Педсовет воспитательный потенциал школьных традиций

Обновлено: 06.07.2024

Директор МОБУ СОШ №2 с. Бижбуляк

подготовки педсовета

Цель педсовета: выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по потенциал школьных традиций в рамках реализации духовно-нравственной программы школы

•изучить сложившуюся в школе систему школьных и классных традиций;

•выявить интересы и запросы учителей и обучающихся по формированию традиций школы;

•обновить содержание и формы работы по духовно-нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию учащихся, учитывая возможности взаимодействие педагогов, учащихся и родителей.

Повестка дня

Воспитательный потенциал школьных традиций в рамках реализации духовно-нравственной программы школы. – Игнатьева И.Г., зам. директора по ВР.

Требования ФГОС в рамках реализации духовно-нравственной программы на основе воспитательного потенциала школьных традиций (из опыта работы). – Андреева Е.А, Янтурина А.М.

Традиции классного коллектива (из опыта работы классного руководителя). – Галимуллина Г.А., Ахунова А.Р., Харисова Л.А.

Реализация воспитательной цели на уроках как одна из школьных традиции в рамках реализации духовно-нравственной программы. – Идрисова О.В., Едиханов Р.Р., Рузакова Р.И.

Обеспечение качественного образования для подготовки выпускников к ГИА и ЕГЭ. – Филиппова Е.Л.

Подготовка к юбилею школы. – Андреева Е.Л.

Отметить положительный опыт работы классных руководителей Янтуриной А.М., Андреевой Е.А., Ахуновой А.Р., Галимуллиной Г.А., Харисовой Л.А. по формированию ответсвенности, самостоятельности у обучающихся при подготовке и проведении мероприятий в рамках реализации воспитательной программы школы.

Отметить положительный опыт работы учителей предметников Идрисовой О.В., Тиманкина Р.В., Едиханова Р.Р., Рузаковой Р.И. по реализации воспитательной цели на уроках, в установлении традиционных дел в рамках своего предмета.

Утвердить план работы школы по подготовке и проведению Юбилея школы.

Открыть на сайте школы страничку «Традиции школы, ответственные: зам. директора по ВР Игнатьева И.Г., зав. филиалами Гаврилова Л.Ф., Ефимова Р.С.

Обсудить на заседаниях ШМО тему педсовета с целью обобщения и распространения опыта работы коллег.

Создать воспитательные программы различного направления, способствующие уважению к традициям школы, семьи, общества.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: обобщить и выявить воспитательный потенциал школьных традиций.

Среднеахтубинская школа-интернат существует уже более 50 лет. И за время своего существования в школе сформировалось очень много полезных и добрых школьных традиций.

В толковом словаре - традиция, означает исторически сложившиеся обычаи, нормы поведения, взгляды, укоренившийся порядок, которые целенаправленно оберегаются и передаются от одного поколения воспитанников к другому.

Традиционным можно признать только такое явление, которое либо периодически повторяется, либо носит повседневный характер. Всякое явление в жизни школы, если оно вошло в жизнь, опираясь на поддержку коллектива учащихся, и учащиеся гордятся им, может быть отнесено к числу традиций.

Школьные традиции – это, прежде всего такие обычаи, которые поддерживаются коллективом.

Каждая традиция имеет свое прошлое, свою историю. Создание школьных традиций совершенно не возможно, если новые поколения школьников не поддерживают тех начинаний, которые осуществляли старшие учащиеся. В традициях, отмечал А.С Макаренко, проявляется доверие новых членов коллектива к тому, что сделали старшие, к их опыту.

Говоря о признаках, которыми характеризуются школьные традиции, нужно отметить также наличие в них определенной, установившейся яркой и богатой формы.

Если молодая, вновь возникшая традиция на первых парах и не очень привлекательна со стороны формы, то в дальнейшем, с течением времени, она обязательно накопит такие черты, которые обогатят и украсят ее.

По мнению Блинкова И.А. , эмоциональное воздействие традиций усиливается благодаря тому, что обычно они увлекают детей не только своим содержанием, но и оригинальной формой.

Таковы основные положения, определяющие сущность школьных традиций.

Говоря о значимости и необходимости школьных традиций, следует сказать о том, что они отражают социальную направленность, дух и стиль учебного заведения.

Стиль учебного заведения, указывает А.С. Макаренко, создается очень медленно, так как немыслим без накопления традиций.

Таким образом, школьные традиции являются одним из необходимых факторов формирования стиля учебного заведения.

Традиции оказывают огромное влияние на воспитание школьников, они несут в себе значительный воспитательный потенциал.

Существуют различные типы традиций, в каждом из которых заложен свой воспитательный потенциал.

Общешкольные традиции.

Общешкольные традиции способствуют сплочению воедино всех классных коллективов, исключают разобщенность учащихся разных классов, а также воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению.

В нашей школе традиционно шефство старших над младшими. Педагоги, шефы наставники, делятся своим опытом с молодыми педагогами, проводятся открытые уроки, мастер классы. С целью передачи знаний и умений педагогам по обучению и воспитанию учащихся с нарушением интеллекта. У них накоплен большой педагогический опыт, но к сожалению, молодые педагоги не прислушиваются, не используют, не перенимают их богатый практический опыт.

За длительное существование школы – интернат, педагогами разработана чёткая и продуманная система самоподготовки уроков. Соблюдая её последовательность в своей работе, педагоги благотворно влияют на учащихся, побуждают желание совершенствовать свои интеллектуальные, творческие и моральные качества, а так же способствуют формированию ответственности, организованности, самостоятельности, дисциплинированности у детей.

На самоподготовке используется жужжащее чтение, оно стало традиционным на протяжении многих лет. Впервые его использовала, воспитатель Черпицкая В.В. Она внедрила этот раздел в систему самоподготовки, и сейчас все педагоги с большим успехом используют это в своей работе.

Традиции первичного коллектива.

В нашей школе дети, придя в первый класс, знакомятся с названием своей группы, с воспитателем, учителем, старшими ребятами создаётся актив группы. Ребята знакомятся с традициями группы, живут и развиваются на протяжении 9 лет. У них есть свой класс, в котором тоже оформлен классный уголок с названием класса и девизом. Так дети живут с первого до девятого класса.

Если посмотреть на заправленную кровать первоклассника и девятиклассника – сразу чувствуется разница. А это упорный и кропотливый труд педагогов.

Традиционные мероприятия.

Традиционные мероприятия несут в себе огромный воспитательный потенциал.

Во–вторых, традиционные праздники и мероприятия пробуждают у учащихся желание совершенствовать свои интеллектуальные, творческие и моральные качества, а так же способствуют формированию ответственности, организованности, самостоятельности, дисциплинированности у детей.

В–третьих, наличие такой перспективы, как предстоящее интересное событие, способствует сближению детей между собой, коллективом, педагогами.

Жизнь школы-интерната насыщена интересными, яркими праздниками и мероприятиями :

Приоритетным направлениям нашей школы является трудовое воспитание.

Дети видят, что труд почётен, педагоги являются примером в труде, и сами стремятся трудиться и быть лучшими.

2.В марте проводится неделя книги:

3.В апреле проводится неделя экологии:

В прошлом учебном году, осенью, на пришкольном участке силами педагогов был заложен дендрарий, который стал гордостью и достопримечательностью школы и ребята продолжают ухаживать за ним. Эту хорошую традицию мы будем продолжать.

Такая работа воспитывает у детей чувство ответственности, коллективизма, привитие трудолюбия, и охраны окружающей среды.

Все традиции микро коллективов в группах, вливаются в традиции школы.

Традиционные поступки.

Эти традиции способствуют формированию навыков и привычек культурного, нравственного поведения, а также преобразованию отношения школьников к окружающим и к самому себе, выправляют неправильно сложившийся стереотип, подкрепляют сознание опытом.

«Нельзя воспитать у ребенка чувство долга, чувство чести, уважение к учителю и школе, если разъяснения не сочетаются с практикой правильного поведения учащихся в детском коллективе. Установленный порядок и традиции организуют ребенка, направляют его поведение и благодаря многократному повторению одних и тех же поступков формируют навыки культурного поведения и общения.

В группах, каждый вечер на вечерней линейке подводится итог дня и обсуждаются хорошие и плохие поступки детей.

Всё это дисциплинирует и приучает к определённым нормам поведения и общения.

У нас в школе заведено: что

по территории школы, все дети ходят строем.

Но, к сожалению, иногда педагоги и дети, не придают большого значения этим традициям, а зря.

Таким образом, традиции, являясь одним из средств приучения к определенным нормам поведения, представляют собой постоянно действующий фактор и благодаря этому активно влияют на поведение учащихся.

Традиционная символика

Не все учащиеся являются бригантинцами, в детское объединение принимаются лучшие учащиеся школы.

В связи с развитием спорта в стране и тенденции здорового образа жизни, в школе – интернат появился символ – флаг спартакиады. И теперь все торжественные спортивные мероприятия, начинаются с выноса спортивного флага.

Традиционная система поощрений и наказаний.

Это очень благотворно влияет на развитие в детях чувства коллективизма и чувства ответственности перед ним, стимулирует к дальнейшей деятельности. Отсюда развиваются и такие качества, как взаимовыручка, взаимоподдержка.

Существуют традиции классного и внутригруппового коллектива.

Традиционно к различным памятным датам 2 февраля, 9 мая, 8 марта, 23 февраля, Новый год, день учителя, дети совместно с педагогами выпускают праздничные газеты, ведётся календарь праздничных дат. Проводится конкурс украшения групп и класса к Новогоднему празднику.

Раньше в группах проводился день вежливости, а последние 3 года вводятся и другие дни: день тишины, день помощи, день похвалы, день без сигареты и т.д. Они воспитывают внимательное отношение друг к другу, культуру поведения и общения, дисциплинируют детей.

В начале каждого учебного года в классе и в группе выбирается актив, который предназначен в помощь педагогу, но как показывает практика, детское самоуправление работает не в полную силу или эта работа ведётся формально. Развитие детского самоуправления, играет большое воспитательное значение: воспитание лидерских положительных качеств, ответственность к порученному делу, взаимопомощь, и взаимоконтроль. Работа актива – это реальная помощь воспитателю и не нужно её игнорировать.

Традиции классного и внутригруппового коллектива, влияют не только на внешние поведения и поступки, но и затрагивают внутренние струнки детской души, прививают порядочность и душевную чуткость каждому ребёнку. Хорошие, добрые отношения между детьми в классе, взаимовыручка, помощь, сочувствие, любовь к окружающим людям способствуют формированию дружной классной и школьной семьи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поддержание традиций школы является важным элементом воспитательной системы.

Традиции – это показатель прочности, стабильности и устойчивости, что очень важно для правильного психологического развития школьников.

Поэтому работа с родителями учащихся неотъемлемая часть организации образовательной деятельности, являющаяся одним из сложнейших и ответственных направлений ОУ.

Традиционно перед школой поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Позволю себе процитировать Льва Абрамовича Кассиля:

Школа – это не здание, не кабинеты. Школа – это возвышенный дух, мечта,

идея, которые увлекают сразу троих: учителя, ученика, родителя.

Проблема вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство решается в трёх направлениях:

привлечение родителей к организации интересной и полезной деятельности школьников, дающей новые возможности для коммуникации со взрослыми и др. детьми;

повышение педагогической грамотности родителей во избежание конфликтов и недопонимания с их стороны по поводу организации школьного пространства для жизни детей.

Взаимодействие с родителями по созданию благоприятных, комфортных, разнообразных, содержательно – насыщенных и безопасныхусловий для общения и взаимодействия обучающихсясо взрослыми и сверстниками помогает планировать и проводить многогранную работу с родителями, итогом которой являются:

РодительскиеМастер-классы для передачи опыта и умений

при организациисовместного досуга, а так же для активизации процесса профессионального самоопределения обучающихся.

Родительские уроки:

открытые занятия с участием родителей, как носителей новой интересной информации, где у взрослых появ­ляется возможность заинтересовать ребёнка личным при­мером, вспомнить и поделиться своими впечатлениями.

Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс

является Проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития и вовлекать их в школьную жизнь.

Организация и проведение Дней открытых дверей, дающая

возможность получить родителям представления о жизни детей в школе.

Экскурсионная деятельность, организованная родителями в т.ч.и для

перспектив ранней профориентации школьников.

Праздники и подготовка к ним. А в начальной школе традиционно все

праздники проводятся с родителями и для родителей. Досуговое направление в работе с родителями самое привлекательное, востребованное, полезное, но и

самое трудное в организации.

Разнообразные выставки совместного творчества взрослых и детей к

праздникам и традиционным школьным мероприятиям, дающие положительный импульс и способствующие проявлению творчества.

Общественно значимая деятельность:

Традиционные школьные акции

Хотя участие родителей в них косвенное, но без родительской поддержки они бы не состоялись:

В систему физкультурно-оздоровительных мероприятий включены Дни

Классные и общешкольные родительские собрания.

Консультации.

Анкетирование.

Индивидуальные беседы, направленные на повышение педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений,

позволяющие решить всевозможные вопросы как на уровне классного руководителя, воспитателя, психолога, так и с привлечением административного ресурса.

участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в

случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка.

Круглые столы и родительские гостиные/семейный всеобуч.

Работа с родительским комитетом. При этом родители становятся не

только первыми помощниками, но и активными участниками образовательного и воспитательного процесса.

Родительский контроль за организацией горячего питания в школьной

Родительские форумы в чатах мессенджеров.

в конце года с участием родителей проводится Творческий отчёт по

итогам года.

Об эффективности, проводимой в школьном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:

проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересов, способностей и потребностей;

стремление взрослых к индивидуальным контактам с учителем, воспитателем и специалистами;

размышление родителей о тех или иных методах воспитания;

повышение их активногоучастия в жизнедеятельности школы.

Таким образом, данная вышеперечисленная работа с родителями является традиционной. Она проверена временем, даёт положительный результат, доказала свою результативность и актуальность, легко сочетается с идеями дальнейшего развития образовательного учреждения, открытой для позитивного сотрудничества.

А значит, вполне пригодна для дальнейшего использования в качестве воспитательного потенциала, создающих воспитательную среду, необходимую для полноценного взросления детей.

В толковом словаре С. И. Ожегова приведено следующее определение: Традиция: – 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи);

2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.

В толковом словаре под редакцией А. П. Евгеньевой дается такое определение: Традиция: – 1. Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т. п.; 2. Устная передача каких-либо исторических сведений, предание.

Д. И. Ушаков трактует слово следующим образом: Традиция – 1. То, что переходит или перешло от одного поколения к другому, путем предания, устной или литературной передачи. 2. Обычай, укоренившийся порядок.

Какие же отличительные черты характеризуют школьные традиции?

Каждая традиция имеет свое прошлое, свою историю. Создание школьных традиций совершенно невозможно, если новые поколения школьников не поддерживают тех начинаний, которые осуществляли старшие учащиеся. В традициях, отмечал А. С. Макаренко, проявляется доверие новых членов коллектива к тому, что сделали старшие, к их опыту.

Таковы основные положения, определяющие сущность школьных традиций.

Говоря о значимости и необходимости школьных традиций, следует сказать о том, что они отражают социальную направленность, дух и стиль учебного заведения.

Стиль учебного заведения, указывает А. С. Макаренко, создается очень медленно, так как немыслим без накопления традиций.

Таким образом, школьные традиции являются одним из необходимых факторов формирования стиля учебного заведения.

Существуют различные типы традиций, в каждом из которых заложен свой воспитательный потенциал.

Обратимся к классификации школьных традиций И. А. Блинкова. Общешкольные традиции (например, участие в различных видах общественно полезного труда; шефство старших школьников над младшими; встречи выпускников и т. п.). Эти традиции способствуют сплочению воедино всех классных коллективов, исключают разобщенность учащихся разных классов, а также воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению.

Традиционные поступки (различные нормы культурного поведения). Эти традиции способствуют формированию навыков и привычек культурного, нравственного поведения, а так же преобразованию отношения школьников к окружающим и к самому себе, выправляют неправильно сложившийся стереотип, подкрепляют сознание опытом.

Таким образом, традиции, являясь одним из средств приучения к определенным нормам поведения, представляют собой постоянно действующий фактор и благодаря этому активно влияют на поведение учащихся.

А. С. Макаренко выделяет всего два типа школьных традиций: большие и малые традиции.

Большие традиции он рассматривал как яркие массовые события, носящие общешкольный характер.

Малые традиции – как будничные, повседневные дела.

Таким образом, можно сказать, что представленные выше классификации школьных традиций И. А. Блинкова и А. С. Макаренко по своему содержанию не отличаются резко друг от друга. Однако классификация И. А. Блинкова является более дробной (он выделяет четыре типа традиций), а классификация А. С. Макаренко более обобщенной (выделяет всего два типа школьных традиций). Несмотря на это, оба автора единогласно признают огромный воспитательный потенциал школьных традиций и их значимость. Таково мнение известных ученых педагогического мастерства.

2. Дальнейшие пути развития традиций в школе и их использования.

Традиции – не только признак хорошей школы, но и одно из условий улучшения ее учебно-воспитательной деятельности.

Поэтому создание и развитие хороших традиций – важная задача всего школьного коллектива.

Традиции - это апробированный опыт, в них закрепляется то лучшее, что сложилось в предшествующие годы. Это, следовательно, ценнейшее наследие, которое именно тем и замечательно, что может сослужить добрую службу и нашему времени. Но это при условии, если традиции обогащаются, обновляются, то есть развиваются вместе с развитием школы и школьного коллектива.

Поддерживать и закреплять традиции – вовсе не значит, из года в год повторять одно и то же. Хорошей традиции должен быть чужд штамп. Отражая прошлое, традиция вместе с тем должна быть живой, нужной и полезной сегодня.

По своей природе традиции принадлежат к таким явлениям, которые сравнительно легко могут приобрести отрицательный характер. Возникая и повторяясь вначале в одних условиях, они затем продолжают жить и в других, изменившихся условиях, и, если своевременно не принять мер против окостенения традиций, если не изменить их характер применительно к новым условиям или не отбросить как устаревшие, они могут играть отрицательную роль. Так в новых условиях школьной жизни иногда возникает необходимость некоторые укоренившиеся традиции разрушить. Но чаще бывает другое: традиция остается, живет, но в зависимости от условий изменяется, обогащается, приобретает новые черты.

Таким образом, опираться надо на уже сложившиеся школьные традиции, а нововведения, появляющиеся неизбежно с течением времени, не должны разрушать уже сложившиеся, а плавно и постепенно нанизываться как бусины в большие бусы.

Читайте также: