Малочисленные классы в школе для проблемных детей

Обновлено: 05.07.2024

СодержаниеШкола, в которой мало детейНедостатки обучения в малочисленной школе: нехватка ресурсов и общенияИнформация к размышлению для родителейМаленькие классы — интенсивные урокиСемейная атмосфераБезопасность ребенкаБольше времени с родителямиПолезные особенности обученияРежим дняВзвешивая плюсы и минусы

Какая школа считается малокомплектной? Стоит ли поддерживать существование таких школ? Справляются ли они со своей основной задачей — качественным образованием своих немногочисленных учащихся? MedAboutMe постарается разобраться в этом сложном и важном вопросе. Приглашаем присоединиться к разговору.

Школа, в которой мало детей

Как правило, такие учебные заведения функционируют в сельских районах, причем достаточно отдаленных. Потому что, если поблизости есть другой населенный пункт с более укомплектованной школой, меньшую стремятся закрыть, учеников перевести в большую школу. Организация школьного транспорта обходится дешевле, чем содержание отдельного учебного заведения.

Идет ли это на пользу детям? И вообще, стоит ли беспокоиться о существовании маленьких школ, работающих для нескольких ребятишек?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя даже с точки зрения одной лишь экономики. С одной стороны, обучение ребенка в малочисленном учебном заведении обходится в несколько раз дороже, чем в обычной средней школе. С другой стороны, если не будет таких вот школ, небольшие деревни могут совсем опустеть, потому что трудоспособные родители еще сильнее будут стремиться уехать в большие города, где больше возможностей не только для трудоустройства, но и для выбора учебного заведения для образования ребенка. Сохранение сельских школ — один из факторов, имеющих значение для возрождения села.

В соседней Финляндии о малочисленных школах очень заботятся. Существуют специальные правительственные программы, направленные на сохранение и развитие таких учебных заведений. Их не закрывают, даже если остается только один ученик.

Недостатки обучения в малочисленной школе: нехватка ресурсов и общения

Начнем, по традиции, с материальных трудностей, которые испытывают практически все небольшие школы.

Поскольку обучение каждого ученика обходится дороже, средств не хватает. В том числе и на зарплаты учителям. При этом нагрузка на преподавателя значительно возрастает: практически все учителя ведут по несколько предметов, попутно исполняя обязанности завхоза, библиотекаря, и т. д. Чтобы в таких условиях честно и с полной отдачей работать, нужно быть большим энтузиастом и самоотверженным человеком. Понятно, что на все школы — а их в России около 3 тысяч, — хороших учителей не хватает.

Нередко в здании малочисленной школы недостаточно кабинетов, нет спортивного и/или актового залов, да и сама постройка может нуждаться в серьезной реконструкции, на которую вечно не хватает средств.

Директор школы с. Барабка Маргарита Соловьева:

Обращались уже и к главе района, и к депутатам, но денег на реконструкцию как не было, так и нет.

Но материальные проблемы — не единственная трудность. Малочисленность может негативно влиять на качество обучения: например, не все формы коллективной работы над материалом могут быть доступны. В малочисленных классах без одного/нескольких лидеров снижается мотивация у учеников, что негативно влияет на эффективность обучения.

Имеет также значение более низкий уровень образованности всего окружения, включая родителей.

Информация к размышлению для родителей

Специалисты считают, что при всех имеющихся недостатках, малочисленная школа имеет много положительных качеств. Расположить их в порядке возрастания/убывания важности не представляется возможным, поэтому представим их простым списком.

Маленькие классы — интенсивные уроки

В городской школе нередко классы оказываются переполненными. Учителю приходится делить свое внимание между 35-38 учениками. И таких классов у преподавателя несколько.

В небольшой школе в классе может быть от 2 до 10-15 учеников, и никаких параллелей. Учитель может уделять каждому достаточно времени, видеть и понимать, как происходит усвоение учебного материала, варьировать план занятий, ориентируясь на индивидуальные потребности учеников.

У ребят нет возможности отвлекаться на уроках, потому что каждый находится постоянно в зоне внимания учителя. И это способствует эффективной работе, плодотворным занятиям.

Директор школы с. Барабка Маргарита Соловьева:

Такого внимания, как наши ученики, не получают дети в городских школах с классами по 30 человек. У нас на уроках не получится отсидеться, уткнувшись в телефон — дети все время при деле, вовлечены в процесс.

В маленьких населенных пунктах все друг друга знают. Учитель в курсе всего, происходящего в деревне: кто с кем подрался, кто в кого влюбился, у кого мать заболела и пришлось вместо уроков помогать по хозяйству. Нет проблем коммуникации с родителями учеников — все тут, можно хоть каждый день обмениваться информацией о поведении и успеваемости детей, держа руку на пульсе.

Ребята общаются не только на уроках, но и вне стен школы, они буквально растут вместе, и учатся, и шалят.

В небольших школах значительно реже дети сталкиваются с буллингом, травлей.

Безопасность в самом широком смысле — от более дружелюбной атмосферы в самой школе до безопасности по пути от дома до учебного заведения. Городской ребенок подвергается гораздо большей опасности даже при переходе оживленных улиц.

В деревне, в небольшом городке дети все время на виду. Отношения между людьми более открытые, ребенок может в случае необходимости обратиться за помощью к любому. А может и не обращаться — сами помогут. Да и структура преступности на селе иная, у детей гораздо меньше шансов стать жертвой случайного преступления на улице.

Больше времени с родителями

Порой родители стремятся переехать в город, чтобы сделать семью счастливее. Но на деле это оборачивается совсем иным.

Родителям приходится гораздо больше работать, чтобы обеспечить возросшие потребности семьи. Нередко — работать далеко и подолгу. В результате дети большую часть времени оказываются предоставленными сами себе, остаются один на один с городской жизнью и городскими соблазнами и опасностями.

Это не способствует укреплению семьи и отношений между поколениями.

Полезные особенности обучения

В малочисленных школах учитель нередко проводит урок одновременно у двух классов: у 1 и 2, у 3 и 5 и т. д.

Это позволяет старшим повторить уже пройденный материал, а младшим дает представление о том, что они будут изучать в следующих классах. Старшие могут помогать младшим усваивать информацию, одновременно закрепляя в памяти пройденное. Лучше всего усваивается и запоминается то, что ты однажды объяснял другим.

Разумеется, очень многое зависит от умения учителя правильно составить план таких совместных занятий и управлять вниманием учеников.

Обучение в сельской школе более практическое, если можно так сказать. Урок природоведения, зоологии и ботаники может происходить в ближайшем лесу, например, на поле, в саду или на ферме. Занятия физкультурой проводятся летом — на улице, зимой — на самой настоящей лыжне за околицей. А об уроках труда можно вообще не говорить: о труде ребятишки имеют далеко не умозрительное понятие.

Родители, выбирающие для детей престижную школу и готовые каждый день возить в нее детей через половину большого города, нередко забывают, что тем самым вносят в жизнь ребенка дополнительные негативные факторы. Один из них — потеря времени, проведенного в пути. Утром это означает потерю времени сна, днем — времени для игр, прогулок. И одновременно долгая дорога увеличивает риски, связанные с транспортом и ДТП.

Взвешивая плюсы и минусы

Конечно, никто не станет убеждать в том, что маленькая школа на полтора десятка учеников, расположенная в глуши на задворках цивилизации — абсолютная ценность, а сельское образование — безусловное благо. Это не так, и не стоит кривить душой.

Но не так уж плохо учат детей в небольших сельских школах. Немодно одетая учительница способна учить ребенка русскому языку, математике, географии, физике качественно и успешно — хотя бы потому, что у нее есть возможность работать с каждым индивидуально.

Интернет есть практически везде, соответственно, доступ к информации неограниченный. При желании ребенок может получать весьма качественное образование, потому что сама по себе городская школа не дает гарантий качества обучения.

Если родители обдумывают вопрос переезда в большой город ради обучения детей, им стоит как следует взвесить все плюсы и минусы этого шага. Однозначного ответа нет и быть не может.

Комментарий экспертаЩербакова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук

В России до сих пор много малокомплектных школ — около 3000. Это часть государственной системы образования, и недооценивать роль таких учебных заведений нельзя. Именно в таких школах получают образование те, кто пополнит ряды тружеников сельскохозяйственного производства, окажет влияние на развитие села, уровень его культуры, а в конечном итоге — и на его сохранение.

Массовая ликвидация сельских школ началась в 90-е годы прошлого века, и процесс все еще продолжается. Позитивной эту тенденцию назвать нельзя. Практика укрупнения сельских учебных заведений, начавшаяся еще в ХХ веке, привела к усилению миграции сельских жителей, опустению деревень и, в конечном итоге, падению сельскохозяйственного производства.

Легко понять, что проблемы, с которыми сталкивается сегодня малокомплектная сельская школа, выходят за рамки вопроса сохранения одного из типов учебных заведений, и становятся проблемой общенациональной, тесно связанной с перспективами развития России.

Сельская школа должна стать носителем культуры, источником современных знаний для тех, кому предстоит жить и работать в сфере сельского хозяйства, формировать новую идеологию — идеологию качественной жизни вдалеке от мегаполисов.

Пройдите тестГотов ли ваш ребенок к школе?Пора ли вашему ребенку в первый класс? Результаты теста могут вас разочаровать. Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению.

Здравствуйте. Мы недавно были у психолога. Нам посоветовали найти школу с обычной программой (не коррекционную), но где детей в классе по 6-8 человек. Частная школа нам не подходит (они платные и очень дорогие). Но где есть бесплатные такие я не знаю. Психолог сказала что родители находят, но она список таких школ не знает. Посоветуйте если знаете.


География : Москва
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2006 август (темат.), 2009 октябрь


География : Москва и не только
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2003

Кроме частных, на ум приходят только коррекционные по поведенческим проблемным деткам классы или недокомплектные школы в глухих деревеньках.


География : Россия, Москва
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 1988, 1999-тем., 2005

Мы сейчас в такой школе.

Называется "Школа надомного обучения"

В классе 7 человек.

В нашей группе- 3.

Нужна рекомендация врача на обучение в такой школе


География : Москва
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2006 август (темат.), 2009 октябрь


География : Москва и не только
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2003


География : Москва
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2006 август (темат.), 2009 октябрь

Тортик, на дому очень тяжёлых деток учат. А так либо в маленьком классе либо с учителем один на один, но тоже в классе. Тока как туда просочится никак толком не пойму.


География : Россия/Москва
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 19.06.1992, 10.08.1999, 17.03.2004

Мне сказали про такую школу, я даж туда рвалась, но так и не нашла ее, ту, куда меня посылали, куда т перевели, ну и, естественно, никто ничего не знает.

Нужно направление ПМПК. Сейчас мы в классе КРО, вполне довольна, ездить всего 20 минут, а не час, как предполагалось в ту школу.


География : Россия, Москва
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 1988, 1999-тем., 2005

В поликлинике по месту жительства врачи знают, где ближайшая такая школа.
Врач какой-нить должен написать диагноз и рекомендацию.
Потом комиссия в поликлинике решит "дать-не дать" направление туда.
Хорошо берут деток "соматических".
Сердце, ДЦП, астма, операции, частоболеющих и т.д.
СДВГ и неврологию берут неохотно или вообще не берут.
Мы с астмой туда "проскочили".
Еще, говорят, покупают справки.
Или "договариваются".


География : Москва
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 14 октября 2004

Я звонила в такую школу. Сказали, Сдвгэшек не берут. Дело в том, что у них раз в четверть так называемый день экзамена. В один день ребята сдают все дисциплины, длится это фигня три часа, ни один гипер не выдержит. Не знаю, правда или нет, но за что купила, за то продаю.

География : Москва
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 1983,1984,2001

СДВШки истинные там не нужны - это правда. Потому как в этой школе ни бегать на переменах нельзя, ни даже физкультуры нет - большинство детей с проблемами ФИЗИЧЕСКОГО здоровья. В том числе и с опорно-двигательным аппататом. Для них случайные падения - .
Спокойному ребенку-астенику с только ДВ там вполне конфортно будет. Да и другим он не мешает.Вопрос в том, что туда практически не попасть, даже имея реальные проблемы. Два класса в школе по 6-8 человек. Это всего лишь на 14 учеников поток рассчитан.
Ежка насчитала ТРИ таких школы в ЗАО. 25школ на 10 округов. Мало. И невыгодно государству.


География : Москва
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 2006 август (темат.), 2009 октябрь

Я две таких в районе знаю. При том что рядышком (относительно) два лог. сада, сад с лог. группами, сад с группами ЗПР. Куда выпускников девают ? И классов коррекции нет


География : москва
СДВГ-статус : Мама
Г.р. детей : 1987 - взрослая доченька
2000 - тематический сынок

Вот и я удивляюсь - куда девать детей с логонарушениями? И почему отменили классы коррекции? Кому это мешало?


География : Москва ЗАО
СДВГ-статус : Специалист
Г.р. детей : дочка Комарик 2013 (хулиганьё домашнее, 1 экз.)
Милый юноша Ведмедик 2016


География : МОСКВА
СДВГ-статус : Другое
Г.р. детей : 1999/2004

И я считаю, что это отличное решение проблемы тех "особенных" детей, кто нуждается в каком бы то ни было обучении. Таким образом они учатся более полноценно, чем они учились бы в классе с обычными детьми. И не мешают учебному процессу, который бы они просто не потянули.

Правда, такой класс, возможно ради эксперимента, набрали только 1 раз. Это было 3 года назад, сейчас этот класс третий. В нём человек 10 детишек, с самыми разными диагнозами. У всех есть ментальные нарушения, дети с синдромом Дауна, а так же без очевидных синдромов, но видно, что с умственной отсталостью.

И очень хорошо, что этих детей собрали в отдельный малочисленный класс, где каждому такому ребёнку уделяется гораздо больше внимания. И у них специальная облегченная программа, которую они способны осилить.

Я считаю, что в каждой школе нужно открыть такой класс. Не пихать "особенного" ребенка с умственной отсталостью в обычный класс, где более 25 детей и обычный (не подготовленный) педагог, чтобы все страдали от такой инклюзии. А именно организовать отдельный класс, где таким детям будет удобнее получать образование, посильное им. И здесь учителя уже готовы к любой нештатной ситуации, и могут правильно сориентироваться в случае чего.

И главное - нет недовольных. Ни разу не слышала, чтобы кто-то возмущался по поводу наличия такого класса в общеобразовательной школе.

Добрый вечер. У меня вопрос в первую очередь к учителям, которые я знаю есть на данном сайте, а может подскажут и местные мамочки. Есть необходимость отдать дочку в класс с маленькой наполняемостью в классе, типа коррекционного. С учебой все хорошо, а вот поведение. Она устаёт от большого количества народа, отсюда и проблемы. Гуглила интернет, НО. Проблема таких детей есть, а вот школ не нашла. Может кто даст какую наводку. Спасибо.

Флуд в данной теме запрещен. Пожалуйста, отвечайте только по существу вопроса.

Добрый вечер. У меня вопрос в первую очередь к учителям, которые я знаю есть на данном сайте, а может подскажут и местные мамочки. Есть необходимость отдать дочку в класс с маленькой наполняемостью в классе, типа коррекционного. С учебой все хорошо, а вот поведение. Она устаёт от большого количества народа, отсюда и проблемы. Гуглила интернет, НО. Проблема таких детей есть, а вот школ не нашла. Может кто даст какую наводку. Спасибо.

Зачем ребенка с детства изолировать от общества, в жизни это не поможет. Возможно легче найти хорошего детского врача.

Елена, Россия, Новосибирск, 34 года

Зачем ребенка с детства изолировать от общества, в жизни это не поможет. Возможно легче найти хорошего детского врача.

Ну вы загнули - "изолировать от общества" тут ведь совсем не тот случай.

Елена, Россия, Новосибирск, 34 года

Добрый вечер. У меня вопрос в первую очередь к учителям, которые я знаю есть на данном сайте, а может подскажут и местные мамочки. Есть необходимость отдать дочку в класс с маленькой наполняемостью в классе, типа коррекционного. С учебой все хорошо, а вот поведение. Она устаёт от большого количества народа, отсюда и проблемы. Гуглила интернет, НО. Проблема таких детей есть, а вот школ не нашла. Может кто даст какую наводку. Спасибо.

Зачем ребенка с детства изолировать от общества, в жизни это не поможет. Возможно легче найти хорошего детского врача.

Юлия, Россия, Ногинск, 38 лет

Елена, Россия, Новосибирск, 34 года

Я не знаю точно насчет программы. Но с трудным поведением. И меньшим количеством учеников. Практиканты из педа там работали, много рассказывали. Неприятного, правда.

Очень советую любую из школ надомного обучения в Москве.
Бесплатная школа, с обычной программой, наполняемость классов не более 10-15 человек.
Но для поступления в такую школу необходимо медицинское направление комиссии.

Я не знаю точно насчет программы. Но с трудным поведением. И меньшим количеством учеников. Практиканты из педа там работали, много рассказывали. Неприятного, правда.

У нас поведение не совсем трудное. Учеба дается легко, но когда много детей, караул. Хотя в в бассейне и детских игровых центров проблем нет. На разных встречах с друзьями и их детьми тоже. Но это все кратковременное общение. Проблема только в школе.Показаний для домашнего обучения нет.

Бесплатная школа, с обычной программой, наполняемость классов не более 10-15 человек. Но для поступления в такую школу необходимо медицинское направление комиссии.

Дарья, Россия, Тихвин, 39 лет

тью. Сейчас идут в 1класс. Я и сама разговаривала с учителем, сейчас они в обязательном порядке заканчивают курсы по коррекционной педагогике, поэтому берут в обычную школу.
В свое время я работала на практике в коррекционном 2классе, в городе.

Коррекционный класс, это не класс ЗПР (ЗПР- замедленное психическое развитие).
Просто там те детки, в силу разных причин медленнее и труднее осваивают стандартную программу.
Поэтому наполняемость класса обычная, просто методы обучения и программа адаптированы - облегченный вариант, так сказать. На моей памяти это был не один коррекционный класс. Не знаю, как в Москве, с малой наполняемостью у нас только сельские школы. Городские классы все заполнены.
Возможно, есть такие частные школы, хотя сомневаюсь.

И еще, если ребенок легковозбудимый, то и дорога в школу и из школы не должна быть очень долгой, т.е. другие районы отпадают.

Как вариант, можно узнать у директора школы, возможно ли домашнее обучение, или частично домашнее обучение. Возможно ли "замена" части предметов: например, если ребенок посещает спортсекцию, возможно ли не ходить на физкультуру, а только на сдачу нормативов.
Или не ходить на ИЗО, если она учится в художественной школе, на музыку - если в музыкальной. Т.е. можно ли сократить время пребывания в школе.
Не знаю, насколько это реальные варианты, но вдруг: сейчас чего только нет.
Вариант переехать на переферию, не предлагаю, хотя и такие истории бывают))

Я имела в виду, что надо ребенка адаптировать, а не создавать специальные условия. В переди еще вся жизнь. Любое поведение корректируется.
Во многом поведение ребенка зависит от семейных обстоятельств, режима, диеты, физ. нагрузок и дополнительных нагрузок.

Дарья, Россия, Тихвин, 39 лет

Прочла, что с учебой проблем нет. Я б не стала искать коррекционку. Там акцент на детей с трудностями в усвоении материала. Сильной девочке нет смысла "занижать планку".

Прочла, что с учебой проблем нет. Я б не стала искать коррекционку. Там акцент на детей с трудностями в усвоении материала. Сильной девочке нет смысла "занижать планку".

Юлия, Россия, Ногинск, 38 лет

Прочла, что с учебой проблем нет. Я б не стала искать коррекционку. Там акцент на детей с трудностями в усвоении материала. Сильной девочке нет смысла "занижать планку".

мало того что планку занижать так еще и остальные дети в классе- с разнообразными проблемами социализации
опять же, она уже в школу ходит, я так поняла, т.е. менять класс, коллектив, учителя- снова стресс

Добрый вечер. У меня вопрос в первую очередь к учителям, которые я знаю есть на данном сайте, а может подскажут и местные мамочки. Есть необходимость отдать дочку в класс с маленькой наполняемостью в классе, типа коррекционного. С учебой все хорошо, а вот поведение. Она устаёт от большого количества народа, отсюда и проблемы. Гуглила интернет, НО. Проблема таких детей есть, а вот школ не нашла. Может кто даст какую наводку. Спасибо.

А рекомендации давал учитель о переходе в другой класс? Или Вы сами решили? Может есть другие причины ее возбудимости? Посещает ли ребенок другие секции и кружки?

Во многом поведение ребенка зависит от семейных обстоятельств, режима, диеты, физ. нагрузок и дополнительных нагрузок.

мало того что планку занижать так еще и остальные дети в классе- с разнообразными проблемами социализации опять же, она уже в школу ходит, я так поняла, т.е. менять класс, коллектив, учителя- снова стресс

А рекомендации давал учитель о переходе в другой класс? Или Вы сами решили? Может есть другие причины ее возбудимости? Посещает ли ребенок другие секции и кружки?

Учитель и директор сказали, что в диагнозы не верят, всё исходит от семьи. Надо нормально воспитывать ребенка. Дочка отказывается идти в эту школу дальше.


В какой школе может учиться ребёнок с ОВЗ

Каждый ребенок в России, независимо от наличия у него инвалидности и особенностей развития, имеет право на образование. Это право – гарантия общедоступности и бесплатности образования – заключено в 43 статье Конституции, в федеральных законах и международных договорах. Дискриминация по признаку инвалидности не допускается.

Некоторые семьи предпочитают отдавать детей с ОВЗ не в специальные школы, а в общеобразовательные по разным причинам. Например, спецшкола может быть неудобно расположена. В таком случае родители должны возить ребёнка туда либо на машине, либо на общественном транспорте. Машины в семье может не быть, родители могут начинать работать рано утром и не располагать временем на долгую дорогу, либо ребёнок не может долго ездить в автобусах — например, боится.

Cтандартные условия обучения в школе для многих детей с ОВЗ не подходят, для них нужно создавать специальные.

Как узнать, какие условия нужно создавать для ребёнка с ОВЗ

Если в вашем классе оказался ученик с ОВЗ, не нужно этого бояться. Все специальные условия, которые нужны ему для обучения, прописаны в документах.

Дети с особенностями здоровья и развития предварительно проходят психо-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), которая решает, какие условия должны быть созданы в школе для их эффективного обучения. В заключении комиссии указывается, нужна ли им адаптированная программа, ассистент или тьютор, специальные учебники. Кроме того, необходимые условия для обучения прописаны и в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) для обучающихся с ОВЗ или интеллектуальными нарушениями.

Если в школе отсутствуют специальные условия для обучения ребёнка с ОВЗ, это не должно становиться основанием для отказа ему в зачислении, потому что единственная законная причина для отказа — отсутствие в школе свободных мест.

В первую очередь ответственность за создание особых условий лежит на руководстве школы. Если школа принимает ребенка, которому, по заключению ПМПК, нужна адаптированная программа, помощь тьютора или специальные учебники, у школы возникает обязанность создать все условия, которые в этом заключении прописаны. Для этого родители должны передать в школу такое заключение.

Какие бывают специальные условия для детей с ОВЗ

В Законе об образовании в РФ говорится, что под специальными условиями для получения образования учениками с ОВЗ понимаются условия, включающие в себя использование: специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные образовательные программы для каждого типа ОВЗ прописаны во ФГОС, каждая со своими особенностями. Во ФГОС также отмечается, что если у конкретного ребёнка есть тяжёлые множественные нарушения развития, уже адаптированная программа должна быть индивидуализирована для него. В таком случае ежегодно пишется Специальная индивидуальная программа развития (СИПР).

СИПР разрабатывается для каждого ученика отдельно после обследования его группой педагогов, которые в дальнейшем с ним будут работать. В такой программе определяются зоны ближайшего развития ребёнка, ставятся учебные задачи, и два раза в год должен проводиться мониторинг освоения программы ребёнком.

Некоторым ученикам для обучения в школе нужна помощь специалиста — тьютора, ассистента или медработника. Если в штате школы нет таких специалистов, их нужно нанять.

Если в заключении ПМПК помощь тьютора или ассистента не прописана, но вы как учитель видите, что ребёнку такая помощь нужна, школа может по собственной инициативе предоставить её ему. Учитель может обратиться к администрации школы и попросить, чтобы этот вопрос решился.

Наполняемость классов при обучении ученика с ОВЗ

Если в вашем классе появляется ученик с ОВЗ, нужно учитывать, что количество детей в классе при этом законодательно ограничивается. Наполняемость предусмотрена санитарными нормами. Ими же предусмотрено, может ли ребенок, учитывая рекомендованный ему вариант программы, учиться в условиях инклюзии.

Наполняемость классов важно соблюдать, чтобы учитель мог максимально учесть потребности всех детей.

Например, если в классе учится слабовидящий ученик по варианту программы 4.1 ФГОС ОВЗ, то количество учеников не может быть больше 25, а если таких ученика два — 20. Если в классе есть глухой ученик, обучающийся по программе 1.1 ФГОС ОВЗ, — количество учащихся не может превышать 20, если таких учеников два — то 15. Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (варианты 4 по ФГОС ОВЗ) численность учеников в классе не может превышать пяти человек. Это означает, что школа, принимая ребёнка на очное обучение, не может оформить его в класс с 30 учениками. Нужно открывать малочисленный класс, в который могут прийти дети с аналогичными или похожими программами обучения.

Более половины родителей отметили, что причиной стала неспособность школы обеспечить специальные условия для очного обучения ребёнка. Опасность надомного обучения в том, что у ребёнка остается меньше возможностей для получения социального опыта, есть проблемы с качеством такого обучения, а родители, как правило, вынуждены помогать ребенку с многими учебными задачами. Родителям и учителям важно помнить, что никакие причины, кроме объективных медицинских факторов и желания родителей, не могут стать поводом для перевода ученика на обучение на дому. Наличие инвалидности не должно становиться причиной изоляции ребенка от сверстников. А именно это и происходит, если школа вместо создания специальных условий рекомендует родителям обучать ребенка на дому.

Чем опасно отсутствие специальных условий для детей с инвалидностью

Как действовать учителю

Если классе есть ребёнок с ОВЗ, и в его заключении ПМПК написано, какие специальные условия для него должны быть созданы в школе, а этих условий в реальности нет, задача учителя — настаивать на том, чтобы специальные условия создавались как можно быстрее. Если в школе нет тьютора, нужно просить, чтобы его нашли, если нет учебников — настаивать на том, чтобы их закупили. Главное — осознавать себя активным участником процесса. Учителю важно поддерживать контакт с родителями ученика с ОВЗ, потому что они лучше всех знают, какие у ребёнка есть потребности и особенности. Обучение детей с инвалидностью уникально в каждом отдельном случае, поэтому важно стараться учитывать эти особенности и выстраивать обучение, исходя из них.

Вступайте в клуб педагогов, работающих с детьми с ОВЗ


Вступить

Читайте также: