Муравьиная свадьба марийская сказка краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

О муравьях. Записки энтомолога.
Часть 5. Муравьиная свадьба.

В один прекрасный день (именно прекрасный, так как обязательно должно быть тепло и тихо) на поверхности каждого муравейника начинает происходить необычное движение. Муравьи суетятся, собираются кучками, будто оживленно и срочно совещаются о чем-то. Многие бегают по травинкам, растущим у муравейника.

И вот из темных выходов появляются крупные насекомые с широкими прозрачными крыльями, аккуратно сложенными вдоль спины. Это самцы и самки. Различить их можно по размерам: самки куда крупнее, зато самцы обычно более многочисленны (впрочем, иногда вылетают почти исключительно одни самки) .

Все они ползают по муравейнику, взбираются на высокие стебли прав, и кажется, что холмики и растения облеплены блестящей шевелящейся чешуей. Рабочие муравьи целыми свитами толпятся возле своих крылатых братьев и сестер, облизывают их - готовят счастливчиков к грандиозной воздушной свадьбе.

Все это происходит в определенный день по какому-то неведомому нам сигналу, общему для всех без исключения муравейников округи. Иначе нельзя: вылетевшая в неурочный день самка останется неоплодотворенной.

Уловить признаки приближающейся свадьбы лазиусов внимательный наблюдатель может заранее. Муравьи начинают усиленно надстраивать свои холмики, вынося наружу особенно много земли, опять-таки после дождя. Надстройки носят явно временный характер, так как они очень рыхлы и непрочны. А за день-два до вылета некоторые самцы и самки начинают ненадолго выходить из гнезда.

В день вылета муравьиную страну облетает неведомый мощный сигнал. Расставив поблескивающие на солнце крылья, взмывают в небо десятки, сотни, тысячи крылатых женихов и невест. Не будучи профессиональными летунами, они поднимаются в воздух: тяжело, медленно, так что летящее насекомое ничего не стоит поймать просто рукой. Все они стартуют почти вертикально, "свечкой", и когда лёт достигает максимума, издали кажется что из земляного холмика идет дым. Это буйство жизни обычн длится с полудня до вечера, и к исходу муравьиного праздник птицы и стрекозы до отвала наедаются крылатыми муравьями.

Склоняется к горизонту солнце, кончается и свадебное иразд пество. Избежавшие птичьих клювов самочки опускаются на землю, отламывают челюстями ненужные теперь крылья, и день-два ползают по земле в поисках подходящих мест для новых жи лищ. А потом исчезают. И никто не знает, что в такой-то точке на глубине нескольких сантиметров, наглухо замуровавшись в не большой круглой пещерке, молодая муравьиха-мать отложит свои первые яйца.

Отправляя любой текст через специальные формы на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта. Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством. Перепечатка и копирование произведений возможны только с согласия их автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за содержание произведений закреплена за их авторами на основании правил публикации и российского законодательства. При нарушении правил сайта и официального судебного запроса Администрация сайта предоставит все необходимые данные об авторе-нарушителе.

Першут.jpg

Пет. Першут (Першуткин Петр Григорьевич) родился 20 сентября 1909 г. в с. Пайгусово ныне Горномарийского района РМЭ в крестьянской семье. После окончания Козьмодемьянского педагогического техникума работал в Марийском книжном издательстве. В 1939—1940-х гг. был сотрудником сектора фольклора МарНИИ. Осенью 1941 г. мобилизован в действующую армию. Сражался на Южном фронте. В одном из боев в 1942 г. тяжело раненным попал в плен к фашистам. Скончался в 1943 г. в концлагере.

В стиле устного народного творчества П.Першут писал и другие произведения. В его творчество органично входят игра слов, шутки и прибаутки, скороговорки, песенный рефрен.




Это уже второй вариант постановки по сказке репрессированного в 1938 году горномарийского поэта и писателя Пета Першута в инсценировке заслуженного работника культуры республики Михаила Кудряшова. Первый вариант в этом же театре был осуществлен в 2001 году режиссером Валентиной Вилюковой. Но на этот раз жанр спектакля определен как музыкальная этносказка и в нем богато представлены культура, быт, обычаи не только горных, но и луговых, восточных мари.

Читайте также: