Полански отвращение краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Основная задача статьи — поиск источников безумия: именно оно сыграло роковую роль в судьбах героев. Открытие этих источников чревато тем, что оно опустошит абсурд, мистицизм и недосказанность сюжета — лучшие впечатления от просмотра — правда, взамен создаст более-менее полное представление о смысловой многогранности трилогии. Поэтому, прежде чем читать дальше — позвольте фильмам удивить вас.

Тем не менее обе точки зрения ценны для желающего разобраться в событийных мелочах трилогии.

Взгляд Денёв, который постоянно направлен куда-то внутрь актрисы, может претендовать на образчик актерского мастерства, потому что один этот взгляд может рассказать о Кэрол Леду, главной героине фильма, больше, чем больничная карта, будь она у неё. Тревожный — то быстро скачущий, то неподвижный, — с этого взгляда и начинается лента.

Все страхи, заносы героини выползают наружу, как тараканы из темных углов. Больше некому сдерживать их. Зритель видит, как внутренний мир девушки сливается с реальностью, а видения преследуют несчастную.

Голос подавленного желания или же шизофрения стала причиной подобных видений? Ответ не заставил долго ждать себя: по квартире расползаются трещины, стены становятся мягкими и податливыми, будто пластилин, из них торчат руки, что так и норовят ухватить девушку за известные места; поджаренную кроличью тушу давно оккупировали мухи, а картофель пророс так, что хоть в землю сади. Вот они — символы безумия.

Дальше — больше. Вопреки здравому смыслу, пресловутый ухажер выломал дверь в её квартире, стал молоть чепуху про то, как места себе не находил, да как беспокоился за неё. В эту минуту совершенно не ясно, кто из них безумнее. Однако Кэрол решает сие противоречие — забивает до смерти молодого человека.

Если раньше она тихо-мирно варилась в собственном соку, то теперь безумие перешло крайнюю черту. Она забаррикадировалась, каким-то образом затащила труп в ванную, и продолжила сходить с ума — всё меньше и меньше фантасмагория отличалась от реальности. Доказательство тому — искаженное пространство. Потолки опустились, комнаты вытянулись, повсюду голые стены. Ванная, где отмокал труп, исказилась до неузнаваемости: стала похожа на подвал, а с голых стен течёт вода.

Сцена в ванной напоминает Silent Hill, в котором пространство и внешний вид города искажались в Ином мире

Интересное наблюдение: чем сильнее героиня теряла рассудок, тем привлекательней она смотрелась в кадре.

Так и появился второй труп. Хозяин квартиры пришёл за деньгами, но встретил красивую девушку в ночнушке, слегка малахольную, ну и что — он с ней не разговаривать собрался. Короткая череда ухаживаний резко перескочила в грубое домогательство.

С тех пор девица окончательно помешалась. Не сопротивлялась безумию, отдалась на поруки собственным страхам. Когда сестра с сожителем вернулись домой, они не узнали ни квартиры, ни бедняжки Кэрол, что пряталась в спальне под сестриной кроватью. Той безобидной милашки, которую они знали, больше не было.

Перед титрами, в кадр крупным планом попадает семейная фотография Леду, которая уже встречалась в начале фильма. Теперь зритель отчетливо видит выражение лица маленькой Кэрол, она стояла позади всех и с ненавистью, бессильным страхом смотрела на мужчину слева — откровенный намек на жестокое прошлое девушки. Тем и кончается фильм.

Незамысловатый сценарий, однако, даёт некоторую пищу для размышлений. Например, почему сестра упорно не замечала признаки болезни Кэрол? Или та же духовная слепота, только на этот раз у взрослых из прошлого героини. Почему они не замечали, что с ребёнком творится что-то неладное? Обычное невежество окружающих — одна из причин запущенной шизофрении.

Время шло, Кэрол взрослела, у молодого тела появились потребности, от которых не спасал никакой побег. Назрело огромное противоречие: с одной стороны отвращение, с другой — желание. Это сводит с ума. Девушка вместе с сестрой уехала в другую страну, как можно дальше от того места, где над ней надругались.

Мастерство режиссёра и талант Катрин Денёв сотворили чудо. Сосредоточив внимание на безумии молодой девушки, Поланский выжал до предела имеющиеся в руках ресурсы. Получилось подробное пособие по шизофрении, в художественной трактовке. Трудно различить, где заканчивается реальность, а где начинается бред сумасшедшего, и Катрин Денёв превосходно сумела передать это зыбкое состояние. В этом ей помогала музыка, искаженные декорации, тревожные ракурсы, операторская работа — камера буквально дышит в спину Денёв, что сближает зрителя с героиней. Музыка не только подчёркивает сдвиги в сознании сумасшедшей, но и сбивает с толку зрителя: безобидные джазовые мелодии через пять минут сменяются жуткой долбёжкой. Диалогов мало, действие редко выходит за пределы квартиры, а половину фильма в кадре мелькает лишь Денёв наедине со страхами и подавленными страстями своей героини — всё вместе создаёт тяжелую атмосферу замкнутости и безнадёги.

Смесь северогерманской и французской архитектуры — здание отчетливо выделяется фешенебельностью и обликом на фоне многоэтажных собратьев

В центре повествования — девушка Розмари Вудхаус (Миа Фэрроу), которая вместе с мужем на днях заселилась в престижнейший дом Нью-Йорка.

Героиня оказывается в совершенно непривычной обстановке: родом из глубинки, особой роскоши в жизни не видела, воспитание — католическое, на что в первой половине фильма режиссёр нескромно обращает внимание. Розмари вскоре заподозрила неладное: из квартиры Каставетов — эксцентричной пары стариков, Романа (Сидни Блэкмер) и Минни (Рут Гордон) — раздаются ритуальные песнопения, а Терри — новая приятельница Розмари — разбивается насмерть, выпав из окна тех же Каставетов.

После смерти Терри Роман и Минни вливаются в жизнь Вудхаусов, во многом благодаря Гаю (Джон Кассаветис), мужу Розмари, малоизвестному актёру театра и рекламы. Навязчивое сюсюканье стариков опостылело героине; девушка их явно недолюбливает, но сделать ничего не может — муж близко сошёлся с Каставетами.

Поворотная точка сюжета — сон Розмари, в котором сам Дьявол овладевает героиней. В последнюю минуту девушка решает, что это не сон, а явь, и царапины на спине внушают худшие подозрения, будто героиня стала жертвой некой секты, в которой Каставеты правят бал; что самое ужасное — муж заодно с ними. Через пару недель Ро узнаёт о своей беременности и плавно забывает историю с дьяволом. С тех пор сюжет напоминает качели — подозрения Розмари то затухают, то распаляются с новой силой. В развязке опасения полностью оправдываются: сон оказался чистейшей правдой, Гай заключил сделку с сатанистами (чем и объясняется ни с того ни с сего нахлынувшие на него успехи на актёрском поприще), а несчастная Ро стала жертвой дьяволопоклонников.

Как бы то ни было героиня, смирившись с судьбой, приняла ребёнка-антихриста. В конце концов она — мать.

Фабульные противоречия, что там и сям встречаются по ходу сюжета, открываются при более внимательном просмотре. Благодаря подобным противоречиям, фильм становится на порядок глубже и воспринимается совершенно иначе. Смысл в том, чтобы перенести фокус с дьявольщины и переключиться на Розмари Вудхаус. В её личности скрывается источник безумия — большинство событий фильма, необъяснимых с позиции разума, можно истолковать как параноидальный бред религиозной беременной девушки, которая очутилась в чужой тарелке, да ещё и в компании убежденных атеистов.

Ро — живая, непосредственная, простодушная девушка, слегка наивная, слабовольная, легко поддаётся влиянию. Склонность к паранойе вписывается в её психологический портрет. Не последнюю роль в этом сыграло католическое воспитание.

Поланский не выдвигает на первый план набожность девушки, но как мининим две сцены говорят о том, что воспитание не прошло даром.

Вторая — бредовый сон, в котором героиня видит Сикстинскую капеллу и папу римского.

В обоих видениях есть одна приметная деталь — девушка за что-то оправдывается перед старшими, хочет казаться в их глазах лучше, чем на самом деле. Ро позволяет людям подавлять себя. Всю дорогу Каставеты, муж, акушер, подруги, советчик Хатч указывали ей, как надо жить. Будучи вменяемой, героиня не приняла ни одного сколько-нибудь важного решения. Как смиренно девушка слушалась престарелых соседей: отказалась от своего доктора, вместо витаминов пила бурду из домашнего сада Минни, недели напролёт страдала от болей, но так и не сподобилась на нормальное обследование — врач же сказал, что всё само пройдет, и ладно, будем терпеть.

Это далеко не все примеры слабоволия Розмари — вплоть до окончательного помешательства бедняжка представляла собой марионетку в руках окружающих. Но из-за чего паранойя развилась так сильно, что героиня и впрямь поверила, будто против неё сплели заговор? — материнский инстинкт не только развязал руки, но и спровоцировал душевную болезнь.

Героиня — антипод Каставетов и Гая. Неудивительно, что она записала их в сатанисты. Подсознание девушки сформировало образ Романа Каставета как вражеский: убежденный атеист, презирает церковь и Папу Римского, считает религию лицемерием. Для неприязни к человеку подобных убеждений, верующему не нужно больше аргументов. Да, в одном разговоре Розмари призналась, что сама не знает, верит она в Бога или нет. Слова, слова.

С её покладистым характером, который сложился ещё в детстве, в католической муштре, могла ли она быть атеистом или, на худой конец, агностиком? Плюс она родом из глубинки, где процент неверующих весьма невелик. Плюс девушка оказалась в огромном, как космос, Нью-Йорке, среди людей, так не похожих на неё. Гай, конечно, опора, но Бог — вот на кого Ро надеялась. Она такая маленькая, а мир такой большой, кто, как не Бог, защитит её? — Всевышний большой, гораздо больше Нью-Йорка. А тут говорят, что Бога нет, и что религия — сплошное надувательство.

У старика не было шансов предстать в воспалённом сознании Розмари ни кем иным, кроме как богомерзким сатанистом

Минни — придаток Романа — в ведьмы. Гай? Каставет похвалил Гая за искренний антицерковный жест, который актёр исполнил в театральном спектакле. Богохульство! И мужа в сатанисты запишем. Мало-помалу героиня всех неугодных записала в секту: акушера, сиделок, подозрительных знакомых у Каставетов. Только Хатча пощадила — писатель предупреждал об опасности, травил байки про сестёр-детоедок и чернокнижнике, которые раньше жили в проклятом доме. Старина впал в кому и умер через полгода — виноваты, разумеется, нехристи.

Вера девушки вполне подтверждается во сне, где католическая тема правит бал. В том же сне она якобы переспала с сатаной, в окружении соседей и других сектантов.

Шанс родить живого ребенка и не сойти с ума героиня самолично закопала в землю. Когда Каставеты уехали в бессрочный отпуск, подозрения, кажется, должны были рассеяться. Но, одержимая идеей фикс, Розмари изуродовала свою психику. Она слушала только голос паранойи. Больше дороги к спасению нет.

Напрашивается вывод: характер героини, непривычная обстановка, равнодушие мужа к внутреннему миру супруги, проснувшийся материнский инстинкт раскрутили маховик паранойи и довели девушку до безумного отчаяния, из-за которого она потеряла ребёнка.

Этот кадр — косвенное доказательство того, что последующая за ним сцена — галлюцинации Розмари. Ничего сверхъестественного.

Если последовать совету Гая и всё свалить на вино, которым Ро обильно запивала ужин, видения окажутся только пьяной фантазией

В любом случае, скачок в характере Трелковского с лихвой покрывается остротой сюжета во второй половине фильма, изобилующей перипетиями.

В доме происходят странные вещи: жильцы часами неподвижно стоят в туалете и смотрят в окна Трелковского. Пока не ясно, мерещится это герою или происходит на самом деле.

Бывшая жиличка Симона Шуль, ныне покойная — выбросилась из окна, — напоминает о себе. То вещи в шкафу, то спрятанный в стене зуб, то тайный воздыхатель заявится. Ещё пунктик: в кафе напротив, Трелковского сравнивают с Симоной — тот же столик, та же еда. Кажется, героя намеренно ассоциируют с самоубийцей. Не менее загадочен и его нездоровый интерес к Шуль. Конторщик натыкается на знакомых девицы, расспрашивает о ней, зачем-то забирает её книжку по египтологии. Здесь, вероятно, положено начало идеи фикс главного героя. Он стал задумываться, в какую минуту человек перестает быть собой и становится чем-то другим.

Трелковский отказался принимать участие в травле, за что снискал недобрую славу в глазах одной злобной соседки: на него тоже накатали коллективную кляузу. Вот тут герой потерял контроль над собой и резко изменился. Этот-то скачок и не понятен.

Героя неожиданно посещают галлюцинации; помешавшемуся мнится, будто его душит злобная соседка. В следующей сцене он ни с того ни с сего красит ногти лаком Симоны Шуль.

Да — пожаловались, да — кругом виноват без вины, и да — все личные страхи воплотились, — но не хватает малюсенькой переходной сцены, которая бы сложила пазлы в цельную картинку, сгладила выпирающие углы. Людей со страхами, как у Трелковского — хватает, однако не все они шизофреники. По ходу ленты не было ясных предпосылок к сумасшествию героя, потому-то и представляется его поведение чересчур абсурдным.

Сюрреалистическое действие сопровождается обволакивающей музыкой, что в разы усиливает впечатление ирреального.

Вялые попытки отгородиться от всего, что связано с Симоной Шуль, ни к чему не приводят. Поведение кардинально меняется. В начале фильма Трелковский является зрителю порядочным человеком, но теперь он превратился в настоящего социопата. Перевоплощается в женщину, вырывает себе зуб, срывается на людей, бьёт незнакомого ребенка, пытается купить огнестрел. Больно смотреть на то, как человек теряет почву под ногами, сходит с ума и пускает жизнь под откос.

В финале картины герой оказался на больничной койке, беспомощный, больше похожий на мумию, чем на человека. Как и Симона Шуль в своё время, герой дико завопил. Этот вопль разрешил основной вопрос, поднятый трилогией — двойственность бытия. Здесь дуализм как лейтмотив полотна исчерпывает себя. Жизнь и смерть, мужчина и женщина, добро и зло, реальность и иллюзия, тело и душа — всё соединяется в одном человеке.

Ни жив ни мёртв, бесполое существо, чьё тело с душой завернуты в марлю и уже неважно, что реально, а что — фантазия. Остаётся только боль.

Кэрол, Розмари, Трелковский — маленькие, беззащитные перед обстоятельствами, люди. Они зависимы от других и нуждаются в понимании. Оказавшись один на один с порождениями воспалённого разума, никто из героев не победил болезнь. Печально, что близкие оказались невнимательными. Кроме семейных уз, Кэрол с сестрой ничто не связывает. Муж Розмари слишком занят карьерой, внутренним миром жены заниматься некогда. Трелковский — тот вообще никому не нужен, эмигрант-одиночка. Однажды на горизонте появилась подруга, но и той было некогда понять человека. У всех дела, все суетятся — сиюминутное вдруг оказывается важнее ближнего. В повседневной жизни мы часто пренебрегаем тем, что творится в головах наших родных, друзей, просто близких людей. Когда всё нормально, все живы-здоровы, это не так важно, но картины Поланского показывают нам, что крохотные изменения в личности происходят едва заметно, и со временем количество резко перерастает в качество. Если вовремя не спохватиться — роковых последствий не избежать.

Содержание

Сюжет

Кэрол Леду — двадцатилетняя бельгийка, она работает маникюрщицей в салоне красоты в Лондоне и живёт вместе со своей сестрой Элен в одной квартире. Кэрол — нерешительная девушка, она — интроверт и практически полностью погружена в себя — кажется, что она живёт в каком-то своём мире.

Кроме того Кэрол ненавидит мужчин — она отказывает в любви своему почитателю Колину, а все его попытки сближения с ней ей неприятны — например после полученного поцелуя она чувствует отвращение и долго и тщательно чистит свои зубы.

Ненавидит Кэрол и Майкла, любовника своей сестры Элен, которого та очень любит. Кэрол противно всё в нём — его вещи, его колкости, его присутствие в доме, а также любовные игры любовников в своей комнате, звуки которых она отчётливо слышит через стену.

Через некоторое время несмотря на многочисленные просьбы Кэрол остаться Элен с любовником уезжают на две недели в отпуск в Италию, а за это время странное состояние Кэрол перерастает в психическое расстройство — у неё начинаются опасные и разрушительные для психики галлюцинации. Ей мерещатся трещины, сами собой появляющиеся в стене руки, которые тянутся, чтобы её схватить, искажается перспектива комнат квартиры… Вернувшись домой, её сестра обнаружила два трупа, полуразложившуюся кроличью тушку в холодильнике (Кэрол испытывает отвращение ко всему плотскому, в том числе и к еде) и Кэрол, оказавшуюся практически в бессознательном состоянии.

В 1964 году Поланский выбирает для своего западного дебюта тему одновременно избитую и сенсационную — тему психического сдвига, ведущего к насилию и самоистреб­лению. Страхи и агрессивные импульсы юной лондонской косметички, добровольно заточившей себя в квартире, ил­люстрируют идею "комнаты ужасов" Полянского, симво­лизируют хрупкий мир современного человека, ничем не защищенный от агрессии извне и изнутри. Единственное ведомое ему чувство выносится в название фильма — "От­вращение". Поланский превращает скучную мещанскую квартиру в арену кошмарных галлюцинаций, источником которых может служить все: стены, чемоданы, шкафы, двери, двер­ные ручки, лампы, гипертрофированный бой часов, звонки в дверь и по телефону. Знакомые помещения неузнаваемо расширяются, открывая взору огромные пещеры: эти эф­фекты достигнуты при помощи увеличенных вдвое деко­раций и широкоугольных объективов. Пространство бреда озвучено минимумом слов и лаконичной, крадущейся, скре­бущей музыкой Кшиштофа Комеды; этот композитор до самой своей смерти работал с Поланским. Выход из шизо­френического пространства бреда обозначает финальное возвращение из отпуска сестры героини: она обнаруживает Кароль скорчившейся, превратившейся почти в скелет, среди разложившихся остатков еды и двух мужских трупов.

"Отвращение" — история безумия, распространение которого Поланский передал столь изощренно, что временами становится очень и очень не по себе. Героиня, юная бельгийка, живущая в Лондоне и работающая в салоне красоты, испытывает все возрастающее отвращение к физической стороне жизни: к коже клиенток, еде, сексу, людям, в конце концов. Этому нет объяснения ни социального, ни фрейдистского. В своем неприятии плоти Кароль — почти ангел. Только ангел кровавый. Оказавшись одна в пустой квартире своей сестры, уехавшей на каникулы, она видит, как трескаются и осыпаются окружающие ее стены, как меняют очертания комнаты. Невыносим запах разлагающегося кролика, оставленного в холодильнике. Те, кто пытается проникнуть на территорию безумия, будь то возлюбленный Кароль или домовладелец, погибают от ее руки и становятся частью чудовищного "декора" квартиры. При этом сама Кароль не вызывает ни отвращения, ни ужаса — только огромную, невыносимую и беспомощную жалость. Михаил Трофименков.

"Отвращение" может служить практическим пособием как по психопатологии, так и по кинорежиссуре. Это удивительно емкий прообраз более поздних работ Полян­ского, каждая из которых развивает ту или иную наме­ченную в нем линию. Андрей Плахов. Океан остается наименнее исследованной для нас сферой планеты, более аггерсивной по отношению к человеку и наименее ему подчиненной. Я выступил в роли персонажа, который хочет открыть нечто новое, я чувствовал себя как великие путешественники 19 века. Потом, мне очень был важен стилистический момент, потому что большинство тех, кто брался за схожие проекты, вели себя как наблюдатели в аквариуме, то есть они оставались статичными, а мы же – шли вслед за нишими персонажами. Жак Перрен.

Рецензии на фильм
Отвращение

Тинедол – эффективное средство от грибка стопы,
неприятного запаха и зуда
нейтрализует неприятные запахи
борется с грибком стопы
устраняет зуд между пальцев
предотвращает микоз ногтей
убирает шелушение
Климбазол
эффективно борется с грибком

Фарнезол
быстро устраняет неприятные запахи

Эфирное масло мяты
комфртно охлаждает стопу, придает приятный аромат

Витамин E
смягчает кожу, устраняет шелушение

Быстрый эффект, постоянный результат!

Тинедол – это уникальная запатентованная формула,
которая борется с грибком стопы,
неприятным запахом и зудом.

Комплекс смягчающих компонентов
создает невидимую защиту,
препятствуя образованию трещин,
что не оставляет грибкам
ни единого шанса поселиться на коже.

Благодаря наличию активных
натуральных ингредиентов Климбазола и Фарнезола
Тинедол эффективен в борьбе
с микозами стоп и ногтей различной этиологии.

Эфирное масло Мяты Перечной
подарит прохладу и устранит неприятные запахи
после напряженного трудового дня

25 июл 2017 Georgecab


Один из самых страшных фильмов, виденных мною. На сколько я понимаю, это первый "чистый" хоррор, без элементов экшена и без детективностей. Причем ужас в сочетании с очень интимной, очень камерной обстановочкой - по моему ни в Европе, ни в Голливуде такого больше не снимали. Отчасти похожи на этот фильм пресловутые японские "Звонки" (ни один из которых я, правда, не досмотрел до конца, но об атмосфере фильма мнение успел составить). Но там слишком много хайтека. И нет Катрин Денев. Несколько мыслей на счет "мужиков-фантомов": не приходило ли вам в голову, что хронологический порядок галлюцинаций в головке бедной Кэрол Леду несколько сместился, а поскольку мы видим ситуацию ее глазами, то и глюки видим в том порядке, какой ей кажется правильным. То есть, вламывающийся в комнату мужик ей начал мерещиться после того, как она своего не в меру пылкого поклонника канделябром ухандокала. Хамоватые руки, рвущиеся из стен, чтобы ущипнуть девушку за попу, являются "сублимированным", как вы это назвали, восспоминанием о таком же прытком домовладельце. Включающийся в коридоре свет и звуки шагов - отзвуки толпы, заполонившей ее квартирку в последнем "явлении". Грохот, с которым трескаются стены - "сублимация" того, как убиенный канделябром юноша ломился в квартиру. В таком случае, вопросов два: 1. откуда сердце в сумочке? С учетом того, что бритва, которой покоцали домовладельца, лежала рядом с кроликом, мы должны были бы предположить, что сердце кроличье. Но оно явно великовато для кролика. Тогда. Какой ужас! Я хочу сказать, какой ужас тогда остался за кадром. 2. что означает мужик в постели? Он, вообще, сильно смахивает на любовника сестры героини. Но, возможно, имеется в виду что-то другое. И: век не забуду это жуткое лицо на фотографии в финальных кадрах. (Автору фильма "Сияние" С. Кубрику большой пролетарский привет!) Ну и как малышку Кэрол оставили одну, если она с детства такая? И как ее сестра взъерепенилась, кода скучный в своей прямоте и правоте англичанин-любовник предложил Кэрол-Катрин подлечиться! Воистину, дьявол скрывается в деталях. В случае с фильмами Поланского это особенно верно. Могу предположить, что мсье Гакину не могут быть по душе мои потуги "типа" фрейдистского анализа этой фильмы. Но игра К.Д. настолько всесокрушающа, что так и затягивает, так и затягивает. Хочется, понимаешь, копнуть это месиво поглыбже. А вообще имя Кэрол Леду должно было бы стать таким же говорящим (и нарицательным - к вопросу о загадочных девушках) как, скажем, имя Нормана Бейтса. И еще (PPS) - параллели между "Пианистом" и "Отвращением". Когда Владик Шпильман (ну, ви, конечно, знаете Владика? Как? Его же все знают!) скрывется от вонючих наци на конспиративной квартире, голодает, болеет и его слегка поглючивает. Вот такой вот Поланский (ну, ви знаете Поланского? Знаете? Беседер!) смешной чудак. Mit kommunistische gruss Дядя Жора. (ну, ви знаете Дядю Жору?)

6 окт 2005 Poster


Первое,что пришло мне в голову: "А для чего такое кино?" Ну,т.е.,обычно фильмы производят для того,что б деньег нажить (в первую очередь) и что б прославиться где-то как-то.А на Отвращении явно не наживёшься!Просматривая этот фильм не полсмеёшься,не отдохнёшь,не разозлишься,короче,эмоций ,как оот обычного фильма,не получишь.Эмоция возникает такая -- как же велик Бог,который дал ТАКОЙ талант некоторым людям.

Только что посмотрел фильм.
Почему то сразу хочется перейти к сути, ведь деталей действительно очень много и разбирать их можно бесконечно.Я думаю причина такого поведения героини была настолько же проста насколько и трагична. А именно ее детская фотография,на которой при ближайшем рассмотрении мы увидели ее отца (это последний кадр в фильме) и взгляд Карол почему то не заставил меня долго думать отчего этот аутизм, отчего такая душевная рана, отчего поведение, убийства, отчужденность от мира, желание отомстить. Как говорится - все мы родом из детсва. И мужчина в ее кровати был именно фантомом ее отца, ее горьким воспоминанием.

5 окт 2010 А 2010-10-05


Не думал я,что когда нибудь буду смотреть ужасы и бояться. Полански-мастер.Отвращение-шедевр психологического кино.

24 дек 2010 каин


я в восторге от кино. Полански действительно мастер. очень тонко подмечены детали. кто понимает Фрейда-поймёт что кино-шедевр.

31 янв 2011 кошка


Жаль, что прошло время психологического кинематографа. У Полянского это прекрасно выражено даже в его поздних фильмах. Но тогда в 60-х ещё живы были пережитые ужасы Краковского гетто. Да и вообще, зная Польшу и поляклов изнутри, могу сказать, что фильм хоть и снят в Англии, но очень близок именно к польским фильмам. Да и сам Полянский похож на поляка больше всего, сколько бы он ни жил в Англии, США или Франции.

Польша всегда представлялась Роману Поланскому ("Бал вампиров", "Ребенок Розмари") только первой ступенью к мировому признанию.

В английском фильме "Отвращение" Полански своеобразно доводил до крайней точки антониониевскую тему отчуждения.

У героини фильма (Катрин Денев) по ходу действия нарастал тотальный патологический страх. Р.Полански ненавязчиво акцентировал симптомы этого безумия.

В лучших хичкоковских традициях обыгрывались детали, зловещие ракурсы, светотени, кошмары сновидений.

К.Денев, пожалуй, впервые в жизни предстояло отойти от имиджа лирической героини, попытаться сыграть нечто принципиально иное. Здесь ей как никогда нужна была направляющая режиссерская рука.

Недаром актриса подчеркивает, что стремится быть в полном согласии с режиссером, не любит конфликтов:

Р. Полански оказался для Денёв идеальным режиссером: дельными советами, включая прямые актерские показы, он добился, чтобы Катрин поняла психологию своей героини - молоденькой служащей косметического салона, постепенно сходящей с ума в холодных и мрачных лондонских кварталах.

Александр Федоров, 1990

ПЕРЕД РЕВОЛЮЦИЕЙ/ PRIMA DELLA RIVOLUZIONE. ИТАЛИЯ, 1964

Сын поэта Аттилио Бертолуччи, Бернардо, как и Пазолини, писал стихи и сценарии (в том числе и для С.Леоне - "Однажды на Западе").

Он часами смотрел фильмы в римской фильмотеке. В 1954-1955 годах, еще школьником, снял два любительских фильма, о которых нынче вспоминает с ностальгической улыбкой.

Словом, как писал сам режиссер в середине 60-х годов, кино стало его "истинным существованием, подобно литературе для поэта или прозаика и живописи для художника".

В середине 1960-х на европейские экраны вышел фильм Бертолуччи "Перед революцией".

На мой взгляд, именно в этой картине наиболее ярко проявились стилистические влияния, оказанные на режиссера французской "новой волной". Монтажная "нервность" черно-белых кадров. Использование скрытой камеры, выхватывающей героя в толпе прохожих и пр.

Как говорил впоследствии сам режиссер, картина "Перед революцией" позволила ему вырваться из состояния идеологической идиллии. Вместе с молодым героем фильма он испытывал сомнения по поводу марксистских догм и вместе с ним сохранял определенные иллюзии.

Главные фильмы Бертолуччи - "Последнее танго в Париже" и "ХХ век" были еще впереди.

Александр Федоров, 1990

P.S. Подробно о творчестве зарубежных кинозвезд и режиссеров можно прочесть в моей монографии: " Западный экран : авторы и звезды (записки из прошлого века)" (книга вышла уже несколькими изданиями, начиная с 2011 года), которая есть в сети (а pdf) в свободном доступе.

Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!

Читайте также: