Адельстан жуковский краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

День багрянил, померкая,
‎ Скат лесистых берегов;
Ре́ин, в зареве сияя,
‎ Пышен тёк между холмов.

Он летучей влагой пены
‎ Замок Аллен орошал;
Терема́ зубчаты стены
‎ Он в потоке отражал.

Девы красные толпою
‎ Из растворчатых ворот
Вышли на́ берег — игрою
‎ Встретить месяца восход.

Вдруг плывёт, к ладье прикован,
‎ Белый лебедь по реке;
Спит, как будто очарован,
‎ Юный рыцарь в челноке.

Алым парусом играет
‎ Легкокрылый ветерок,
И ко брегу приплывает
‎ С спящим рыцарем челнок.

Белый лебедь встрепенулся,
‎ ‎ Распустил криле свои;
Дивный плаватель проснулся —
‎ И выходит из ладьи.

И по Реину обратно
‎ С очарованной ладьёй
По́плыл тихо лебедь статный
‎ И сокрылся из очей.

Рыцарь в замок Аллен входит:
‎ Всё в нём прелесть — взор и стан;
В изумленье всех приводит
‎ Красотою Адельстан.

Меж красавицами Лора
‎ В замке Аллене была
Видом ангельским для взора,
‎ Для души душой мила.

Графы, герцоги толпою
‎ К ней стеклись из дальних стран —
Но умом и красотою
‎ Всех был краше Адельстан.

Он у всех залог победы
‎ На турнирах похищал;
Он вечерние беседы
‎ Всех милее оживлял.

И приветны разговоры
‎ И приятный блеск очей
Влили нежность в сердце Лоры —
‎ Милый стал супругом ей.

Исчезает сновиденье —
‎ Вслед за днями мчатся дни:
Их в сердечном упоенье
‎ И не чувствуют они.

Лишь случается порою,
‎ Что, на воды взор склонив,
Рыцарь бродит над рекою,
‎ Одинок и молчалив.

Но при взгляде нежной Лоры
‎ Возвращается покой;
Оживают тусклы взоры
‎ С оживленною душой.

И когда обряд крещенья
‎ Патер должен был свершить,
Чтоб водою искупленья
‎ Душу юную омыть:

Как преступник перед казнью,
‎ Адельстан затрепетал;
Взор наполнился боязнью;
‎ Хлад по членам пробежал.

Солнце спряталось за гору;
‎ Окропился луг росой;
Он зовет с собою Лору,
‎ Встретить месяц над рекой.

И пошли рука с рукою…
‎ День на хо́лмах догорал;
Молча, сумрачен душою,
‎ Рыцарь сына лобызал.

Вот уж поздно; солнце село;
‎ Отуманился поток;
Чёрен берег опустелый;
‎ Холодеет ветерок.

Рыцарь всё молчит, печален;
‎ Всё идёт вдоль по реке;
Лоре страшно; замок Аллен
‎ С час как скрылся вдалеке.

Но молчит, как очарован,
‎ Рыцарь, глядя на реку́…
Лебедь там плывёт, прикован
‎ Лёгкой цепью к челноку.

Лебедь к берегу — и с сыном
‎ Рыцарь сесть в челнок спешит;
Лора вслед за паладином;
‎ Обомлела и дрожит.

И, осанясь, лебедь статный
‎ Легкой цепию повлёк
Вдоль по Реину обратно
‎ Очарованный челнок.

Небо в Реине дрожало,
‎ И луна из дымных туч
На ладью сквозь парус алый
‎ Проливала тёмный луч.

И плывут они, безмолвны;
‎ За кормой струя бежит;
Тихо плещут в лодку волны;
‎ Парус вздулся и шумит.

И на береге молчанье;
‎ И на месяце туман;
Лора в робком ожиданье;
‎ В смутной думе Адельстан.

«Тише, тише; он с тобою.
‎ Скоро… ах! кто даст мне сил?
Я ужасною ценою
‎ За блаженство заплатил.

Лодка к брегу — рыцарь с сыном
‎ Выйти на берег спешит;
Лора вслед за паладином,
‎ Пуще млеет и дрожит.

Страшен берег обнажённый;
‎ Нет ни жила, ни древес;
Чёрен, дик, уединённый,
‎ В стороне стоит утёс.

И пещера под скалою —
‎ В ней не зрело око дна;
И чернеет пред луною
‎ Страшным мраком глубина.

В бездне звуки отравились;
‎ Отзыв грянул вдоль реки;
Вдруг… из бездны появились
‎ Две огромные ру́ки.

К ним приблизил рыцарь сына…
‎ Цепенеющая мать,
Возопив, у паладина
‎ Жертву бросилась отнять

Страшно, страшно застонало
‎ В грозных сжавшихся когтях…
Вдруг всё пусто, тихо стало
‎ В глубине и на скалах.

Примечания

И воскликнула: спаситель!
‎ Руку рыцаря схватя.
Нет спасения! губитель
‎ В бездну бросил уж дитя.

И дитя, виясь, стенало,
‎ В грозных сжатое когтях.
Вдруг все пусто, тихо стало
‎ В глубине и на скалах.

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.

День багрянил, померкая,
‎Скат лесистых берегов;
Ре́ин, в зареве сияя,
‎Пышен тёк между холмов.

Он летучей влагой пены
‎Замок Аллен орошал;
Терема́ зубчаты стены
‎Он в потоке отражал.

Девы красные толпою
‎Из растворчатых ворот
Вышли на́ берег — игрою
‎Встретить месяца восход.

Вдруг плывёт, к ладье прикован,
‎Белый лебедь по реке;
Спит, как будто очарован,
‎Юный рыцарь в челноке.

Алым парусом играет
‎Легкокрылый ветерок,
И ко брегу приплывает
‎С спящим рыцарем челнок.

Белый лебедь встрепенулся,
‎‎Распустил криле свои;
Дивный плаватель проснулся —
‎И выходит из ладьи.

И по Реину обратно
‎С очарованной ладьёй
По́плыл тихо лебедь статный
‎И сокрылся из очей.

Рыцарь в замок Аллен входит:
‎Всё в нём прелесть — взор и стан;
В изумленье всех приводит
‎Красотою Адельстан.

Меж красавицами Лора
‎В замке Аллене была
Видом ангельским для взора,
‎Для души душой мила.

Графы, герцоги толпою
‎К ней стеклись из дальних стран —
Но умом и красотою
‎Всех был краше Адельстан.

Он у всех залог победы
‎На турнирах похищал;
Он вечерние беседы
‎Всех милее оживлял.

И приветны разговоры
‎И приятный блеск очей
Влили нежность в сердце Лоры —
‎Милый стал супругом ей.

Исчезает сновиденье —
‎Вслед за днями мчатся дни:
Их в сердечном упоенье
‎И не чувствуют они.

Лишь случается порою,
‎Что, на воды взор склонив,
Рыцарь бродит над рекою,
‎Одинок и молчалив.

Но при взгляде нежной Лоры
‎Возвращается покой;
Оживают тусклы взоры
‎С оживленною душой.

И когда обряд крещенья
‎Патер должен был свершить,
Чтоб водою искупленья
‎Душу юную омыть:

Как преступник перед казнью,
‎Адельстан затрепетал;
Взор наполнился боязнью;
‎Хлад по членам пробежал.

Солнце спряталось за гору;
‎Окропился луг росой;
Он зовет с собою Лору,
‎Встретить месяц над рекой.

И пошли рука с рукою…
‎День на хо́лмах догорал;
Молча, сумрачен душою,
‎Рыцарь сына лобызал.

Вот уж поздно; солнце село;
‎Отуманился поток;
Чёрен берег опустелый;
‎Холодеет ветерок.

Рыцарь всё молчит, печален;
‎Всё идёт вдоль по реке;
Лоре страшно; замок Аллен
‎С час как скрылся вдалеке.

Но молчит, как очарован,
‎Рыцарь, глядя на реку́…
Лебедь там плывёт, прикован
‎Лёгкой цепью к челноку.

Лебедь к берегу — и с сыном
‎Рыцарь сесть в челнок спешит;
Лора вслед за паладином;
‎Обомлела и дрожит.

И, осанясь, лебедь статный
‎Легкой цепию повлёк
Вдоль по Реину обратно
‎Очарованный челнок.

Небо в Реине дрожало,
‎И луна из дымных туч
На ладью сквозь парус алый
‎Проливала тёмный луч.

И плывут они, безмолвны;
‎За кормой струя бежит;
Тихо плещут в лодку волны;
‎Парус вздулся и шумит.

И на береге молчанье;
‎И на месяце туман;
Лора в робком ожиданье;
‎В смутной думе Адельстан.

«Тише, тише; он с тобою.
‎Скоро… ах! кто даст мне сил?
Я ужасною ценою
‎За блаженство заплатил.

Лодка к брегу — рыцарь с сыном
‎Выйти на берег спешит;
Лора вслед за паладином,
‎Пуще млеет и дрожит.

Страшен берег обнажённый;
‎Нет ни жила, ни древес;
Чёрен, дик, уединённый,
‎В стороне стоит утёс.

И пещера под скалою —
‎В ней не зрело око дна;
И чернеет пред луною
‎Страшным мраком глубина.

В бездне звуки отравились;
‎Отзыв грянул вдоль реки;
Вдруг… из бездны появились
‎Две огромные ру́ки.

К ним приблизил рыцарь сына…
‎Цепенеющая мать,
Возопив, у паладина
‎Жертву бросилась отнять

Страшно, страшно застонало
‎В грозных сжавшихся когтях…
Вдруг всё пусто, тихо стало
‎В глубине и на скалах.

Рыцарь Адельстан женится на Лоре. Появление малыша не радует отца. Рыцарь собирается принести ребенка в жертву духам реки, но вмешивается мать и спасает сына. Адельстан гибнет сам.

За минуту

На Рейне стоит замок Аллен. По реке лебедь тянет за собой ладью со спящим рыцарем. Лодка причаливает, и рыцарь Адельстан просыпается. Он идет в замок.

Там живет красавица Лора, которая всем знатным женихам предпочитает храброго рыцаря. Лора и Адельстан вступают в брак. Но нет покоя рыцарю: бродит задумчиво и печально один у реки.

Лора ожидает ребенка, но эта новость не радует будущего отца. На обряде крещения он просит отложить таинство под предлогом болезни. Вечером Адельстан с женой и ребенком гуляют у реки. Темнеет. Замок уже далеко.

Лора просит мужа вернуться домой, но он не слушает ее. Приплывает лебедь с ладьей. Рыцарь оставляет Лору на берегу и уплывает с ребенком. Мать просит вернуть сына. Адельстану тяжело слышать плач младенца, и он возвращается.

Рыцарь с ребенком поднимается на утес. Оттуда он кричит в бездну, что принес дань. Из воды появляются две огромные руки и тянутся к младенцу. Лора призывает на помощь бога и отнимает сына. Адельстан падает в пучину и гибнет.

Главные герои

  • Людмила — молодая девушка, с чутким любящим сердцем, бескомпромиссная, честная.

Другие персонажи

  • Мать Людмилы — простая набожная женщина, которая убеждала дочь смириться с божьим умыслом.
  • Жених Людмилы — молодой парень, воин, погибший на поле битвы.

Краткое содержание

Дома мать, встревоженная отрешённым видом Людмилы, пытается узнать, о чём она горюет. Девушка плачет и признается, что не хочет больше жить, ведь Бог совсем позабыл о ней.

Заключение

Василий Андреевич Жуковский – один из лучших русских поэтов. Он был основателем отечественного романтизма, который в его работах приобрел совсем другой вид. Произведения автора сразу получили известность из-за исключительного стиля. Писатель уже раньше пробовал сочинять баллады, однако ни одна из них не получила всеобщего признания. Однако это произведение стало своеобразным экспериментом, который оказался удачным.

людмила баллада

Трагедия человеческой жизни — один из основных мотивов творчества В. А. Жуковского. Поэт-романтик остро ощущал дисгармонию мира, где за прекрасным может скрываться неподвластное человеку, а за неведомым и мрачным в жизни спрятана идеальная красота.

Балладой в сентиментально-романтической западноевропейской литературе считалось лиро-эпическое произведение, чаще всего необычного, легендарно-исторического, фантастического и героического характера. Этот жанр как нельзя более соответствовал мрачным переживаниям и раздумьям Жуковского о жизни и судьбе человека.

Поэт стремится воссоздать все перипетии переживаний Людмилы: тревогу и грусть по жениху, ожившие надежды на свидание, скорбь и отчаяние, недоумение и радость, сменяющиеся страхом и ужасом, когда любимый привозит ее на кладбище к собственной могиле.

Завязка истории

Опираясь на немецкий первоисточник, очень легко проводить анализ баллады Жуковского. Людмила в оригинальном произведении носила имя Ленора. Место действия автор переносит на славянские земли. Время не имеет значения. Читая балладу, аудитория может легко представлять события, поскольку они не привязаны к определенным годам.

Главная героиня – девушка. Сюжет начинается с того, что молодая женщина ждет своего любимого, который воюет в далеком краю. Стоя на распутье и высматривая солдата, Людмила думает: возможно, любимый ее забыл, изменил, или еще хуже – погиб. Затем на горизонте появляется войско. Оно идет домой с победой. Однако среди солдат нет ее любимого.

Популярные сегодня пересказы

  • Снежная книга — краткое содержание рассказа Бианки
    Действия рассказа Виталия Бианки происходят в лесу. Его героями выступают любимые животные. Автор с удовольствием наблюдает привычное для зимнего периода явление. На бескрайнем снежном покрывале невозможно пройти мимо разных следов
  • Девочка Снегурочка — краткое содержание сказки Даля
    Во время игры в снежки, старик и старуха решили посмотреть, как люди праздник отмечают, порадоваться за чужих детей. И возникла у них мысль – неплохо было бы ребенка иметь, да возможности нет
  • Моя Родина — краткое содержание рассказа Пришвина
    В своем рассказе известный любитель природы Пришвин рассказывает и учит читателей как следует любить не только природу, но и родину, малую и большую, а также собственную мать и теплое молочко по утрам и ранний утренний труд.
  • Белоснежка и семь гномов — краткое содержание сказки братьев Гримм
    В одном сказочном государстве живут король с королевой, которая, глядя зимой на белый пушистый снег, мечтает о дочери, имеющей белое личико и темные кудряшки.

Двусторонний диалог

С горем и печалью красавица идет домой, говоря, что дважды любить нельзя. Она готова умереть. Унылую барышню встречает встревоженная мать, и спрашивает, что случилось. Девушка отвечает, что Бог забыл о ней и не желает ей счастья. Людмила клянет Господа и говорит, что он не милосерден.

На это мама ей отвечает, что Всевышний знает, что делает и если он послал страдания, следовательно, так должно быть. Но дочь заявляет, что молитвы и просьбы, которые она повторяла перед иконами, силы не имели и были бесплодны. В жизни больше не будет радости – уверена Людмила. Баллада полна болью и отчаянием. Но пожилая женщина сообщает, что страдания не вечны, и тем, кто их переживет, прямая дорога в рай. В свою очередь, ад ждет тех, кто не повинуется судьбе. Однако дочь не соглашается, она уверена, что с любимым найдет счастье везде. Девушка продолжала проклинать Бога.

баллада людмила краткое содержание

Людмила ждет милого из военного похода. Мимо проходят воины, оставшиеся от ополчения, но среди них нет любимого. Девушка грустит. Мать спрашивает у дочери о причине грусти. Девушка отвечает, что ей нет жизни без милого друга. Она начинает роптать на Бога и просить у неба смерти. Мать пытается успокоить Людмилу, предупреждает ее о великом грехе роптания.

Для смиренных всевышний готовит рай, для бунтующих – ад. Нужно быть послушными и не спорить с судьбой. Девушка говорит, что ей рай везде, где милый. Ночью перед ней появляется любимый и везет ее далеко в лес. Людмила прижимается к другу. Мертвый мчится с ней к гробовой келье.

Долго мчатся в ночи всадники, уже под утро они оказываются на кладбище. Конь несется по гробам. Вид любимого становится страшным. Девушка мертвеет, падает на прах милого друга. Утягивают ее под землю. Царь-Всевышний услышал ропот красавицы и выполнил ее желание: час пробил и настал конец жизни.

Долгая дорога

Солдат сказал, что нужно ехать. Они оседлали коня и начали путешествие. Мужчина отметил, что дорога очень дальняя и медлить нельзя. В пути всадник рассказал о своем доме. Его новое жилье в Литве. Дом тесный, сбит из шести досок, а над ним стоит крест. Однако девушка не боится мертвого друга. Она счастлива, что любимый рядом.

Месяц уже прятался, и на землю пришел рассвет, когда пара добралась до места. Барышня рассмотрела все вокруг. Это было кладбище с гробами и крестами, а посередине стояла церковь. Конь довез девушку до могилы. Там гроб открылся, и ее ждал возлюбленный – мертвый и холодный. Не такого конца ждала Людмила. Баллада подошла к кульминации.

анализ баллады жуковского людмила

Вариант 2

Сюжет баллады заключается в том, что молодая девушка ждёт своего суженого, который ушёл на войну в далёкий чужой край. Но вот всё войско вернулось с победой, нет лишь любимого Людмилы, он погиб на поле брани.

Баллада сочетает в себе как реальность, так и мистические сюжеты. Суть произведения в том, что человек, прежде всего, должен ответственно относиться к своим желаниям, тем более. Если они озвучены.

Вот скрылось солнце, наступила ночь, и в полночный час девушка услышала топот коня. Потом раздались шаги, и Людмила услышала голос своего любимого. Жених зовёт девушку ехать с ним в дальний путь. Невеста готова ехать со своим суженым хоть на край света. Молодые люди сели на лошадь и отправились в путь. В дороге милый говорил, что путь предстоит неблизкий, и надо торопиться. Когда они доехали до места, девушка увидела, что они находятся на кладбище, вокруг множество могил с крестами, а в центре кладбища стоит церковь. Конь остановился у свежей могилы, раздался треск, могила разверзлась, и открылся гроб. Людмила увидела своего милого: страшного, посиневшего мертвеца. Труп поднялся из гроба, и поманил к себе невесту. Людмила замертво свалилась в гроб. Вокруг поднимаются мертвецы, и хором поют, что Творец выполнил волю девушки, и соединил её с любимым.

Так автор показывает, что нельзя идти на поводу своих желаний. Человек должен к чему-то стремиться, а если на его долю выпадают какие-то испытания, то нельзя опускать руки, надо бороться и идти вперёд. Если поддаться слабости, умираешь духовно.

Трагический финал

Вместо уютного дома девушка получила могилу, а ее жених – труп. Когда-то красивый и живой человек превратился в холодное синее тело. Его руки были сложены крестом, взгляд затуманен. Вдруг мертвец поднялся и поманил девушку к себе пальцем. Также он сказал, что отныне их дом – холодная и сырая земля. Камнем девушка упала в гроб. Другие мертвые поднялись из могил и завили, что Бог слышит абсолютно все, что говорят и думают люди. Он правосуден и за упреки наказал барышню.

Главная героиня не послушалась матери и продолжала проклинать судьбу, следовательно, небеса, выполнили страшную просьбу. Смерть девушки была ужасной и трагической. Красавица отнюдь не ожидала такого конца. В финале произведения автор не оставляет места для альтернативы. Финиш четкий и понятный. Девица поплатилась за свои беззаконные мысли и упреки.

тема баллады людмила

Тоскующая Людмила ждёт своего возлюбленного, гадая, может, разлюбил он её и поэтому покинул, или вовсе погиб. Вдруг у горизонта она видит облака пыли, и до неё доносятся лошадиное ржание и топот копыт.

Вскоре она видит сверкающие доспехи: с боя возвращается славянская дружина. Жены, дети, родители радостно побежали встречать воинов. Дружинники проходят мимо, но своего любимого Людмила так и не встретила. Печальная девушка медленно идёт домой, размышляя, что нет ей больше жизни.

Людмила воскликнула, что в её сердце умерла вера, и жизнь уже погублена. Мать предостерегла дочь, что райские врата открыты только для смиренных, тогда как все бунтари отправятся в ад. Людмила лишь произнесла, что для неё адские страдания – ничто, и не нужен ей рай, если нет там её возлюбленного.

Медленно наступало утро: побледнела луна, померкли звезды, где-то закричал петух. И вот они прискакали к воротам, за которыми девица увидела надгробные камни, могилы и кресты. Всадник на коне резко подлетает к могиле и падает в неё.

На небе раздались крики и стоны. Все мертвецы разом встали из могил и затянули мрачную песню про безрассудство смертных и справедливость Бога.

Дуализм мысли

Образ девушки – это своеобразный символ неповиновения судьбе. Героиня не может воспринять то, что любимый погиб, и предпочитает пойти вместе с ним в могилу. Из-за своей слепоты через горе барышня сама навлекает на себя беду. В одном из диалогов красавица отмечает, что без милого рая нет, а с юношей ей где угодно будет хорошо. Сначала читателю кажется, что девушка очень сильная, поскольку не желает мириться с потерей. Однако очень скоро становится понятно, что на самом деле ею руководит слабость. Девица не способна переживать неприятности и бороться с трудностями.

Краткое содержание

Главная героиня ждет своего любимого и очень тоскует. Она гадает и спрашивает, сможет ли разлюбить избранника. Через некоторое время девушка видит возвращение дружины. Воинов радостно встретили, но жениха Людмилы среди них не было. Она все поняла: возлюбленный мертв.

В отчаянии девушка пошла домой. Там ее встретила мать. Героиня начала плакать, рассказывать о случившемся. В минуту слабости Людмила говорит, что Бог забыл ее, это конец. Старушка одергивает дочь и предупреждает: смиренные попадают в рай, а бунтари — только в ад.


Ночью Людмила услышала топот копыт. Она вышла на улицу и увидела своего любимого. Девушка удивилась, но поддалась уговорам и села на лошадь. Вместе с мертвецом она умчалась вдаль. К утру герои добрались до кладбища.

Там ее жених падает в могилу и из красавца превращается в холодный и разложившийся труп. Он приподнимается и зовет девушку с собой. От ужаса она умирает и падает к нему в могилу. В это время все мертвые на кладбище начинают петь песню о справедливости Всевышнего и глупости людей.

Невидимые персонажи

Еще один герой баллады – любимый Людмилы. Он солдат, погибший на чужой земле. Но в отличие от матери и дочери, у этого персонажа нет собственного характера. Он является лишь оружием в руках Бога. Об истории любви молодых людей не упоминается, однако их чувства очень сильные, поскольку девушка очень долго убивается из-за смерти жениха. Солдат выступает в образе призрака, что влечет Людмилу за собой в иной мир. Он выполняет волю небес. На самом деле, того человека, которого любила девушка, уже нет.

сюжет баллады людмила

Понравилось барышне такое окончание жизни или нет, рассуждать трудно. Однако автор четко указывает, что виной всему, что произошло в финале, – бессмысленные слова людей.

Мистический характер

С первых строк мастер слова не дает надежды на счастье. Пессимистический настрой усиливают словесные обороты. Например, чрезвычайно эмоциональной является та часть, где девушка говорит о собственной смерти. Без любимого ей не хочется жить, и она просит землю расступиться и образовать могилу.

Образ героини в произведении

Людмила предстает перед читателем еще очень юной девушкой, в чью размеренную жизнь внезапно вторгается смерть. Людмила уже планирует свадьбу, даже не задумываясь, что существуют обстоятельства, которые могут помешать ее замыслам. Реальность же шокировала девушку. Смерть любимого жениха она встретила с отчаянием, проклиная свою неудавшуюся жизнь.

Мать не раз пыталась поддержать неразумную дочь, убеждая не роптать на Бога и не пытаться противостоять случившемуся. Однако Людмила, не слушая мудрых советов, зовет и свою смерть, убеждая мать, что никакое райское блаженство, обещанное таким жестоким Богом, ей не нужно. Она говорит, что предпочтет умереть, чем жить дальше.

В произведении явно прослеживаются религиозные убеждения автора. Симпатия Жуковского явно на стороне матери, убеждающей свою дочь, смириться с обстоятельствами, в которых уже ничего нельзя поделать. Однако Людмила, противопоставляя себя Божественному замыслу, требует смерти. Ее слабость, нежелание взглянуть на положение дел трезво и приводят к плачевным последствиям.

Роль образа природы в произведении

Читателю сразу становится понятно, что не узнает счастья без любимого Людмила. Баллада постоянно держит в напряжении. Такого эффекта автор добился и благодаря образам природы. Когда девушка поделилась горем с матерью, то день уже заканчивался. Василий Андреевич придал этому событию особое значение. Он отметил, что солнце село за горы, а долины и рощи погрустнели. Месяц то прятался, то выглядывал из-за туч, а тени были длинными и страшными. Леса в его стихах дремучие, зеркала воды трагически шаткие и холодные, а небо одето в печаль.

Поддерживает грустное настроение природа и тогда, когда едет в чужой край с любимым Людмила. Баллада окутана мистикой, которую читатель чувствует даже через строки. Листья шумят, в глуши слышен свист и чувствуется движение теней. Также писатель использует сравнения. Например, шепот травы очень похож на голос мертвых.

жанр баллады жуковского людмила

Василий Андреевич на протяжении всего произведения отлично поддерживает одну ноту чувств. Его стихотворение полно грусти и тоски. Читатель невольно проникается мистической энергией.


Орест Кипренский. Портрет Василия Андреевича Жуковского, 1815

С первой же сцены Жуковский отступает от подлинника. Баллада Бюргера начинается тем, что девушка просыпается от страшного сна с коротким, тревожным вопросом о своём возлюбленном, Вильгельме. Людмила Жуковского стоит, преклонив очи, на распутье и вздыхает. Речь её многословнее и, подобно томной её позе, звучит какой-то тихой жалобой. Вместо отчаянного ропота Леноры, мы и далее слышим в ответе на утешения матери холодную фразеологию. И троекратное обращение матери, лишенное того разнообразия, какое есть у Бюргера, заменено однообразной угрозою наказания за ропот против Бога; без нужды сцена распространена; автор заставляет Людмилу лишь повторять свои бесцветные жалобы.

Что до мертвых, что до гроба? Мертвых дом земли утроба –

и притом после того, когда мертвец, на вопрос Людмилы, где его дом, описал ей гроб в таких определенных чертах, не забыв при этом и савана, что для читателя должно казаться очень странным её непонимание, куда жених влечет ее.

Сцена на могиле переделана совершенно. Примчавшийся конь бросается прямо в могилу. Вскрывается гроб, и в нем Людмила видит не скелет, но труп, обвитый длинным саваном. Труп привстает и манит Людмилу перстом, обращаясь к ней с речью, которую оканчивает словами:

Сладко спать в земле сырой.

Чу! в лесу потрясся лист; Чу! в глуши раздался свист. Черный ворон встрепенулся; Вспыхнул в небе огонек –

картина, не имеющая никакого отношения к изображаемому действию; Жуковский вносит ее исключительно из пристрастия к мелодраматизму, – побуждение внешнее, не имеющее ничего общего с идеей стихотворения.

Лучше изображение коня и поездки:

Мчатся всадник и Людмила. Робко дева обхватила Друга нежною рукой, Прислонясь к нему главой. Скоком, летом по долинам, По буграм и по равнинам, Пышет конь, земля дрожит; Брызжут искры от копыт; Пыль катится вслед клубами; Скачут мимо их рядами Рвы, поля, бугры, кусты; С громом зыблются мосты.

Читайте также: