Роспись платка в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Сытник Ирина Юрьевна

Населенный пункт: г. Стаханов

Цель: расширить знания детей о народном декоративно - прикладном искусстве.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с историей платка,технологией его создания;

- учить применять художественные навыки в работе по заданной теме.

Развивающие:

- развивать художественный вкус,чувство цвета и ритма;

- развитие эмоционально - эстетического восприятия народного искусства в поэтическом слове,музыке;

- развития у детей творческого воображения,фантазии.

Воспитательные:

- прививать любовь к искусству русских художников и мастеров;

- воспитывать стремление выполнять работу как можно лучше.

Ход НОД:

Восп.: - Ребята,мы с вами недавно побывали на ярмарке.

- А кто мне скажет,что такое ярмарка? (Ответы детей)

- А как люди одеваются на ярмарку? (Сарафаны,платки. )

- На прошлом занятии мы с вами говорили о платке.Платок - это древне-русский головной убор,его носили наши бабушки.И сейчас многие женщины не отказываются от красиво расписанного платка.

Платок - это элемент одежды.

- А какие бывают платки по назначению,давайте подумаем.

- Платок,который надевался на праздник? (праздничный)

-Платок,который носился каждый день? (Будничный или повседневный)

- Ребята,а кто создаёт платки? (ткачи ткут платок,художник создаёт узор,

потом рисунок отпечатывают.)

- Посмотрите какие у меня здесь платки.А что изображено на них? (цветы)

- Правильно,цветы - это чудо природы,они всегда были воплощением всего прекрасного на земле.Мы украшаем нашу жизнь цветами.Без цветов немыслимы наряды,праздники.Цветы прекрасны,но не долговечны,они живут почти мгновение,а многие вянут сразу.

Продлить цветение,заставить красоту постоянно сопровождать человека - это и есть задача искусства.

Так и появились узоры.

- Мы с вами на прошлом занятии начали расписывать платок.

- А кто мне скажет,как называется роспись,которую мы использовали? (Петриковская)

Физминутка

На лугу растут цветы

Небывалой красоты (потягивание - руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы

С ними потянись и ты (потягивание - руки вверх)

Ветер дует иногда,

Только это не беда (машут руками,изображая ветер)

Опускают лепесточки (наклоны)

А потом опять встают

И по - прежнему цветут.

(Показ и объяснение воспитателя)

Рисовать цветок - луковичку будем сверху вниз.(Схема) Начинаем мазок вести с кончика кисти (точки) и затем нажимаем к середине на кисть всё больше с плавным поворотом,и,ослабляя нажим,опять переходим к тонкому кончику.

Затем повторяем мазок,поворачивая кисть в другую сторону. (Чтобы цветок казался раскрытым внизу ведём мазки от центра цветка в стороны).

Пальчиковая гимнастика

У подсолнуха ладонь о-го-го! (показать левую ладонь)

Сто семян в ладони щедрой у него (постучать пальцами)

В тесноте, да не в обиде все сидят, (сжать ладони в плотный кулак)

С ясным солнышком о лете говорят. (Поднять обе руки наверх, растопырить пальчики).

Восп.: - А теперь примемся за работу.Будем расписывать наши платки.

(Воспитатель следит за выполнением работы,оказывает помощь при необходимости).

- Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (хохлома).

- Совершенствование умения при составлении декоративной композиции на основе использовать характерные для них элементы узора и цветовую гамму.

ВложениеРазмер
Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (хохлома). 76.92 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность в старшей группе.

- Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (хохлома).

- Совершенствование умения при составлении декоративной композиции на основе использовать характерные для них элементы узора и цветовую гамму.

Оборудование: предметы с хохломской росписью, кисти, гуашь, клеёнки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитра,

Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде, быте. Разучивание пословиц, народных игр, хороводов, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Знакомство детей с изделиями хохломской росписи.

Организация и методика проведения занятия

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж, захватывает дух!

– Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте к нам в гости.

Проходите да поглядите, какая здесь у нас посуда собрана. Она не простая.

Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное – ОХ! И восторженное АХ!

Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество?

Очень давно, в городе Семенов Нижегородской области, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий.

У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.

1. Вытачивание изделий на станке.

2. Шпаклюют – покрывают тонким слоем глины.

3. Шкурят – протирают наждачной бумагой.

4. Олифят – покрывают специальным составом для деревянных поверхностей.

5. Лудят – покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.

6. Покрывают изделие специальным лаком.

Вопрос: Какие цвета используют мастера?

Ответ: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.

Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде?

Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки, усики.

Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

Ответ: У природы – ягодки, веточки, листки, травка.

Сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и распишем не ложки, вазы, чашки, а красивый русский платок.

✿ Осочки – самый простой элемент узора. Он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз.

✿ Травинки – это мазки с небольшим плавным утолщением.

✿ Капельки рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге.

✿ Усики рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.

✿ Завитки выполняются с легким нажимом в середине элемента.

✿ Кустик – это наиболее сложный элемент, в его изображении могут участвовать все элементы травного орнамента.

Хозяйка: Ай да рукодельницы! Ай да мастера! Какие оригинальные и необычные у вас получились платочки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Составила: Линченко Ирина Владимировна

Цель: Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи.

Образовательные задачи. Учить создавать декоративную композицию по мотивам росписи Дымковской игрушки, используя элементы: линии, круги, точки, мазки.

Продолжать учить сочетать цвета элементов между собой. Закреплять умение рисовать всем ворсом кисти и ее кончиком, аккуратно работать с красками.

Развивающие задачи. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.

Речевые задачи . Учить отвечать на вопросы воспитателя, называть элементы дымковской росписи, закреплять текст пальчиковой гимнастики, анализировать выполненные работы.

Воспитательные задачи. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству - дымковской игрушке, стремление к выполнению подобной работы, уверенность в своих силах.

Словарная работа. Активизировать в речи: текст пальчиковой гимнастики, названия элементов: линии, круги, точки, мазки.

Предшествующая работа. Дети рассматривали Дымковские игрушки, иллюстрации с изображениями Дымковских игрушек, рисовали декоративные полосы с использованием элементов Дымковской росписи.

Виды детской деятельности: художественно-творческая, игровая, познавательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Оборудование и материалы: Образцы, бумага белого цвета, краски, кисти, подставки, вода, тряпочки.

Источник: Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Стр.57

Ход занятия:

Вступительная часть

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости. Это кукла Катенька.

– Катенька, почему ты такая грустная?

– Катенька мне говорит, что, у нее нет красивого платочка.

– Ребята, давайте поможем нашей кукле, подарим ей платочки. Но подарим не простые, а вот такие – расписные. (Показ заранее нарисованного образца дымковской росписи). А вы знаете, как называется эта роспись? Она называется дымковской. А почему она так называется?

Мастера лепили из глины веселые игрушки. Обжигали, сушили в печи. Высушенные игрушки белили в белый цвет и только после этого расписывали узорами. Такой игрушки, как дымковская больше нет, она одна такая.

Это что за хоровод

В селе Дымково живёт?

Платья яркие в горошек,

Много точек и дорожек,

И на белом материале

Узор дети расписали.

Постарались от души,

Ах! Плясуньи хороши!

Воспитатель: Ребятки, давайте немного отдохнем

Физкультминутка:

По солнышку, по солнышку (руки вверх – к плечам)

Дорожкой луговой (руки вперёд)

Иду по мягкой травушке (шагаем)

Я летнею порой (шагаем)

И любо мне, и весело, (повороты туловищем влево-вправо)

Смотрю по сторонам, (повороты головой)

И дымковской игрушке (разводим руки)

Радуюсь я там. (руки к груди)

– Проходите за столы, присаживайтесь.

Основная часть

Воспитатель: Дымковские игрушки расписывали такими элементами – кружки, точки, прямые и линии. Использовали яркие, сочные цвета – красный, синий, желтый, зеленый. Каждый элемент узора что-то обозначает. Круг – солнце, линия – вода, клетка – поле. (Обследование образца воспитателя, выполненного им заранее). У дымковской игрушки есть свои цвета, есть свой орнамент своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки. Пора нам браться за работу. (На доске перед детьми висят элементы дымковской росписи: кружок, точки, прямая).

hello_html_2c615a08.jpg

Воспитатель: Сначала я покажу вам, как мы будем украшать наш платочек. Вначале возьмем кисточку и ее кончиком нарисуем жёлтой краской в центре кружок, затем –прижимая и одновременно проворачивая кисточку вокруг себя, рисуем лепестки красной краской, затем сверху с право на лево нарисуем линию синей краской, теперь внизу кончиком кисточки, а теперь по бокам, рисуем с верху в низ. Вот какой платочек получился.

Пальчиковая гимнастика:

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так

И головки убирали. Ритмично сгибать и разгибать пальцы.

Самостоятельная работа детей

Воспитатель: А теперь вы принимайтесь за работу и украшайте свои платочки.

Дети начинают работу. Педагог при необходимости проводит индивидуальную работу, то есть, ходит по рядам и на своем листе показывает непонятные данному ребенку приемы рисования или чередования элементов узора.

Зрительная релаксация:

hello_html_m3d3e850c.jpg

Заключительная часть (анализ детских работ)

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Посмотрите, какие разные и красивые платочки у вас получились. (У каждого ребенка в работе отмечаю что-то особенное, свое). Давайте теперь подарим наши платочки кукле Кате. (Дети приносят рисунки и выкладывают около куклы на столе).

- Кукле Кате очень понравились ваши подарки, и она говорит вам спасибо.

- Ребята, нашей кукле пора прощаться с нами. Она спешит к своим подругам-куклам, чтобы поделиться с ними платочками.

Цель: Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи.

Программные задачи:

а) Образовательные задачи. Учить создавать декоративную композицию по мотивам росписи Дымковской игрушки, используя элементы: линии, круги, точки, мазки.

Продолжать учить сочетать цвета элементов между собой. Закреплять умение рисовать всем ворсом кисти и ее кончиком, аккуратно работать с красками.

б) Развивающие задачи. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.

в) Речевые задачи. Учить отвечать на вопросы воспитателя, называть элементы дымковской росписи, закреплять текст пальчиковой гимнастики, анализировать выполненные работы.

д) Воспитательные задачи. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству - дымковской игрушке, стремление к выполнению подобной работы, уверенность в своих силах.

III Словарная работа. Активизировать в речи: текст пальчиковой гимнастики, названия элементов: линии, круги, точки, мазки.

IV Предшествующая работа. Дети рассматривали Дымковские игрушки, иллюстрации с изображениями Дымковских игрушек, рисовали декоративные полосы с использованием элементов Дымковской росписи.

V Виды детской деятельности: художественно-творческая, игровая, познавательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

VI Мастерская. Образцы, бумага белого цвета 20х20 см, краски, кисти, подставки, вода, тряпочки.

VII Источник: Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Стр.57

VIII Содержание организованной образовательной деятельности:

Организационный момент

Е. Карельская:

Мышка мылом мыла лапку –

Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой,

Сполоснув потом водой.

Не забыла и Указку,

Смыв с него и грязь, и краску.

Средний мылила усердно:

Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой –

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла –

Очень он боялся мыла.

Воспитатель:Молодцы дети, вы помогли вашим пальчикам проснуться и всем вместе потянуться. А впереди у нас рисовальная игра. Я предлагаю вам правильно сесть на стульчики и рассмотреть платочек (рассматривают). Что вы можете сказать об элементах, которыми украшен этот платочек? Назовите их.

Воспитатель:Что вы можете сказать о цвете элементов? Нравится ли вам сочетание элементов такого цвета?

Воспитатель:А теперь я вам предлагаю еще один способ украшения платочка (показ расположения элементов и нового цветового сочетания).

Воспитатель:Дети, предлагаю взять кисточку и порисовать в воздухе (знакомые элементы).

Воспитатель:Можете приступить к украшению ваших платочков, вы можете использовать другие цвета при изображении элементов и другое расположение элементов.

Не забудьте правила пользования красками и у вас все получится.

Выполнение работы детьми.

По ходу выполнения работ даю детям советы, поощряю удачно начатые работы детей, подбадриваю нерешительных детей.

Воспитатель:Молодцы дети, вы все стараетесь, но ваши пальчики немного утомились, давайте им поможем немного отдохнуть.

Выполнение пальчиковой гимнастики.

«Мы все дружно рисовали,

Наши пальчики устали,

Мы немного отдохнем

Воспитатель:Молодцы! Вас ждут ваши платочки. Предлагаю продолжить их дальше украшать (дети продолжают работу).

Воспитатель:Молодцы, дети! Какие красивые и разные платочки у вас получились! Кто желает выбрать понравившийся платочек и рассказать о том, как он выполнен. Дети рассказывают за что они выбрали рисунок, что им особенно понравилось. (аккуратность, расположение элементов, удачный выбор цвета).

Читайте также: