Вежливость беседа в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Слушкова Инна Игоревна

Организация: МКВ СОУ ЦО №10

Населенный пункт: Ставропольский край, г. Георгиевск

Цель: воспитание вежливой, доброжелательной личности, чуткого отношения к окружающим.

Задачи:

  • привитие навыков вежливого общения в окружающим социуме;
  • воспитание доброжелательного отношения к людям;
  • развитие навыков понимания нравственных ценностей человека

Используемые основные технологии и формы работы:

  • информационно-коммуникативная технология;
  • проблемная технология;
  • игровая технология;
  • личностное ориентирование;
  • ИКТ;
  • групповая форма;
  • фронтальная форма;
  • индивидуальная форма

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

- Доброе утро! Здравствуйте! Привет! Эти слова мы произносим каждый день, выражая свои пожелания тем, к кому обращаемся.

- Сегодня у нас с вами необычное занятие - мы будем учиться быть вежливыми. Давайте все вместе соберёмся в один круг и возьмёмся за руки:

«Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, пусть у нас сегодня всё будет хорошо!

/Дети садятся на свои места

- Ребята, а что такое добро и вежливость? Как вы думаете?

- Сегодня мы с вами попытаемся ответить на этот вопрос.

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожжённою солнце достать

И подарить его людям.

2.Освоение нового материала

2.1. Постановка проблемы:

- Вы мечтаете стать взрослыми и получить определённую специальность.
–Кем вы хотите стать когда вырастите? Какая профессия вам нравится?

– Но кем бы вы ни стали, хотелось бы, чтобы вы выросли очень хорошими людьми: вежливыми, добрыми, отзывчивыми. А этому тоже надо учиться. - Знаете ли вы, что означают слова: вежливость и доброта.
– Что, по-вашему, эти слова означают?
/Выссказывания детей

2.2. Игра "Доскажи словечко"

- Я предлагаю вам поиграть в игру "Доскажи словечко". За правильний ответ каждый из вас получит фишку.

Повстречал кабан в лесу
Незнакомую лису.
Говорит красавице:
«Разреши … (представиться!)

- А сейчас мы все вместе хором будем досказывать добрые словечки:

1. Растает даже ледяная глыба
От слова теплого . (спасибо)


2. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит . (добрый день)


3. Если больше есть не в силах
Скажем маме мы . (спасибо)


4. Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь . (здравствуйте)


5. Когда нас бранят за шалости,
Говорим . (прости пожалуйста)
6. И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят . (до свидания)

– Какие вежливые слова вы услышали вы услышали в этой игре?

/За каждое правильно названное

слово ребенок получает фишку

- Какие волшебные слова вы говорите своим родным, близким, друзьям, да и просто не знакомым людям?

/За каждое "волшебное" слово ребе

нок получает фишку.

Вывод: волшебные слова не только нужно знать,но и уметь ими пользоваться.

3. Физминутка " Мы вежливы и внимательны"

- Сейчас я буду подавать вам команды, а вы будете выполнять только те из них, в которых услышите вежливые слова:

- "Поднимите пожалуйста руки вверх и похлопайте над головой";

- "Поверните туловище вправо и влево вместе со мной";

При неверном исполнении команды,

объясняет детям, почему данную ко

манду не следовало выполнять.

- "Будьте любезны, поставьте руки на пояс и попрыгайте на двух ногах";

- "Попрыгайте на месте";

- "Будьте добры, выполните присядания";

- "Садитесь на места";

- "Садитесь пожалуйста на свои места".

/За правильно выполненное задание

детям выдаются фишки.

4. Беседа по известным произведениям

4.1. Просмотр видео по рассказу В. Осеевой "Волшебное слово"

4.2. Беседа по рассказу В. Осеевой "Волшебное слово"

- Почему мальчик Павлик был сердит и разговаривал грубо со стариком?

- Как можно назвать его поведение?

- Вам нравится поведение Павлика?

- Как старик помог мальчику?

- Как изменилось отношение родных к мальчику?

- Какую силу имеют волшебные слова?

4.3. Прослушивание стихотворения А. Барто "Признание"

- Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые, взрослые люди.

ПРИЗНАНИЕ

Поди узнай,
Поди пойми,
Что стало с парнем
Лет восьми!
Он всех, в один несчастный день,
Чуть не довел до слез.
Его зовут – стоит как пень,
Как будто в землю врос.
— Смотри не пей воды сырой! —
Советует сосед.
Один стакан, потом второй
Андрюша пьет в ответ.

Поди узнай,
Поди пойми,
Что стало с парнем
Лет восьми!
— Придешь обедать к трем часам,—
Ему сказала мать.
Он пробурчал: — Я знаю сам. —
А сам явился в пять.
— Ну что с тобой, Андрюшенька? —
И сын признался ей:
— Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей!

4.4. Проверка восприятия:

- Прав ли мальчик? (Грубость, неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания.)

5. Инсценирование двух ситуаций детьми .

Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим несколько ситуаций. Поговорим о том, что такое хорошие и плохие манеры.

Первая ситуация.

Мама велела вам прийти домой в 3 часа дня. Но у вас нет часов. Вам придётся обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?

/Инсценировка обращения детей к окру

Вторая ситуация.

Вы едите в трамвае. На остановке входит старушка. Ваши действия?

/Инсценировка "Уступим место"

Воспитатель: Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни рузьям.

6. Прослушивание аудиозаписи по рассказу В.Осеевой "Синие листья"

6.1. Проверка восприятия:

- Почему рассказ называется "Синие листья"?

- Как звали подруг ?

- Сколько зеленых карандашей было у Кати?

- Могла ли Катя дать Лене зеленый карандаш?

- У кого Катя решила спросить разрешение?

- Как выдумаете действительно ли Катя спрашивала разрешение у мамы, брата?

- Была ли Катя настоящей подругой Лене?

-Что значит выражение "Покраснела как рак"?

7. Самопроверка

– Можно ли в нашем классе принять следующие правила вежливости и доброты (обсуждение в группах)
/На экране плакаты с правилами

вежливости и доброты.

1. Помогай там, где нужна помощь.

2. Выручай друзей в беде.

3. Улыбнись тем, с кем общаешься.

6. Прощай ошибки других.

Как вы их понимаете? /Выссказывания детей

8. Творческое задание

- Нарисуйте свою ладошку и напишите на ней одно вежливое или доброе слово. Прикрепите к солнышку свои ладошки. Пусть это лучистое, доброе солнышко светит в нашем классе всегда! Такие же солнышки сделайте дома со своими родными. Пусть они освещают и согревают ваши сердца, дома и квартиры.

9. Подведение итогов Рефлексия

  • Я узнал …;
  • Я понял …;
  • Мне понравилось …;
  • Мне не понравилось …

Разговор на эту тему мы продолжим на других занятиях.

/Подведение итогов. Подсчет фишек. Угоще

ние детей сладкими призами.

Перед тем, как нам расстаться,

И уйти всем по домам,

Хочется нам попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Приложение 1.
"Волшебное слово" - В.А. Осеева

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
- Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
- С тобой что-то случилось?
- Ну и ладно! А вам-то что? - покосился на него Павлик.
- Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то.
- Ещё бы! - сердито буркнул мальчик.- Я скоро совсем убегу из дому. - Убежишь?
- Убегу! Из-за одной Ленки убегу.- Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
- Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
- Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала. прямо тряпкой, тряпкой.
Павлик засопел от обиды.
- Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет.
- Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик.-Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: "Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!"
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
- Что же, не берёт тебя брат?
- А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:
- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово.
Павлик раскрыл рот.
- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни - тихим голосом, глядя прямо в глаза.
- А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
- Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
- Я попробую, - усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. - Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зелёные, синие, красные - лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
"Обманул старик! - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймёт волшебное слово. "
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
- Лена, дай мне одну краску. пожалуйста.
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
- Ка-кую тебе?
- Мне синюю, - робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
"Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?"
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- Дай мне кусочек пирожка. пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
- Горяченького. горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
"Волшебник! Волшебник!" - повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
- Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
- Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит!
- Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.
- Пожалуйста, - повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
- Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
"Помогло! Опять помогло!"
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

В. Осеева "Синие листья"

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

А Катя вздохнула и говорит:

— Мама-то позволила, а брата я не спросила.

— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.

— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

— Я осторожненько, — говорит Лена. — Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

Цель: закреплять знания детей о том, что такое вежливость, вежливые слова; закреплять умение говорить друг другу вежливые слова; воспитывать уважение к взрослым и сверстникам и всем окружающим.

Ход беседы.

Ребята, посмотрите к нам в гости пришёл Зайка. Что нужно ему сказать? (Ответы детей).

- Правильно, с ним нужно поздороваться. – Здравствуй Зайка.

- Зайка хочет рассказать вам стихотворение. (Воспитатель держит Зайку в руке и читает стихотворение)

- Ребята, о чём это стихотворение? (Ответы детей). – Да, это стихотворение о доброте, о вежливости. И сегодня мы с вами поговорим о вежливости и вежливых словах.

- А что такое вежливость? (Ответы детей).

- Какие вежливые слова вы знаете? (Ответы детей).

- Когда человека можно назвать вежливым? (Ответы детей).

- Вежливые слова – это добрые, волшебные слова, они дарят нам теплоту в душе, хорошее настроение. С вежливыми людьми всегда приятно общаться. И иногда одно вежливое слово заменяет сразу несколько поступков. Я уверена, вы тоже учитесь быть добрыми, вежливыми людьми и знаете все волшебные слова.

- Смотрите, у зайки есть рюкзак, интересно, что там? Вы знаете? (Ответы детей).

-И я не знаю что там? А как нам узнать? (Ответы детей).

- Может быть нужно посмотреть? А можем ли мы взглянуть в рюкзак Зайки без его разрешения? (Нет).

- А что нужно сделать? (Ответы детей).

- Правильно, нужно спросить у зайки разрешение. Вова, Спроси разрешение. (Детки спрашивают у Зайки можно ли посмотреть в его рюкзак.)

- Ребята, у Зайки здесь морковь, на которой написаны загадки.

- Зайка, можно мы будем отгадывать загадки? (Воспитатель достаёт из рюкзака загадки и загадывает их детям).

Говорить друзьям не лень, Улыбаясь (добрый день)

Друг другу на прощание Мы скажем (до свидания)

Друг друга не стоит винить, Лучше скорей (извинить).

До чего ж оно красиво Слово доброе (спасибо).

Когда вы виноваты, сказать спешите Прошу вас, пожалуйста - (извините).

В чужой разговор никогда не встревай, И взрослых ты лучше (не перебивай).

Растает даже ледяная глыба От слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень, Когда услышит (добрый день).

Когда нас бранят за шалости, Говорим (простите, пожалуйста)

- Что нужно сказать зайке за загадки? (Ответы детей).

- Правильно, спасибо, Зайка. К сожалению, нашему Зайке пора спешить домой. Что мы скажем ему на прощанье? (Ответы детей).

- До свиданья Зайка! (зайка уходит).

-Сегодня мы с вами говорили о вежливости. Я ещё раз убедилась в том, что правила вежливого поведения вы знаете хорошо и не только знаете, но и стараетесь их выполнять.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект НОД по развитию речи

старшая группа.

Цель : Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.

Развивающие : развивать cвязную, интонационно выразительную речь; обогащать словарный запас; способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам;

Образовательные :систематизировать представления о нормах поведения: учить вежливо здороваться, прощаться со взрослыми и детьми, обращаться с просьбой, благодарить за услуги, не перебивать говорящего выслушивать собеседника, говорить спокойно, доброжелательно.

Воспитательная : воспитывать вежливость, доброжелательность, уважение к окружающим.

Здоровьесберегающая : осуществлять оздоровительно - профилактические действия.

1. Организационный момент.

Станем все скорее в круг,

Слева друг и справа друг.

Тому, кто справа – улыбнись,

Тому, кто слева – улыбнись,

Тому, кто справа – руку дай.

Тому, кто слева – руку дай.

И в центр круга ты шагай,

С друзьями вместе ты шагай.

Вернись обратно – улыбнись,

Теплом сердечка поделись!

Ребята! Давайте с вами друг другу улыбнёмся и поздороваемся.

- Добрый день! - тебе сказали, - Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали - теплоты и доброты.

А вы, ребята, знаете, какие сейчас прозвучали слова? Вежливые! Давайте с вами разберёмся, какие это слова и для чего они нужны.

2. Основная часть.

Во дворе, в семье, в саду слово это трудится, у того, кто с ним в ладу, все на свете сбудется.

(Для активизации мышления, для создания непринужденной обстановки)

А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми? – (ответы детей.)

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой, быть внимательным, доброжелательным, помогать друг другим людям.

Что это за шорох? (выдержать паузу). По-моему, он доносится из вон того шкафчика (обнаруживаю в шкафу куклу Буратино). Ребята, у нас в группе гость.

Существует много волшебных слов, которые помогают нам общаться, поднимают настроение. Сегодня мы будем учиться правильно и вежливо обращаться друг к другу с просьбой.

-Давайте представим, что вы обращаетесь с просьбой к знакомому человеку. Как это лучше сделать? Как вы думаете? (ответы детей)

А теперь представим, что вам нужно обратиться к незнакомому человеку на улице, чтобы узнать, как найти магазин. Как вы думаете, как это сделать правильно? (ответы детей). Правильно.

Будьте добры …или Будьте любезны …или Если Вас не затруднит …или Помогите мне, пожалуйста.

-Представьте, что вам нужно обратиться к воспитателю, маме или другому взрослому, а он в это время разговаривает с кем-нибудь. Как это лучше сделать? Как вы думаете?

-Извините, пожалуйста, что перебиваю вас, можно к вам обратиться? - Извините, я вам не помешаю, можно задать вопрос?

-Думаю, что вы не забудете о нашем уроке вежливости и доставите окружающим радость от общения с вами.

По тропинке доброты вместе мы шагаем (маршируем, шагаем на месте),

И про добрые дела никогда не забываем (поклонились).

Всем всегда поможем дружно (взялись за руки),

Потому что это нужно (указательным пальцем показываем).

Добрым быть веселей (руки на пояс, наклоны в стороны),

Улыбнись нам поскорей (улыбаемся).

Мы в ладоши хлопаем (хлопаем в ладоши)

Раз, два, три,

На наши добрые дела, посмотри (руки в стороны)

Воспитатель : (вопросы для мозгового штурма) -Как можно узнать настроение человека? - Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? - Почему бывает грустно? - Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь? - А если у твоего друга, мамы плохое настроение, как это заметишь? - Каким бывает лицо у такого человека? - Как вы можете поднять настроение? - Как можно вежливо спросить о причине плохого настроения? - Как вы узнаёте, что у человека хорошее настроение? Отчего оно бывает? - Как погода действует на настроение человека? - Если в доме гости, все веселые, праздник, а у тебя плохое настроение, будешь ли ты показывать его остальным? Как ты думаешь, их это огорчит?

- Давайте возьмём друг друга за руки и заглянем друг другу в глаза, скажем друг другу ласковые слова. Пусть у всех будет хорошее настроение. Каждый день, когда здороваетесь, улыбнитесь своему собеседнику, чтобы у всех было хорошее настроение.

Все мы дружные ребята. Мы ребята - дошколята.

Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо, будет радостно, светло.

На каждом его лепестке живет какое-нибудь доброе слово. Мы с вами прочитаем эти слова и послушаем о них стихи.

-Добрый день! - тебе сказали. Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали теплоты и доброты.

-Здравствуйте! - ты скажешь человеку. Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

И наверно, не пойдет в аптеку и здоровым будет много лет.

И мы припомнить не смогли бы, кому сказать и сколько раз…

Нам желают доброго пути – будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь только к доброму чему-нибудь.

Эти слова всем известны давно. Видишь, они и просты, и не новы,

Но я опять повторяю все равно : - Добрые люди, будьте здоровы!

3. Заключительная часть. Рефлексия.

-О каких особенных словах мы сегодня говорили?

-Почему эти слова очень важные?

Мне сегодня было очень приятно с вами беседовать. На этом наше занятие заканчивается. Всем спасибо.

♦ Попробуйте вспомнить вежливые слова и рассказать, когда их нужно употреблять.

В очень многих случаях. Например, если вам вручили подарок.

♦ Что вы скажете, принимая его?

Спасибо!

Я за все благодарю:

За вкусные оладушки —-

Дедушке — за сказку,

Мамочке — за ласку,

Папочке — за доброту.

Даже нашему коту

Я кота благодарю

За то, что ловит мышек —

Как попугай Таню вежливости учил

Сбылась Танина мечта — папа подарил ей волнистого попугая. Попугай был красивый — ярко-голубой с зелеными, желтыми, серыми перышками и озорными смышлеными глазками- горошинами.

Назвали попугая Шуриком. Он быстро освоился на новом месте, привык к большой серебристой клетке. Шурик любил, уцепившись лапками за жердочку, висеть головой вниз, раскачиваться на качелях и смотреться в зеркальце. А когда папа включал радиоприемник, Шурик звонко щебетал под музыку.

— Бабушка, как мне научить Шурика говорить? — спрашивала она.

— Нужно по многу раз терпеливо повторять какое-нибудь слово или фразу, постепенно попугай их запомнит и когда-нибудь повторит.

Но терпения у Танюши было маловато. Девочка всегда куда- то торопилась и даже простые вежливые слова говорить домашним ей было некогда. Прибежит она с улицы, бросит куртку на стул и с порога кричит:

— Я ужасно есть хочу! Бабушка, подавай обед!

♦ Куда нужно вешать куртки и пальто, когда вы приходите с улицы?

Бабушка грустно качала головой и говорила:

— Танечка! Иди, вымой руки с мылом и скажи волшебное слово, ты о нем совсем забыла!

— Какое еще волшебное слово? Не знаю никаких волшебных слов, а руки у меня и так чистые! — ворчала внучка.

Наспех поев, Таня никогда не благодарила бабушку за вкусный обед, вскакивала из-за стола, с грохотом отодвинув стул, и убегала гулять.

♦ Как вы обращаетесь к маме или бабушке, когда хотите есть?

♦ Какие вежливые слова говорите после того, как поели?

Однажды на день рождения к Тане пришли друзья. Мама испекла пирог с малиновым вареньем, бабушка тоже наготовила всякой всячины и красиво накрыла стол.

Таня с гордостью показала ребятам своего любимца — Шурика.

— Очень красивый! — восхищались дети, рассматривая попугайчика.

— А говорить он умеет? — спросила маленькая Анечка.

— Пока не умеет, но я его учу, — соврала Таня, — скоро научится!

Она отрезала маленький кусочек свежего огурца и протянула его Шурику:

— На, Шурик, съешь огурчика!

Но Шурик есть не стал, а вдруг как-то боком подскочил на жердочке и, вдохновленный всеобщим вниманием, громко и ясно сказал:

— Отстань! Не хочу и не буду!

Ребята так и ахнули от неожиданности.

— Говорит! Говорит! — закричали они, а Таня бросилась к бабушке на кухню и выпалила:

— Бабушка! Шурик заговорил! Иди скорей, послушай!

Бабушка вытерла руки и вошла в комнату.

— Ну, Шурик, скажи нам, пожалуйста, что-нибудь, — вежливо попросила она.

В ответ попугай весело крикнул:

— Отстань! Не хочу! Дай варенья! Дай! Дай! Дай! — А потом вдруг захныкал: — Купи мне велосипед!

Дети засмеялись. Вот так попугай! Не очень-то он вежливый!

— Кто же его таким словам научил? — удивилась Таня.

Бабушка выразительно посмотрела на девочку и заметила:

— А ты подумай, может быть, и догадаешься!

Вечером, когда гости разошлись, Таня легла в кровать и перед сном вспомнила своего говорящего попугая.

— Да ведь это Шурик мои слова повторял! Я вчера у папы велосипед выпрашивала: купи, купи мне велосипед!

А папа мне ответил:

Ну и не надо! — крикнула в ответ Таня. — Я и без него обойтись могу!

А вот сейчас ей стало очень стыдно. Не только она сама невежливая девочка, но и попугай у нее капризный и невоспитанный.

— Больше не буду никому грубить, а попугая научу вежливым словам, — решила Таня и спокойно уснула.

♦ Какие вежливые слова забывала говорить Таня?

♦ Были ли вежливыми любимые Танины слова?

♦ Почему попугай Шурик выучил невежливые слова?

♦ Почему Тане стало стыдно за своего попугая?

♦ Какое волшебное слово нужно говорить, когда обращаешься к кому-нибудь с просьбой?

♦ Какое слово нужно сказать, когда благодаришь человека за что-нибудь?

Правила этикета

♦ Приходя домой с прогулки, не забудьте вытереть ноги о коврик у дверей, а потом снять сапоги или ботинки, поставить их под вешалку и переобуться в домашние тапочки.

♦ Пальто или куртку повесьте на вешалку.

♦ Когда вы приходите домой с улицы, не забудьте вымыть руки с мылом.

Вежливые слова

Есть много слов прекрасных,

Волшебных, добрых слов.

Таких простых и ясных —

Я их назвать готов.

Говорю при расставанье.

Никогда сказать не лень.

За добро благодарить

Никогда я не забуду —

Я невежливым не буду.

Если братик спать захочет,

Пожелаю сладких снов.

Знаю много добрых слов!

Добрые слова

Жила-была девочка Аня. Веселая, озорная, но вежливая и воспитанная. У нее было много друзей, и малышка никогда не скучала.

А вот Вера была совсем другой. Вежливые слова она считала пустым звуком и никому не нужной тратой времени, она частенько грубила и, по правде сказать, очень редко улыбалась друзьям.

Да и друзей-то у нее было немного. Трудно дружить с невежливым человеком!

— Эх, Веруня! — вдруг обратилась к ней женщина. — Зря ты скучаешь, с ребятами не играешь!

— Откуда вы знаете, что меня зовут Верой? — удивленно спросила девочка.

— Я и вправду не хочу с ними играть! — сказала с досадой Вера. — Ребята меня недолюбливают, потому что я им могу запросто нагрубить.

— Это ты зря! — ласково сказала красавица. — Добрые слова ведь не зря волшебными называют. Они многое могут. Ими человеческие сердца, как ключиками, открываются!

— Я как-то об этом не думала. — со вздохом ответила Вера.

— А ты посмотри на Анечку! Ее все ребята любят, хотят с ней дружить, играть. Она улыбчивая, ласковая, а волшебные слова так и слетают у нее с губ.

— Да, это правда, — согласилась Вера. — Но я к этим словам не привыкла! Ненужными они мне кажутся.

— Ну это ты зря так думаешь! — с загадочной улыбкой сказала незнакомка. — Хочешь, все Анины волшебные слова окажутся у тебя? И ты увидишь, что из этого получится.

— Хочу! — согласилась Вера.

— Теперь эти слова твои! — сказала женщина. — Ты станешь произносить их так же легко, как Анюта. А вот у нее этих слов больше пока не будет. Жаль, конечно, малышку! — со вздохом добавила она. — Но я ей скоро их верну!

— Вы — волшебница? — потрясенно лепетала Вера. — И карандашик у вас волшебный?

— Пожалуй, что волшебница, — ответила женщина.

— Спасибо, спасибо вам! — горячо воскликнула Верочка. Но на скамейке уже никого не было!

После этой удивительной встречи мама, бабушка, воспитательница в детском саду не могли нахвалиться на Веру.

— Какая вежливая стала наша малышка! Ласковая, воспитанная! — восклицала Анна Анатольевна. — Я просто поверить не могу, что Вера так быстро изменилась в лучшую сторону. Волшебство какое-то!

Между тем Вере и самой понравилось быть тактичной, вежливой и внимательной к людям. Другие дети тотчас почувствовали перемену в Вере и потянулись к ней. У девочки появилось много новых друзей, а о былой скуке не было и речи.

А вот жизнь Анечки без вежливых слов стала гораздо труднее. Раньше эти слова сами собой слетали у нее с языка, а теперь девочке приходилось делать над собой усилие, чтобы говорить вежливо, долго вспоминать их. Улыбка исчезла с ее милого личика, и оно стало грустным.

Но молодая волшебница с карандашиком вовсе не была злой. Она просто хотела помочь Вере и показать ей силу вежливых слов, а обижать Анечку ей было незачем.

Как-то раз она снова оказалась на детской площадке, когда там собралась детвора. Волшебным карандашиком она написала в воздухе все волшебные слова и послала их Анюте. Они тут же оказались в Аниной сумочке.

Девочка вдруг почувствовала необыкновенную радость и легкость. Она засмеялась, схватила Веру за руки и весело закружилась с ней. Потом подружки побежали играть в куклы.

— Возьми, пожалуйста, мою куклу, Анечка!

— Спасибо! Я как раз хотела, чтобы эта кукла была моей дочкой, — поблагодарила Аня.

Пожалуй, на этом мы и закончим сказку. Ведь теперь вы знаете, что и Вера и Аня — вежливые девочки. А вежливость — лучшая помощница в дружбе.

♦ Почему все дети хотели дружить с Аней?

♦ Почему вежливые слова называют добрыми?

♦ Что вы можете сказать о Вере?

♦ Кто подарил ей добрые слова?

♦ Как изменилась Вера, ее жизнь?

♦ Как добрые слова вернулись к Анечке?

Ответьте на вопросы

1. Какие слова называют вежливыми?

2. Какие вежливые слова вы знаете?

4. Почему нужно благодарить людей за все хорошее?


Дети проходят в группу и садятся на стульчики. Напротив детей, на стульчике сидит Чебурашка (отвернулся).
Воспитатель: Давайте мы с вами поприветствуем нашего гостья и покажем, как мы умеем с вами здороваться каждое утро.

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто это?
Дети: Чебурашка.
Воспитатель: Как ты оказался? Не поздоровался?
Воспитатель: Ребята, скажите, что нужно было сделать Чебурашка, прежде чем зайти в группу?
Дети: Поздороваться.
Воспитатель: А затем?
Дети: Спросить разрешения пройти в группу.
Воспитатель: И еще есть одна ошибка у Чебурашки?
Дети: Спросить разрешения присесть.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Дети, я думаю, Чебуршка все понял.
Воспитатель: Давайте пригласим Чебурашку, на наше занятие и научим его вежливым, добрым словам.

Чебурашка:
Поприветствуйте меня
Я, вот какой хороший.
Умный, ловкий, смелый я
И очень уж пригожий.
Нет меня сильней
Побежу всех махом
Не боюсь ни волка, ни я лису…
Воспитатель: Ага, убежишь со страху …
Воспитатель: Дети, вам понравилось, как Чебурашка нас приветствовал? Хотели бы вы иметь такого друга хвастунишку? (ответы детей). И это правильно, слушать хвастунов очень неприятно. Скромные люди и зверята не хвалятся.
Воспитатель: Чебурашка, ты, не только хвастунишка, а еще и не вежливый. Ты с нами даже не поздоровался. А вежливые зверята всегда здороваются

Чебурашка: Опять умываться заставляет. теперь не могу, когда воспитывают!
Дети: А нас родители воспитывают незаметно
Они нам читают правильные книжки
Кстати твои любимые Вредные советы Остера Г. и есть то самое незаметное воспитание
Никогда не мойте руки
Шею уши и лицо
Это глупое занятие
Не приводить к ни к чему
Вновь испачкаются руки шея уши и лицо и так зачем же тратить силы
Время попусту терять
Стричься тоже бесполезно никакого смысла нет к старости само собой облысеет голова

Чебурашка: меня сегодня на день рождения пригласил друг и как нужно ходить на день рожденья и как дарить подарки я вам расскажу

Воспитатель: Как надо дарить подарки?
Чебурашка: Если друг на день рождения
Пригласил тебя к себе
Ты оставь подарок дома
Пригодиться самому сесть старайся рядом с тортом
В разговоры не вступай
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет
Выбирай куски помельче
Чтоб быстрее проглотить
Не хватай салат руками
Ложкой больше зачерпнешь
Если вдруг дадут орехи
Сыпь их бережно в карман
Но не прячь туда варенье
Трудно будет вынимать

Чебурашка: Подарю свою старую машинку. Он все равно сломан
Дети: Нельзя дарить старые, плохие вещи
Чебурашка: Мне книжку подарили, скучная такая, ее и подарю
Дети: Никто не дарит то что подарили ему самому
Чебурашка: Вот еще есть набор для вышивания
Дети: Дарить надо то что порадует твоего друга
Чебурашка: подарю я шпагу которую сделал сам

Итог занятия
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, научился ли Чебурашка вежливым словам?
Дети: Да, научился.
Воспитатель: Да, действительно, он же у нас хороший ученик

Читайте также: