Зачем нужны грамоты в школе

Обновлено: 06.07.2024

Родители детей в средней и старшей школе, подскажите, пожалуйста, нужны ли вообще грамоты и дипломы ( то есть хорошее портфолио) в 1-4 классах на будущее? Или это просто самоутверждение и гордость для родителей, что не зря стараемся?

Нам говорили, что при переводе в 5-й класс будет все оцениваться. В зависимости от успехов в учебе и от портфолио - разделение по профилям.
По факту - портфолио не спрашивали.

Дипломы более-менее серьезных очных мероприятий не помешают. Как то - дипломы Олимпов (математика), например, дипломы выше школьного уровня за проекты, и т.д.. Внутришкольные грамоты и бумажки за интернет-мероприятия вряд ли могут пригодиться

В нашей школе в 5 класс учитывались вступительные экзамены и дипломы олимпиад. МЦКО и ВПР не учитывались.

А значимые олимпиады учитывали? Или все подряд? Нужны ли дипломы с конкурсов чтецов, школьные недели математики, русского?

Я не совсем понимаю, что значит нужны-не нужны? Если ребенку интересно в чем-то участвовать, он достигает каких-то успехов, то диплом это просто естественное подтверждение его успехов в какой-то области. Ну, как "пятерка" или письменное "молодец". Как может влиять "5" по чтению у второклассника для этого же ученика в 11 классе? Понятно, что никак. Но, для второклассника все же имеет значение. Так же и с дипломами.
Хотя, иногда могут пригодиться и "бумажки" из начальной школы. Изредка, при поступлении в 5 класс. Или вот нашей понадобились как-то - путевкой в Артек наградили в 6 классе, а там учитываются все достижения за 3 последних года, то есть нужны были за 3,4 и 5 класс.

Смотря куда ребенок собирается после началки. Мой в профильный класс собирается. Экзаменов там нет, но есть конкурс - общий балл оценок, МЦКО и портфолио. В портфолио как раз входят все достижения - грамоты, дипломы в разных конкурсах, разряды в шахматах. В обычной школе вряд ли нужны все эти достижения. Друг сына в матшколу собирается, там только экзамены, при спорном вопросе смотрят уже оценки и достижения. Ну и, не следует исключать момент, что дети участвуют во всем по желанию, они в будущее мало смотрят.

Нет, не нужны. Только на память для домашней коллекции. При поступлении в лицей в восьмой класс значение имели грамоты только за два последних года, текущий и предыдущий, т.е. за 6-7 класс. Остальное пылится дома в шкафу. Но получать их было приятно.

Знаменитости в тренде


Для начала мы узнали мнения читинок.

Валентина Вершинина


Дочери собирала с детского сада, начиная от рисунков, заканчивая грамотами.

Сейчас дочь заканчивает 9 класс, в школе про портфолио ни разу не спросили, собираю для себя! Сыну 4 года, тоже собираю!

Наталья Толпыгина

Я сама работаю в школе учителем. Всегда говорю детям и родителям о том, что нужно помогать и подталкивать ребёнка к победам! И очень важно в наше время правильно собрать и обработать информацию.

Елена Макиенко


У меня мама хранит всё моё от садика, школы и университета.

Со школы мало что пригодилось в университете. Больше всего принимались к рассмотрению дипломы, благодарственные письма, статьи, грамоты, полученные в самом ЗабГУ во время учёбы. Их переводили в баллы и выплачивали дополнительную стипендию.

Сейчас начинаю собирать грамоты и благодарственные письма дочери . Считаю, что это нужно и необходимо для личностного роста ребёнка.

Ксения Егорова


По личному опыту – школьное портфолио мне не пригодилось от слова совсем. Кроме меня и родных его никто не смотрел. Никто и не просил.


Таковы мнения читателей. А что скажут эксперты?

Мы обратились за комментарием в Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края, а также задали несколько вопросов представителям учебных заведений.


При поступлении в нашу школу мы не требуем портфолио. Хотя, чтобы лучше узнать ребёнка, насколько он активен был в детском саду, чтобы привлекать его в дальнейшем к участию в различных конкурсах, я думаю, можно было бы.

В портфолио могут входить грамоты, благодарности, подтверждающие успехи ребёнка, табели успеваемости, творческие работы, рисунки, поделки, фотографии.

Вообще, портфолио – это личные достижения ребёнка, и прежде всего оно необходимо самому ребёнку для повышения его самооценки, для развития его потенциала. А для родителей это, конечно, предмет гордости! Совместное создание портфолио - это ещё и лишний повод сближения родителей и их детей!

При поступлении в ВУЗ, ценится не само портфолио, а достижения обучающегося в различных областях, которые могут добавить баллы по решению приемной комиссии.

Из личного опыта, как матери, скажу.

Дочке собирали портфолио все 9 лет, она училась в нашей школе. Это была моя личная инициатива. Дочь перешла в школу №4, а там даже не взглянули. Мы продолжали его собирать. Она поступила в Томский университет, там тоже никто не спросил. Лежит теперь, интересно иногда посмотреть, где участвовала, грамоты за что получала и так далее.

Ирина Рафаэльевна Казарян, заведующая кафедрой управления персоналом ЗабГУ, доцент, кандидат политических наук


В данный момент при поступлении в ВУЗ оцениваются показатели ЕГЭ, которые, согласно набранным баллам, определяют дальнейшую специальность и направление обучения абитуриента. Наличие портфолио, содержащее школьные грамоты, дипломы, медали и иные поощрения прямого влияния на поступление в ВУЗ не имеют за исключением полученных номинантами дипломов, грамота в региональных и межрегиональных олимпиадах, за которые начисляются дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ.

В случаях, когда портфолио имеет определённую важность, исходя из направленности выбранной специальности (направления профессиональной деятельности) и расставляются акценты его значимости. Но, учитывая, что ВУЗ предполагает многоаспектность обучения и всестороннюю развитость студентов, то научная деятельность должна быть не узкой специальностью, а дополняться и творческой составляющей жизни студентов.

Учитывая образовательную специфику любого ВУЗа, участие студентов в различных спортивных мероприятиях, представляющих честь ВУЗа, олимпиадах, научных слётах, творческих кружках, направленных на выявление и раскрытие потенциала заинтересованных студентов, волонтёрская деятельность в рамках помощи нуждающимся и оказания содействия в проведении праздничных мероприятий, дней чистоты, поощряется вручением дипломов, грамот, а при хорошей учёбе – государственной стипендией, отличной учёбе – рейтинговой стипендией, повышенной стипендией, именной стипендией им. Н.Г. Чернышевского, в отдельных случаях, за особые достижения – Президентской или Правительственной стипендией. Также за отличную учёбу действует рейтинговая система перевода студентов платного образования на бюджет.


Комментарий Министерства образования и науки Забайкальского края:

Портфолио является формой представления индивидуальных достижений ребёнка. Оно позволяет учитывать результаты, достигнутые как в ходе учебной деятельности, так и в других сферах жизни: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой.

Имеет ли портфолио какую-то юридическую силу, значимость?

В России действуют Федеральные государственные стандарты образования. Это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Согласно этим документам образовательные программы должны содержать систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся, одним из таких систем является формирование портфолио учащегося.

В настоящее время нет единого юридического документа, который бы определял общие требования по формированию портфолио, а также необходимости предоставления его в образовательные учреждения различного уровня. Однако образовательные учреждения вправе разработать локальный правовой акт, например положение или приказ, в котором будут определены порядок формирования, структура и использования портфолио, как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребёнка.

Что оно даёт, как может пригодиться?

Портфолио помогает решать важные задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию ребенка;
  • поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности;
  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность
  • поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
  • укреплять взаимодействие в семье ребенка, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) и другие.

При формировании портфолио участвуют: ребёнок, родители, воспитатели/педагоги.

Образовательные учреждения сами устанавливают порядок использования предоставленных портфолио. При этом многое зависит от уровня диплома или грамоты, например диплом региональной/Всероссийской олимпиады или грамота учреждения за хорошее воспитание.

Имеют ли право в школе требовать от родителей портфолио из детского сада при зачислении ребёнка. Также имеют ли право в ВУЗах, СУЗах требовать портфолио из школы?

Образовательные учреждения не вправе требовать от родителей портфолио на ребёнка. Формировать и предоставлять портфолио – решение добровольное.

Может ли отсутствие портфолио сказываться на оценках учащегося?

Образовательные учреждения не вправе требовать предоставления портфолио, тем более учитывать его наличие или отсутствие при оценивании знаний и навыков ребёнка.

Конечно, вывод каждый родитель сделает для себя сам – собирать портфолио ребёнку или нет. Главное помнить, что требовать его не могут, и не всегда оно пригождается. Но, в то же время, подтверждение успехов ребёнка может и сослужить хорошую службу.

В какой-то момент времени задумался над этим вопросом: а зачем они нужны? Место занимают, пылятся без дела? Может хватит заниматься "мышиной возней" ради баллов к аттестации, заняться более нужными и полезными вещами?

Когда был моложе , постоянно хотелось где-то участвовать. Сейчас я даже не могу объяснить причину, почему. Любой конкурс по предмету (информатика) - учительский ли, детский ли, надо обязательно принять участие, а лучше выиграть, чтобы получить диплом.

Может быть, конечно, раньше меньше было конкурсов, и участвовать можно во всем, что предлагают. Сейчас даже боюсь представить, что бы со мной и моей семьей было, если б я как и раньше "бросался" на все, что предлагает администрация и на то, что сам найду в интернете или на почте у себя.

Наверное , потешить свое самолюбие, да и с мотивацией проблем не было. Назначил детей: Вася, Петя, Коля - вы идете на такой-то конкурс, подготовка во столько-то, Аня, Полина, Юля - вас ждет вот такой конкурс - давайте готовьтесь. И детям, почему-то хотелось: заставлять не приходилось, как раз назначал, чтобы они не дрались за право участвовать в конкурсе, олимпиаде, турнире, соревновании.

К слову сказать, сейчас не особо хотят дети где-то участвовать (в массе). есть, конечно звездочки, кто как пионер: всегда готов, но они, как правило, везде: не только у меня на предмете. Их даже жаль иногда - замучились совсем, бедные.

В итоге , за что лет работы накопилось 3 полных папки дипломов, грамот, сертификатов, благодарственных писем. Это я еще выкинул всякие ксерокопии за конкурс "КИТ" (Компьютеры, информатика, технологии), которые вообще никуда не котируются (ни для аттестации, ни для души).

Признаюсь честно: я даже развешивал их на доске на магниты, эти грамоты - лучшие свои (это как диплом психолога висит в рамочке на стене в американском фильме), и лучшие детские (победы на региональном и выше соревнованиях)

Не могу сказать, что это плохо: детям нравится соревноваться, участвовать, да и просто "двигаться", знакомиться с новыми людьми, познавать в деятельности что-то новое. Но вот сейчас я в раздумьях: для детей я это делал или для себя? наверное, в большей степени, для своей же аттестации: за высшую категорию платят дополнительно 1.000 рублей к нашей огромной зарплате .

Постепенно выяснилось, что не обязательно участвовать во всем: для аттестации достаточно 1-2 дипломов каждой категории конкурсов и олимпиад (городской, областной этапы и дальше). Сейчас больше уклон на саморазвитие (статья научные, курсы повышения "кваквалификации"); а скоро вообще новая форма аттестации (читайте мою статью )

Так зачем же так рьяно администрация лоббирует участие в конкурсах? Это выгодно в том числе и завучу: пункт в отчетах, показывающий эффективность работы завуча по учебной части - победы и призовые места на всяких конкурсах. Вот и призывают они "для аттестации" побеждать, хотя много не нужно: 1-2 грамоты раз в 3 года - вот вам и нужные баллы.

Да , я признаю, что все эти дипломы и грамоты, особенно за выслугу лет и за признание профессионализма нужны - они в отдельной папке лежат, эти бумажки дороги сердцу, ведь честно заработаны трудом своим многолетним. А что делать с этим "барохлом", не знаю.

Вот лежат эти три большие толстые папки с бумагами передо мной, и не знаю, что делать:

  • выбросить жалко - какая-то история, деятельность, эмоции, воспоминания; в макулатура сдать; сжечь в печи, сходить с ними в туалет?
  • хранить бессмысленно, в рамку все не "запихнешь" и не развесишь.
  • похвастаться ими некому - всем все равно

Вот так и пролежат бумаженции этим - покажу правнукам - пусть порадуются, а может и порисуют на них - тоже польза! Расскажите о своих дипломах: сколько их? Тоже много?


С давних пор люди используют грамоты и дипломы. Они необходимы в различных ситуациях — в знак благодарности за сотрудничество, как награды за какие-либо достижения, для поощрения за отличную работу и т.д. Они подтверждают, что человеку присвоена ученая степень, свидетельствуют о его квалификации.

Для чего нужны грамоты

В наше время такая печатная продукция требуется в различных областях. Поэтому купить грамоты желают многие. Они необходимы в следующих случаях:

  • на спортивных соревнованиях;
  • на всевозможных конкурсах;
  • других масштабных мероприятиях.

Дипломы, грамоты довольно часто требуются на разных предприятиях. С их помощью поощряются отличившиеся работники, они служат для поздравления сотрудников с юбилеем, их дарят человеку, когда провожают его на пенсию. Почетными документами награждают отличников в школах.

Люди нередко приобретают эту полиграфическую продукцию и для личных нужд. Поэтому в продаже можно встретить подобные документы, которые подойдут практически ко всем случаям жизни. К примеру, документ, выполненный в шутливой форме, превосходно дополнит праздничный подарок.

Эффективность награждения

Вручение грамоты считается очень эффективным способом повысить активность сотрудника. Причем такая награда практически ничего не стоит. Таким образом, можно выделить лучшего работника компании по итогам определенного периода времени или наградить кого-либо за выдающиеся достижения. При вручении такой бумаги нужно быть максимально объективным, помимо этого, все остальные сотрудники должны быть согласны с обоснованностью награждения.

Такой документ — отличное поощрение за достижения в каком-либо виде спорта. Такая бумага должна быть одновременно привлекательной и смотреться очень достойно, ведь нередко ее помещают в рамочку и вывешивают для всеобщего обозрения.

Школьными грамотами поощряются ученики, которые имеют прекрасную успеваемость, а также за творческую активность. Такая награда иногда вручается родителям, оказывающим помощь педагогам. Подобный эффективный способ поощрения часто используется и в высших учебных заведениях.

Многие типографии предоставляют услугу — печать грамот, сертификатов, дипломов по заказу клиента в соответствии с его требованиями. Есть возможность заказать простое изделие, которое напечатано на плотной бумаге. Можно для этой цели использовать полноцветную печать, выполненную на тисненой дизайнерской бумаге. Не существует никаких ограничений, все зависит от фантазии и желания заказчика.

Читайте также: