагогическая копилка с большим количеством физминуток. Все дело в том, что они должны быть направлены на активизацию различных видов деятельности у детей.

Оживлялки - это средства быстрого восстановления после перегрузки всех систем организма. Как только замечены первые признаки неблагополучия – применяйте их.

Пальчиковый игротренинг - пальчиковые игры применяются для развития моторики, памяти и внимания, а также для обучения навыкам совместной деятельности.

Дыхательная гимнастика - для профилактики заболеваний органов дыхания можно систематически включать в комплексы оздоровительных и физкультурных занятий дыхательные упражнения.

Психогимнастика - выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержание, тем самым объединяет деятельность психических функций (мышления, эмоции, движения и внутреннего внимания).

Комплекс оздоровительных мероприятий для мышц тела - позволяет активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке. Обеспечивает сохранение работоспособности на последующих уроках и при выполнении домашних заданий.

Умение поддерживать состояние активности обучающихся – важный критерий оценки здоровье сберегательного аспекта используемых учителем педагогический технологий.

Не менее важным является эмоциональный климат урока. Он во многом зависит от доброжелательного тона учителя. Хороший смех дарит здоровье. Улыбка, искренний смех учителя и ученика на уроке стоят не меньше, чем проведение физкультминутки. Добрый смех – мощный противовес подкрадывающемуся состоянию утомления.

Основные требования к поведению физкультминуток:

-подбираются хорошо знакомые детям, простые и занимательные упражнения;

-отдается предпочтение упражнениям для утомленных групп мышц;

-комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида урока или занятия и его содержания;

-необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно и результативность.

Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движениями, танцевальных движений, выполнения движений под стихотворный текст , а также в виде любого двигательного действия и задания.


-75%

Читайте также: