4 теории прессы краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Либертарианская теория прессы — одна из нормативных теорий массовой коммуникации, впервые описанных Ф. Зибертом и его соавторами Т. Петерсоном и У. Шраммом в 1956 году. Теория основана на философии либертализма, согласно которой цель государства — благосостояние его граждан. Согласно этой теории все СМИ должны находиться в частной собственности и конкурировать между собой на Свободном рынке.

Теория социальной ответственности СМИ – теория прессы, сформировавшаяся в 1940-х годах, которая постулирует автономность прессы, сопряжённую с определёнными обязательствами, по которым СМИ обязаны нести ответственность перед обществом. В её основе лежит добровольное согласие управленцев СМИ пойти на уступки журналистам и обществу, значительно ограничив свои права. Является одной из нормативных теорий массовых коммуникаций .

Состязательная политика (contentious politics; contention – от англ. состязание, соревнование, спор) — одно из направлений в социологии социальных движений. Её основателями стали Чарльз Тилли, Дуг МакАдам, Сидни Тэрроу. Состязательная политика, как определяет её Чарльз Тилли, - это эпизодичные, публичные, коллективные взаимодействия между протестующими и их оппонентами, когда а) одной из сторон выступает правительство в качестве объекта (ему предъявляют требования), субъекта (оно предъявляет требования.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Модель пропаганды (англ. propaganda model) — теория Эдварда Хермана и Ноама Хомского, утверждающая наличие систематических перекосов в средствах массовой информации и объясняющая их экономическими причинами.

Моде́ль медиазави́симости (теория зависимости от медиасистемы, англ. Media-System Dependency) впервые была введена М. Л. де Флер и С. Болл-Рокешо (1976), она описывает отношения между информационной системой и системой социальной (инфосферой и обществом).

Ра́мочный ана́лиз (англ. Framing analysis) — междисциплинарный метод научного исследования, который используется для анализа того, как люди понимают ситуации и события.

Моральное равенство (англ. moral equivalence) — приём в политических дебатах. Сводится к утверждению невозможности доказательства морального превосходства одной из сторон в отношении действий, тактики и т.п. Впервые был упомянут в работе Уильяма Джеймса The Moral Equivalent of War (1906). Применяется для оправдания собственных неблаговидных действий за счёт указания на предположительно такие же действия противной стороны. Этот термин имел некоторое хождение в дискуссиях, касательно Холодной войны.

Криптокоммунизм — это (др.-греч. κρυπτός — скрытый; от лат. commūnis — общий) теоретический общественный и экономический строй, под которым подразумевается секретная поддержка или тайное восхищение коммунизмом. Термин используется для обозначения деятельности человека или группы людей, которые, поддерживая коммунизм, стремятся избежать политического и иного преследования.

Острая сила (англ. sharp power) — форма внешнеполитической деятельности, предполагающая использование средств манипулирования общественным мнением в других странах и направленная на подрыв их политических систем. Термин “острая сила” применяется к авторитарным режимам и может включать в себя усилия страны по воздействию на политическую обстановку и информационное поле демократических стран с целью введения общественности в заблуждение, ограничения свободы слова, сокрытия или отвлечения внимания от.

Социология революции — раздел социологии социальных изменений, изучающий революционные политические преобразования общества.

Политическое участие (англ. participation) — понятие в политической науке и политической социологии, в самом широком смысле означающее деятельность граждан, направленную на выбор политиков, а также принятие и претворение в жизнь политических решений.

Делиберативная (совещательная) демократия — это модель демократии, при которой принятие политических решений, формулировка политической повестки и рассмотрение спорных вопросов основывается на делиберативном общественном мнении. Под делиберативным общественным мнением понимается мнение, формирующееся в рамках рационального и аргументированного публичного дискурса, направленного на достижение консенсуса.

Культурная гегемония — понятие марксистской философии, характеризующее господство правящего класса над культурно неоднородным обществом. Воздействуя на совокупность представлений, верований, ценностей и норм, выраженных в культуре общества, правящий класс навязывает собственное мировоззрение в качестве общепринятой культурной нормы и общезначимой господствующей идеологии. Такая идеология узаконивает социальный, политический или экономический статус-кво, на деле являющийся лишь социальным конструктом.

Эффект враждебных СМИ (англ. Hostile media effect) — одна из теорий массовой коммуникации, согласно которой индивид с ярко выраженной позицией по какому-либо вопросу склонен воспринимать нейтральное освещение этого вопроса в СМИ как предвзятое и поддерживающее мнение его оппонента. Приверженцы данной теории считают, что эффект враждебных СМИ не может быть объяснен необъективностью самих СМИ: сторонники противоположных точек зрения воспринимают один и тот же материал по-разному. Вопреки усилиям лучших.

Коммуникация в целях развития (Communication for Development, C4D) — это многозначный термин, используемый для обозначения различных видов связи в развитом демократическом обществе.

Негативная свобода характеризуется как свобода от насильственного вмешательства других людей и используется в качестве противопоставления позитивной свободе, которая определяется как свобода индивида от ограничений социальной системы внутри общества, таких как классизм, сексизм или расизм.

Полити́ческая рекла́ма – вид рекламы, нацеленный на изменение политического поведения общества или его части в условиях политического выбора. Представляет собой комплекс мероприятий и методов представления и продвижения политических объединений, сил, идей и практик, которые ориентированы на изменение политический настроений в обществе и на достижение отдельных целей, касающихся политики .

Социальная инженерия — совокупность подходов прикладных социальных наук, которые ориентированы на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним.

Теория демократического мира (или либеральная демократическая теория, или просто демократический мир) — популярная теория, согласно которой демократические режимы, или в более узкой трактовке либеральные демократические режимы, не воюют друг с другом.

Тео́рия ма́ссовой коммуника́ции Дэ́ниса Маккуэ́йла – нормативная теория, рассматривающая средства массовой коммуникации как социальный институт, феномен общественной жизни.

Конституционная экономика — научно-практическое направление на стыке экономики и конституционализма, описывающее и анализирующее взаимное влияние правовых и экономических факторов при принятии государственных решений, которые затрагивают экономические и социальные права, гарантированные в Конституции, а также взаимоотношения проблем применения Конституции со структурой и функционированием экономики.

Окно О́вертона (также окно дискурса) — концепция наличия рамок допустимого спектра мнений в публичных высказываниях с точки зрения общественной морали. Концепция используется во всём мире, в том числе и российскими политическими аналитиками. Название концепции задумано как память о её авторе — американском юристе и общественном деятеле Джозефе Овертоне.

Гипотеза разрыва в знаниях — это концепция, описывающая структурное неравенство знаний, получаемых через средства массовой информации. Знание, как другие виды благ, часто распределяется по социальной системе дифференцированно. Гипотеза утверждает, что «по мере увеличения притока массовой информации в социальную систему группы населения с более высоким социально-экономическим статусом, как правило, получают эту информацию быстрее, чем группы с более низким социально-экономическим статусом, так что.

Сильная программа или строгая социология — концепция в социологии научного знания, развиваемая Дэвидом Блуром (David Bloor), Барри Барнсом (S. Barry Barnes), Гарри Коллинзом (Harry Collins), Дональдом Маккензи (Donald A. MacKenzie) и Джоном Генри (John Henry). Сильная программа критически относится к предшествующей социологии науки и исследует не только ошибочные или ложные научные теории и технологии, не нашедшие дальнейшего применения, но и успешные теории и технологии симметричным образом. Базовые.

Социология потребления — это подраздел социологии, официально признанный Американской социологической Ассоциацией как раздел, посвященный потребителям и потреблению. В рамках этой области социологи рассматривают потребление в качестве центрального элемента повседневной жизни, идентичности и социального порядка в современных обществах таким образом, что оно намного превосходит рациональные экономические принципы спроса и предложения.

Журналистика данных (англ. data journalism) — направление в журналистике, в основе которого лежит обработка данных и их использование для создания журналистского материала. Данные могут служить как инструментом для раскрытия определенной журналистской истории, так и ее источником. Развитие журналистики данных связано с развитием технологий, позволяющих хранить и обрабатывать большие объемы данных, и движением в сторону большей открытости информации.

Идеационный либерализм (ideational liberalism) — это один из теоретических подходов в рамках либеральной парадигмы теории международных отношений, рассматривающий общественные группы и их предпочтения в качестве одного из ключевых факторов, влияющих на внешнюю политику государства. Согласно систематизации подходов новой либеральной теории, предложенной Э. Моравчиком, данный подход существует наряду с коммерческим и республиканским либерализмом.

Корпоративные средства массовой информации — периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, интернет-сайты, интернет-порталы или иная форма периодического распространения социальной информации, служащая интересам определённой компании и выпускаемая по её инициативе.Чаще всего корпоративные СМИ не содержат информации о других субъектах бизнеса, за исключением отраслевых изданий, которые выпускаются на средства одной или нескольких компаний и содержат информацию, значимую для всех профильных.

Теория безгласных групп (англ. muted group theory) — критическая теория, согласно которой менее влиятельная социальная группа в обществе не имеет возможности свободно формулировать и излагать свои идеи по причине того, что окружающая их реальность формируется и контролируется более влиятельной социальной группой. Вследствие ограничений менее влиятельная группа становится безгласной, а формируемая ими реальность не получает репрезентации.

Контролирующая журналистика (англ. watchdog journalism) предоставляет читателю информацию о происходящем во властных структурах, влиятельных частных и общественных организациях, таким образом, делая их подотчетными гражданам и стимулируя необходимые перемены.

Антропология медиа(антропология массмедиа, медиа антропология) — это направление антропологии, изучающее процессы производства и потребления контента массмедиа. Основным методом исследований антропологии медиа является полевая этнография.

Медиапсихология — отрасль психологической науки, рассматривающая личность в контексте взаимодействия с современными средствами коммуникации, как индивидуальными, так и массовыми; выявляет и описывает основные компоненты медиакультуры, психологические закономерности отношений и поведения людей в медиапространствах, изучает феномены и механизмы восприятия медиакультуры человеком, взаимодействие личности и массмедиа в современной культуре информационно-коммуникационных технологий.

Теория многополярного мира — политологическая концепция, предложенная российским философом, социологом и политическим мыслителем А. Г. Дугиным, и в наиболее полном виде представленная в одноименной монографии, вышедшей в 2012 году. Теория многополярного мира представляет собой альтернативную трактовку широко используемого в теории международных отношений концепта многополярности. Разработанная А. Г. Дугиным концепция сочетает в себе элементы анализа международно-политических реалий, теоретического.

В культурологии под медиакультурой подразумевается современное западное капиталистическое общество, появившееся и образовавшееся в 20 веке под влиянием средств массовой информации. Термин подразумевает под собой общий эффект и интеллектуальное влияние, оказываемое СМИ (в основном, телевидением, но также прессой, радио и кино) не только на общественное мнение, но также на вкусы и ценности.

Гост

ГОСТ

В 1956 году американские социологи Ф. Сиберт, Т. Петерсон и У. Шрамм, написали работу, посвященную отношениям между властью и прессой. Они обобщили модели поведения власти по отношению к прессе в разрезе четырех теорий. Описывая процесс истории возникновения данных теорий, их основные положения, авторы дали каждой теории нормативные оценки. Взяв за основу исторический опыт их взаимодействия, они в своей работе выделили в каждой из моделей:

  • социальных субъектов, которые имели право использовать СМИ;
  • рычаги контроля прессы;
  • запрещённые властью для критики зоны;
  • виды собственности и отличительные черты.

Этот труд американских исследователей оказал большое влияние на последующее развитие теории СМИ.

Авторитарная теория

Данная теория развивалась на протяжении 16-17 века в Англии, в которой и стала широко распространена. В ее основе лежит концепция абсолютной власти монарха. Основной целью прессы той эпохи являлось обслуживание государства, посредством проведения в массы и поддержки политики действующего правительства. Наделялись правом использовать СМИ только те, кто получил королевский патент на данный род занятий. Прессу контролировали гильдии и бюрократия (патенты, лицензирование, цензура). Власть запрещала критиковать политическую систему и чиновников. Пресса находилась в частной или в общественной собственности. Главной отличительной характеристикой прессы той поры являлось то обстоятельство, что она была инструментом для проведения политики правительства. Существовала государственная монополия на управление СМИ – государственные органы контролировали всю систему.

Либертарианская теория

Эта теория была принята США и Англией в конце 17 века. Либертарианская теория получила довольно большое распространение и на сегодняшний день широко представлена в демократических странах. В ее философско-социологической теоретической основе лежат работы Д. Локка, Д. Мильтона, Д. С. Милля, а также философия рационализма и естественных прав. По мнению авторов, отличительной чертой прессы того времени было то, что она удовлетворяла информационные запросы общества, при этом ее соотношение с властью заключалось в контроле правительства. Вместе с информационными целями преследовалась возможность получения дохода путем размещения и продажи рекламы. Владеть прессой мог любой, у кого на это были средства. Свободный рынок и возможность защиты каждой точки зрения в суде являлись рычагами, с помощью которых осуществлялся контроль прессы. Запрещались клевета, неприличные выражения и пропаганда антиправительственных настроений в военное время. В большинстве случаев, пресса отражала нужды обществ и использовалась, как инструмент для контроля над правительством.

Готовые работы на аналогичную тему

Теория социальной ответственности

Эта теория соответствовала фактическому положению прессы в США в 20 веке. Основы данной теории базируются на практике Комиссии по свободе прессы конца 18 века и этическими кодексами СМИ, принятыми в том же веке. Под основной целью подразумевалось сведение конфликта к минимуму и переход на уровень обсуждения, а сопутствующие задачи были направлены на информирование, развлечение и получение дохода с продажи и размещения рекламы. Использовать СМИ имели право все, у кого было что сказать. Рычагами контроля над прессой были: общественное мнение, действия потребителя и профессиональная этика. Запрещалось серьезное вмешательство в сферу жизненно важных общественных интересов и в область прав личности. Собственность была преимущественно частная, но иногда встречалась и государственная (в том случае, если правительство обеспечивает общественные интересы). Отличительной характеристикой данной теории было то, что СМИ должны быть социально ответственными, иначе их заставят быть таковыми. Данная теория фактически повторяет идеи, которые выражены в кодексах профессиональной журналистской этики (подчеркивая необходимость в независимой прессе, которая объективно освещает события).

Советская тоталитарная теория

Данная теория получила свое развитие в Советском Союзе, однако некоторые ее элементы применялись на практике и в других странах с тоталитарным режимом правления. Основы ее философско-социологического базиса использовались в марксистско-ленинском учении вместе с некоторыми положениями русской философии 19 века и философии Гегеля. Главной целью прессы была необходимость поддерживать социалистическую систему Советского Союза, а именно диктатуру правящей партии. Только преданные и проверенные члены партии имели право использовать СМИ. Контроль над прессой состоял в надзоре за ней. Была запрещена любая критика партии, ее задач и всей политической системы. Пресса являлась орудием государства, принадлежала ему и жестко им контролировалась.

Большинство исследователей соглашаются с данным вариантом модификации, а именно с тем, что все многообразие национальных моделей, как в исторической ретроспективе, так и в настоящей действительности, сводится к авторитарной, либертарианской, социально- ответственной и советской тоталитарной моделям.

Типология прессы была построена на свойствах, которые на практике являются существенными для функционирования прессы в разных странах, в том числе: характерные особенности прав собственности; методы контроля над прессой; особенности аудиторий; прав и возможностей информационных органов. Конечно, они могут быть взаимоисключающими и существенно отличаться по предложенной типологии, однако необходимо концентрироваться на деталях.

В настоящее время происходит уничтожение монополии власти на информацию благодаря движению различных социальных групп. Данный процесс осуществляется за счет перехода политической системы общества к модели развитой демократии. Общество трансформируется и начинает появляться доступ к другим мнениям и идеям, которые раньше не звучали в данном информационном поле.

«Человек может реализовать свой потенциал полностью только как член общества. […] роль группы приобретает гораздо более важное значение, чем роль личности, поскольку личность могла достигнуть своих целей только посредством участия в группе.

Степень интеллектуальной свободы

Функции и задачи прессы в рамках теории

Темы и методы подачи

«как средство общения с публикой, газеты имеют право и даже обязаны информировать публику о том, что происходит в парламенте. [. ]

Принципы контролирования прессы

Обычно государство управляет почтовой службой […], телефонной и телеграфной службой. (государство управляет и контролирует каналы распространения — прим. УГ). […] Государство контролирует импорт, экспорт, налоги. Основным средством контроля является судебная система.

Файлы: 1 файл

4 теории прессы.doc

АВТОРИТАРНАЯ ТЕОРИЯ ПЕЧАТИ

ЛИБЕРТАРИАНСКАЯ ТЕОРИЯ ПЕЧАТИ

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

СОВЕТСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРЕССЫ

Советскую коммунистическую теорию прессы авторы считают вариантом авторитарной теории прессы. основанную на марксистско-ленинской теории диктатуры пролетариата. Согласно этой теории средства массовой информации являются инструментом коммунистической партии и государства, предназначены для обеспечения единства всех членов общества и применяются для пропаганды и агитации. Традиционными методами партийного руководства прессой являются :

1. систематическое участие партийного комитета в определении тематики и основных направлений деятельности редакционных коллективов;

2. координация действий различных редакций СМИ и пропаганды;

3. подготовка, воспитание и информирование журналистов;

4. развитие общественных начал в работе редакции (привлечение партийного актива, развитие творческой инициативы внештатных сотрудников редакций и т.п.);

Контроль над прессой в СССР помимо партийных комитетов осуществлялся цензурой, которую проводило Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит). Штамп Главлита был обязателен для выхода в свет любого издания или произведения. Все периодические печатные издания, типографии и издательства находились в Собственности государства. Советская коммунистическая теория прессы получила развитие в СССР, СМИ используют преданные члены партии, запрещена критика задач партии, вид собственности - общественный, цель - способствовать успеху и поддержанию социалистической системы.

Читайте также: