Адаптация перехода учеников из начальной школы в среднюю

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Гаделшина Гульнара Мингазетдиновна

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Лениногорск

Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

- сменой социальной обстановки;

- изменением роли учащегося;

- увеличением учебной нагрузки;

- изменением режима дня;

- разностью систем и форм обучения;

- нестыковкой программ начальной и основной школы;

- различием требований со стороны учителей-предметников;

- изменением стиля общения учителей с детьми.

Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. От одного уютного кабинета, от одного учителя, к которому ребёнок привык, он попадает в новое образовательное пространство. Новые учителя, новые предметы, новый классный руководитель. Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания. И часто школьник теряется в этом мире. Высокий уровень тревожности, напряжение, психологический дискомфорт – всё это приводит к стрессовым ситуациям, к потере интереса к учению и, как следствие, к ухудшению успеваемости.

Одним из направлений на пути к решению основной задачи по повышению эффективности и улучшению качества учебно-воспитательного процесса в среднем звене школы, является логическое обеспечение преемственности обучения и воспитания школьников.

Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в среднем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.

Ошибочным мнением педагогов среднего звена является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке - это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.

Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей, стремятся сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия.

Помощь учащимся в этот трудный период связана с серьёзной подготовительной работой учителей, классных руководителей, приступающих к работе с будущими пятиклассниками уже в середине четвертого класса. Каковы же основные условия преемственности в учебно – воспитательной работе учителей начальных классов и учителей – предметников:

1. Как можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей, будущих 5-х классов (декабрь – январь). Стараться ставить учителей стиль обучения, которых близок с учителем начальных классов.

2. Ежегодное проведение смотра знаний учащихся 4-х классов (апрель) с посещением уроков, внеклассных мероприятий, родительских собраний учителями-предметниками, классными руководителями.

3. Посещение учителями 4 –х классов уроков учителей-предметников.

4. Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.

5. В ходе проведения смотра знаний желательно проводить контрольные работы по основным предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение, татарский язык, английский язык) в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.

6. Педагоги – психологи школы должны проводить психологическое исследование, где изучаются следующие компоненты:

1) Уровень механической и словесно – логической памяти.

2) Уровень саморегуляции.

3) Уровень работоспособности и внимательности.

4) Словарный запас.

5) Степень овладения логическими операциями мышления(теоретический анализ, выделение существенного, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

6) Уровень школьной мотивации.

По завершению данного исследования педагогами - психологами делаются выводы и рекомендации по готовности к обучению в среднем звене.

7. Проведение родительского собрания, где присутствуют учителя – предметники, будущие классные руководители, педагог – психолог школы.

Трудности адаптационного периода возникают в результате педагогических упущений и ошибок. Чтобы не допустить их, необходимо планировать работу учителей основной школы.

Прежде всего, коллективу учителей, которые будут работать в 5-х классах, необходимо изучать методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу. Ежегодно, в сентябре, октябре необходимо изучать адаптацию учащихся 5-х классов в среднем звене в ходе, которой следует:

2) проводить посещение уроков, внеклассных мероприятий учителями начального звена;

3) педагогам – психологам школы проводить тестирование с целью изучения уровня адаптации в среднем звене пятиклассников, где учащимся предлагать анкеты следующего характера:

- Социометрическое исследование. Исследует отношение между учащимися, выявляет группы, положение детей в классе;

- Определение уровня школьной мотивации, данная анкета рассчитана на получение информации, связанной с различными аспектами личностного развития, отношения учащихся к школе, к себе и одноклассникам.

4) проводить родительское собрание.

Успешно реализовать поставленные задачи, в рамках адаптационного периода в 5-6-х классах, можно работая над созданием единой команды педагогов начальной и основной школы. Под командой педагогов понимается объединение людей на основе общих ценностей и смыслов и поставленных задач, способность к согласованию своих позиций.
На период перехода стараться сохранить систему контроля и оценки со стороны учителя и учащихся в режиме начальной школы.

Принимая во внимание вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

•Соблюдать преемственность в преемственности содержания курса – одинаковая программа в начальной и основной школе.

•Соблюдать преемственность в преемственности форм и методов работы – единые формы и методы работы присутствуют в начальной и основной школе.

•Соблюдать преемственность в преемственности требований к учащимся – основное требование это - умение учиться.

Пути решения проблемы преемственности в содержании образования школьников.

- Отслеживать связь между отдельными частями учебных предметов по содержанию;

- Отслеживать связь между методами, приемами и формами учебной работы на разных ступенях обучения;

- Опираться на предшествующие знания, умения и навыки при изучении нового и подготовки к последующему освоению предмета;

- Осуществлять межпредметные связи;

- Использовать линейное и концентрическое построение учебных планов;

- Обеспечивать доступность в процессе обучения;

- Развивать личностный потенциал уч-ся через продуктивную образовательную деятельность, духовное и физическое здоровье детей;

- Постоянно повышать профессиональный уровень педагогов;

- Осуществлять образовательный процесс в школе во взаимодействии педагогов с психологической службой;

- Использовать личностно-ориентированную технологию обучения и воспитания;

- Для прогнозирования ожидаемых результатов проводить диагностику обученности, обучаемости, развитости учащихся, сформированности у них социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности; изучать удовлетворенность участников педагогического процесса своей и совместной деятельностью, содержанием и организацией образовательного процесса.

Татьяна Верухина


Содержание:

Адаптационный период


Этапы адаптации

Условно процесс адаптации ребёнка к школе принято разделять на три основных этапа, каждому из которых свойственны свои особенности.

Ребёнок присматривается к новым условиям, изучает обстановку, границы, нормы и т.д. Это даётся ему довольно сложно. Ребёнок часто напряжён: и физически, и психологически. Реакции могут быть ярко окрашены и резки.

Длится этап, чаще всего, около двух-трёх недель.

Название говорит само за себя: ребёнок начинает приспосабливаться. Он уже близок к поиску оптимального поведения в предложенных условиях. В маленькой голове выстраиваются схемы поведения – это даёт возможность организму затрачивать меньше сил, чем на первом этапе. Реакции уже менее эмоционально окрашены.

Длительность: около двух-трёх недель.

Длится последний этап от пяти-шести недель до года.

Особенности адаптации первоклассников


Адаптация ребёнка к школьной жизни – сложный и многогранный процесс, благодаря которому ребёнок приспосабливается к новым условиям и новому статусу. Гармоничное протекание процесса невозможно без помощи взрослого, от которого ждут разъяснений и уточнений, а также помощи, слов поддержки или просто объятий. Родитель должен понимать, что процесс адаптации – временный, и от того, сколько усилий приложит именно он, родитель, зависит длительность адаптации и дальнейшая успешность обучения его ребёнка.

Во многом адаптация ребёнка к школе зависит от обстановки в классе. Если младшему школьнику комфортно, интересно и не страшно – это облегчает процесс.

Дружелюбная атмосфера в классе – главная задача учителя в этот период. В это время у ребёнка наблюдается повышенная тревожность, внутреннее напряжение, самооценка становится низкой. Важно дать возможность ребёнку работать в удобном ему режиме. Учитель должен быть спокойным и сдержанным, обращать внимания на успехи и достижения детей. Если учитель не учитывает специфику данного периода, это может привести ребёнка к нервному срыву. Поэтому так важно мониторить состояния физического и психического здоровья первоклассника.

Если у родителя появилось сомнение, что у его ребёнка адаптация протекает тяжело, то он обязательно должен поговорить с учителем. Кроме того, важно не стесняться обращаться за помощью к специалистам образовательного учреждения (психологам, логопедам, медицинским работникам и т.д.)

Особенности адаптации школьников (пятиклассников) к среднему звену


Любого школьника, переходящего из начальной в среднюю школу, ждёт ещё один период – адаптация к новым условиям уже привычной школы. Этот момент можно назвать переломным главным образом потому, что он совпадает с кризисными возрастными изменениями: ребёнок больше не младший школьник, он становится подростком. В это время начинает активно формироваться личностное новообразование – обретение чувства взрослости и обретение себя, как личности. Этот процесс протекает довольно болезненно и приводит к тому, что ребёнок начинает отгораживаться от близких, которые до этого времени играли важнейшую роль в его жизни. Проявляется это в том, что подросток противостоит любым вмешательствам в его жизнь и зачастую идёт наперекор чувствам и желаниям взрослых.

Теперь подросток готов выстраивать новые отношения со сверстниками. Именно через дружеские отношения у ребёнка формируются модели социальных взаимоотношений, моральные ценности и т.д.

В этот период претерпевает изменения и самооценка ребёнка. Раньше она была напрямую связана с учебной деятельностью, с уровнем знаний и оценкой этих знаний учителем. Теперь главным критерием самооценки становится уровень общения со сверстниками. Ведущей деятельностью становится общение.

На данном фоне снижается учебная мотивация, успеваемость падает, случаются конфликты с учителями.

Родителям стоит помнить о том, что умственная активность подростков в этот период довольно высокая. Но её развитие сейчас напрямую зависит от эмоций, которые испытывает ребёнок во время обучения.

То есть, когда ребёнок переходит из начальной ступени школьного обучения в среднее звено, он подвергается не только внешним изменениям, но и глубинным, внутренним.

Виды адаптации


Выделяют два основных вида адаптации ребёнка к школе:

Социально-психологическая адаптация

Когда ребёнок идёт в первый класс, он приобретает новый статус – школьника. Вместе с изменением статуса происходит переоценка ценностей: становится важным всё, что связано с учебной деятельностью. Ребёнок попадает в новый коллектив, его окружают незнакомые лица. В этот момент важную роль играют педагог и родитель. Они помогают настроить ребёнка на положительное эмоциональное отношение к школе.

Для гармоничного прохождения адаптационного периода важно обратить особое внимание на наличие следующих навыков:

Познавательные способности

Развитие познавательных способностей у большинства детей – это естественный процесс. Но это не означает, что не стоит обращать внимание на более успешное развитие данного навыка. В старшем дошкольном возрасте данный навык развивается параллельно с памятью, вниманием, мышлением и познавательными интересами. Если все перечисленные процессы развиваются гармонично – адаптация будет проходить быстрее и организм школьника потратит меньше сил.


Креативное мышление

Самоорганизация

С началом обучения в школе ребёнок попадает в систему, где работают жёсткие временные рамки: уроки, перемены, дополнительные задания – всё по определённому времени. Умение управлять и распределять своё время – это очень важный навык для первоклассника.

Кроме того, важно развитие логики, воображения, коммуникации.

Физиологическая адаптация

На плечи ребёнка-школьника наваливается огромная физическая нагрузка: умственная в виде освоения новых знаний и физическая – статическое положение во время учебного процесса. Чем больше нагрузка, тем больше сил организм расходует. Здесь важно не пропустить момент утомления.

Трудности и проблемы, с которыми могут столкнуться школьники и их родители


Родителям будущих первоклассников желательно знать основные трудности и проблемы, которые могут ожидать их в начальной школе:

Проблема утреннего пробуждения


Опасные домашние задания

Очень важно ребёнку выполнять домашние задания самостоятельно! Родитель всегда может помочь, но только после просьбы об этом. Поддержка с родительской стороны в этот момент обязательна: он может просто находиться в комнате, помогать переформулировать сложное в простое, но не выполнять работу за ребёнка. Первоочередной задачей взрослого является помощь в организация учебного пространства: где будут лежать учебники и тетради, ручки и карандаши и т.д.

Условия для успешной адаптации


К наиболее успешным условиям адаптации следует отнести:

  • наличие полной семьи;
  • высокий уровень образования родителей;
  • адекватные методы воспитания;
  • уважение прав ребёнка;
  • готовность ребёнка к школе;
  • положительное отношение в семье к статусу школьник.

Признаки успешной адаптации:

1. Удовлетворённость от процесса обучения

Ребёнок с радостью говорит о школе и с удовольствием её посещает.

2. Освоение программы

Ребёнку не доставляет особой сложности справляться с предъявляемыми заданиями. В случае, если ребёнок трудится по традиционной программе, но испытывает некоторые трудности, важно поддержать его, не сравнивая с другими детьми, не коря и не указывая на его недостатки. Если же трудности возникают при обучении в рамках усложнённой программы (например, с углублённым изучением какого-либо предмета) родителям стоит рассмотреть вариант перехода на обычную программу.


3. Степень самостоятельности

Выполнять задания ребёнок должен самостоятельно, после неудачных попыток может просить о помощи взрослого. Многие взрослые начинают помогать с самого начала – и это большая ошибка. Ребёнок быстро привыкает к такому варианту подготовки домашнего задания и в дальнейшем ему будет сложнее выполнять его самостоятельно.

4. Удовлетворённость отношений с учителем и одноклассниками

Это один из основных признаков. Если у ребёнка сложились гармоничные отношения с учителем и одноклассниками, процесс адаптации будет проходить с наименьшими затратами.

Общие рекомендации для родителей


Советы психолога

Похвала

Каждая мама, помогая делать уроки своему ребёнку, замечает его ошибки. А ведь так хочется, что бы ребёнок писал и выполнял все задания правильно! В этот момент мамин внутренний критик, исключительно из любви к ребёнку, начинает придираться, указывая на ошибки…

Родителю важно подмечать то, что у ребёнка хорошо получается, делать на этом акцент. Это придаст уверенности – у ученика появится желание и стремление сделать лучше!

График работоспособности при подготовке домашнего задания

Для того, чтобы понять, как лучше подойти к выполнению домашнего задания, родителям нужно понаблюдать за своим ребёнком и ответить на несколько вопросов:

Для тех детей, кто с трудом включается в выполнение домашнего задания, лучше начинать с литературного чтения. А тем, кто быстро истощается – с математики и обязательно делать перерывы.

Не требуйте слишком много!


Ставка на уверенность

Помогая ребёнку стать уверенным школьником опирайтесь на то, в чём он силён.

Всегда должна быть возможность успокоиться

Многие родители не знают, как правильно успокаивать ребёнка в случае его огорчения, разочарований и слёз. Очень важно в такие моменты разделить чувства ребёнка и позволить ему их выразить.

Кроме этого, родителям желательно выполнять следующие рекомендации:

Медицинские рекомендации

sleeping_child

  1. Стабильный режим дня. Важно подводить ребёнка к этому режиму не сразу, а постепенно.
  2. Полноценный сон.
  3. Удобное рабочее место. Важно правильно выбрать мебель (соответствующую росту ребёнка), источник освещения должен быть слева от ребёнка.
  4. Прогулки на свежем воздухе (не менее двух часов в день).
  5. Отдых после уроков (желательно со сменой деятельности).
  6. Рационально здоровое питание.
  7. Позитивное отношение к окружающим людям.
  8. Стремление к успеху.
  9. Исключить просмотр ТВ и компьютерных игр перед сном.

Подводя итог, следует сказать, что адаптация к школе – это серьёзный путь, пройдя который ребёнок встаёт на новую ступень развития. Если его будут сопровождать слаженно работающие родители, учитель, психолог и медицинский работник, то этот путь не будет слишком долог и тернист.


Очень большое внимание всегда уделяется моменту готовности к обучению первоклассников. На сегодняшний день существует множество специальных тестов, методик, которые позволяют эту готовность определять и диагностировать. Это объясняется тем, что переход дошкольников в начальную школу — это важнейший этап в жизни каждого человека, так как от готовности к школьному образованию зависит весь процесс обучения.

Зачастую забывают одну из важных проблем ученика — переход из начальной школы в среднее звено, который происходит в пятом классе. Далеко не каждый школьник с уверенностью переносит данный момент в своей жизни.

Процесс перестройки поведения и деятельности ребенка (школьника) в условиях новой социальной ситуации в школе называют адаптацией.

Сегодня, в условиях постоянного реформирования образования, проблема школьной адаптации остается одной из основных проблем, по данным официальной статистики носит прогрессирующий характер и осложняется тем, что протекает латентно [1].

Основные критерии успешности адаптации считают хорошую успеваемость, усвоение школьных норм поведения, отсутствие проблем в общении, эмоциональное благополучие. О высоком уровне школьной адаптации свидетельствуют также развитая учебная мотивация, положительное эмоциональное отношение к школе.

Помимо описанных критериев, ученик, заканчивающий начальную школу, должен быть инициативным и познавательным в области литературы и письма, самостоятельно рассуждать, иметь способность самостоятельного поиска решений и средств деятельности, должен производить поиск недостающей информации различными способами, должна быть сформирована любознательность. Развиты эмоционально-смысловое отношение к прочитанным текстам, способность к переносу себя на место героя, сопереживанию [3].

В случае неуспешной адаптации говорят о дезадаптации — неумении решать задачи, поставленные самой жизнью. Причины школьной дезадаптации могут быть различными, но они вызывают одинаковые проявления: затруднения в учёбе и нарушения в поведении [2].

Имеющая школьная дезадаптация у ученика характеризуется тяжелыми системами отношений с окружающими и с самим собой, приводящими к нарушению социальных норм в различных сферах деятельности. Ответные реакции со стороны социальных групп для ребенка могут привести к его изоляции и как следствие к еще более глубоким проблемам в отношениях [1].

Психологи выделяют основные причины дезадаптации: проблемы с учебой (плохая успеваемость) и отклонения в школьных формах поведения. Поэтому с точки зрения педагога, к детям со школьной дезадаптацией относятся те, у которых имеются проблемы с успеваемостью, ведь школа требует успешно овладеть учебной деятельностью. В младшем звене учеба является важным элементом, благодаря которой формируются личность ребенка.

Переход из привычного процесса учебной деятельности начальной школы в среднее звено сопровождается довольно длительным процессом адаптации ученика. В начальных классах ребенок находится под постоянным присмотром со стороны учителя. Попадая в среднее звено, где ученики беседуют со своим классным руководителем лишь на классных часах или на уроках, которые он сам ведет, они вынуждены сами решать учебные и организационные вопросы своей школьной жизни, тем самым становясь самостоятельными. У некоторых происходят психологические трудности, они становятся забывчивыми, растерянными, не внимательными. Другие не готовы к такой самостоятельной жизни.

Иногда случается так, что классный руководитель берет пятый класс после выпускников школы. Здесь важно учителю понимать, что ученики нуждаются в дополнительном контроле.

Не мало важным в снижении успеваемости у учеников в среднем звене является то, что занятия проводятся в разных кабинетах, появляются новые дисциплины, и самое главное, что каждый предмет ведет разный учитель.

Каждый учитель выдвигает свои требования в организации учебной деятельности. Ученику надо время чтобы он смог привыкнуть к новым условиям.

С другой стороны, переход в пятый класс с новыми учителями дает шанс ученику начать учебную деятельность с нуля, понимать предмет по-новому и если он был вчерашним троечником или хорошистом, может стать отличником.

Таким образом, можно выделить причины школьной дезадаптациии учеников при переходе из начальной школы в среднее звено:

– физиологические особенности ученика (подростка). 10–15лет — это подростковый возраст, являющийся главным периодом формирования и развития организма. Происходят изменения в эндокринной и нервной системах;

– психологические особенности ученика. Здесь всплывает то, что является главным для подростка в этот возрастной период: внешность, внимание со стороны одноклассников. Сверстники замечают лишь недостатки, вызывая желание не быть игнорированным или отвергнутым. В этот период (10–15 лет) происходит частая смена настроения, снижение успеваемости и т. д. Подросток может начать курить тем самым стараясь выделится и показать себя взрослым;

– организация учебного процесса. Сегодняшний учебный процесс не учитывает индивидуальные особенности учеников, высокая учебная нагрузка, сложность учебных программ.

В заключении статьи можно сделать вывод, что адаптация в школе в частности переход из начального звена в среднее это очень важный процесс для ученика. Дезадаптация вызывает неблагоприятное состояние для ребенка, поэтому очень важно для учителя и родителей замечать изменения у ребенка, помогать адаптироваться к новым условиям обучения, диагностировать ранние признаки дезадаптации, проводить качественные диагностики развития каждого ребенка. Необходимо создавать в образовательных учреждениях компетентные психологические центры помощи, предусматривающие профилактику, своевременную диагностику и коррекцию школьной дезадаптации, групповые и индивидуальные занятия с психологами или классными руководителями во внеурочное время (кружки, секции, студии), где дети могли бы проявить свои скрытые таланты.

Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, учебная деятельность, ученик, школьная дезадаптация, звено, классный руководитель, переход, снижение успеваемости, учебный процесс, школьная адаптация.


Очень большое внимание всегда уделяется моменту готовности к обучению первоклассников. На сегодняшний день существует множество специальных тестов, методик, которые позволяют эту готовность определять и диагностировать. Это объясняется тем, что переход дошкольников в начальную школу — это важнейший этап в жизни каждого человека, так как от готовности к школьному образованию зависит весь процесс обучения.

Зачастую забывают одну из важных проблем ученика — переход из начальной школы в среднее звено, который происходит в пятом классе. Далеко не каждый школьник с уверенностью переносит данный момент в своей жизни.

Процесс перестройки поведения и деятельности ребенка (школьника) в условиях новой социальной ситуации в школе называют адаптацией.

Сегодня, в условиях постоянного реформирования образования, проблема школьной адаптации остается одной из основных проблем, по данным официальной статистики носит прогрессирующий характер и осложняется тем, что протекает латентно [1].

Основные критерии успешности адаптации считают хорошую успеваемость, усвоение школьных норм поведения, отсутствие проблем в общении, эмоциональное благополучие. О высоком уровне школьной адаптации свидетельствуют также развитая учебная мотивация, положительное эмоциональное отношение к школе.

Помимо описанных критериев, ученик, заканчивающий начальную школу, должен быть инициативным и познавательным в области литературы и письма, самостоятельно рассуждать, иметь способность самостоятельного поиска решений и средств деятельности, должен производить поиск недостающей информации различными способами, должна быть сформирована любознательность. Развиты эмоционально-смысловое отношение к прочитанным текстам, способность к переносу себя на место героя, сопереживанию [3].

В случае неуспешной адаптации говорят о дезадаптации — неумении решать задачи, поставленные самой жизнью. Причины школьной дезадаптации могут быть различными, но они вызывают одинаковые проявления: затруднения в учёбе и нарушения в поведении [2].

Имеющая школьная дезадаптация у ученика характеризуется тяжелыми системами отношений с окружающими и с самим собой, приводящими к нарушению социальных норм в различных сферах деятельности. Ответные реакции со стороны социальных групп для ребенка могут привести к его изоляции и как следствие к еще более глубоким проблемам в отношениях [1].

Психологи выделяют основные причины дезадаптации: проблемы с учебой (плохая успеваемость) и отклонения в школьных формах поведения. Поэтому с точки зрения педагога, к детям со школьной дезадаптацией относятся те, у которых имеются проблемы с успеваемостью, ведь школа требует успешно овладеть учебной деятельностью. В младшем звене учеба является важным элементом, благодаря которой формируются личность ребенка.

Переход из привычного процесса учебной деятельности начальной школы в среднее звено сопровождается довольно длительным процессом адаптации ученика. В начальных классах ребенок находится под постоянным присмотром со стороны учителя. Попадая в среднее звено, где ученики беседуют со своим классным руководителем лишь на классных часах или на уроках, которые он сам ведет, они вынуждены сами решать учебные и организационные вопросы своей школьной жизни, тем самым становясь самостоятельными. У некоторых происходят психологические трудности, они становятся забывчивыми, растерянными, не внимательными. Другие не готовы к такой самостоятельной жизни.

Иногда случается так, что классный руководитель берет пятый класс после выпускников школы. Здесь важно учителю понимать, что ученики нуждаются в дополнительном контроле.

Не мало важным в снижении успеваемости у учеников в среднем звене является то, что занятия проводятся в разных кабинетах, появляются новые дисциплины, и самое главное, что каждый предмет ведет разный учитель.

Каждый учитель выдвигает свои требования в организации учебной деятельности. Ученику надо время чтобы он смог привыкнуть к новым условиям.

С другой стороны, переход в пятый класс с новыми учителями дает шанс ученику начать учебную деятельность с нуля, понимать предмет по-новому и если он был вчерашним троечником или хорошистом, может стать отличником.

Таким образом, можно выделить причины школьной дезадаптациии учеников при переходе из начальной школы в среднее звено:

– физиологические особенности ученика (подростка). 10–15лет — это подростковый возраст, являющийся главным периодом формирования и развития организма. Происходят изменения в эндокринной и нервной системах;

– психологические особенности ученика. Здесь всплывает то, что является главным для подростка в этот возрастной период: внешность, внимание со стороны одноклассников. Сверстники замечают лишь недостатки, вызывая желание не быть игнорированным или отвергнутым. В этот период (10–15 лет) происходит частая смена настроения, снижение успеваемости и т. д. Подросток может начать курить тем самым стараясь выделится и показать себя взрослым;

– организация учебного процесса. Сегодняшний учебный процесс не учитывает индивидуальные особенности учеников, высокая учебная нагрузка, сложность учебных программ.

В заключении статьи можно сделать вывод, что адаптация в школе в частности переход из начального звена в среднее это очень важный процесс для ученика. Дезадаптация вызывает неблагоприятное состояние для ребенка, поэтому очень важно для учителя и родителей замечать изменения у ребенка, помогать адаптироваться к новым условиям обучения, диагностировать ранние признаки дезадаптации, проводить качественные диагностики развития каждого ребенка. Необходимо создавать в образовательных учреждениях компетентные психологические центры помощи, предусматривающие профилактику, своевременную диагностику и коррекцию школьной дезадаптации, групповые и индивидуальные занятия с психологами или классными руководителями во внеурочное время (кружки, секции, студии), где дети могли бы проявить свои скрытые таланты.

Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, учебная деятельность, ученик, школьная дезадаптация, звено, классный руководитель, переход, снижение успеваемости, учебный процесс, школьная адаптация.

Читайте также: