Адаптационный период первоклассников мониторинг общей готовности ребенка к школе стартовала

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

с. Кневичи Артёмовского городского округа

Согласовано

______ Соловьева Е.В.

Протокол №_____ от

И.о. директора школы

______ Чихунова Е.А.

Приказ №_______от _____

Программа стартового мониторинга

2019 – 2020 учебный год

Составитель: Верхоломова Е.А.,

педагог-психолог

Пояснительная записка

Поступление в школу и начальный период обучения - особый период в жизни ребенка.

Готовность ребенка к школе, являясь сложным целостным феноменом, рассматривается с различных точек зрения педагогами, психологами, врачами, гигиенистами, физиологами. При этом в каждой из дисциплин рассматривается довольно много одних и тех же параметров готовности.

Особенно сильно совпадение в оценке готовности ребенка к школе в области психологии и педагогики. Например, оценка познавательного развития ребенка в психологии может сильно пересекаться с оценкой знаний и умений ребенка в педагогике и т.д. Качество, которое физиологи и врачи назовут "зрелостью", в психологии будет описываться рядом характеристик (обладает хорошей памятью, обладает произвольностью внимания и др.).

Измерять множество характеристик ребенка слишком расточительно –

по времени и затраченным ресурсам, поэтому система выбора показателей оценки готовности ребенка к школе должна строиться на основе целостной концепции того, что происходит с ребенком в процессе его вхождения в учебную жизнь, системно используя достижения из смежных областей.

Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой. При этом не проверяются умения читать, писать, считать, т.е. те предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1 классе. В ходе педагогической диагностики проверяются:

состояние пространственного и зрительного восприятия;

состояние моторикии зрительно-моторных координаций;

умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена;

наличие интуитивных дочисловых представлений;

овладение представлениями, лежащими в основе счета;

самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения

умение сравнивать два множества по числу элементов;

развитие фонематического слуха и восприятия;

сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.

В психологии активно проводятся исследования в области психологической готовности к школьному обучению, под которой обычно понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Регулярное посещение школы и успешное овладение школьной программой требуют наличия у ребенка не только соответствующего уровня интеллекта и развития психофизиологических функций, но и сформированности личностных структур (развитое чувство ответственности, устойчивая позитивная самооценка и т. д.), определенных социально- психологических навыков (умение общаться со сверстниками и взрослыми, достаточный уровень самоконтроля и др.).

Поступление в школу является для ребенка важным испытанием его способности к адаптации. Для успешного вхождения в школьную жизнь ребёнку необходимо иметь соответствующий уровень зрелости в физиологическом, личностном и социальном отношении.

Школьная зрелость – это сложное интегративное понятие, в котором могут быть выделены следующие составляющие:

1. Психофизиологическая и интеллектуальная зрелость – это способность концентрировать внимание, улавливать основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является также развитая речь ребенка. Можно сказать, что психофизиологическая и интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга, показывает сформированность в соответствии с возрастной ступенью компонентов, составляющих внутреннюю, физиологическую и психофизиологическую основу деятельности всех систем развивающегося ребенка. Недостаточно сформированные в дошкольном детстве составляющие психических функций (произвольного внимания, памяти и др.) делают ребенка уязвимыми в условиях школьного обучения, затрудняют процесс дальнейшего развития. Это, в свою очередь, приводит к нарушению его социального функционирования. Развитая мелкая моторика рук, достаточный уровень внимания и памяти, эмоциональное равновесие, способность к саморегуляции и проявлению волевых усилий, необходимое речевое развитие – эти проявления школьной зрелости зависят от общего соответствия развития ЦНС ребенка возрастным нормативам.

2. Личностная зрелость проявляется, прежде всего, в наличие школьной мотивации, желании занять позицию ученика. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к “серьезным” занятиям, “ответственным” поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.

3. Социальная зрелость - это потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика. Успешность в сфере общения со сверстниками является важным условием успешной социально-психологической адаптации первоклассника. Коммуникативность – это сложная интегральная характеристика, включающая в себя не только общительность как свойство личности, но и чувство уверенности в себе, умение прогнозировать поведение другого человека, рефлексировать последствия слов и поступков, контролировать свои эмоции и поведение. Эмоциональная неустойчивость, низкий самоконтроль, излишняя сфокусированность на себе затрудняют установление дружеских

4. Важным компонентом диагностики является оценка эмоционального состояния школьника . Все первоклассники находятся в новой ситуации, и дляних повышение тревожности является нормальным. Тревога, как и всякий регуляторный процесс, может быть адекватной степени предстоящего события, и в этом случае она будет оказывать оптимизирующее влияние на поведение человека.

В момент поступления в школу ребенок как бы переходит в другую социальную категорию, становится школьником, учеником. Для него это связано с резкой перестройкой всего образа жизни, изменением характера деятельности, системы отношений. Поэтому поступление в школу являетсястрессовой ситуацией для любого ребенка, независимо от уровняподготовленности и зрелости .

Социально-психологическая адаптация находится на стыке взаимодействия внешних, социальных условий и внутреннего мира, установок, отношений личности. Соответственно, процесс социально - психологической адаптации зависит как от характеристик среды, так и от индивидуально - личностных особенностей индивида. Успешность вхождения в школьное обучение зависят от уровня зрелости ребенка, а также соответствия школьной программы его индивидуальным возможностям.

Организация обследования в образовательном учреждении

Обследование готовности первоклассников к обучению в школе проводится в начале сентября . Организацию и проведение обследования в образовательном учреждении осуществляют учителя начальных классов или психолог . К обследованию допускаются дети, достигшие возраста - 6,5 лет. Все предлагаемые методики проводятся фронтально, со всем классом или индивидуально.

Работы будущих первоклассников оцениваются учителями школы, ведущими соответствующие классы. При проведении работы в образовательном учреждении необходимо строго соблюдать конфиденциальность информации, получаемой в результате исследования.

Стартовая диагностикав первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе:

Психологическая готовность к обучению в школе включает
в себя:



Поступление ребенка в школу ведет к смене его социальной роли и ведущего типа деятельности. От того, насколько быстро и полноценно ребенок интегрируется в образовательный процесс, зависит его социальный и интеллектуальный статус в дальнейшем. Поэтому данный процесс нельзя оставлять вне пристального внимания педагогов, психолога и родителей. Существуют различные методики диагностики адаптации первоклассников к школе, позволяющих определить успешность прохождения этого процесса. Рассмотрим подробнее.

Суть процесса адаптации первоклассников

Школа ставит перед ребенком большое количество новых задач, которые требуют мобилизации его физических и интеллектуальных сил. Первокласснику необходимо привыкнуть к новым условиям, возникшим в его жизни, подстроиться под них. Речь идет об адаптации к школе — самом напряженном периоде в первый год обучения. Она происходит на социальном, физиологическом и психологическом уровне.

Факторы социальной адаптации

Факторы физиологической адаптации

Факторы психологической адаптации

  1. Установлены новые формы отношений, новые коммуникативные связи.
  2. Сложились устойчивые способы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  3. Намечено направление дальнейшей личностной самореализации первоклассника в школе.
  1. Высокая работоспособность.
  2. Хороший сон и аппетит.
  3. Отсутствие симптоматических заболеваний.
  1. Нет перепадов настроения и капризов.
  2. Присутствует положительная мотивация к обучению.
  3. Овладение основными навыками учебной деятельности.
  4. Готовность к самооцениванию.

Основные вопросы проведения диагностики

Диагностика адаптации первоклассников подразумевает проведение глубокого индивидуального обследования. Она направлена на получение информации о качественных показателях основных необходимых изменений, которые должны произойти во всех сферах жизни и деятельности ребенка.

Главная цель диагностики заключается в определении детей, которые испытывают трудности в адаптации и нуждаются в профессиональной помощи. По результатам проведенного исследования должны быть определены индивидуальные траектории развития школьников и разработаны рекомендации для учителей и родителей по оказанию поддержки детям в процессе их школьной адаптации.

Проведение диагностики инициируется школьной администрацией, чтобы получить общую информацию об уровне адаптации всех первоклассников. Такой вид деятельности обязательно фиксируется в плане работы школы на учебный год. Непосредственно проведением исследований и обработкой данных занимается школьный психолог в тесном сотрудничестве с классным руководителем первоклассников.

Диагностика проводится в несколько этапов.

  1. Наблюдение — идет в течение первого месяца обучения для обнаружения особенностей в поведении ребенка на уроках и переменах.
  2. Обследование — проводится с 15 по 30 сентября. Направлено на установление:
  • уровня умственного развития первоклассников, выявление детей, у которых есть отставания от возрастной нормы;
  • степени сформированности мотивов к учению, выделение ведущего мотива;
  • стабильности эмоционального состояния школьника, наличия отрицательных или положительных эмоций, которые переживает ребенок в разных учебных ситуациях;
  • уровня школьной тревожности, анализ факторов, которые вызывают у первоклассника дискомфорт, напряжение, страх.
  1. Составление индивидуальных заключений — после проведения обследования делается итоговая обработка полученных данных, на основе которых:
  • определяются дети, попадающие в группу риска;
  • вырабатываются рекомендации для учителя и родителей.

Основой составления такого заключения должна быть сводная таблица с результатами диагностики. Она может иметь такой вид.


  1. Ознакомление участников учебного процесса с результатами диагностики адаптации первоклассников — итоговые заключения обсуждаются во время проведения:
  • малого педсовета или консилиума (чаще всего их проводят во время осенних каникул);
  • индивидуальных консультаций; .
  1. Составление индивидуальных программ работы с детьми, имеющими признаки дезадаптации — происходит в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами. Эта работа должна быть закончена к концу первой четверти. В программу необходимо включить:
  • групповые занятия;
  • индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение;
  • индивидуальные формы работы, направленные на решение конкретных проблем.

Можно воспользоваться такими рекомендациями Р.В. Овчаровой.



  1. Реализация индивидуальных программ — занимает 1 – 4 месяца.
  2. Повторная диагностика — должна быть проведена в конце учебного года (апрель — май) для получения итоговых данных.
  3. Заключительный этап — необходим для сопоставления стартовых и окончательных показателей. На этом этапе анализируется динамика развития ребенка и устанавливается эффективность реализации выработанных рекомендаций и программ.

На основе предложенной информации психолог должен составить план проведения диагностики уровня адаптации первоклассников, конкретизируя указанные направления деятельности. Он может иметь такую форму:

Форма обобщения информации

Для получения полной и достоверной информации о каждом ребенке в процессе диагностики необходимо также проводить:

  • опрос родителей;
  • интервьюирование учителей;
  • изучение медицинских карт детей.

Основным направлением диагностической деятельности является проведение анкетирования и тестирования первоклассников с использованием различных методик. Она может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Обычно на обследование одного ребенка затрачивается 15 – 20 минут.

Основные методики проведения диагностики адаптации первоклассников

Для проведения диагностики адаптации первоклассников психолог отбирает наиболее эффективные методики, которые отвечают таким критериям:

  • направлены на изучение всех ключевых параметров адаптации;
  • не только выявляют признаки дезадаптации, но и позволяют выявить факторы, влияющие на появление проблем в адаптации;
  • не требуют значительных организационных, временных и материальных затрат для их проведения.

Наблюдение

Наиболее распространенный метод диагностики — наблюдение. Чаще всего используется выборочное наблюдение. В процессе его проведения фиксируются только те особенности поведения ребенка, которые выделяют его из общей массы первоклассников. Наблюдение проводится одновременно за всеми детьми в классе. Основные требования к организации наблюдения:

  • наличие схемы наблюдения;
  • систематичность;
  • объективность.

Наблюдение также должно включать:

В результате наблюдений происходит оценивание (по 5-балльной шкале) основных семи компонентов:

  • учебной активности;
  • усвоения программных материалов;
  • поведения на уроках;
  • поведения на переменах;
  • взаимоотношения с одноклассниками;
  • отношения к учителю;
  • эмоций.

Соответствующие баллы и выводы необходимо внести в карту школьной адаптации.


Суммарное количество баллов можно интерпретировать следующим образом:

  • 35 – 28 — высокий уровень адаптации;
  • 27 – 21 — средний;
  • 20 и меньше — низкий.

Для проведения наблюдений в период адаптации можно использовать карту Стотта, которая предусматривает изучение асоциальности, инфантильности, подчиняемости, активности и неуверенности.

Фактор Асоциальность, Инфантильность, Подчиняемость, Активность, Неувеременность — см. здесь.

При этой методике общий балл не выводится, а оценивается каждый критерий отдельно. После этого определяются группы детей, имеющие наиболее высокие (выше 65%) показатели по каждому фактору.

  • ценностных ориентаций;
  • социальных эмоций;
  • личностных отношений.

Этот тест представляет собой цвето-ассоциативное исследование. Автором теста является О.А. Орехова. Для его проведения необходимо подготовить:

  • опросный лист;
  • 8 карандашей (черный, серый, коричневый, фиолетовый, синий, зеленый, желтый, красный).

Карандаши не должны внешне отличаться друг от друга.

Для исследования нужно пригласить группу детей (10-15 человек), и рассадить их отдельно друг от друга. Обязательно следует исключить нахождение учителя в классе во время проведения диагностики. Дети должны выполнить три задания.

Предлагается картинка домика, к которому ведет дорожка из 8 прямоугольников. Первоклассникам предлагается по порядку разукрасить их, при этом каждый цвет можно использовать только один раз. Сначала нужно выбрать наиболее понравившийся цвет и разукрасить первый прямоугольник. Далее берется тот цвет, который больше нравится среди оставшихся. Последний прямоугольник будет разукрашен самым некрасивым, по мнению ребенка, цветом.

Дети будут разукрашивать картинку, на которой изображена улица с несколькими домиками. Психолог должен объяснить, что в этих домиках живут различные чувства и детям нужно для каждого из них подобрать тот цвет, ассоциация с которым возникает при назывании таких слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

В этом задании один и тот же цвет можно использовать несколько раз. Если школьники не понимают значение какого-либо из названных слов, то психолог его разъясняет.

Картинка используется такая же, как и в предыдущем задании. Теперь дети должны разукрасить домики в такой цвет, который символизирует их жителей. В первом домике живет душа ребенка. Обитатели 2-9 домиков отвечают за его настроение в таких ситуациях:

  • когда идет в школу;
  • на уроке чтения;
  • на уроке письма;
  • на уроке математики;
  • когда общается с учителем;
  • когда общается с одноклассниками;
  • когда находится дома;
  • когда делает уроки.

При подведении итогов этой диагностики адаптации первоклассников психолог должен ориентироваться на такую нумерацию цветов: 1 — синий, 2 — зеленый, 3 — красный, 4 — желтый, 5 — фиолетовый, 6 — коричневый, 7 — черный, 0 — серый.



Чтобы не заниматься самостоятельно такими сложными подсчетами, можно попробовать найти в интернете специальную программку, предназначенную для обработки результатов этого теста.

Для определения уровня адаптации первоклассников к школе можно использовать также диагностику мотивационной сферы ребенка по методике Н.Г. Лускановой. Она проводится в виде краткой анкеты, вопросы которой зачитываются вслух, а дети должны выбрать подходящий вариант ответа.

При обработке результатов все ответы нужно занести в таблицу, которая содержит специальный ключ для определения количества полученных баллов.

Результаты подсчета нужно интерпретировать следующим образом.

Такая методика позволяет не только выявить уровень адаптации школьников, но и выявить причины, приводящие к снижению мотивации ребенка к посещению школы.


Ребенку предлагается ознакомиться с такой расстановкой школьников на ступеньках:

  • на 1 — самые хорошие ребята;
  • на 2 и 3 — хорошие;
  • на 4 — ни хорошие, ни плохие;
  • на 5 и 6 — плохие;
  • на 7 — самые плохие.

Первоклассник должен обозначить ступеньку, на которой, по его мнению, должен находиться он сам. Можно нарисовать на этой ступеньке кружочек или поставить другую пометку. Не нужно при проведении теста акцентировать внимание на нумерации ступенек. Желательно, чтобы такая же лесенка была нарисована на доске, и психолог просто показывал бы на каждую ступеньку и объяснял ее значение, а дети просто соотносили бы ее со своим изображением.

Результаты оцениваются следующим образом:

  • 1 — завышенная самооценка;
  • 2 и 3 — адекватная;
  • 4 — заниженная;
  • 5 и 6 — плохая;
  • 7 — резко заниженная.

Также для определения уровня самооценки первоклассника можно воспользоваться способом исследования адаптации методом Люшера, который проводится при помощи специальных бланков.

Тест на тревожность

Для определения уровня тревожности у первоклассника предлагается провести опрос учителя и родителей, подробнее.

При подведении итогов необходимо посчитать общий балл, который суммирует результаты обоих опросов.

Есть еще одна похожая по своему направлению Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан).

Другие методики

Существует большое количество и других методик.

Для проведения полноценной диагностики уровня адаптации первоклассника не нужно использовать весь спектр имеющихся методик. Достаточно выбрать 4-6 различных методов и тестов, которые больше подойдут к условиям класса и стилю профессиональной деятельности психолога.

Иногда допускается применение двух похожих методик для уточнения полученных результатов. При повторной диагностике рекомендуется использовать те же методики, которые были использованы для первичного обследования.

В завершение хочется подчеркнуть следующие моменты. Индивидуальные результаты диагностики не должны находиться в публичном доступе. Они используются психологом и учителям только для осуществления коррекционной работы.

Неправильно сравнивать данные диагностики разных детей для осуществления экспертной оценки. Важно помнить, что динамика развития ребенка устанавливается только на основе его индивидуальных показателей в начале и на завершающем этапе диагностических исследований.

Также стоит иметь в виду, что приведенные способы интерпретации полученных результатов диагностики ориентированы на усредненные общепринятые нормы в поведении и учебных достижениях первоклассников. Поэтому необходимо осуществлять коррекцию полученных данных в соответствии с индивидуальными особенностями учебных умений, характера и темперамента ребенка. Принимая во внимание данный факт, следует проводить всестороннее обследование с учетом мнения родителей и экспертной оценки учителя.

Об авторе-составителе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Тел.: (495) 582-97-26, факс: (495) 582-90-86 от 26.10.2015 г.

Рекомендации проведения мониторинга адаптации паервоклассников

выявление уровеня адаптации первоклассников к обучению, проверка выполнения учениками единых педагогических требований; ознакомление с новыми классными коллективами;

изучение особенности организации обучения первоклассников в период адаптации

Вид контроля: классно-обобщающий

Объект проверки: 1 А класс, 1 Б класс

посещение серии уроков обучения грамоте и письма с последующим анализом

собеседование с педагогами

наблюдение, сопоставление, анализ

знакомство с классной документацией

контроль режимных моментов

Сроки контроля: сентябрь-октябрь 2018 года

С целью определения уровня адаптации и оказания своевременной помощи, классными руководителями Овечкиной Н.Н., Томилиной В.В. и педагогом-психологом Вороновой О.В. проводилось наблюдение за обучающимися 1А и 1 Б классов в течение 1 четверти (по Кушнир Н.Я.).

При определении уровня социально-психологической адаптации к учебной деятельности (СПАкУД) учитывалось: старательность, усидчивость, адекватность реакции на замечания, активность, длительность интереса к заданиям, скорость включения в учебный процесс, прогресс в обучении, аккуратность, порядок на рабочем месте.

При определении уровня адаптации к общению со сверстниками и учителем (АкО) учитывалось: доброжелательное отношение к остальным учасникам образовательного процесса, общение со сверстниками, симпатия детей, приветливость, стремление к общению с учителем.

1. Посещение и сопровождение уроков и внеклассных мероприятий в 1 А и 1 Б классах (сентябрь-октябрь).

изучение уровня сформированности познавательных процессов

наблюдение за работоспособностью детей на уроках,

2. Индивидуальные консультации для родителей первоклассников, педагогов. Консультации по результатам наблюдений, психодиагностических исследований, групповой работы, по запросу педагогов и родителей.

3. Для родителей первоклассников проведены общешкольное и классные родительские собрания, посвященные вопросам возрастных и психологических особенностей учащихся 1-х классов в период адаптации".

С целью проверки были посещены уроки в первых классах педагогом-психологами Вороновой О.В. Изучался микроклимат в классных коллективах, также велось наблюдение за адаптацией учащихся 1-х классов к новым условиям, проводилась диагностика школьной зрелости.

Посещённые уроки показали, что учителя проводят работу по формированию универсальных учебных действий, воспитанию познавательного интереса к новому учебному материалу, широкой мотивационной основы учебной деятельности, обучают выделению главного, развивают умение сравнивать, давать полные ответы на поставленные вопросы.

На всех уроках решаются вопросы здоровьесбережения, что проявляется в смене видов деятельности, физкультминутках. У обучающихся формируется ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Оказывается индивидуальная помощь ученикам.

На каждом из посещённых уроков была наглядность, присутствовали игровые и занимательные моменты, проводились физминутки, учитывались психолого-возрастные особенности первоклассников. На уроках по окружающему миру, математике при объяснении нового материала учителя опирались на имеющие у детей знания и опыт, использовались элементы проблемного обучения. На уроках учителя стараются создать непринуждённую атмосферу, продумана система работы, заданий, вопросов, позволяющих детям быть работоспособными в течение всего урока и выполнять достаточно большой объём работы.

Адаптация в первом классе – особый и сложный период в жизни ребёнка.

Обучение проводится с соблюдением следующих требований:

- в середине учебного дня организована динамическая пауза

- обучение проводится без бального оценивания знаний учащихся и домашних заданий.

Для удовлетворения биологической потребности в движении проводятся по 3 урока физической культуры в неделю, что соответствует п. 10.20 СанПин 2.4.2.2821-10.

Анализ посещённых уроков свидетельствует о том, что педагоги, работающие в первых классах:

- успешно внедряют в практику ФГОС по всем направлениям: формирование УУД, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, развитие учащихся во внеурочное время;

- владеют методикой преподавания предметов на высоком уровне;

- хорошо знакомы с нормативными документами и методическими рекомендациями по организации занятий в период адаптации детей.

Результаты наблюдения

1 А класс, классный руководитель Овечкина Н.Н.

На начало обучения 91 % учащихся имели низкий уровень школьной адаптации, 9 % - средний, учащихся с высоким уровнем уровнем школьной адаптации выявлено не было.

По окончанию первой четверти количество учащихся со низким уровнем адаптации сократилось на 11 % и составило 80 %, количество учащихся со средним уровнем адаптации увеличилось на 11 % и составило 20%. Обучающихся с высоким уровнем школьной адаптации по прежнему не выявлено.

Для оказания помощи обучающимся в общении со сверстниками и учителями, классном руководителям рекомендовано проведение мероприятий на сплочение колектива (внеклассные занятия, игры).

По результатам работы можно выделить позитивные тенденции в процессе адаптации обучающихся 1 А класса. К концу первой четверти в классе наблюдалось небольшое количество детей со снижением активности в работе (усталость).

Показатели уровня школьной адаптации 1 А класса на 03.09.2018


Показатели уровня школьной адаптации 1 А класса на 26.10.2018


Показатели уровня школьной адаптации 1 А класса по результатам 1 четверти


1 Б класс, классный руководитель Томилина В.В.

На начало обучения 100 % учащихся имели низкий уровень школьной адаптации, учащихся со в редним и с высоким уровнем уровнем школьной адаптации выявлено не было.

По окончанию первой четверти количество учащихся со низким уровнем адаптации сократилось на 18 % и составило 82 %, количество учащихся со средним уровнем адаптации увеличилось на 18 % и составило 18 %. Обучающихся с высоким уровнем школьной адаптации по прежнему не выявлено.

По результатам работы можно выделить положительные тенденции в процессе адаптации обучающихся 1 Бкласса. К концу первой четверти в классе наблюдалось небольшое количество детей со снижением активности в работе (усталость).

Показатели уровня школьной адаптации 1 Б класса на 03.09.2018


Показатели уровня школьной адаптации 1 Б класса на 26.10.2018


Показатели уровня школьной адаптации 1 Б класса по результатам 1 четверти


По результатам мониторинга адаптации первоклассников по окончанию 1 четверти, можно сделать выводы о стойкой положительной динамике в адаптации к школе учеников первых классов МБОУ ШОЗВ. По окончанию первой четверти количество учащихся 1 А класса со низким уровнем адаптации сократилось на 11 % и составило 80 %, количество учащихся со средним уровнем адаптации увеличилось на 11 % и составило 20%. Обучающихся с высоким уровнем школьной адаптации по прежнему не выявлено. По окончанию первой четверти количество учащихся 1 Б класса с низким уровнем адаптации сократилось на 18 % и составило 82 %, количество учащихся со средним уровнем адаптации увеличилось на 18 % и составило 18 %. Обучающихся с высоким уровнем школьной адаптации по прежнему не выявлено.Однако стоит учитывать тот факт, что дети, поступающие в первый класс МБОУ ШОВЗ имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Такие дети не готовы к обучению в школе из-за слабости интеллектуальной регуляции эмоций, их малой дифференцированности, полярности, несоответствия внешним воздействиям по силе и содержанию, затруднений в развитии высших (интеллектуальных, моральных, эстетических) чувств, низкого уровня развития средств эмоциональной выразительности. Наряду с этим при умственной отсталости нередки болезненные расстройства чувств: раздражительность, эйфория, дисфория, апатия. Такие дети на много медленнее адаптируются к школьной жизни, коррекционно-развивающая работа с данной категорией учеников требует постоянства, системности.

Рекомендации классным руководителям 1 А класса и 1 Б класса:

Продолжить работу по мониторингу адаптации первоклассников.

Систематически проводить индивидуальную и групповую работу с обучающимися, имеющими низкий уровень школьной адаптации

Использовать активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально - психологического климата

На основании наблюдений, индивидуальных бесед вести наблюдения за развитием положительной мотивации школьников.

Продолжить сотрудничество с педагогом-психологом для улучшения динамики адаптаци первоклассников к школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследования: изучение особенностей адаптации учащихся 1 класса к школе. Задачи исследования: - выявить актуальное эмоциональное состояние ребенка, - выявить ситуации вызывающие затруднения в процессе адаптации, - выявить уровень мотивации к школе, - выявить детей,нуждающихся в помощи учителя в адаптационный период.

ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИ И МОНИТОРИНГА И ЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА Подготовила учитель начальных кл. Ибраимова Зейнеб Айдеровна

ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИ И МОНИТОРИНГА И ЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА

Подготовила учитель начальных кл.

Ибраимова Зейнеб Айдеровна

Цель исследования: изучение особенностей адаптации учащихся 1 класса к школе. Задачи исследования: - выявить актуальное эмоциональное состояние ребенка, - выявить ситуации вызывающие затруднения в процессе адаптации, - выявить уровень мотивации к школе, - выявить детей,нуждающихся в помощи учителя в адаптационный период.

Цель исследования: изучение особенностей адаптации учащихся 1 класса к школе. Задачи исследования: - выявить актуальное эмоциональное состояние ребенка, - выявить ситуации вызывающие затруднения в процессе адаптации, - выявить уровень мотивации к школе, - выявить детей,нуждающихся в помощи учителя в адаптационный период.

Ход проведения методики: Задание №1 Ребенок выберает тот карандаш, который ему приятен больше всего и раскрашивает первый прямоугольник. Откладывает этот карандаш в сторону. Взглянув на оставшиеся карандаши,выбирает какой из них больше нравится? Раскрашивает им второй прямоугольник. Откладывает карандаш в сторону. И так далее.

Ход проведения методики:

Ребенок выберает тот карандаш, который ему приятен

больше всего и раскрашивает первый прямоугольник.

Откладывает этот карандаш в сторону.

Взглянув на оставшиеся карандаши,выбирает

какой из них больше нравится?

Раскрашивает им второй прямоугольник.

Откладывает карандаш в сторону. И так далее.

 График вычисления вегетативного коэфициэнта

График вычисления вегетативного коэфициэнта

График суммарного отклонения от аутогенной нормы 1 класс Березовская ООШ 1 класс Бороздиновская СОШ

График суммарного отклонения от аутогенной нормы

1 класс Березовская ООШ

1 класс Бороздиновская СОШ

задание №2 Во второй строчке целая улица домиков.В них живут чувства. Психолог называет чувства, а дети подбирают к ним подходящий цвет и раскрашивают. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим. Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение. Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его бъяснить, используя глагольные предикаты и наречия.

Во второй строчке целая улица домиков.В них живут чувства.

Психолог называет чувства, а дети подбирают

к ним подходящий цвет и раскрашивают. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который подходит.

Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его бъяснить, используя глагольные предикаты и наречия.

Задание №3. В этих домиках жильцы необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрашивание. Обозначения домиков: № 2 – твое настроение, когда ты идешь в школу, №3 – твое настроение на уроке чтения, №4 – твое настроение на уроке письма, №5 – твое настроение на уроке математики №6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем, №7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками, №8 – твое настроение, когда ты находишься дома, №9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки, №10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике.

В этих домиках жильцы необычные.

В первом домике живет твоя душа.

Какой цвет ей подходит?

Обозначения домиков:

№ 2 – твое настроение, когда ты

идешь в школу, №3 – твое настроение на уроке чтения, №4 – твое настроение на уроке письма, №5 – твое настроение на уроке математики №6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем, №7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками, №8 – твое настроение, когда ты находишься дома, №9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки, №10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике.

Эмоциональное отношение детей к школьной деятельности

Эмоциональное отношение детей к школьной деятельности 1 класс ,Бороздиновская СОШ 1 класс ,Березовская ООШ

Эмоциональное отношение детей к школьной деятельности

1 класс ,Бороздиновская СОШ

1 класс ,Березовская ООШ

Сводная таблица адаптации первоклассников по школам Новохоперского района

Читайте также: