Адаптация ребенка с особыми образовательными потребностями к детскому саду

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Карташова Виктория Андреевна

Организация: МБДОУ ДС №199

Населенный пункт: г. Воронеж

В современном мире достаточно часто употребляется термин ОВЗ, что в свою очередь предполагает под собой определенный ряд ограничений у людей в физическом или же психическом развитии. Наиболее часто употребляемое совместно с этим термином является понятие ООП – особые образовательные потребности. На сегодняшний день образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем общества со стороны его организации. Ее разрешение необходимо в целях реализации успешной социализации детей с ООП, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Таким образом, на данный момент, обеспечение реализации права детей с особыми образовательными потребностями на образование определяется как одна из наиболее важных задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

На сегодняшнем этапе развития образования в целом все большую популярность набирает воспитание детей с ООП в условиях общеобразовательного сада среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы в группу по 2-3 человека, но при этом им требуется не только индивидуальный образовательный маршрут, но и специальное обучение.

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

  • беседа с родителями;
  • ознакомление с медицинской картой ребенка;
  • обследование физического развития ребенка с ООП;
  • обследование психического развития с ООП: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, уровня развития речи.

Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные маршруты развития определенного содержания для каждого ребенка с ОВЗ.

В целях оптимальной реализации интеграции ребенка в группу на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ООП, организовывать без барьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.

Таким образом, в большинстве случаев, дети с ООП, вновь посещающие сад, испытывают трудности в адаптации к старому образу жизни, к правилам группы. Возникновение у ребенка тяжёлой адаптации или дезадаптации является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи после длительного отсутствия, появления новых страхов.

Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность); внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Эмоциональные проблемы ребенка требуют разрешения в первые же дни его пребывания в группе. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.

Во время выбора центра активности и наделения ребенка рядом возможностей воспитатель обращает внимание на достижения, которых может добиться в этой деятельности ребенок с ООП, и в ходе взаимодействия с другими детьми направляет его к этому. Так же, хотелось бы отметить, что дети совместно с родителями принимают активное участие в создании и наполнении содержания данных центров, а воспитатель и специалисты добавляют образовательную составляющую в любую деятельность воспитанников, посредством тесного взаимодействия, особенно во время групповой изоляции. Одним из примеров которого является создание подарков друзьям (воспитанникам данной группы), которые по ряду причин не могут на данный момент присутствовать в учреждении, и снятие видео-фильма с их вручением и выражением пожеланий скорейшего выздоровления.

Таким образом, необходимо отметить: процесс адаптации детей с особыми образовательными потребностями очень важен для дальнейшей социализации дошкольников, при этом, важно организовывать данный процесс совместно с воспитателем группы, специалистами учреждения и родителями воспитанников, так как именно благодаря совместной работе мы сможем получить положительный результат работы.

Список литературы

1. Алехина Е. В. Организация деятельности для людей с ОВЗ. // Ваше право, 2011. - № 9 (март). – С. 4.

2. Беляева Л. И. Зарождение и развитие отечественной школы перевоспитания неблагополучных детей // Педагогика. 2002. № 6. С. 78 - 83.

3. Брускова Е. Если вместе…: Детские деревни – SOS (история и современность, благотворительность). // Смена, 2000. - № 2.- С. 54 - 62.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

hello_html_765c7663.jpg

Подготовила:

педагог-психолог Калинина Д.И.

Социальная адаптация детей с ОВЗ в детском саду

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья меняется психологический климат в семье, отношения внутри семьи. Родители часто ограничивают себя и своих детей в общении, избегают новых знакомств. Социальная среда детей с ОВЗ ограниченна семейным кругом, поэтому детям очень часто трудно социально адаптироваться в обществе. Также родители излишне опекают ребенка с ОВЗ, вследствие чего ребенок начинает пользоваться своей ущербностью, становиться ревнивым, требуют повышенного внимания, также все это может привести к формированию психологических защит (отрицание, проекция , регрессия, замещение, подавление).

Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют в активном участии и развитии социума.

Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность. Но ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.

Дети с ОВЗ часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети . Только созданием благоприятной обстановки в дошкольном учреждении полностью решить проблему успешной адаптации очень сложно, а в некоторых случаях практически невозможно. Вследствие дезадаптации ребенок просто перестаёт посещать ДОУ, что, в целом, неблагоприятно сказывается на всем его дальнейшем развитии.

Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким невротическим реакциям, как:

· Нарушение эмоционального состояния;

· Ухудшение сна и аппетита;

· Развитие страха перед дошкольным учреждением;

Затрудняет социальную адаптацию детей к дошкольному учреждению наличие таких факторов, как:

· Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях;

· Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам;

· Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми.

Для облегчения социальной адаптации детей родителям необходимо с ранних лет учить малышей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного режима дня. С самого младшего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность , тогда он будет расти здоровой и полноценной личностью.

Коррекционно-развивающие занятия планируются так, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья имели возможность взаимодействовать со взрослыми, с другими детьми с проблемами в развитии, а также, благодаря инклюзии, - с более сохранными сверстниками, что необходимо для формирования умения работать в коллективе под контролем и с помощью педагога или родителя. Специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду проводится поэтапно и планомерно.

Обучение должно проходить на наглядно-практической основе с широким использованием игровых приёмов на каждом занятии. Такие занятия позволяют детям увидеть результат своего труда и порадоваться ему вместе с другими детьми, родителями и педагогом.

Существуют несколько форм работы, которые позволяют преодолевать социальную исключенность детей с ОВЗ и способствуют реабилитации и полноценной интеграции в общество:

- полная интеграция, когда ребенок с проблемами в развитии воспитывается в массовой группе. Овладеть программой обучения помогают специалисты, персонал группы, которую посещает ребенок;

- временная интеграция. В рамках временной интеграции дети объединяются для проведения совместных музыкальных, спортивных праздников, где главным участником становится ребенок;

- частичная интеграция, когда ребенок по состоянию здоровья посещает лишь некоторые занятия и другие мероприятия, проводимые в ДОУ.

Необходимо в системе проводить работу психолого - педагогической поддержки социальной адаптации детей с ОВЗ, как с детьми, так и с их семьями.

В своей работе можно использовать различные формы:

1. Беседы и анкетирование, тестирование семьи ребенка. Данная форма работы направлена на изучение семьи, стиля ее жизни, взаимоотношений ребенка с родителями.

2. Консультации: коллективные и индивидуальные, оперативные и плановые. Данные формы работы предполагают информирование родителей об особенностях психологического развития ребенка, обсуждаются вопросы детско-родительских отношений и формирования благоприятного психологического климата в семье.

3. Индивидуальные и групповые занятия с детьми.

На занятиях можно использовать- сказкотерапию, арт-терапию, песочную терапию, интерактивные игры, игры драматизации. Все это стимулирует и вдохновляет детей. Здесь они учатся взаимодействовать друг с другом; повышают свою самооценку; учатся регулировать свое поведение;устанавливают вербальный, тактильный и эмоциональный контакт между собой, начинают проявлять инициативу, учатся внимательному и доброжелательному отношению к другим.

4. Проведение конкурсов и развлечений, тренингов совместно с родителями.

В результате такой работы: родители учатся содержательному взаимодействию со своими детьми, осваивают эффективные методы и формы общения с ними; родители убеждаются на примере других семей, что их активное участие в развитии ребенка приводит к успеху, формируется активная родительская позиция.

Сотрудничество родителей и специалистов ДОУ помогает детям лучше социально адаптироваться. А родителям такое взаимодействие помогает применять полученные знания и умения со своими детьми дома, что помогает принять своего ребенка таким какой он есть – во всех его проявлениях.

Автор: Ковальчук Инна Николаевна

Организация: МБДОУ д/с №67

Населенный пункт: Ростовская область, г. Таганрог

Для успешной адаптации детей с ОВЗ к общественной жизни важно оказать правильную психолого-педагогическую помощь, а также необходимо развивать сотрудничество педагогов образовательного процесса с родителями.

Дошкольное учреждение является первым образовательным заведением, в котором начинается социализация ребенка в обществе. Для социализации ребенка с ОВЗ необходимо создавать особые условия. Поскольку такие дети с трудом приспосабливаются к изменившейся ситуации и им свойственна настороженность к окружающей среде.

Немало важным фактором адаптации ребенка с ОВЗ к условиям ДОУ является грамотно подобранные формы работы всех участников образовательного процесса и родителей.

Критерии, влияющие на продолжительность адаптации детей с ОВЗ:

− уровень самостоятельности ребенка;

− сформированность навыков самообслуживания;

− ранее сформированный опыт общения ребенка с окружающими;

− уровень психического и физического развития;

− личностные особенности ребенка;

− организационные навыки режимных моментов;

− уровень коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми.

Адаптация проходит у всех детей по-разному. В разных ситуациях один и тот же ребенок может вести себя иначе. Большинство детей с ОВЗ испытывают трудности с новыми социальными контактами и режимными установками. К примеру, ребенок, имеющий малый опыт общения ранее, будет испытывать дискомфорт во взаимодействии с другими детьми, а также возможно неадекватные поведенческие реакции, попадая в новые условия пребывания.

Для того, чтоб адаптация ребенка протекала успешно требуется тесное сотрудничество родителей и педагогов. Со стороны родителей должна проводиться подготовительная работа, а также активное участие в адаптационном процессе.

Постарайтесь облегчить своему ребенку привыкание к новым условиям, к новым людям, для этого:

− побольше общайтесь с педагогами группы об особенностях вашего ребенка, его нуждах и потребностях.

− старайтесь дома, в выходные, придерживаться основных моментов режима дня детского сада (сон, прием пищи, прогулки и т. д.). Кроме того, в будние дни лучше, если малыш будет просыпаться за час до того времени, когда вы планируете выходить из дома.

− чтобы избежать проблем в общении со сверстниками, учите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, просить разрешения играть с чужими игрушками. Правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант. Приучайте ребенка приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться со сверстниками.

− в первое время, когда ребёнок привыкает к саду и с трудом расстается с мамой, если есть возможность, пусть первое время ребенка отводят в сад другие взрослые, например папа или бабушка.

Родителю необходимо проявлять терпение и понимание во время протекания адаптационного периода. Педагог же в свою очередь должен первично встретиться с семьей, собрать информацию о развитии ребенка, получить согласие на сопровождение психолого-педагогического процесса, составить индивидуальный план занятий на основе заключения ППК, реализовать индивидуальную программу или маршрут, провести промежуточную диагностику, периодически консультировать родителей и осведомлять их о динамике развития ребенка.

Учитывая особенности протекания адаптационного периода у детей раннего возраста с ОВЗ, основными направлениями работы в этот период будут: создание условий, способствующих охране и укреплению здоровья воспитанников; снятие стресса и обеспечение положительного эмоционального состояния ребенка; формирование адекватных возможностям воспитанников форм общения; организация поведения детей.

Для привлечения родителей к участию в образовательном процессе нужно:

− привлечь родителя к участию в мероприятиях;

− информировать через буклеты или знакомить с сайтом ДОУ, где размещена информация о воспитательной-образовательной работе ДОУ;

− необходимо наглядно обучить родителей методам и формам работы с детьми в домашних условиях в дальнейшем;

Выше перечисленные пункты помогают стимулировать родителя, а также учат их новым методам и формам общения с ребенком. Результатом такого родительского обучения является нормализация жизни семьи и организация среды развития ‹‹особого›› ребенка.

Таким образом, адаптация является непростым процессом, как для здорового ребенка, так и для ребенка с ОВЗ. Специалисты дошкольных учреждений, семья и общество должны создать все необходимые условия, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его полноценным участником.

От слаженности и полноценности со стороны всех участников зависит результат адаптационного процесса ребенка в ДОУ.

Список использованной литературы:

1. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ: метод. пособие /

О.И. Давыдова, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

2. Малофеев, Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы / Н.Н. Малофеев // Особый ребенок: исследования и

опыт помощи. – М., 2020.

3. Баенская, Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием / Е.Р. Баенская. – М., 2009.

4.Воронова Е. Г., Харлампиева С. Я., Шейко Н. Адаптация детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности ДОУ

Сложно — не значит невозможно

  • Нарушения двигательной сферы;
  • Расстройство поведения;
  • Нарушения интеллекта;
  • Нарушения зрения;
  • Нарушения слуха;
  • Логопатии.

Необходимо понять и принять, что разные группы требуют специфических решений. Но в целом тенденции будут общими:

  • обозначить тяжесть состояния;
  • подобрать форму обучения/воспитания/адаптации;
  • контролировать соответствие результатов заявленным ожиданиям.

социальная адаптация

Для становления личности, для полноценной жизни в социуме важно научить ребёнка с особыми нуждами адаптационным механизмам. Как можно раньше, но как можно бережнее раскрыть его личностный потенциал. И приступать к этому следует уже в раннем детстве. Так малышу с ОВЗ будет проще влиться в коллектив дошкольного учебного образования, а затем приспособиться к образовательному процессу в школе.

Как организовать дошкольное образование детей с ОВЗ

Нередко родители отказываются отдавать ребёнка с особыми потребностями в дошкольное образовательное учреждение. Причин тому много, и они свои для каждой семьи. Но в реалиях современного российского общества обеспечить социальную адаптацию ребёнка-инвалида при домашнем обучении крайне затруднительно.

Решать, как организовать дошкольное образование и воспитание, нужно с ориентацией на особенности малыша. Часто (но не всегда!) для таких детей пребывание в детском коллективе — ключ к победе над обстоятельствами. Под присмотром профессионалов, квалификация которых позволяет раскрывать потенциал дошкольников с пороками развития, особый ребёнок учится понимать себя, чувствовать свои желания, защищать свои границы. Это важные навыки для последующей благополучной интеграции в социум.

Для детей с отклонениями в развитии системой специального образования предусмотрено несколько типов дошкольных учреждений:

  • Компенсирующее ДОУ — учреждение, специализирующееся на обучении детей с отклонениями определённого типа;
  • Комбинированное ДОУ — детский сад, в котором компенсирующие группы формируются параллельно с группами для нормально развивающихся детей;
  • Общеразвивающее ДОУ — такая организация образовательного и воспитательного процесса, при которой особый ребёнок находится вместе с детьми без нарушений развития, но получает необходимую коррекционную поддержку;
  • Группа кратковременного пребывания — способствует социальной адаптации ребёнка с ОВЗ, воспитывающегося в домашних условиях.

Как контролировать адаптацию особого ребёнка к детскому саду

социальная адаптация

Родители детей с особыми потребностями уже в первый год родительства понимают, насколько пока не готово наше общество относиться к этим потребностям с должным уважением. Равнодушие, лишнее внимание, высмеивание — детей с ограниченными возможностями поджидает ранняя встреча с неблаговидными проявлениями человеческой натуры.

Многих родителей это обстоятельство пугает настолько, что они стараются как можно дольше откладывать момент знакомства ребёнка с существующими порядками. Но учреждение, адаптированное для особенных дошкольников, позволит сделать интеграцию в общество наиболее безопасной и естественной, свести к минимуму возможные риски, привить малышу навыки самообслуживания. И не забывайте, что ваш ребёнок имеет не меньше прав, чем нормально развивающиеся дети. Просто ему требуется чуть больше времени, чуть больше внимания и намного больше чуткости со стороны окружающих его сверстников и взрослых.

  • Задавайте вопросы сотрудникам ДОУ;
  • Интересуйтесь методами работы с особыми детьми;
  • Помогайте ребёнку привыкнуть к садиковскому режиму;
  • Чаще приходите в детский сад во внеурочное время;
  • Больше общайтесь с другими родителями, дети которых посещают группу вместе с вашим ребёнком.

Но главный индикатор обстановки в дошкольном учреждении — состояние ребёнка. Ваш особый малыш даст вам понять, если социальная адаптация посредством детского сада — не ваш вариант. В таком случае не стоит отчаиваться и опускать руки. Просто нужно рассмотреть другие возможности: сменить группу или детский сад, подобрать иную форму общения ребёнка-инвалида со сверстниками, организовать социально-психологическое сопровождение ребёнка практикующим специалистом.

Читайте также: