Американская история икс краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

О том, насколько актуальна тема, раскрытая в этом фильме, сказано немало. В фильме, который насквозь пропитан монологом о вечной и неугасающей проблеме межнациональных и межрасовых конфликтов.

Конфликтов, которым нет конца и края, проблема, в которой нет абсолютно правых и полностью виноватых, это и есть палка о двух концах.

И ведь не каждый мастер способен преподнести такую сложную тему, максимально вдумчиво и доходчиво, не делая уклон в сторону философии и монотонных умозаключений, но сохранив при этом собственный почерк.

Главный герой картины Дерек Виньярд, будучи неоспоримым лидером и авторитетной персоной в своей среде, попадает в ситуацию, в которой абсолютно не важно, кем ты был раньше и какие принципы утверждал в своей жизни. Здесь он, к своему ужасу, осознаёт, что все далеко не так однозначно и безоговорочно как виделось раньше.

Такого героя и такой резонный перелом во взглядах, отлично воплотил на экране Эдвард Нортон, который и по сей день заслуженно является одним из сильнейших мастеров современного кинематографа.

Нельзя не отметить работу, тогда еще молодого актера, Эдварда Ферлонга исполнившего роль Денни Виньярда, младшего брата главного героя.

Содержание

Слоганы фильма

Название фильма

Сюжет



По дороге из школы Дэнни останавливается возле баскетбольной площадки, на которой играют афроамериканцы, вспоминая, что когда-то скинхеды во главе с его братом выиграли у них эту площадку в любительском матче. Затем он спешит домой, чтобы увидеться с Дереком, вышедшим тем утром из тюрьмы. Дэнни встречается с братом. Тем временем в гости к Дереку приезжает его старый приятель Сет Райан. После разговора с членами семьи Дерек и Сет отправляются на нацистскую вечеринку, а Дэнни начинает писать сочинение, положительно оценивая действия и мировоззрение брата. Среди его воспоминаний — разгром нацистами магазина, принадлежащего корейскому предпринимателю, избиение и унижение его рабочих, в числе которых корейцы, мексиканцы и афроамериканцы, оскорбление еврейского учителя (упоминался выше), приглашённого на ужин его матерью, и подробности зверского убийства чернокожих.

Это не наш грёбаный район — это поле битвы! Сегодня вечером мы все на поле боя! Решение: мы будем стоять в стороне и спокойно смотреть, как нашу страну насилуют, или же мы отправимся туда и сделаем что-нибудь против этого?

После возвращения братьев домой Дэнни продолжает писать сочинение, описывая ещё одно из событий, повлиявших на убеждения Дерека, — беседу с отцом во время семейного обеда, в которой глава семьи убеждал остальных, что в США идёт дискриминация белых, а чернокожие обладают большими правами.

На следующее утро братья завтракают в кафе, после чего Дэнни отправляется в школу, а Дерек идёт устраиваться на работу. В школьном туалете чернокожий, с которым конфликтовал Дэнни в начале фильма, расстреливает его из пистолета. Дерек, провожавший Дэнни, слышит выстрелы возле школы, бежит в здание, врывается в уборную и обнимает убитого брата. В конце фильма звучит эссе Дэнни, написанное в конце сочинения, где он цитирует последние слова Авраама Линкольна во время его инаугурационной речи в 1861 году [12] :

We are not enemies, but friends. We must not be enemies. Though passion may have strained, it must not break our bonds of affection. The mystic chords of memory will swell when again touched, as surely they will be, by the better angels of our nature.

Актёры и персонажи

Идеология


Панк-группа Anti-Heroes подала в суд на студию New Line Cinema за то, что у одного из персонажей фильма была татуировка с названием коллектива. Музыканты не пожелали иметь никаких ассоциаций с нацистами [12] .

Создание

Сценарий

I saw a lot of bigotry growing up, and it made me think about writing something about the world of hate-mongers. The point I tried to make in the script is that a person is not born a racist. It is learned through environment and the people that surround you. The question that intrigued me is: why do people hate and how does one go about changing that? My premise was that hate starts in the family [2] .

Помимо прочего, Маккенна брал интервью у скинхедов, проводил с ними много времени и наблюдал за их действиями в качестве журналиста. Он выяснил, что многие из них были выходцами из благополучных семей, но стали нацистами, связавшись с плохой компанией. Маккена сделал вывод, что ключевым моментом в их становлении всё-таки послужила семья, которая не участвовала должным образом в их воспитании. Некоторые члены их семей своим отрицательным примером оказывали на них влияние (как Дерек Виньярд на Дэнни). Результаты исследования, предпринятого Маккеной, в полной мере нашли отражение в сценарии.

Сценарий фильма заинтересовал Джона Моррисси, который без раздумий согласился продюсировать картину. Помимо сюжетной линии, его заинтересовал тот факт, что фильм может вызвать много споров, и это даст картине дополнительный промоушн [2] .

Съёмочный процесс и скандал



Если бы он не захотел делать фильм со мной — студия не захотела бы делать фильм с ним [20] .

Кэй говорил, что на съёмочной площадке часто спорил с Нортоном, утверждая что Эдвард общался с ним в грубом тоне [21] .

После выхода картины Тони Кэй решил отомстить студии и добился отзыва фильма из программы кинофестиваля в Торонто, поскольку имел на это полномочия как режиссёр:

I was shooting a commercial in Germany when I heard American History X had been accepted, so I jumped on a plane to Canada, marched into the office of the festival organiser and demanded that the film be withdrawn because I wasn't happy with it. New Line went nuts. It would have been a perfect launchpad for the movie, and I shot it down in flames. I was being a nightmare to New Line. I had started communicating exclusively through advertisements in the trade papers [21] .

Выход

Кассовые сборы

Критика

В то же время некоторые критики остались недовольны фильмом. Так, Мик Лэсэлл на страницах издания San Francisco Chronicle оценил его лишь на две из пяти звёзд, заявив, что в некоторых сценах диалоги кажутся удивительно неестественными, но гораздо хуже, по его мнению, фильм завершается [39] . Критик издания Christian Science Monitor Дэвид Стеррит назвал отличную актёрскую игру Нортона единственным, что спасает картину от полного провала [6] .

Альтернативная версия

Специальное DVD-издание компании New Line Cinema включает три сцены, удалённые из оригинальной версии фильма.


С нятый в классической черно-белой стилистике провокационный фильм о буднях американских скинхедов. О том как ложные представления затмевают реальную жизнь, и о том, что все не делится на черное и белое.

Содержание/сюжет

По дороге из школы Дэнни останавливается возле баскетбольной площадки, на которой играют афроамериканцы, вспоминая, что когда-то скинхеды во главе с его братом выиграли у них эту площадку в любительском матче. Затем он спешит домой, чтобы увидеться с Дереком, вышедшим тем утром из тюрьмы. Дэнни встречается с братом. Тем временем в гости к Дереку приезжает его старый приятель Сет Райан. После разговора с членами семьи Дерек и Сет отправляются на нацистскую вечеринку, а Дэнни начинает писать сочинение, положительно оценивая действия и мировоззрение брата. Среди его воспоминаний — разгром нацистами магазина, принадлежащего корейскому предпринимателю, избиение и унижение его рабочих, в числе которых корейцы, мексиканцы и афроамериканцы, оскорбление еврейского учителя (упоминался выше), приглашённого на ужин его матерью, и подробности зверского убийства чернокожих.

После возвращения братьев домой Дэнни продолжает писать сочинение, описывая ещё одно из событий, повлиявших на убеждения Дерека, — беседу с отцом во время семейного обеда, в которой глава семьи убеждал остальных, что в США идёт дискриминация белых, а чернокожие обладают большими правами.

На следующее утро братья завтракают в кафе, после чего Дэнни отправляется в школу, а Дерек идёт устраиваться на работу. В школьном туалете чернокожий, с которым конфликтовал Дэнни в начале фильма, расстреливает его из пистолета. Дерек, провожавший Дэнни, слышит выстрелы возле школы, бежит в здание, врывается в уборную и обнимает убитого брата. В конце фильма звучит эссе Дэнни, написанное в конце сочинения, где он цитирует последние слова Авраама Линкольна во время его инаугурационной речи в 1861 году:

"Мы не враги, а друзья. Мы не должны быть врагами. Хотя узы нашей дружбы не всегда прочны, они не должны порваться. Память об этой дружбе возьмёт своё, когда в сердцах, с неизбежностью, возобладают наши лучшие чувства."


Фильм о мире ненависти, о её истоках, сущности и последствиях, – такой задумывал картину сценарист Дэйвид МакКенна; фильм о жестокой реальности, – таким создавал его режиссер Тони Кэй; лента о неонацистах и трагедии семьи Дерека Виньярда, – таким сделал фильм Эдвард Нортон в процессе монтажа.


Соотношение значимости героев подтверждает деление фильма на чёрно-белые и цветные эпизоды. Вопреки распространенному мнению, подобный режиссёрский ход имеет гораздо более глубокие основания, чем разделение событий на прошлое и настоящее. Цвет символизирует возможное будущее, начало новой жизни, в которой ложные идеалы были отвергнуты.


Если смотреть хронологически на события фильма, цвет не появляется в эпизодах, в которых Дерек меняет своё мировоззрение, и он не появляется тогда, когда Дерек воссоединяется с семьёй. Картинка становится цветной только в момент, когда Дэнни уже суждено посредством сочинения начинать переосмысливать свои взгляды на жизнь. Разумеется, всё гораздо сложнее: не мыслеобразующая функция языка подвела Дэнни к переосмыслению своих убеждений, а разговор с братом, который, впрочем, знал о сочинении, и таким образом помог Дэнни, как и чернокожий директор помогал Дереку в тюрьме.


Разногласия Тони Кэя со студией даже дошли до судебного разбирательства. Сперва Кэй, возмущенный тем, что его отстранили от монтажа, потребовал, чтобы его имя в титрах заменили псевдонимом. Гильдия режиссёров США прошение отвергла, связав это с тем, что Кэй нарушил правила Гильдии относительно псевдонимов в титрах. Тогда режиссёр подал иск и на студию, и Гильдию режиссёров, потребовав от них возмещения морального ущерба в размере 200 миллионов долларов.


Американская история X/American history X

Американская история Х - драма 1998 года, ставшая дебютом режиссера Тони Кэя (ранее режиссера рекламы) и сценариста Дэвида МакКенны. Картина занимает 31-е место в списке 250 лучших фильмов по версии IMDb.

Главный герой фильма - Дерек Виньярд (Эдвард Нортон). Харизматичный и жестокий лидер банды неонацистов "Апостолы Христа". Потеряв отца и веру в справедливость, Дерек решает вершить правосудие по-своему. Все меняется, когда он попадает в тюрьму за убийство двух чернокожих парней.



Денни Виньярд (Эдвард Ферлонг) - младший брат Дерека. Восхищается смелостью и лидерскими качествами брата, под его влиянием увлекается нацисткой идеологией. В школе пишет сочинение по Майн Кампф, чем вызывает негодование директора школы. Он предлагает Денни написать сочинение по вымышленному предмету "Американская история X", где он должен будет проанализировать как произошедшее с братом повлияло на него и его семью.



"Американская история X" является возможно самым честным фильм о расовой и национальной нетерпимости. В нем не пытаются кого-то оправдать или приукрасить действительность. Здесь есть и черные, которые вместо того чтобы пользоваться привилегиями свободы - получать образование, работать, выбирают торговлю наркотиками и угон машин. И белые, которые кричат о несправедливости и беззаконии, при этом идут громить супермаркет и издеваться над его сотрудниками, только лишь потому что магазин принадлежит азиату. Ненависть порождает еще большую ненависть, от которой страдают все.


Сценарист Дэвид МакКенна брал интервью у скинхедов, проводил с ними много времени и наблюдал за их действиями в качестве журналиста. Он выяснил, что многие из них были выходцами из благополучных семей, но стали нацистами, связавшись с плохой компанией. МакКенна сделал вывод, что ключевым моментом в их становлении всё-таки послужила семья, которая не участвовала должным образом в их воспитании. Некоторые члены их семей своим отрицательным примером оказывали на них влияние.

Эдвард Нортон о фильме и своем персонаже:

"Я знал, что этот парень должен быть действительно физически устрашающим, чего не скажешь обо мне (Эдвард для фильма набрал 25 фунтов (11 кг) мышечной массы). Этот персонаж - ребенок, который в основном хочет плакать и скрывает это за гневом. Мотивированный яростью, он вооружает себя против собственной эмоциональной боли - и это тело, которое он создал, является физическим проявлением этого.

Все может быть неправильно истолковано, и у многих историй есть встроенный потенциал для оскорбления кого-то, если ими неправильно управлять. Кино сейчас это такая мощная среда, это как зеркало, в которое мы не хотим смотреть. Есть два уровня, на которых фильм может функционировать. Или это может дать людям паузу, или - и мне это более интересно - это может заставить среднюю либеральную аудиторию столкнуться с трудностью характера кого-то вроде него.

Слишком распространенная реакция на что-то вроде расизма - это ненависть к самому явлению, из-за которой вы отвергаете человека. Но в этом фильме вы вынуждены противостоять сложности персонажа и его трагедии - и тому факту, который люди не хотят признавать, что кто-то вроде него, может выйти из нормальной семьи среднего класса.

Для меня это дает достаточно однозначный посыл о том, как ярость может управлять твоей жизнью. Мне было бы гораздо менее комфортно, если бы на любом уровне ему это сошло с рук. Это было бы так, если бы вы добрались до конца Макбета, а они не лишили его головы."


Изначально роль Дерека Виньярда была предложена Хоакину Фениксу, но он отклонил предложение, назвав сценарий "слишком напряженным". Эдвард Нортон, в свою очередь, ради съемок в "Американской истории X" отказался от роли в фильме "Спасти рядового Райана", где его заменил Мэтт Дэймон.

Образ главного героя частично основан на бывшем скинхеде - Фрэнке Мэйнке, который после тюремного заключения стал автором лекций о вреде националистической и расисткой пропаганды.

За свою работу Нортон был номинирован на премию Оскар за лучшую мужскую роль, но награда ушла Роберто Бениньи за роль в фильме "Жизнь прекрасна".


Фильм выходил в прокат с большим скандалом. Пробная версия в 95 минут не понравилась студии и Нортону. Они требовали правок. В ответ на это Тони Кэй выкупал целые рекламные развороты в изданиях вроде Variety и The Hollywood Reporter, где критиковал Нортона и продюсера Майкла Де Луку, называя их "дилетантами". Всего он опубликовал 35 объявлений, потратив на них 100 тыс. долларов.

Разьяренный режиссер потребовал снять свое имя с титров. Гильдия режиссеров Америки запретила это делать. По ее правилам в таких случаях вместо имени постановщика указывается псевдоним Алан Смити, а автор лишается права публично критиковать фильм. Но к тому моменту Кэй уже так разнес картину в выкупленных рекламных полосах, что это уже было невозможно.

На судебные разбирательства Кэй потратил 1 млн. долларов, так и не выиграв ни одного.


Прошлое в фильме выполнено в черно-белых тонах, настоящее - в цвете.

Фильм не имел коммерческого успеха в прокате (возможно отчасти из-за режиссера), но со временем стал культовым.











"А теперь, наверно я должен рассказать чему я научился, подвести итог, да? Так вот мой вывод таков - ненависть тяжелый багаж, жизнь слишком коротка чтобы тратить ее на зло. Оно того не стоит. Дерек говорит, что сочинение нужно заканчивать цитатой. Все твои мысли кто-то другой уже выразил лучше тебя. Так что, если не знаешь что сказать, позаимствуй у великих. Я выбрал одного парня, который должен вам понравиться. "Мы не враги, а друзья, мы не должны быть врагами, хотя узы нашей дружбы не всегда прочны, они не должны порваться. Память об этой дружбе возьмет свое, когда в сердцах с неизбежностью возобладают наши лучшие чувства."

Читайте также: