Адаптация подростка в новой школе курсовая

Обновлено: 02.07.2024

На протяжении двух последних параграфов мы говорили о том, что подростковый возраст представляет собой один их наиболее сложных этапов жизненного пути человека, и то, как он будет пройден, зависит от множества факторов, среди которых первостепенную роль играют биологические (половое созревание, здоровье), социальные (стабильность общественной жизни, поддержка ближайшего окружения), социально-психологические (коммуникативные связи с родителями и референтной группой), и психологические факторы (изменения в когнитивной сфере, эмоциональное развитие, личностный рост подростка).

В целом адаптацией (от лат. adaptare– приспособлять) называется процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Этот процесс может осуществляться на разных уровнях – биологическом, психологическом, социальном. На психологическом уровне адаптация осуществляется посредством успешного принятия решений, проявления инициативы, принятия ответственности на себя, антиципации результатов действия.

В целом можно сказать, что, во-первых, проблема адаптации возникает там, где человек сталкивается с новыми обстоятельствами и условиями жизни, с изменениями его внутреннего мира и, во-вторых, адаптация сопровождается умением решать поставленные перед личностью проблемы, трансформацией прежних стратегий взаимодействия с людьми, поиском новых подходов к решению проблем.

В статье Ге с соавторами (Ge et al., 1994) изучается одно из проявлений неадаптивного поведения подростков – депрессивные симптомы. Показано, что траектории появления депрессивных симптомов отличаются у мальчиков и девочек. У девочек они возрастают после 13 лет, а у мальчиков остаются относительно неизменными. Подтверждаются результаты, полученные Петерсен о том, что в пубертатный период именно девочки ощущают кардинальные изменения настроения и именно у них больше вероятность развития депрессивных симптомов и форм дезадаптивного поведения.

Уровень адаптивности мальчиков и девочек – предмет особого разговора. Думается, что дело вовсе не в уровне, а во времени появления признаков дезадаптации, а также в характере (форме) их выражения. Но остановимся на этом чуть позже.

С целью изучения особенностей адаптации подростков разного пола и возраста с нормальным и аномальным половым развитием было проведено специальное исследование, в котором проверялась гипотеза о том, что наибольший эмоциональный дискомфорт, трудности в общении и принятии себя испытывают подростки с интенсивными гормональными и телесными изменениями; дополнительно предполагалось проверить предположение о различиях в уровне адаптации между мальчиками и девочками.

Мы постарались подобрать такие таблицы ТАТ, которые бы объединялись одной темой. Мужской и женский варианты таблицы 3 предназначены для выяснения причин депрессивных тенденций у людей мужского и женского пола, начиная с 13 лет. Все четыре рассказа действительно демонстрируют депрессивные состояния, вызванные переживанием потери, утраты, наличия конфликта. Различия в рассказах обусловлены, в частности, полом и гендерной ролью подростка.

Женские или фемининные типы рассказов (Елена П., Илья С.) включают в себя переживания чувства вины, длительное обдумывание и фиксацию на ситуации, первичное избегание источника конфликта, страхи одиночества и незавершенности конфликта, стремление вернуть дружеские отношения, т. е. психологическое преодоление, характерное для женщин. Между мальчиком и девочкой тоже есть свои различия. Фемининная девочка ориентирована на завершение трудной ситуации, в которой сочетаются внешний и внутренний конфликты, в виде примирения двух сторон. Фемининный мальчик длительно переживает собственный неуспех, вызванный неумением, и, по-видимому, неуверенностью в себе, оставляя рассказ без логического финала. Безысходность рассказа указывает на трудности адаптации и проблемность применения адекватных способов приспособления к ситуации.

Разнообразие решений проблемных ситуаций ретроспективно раскрывает вариативность переживания подростками трудностей периода пубертата, которые обусловлены большим количеством переменных. Думается, что самыми весомыми переменными являются половое созревание подростка, формирование половой идентичности и принятие гендерных ролей. Трансформация детско-родительских отношений также существенно влияет на уровень адаптивности подростка, определяя специфику его взросления.

Цель: выявление уровня самооценки подростков, влияющее на их социальную адаптацию.
Гипотеза исследования: уровень самооценки влияет на социальную адаптацию подростков.
Объект: социальная адаптация подростков.
Предмет: уровни самооценки в подростковом возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
4
1.1 Психологические особенности подросткового периода
5
1.2. Понятие социальная адаптация
8
1.3. Адаптация подростков в социуме
16
1.4. Понятие самооценки
21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
24
2.1. Методы и ход исследования
24
2.2. Первичная диагностика. Анализ, обработка и интерпретация полученных данных
25
2.3. Корреляционный анализ данных
34
2.4. Коррекционная работа
38
2.5. Вторичная диагностика. Выявление эффективности коррекционной работы

Работа состоит из 1 файл

социальная адаптация подростков.doc

БИШКЕКСКИЙ ФИЛИАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО

КАФЕДРА ОБЩЕЙ, КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Социальная адаптация подростков

Выполнила: студентка 6 курса

Подхалюзина (Кочнева) Евгения

Руководитель: Казакова Н. А.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

1.1 Психологические особенности подросткового периода

1.2. Понятие социальная адаптация

1.3. Адаптация подростков в социуме

1.4. Понятие самооценки

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

2.1. Методы и ход исследования

2.2. Первичная диагностика. Анализ, обработка и интерпретация полученных данных

2.3. Корреляционный анализ данных

2.4. Коррекционная работа

2.5. Вторичная диагностика. Выявление эффективности коррекционной работы

Социальная адаптация личности является актуальной проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения.

Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей.[1]

Способность адаптироваться к социуму и эффективно действовать в нем зависит от многих особенностей человека. Безусловно, это и интеллект, и темперамент, и коммуникативные склонности, и внешность и многое другое. Некоторые из этих особенностей неизменны, как, например, темперамент. Но есть и те, которые можно развивать, что, возможно, будет способствовать построению конструктивных отношений с окружающим миром.

Одним из главных моментов является то, что в подростковый период происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой формируется и активно развивается сознание и самосознание личности. Постепенно происходит отход от прямого копирования оценок взрослых, возрастает опора на внутренние критерии.[2] Поведение подростка начинает все больше регулироваться его самооценкой.

Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.[3] Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место. [4]

Цель: выявление уровня самооценки подростков, влияющее на их социальную адаптацию.

Гипотеза исследования: уровень самооценки влияет на социальную адаптацию подростков.

Объект: социальная адаптация подростков.

Предмет: уровни самооценки в подростковом возрасте.

Из поставленной цели вытекают сформулированные следующие задачи:

1. проанализировать литературу по проблемам социальной адаптации подростков.

2. выявить уровень самооценки у подростков

3. выявить уровень адаптации подростков

4. провести корреляционный анализ уровня самооценки и социальной адаптации подростков

5. разработать психологический тренинг, направленный на повышение и формирование адекватной самооценки подростков

6. выявить эффективность психологического тренинга.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ.

1.1. Психологические особенности подросткового периода.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и существенные изменения в психическом развитии были связаны с нею, то у подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития.

В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций,
которые существуют в воспитании детей, этот переходный период может иметь различное содержание и разную длительность. В настоящее время в условиях нашей страны этот период развития охватывает примерно возраст с 10 – 11 до 14 – 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы.

Подростковый возраст - период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Центральным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения. В возрасте примерно от 12 до 15 лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии.

Переоценкой своих возросших возможностей определяется стремление подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте. Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у подростков формируется система своих собственных требований и норм, не совпадающая с требованиями взрослых. Одним из важнейших моментов в личности подростка является развитие самосознания, самооценки; возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Как показали многочисленные исследования, наличие положительной самооценки, самоуважение является необходимым условием нормального развития личности. Вместе с тем регулирующая роль самооценки неуклонно повышается от младшего школьного к подростковому и юношескому возрасту. Несоответствие между самооценкой подростка и его притязаниями ведут к острым аффективным переживаниям, к преувеличенным и неадекватным реакциям, проявлению обидчивости, агрессивности, недоверчивости, упрямству. В возрасте 12 - 17 лет особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера. Такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают возможность психических травм и отклонений от норм поведения.

Основной деятельностью школьного детства является учебная, в ходе которой ребенок не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотношениях. Школьный онтогенез охватывает следующие возрастные периоды: младший школьный возраст - 7-10 лет; младший подростковый - 11-13 лет; старший подростковый - 14-15 лет; юношеский возраст - 16-18 лет. Каждый из этих периодов развития характеризуется своими особенностями. Одним из самых сложных периодов школьного онтогенеза является подростковый период, который иначе называют переходным, так как он характеризуется переходом от детства к юности, от незрелости к зрелости.

Выявление трудностей, с которыми сталкивается ученик при переходе в новую школу, причины их возникновения и пути преодоления. Определение сущности понятия "адаптация". Анализ условий, обеспечивающих успешность социально-психологической адаптации ребенка.

Подобные документы

Закономерности адаптации учащихся к условиям музыкальной школы. Разработка модели и определение организационно-педагогических условий процесса ее педагогического сопровождения. Методика реализации соответствующей системы, ее структура и значение.

автореферат, добавлен 17.04.2018

Изучение динамики процесса адаптации иностранных учащихся к условиям жизни и обучения в России. Анкетирование иностранных студентов. Подчеркивается значимость тесной связи социально-психологических проблем с этнолингвистическими особенностями испытуемых.

статья, добавлен 16.04.2021

Основные факторы оптимизации образовательной среды современного гуманитарного университета, обусловливающие успешность адаптации студентов к обучению. Воспитательная значимость социокультурной среды вуза как способ самореализации личности учащихся.

автореферат, добавлен 01.05.2018

Проблема школьной дезадаптации и особенности адаптации пятиклассников, а также влияние деятельности педагогов на процесс адаптации учащихся в средней школе. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации и организация деятельности психолога и педагогов.

курсовая работа, добавлен 14.02.2014

Задачи, принципы, функции профессиональной ориентационной работы. Подходы к пониманию профессионального самоопределения личности, принципы просвещения и консультирования в данной сфере. Пути преодоления трудностей этапа профессиональной адаптации.

статья, добавлен 24.07.2018

Характеристика понятия "адаптация" и факторы, оказывающие на нее влияние. Выявление уровня сформированности эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста. Музыкальная деятельность дошкольника в период адаптации к условиям детского сада.

курсовая работа, добавлен 09.11.2017

Анализ адаптации студентов к условиям высшего учебного заведения. Самостоятельная работа как основная форма организации учебного процесса в современном вузе. Создание условий для успешного формирования готовности к деятельности у будущих бакалавров.

статья, добавлен 19.12.2019

Проблема снижения успешности в обучении учащихся при переходе из начальной в основную школу. Модель педагогического, медико-физиологического и социально-психологического центра. Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

статья, добавлен 29.06.2013

Социально-педагогическая адаптация студентов вуза культуры и искусств: сущность, компоненты, факторы, критерии. Педагогический потенциал используемых в данном процессе средств. Анализ и оценка реализации модели социально-педагогической адаптации.

диссертация, добавлен 17.06.2018

Проблема адаптации детей к обучению в начальной школе, основные факторы и условия этого процесса. Особенности развития детей младшего школьного возраста. Разработка программы педагогического сопровождения адаптации детей к обучению в начальной школе.

Гост

ГОСТ

Характеристика подросткового возраста и его основные проблемы

Подростковый возраст – это уникальное время, и неслучайно человек в этом возрасте характеризуется в социально-психологических и медицинских исследованиях как личность, находящаяся в болезненном социальном и биологическом кризисе.

В этот возрастной период подрастающий организм и формирующаяся личность находится под мощнейшим влиянием двух естественных процессов, которые некоторые исследователи называют неоднозначным. Во-первых, интенсивная социализация личности, и во-вторых – это активная физиологическая перестройка организма, смена его биологических качеств.

Вследствие этих противоречивых процессов возникают серьезные социально-биологические проблемы, которые проявляются в той или иной форме, в тех или иных сочетаниях у большинства подростков. Диапазон этих актуальных проблем весьма широк: от легких психоэмоциональных нарушений поведенческого, коммуникативного и нравственного характера до тяжелейших форм пограничных психических нарушений (нервных расстройств), которые могут выразиться в аутодеструктивных, асоциальных, девиантных и антисоциальных формах поведения.

  • Рост среди подросткового контингента уровня злоупотребления спиртными, табачными и наркотическими веществами;
  • Проявление иных форм саморазрушающей деятельности;
  • Наличие антиобщественной (девиантной) активности;
  • Проявление психических патологий (невротические заболевания).

Особенности социальной адаптации подростков

Как мы указали ранее, социальная адаптация подростков зависит от их возрастных особенностей и личностных характеристик. Для обеспечения успешного процесса социальной адаптации необходимо опираться на активизацию тех процессов, которые способствуют восстановлению социальной адекватности в обществе. Это явление называется ресоциализация.

Готовые работы на аналогичную тему

Ресоциализация должна быть связана с ценностной переориентацией индивида, а также с формированием механизмов социально-положительного целеполагания, отработкой прочных стереотипов социально-положительного поведения.

Успешность процессов социальной адаптации и социализации обеспечивают очень активную преобразующую позицию человека, развивают его творческий потенциал. Этой точки зрения придерживаются такие исследователи, как В.С. Барулин, Я.Л. Коломинский и А.А. Реан.

Социальная адаптация и социализация, которая не получила возможности своей реализации, неизбежно оборачивается не только для человека, но и для всего общества социальной дезадаптацией, что и является источником девиантного поведения (М.И. Еникеев, А.А. Реан). Единственная возможность преодоления этой ситуации – это организация процесса ресоциализации. Она понимается как процесс усвоения человеком новых ролей, ценностей, знаний взамен имеющимся, которые несут деструктивное воздействие.

Таким образом, подросток в силу своей незрелости, неопытности, отсутствии должного уровня знаний не может до конца осознать свою социальную роль, свое место в структуре общества. Проблематичен и процесс выработки самосознания представителя данной социальной группы, включенность в социальные отношения недостаточна, так как с мнением подростка редко кто считается, а его идеи недостаточно соответствуют действительным проблемам и установкам.

Тем не менее, данные процессы возможно сформировать благодаря различным социальным институтам. Прежде всего, это семья, где родители прививают человеку первичные понятия о нормах и правилах жизни. Также образовательный институт играет огромную роль, поскольку первоначальные знания теперь формируются с целью дальнейшей профессионализации индивида.

Роль социальных служб в адаптации подростков

Деятельность существующих и действующих сегодня организаций и социальных служб для подростков в качестве главного направления деятельности выделяет именно ресоциализацию. Это позволяет говорить о том, что детская асоциальность, проявления детской девиации являются актуальной проблемой, которая требует нахождение путей решения.

Важным достижением общества является осознание значимости и масштабности данной проблемы. Сегодня даже государство признает тот факт, что дети с проблемами в социальной адаптации, чье поведение характеризуется как асоциальное, должны быть обеспечены обязательным и индивидуальным для каждого сопровождением со стороны социальных органов. Должна проводиться активная работа с детьми, молодежью, а также борьба с социальным сиротством. Если ребенок будет чувствовать себя частью общества, частью чего-то большего, то его тяга к совершению поступков против социума снизится к минимуму.

На современном этапе развития российского общества планируется создание специальных центров, которые готовы консультировать представителей подросткового возраста, оказывать им помощь в психологических, педагогических, медицинских и социальных проблемах.

Читайте также: