72 градуса ниже нуля краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Это вступление из книги советского писателя Владимира Санина "72 градуса ниже нуля". По этой книге был снят и одноименный фильм, но он получился не очень удачным. некоторые моменты в нем были упущены, не всех героев смогли раскрыть, как они того заслуживали, и что самое критичное - на протяжении почти всего фильма не понятно, нахрена весь этот героизм? Зачем рисковать жизнью, преодолевать все эти препятствия, ради очередного никому не нужного подвига?

Так вот вводная. Советская, а ныне российская полярная станция "Восток" располагается в одном из самых труднодоступных мест Антарктиды. Под станцией без малого четыре километра льда, а также крупное подледное озеро Восток, но на момент событий, описанный в книге и фильме, если я не ошибаюсь озеро еще было не открыто.

Сердце полярной станции - дизельный цех. Он дает тепло и свет в ледяной пустыне, а питается это сердце топливом. И доставить это топливо можно только одним способом - санно-гусеничным поездом от станции Мирный. И только во время короткого полярного лета. Чтобы понять, как это происходит - рекомендую посмотреть эти ролики

В пост-перестроечные времена в Антарктиде приходилось особенно туго, потому что старая советская техника работала уже на честном слова, а новой не было. Сейчас все-таки ситуация гораздо лучше, есть новая современная техника, а поезда отправляются к Востоку не от станции Мирный, а от станции Прогресс.

Но вернемся в советское прошлое и к книге.

Из-за позднего прибытия транспорта с припасами и сложной перегрузки с корабля на станцию Мирный, санно-гусеничный поезд вышел в поход к Востоку слишком поздно. До станции добрались быстро, но это лишь пол пути - надо еще и вернуть технику обратно в Мирный! А как это сделать, если уже наступает осень? Высокое начальство разрешает походникам оставить технику на станции Восток, а самим с последним самолетом вернуться на станцию Мирный. Но руководитель отряда Иван Гаврилов настаивает: "Надо возвращаться своим ходом! Надо вернуть технику в Мирный, а иначе на следующий год станцию Восток придется закрыть". И почти все члены отряда, кроме штурмана Попова, тот улетает самолетом.

Гаврилов и его подчиненные надеются быстро вернуться к побережью Антарктиды, но температура быстро падает, техника ломается все чаще, сгорает в пожаре запасная радиостанция и немалая часть запасов еды, и что самое страшное - топливо замерзло! И отряд полярников оказывается посреди ледяной пустыни, где им никто не может помочь. невозможно послать им помощь самолет в таких условиях и нет никакого другого отряда с техникой, способного дойти к ним.

Книга очень интересная. Каждый член полярной экспедиции показан с разных сторон, у каждого есть свое предыстория. Один весельчак, но в душе переживает что его считают в отряде бесполезным. Второй выглядит как куркуль и все переживает о семье, а потом выясняется что у него дома шесть детей, трое его собственных и еще трое приемных, третий геройствует и едва не погибает из-за самоуверенности. Даже антигерой книги, тот самый человек, который не подготовил как следует к походу технику и про зимнее топливо забыл, показан полно и во всех подробностях. И не для того, чтобы его читатель возненавидел, скорее, просто чтобы показать до чего доводит такой подход к важным делам.

В книге нет ни одного женского персонажа, но в тоже время женщин в книге много. Это жены полярников, которые ждут их дома. И их незримое присутствие крайне важно для всех членов экспедиции. Также в книге очень много фирменного юмора Санина.

А еще это книга хоть и художественная, но основана на реальных событиях и все персонажи книги имеют реальных прототипов, со многими из которых Владимир Санин был знаком лично. Он и сам бывал в Антарктиде, был и на станции Восток, о чем в подробностях написал в другой своей книге "Новичок в Антарктиде". Это крайне интересная повесть о людях в экстремальных условиях, о их тяжелом и без преувеличения героическом труде и подвиге.

Поэтому спали семь, а с сегодняшнего дня будут спать шесть часов в сутки. И это многовато, но ничего не поделаешь, меньше никак нельзя. Но и больше — ни на минуту, потому что через месяц поезд должен быть в Мирном.

Не будь пожара и взрыва, уничтоживших балок на Ленькином тягаче, в Мирный можно было бы прийти и через полтора-два месяца. А раз уж это произошло, то крайний срок возвращения — месяц.

Только Гаврилов, Антонов и Задирако знали, что хлеба, мяса и соли у походников осталось на тридцать дней.

И еще несколько человек в поезде знали то, чего не должны были знать другие.

Алексей, Игнат и Валера знали, что у Гаврилова развилась острая сердечная недостаточность и ему необходим полный покой. А как его, этот покой, обеспечишь?

Коллега из Мирного проговорился Маслову, что на Большой земле распространились слухи о неизбежной гибели поезда, и Макаров лично под свою ответственность редактирует и переписывает отчаянные радиограммы походникам от родных и близких. Гаврилов взял с Маслова клятву, что тот будет держать язык на привязи.

И никому, даже бате, щадя его сердце, Игнат и Валера не рассказали о новой угрозе, нависшей над поездом. Установленный на Валерином тягаче кран-стрела, единственный механизм, способный поднять коробку передач или другой тяжелый груз, в любой момент может выйти из строя: в шестерне обнаружилась неожиданная трещина. Лопнула каленая сталь, не выдержала адских холодов. А запасной шестерни не было!

Что же такого страшного в закрытии станции, спросите вы? А то, что полярные станции находятся в Антарктиде не просто так, а ради важных научных исследований: изучение магнитного поля Земли, гляциологические исследования, метеорологические, изучение атмосферы и много, много, много чего еще. И многие исследования требуют постоянного сбора статистики (например ежедневные замеры температуры воздуха), а если станцию закрыть на год - вся эта наука накроется большим эмалированным тазом.

Что же касается фильма, то лучше его смотреть после прочтения книги. Так будет интересней и понятней, потому что слишком уж фильм сжатый.

ЖЕЛЕЗНЫМ ЛЮДЯМ — ПОХОДНИКАМ АНТАРКТИДЫ

Поезд шел по Антарктиде.

Это был самый обычный санно-гусеничный поезд. Такие из года в год бороздят Антарктиду, доставляя грузы из Мирного на Восток и возвращаясь обратно. Полторы тысячи километров в один конец, сорок дней пути туда, дней тридцать обратно — вот и все дела. Тяжелая дорога, но давно протоптанная, до метра знакомая.

Однако никогда еще поезд не возвращался с Востока в полярную осень.

Вздрогнув всем телом, остановился один тягач, за ним другой и все остальные. К заглохшей машине подтягивались люди. Они двигались тяжело и медленно, как-то скособочась. Но ничего странного в такой походке не было: быстро ходить по ледяному куполу не стоит — кислорода в воздухе как на вершине Эльбруса, и воздух этот сух, как в африканской пустыне. А скособочась они шли потому, что хотя их лица и были закрыты подшлемниками, так что виднелись лишь щелки глаз, все равно ветер пламенем обжигал кожу.

От ближайшего жилья, станции Восток, их отделяло четыреста пятьдесят километров снежной пустыни. До Мирного, куда шел поезд, — тысяча.

Десять человек были одни во всем мире, одинокие, как на Луне. Никто на свете не мог им помочь: люди сюда не придут, самолеты не прилетят.

Столбик термометра застрял на отметке семьдесят два градуса ниже нуля…

Синицын проснулся от своего сдавленного стона. Море штормило. В каюте было душно. Синицын отер со лба пот, поднялся с постели и подошел к окну. Баллов пять, не больше. Вдали по правому борту возвышался исполинский айсберг, длиной, наверное, с километр, слева простиралось ледяное поле. Скука… Синицын взглянул на верхнюю полку, на которой похрапывал Женя Мальков, завистливо вздохнул и снова улегся.

Не так он представлял себе первые дни возвращения домой.

Синицын закрыл глаза и принялся уговаривать себя заснуть. Всего два дня прошло, как закончилась самая тяжелая в его жизни зимовка. И самая неудачная.

И с легкой руки начальника экспедиции к Синицыну так и прилипло это прозвище.

И тут Синицын с ужасающей ясностью ощутил, что увиливает от самого главного. И увиливает напрасно, потому что это самое главное засело в мозгу, как стальная заноза. Если эту занозу не вытащить, полного счастья не будет. И виной тому Гаврилов.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Владимир Санин Сборник

Сборник "Семьдесят два градуса ниже нуля": краткое содержание, описание и аннотация

Владимир Санин: другие книги автора

Кто написал Сборник "Семьдесят два градуса ниже нуля"? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Владимир Санин: Сборник

Сборник

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Владимир Санин: Трудно отпускает Антарктида

Трудно отпускает Антарктида

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Борис Фрадкин: Исчезновение Петра Деева

Исчезновение Петра Деева

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Борис Смагин: Вблизи абсолютного нуля

Вблизи абсолютного нуля

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Брет Эллис: Ниже нуля

Ниже нуля

Сборник "Семьдесят два градуса ниже нуля" — читать онлайн ознакомительный отрывок

Семьдесят два градуса ниже нуля

ЖЕЛЕЗНЫМ ЛЮДЯМ — ПОХОДНИКАМ АНТАРКТИДЫ

Поезд шел по Антарктиде.

Это был самый обычный санно-гусеничный поезд. Такие из года в год бороздят Антарктиду, доставляя грузы из Мирного на Восток и возвращаясь обратно. Полторы тысячи километров в один конец, сорок дней пути туда, дней тридцать обратно — вот и все дела. Тяжелая дорога, но давно протоптанная, до метра знакомая.

Однако никогда еще поезд не возвращался с Востока в полярную осень.

Вздрогнув всем телом, остановился один тягач, за ним другой и все остальные. К заглохшей машине подтягивались люди. Они двигались тяжело и медленно, как-то скособочась. Но ничего странного в такой походке не было: быстро ходить по ледяному куполу не стоит — кислорода в воздухе как на вершине Эльбруса, и воздух этот сух, как в африканской пустыне. А скособочась они шли потому, что хотя их лица и были закрыты подшлемниками, так что виднелись лишь щелки глаз, все равно ветер пламенем обжигал кожу.

От ближайшего жилья, станции Восток, их отделяло четыреста пятьдесят километров снежной пустыни. До Мирного, куда шел поезд, — тысяча.

Десять человек были одни во всем мире, одинокие, как на Луне. Никто на свете не мог им помочь: люди сюда не придут, самолеты не прилетят.

Столбик термометра застрял на отметке семьдесят два градуса ниже нуля…

Синицын проснулся от своего сдавленного стона. Море штормило. В каюте было душно. Синицын отер со лба пот, поднялся с постели и подошел к окну. Баллов пять, не больше. Вдали по правому борту возвышался исполинский айсберг, длиной, наверное, с километр, слева простиралось ледяное поле. Скука… Синицын взглянул на верхнюю полку, на которой похрапывал Женя Мальков, завистливо вздохнул и снова улегся.

Не так он представлял себе первые дни возвращения домой.

В марте-апреле 1969 - Зимин Евгений Александрович, больше известный как "папа" Зимин, провел санно-гусеничный поезд с антарктической станции Восток на антарктическую станцию Мирный в условиях антарктической осени, при -72 градусах.

Вот фамилии одиннадцати участников ставшего легендарным в Антарктиде санно-гусеничного похода в марте — апреле 1969 года: Зимин Евгений Александрович — начальник поезда, Копылов Юрий — инженер-механик, Ненахов Александр — механик-водитель, Сахаров Виктор — механик-водитель, Соболев Василий — механик-водитель, Семёнов Виктор — механик-водитель, Пальчиков Юрий — механик-водитель, Морозов Николай — штурман, Жомов Борис — радист, Дыняк Николай — повар, Борисов Анатолий — врач-хирург.

Предыстория этого похода такова — в шестидесятых антарктическую станцию Восток можно было снабжать только по земле — не было тогда самолетов, способных притащить почти тысячу тонн топлива, а так же дизеля и сложное оборудование на расстояние в полторы тысячи км и на 3700 метров вверх. Основой авиатранспорта Антарктиды в то время был Ил-14 — двухмоторный поршневой самолет, с полезной загрузкой в 3500 кг. То есть, только чтобы поднять на Восток топливо нужно было бы сделать около 300 рейсов. В день — максимум один рейс, лететь в рейс должны обязательно два самолета — если один хлопнется на вынужденную, второй должен был подобрать экипаж первого. В среднем за год удавалось сделать 40-50 рейсов на Восток, и то, последние проводились с немалым риском с Востока не взлететь — при минус 60 был серьезный риск не взлететь — лыжи примерзали к полосе, вдобавок при таком минусе снег по своим свойствам приближается к песку — перестаёт скользить. Заглохший движок был равносилен зимовке на Востоке, в лучшем случае — для самолета, в худшем — и для экипажа.

Поэтому, большинство грузов доставлялось на Восток санно-гусеничным поездом — группой модернизированных тягачей АТТ, т.н "изделия 401А" с легендарной Харьковчанкой в качестве лидера. Не будет СГП — и Восток придется законсервировать — нет на Востоке возможности выжить без прорвы топлива, за 30 минут вымерзнут щитовые домики. И поэтому один раз в год санно-гусеничный поезд идет на Восток. Полторы тысячи километров дороги без дороги, самая тяжелая в мире трасса. Именно опыт вождения СГП на Восток позволил американцам построить антарктическое шоссе Мак-Мёрдо — Амундсен-Скотт. Но путь на Восток тяжелее - он идет сначала через зону трещин, потом — крутой подъем на ледовый купол, когда к холоду и мощному стоковому ветру присоединяется кислородное голодание — в воздухе очень мало кислорода, вдобавок он сух, как в Сахаре — в Центральной Антарктиде вся влага из воздуха выморожена. И вот, наверх приходится тащить тяжеленные сани, их тащат два тягача каждые, так что этот участок каждая машина проходит минимум четыре раза за поход — трижды на пути на Восток, и один раз — при возвращении. Сами походники называют этот труд "челночная операция имени Сизифа". Затем — зона обточенных ветром застругов, высотой полтора-два метра, стоящие стеной, как противотанковые надолбы. И через них тащат груз, роняя машины с высоты в метр. Дальше — зона сыпучих снегов, машины идут по набитой колее одна за другой вплотную — разойдешься - конец, машины утонут в сыпучих песках. И наконец, последний этап — движение по сверхтвердому льду, там нет колеи и нет ориентиров — и если штурман заблудится — поезд навсегда затеряется в Антарктиде. На Восток идут в среднем сорок дней, пять дней на Востоке, тридцать назад. Итого — примерно два с половиной месяца тяжелейшей работы. И это если все идет нормально, не отказывает техника, не задерживает пурга. А под пургой можно простоять и десять дней.

И вот, в 1968 году дизель-электроход "Обь", которая везет все необходимые для Антарктической экспедиции грузы, не смогла подойти к берегам Антарктиды — мешал мощнейший припай, береговой лед. Лишь 19 января 1969 года удалось закончить разгрузку. А в норме выходить на Восток надо в начале декабря, чтобы гарантированно вернуться до полярной осени, до марта. Никто и ничто не могло заставить людей идти в поход, везти грузы. Но отсутствие СГП означало одно — Восток придется закрыть, законсервировать до следующего поезда. И люди пошли добровольно. Путь туда прошел нормально, Востоку было доставлено горючее на год. Но туда пришли в конце февраля. Начальник экспедиции предложил бросить всю технику на Востоке и эвакуироваться на самолетах. Но это означало, что на следующий год Восток законсервируют — невозможно сделать сделать полтора похода за короткое антарктическое лето, не выдержит техника. А привезти новую технику не было возможности - если, напрягая все силы, и удалось бы создать необходимое количество "изделий 401А", тягачей — то новую Харьковчанку взять было неоткуда. А без Харьковчанки идти нельзя — она единственный шанс на спасение, если откажут тягачи. Только она может пройти весь путь сама, без помощи, везя внутри себя весь личный состав СГП. И только на ней есть рация и штурманское оборудование. И если рацию ещё можно смонтировать в "балке" — жилом модуле, то штурманское оборудование есть только на Харьковчанке. И тогда Зимин решил рискнуть, и повел людей с Востока по земле. Никогда до и никогда после никто не ходил по Центральной Антарктиде в это время года. Техника отказывала — от жуткого мороза рвало пальцы гусениц, толстенные цельнолитые стальные цилиндры в несколько сантиметров толщиной, рвало сцепные устройства. А чинить большую часть приходилось голыми руками — невозможно удержать в рукавицах пятимиллиметровые шплинты пальцев "гусянок". Люди зарабатывали страшные ожоги от вымерзшего металла. А вдобавок ещё и топливо подвело — в дизельном топливе есть парафин, и на холоде он застывает, превращая горючее в кисель. Для того, чтобы арктическое топливо не смерзалось — в него добавляют керосин, 15-20%. И вот как раз в топливо для походников керосин в нужном количестве и не добавили. Горючее смерзлось в кисель. В итоге действовали так — разжигали костер, благо, тащили на санях много горбыля, грели на кострах антифриз и горючее. Заливали антифриз в тягачи и вручную крутили двигатели, пытаясь их прогреть. Танковые движки люди, надрываясь, крутили руками, на страшном морозе, в условиях кислородного голодания. Затем сливали антифриз и начинали по новой, пока масло в тягачах не разогревалось до +10, а антифриз до +80, заливали горячее горючее в баки и пытались завести. На запуск одной машины уходило два-три часа, а всего машин шло семь! Затем шли, пока не заканчивались силы, глушили технику и ложились спать. Оставить движки работающими было нельзя — двигатели что Харьковчанки, что тягачей — танковые дизели В-54, на круглосуточную работу их в течение всего пути не хватит ни топлива, ни моторесурса. Спали семь часов, просыпались — и все начиналось сначала. И так два месяца, без перерыва, при жутком холоде и наступившей полярной ночи. Но дошли, доползли, привели в Мирный Харьковчанку и три тягача — три навсегда остались в Центральной Антарктиде.

На первой фотографии над открытой дверью Харьковчанки хорошо виден астрокупол — штурман ориентировался как в старину — по звездам. Компасы в Антарктиде изрядно привирают из-за близости магнитного полюса, поэтому — секстант, часы, карта звездного неба и мастерство штурмана решали — выживут или погибнут люди в очередном походе. Что характерно — ни один поход не закончился провалом. Длинный штырь над шестым катком — антенна радиосвязи.

Это вступление из книги советского писателя Владимира Санина "72 градуса ниже нуля". По этой книге был снят и одноименный фильм, но он получился не очень удачным. некоторые моменты в нем были упущены, не всех героев смогли раскрыть, как они того заслуживали, и что самое критичное - на протяжении почти всего фильма не понятно, нахрена весь этот героизм? Зачем рисковать жизнью, преодолевать все эти препятствия, ради очередного никому не нужного подвига?

Так вот вводная. Советская, а ныне российская полярная станция "Восток" располагается в одном из самых труднодоступных мест Антарктиды. Под станцией без малого четыре километра льда, а также крупное подледное озеро Восток, но на момент событий, описанный в книге и фильме, если я не ошибаюсь озеро еще было не открыто.

Сердце полярной станции - дизельный цех. Он дает тепло и свет в ледяной пустыне, а питается это сердце топливом. И доставить это топливо можно только одним способом - санно-гусеничным поездом от станции Мирный. И только во время короткого полярного лета. Чтобы понять, как это происходит - рекомендую посмотреть эти ролики

В пост-перестроечные времена в Антарктиде приходилось особенно туго, потому что старая советская техника работала уже на честном слова, а новой не было. Сейчас все-таки ситуация гораздо лучше, есть новая современная техника, а поезда отправляются к Востоку не от станции Мирный, а от станции Прогресс.

Но вернемся в советское прошлое и к книге.

Из-за позднего прибытия транспорта с припасами и сложной перегрузки с корабля на станцию Мирный, санно-гусеничный поезд вышел в поход к Востоку слишком поздно. До станции добрались быстро, но это лишь пол пути - надо еще и вернуть технику обратно в Мирный! А как это сделать, если уже наступает осень? Высокое начальство разрешает походникам оставить технику на станции Восток, а самим с последним самолетом вернуться на станцию Мирный. Но руководитель отряда Иван Гаврилов настаивает: "Надо возвращаться своим ходом! Надо вернуть технику в Мирный, а иначе на следующий год станцию Восток придется закрыть". И почти все члены отряда, кроме штурмана Попова, тот улетает самолетом.

Гаврилов и его подчиненные надеются быстро вернуться к побережью Антарктиды, но температура быстро падает, техника ломается все чаще, сгорает в пожаре запасная радиостанция и немалая часть запасов еды, и что самое страшное - топливо замерзло! И отряд полярников оказывается посреди ледяной пустыни, где им никто не может помочь. невозможно послать им помощь самолет в таких условиях и нет никакого другого отряда с техникой, способного дойти к ним.

Книга очень интересная. Каждый член полярной экспедиции показан с разных сторон, у каждого есть свое предыстория. Один весельчак, но в душе переживает что его считают в отряде бесполезным. Второй выглядит как куркуль и все переживает о семье, а потом выясняется что у него дома шесть детей, трое его собственных и еще трое приемных, третий геройствует и едва не погибает из-за самоуверенности. Даже антигерой книги, тот самый человек, который не подготовил как следует к походу технику и про зимнее топливо забыл, показан полно и во всех подробностях. И не для того, чтобы его читатель возненавидел, скорее, просто чтобы показать до чего доводит такой подход к важным делам.

В книге нет ни одного женского персонажа, но в тоже время женщин в книге много. Это жены полярников, которые ждут их дома. И их незримое присутствие крайне важно для всех членов экспедиции. Также в книге очень много фирменного юмора Санина.

А еще это книга хоть и художественная, но основана на реальных событиях и все персонажи книги имеют реальных прототипов, со многими из которых Владимир Санин был знаком лично. Он и сам бывал в Антарктиде, был и на станции Восток, о чем в подробностях написал в другой своей книге "Новичок в Антарктиде". Это крайне интересная повесть о людях в экстремальных условиях, о их тяжелом и без преувеличения героическом труде и подвиге.

Поэтому спали семь, а с сегодняшнего дня будут спать шесть часов в сутки. И это многовато, но ничего не поделаешь, меньше никак нельзя. Но и больше — ни на минуту, потому что через месяц поезд должен быть в Мирном.

Не будь пожара и взрыва, уничтоживших балок на Ленькином тягаче, в Мирный можно было бы прийти и через полтора-два месяца. А раз уж это произошло, то крайний срок возвращения — месяц.

Только Гаврилов, Антонов и Задирако знали, что хлеба, мяса и соли у походников осталось на тридцать дней.

И еще несколько человек в поезде знали то, чего не должны были знать другие.

Алексей, Игнат и Валера знали, что у Гаврилова развилась острая сердечная недостаточность и ему необходим полный покой. А как его, этот покой, обеспечишь?

Коллега из Мирного проговорился Маслову, что на Большой земле распространились слухи о неизбежной гибели поезда, и Макаров лично под свою ответственность редактирует и переписывает отчаянные радиограммы походникам от родных и близких. Гаврилов взял с Маслова клятву, что тот будет держать язык на привязи.

И никому, даже бате, щадя его сердце, Игнат и Валера не рассказали о новой угрозе, нависшей над поездом. Установленный на Валерином тягаче кран-стрела, единственный механизм, способный поднять коробку передач или другой тяжелый груз, в любой момент может выйти из строя: в шестерне обнаружилась неожиданная трещина. Лопнула каленая сталь, не выдержала адских холодов. А запасной шестерни не было!

Что же такого страшного в закрытии станции, спросите вы? А то, что полярные станции находятся в Антарктиде не просто так, а ради важных научных исследований: изучение магнитного поля Земли, гляциологические исследования, метеорологические, изучение атмосферы и много, много, много чего еще. И многие исследования требуют постоянного сбора статистики (например ежедневные замеры температуры воздуха), а если станцию закрыть на год - вся эта наука накроется большим эмалированным тазом.

Что же касается фильма, то лучше его смотреть после прочтения книги. Так будет интересней и понятней, потому что слишком уж фильм сжатый.

Читайте также: