Курские мотивы в слове о полку игореве краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Часть первая

Наступает ночь, русичи вновь спят в степи. А в это время к Дону собираются полчища врагов под предводительством ханов Гзака и Кончака. Под кровавую зарю у реки Каялы начинается новая битва.

Автор вспоминает походы предка князя Игоря – князя Олега. Тогда честолюбивый князь Олег вступал в борьбу с другими русскими князьями, разорил Русь. Но нынешняя битва с половцами не идет ни в какое сравнение с битвами прежними. Настолько она грандиозна и ужасна по своим последствиям для русичей.

Дружина бьется мужественно, русские сабли обрушиваются на головы врагов. Но орда одолевает, теснит русичей. Русские полки дрогнули. Некоторые воины позорно бегут. Князь Игорь, весь израненный, тщетно пытается их воодушевить. На третий день исход битвы решен. И он не в пользу русичей.

Часть вторая

Тем временем киевскому великому князю Святославу снится страшный сон. Будто бы покрывают его черной тканью, дают выпить вина с ядом. Для бояр это знак неудачи сыновей Святослава – Игоря и Всеволода (исторически они не сыновья ему, а двоюродные братья; относится он к ним как отец, и является старшим князем для них). Значит, ничего у них не вышло, они томятся в плену. Не пить русичам из Дону, не владеть Тмутороканью (торговый город с выходом к морю).

Князь Святослав напоминает, что князья, в том числе, плененный Всеволод, обязались защищать Русь. Рюрика и Давида он просит отомстить за поражение русичей. Зовет на выручку и могущественного князя Ярослава Галицкого, и отважных князей Мстислава и Романа.

Должны встать плечом к плечу и князья Ингвар и Всеволод, и волынские князья Мстиславовичи. Они допустили гибель храброго князя Изяслава Полоцкого, защитника границ Руси. Никто не вышел ему на подмогу. Все потомки Всеслава и Ярослава Мудрого должны прекратить вражду между собой. Все обязаны объединиться, сплотиться под властью киевского князя, дать отпор половцам.

Часть третья

В Путивле, на городской стене, горько оплакивает участь своего мужа князя Игоря безутешная Ярославна. Ее горестный голос долетает до самих берегов Дуная. Хочется ей превратиться в кукушку (точнее, в речную чайку), омочить рукав в злосчастной реке Каяле, омыть воспаленные раны любимого мужа.

Овлур сопровождает побег князя, меняет ему коней. Напоследок Игорь уже пешим соколом летит к Донцу. Рядом, серым волком, бежит верный Овлур. Птицы указывают путь беглецу. Сам Донец радуется, качая на волнах спасенного из неволи молодого князя.

Князь Игорь благодарен милости Донца, вспоминает, что у рек нрав разный. Например, Стугна когда-то погубила в своих водах князя Ростислава (это было задолго до похода Игоря).

Сюжет

Между тем, о судьбе мужа плачет его верная жена Ярославна. Мечтает она исцелить раны мужа, просит Днепр, чтоб укрыл князя от врага. Самому плененному князю Игорю не спится. Он ждет сигнала от Овлура-половца (чья мать – русская). Вместе они бегут на Русь.

Вся Русская земля приветствует молодого удалого князя. Сам же он идет поклониться Пирогощей Богородице в Киеве, в благодарность за свое избавление из плена. В финале Слова прославляется русское христианское воинство, князья, его возглавлявшие.

Отзыв

Слово учит любви к Родине, верности Богу, призывает к единству страны, защите ее от врагов. Хвалит храбрых князей и русских воинов, встающих на защиту страны от иноплеменников, язычников. Причина поражения Игоря – в разобщенности, соперничестве русских князей.

Самонадеянность, эгоизм, жажда славы и почестей, губят замыслы Игоря. Слово – напоминание князьям, правителям, что в их руках Русь, народ, они несут за них ответственность, должны помогать, сочувствовать, спешить на помощь друг другу. Тема природы как действующего лица всей истории. Тема надежды на великое будущее Русской земли.

«…Эти словени (славяне) пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота.

Те же славяне, которые сели около озера Ильменя , прозвались своим именем - словенами, и построили город , и назвали его Новгород.

На основании древнейших исторических хроник, где указывается о владении славянами грамотой (письменностью) задолго до создания новой азбуки братьями просветителями Кириллом и Мефодием из города Солуни в 855 году, можно сделать вывод, что уровень развития племён славян был высок.

"На седьмом веке Траяньем (Траян завоевав земли по Дунаю, принёс новое римское летоисчисление на эти земли)вторже Всеслав о деянии себе любом. отвори ворота Новгорода, расшиб славу Ярослава, скочи волком до Немиги с Дудинок"

По берегам Дуная издревле проживали славянские племена дудины. И главный у них город – столица по древним хроникам назывался у них Дудин.

О событиях 627 г. н. э. и о походе великого Полоцского князя Всеслава, занявшего Киевский престол, вышедшего на помощь Византийской империи против шаха Персии Хосрова II повествуется в древней поэме. И автор древней поэмы в 1185 -1187 годах, через 558 лет (свыше полтысячи лет)повествует о том, что звали этого князя Всеславом, и том что он выйдя из Полоцка завоевал Киевский престол. А затем предпринял поход на Белгород (Днестровский).

Далее в поэме упоминается о походах и сражениях этого князя- объединителя славянских земель на берегах Балтийского моря и о сражении на реке Немиге.
Об этих сведениях и напоминает в своей поэме Софоний Резанец. На вопрос из какого княжества мог быть автор поэмы можно сделать вывод по тому, что только об одном князе- о курском князе Всеволоде, говорится и наследном престоле черниговском и о жене прекрасной Глебовне.

Курским ратникам отводится целое посвящение.Все ратники сражались храбро и все полегли на поле брани. По летописям только пятнадцати конным удалось вырваться из окружения. Но только курских ратников выделяет автор древней поэмы.

По всему автор происходит из Курского княжества.

Так мог обращаться мужественный человек, участвовавший с ними во многих походах и многих знавший лично.

Без уничижения обращается автор к князьям. Не так как в других древних творениях монахов и летописцев.

Первая строка приобретает звучание:

Основным мотивом поэмы звучит призыв прекращения междоусобных распрей и призыв объединения сил перед угрозой захвата земель и городов кочевниками.

Забыть старые раздоры и объединиться перед угрозой порабощения княжеств кочевыми племенами.

В раздорах князья иногда по коварству и подлости превосходили кочевников.
Примером алчности может служить факт ограбления городов Рыльска, Римова, Курска, Трубчевска, Новгорода, Путивля, Горналя и других городов княжества Новгород-Северского полками князя Владимира из города Глебова Переславского княжества.

Об этом сообщают древние Ипатьевская и Лаврентьевская летописи.
Но затем из–за того, что Игорь как верховный воевода, назначенный великим киевским князем, не разрешил ему единолично выйти вперёд, а держать строй, то тот повернул назад и разграбил беззащитные города северские, откуда воины были направлены киевским князем против кочевников.

Вот так князь Владимир из города Глебова Переславского княжества вместе с дружинами Игоря, великого князя Новгород – Северского, посланный против половцев, начал грабить своих.


Вернувшись с победой из похода в степь (Дикое Поле) Новгород – Северские князья и дружинники увидели разорённые и ограбленные свои дома князем Владимиром, сыном Глебовым.

И воины сойдясь на вече, решили пойти отомстить. Поднялись и пошли походом на город Глебов, где княжил князь Владимир.
И месть последовала незамедлительно. Вотчина князя Владимира, город Глебов на себе испытал такую участь разорения, что её другим в назидание приводит Лаврентьевская летопись.

Другая Ипатьевская летопись более объективно приводит сведения об ограблении городов Новгород– Северского княжества и мести за это деяние.

Поэтому князь Игорь, княжество которого было пограничным с Диким Полем (со степью), вынужден искать союзников даже среди кочевников. Он принимает участие в совместном походе с приднепровскими половцами, которых возглавляет хан Кончак.

Как к живому обращается он к великому Галицкому князю Ярославу Осмомыслу, с призывом выступить на защиту, оставшихся без воинов, Новгород-Северские земель.
"Высоко ты сидишь на златокованнном престоле

По свидетельству древних летописей только около двух десятков дружинников спаслось в той страшной сече.
А жив был князь только до 1 октября 1187 года.

В исторических древнегреческих и древнеримских хрониках сохранились сведения о войнах в 602-627 годах великого завоевателя шаха Персии Хосрова II, которому пересёк путь "великому Хорсову волком прерыскаше", ставший великим Киевским князем Полоцкий князь Всеслав с сорокатысячным конным войском.

Персы потерпели сокрушительное поражение в 627 году н.э. от объединенных сил Византийской империи, конных славянских дружин под руководством великого Киевского князя Всеслава, сармат и хазар.

Уровень поэтической мысли древнего произведения достигает высочайшего уровня.
Базовыми литературными произведениями того времени являлись песни гусляров – сказителей, которые создавались по определённым канонам.

В 965 году н.э. князь Святослав, внук древнего князя Рюрика, сын князя Игоря выступил против хазар, которые захватив земли вятичей брали с тех дань.

Общее значение – светильник.

Здесь Каган как "Светоч" народный. Недаром в более позднее время правнуков императора называли "ваше сиятельство", а некоторых князей и графов "ваша светлость".

Только курским ратникам курским посвящены такие строки, хотя все новгород – северские полки сражались храбро.

Третье обращение к Приморью. А в устье Дона и по берегам Чёрного моря издревле жили сарматы. Они находились в это время под властью половцев и обязаны были выставить полки для битвы, против идущего к устью Дона князя Игоря.

Четвёртое обращение к Сурожу, который тоже в то время был завоёван половцами. Войска покорённого половцами Сурожа обязаны были по требованию половцев принимать участие в битвах.
До сих пор сохранились остатки крепости древнего Сурожа в Крыму.
На высокой скале около города Судака возвышаются мощные стены крепости.
Город Сурож – ныне в Крыму это город Судак, в то время являлся важным торговым центром.

Пятое обращение к Корсуни.
Корсунь –это древняя греческая колония в Крыму, располагалась недалеко от нынешнего города Севастополя. Корсунь также была покорена половцами и её войска тоже должны были выступать в битве на их стороне.
Корсунь как известно была взята в 988 году князем Владимиром . И первое крещение он сам и дружина приняли в этом городе.

Известно, что во второй половине XI века Тьмутараканское княжество было захвачено половцами и должно было выставлять своих воинов вместе с половцами по их требованию.
Диво скликает шесть земель, войска которых и нанесут поражение полкам князя Игоря.
Воины любого великого княжества не смогли бы противостоять такой мощной коалиции, войскам шести земель.

Диво - (Поражение) - скликало -собирало шесть полков от шести земель:

Против шести земель одно Новгород-Северское княжество не смогло выстоять.
И тому подтверждением слова руководителя похода князя Игоря, после того как только поздно ночью вернулся рыльский князь Святослав и допросив пленных князь Игорь предлагал вернуться назад, уходить от собранных от всех земель войск.

Силы были явно не равны.

Но по просьбе племянника Святослава (князя Рыльского) и поддержавшего его курского князя Всеволода, полки остались на ночлег.
Тягостно было на душе у князя Игоря на ночном совещании. Как опытный воевода он понимал, что такую собранную со всей Степи армаду не победить. По словам лазутчиков объединились приднепровские и поволжские половцы. Жившие в низовьях дона сарматы вынуждены тоже были поставить свой воинский контингент из конных и пеших. Конными у них были ратницы, а пешими ратники.

И слова князя Игоря на военном совете приводит Лаврентьевская летопись:
"Всё обдумав придётся нам и смерть принять!". Князь, как опытный воевода,понимал, что против шести земель не устоять в предстоящем бою.

Автор "Задонщины", созданной почти два века спустя, частично использовал некоторые образы и фрагменты текста более древнего "Слово о полку Игореве" Софония Резанца.

Автором "Слова о полку Игореве", вероятней всего, являлся курский дружинник Софоний Резанец, которого упоминает безвестный автор "Задонщины".

А само произведение вошло в золотой фонд мировой литературы и как звон древнего колокола гудит и звенит сквозь толщу столетий, призывая к единству и защите рубежей Отчизны.

Краткий пересказ о полку Игореве 9 класс по главам (2 варианта)

­ Краткий пересказ "Слово о полку Игореве" по главам - 1 версия:

Часть 1

Князь Игорь со своей дружиной ждет брата Всеволода, чтобы идти вместе с ним против половцев.

Много сражений видела тогда земля русская, говорит автор, но такого, как это, еще не было.

Часть 2

Автор продолжает обращение Святослава и призывает князей защитить свою землю.

Выступить за землю Русскую зовет автор и князя Галицкого Ярослава, ведь есть у него для этого силы, ум, и власть его велика.

Он с горечью возвращается в мыслях к поражению Игоря:

Вспоминая былое и прежних князей, в качестве образца защитника родины автор называет старого Владимира, противопоставляя его своим современникам, Рюрику и Давыду, между которыми нет согласия.

Часть 3

В Путивле Ярославна плачет на городской стене, и голос ее слышен даже на границах земли Русской, долетает он до берегов Дуная.

Галки, вороны, сороки не кричали в полях и лесах, только вдалеке пели, радуясь, соловьи, и дятлы стуком своим указывали Игорю нужное направление.

Автор рассказывает о беседе Игоря с рекой Донец. Он называл князя великим и говорил, что своим возвращением из плена Игорь принес земле Русской много радости. Игорь же в ответ благодарил реку за то, что дала ему приют на своих берегах и предупреждала об опасности, пока он отдыхал.

Автор славит князей, принявших участие в походе, и дружину Игоря.

История появления

Особенную историческую ценность произведение несёт по той причине, что было создано во время описываемых в нём событий. Неизвестный современник того времени описал поход князей, имевший огромное значение для развития Руси. Произошла борьба русских князей против вражеских полчищ половцев в далёком 1185 году. Главной целью поэмы является анализ поведения полководцев и солдат.

Автор пытается выяснить, какое из действий правителей было причиной абсолютного поражения русского войска. Немало внимания уделяется и описанию доблести и храбрости дружинников, смело идущих в бой за князем и бесстрашно рвущихся в бой с целью отстоять честь своей страны и не позволить иноземным захватчикам разрушить её.

Плач Ярославны

Автор возвращается к повести о князе Игоре и рассказывает, как в Путивле, на городской стене, Ярославна оплакивала своего пленённого мужа.

Ярославна — жена князя Игоря

Князь Всеволод

Всеволод – брат Игоря, правящий Курскими землями. Автор дает герою прозвище Буй-Тур, создавая образ могучего русского богатыря. На Руси турами называли диких быков, таким образом, это слово означает мужество и большую силу.

Создатель слова говорит о юном возрасте Всеволода, вероятно, на момент похода ему было около 30 лет.

Князь, посчитав, что никто кроме него не сможет защитить его родную землю, откликнулся на призыв своего брата Игоря. Они вместе выступили в поход, чтобы добиться геройской славы.

Всеволод предстает перед читателем надежным, стойким воином, который может крепко держать оборону от внезапно напавших половцев. Автор так же изображает его превосходным военачальником, способным добиться преданности и уважения своего большого войска.

В бою Всеволод показал себя как бесстрашный воин, отчаянно сражавшийся с врагами, и позабывший совершенно обо всем: о своей жене и о своей драгоценной жизни. К сожалению, князь погибает на поле боя, но его храбрость и боевой дух поддерживали Игоря и всю дружину до конца битвы.


Кратчайший пересказ "Слово о полку Игореве" - 2 версия:

Часть 1

Князь Игорь вдохновляет речью войско, готовое выступить в поход. Роптание, вызванное затмением солнца (а это очень дурной знак в те времена), не смущает полководца. Он дерзок, амбициозен, тщеславен – уверен в победе. Князь повел свою дружину на половцев, хотя в пути неоднократно силы природы предостерегали ратников.

Автор поэмы таким образом подчеркивает, что князь не прислушался к предостережению богов, за что впоследствии высшие властители его наказали за самоуверенность и недальновидность.

Битва состоялась жестокая. Три дня сверкали мечи и шлемы, стонала земля, от крови все было черным-черно. К концу третьего дня кровавого боя половцы одолели князя Всеволода, отчаянно отбивавшегося в окружении. Игорь, увидев, что брат в беде, бросился его отбивать, но силы были уже неравны. Князья попали в плен.

Часть 2

Мысли Святослава созвучны думам автора, который призывает всех князей объединиться, встать на защиту русской земли.

Часть 3

Пораженная горьким известием об участи мужа Ярославна на высокой городской стене плачет, обращаясь с вопросом, как же так произошло, и мольбой о помощи к солнцу, небу, Днепру. Природа отвечает Ярославне, помогает Игорю бежать, преодолевая степи и реки то белкой, то гоголем, то соколом. Его помощник и сообщник Овгур – наполовину половец, по матери – русич – бежит с князем, и природа помогает им благополучно добраться русской земли.

Заключение поэмы – всеобщая радость, слава князьям, благодарность за благополучный исход.

Часть первая

Наступает ночь, русичи вновь спят в степи. А в это время к Дону собираются полчища врагов под предводительством ханов Гзака и Кончака. Под кровавую зарю у реки Каялы начинается новая битва.

Автор вспоминает походы предка князя Игоря – князя Олега. Тогда честолюбивый князь Олег вступал в борьбу с другими русскими князьями, разорил Русь. Но нынешняя битва с половцами не идет ни в какое сравнение с битвами прежними. Настолько она грандиозна и ужасна по своим последствиям для русичей.

Дружина бьется мужественно, русские сабли обрушиваются на головы врагов. Но орда одолевает, теснит русичей. Русские полки дрогнули. Некоторые воины позорно бегут. Князь Игорь, весь израненный, тщетно пытается их воодушевить. На третий день исход битвы решен. И он не в пользу русичей.

Часть вторая

Тем временем киевскому великому князю Святославу снится страшный сон. Будто бы покрывают его черной тканью, дают выпить вина с ядом. Для бояр это знак неудачи сыновей Святослава – Игоря и Всеволода (исторически они не сыновья ему, а двоюродные братья; относится он к ним как отец, и является старшим князем для них). Значит, ничего у них не вышло, они томятся в плену. Не пить русичам из Дону, не владеть Тмутороканью (торговый город с выходом к морю).

Князь Святослав напоминает, что князья, в том числе, плененный Всеволод, обязались защищать Русь. Рюрика и Давида он просит отомстить за поражение русичей. Зовет на выручку и могущественного князя Ярослава Галицкого, и отважных князей Мстислава и Романа.

Должны встать плечом к плечу и князья Ингвар и Всеволод, и волынские князья Мстиславовичи. Они допустили гибель храброго князя Изяслава Полоцкого, защитника границ Руси. Никто не вышел ему на подмогу. Все потомки Всеслава и Ярослава Мудрого должны прекратить вражду между собой. Все обязаны объединиться, сплотиться под властью киевского князя, дать отпор половцам.

Часть третья

В Путивле, на городской стене, горько оплакивает участь своего мужа князя Игоря безутешная Ярославна. Ее горестный голос долетает до самих берегов Дуная. Хочется ей превратиться в кукушку (точнее, в речную чайку), омочить рукав в злосчастной реке Каяле, омыть воспаленные раны любимого мужа.

Овлур сопровождает побег князя, меняет ему коней. Напоследок Игорь уже пешим соколом летит к Донцу. Рядом, серым волком, бежит верный Овлур. Птицы указывают путь беглецу. Сам Донец радуется, качая на волнах спасенного из неволи молодого князя.

Князь Игорь благодарен милости Донца, вспоминает, что у рек нрав разный. Например, Стугна когда-то погубила в своих водах князя Ростислава (это было задолго до похода Игоря).

Сюжет

Между тем, о судьбе мужа плачет его верная жена Ярославна. Мечтает она исцелить раны мужа, просит Днепр, чтоб укрыл князя от врага. Самому плененному князю Игорю не спится. Он ждет сигнала от Овлура-половца (чья мать – русская). Вместе они бегут на Русь.

Вся Русская земля приветствует молодого удалого князя. Сам же он идет поклониться Пирогощей Богородице в Киеве, в благодарность за свое избавление из плена. В финале Слова прославляется русское христианское воинство, князья, его возглавлявшие.

Отзыв

Слово учит любви к Родине, верности Богу, призывает к единству страны, защите ее от врагов. Хвалит храбрых князей и русских воинов, встающих на защиту страны от иноплеменников, язычников. Причина поражения Игоря – в разобщенности, соперничестве русских князей.

Самонадеянность, эгоизм, жажда славы и почестей, губят замыслы Игоря. Слово – напоминание князьям, правителям, что в их руках Русь, народ, они несут за них ответственность, должны помогать, сочувствовать, спешить на помощь друг другу. Тема природы как действующего лица всей истории. Тема надежды на великое будущее Русской земли.

Читайте также: