Айрис мердок отрубленная голова краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Изучайте английский язык с помощью параллельного текста книги "Отрубленная голова". Метод интервальных повторений для пополнения словарного запаса английских слов. Встроенный словарь. Аналог метода Ильи Франка по изучению английского языка. Всего 814 книг и 2580 познавательных видеороликов в бесплатном доступе.

That I should have had some time to 'open up' my relations with Georgie seemed inevitable: yet I detested both the moment and the manner of this particular revelation and there were times when I wondered whether my love for Georgie was strong enough to support the sheer weight of mess and muddle under which I felt it now laboured.

Конечно, я должен был со временем раскрыть свои отношения с Джорджи, это представлялось неизбежным.
Но как мерзко они были раскрыты и в какой момент!
Я сомневался, так ли сильна моя любовь к Джорджи, чтобы выдержать всю эту массу грязи и дряни, которая теперь на меня обрушилась.

All the same, when I had found her with Alexander my sense of possessiveness had been immediate and violent: a possessiveness which lingered on now as a sort of aching resentment.

И все равно, как только я увидел ее с Александром, мой инстинкт собственника заявил о себе сразу и с яростной силой.
Этот собственнический инстинкт связывался у меня с горькой и саднящей обидой.

Анастасия Кириченко

Голова пользовалась у кельтских племен особым почитанием. Для них она имела куда большее значение, чем сердце, столь ценимое в других архаических цивилизациях. Кельты считали голову обиталищем души и полагали даже, что голова способна существовать сама по себе, без всего остального тела.По-видимому, именно этим объясняется тот факт, что кельты, по свидетельству древних источников, непременно стремились обезглавить врагов, убитых ими на поле боя, и часто привязывали их отрубленные головы к шеям своих коней. В более поздние, цивилизованные времена, когда кельты отказались от мрачной практики обезглавливать враов, культ головы по-прежнему сохранял у них большое значение. Это со всей ясностью показывают многочисленные резные каменные рельефы и изваяния, обнаруженные во многих местах, где в древности процветали очаги цивилизации кельтов. В археологических раскопках в самых разных местах были найдены сосуды и чаши с изображениями человеческих голов, выполнявших роль ручек.

Кельтская мифология. Энциклопедия.

Анастасия Кириченко

"Отрубленная голова" издавалась неоднократно, в нескольких переводах и редакциях. Она написана в 60-е, когда до Альцгеймера было еще далеко и Мердок создавала романы, воплощающие главную добродетель экзистенциализма - рефлектирующее воображение.

В них не было ничего лишнего, и лучшим примером стала эта книга. Словно бы сама Айрис, а не ее романная героиня, исполнила танец с самурайским мечом, высекая лаконичность повествования. Ничего вне замысла; метафоры и мифы - одним предложением. Абсолютно осознанная, выстроенная архитектоника. Еще никаких обычных для Мердок в дальнейшем философских дискуссий. Журналистский тип повествования пока не освоен. И нарочитая сухость романного языка, как способ сказать: жизнь - это жесткая схема. При таком письме даже самый замысловатый из фарсов, замешанный на всевозможных комплексах - от Эдипова до кастрации, - будет точным и холодным. А центром его обязательно станет властная и роковая личность.
Только на первый взгляд "Отрубленная голова" - роман о браке, изменах, инцесте и о такой разной, но все же любви. ("Искусство - это любовь", - говорит Мердок каждым своим романом). Под сетью - не просто шесть запутавшихся в любовной интриге персонажей. И роман этот - не только современная версия "Сна в летнюю ночь". Из лондонского тумана вдруг появляются античные боги, в которых перевоплотились обычная профессорша-антрополог, психотерапевт, владелец винной фирмы и его жена. Они называют себя нимфами и принцами, разливают вокруг золото Аполлона и чувствуют, будто бы с них "содрали кожу" (позднее миф Аполлона и Марсия в полной мере воплотится в романе "Черный принц").
Впрочем, если книга называется "Отрубленная голова", то сами понимаете, - чей-то взгляд будет выдержать довольно трудно.
Когда-то Медуза Горгона была прекрасной девушкой. Героиня Мердок - тоже. А теперь люди вокруг нее каменеют. Неслучайно в начале романа Гонория существует только как тело без головы. Даже полюбивший ее Мартин понимает, что любовь пришла к нему "из таких глубин, где гнездятся чудовища". "Когда любовь предстала предо мной, такой, что страшно вспомнить мне об этом". Наступают сумерки богов. Рушатся представления каждого из персонажей о себе и мире - неизбежный для Мердок финал.
Самурайский меч, пятно от вина на ковре, - мы привыкли, что ружье должно стрелять. Но Мердок играет с нами, ей нужно настроение саспенса, но не нужны рассеченные тела. "Отрубленная голова" так и останется метафорой и выходом на мифы с головой без тела. Медуза, Юдифь, Саломея.
Нет обмана ироничней, чем иллюзия мирного финала. А стремительно нарастающая иррациональность ужасает не меньше хоррора.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Книги Мердок глубоко психологичны, с самых первых страниц она задает посыл, пусть даже и не лежащий на поверхности, но требующий от читателя внутреннего решения, что же он на самом деле думает по тому или иному поводу. Вы должны для начала быть искренним с самим собой, вывести какие-то "исходные положения". И это будет ключом, который откроет дверь в книгу. Только не обольщайтесь и не думайте, что ваше мнение таким и останется до конца книги. Мердок пропустит его через такие жернова реальности и постмодернизма, что от него останутся "рожки да ножки".
Вот, например, "Отрубленная голова" - это книга в первую очередь об измене, банальной такой супружеской измене.

"Мне нравилось, как сухо и трезво она воспринимала наши отношения. Я мог обманывать жену лишь с такой, на редкость разумной особой."
"Я был властен над Антонией почти так же, как я владел прекрасной коллекцией литографий Одюбона, украшавших лестницу в моем доме. Я не был властен над Джорджи. Джорджи просто была здесь, со мной."
". какой женатый человек, имеющий любовницу, не вводит ее в заблуждение?"

Но к середине книги вы уже начинаете сомневаться в правильности своих изначальных суждений. По-моему, именно так с нашими мыслями и должна поступать хорошая книга. Зачем же тогда читать, если во время прочтения ты смотришь только на белые страницы с черными буковками, а не внутрь себя? Эта бесконечная любовная чехарда, которая чуть ли не в каждой новой главе расставляет героев по-новому, перемешивает пары, сводит бывшую любовницу с нынешней, бросает брата и сестру в одну постель, как будто кричит: "В мире должно быть что-то неизменное! Если ты его потеряешь, то попадешь в такой же мутный и отвратительно-скользкий водоворот."

"Мне нравилось, как сухо и трезво она воспринимала наши отношения. Я мог обманывать жену лишь с такой, на редкость разумной особой."
"Я был властен над Антонией почти так же, как я владел прекрасной коллекцией литографий Одюбона, украшавших лестницу в моем доме. Я не был властен над Джорджи. Джорджи просто была здесь, со мной."
". какой женатый человек, имеющий любовницу, не вводит ее в заблуждение?"

Но к середине книги вы уже начинаете сомневаться в правильности своих изначальных суждений. По-моему, именно так с нашими мыслями и должна поступать хорошая книга. Зачем же тогда читать, если во время прочтения ты смотришь только на белые страницы с черными буковками, а не внутрь себя?

Читайте также: