Золотая цепь святых сообщение

Обновлено: 27.06.2024

3 Методы обучения: 1) По источникам передачи и характеру восприятия информации: словесные методы (рассказ, беседа); наглядные (показ иллюстраций, икон); 2) По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся: объяснительно-иллюстративный метод (Орден ап. Андрея Первозванного), репродуктивный метод (актуализация имеющихся знаний на первом уроке, Андреевский флаг, призвание апостола Павла), метод проблемного изложения (Евангельские события, целеполагание на уроке), частично-поисковый или эвристический метод (работа со стихотворениями, самостоятельное выделение основ Христианской Апостольской Церкви, День рождения Церкви, работа в парах), исследовательский метод (работа с буклетами Паломнических центров). 3) По основным компонентам деятельности учителя: методы стимулирования и мотивации учения (целеполагание, приведение примеров современности Киев, Валаам, Орден, создание ситуаций успеха работа в парах, все способны выполнить).

Юлия Витальевна Нагаева

В 1924 году иеродиакон Гавриил был рукоположен во иеромонаха, а в 1929 году — возведен в сан архимандрита. Вскоре Донской монастырь был закрыт и отец Гавриил был назначен настоятелем Петропавловской церкви села Петровское - Лобаново Красногорского района Московской области, ныне г.о.Химки.

Отец Гавриил был арестован 7 сентября 1937 года, в разгар гонений на Русскую Православную Церковь, и заключен под стражу в Таганскую тюрьму.

22 сентября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Гавриила к расстрелу, и на следующий день, 23 сентября 1937 года, он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

ВложениеРазмер
gavriil_.docx 20.93 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ученица 6Б класса

МБОУ Лицей №7 г. Химки

Нагаева Юлия Витальевна ,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Лицей №7 г. Химки

Обсуждая значение великих просветителей Кирилла и Мефодия в наше время, мы понимаем, что значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И, читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием.

Терпя лишения и поношения после смерти Кирилла, Мефодий продолжал великое дело – перевод на славянский язык священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа.

И если мы обратимся к более близкой нам истории, то можем сказать, что проповедники российские тоже преследовались, истреблялись и подвергались забвению.

На духовном небосводе России в минувшем 20 веке появилось множество звезд и даже созвездий. Одно из них просияло над Бутовым.

Бутово… К сожалению, мало кто знает, что это слово стоит в одном ряду с такими словами, как Соловки, Колыма, Бухенвальд, Освенцим, так как в полукилометре от московских новостроек находится бывший полигон НКВД, где в 40-х годах невинно пострадали и были погребены десятки тысяч наших соотечественников.

В начале перестройки, когда были приняты специальные постановления Верховного Совета и законы о восстановлении памяти, восстановлении прав репрессированных, было предписано найти места захоронения осужденных и опубликовать списки расстрелянных.

Святой преподобномученик Гавриил родился 20 ноября 1880 года в городе Борзна Черниговской губернии в семье торговца Петра Яцика, содержавшего небольшую кожевенную мастерскую. В 1901 году юноша окончил в Киеве учительскую семинарию и в 1906 году поступил послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Исполнял послушание в лаврской типографии, где был помощником заведующего.

В мае 1917 года был мобилизован и направлен рядовым в 56-й полк в Кремлевские казармы. В 1918 году в Троице-Сергиевой Лавре принял монашеский постриг с именем Гавриил. В 1919 году монах Гавриил был арестован Саратовской ЧК по подозрению в том, что он является профессиональным военным и белогвардейцем. После того, как в ЧК убедились, что это не так, он был освобожден.

В 1920 году монах Гавриил поселился в Донском монастыре и в том же году был рукоположен во иеродиакона. В стенах этой древней московской обители в 1920-х годах часто служил исповедник веры Христовой Святейший Патриарх Тихон, здесь его многие месяцы содержали под строгим домашним арестом.

В 1924 году иеродиакон Гавриил был рукоположен во иеромонаха, а в 1929 году — возведен в сан архимандрита. Вскоре Донской монастырь был закрыт и отец Гавриил был назначен настоятелем Петропавловской церкви села Петровское - Лобаново Красногорского района Московской области, ныне г.о.Химки.

Отец Гавриил был арестован 7 сентября 1937 года, в разгар гонений на Русскую Православную Церковь, и заключен под стражу в Таганскую тюрьму.

22 сентября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Гавриила к расстрелу, и на следующий день, 23 сентября 1937 года, он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 мая 2003 года архимандрит Гавриил (Яцик) был прославлен в Соборе святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Открытое, вдохновленное лицо священника Гавриила из его личного дела по материалам КГБ поразило меня, укрепило во мне веру в его святое дело.

Храм Петра и Павла в г.Химки (бывшее с. Петровское-Лобаново) в советское время был закрыт (точная дата закрытия церкви неизвестна). В конце 1991 года православная святыня частично была передана православному приходу, а в январе 1992 года возобновились богослужения. В процессе восстановления храма сооружены два придела, объединенных общей галереей. Приделы посвящены праздникам Покрову Пресвятой Богородицы и преподобномученику Гавриилу (Яцику). По благословению Управляющего Московской Епархии установлено общее празднование Новомучеников церковного округа в третье воскресенье сентября каждого года. В храме находится его соборный образ.

10 февраля ежегодно в Химкинском благочинии также празднуется праздник Новомучеников и исповедников Российских. Так было и в этом году. После торжественного богослужения, проведенного игуменом Владимиром (Денисовым) состоялся спектакль, подготовленный воспитанниками приходской Воскресной школы, в котором приняли непосредственное участие и мои одноклассники, а затем по русскому обычаю – чаепитие.

История учит нас многому, даже бессмысленная, жестокая, которую невозможно вычеркнуть с ее страниц, заставляет думать и помнить о тех людях, которые остались в невероятных условиях верными православию. Эти люди, укрепляемые Духом Божиим, сумели укрепить и сохранить образ и подобие Божие в себе даже до смерти, причем страшной смерти.

Мною было проведено анкетирование среди учащихся старших классов нашего лицея с той целью, чтобы выяснить, знают ли или слышали мои сверстники о Бутовском расстрельном полигоне, знают ли они, что среди расстрельных были и священники, в том числе и те, кто служил в нашем храме. К большому сожалению, учеников, осведомленных в этих вопросах, оказалось слишком мало.

К опросу привлечены были учащиеся 7 - 11 классов по 30 респондентов в параллели. Данные опроса неутешительны. Считаю, что историю своей малой родины надо основательно изучать, помнить, а также почитать и невинно пострадавших священников в период сталинских репрессий.

Храм святых Петра и Павла находится в пятнадцати минутах ходьбы от моей школы. Мы поддерживаем тесную связь с нашим куратором отцом Игорем (Улеско), настоятелем игуменом Владимиром (Денисовым). Здесь проводятся уроки духовно-нравственной культуры, встречи со священнослужителями на Святой неделе. 12 учащихся нашей гимназии посещают Воскресную православную школу при храме.

Сердечная боль о Новомучениках, пострадавших за веру Христову, поселилась в наши души, считаю, что работа по исследованию истории расстрельных священников должна быть продолжена, и мы, молодое поколение 21 века, должны принять самое активное в этом святом деле участие.

В настоящий момент собор Бутовских Новомучеников включает имена 230 священнослужителей и мирян нашей церкви, пострадавших на этом святом месте. Подобного места нет на русской земле. Ибо даже собор Киево-Печерских святых включает имена около 130 преподобных.

И к большому сожалению, в 16 Епархиях России только в 3% храмов поминаются и имеются соборные образы святых Новомучеников и Исповедников Российских.


Цель: на примере жизни и деятельности святого Сергия Радонежского привить детям уважительное отношение к истории, традициям, музыке Христианства, духовным, нравственным ценностям.

Задачи занятия:

Направленные на достижение личностных результатов:

- активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;

- создать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;

- продолжить формировать способность к художественно – образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей творческой деятельности;

- воспитание патриотизма и любви к Родине;

- развитие вокально – хоровых навыков.

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Муниципального образования Люберецкий муниципальный район

ЗОЛОТАЯ ЦЕПЬ СВЯТЫХ

Учитель начальных классов:

Е.М.Лигоцкая ,первая квалификационная категория

Тип занятия: занятие открытия и закрепления знаний

Жанр занятия: интегрированный

Вид занятия: занятие– исследование

Форма занятия: классно – урочная

Формы работы обучающихся: парная, индивидуальная, фронтальная

Методы обучения: исследование, метод междисциплинарных взаимодействий; словесный(объяснительно-иллюстративный); наглядно-слуховой; стимулирующий(эмоционального воздействия, создания эффекта удивления, ситуации успеха, игровой ситуации, проблемно-поисковой ситуации), сопоставление.

Цель: на примере жизни и деятельности святого Сергия Радонежского привить детям уважительное отношение к истории, традициям, музыке Христианства, духовным, нравственным ценностям.

Задачи занятия:

Направленные на достижение личностных результатов:

- активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;

- создать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;

- продолжить формировать способность к художественно – образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей творческой деятельности;

- воспитание патриотизма и любви к Родине;

- развитие вокально – хоровых навыков.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развивать навыки самостоятельной творческой и исследовательской деятельности;

- овладение логическими действиями сравнения и обобщения;

- совершенствовать умения обучающихся анализировать информацию, контролировать и оценивать результаты своей учебной деятельности;

- формировать коммуникативные компетенции;

- освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

- умение эмоционально и осознанно относиться к искусству

Планируемые результаты.

Личностные УУД: формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир, в его органичном единстве; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки, на живописные, литературные, музыкальные и кино-образы; воплощать художественно-образное содержание музыки в пластике, драматической постановке, пении.

Познавательные УУД: извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний, представленную в разных формах(текст, слайд, иллюстрация и т.д); ориентироваться в своей системе знаний; переработав полученную информацию, делать выводы.

Регулятивные УУД: оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в речевой форме слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, размышлять о характере музыки, фильма; подбирать слова, отражающие содержание произведений.

Знаково-символические УУД: использовать пластическую модель, при изучении музыкального произведения; использовать нотную запись, как опору при разучивании мелодии песнопения.

Предметные УУД: уметь объяснять значение терминов, расширять знания о музыке, о жизни святых.

Основные понятия: Святой Дух. Церковь. Христиане. Христианская эра.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, литература, киноискусство, история.

Ресурсы: презентация, видеофрагмент из мультфильма «Сергий Радонежский.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр.

Этапы урока, цель

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проверка готовности к занятию

- Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас на занятии.

Введение в тему

Золотая цепь святых, единство святых.

Да, Россия (открыть слово РОССИЯ на доске)или Русь, как её называли раньше. Чем же славится наша Матушка-Русь?

Природой (лесами, полями, озёрами, реками…) СЛАЙД 3

Каждый святой – уникальная и прекрасная личность. Действительно, реально живущий когда-то человек. И Церковь канонизирует (причисляет к лику) святых, как пример для других. Поэтому так важно стремиться узнать о святых - наших соотечественниках, изучать их жизнь, вдумываться в их жизненный подвиг.

Мы познакомимся со святым Земли Русской. Кто он? Как его зовут? Почему он стал святым? За какие заслуги? Это мы и исследуем…

доске), мы познакомимся со святым Земли Русской. Кто он? Как его зовут? Почему он стал святым? За какие заслуги. Это мы и исследуем…

Важно подвести учащихся к пониманию святого человека как человека, который любит Бога больше всего в жизни (и подвиги, и страдания от любви к Богу), и которому за это дана благодать Божия, которую он несёт всему миру.

- Тема раздела, который будет изучаться в течение всей

четверти: Золотая цепь святых. Почему цепь, а не просто собрание, множество?

- В чём заключается единство всех святых, что связывает их

в поистине золотую цепь?

- Преподобный Симеон Новый Богослов так говорит о цепи

Дом, родных, посёлок, добрых людей… (возможные ответы: кто совершал подвиги, которые избраны Богом, которые заслужили Царствие Небесное. )

- Тема занятия: Сергий Радонежский .

1.Работа с новым

Чтобы ответить на все эти вопросы, начну свой рассказ о мальчике, таком же как и вы. Только жил он очень давно – 700 лет назад! Звали его Варфоломей. Он рос послушным и трудолюбивым. Ухаживал за лошадьми, работал в огороде, играл с братьями. А когда Варфоломею исполнилось 7 лет, родители отдали его учиться. СЛАЙД 4,5.

Никаких других учебников тогда не было. Ух как трудно давалось учение Варфоломею. Ну никак не мог он одолеть сложную церковнославянскую азбуку. День и ночь просил Варфоломей у Бога помощи. Вот как -то раз отец послал его искать убежавших жеребят. Ходил-ходил, искал-искал Варфоломей жеребят повсюду и вдруг увидел он в лесу у дуба старца-монаха… СЛАЙД 7

Вам понравился мальчик Варфоломей? Чем? Обратимся к карточкам-заданиям

Задание в карточках.

Варфоломей какой?(трудолюбивый, ленивый, добрый, злой, милосердный, любит людей, равнодушный, любит животных, сострадательный).

Да, ребята, Варфоломей, как мне кажется, очень похож на вас. Как вы, он любил всё живое на земле, умел трудиться, он очень стремился к знаниям, к мудрости. Продолжим дальше наше исследование…Шло время. Варфоломей подрос и вот…Кем же стал наш мальчик Варфоломей?

Святым Земли Русской, имя которому Сергий Радонежский

За какие заслуги наша Православная церковь причислила его к такому званию, к лику святых? Что доброго, важного делал он для нашей Матушки-Руси?

К Сергию приходили люди за помощью, за советом, за благословением… СЛАЙД 8

Немало потратил сил Сергий и на строительство монастырей и храмов. СЛАЙД 8

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он лечил тяжело больных людей и даже воскрешал умерших. СЛАЙД 8

Сам Сергий Радонежский ходил в дальние княжества мирить русских князей, чтобы те объединились и дали отпор врагам, чтобы встали на защиту Земли русской от захватчиков. Сергий Радонежский помог народу поверить в свои силы.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия за благословением на предстоявшее сражение. СЛАЙД 8

В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Народ не забывает таких людей. Не забыт и Сергий Радонежский. Пример этому народные песнопения СЛАЙД 9

Вот так из простого, никому не известного мальчика, юноши, Варфоломей стал прославленным русским святым.

А на нашей, русской земле стоит и по ныне, созданная святым, Троице-Сергиева Лавра. Она как призыв к единению Земли Русской, как символ мира, дружбы и добра. СЛАЙД 10

И льётся над лаврой и всей землёй колокольный звон.

Работа с карточками (воспитатель русского народа, духовный вождь, терпеливый человек, трудолюбивый человек, смиренный человек, справедливый человек, человек глубокой веры…)

Кто желает озвучить написанное?

О каком святом Земли Русской мы сегодня узнали? Чей земной путь исследовали?

Кем стал для России Сергий Радонежский? Для вас? Какое слово-образ вы выбрали бы? СЛАЙД 11

Образ Сергия Радонежского запечатлён в памятниках СЛАЙД 12

О жизни преподобного Сергия Радонежского написаны книги, жития ,существует много легенд, созданы фильмы и мультфильмы.

Да, истинная слава и народная любовь принадлежит лишь тем, кто отдал себя на служение истины, благу всех людей, добру.

Именно добру, прежде всего, учил всех Сергий Радонежским. И сам был примером добродетели.


Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) во время Великого поста сначала говорил о том, что страшная чугунная цепь куется диаволом из страстей наших. Цепь страстей, которая спускается глубоко-глубоко, в самую бездну, увлекая за собой тех, кто, не упражняясь в воздержании, дает волю своим страстям. Теперь же речь его о другой цепи, золотой и святой, которая скована для нас Самим Господом Иисусом Христом.

– Я назвал ее золотой, но ничтожно это название для нее, ибо она неизмеримо, бесконечно драгоценнее золота. Эта цепь легко вознесет нас ввысь, к самому Божию Престолу. Из каких звеньев связана эта цепь? Их тех заповедей блаженства, которые вы слышите на каждой Литургии и должны глубоко хранить в сердце своем.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5.3). Кто эти нищие духом? Это те, которые в духовном отношении подобны убогим, голодным, нищим телесно, ничего не имеющим.

Это те, которые искренне, от всего сердца считают себя не обладающими никакими духовными и нравственными достоинствами. Если сделают что-то доброе, смиренно сознают, что не они это сделали, а благодать Божия, которая с ними (см. 1Кор. 15:10).

Смиренные – это те, которые ни над кем не превозносятся, но считают себя ниже всех и хуже всех. Смиренные – это те, о которых Сам Бог устами пророка Исаии говорит:

– Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис. 66.2).


Смирение есть то первое, важнейшее и основное, чего требует от нас Бог. Это первый шаг, первое звено в золотой цепи. А с ним связано и второе звено: Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5.4). Смиренные легко плачут. Гордые не плачут никогда.

О чем же плачут смиренные? Какие слезы смиренных драгоценны пред Богом? Разве все слезы равны? Ведь люди нередко плачут слезами зависти, злобы, ненависти. Не об этом окаянном плаче слово Христово: оно о тех, кто плачет, помышляя о множестве своих грехов, об их давящей тяжести, о своей виновности пред Богом, о своем недостоинстве.

Это печаль по Богу, о которой писал святой апостол Павел во Втором Послании к коринфянам (2Кор. 7:10). Драгоценны пред Богом и слезы тех, кто не может выносить неправды мира, кто мучается и терзается, живя среди людей неистово развратных. Как мучился праведный Лот, живя в Содоме. Вот если такие чистые слезы потекут из глаз наших, если терзается душа наша нашим собственным недостоинством, если терзается злом и неправдой мира, тогда блаженны мы.

Тогда сбудется над нами сказанное Христом: Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Утешатся великим, вечным утешением у Бога.

А дальше, какое звено? Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5.5). Кто эти кроткие, и какую землю они наследуют? Конечно, не эту землю, ибо она сгорит со всем, что на ней (2Пет. 3.10). Но землю иную, новую: наследуют жизнь вечную за то, что в жизни своей, во всех делах своих уподобились Самому Господу нашему Иисусу Христу. Который, будучи злословим, не злословил взаимно, страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному (1Пет. 2:23).

Блаженны те, которые не отвечают на оскорбления оскорблением. Блаженны те, чье сердце мягко, как воск, а не жестко, как камень, подобно сердцу гордых. Блаженны кроткие, ибо кротость противоположна гордости. Кротость есть следствие нищеты духа и чистых слез.

В таком блаженном духе просыпается ненасытная жажда и желание вечной, высшей правды. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5:6).

Они найдут в вечной жизни, в царстве Божием ту правду, которой так мало на земле. А жаждущие правды знают, что тяжесть неправды основана на немилосердии друг к другу. И в сердце их – новое звено золотой цепи:

Читайте также: