Аквааэробика в доу актуальность
Обновлено: 05.07.2024
В последнее время увеличение числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата определило необходимость поиска эффективных средств их коррекции в условиях ДОУ. Одним из таких средств в нашем ДОУ являются занятия аквааэробикой. Что же представляет собой аквааэробика?
Аквааэробика - это синтетический вид деятельности, основанный на умеренных по интенсивности движениях в воде под музыку. Эффективность её в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую дыхательную и нервную системы ребенка.
Основу комплексов аквааэробики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (общеразвивающие, имитационные, танцевальные и др.), позволяющие выразить эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Для активизации движений в воде и обеспечения эмоционального подъема на занятиях аквааэробикой вносим нестандартное оборудование (султанчики, цветы и др.), элементы костюмов (шапочки "рыбок", "лягушек", нарукавники и др.)
Дети нашего ДОУ занимаются аквааэробикой с 2001 года. Начинали с секционных занятий, которые проводили один раз в неделю, длительностью 25-30 минут. По результатам диагностики составили план работы на год, в котором выделили основные цели и задачи, а также наметили конечные предполагаемые результаты. Подобрали необходимую литературу, затем разработали комплексы упражнений в воде, придумали игры и мотивации, изготовили необходимое нестандартное оборудование и сделали записи соответствующей музыки.
Наша программа по акавааэробике рассчитана на два года обучения: старшую дошкольную группу и подготовительную к школе группу. Содержание занятий определяется для каждого возраста и включает в себя упражнения и игры, которые подбираются в порядке усложнения. На втором году занятий аквааэробикой используем и элементы синхронного плавания. Это позволяет придумывать различные хореографические композиции для развлечений и праздников на воде. При планировании занятий по аквааэробике учитываем основные педагогические принципы: доступность, от простого к сложному, последовательность, фасцинация, т.е. очарование; систематичность, синкритичность (объединения - соединения).
Содержание секционного занятия, как и в плавании делим на 3 части: подготовительную, основную, заключительную. Все части занятия взаимосвязаны. Подготовительная часть делится 5-15% общего времени. Задача этой части сводится к тому, чтобы подготовить организм ребенка к работе. Основная часть длится 70-85% общего времени. В этой части решаются основные задачи. Заключительная часть занятия длится 3-7% общего времени. В этой части выполняются упражнения на расслабление, дыхание, предлагаются творческие задания.
Организация и проведение занятий секции аквааэробики такая же, как и при плавании. Путем различных методов и приемов занятия становятся интересными, детям приносят радость, обеспечивая их психологический комфорт, что важно для укрепления их здоровья. Работу с детьми по аквааэробике делим условно на 3 этапа. На первом этапе обучения дети подражают инструктору, осваивая разнообразные виды движений и постепенно начинают их употреблять в самостоятельной деятельности. Показ инструктора должен быть опережающим, в зеркальном отражении. На втором этапе обучения дети приобретают некоторый опыт. У них развивается умение самостоятельно выполнять выученные ранее упражнения и комплексы в целом. На этом этапе обучения можно применять такие приемы, как словесная подсказка, показ ребенком, показ инструктора жестами, мимикой. На третьем этапе обучения дети способны к самовыражению в движении в воде под музыку, формируются умения самостоятельного подбора и придумывания собственных движений.
В ортопедии принято считать, что показателем гармонического развития физических и нравственных сил является осанка. Находясь в воде, ребенок испытывает ощущения, во многом сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше. В тоже время вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц. Во время занятий в воде мышцы конечностей напрягаются и расслабляются ритмично. Выполнение статических упражнений в воде способствует самовытяжению позвоночника, его естественной разгрузке при одновременном укреплении всех групп мышц. В результате формируется правильная осанка.
- Количество детей с правильной осанкой увеличилось на 16%
- Координация движений улучшилась у 12,5% детей
- Наблюдается гармоничность телосложения, улучшение физического здоровья.
- Повысился уровень сопротивляемости к простудному фактору у всех занимающихся.
- Совершеннее стали нервно-психические процессы.
- Дети обогатились не только двигательным опытом, но и эстетическим, эмоциональным, танцевальным, волевым.
- Раскрылись творческие способности у детей.
Имея такие показатели состояния здоровья, дети быстрее адаптируются в школе и успешнее овладевают школьной программой.
В последнее время увеличение числа детей с нарушениями осанки и опорно-двигательного аппарата определило необходимость поиска эффективных средств их коррекции в условиях ДОУ.Одним из условий профилактики нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата являются занятия аквааэробикой.
Вложение | Размер |
---|---|
akvaaerobika.docx | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
АКВААЭРОБИКА В ДЕТСКОМ САДУ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В последнее время увеличение числа детей с нарушениями осанки и опорно-двигательного аппарата определило необходимость поиска эффективных средств их коррекции в условиях ДОУ.
В ортопедии принято считать, что показателем гармонического развития физических и нравственных сил является осанка. Находясь в воде, ребенок испытывает ощущения, во многом сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше. В тоже время вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц. Во время занятий в воде мышцы конечностей напрягаются и расслабляются ритмично. Выполнение статических упражнений в воде способствует самовытяжению позвоночника, его естественной разгрузке при одновременном укреплении всех групп мышц. В результате формируется правильная осанка.
Одним из условий профилактики нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата являются занятия аквааэробикой. Что же представляет собой аквааэробика?
Аквааэробика – это совершенно особый вид физической активности, когда одновременно работает вся мускулатура. Это замечательная зарядка для суставов. Вода – естественный массажист. Упражнения в воде стимулируют кровообращение за счет массажного эффекта. Такой массаж приводит к расслаблению, снимает напряжение и физический стресс. Помимо всего прочего, вода способствует укреплению нервной системы, здоровья вообще.
Аквааэробика помогает поддерживать организм в хорошей физической форме.
Давно известно, что вода оздоравливает организм человека. Занятия аквааэробикой приносят гораздо большую пользу и удовольствие, чем на суше. Помимо пользы физических нагрузок на тело, на организм оказывает положительное влияние сама водная среда. Она не только облегчает физические упражнения, но и усиливает их эффект.
Аквааэробика - это синтетический вид деятельности , основанный на умеренных по интенсивности движениях в воде под музыку. Эффективность её в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую дыхательную и нервную системы ребенка.
Основу комплексов аквааэробики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (общеразвивающие, имитационные, танцевальные и др.), позволяющие выразить эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Для активизации движений в воде и обеспечения эмоционального подъема на занятиях аквааэробикой вносим нестандартное оборудование (султанчики, цветы и др.), элементы костюмов (шапочки "рыбок", "лягушек", нарукавники и др.)
В процессе занятий решаются следующие задачи:
- укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни;
- организовывать совместную двигательную деятельность педагога с детьми так, чтобы она подкреплялась положительными эмоциями;
- уделять внимание формированию правильной осанки, профилактики нарушения осанки и плоскостопия.
- учить детей согласовывать движения с музыкой, развивать чувство ритма;
- учить выполнять движения красиво и правильно;
- обучать разнообразным двигательным умениям и навыкам.
- воспитывать потребность к здоровому образу жизни;
- способствовать развитию музыкальности, ритмичности, двигательной раскрепощенности;
- обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма;
- воспитывать стремление к активной деятельности и творчеству.
В ДОУ созданы необходимые условия для реализации программы по аквааэробике.
В бассейне имеются :
· Круги надувные детские;
Такое оборудование способствует повышению интереса к занятиям, и прививает потребность к здоровому образу жизни.
Работу с детьми по аквааэробике делим условно на 3 этапа. На первом этапе обучения дети подражают инструктору, осваивая разнообразные виды движений и постепенно начинают их употреблять в самостоятельной деятельности. Показ инструктора должен быть опережающим, в зеркальном отражении. На втором этапе обучения дети приобретают некоторый опыт. У них развивается умение самостоятельно выполнять выученные ранее упражнения и комплексы в целом. На этом этапе обучения можно применять такие приемы, как словесная подсказка, показ ребенком, показ инструктора жестами, мимикой. На третьем этапе обучения дети способны к самовыражению в движении в воде под музыку, формируются умения самостоятельного подбора и придумывания собственных движений.
Занятия аквааэробикой начинаются с разминки. Она нужна для того, чтобы подготовить организм к основной нагрузке. Далее разминка переходит к коротким растягиваниям. И последняя группа разминочных упражнений – разогревающие. Затем идут упражнения основного тренировочного процесса. После этого комплекса необходимо приступить к упражнениям, направленным на укрепление сердечно-сосудистой системы и мышечной силы и выносливости. В этой части занятия можно использовать трубы, гантели, манжеты, пенопластовые доски, подвижные игры. Завершаются занятия серией восстановительных упражнений, которые можно использовать для разминки в растягивании мышц.
Рекомендации по проведению занятий аквааэробикой:
1. Занятия проводить необходимо маленькими подгруппами.
2. При обучении целесообразен фронтальный метод.
3. Освоение упражнений идет быстрее, если дети стоят в шеренге, лицом к инструктору.
4. Разучивать упражнения сначала на месте, потом - в движении.
5. На занятии двигательный режим детей должен быть рациональным, с учетом их возрастных особенностей и обеспечения благоприятных условий статической нагрузки - снижение её продолжительности и величины.
6. Аквааэробику, как разминку, уместно включать на занятиях плавания, праздниках и развлечениях.
1. упражнения для плеча, локтя, кисти (восьмерка);
2. упражнение для позвонков грудного отдела, плече и локтя (тяни-толкай);
3. упражнение для коленных суставов и голеностопа (вперед-назад);
4. упражнения для повышения пульса и разогрева мышц (лыжник);
5. упражнения для разогрева мышц (попрыгунчик).
1. Работа ногами как при плавании способом кроль на груди;
Упражнения на укрепление сердечно-сосудистой системы:
4. Прыжки ноги врозь;
5. То же с хлопками над головой;
7. Прыжки на одной ноге;
3. Встаньте в исходное положение – ноги врозь. Поднять руки вверх. Одну руку плавно занести назад и осторожно растягивать. Поддерживать ее второй рукой. Затем поменять руки(«Руки назад);
6. Работа руками как при плавании кролем на груди;
Все части занятия взаимосвязаны. Занятия в воде под музыку детям приносят радость, обеспечивая их психологический комфорт, что важно для укрепления их здоровья.
1. Большакова дельфин: пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений / . – М.: АРКТИ, 2005. – 24с.
3. Осокина научить детей плавать: пособие для воспитателей детского сада / . – Изд. 3-е., дораб. и доп. – М.: Посвещение,1985. – 80 с.
6. , Семенов плаванию дошкольников и младших школьников: методическое пособие / , . – М.: Айрис-пресс, 2003. – 80 с.
7. Аквааэробика для всех: подготовка инструкторов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ. Работа по самообразованию
В данной работе в 1 главе мы рассмотрим основные направления оздоровительной деятельности ДОУ, задачи, средства, принципы оздоровительной деятельности в условиях ДОУ, а во 2 главе будут приведен.
Музыка и гимнастика как средства оздоровления дошкольников.
Влияние художественной гимнастики на физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста.
Использовании аквааэробики в детском саду на занятиях по плаванию.
Развитие современного общества предъявляет новые требования к развитию учреждений, а стало быть и к организации воспитательно- образовательного процесса в целом. Образовательная политика Российс.
Аквааэробика в детском саду
В статье представлены комплексы по аквааэробике для детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольное детство – это тот период развития ребенка, во время которого закладывается фундамент здоровья взрослого человека, формируются физические качества, двигательные умения и навыки. Большая роль в воспитании здорового, сильного, выносливого ребенка принадлежит физической культуре.
Актуальность поиска новых путей и форм укрепления здоровья детей дошкольного возраста объясняется рядом причин: экологически неблагоприятным образом современной жизни у большинства; слабой мотивацией двигательной активности; низким уровнем представлений о здоровом образе жизни и спорте.
К счастью, современный мир не только всячески способствует ухудшению здоровья человека, в том числе и детей, но и предлагает немало вариантов и возможностей для того, чтобы развиваться и физически укрепляться.
Образовательный процесс в овладении плавательными навыками требует от детей усидчивости, концентрации внимания на выполнение каждого движения, а дети не любят монотонности и однообразия.
В связи с этим появилась необходимость поиска наиболее эффективных, нестандартных инновационных подходов к ее решению, создающих условия для расширения круга двигательных навыков и повышения функциональных возможностей организма, творческого самовыражения детей.
Выведение занятий плаванием на новый уровень, с использованием технологии аквааэробики, которое проводится с музыкальным сопровождением, дает свой положительный импульс.
Дети с большой охотой и желанием выполняют упражнения, которые до этого, может быть, были для них сложными.
Аквааэробика - это синтетический вид деятельности, основанный на умеренных по интенсивности движениях в воде под музыку.
Занятия аквааэробикой имеют огромное оздоровительное и воспитательное значение. Они создают условия для воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности у детей, стимулирует деятельность нервной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата, способствуют развитию умения действовать в коллективе, помогать друг другу.
Цель
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе освоения разных видов упражнений в воде под музыку.
Задачи
- Сформировать теоретические и практические основы освоения водного пространства.
- Познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на воде (в бассейне).
- Способствовать развитию костно-мышечного корсета.
- Развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке.
- Создавать положительный эмоциональный настрой от занятий аквааэробикой.
Сроки реализации Проекта 4 года, для каждого возраста предлагается 16 занятий в течение учебного года.
Возраст детей, участвующих в реализации Проекта от 3 до 7 лет.
Занятие организуется подгруппами детей, 2 раза в месяц. Продолжительность занятий с детьми 3-4 лет – 15 мин., детьми 4-5 лет – 20 мин, детьми 5-6 лет – 25 мин., детьми 6-7 лет – 30 мин.
Методическое обеспечение
Содержание занятий определяется для каждого возраста и включает в себя упражнения и игры, которые подбираются в порядке усложнения.
На четвёртом году занятий аквааэробикой используются и элементы синхронного плавания. Это позволяет придумывать различные хореографические композиции для развлечений и праздников на воде.
При планировании занятий по аквааэробике учитываем основные педагогические принципы: доступность, от простого к сложному, последовательность, фасцинация, т.е. очарование; систематичность, синкритичность (объединения - соединения).
Описание занятия делится на 3 части: подготовительную, основную, заключительную. Все части занятия взаимосвязаны. Подготовительная часть делится 5-15% общего времени. Задача этой части сводится к тому, чтобы подготовить организм ребенка к работе.
Основная часть длится 70-85% общего времени. В этой части решаются основные задачи.
Заключительная часть занятия длится 3-7% общего времени. В этой части выполняются упражнения на расслабление, дыхание, предлагаются творческие задания.
Организация и проведение занятий по аквааэробики такая же, как и при плавании. Путем различных методов и приемов занятия становятся интересными, детям приносят радость, обеспечивая их психологический комфорт, что важно для укрепления их здоровья.
Работу с детьми по аквааэробике делим условно на 3 этапа.
На первом этапе обучения дети подражают инструктору, осваивая разнообразные виды движений, и постепенно начинают их употреблять в самостоятельной деятельности. Показ инструктора должен быть опережающим, в зеркальном отражении.
На втором этапе обучения дети приобретают некоторый опыт. У них развивается умение самостоятельно выполнять выученные ранее упражнения и комплексы в целом. На этом этапе обучения можно применять такие приемы, как словесная подсказка, показ ребенком, показ инструктора жестами, мимикой.
На третьем этапе обучения дети способны к самовыражению в движении в воде под музыку, формируются умения самостоятельного подбора и придумывания собственных движений.
Основной формой обучения дошкольника является игра. Игра – это естественная потребность ребёнка, удовлетворение которой позволяет проводить занятие на высоком эмоциональном уровне; делать более эффективными подготовительные упражнения; выявлять предрасположенность к определённому способу плавания. Поэтому все занятия должны строиться на игровых элементах. Однако игры, как и упражнения должны подбираться так, чтобы ребёнок был в постоянном движении – тогда он не будет мёрзнуть.
В процессе обучения плаванию ребенок
– приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях на воде, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;
– осознает свои двигательные действия;
– усваивает физкультурную и пространственную терминологию;
– узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими;
– ребенок познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия;
– закрепляет знания об окружающей природе, свойствах воды;
– обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;
– учится рационально использовать навыки в самостоятельной двигательной деятельности;
– приобретает грацию, пластичность, выразительности движений;
– развивает самостоятельность, творчество, инициативность;
– учится самоорганизации, взаимопомощи.
Рекомендации по проведению занятий аквааэробикой
- Занятия проводить необходимо маленькими подгруппами.
- При обучении целесообразен фронтальный метод.
- Освоение упражнений идет быстрее, если дети стоят в шеренге, лицом к инструктору.
- Разучивать упражнения сначала на месте, потом - в движении.
- На занятии двигательный режим детей должен быть рациональным, с учетом их возрастных особенностей и обеспечения благоприятных условий статической нагрузки - снижение её продолжительности и величины.
Ожидаемые результаты
- Дети выполняют упражнения с различным оборудованием в горизонтальном и вертикальном положениях тела.
- При выполнении упражнений сохраняется заданный темп и ритм.
- Дети при выполнении упражнений сохраняют координацию движений, равновесие.
Комплексы упражнений по аквааэробике
Основными средствами занятий аквааэробикой являются физические упражнения, выполняемые в воде:
- для освоения с водой;
- для освоения и совершенствования навыка плавания;
- на силовые способности;
- на аэробную направленность;
Упражнения для ознакомления с основными свойствами воды
Погружение в воду с головой
Всплывание и лежание
Скольжение в воде
- Скольжение на груди: руки вытянуты вперёд.
- Скольжение на груди: правая рука впереди, левая вдоль туловища.
- Тоже, но поменяв руки.
- Скольжение на левом боку: левая рука впереди, правая вдоль туловища.
- То, же на правом боку, поменяв положение рук.
- Скольжение на спине: руки вытянуты вперёд.
Упражнения для освоения и совершенствования навыка плавания
Плавание как способ перемещения тела в воде входит в состав основных средств аквааэробики. Освоение плавательных движений происходит так же, как и на занятиях по плаванию. Изучаются движение ногами, руками, дыхание и согласование движений. Элементы плавания используются на глубокой воде с применением ласт.
Игры на воде
Игры, способствующие умению продвигаться в воде
ПОДПРЫГНИ ДО ИГРУШКИ: преподаватель держит игрушку на определенной высоте с помощью шеста, играющие должны из положения стоя в воде подпрыгнуть и достать игрушку рукой.
ДЕЛЬФИНЫ НА ПРОГУЛКЕ: из исходного положения руки вверху присесть в воде и выполнить прыжок вверх - вперед на воду, имитируя прыжок дельфина. Кто из играющих, сделав три прыжка, окажется дальше всех?
Игры способствующие овладению навыком погружения под воду с головой
УМЫВАЕМСЯ: дети стоят в воде лицом к бортику, по команде они набирают в ладошки воду и умывают лицо. Повторяя упражнение брызжут в лицо водой.
ПРОЙДИ ПОД МОСТОМ: занимающиеся должны пройти под лежащими на воде пенопластовыми досками, обручами или волногасителями, подныривая под них.
ВОДОЛАЗЫ: по команде играющие делают глубокий вдох и погружаются под воду. Преподаватель громко считает до 10-20. Вынырнувшие раньше переходят на другую сторону бассейна. Выигрывают оставшиеся.
СМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО (ГЛЯДЕЛКИ): играющие становятся парами, лицом друг к другу. Один из них приседает под воду и открывает глаза, другой показывает ему разное количество пальцев. Поднявшись из воды, игрок должен назвать правильное число.
ПОДВОДНЫЙ ТЕЛЕГРАФ: по команде игроки приседают под воду. Преподаватель ударяет по воде ладонью или доской. Дети должны поднять руки над водой и показать на пальцах количество услышанных ударов.
ИСКАТЕЛИ МОРСКИХ СОКРОВИЩ: дети встают лицом к бортику и по команде закрывают глаза. Преподаватель считает до десяти (одновременно разбрасывает игрушки на дно бассейна) после счета 10 дети открывают глаза и начинают собирать игрушки со дна. Выигрывают, собравшие больше всего игрушек.
НАСОС: занимающиеся разбиваются на пары и взявшись за руки становятся напротив друг друга. По сигналу начинают поочередно приседать под воду с головой, выполняя активный выдох.
ПЯТНАШКИ: занимающиеся свободно располагаются по дну бассейна. Один из них водящий. Он должен запятнать игрока не успевшего присесть под воду. Запятнанный становится водящим.
Игры, способствующие овладению навыком скольжения
ПОПЛАВОК: дети, сделав глубокий вдох, приседают на дно бассейна и обхватывают руками колени (голова опущена, подбородок прижат к груди).Выталкивающая сила воды поднимает ребенка на поверхность. Кто выполнит лучше.
МЕДУЗА: дети, сделав глубокий вдох, в полуприседе наклоняются вперед и тянутся руками на дно. Выталкивающая сила воды поднимает ребенка на поверхность. (Голова опущена в воду, подбородок прижат к груди, руки и ноги висят свободно).
ЗВЕЗДА: играющие должны лечь на воду , разведя руки и ноги в стороны. Кто дольше пролежит на воде.
ДЕЛЬФИНЫ НА ОХОТЕ: каждый участник, оттолкнувшись ногами от дна должен преодолеть в скольжении определенное расстояние. Выигрывают игроки преодолевшие дистанцию за меньшее количество попыток.
Игры с мячом
БРОСЬ МЯЧ В КРУГ: занимающиеся делятся на две команды, которые становятся напротив обруча. Задача – каждому забросить мяч в обруч. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
САЛКИ С МЯЧОМ: играющие произвольно перемещаются по бассейну. Водящий старается осалить игрока. Осаленный становится водящим.
ВОЛЕЙБОЛ В ВОДЕ: играющие встают в круг и передают мяч друг друга, стараясь не уронить мяч на воду.
ВОДНОЕ ПОЛО: дети делятся на две команды и располагаются вдоль противоположных бортиков бассейна. Учитель бросает мяч на центр бассейна. Игроки стараются завладеть мячом и забросить гол в ворота соперников. Выигрывает команда, забросившая большее количество мячей.
Учебные прыжки
ВСЕ ВМЕСТЕ: дети выстраиваются в шеренгу на бортике бассейна. По команде все одновременно выполняют соскок в воду.
САМОЛЁТ: прыжок выполняется из исходного положения руки в стороны. Задача – сохранить это положение в полёте.
БОКСЁР: прыжок с имитацией движений рук боксёра.
ВЕЛОСИПЕДИСТ: прыжок с имитацией движений ног велосипедиста.
БОМБОЧКА: прыжок в группировке.
ТОРПЕДА В ЦЕЛЬ: прыжок солдатиком в обруч.
КТО ВЫШЕ: прыжок двумя ногами через шест, удерживаемый над водой.
КТО ДАЛЬШЕ: прыжок двумя ногами через шест на дальность.
ШТАНГИСТ: из упора присев выполнить прыжок вверх, поднимая руки, как при подъёме штанги.
Упражнения для развития силовых способностей
Упражнения для развития силовых способностей могут быть включены в большинство занятий по аквааэробике в качестве составной части или выделены в самостоятельное занятие.
Вода обеспечивает постоянное сопротивление движениям занимающихся. При выполнении движений в воде благодаря её гидродинамическим свойствам большая часть мышечных усилий распределяется по всей траектории движений практически равномерно, что обеспечивает гармоничное развитие мышечной массы и уменьшение жировой массы тела.
Упражнения на развитие гибкости
Гибкость – это морфофункциональная способность двигательного аппарата, позволяющая выполнять движения с определённой амплитудой (показатель – размах движений).
Упражнения для развития гибкости выполняются после разминки или в самом конце занятий:
- Вращение в лучезапястных, локтевых, плечевых, тазобедренных, коленных, голеностопных суставах с большим количеством повторений.
- Вращение таза или туловища.
- Пружинистые и маховые движения в основных суставах – обязательно с противоположными движениями руками и ногами (при выполнении маха ногой вперёд – вверх выполнять движения руками назад – вниз и наоборот).
- Пружинистые наклоны туловища (вперёд и в стороны).
Упражнения аэробной направленности
Движения руками или ногами должны быть направлены на сохранение равновесия: движение в одном направлении должно компенсироваться в противоположном направлении.
- На месте.
- Вперёд и назад.
- В сторону (боком).
- Вокруг своей оси.
- Лёжа на спине, груди или боку.
- Ноги вместе или широко расставлены.
Махи ногами (ногой через согнутое колено; прямой ногой):
- Вперёд или назад.
- В сторону.
- Одной ногой.
- Попеременно обеими ногами.
- Одновременно обеими ногами.
- Стоя вертикально.
- Лёжа.
- С продвижением.
- На месте.
- С продвижением.
- Стоя вертикально.
- Стоя в наклоне.
- Лёжа.
- С поворотом.
- Вперёд – назад.
- Ноги в стороны – вместе.
Перекаты и раскачивания:
- Вперёд – назад (со спины на грудь).
- Слева направо (сбоку на бок).
- С прямыми ногами.
Плавание и его элементы.
Упражнение на расслабление.
Упражнение на расслабление обычно применяют в конце занятия. Для достижения максимального эффекта расслабления, как правило, используют метод контраста (чередования напряжения и расслабления; вытягивания и расслабления) и мысленное представление о состоянии абсолютного покоя.
Упражнения на расслабление лучше выполнять в горизонтальном положении; при этом используют помощь партнёра или поддерживающие средства.
Плавание – один из немногихвидов спорта, противопоказаний к которому практически не существует. Плавать полезно всем и в любом возрасте, а обучение этому навыку желательно начинать как можно раньше. Поэтом в нашем дошкольном учреждении мы не мало важнее значение уделяем занятием плаванием.
Для получения положительного результата в освоении дошкольниками плавательных движений важно использование инновационных технологий. Поэтому педагогический коллектив направил свои усилия на поиск новых эффективных технологии. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что наиболее приемлемой технологией обучения детей дошкольного возраста плаванию является аквааэробика.
Аквааэробика формирует у детей координацию движений, способствует быстрому и рациональному овладению двигательных навыков, а также содействует развитию интереса детей к занятиям плаванием, способствует гармоничному развитию, успокаивающе действуют на нервных детей, а слишком активным дает возможность выплеснуть излишки энергии. Кроме того выполняя упражнения аквааэробики, ребенок нагружает такие группы мышц, которые почти не включены в работу при нашей повседневной жизни или очень сложно прорабатываются в иных условиях.
Цель проекта: способствовать улучшению физического развития и плавательной подготовленности детей в процессе занятий аквааэробикой.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Формировать эмоционально-положительное отношение дошкольников к занятиям на воде.
- Развивать у детей координацию движений, способствовать быстрому рациональному овладению двигательными навыками.
- Воспитывать у дошкольников ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Для эффективной реализации проекта были подобраны комплексы упражнений по аквааэробике разной интенсивности и координационной сложности для каждой возрастной группы. Для музыкального сопровождения занятий собрана аудиотека с музыкальными произведениями разного темпа и ритма. Проект рассчитан для детей в возрасте от 4 до 7 лет и включает три этапа обучения:
- На первом этапе применяются упражнения низкой интенсивности и координационной сложности. Дошкольники знакомятся со свойствами водной среды, основными средствами занятий.
- На втором этапе используются упражнения средней интенсивности, повышается координационная сложность движений. Воспитанники закрепляют полученные знания. Увеличивается количество плавательных упражнений.
- На третьем этапе увеличивается двигательная активность. Применяются в основном упражнения высокой интенсивности. Увеличивается время плавательных упражнений и проплываемая дистанция.
Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками – это поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения. И я стремлюсь к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать.
Каждое занятие начинается с разминки в воде под музыку. Для разминки используется упражнение с невысокой интенсивностью и координационной сложностью, а так жеупражнения на расслабление. Такое начало занятий вызывает эмоциональный подъем и интерес у детей.
Основная часть состоит из трёх блоков. Это упражнения с мячами или гимнастическими палками; упражнения с сопротивлениями; и упражнения на обучение и совершенствование техники плавания. В комплексах данных упражнений используются способы обучения с применением рассказа и показа. Упражнения выполняются детьми под музыку с небольшим количеством повторений.
В заключительной части занятия дети выполняют упражнения в парах, проводятся игры и эстафеты с предметами и без них. Продолжительность каждой части занятия варьируется в зависимости от возраста и эмоционального состояния воспитанников.
Вследствие реализации данного проекта, я заметила, что у детей появился огромный интерес к занятиям в бассейне, увеличилась посещаемость занятий плаванием, улучшились показатели в освоении детьми плавательных движений.
Дети полюбили плавание, и у многих появилось желание заниматься этим видом спорта дополнительно. По запросу родителей в дошкольном учреждении была организована платная дополнительная образовательная услуга плавание. Спрос на данную услугу постоянно растет.
Автор: Тарасюк Екатерина Васильевна, инструктор по физической культуре и плаванию 1 квалификационной категории МБДОУ № 256, г. Красноярск. Стаж педагогической работы 6 лет
Читайте также: