Сообщение о памятнике ленину в челябинске

Обновлено: 30.06.2024

В Челябинске было 26 памятников Ленину, из них пять – авторские, утверждает кандидат исторических наук, сотрудник ЧГИК Вера Гейль.

По словам начальника управления госохраны объектов культурного наследия областного минкульта Александра Баландина, включены в перечень объектов культурного наследия лишь два из них: на Алом Поле и на площади Революции.

В медгородке на АМЗ Ленин стоит по сей день и указывает путь к третьему корпусу областной больницы. Сохранились скульптуры и на ЧМК, у ДК ТЭЦ, в главном корпусе ЧГПУ. Есть Ленин и возле проходной электродного завода. Как пояснила сотрудник завода Светлана Нилова, он находится на балансе предприятия, почти полностью скрыт елями и раз в год проходит инвентаризацию.

Большой бюст вождя выставлен в постоянной экспозиции областного краеведческого музея. Пресс-секретарь музея Вера Вяткина пояснила, что ранее он мог находиться в любом из учреждений города – может быть, даже в самом музее, и экскурсоводы нередко обращают на него внимание посетителей.

Фото: Фото Олега Каргаполова, Алины Черепановой, Евгения Емельдинова, Федора Шмидта, Людмилы Ковалевой, предоставлено Евгением Клавдиенко, пресс-службой ЮУЖД, Юрием Латышевым, Верой Гейль


Первые архитектурные проекты застройки площади Революции восходят ещё к тридцатым годам. В довоенные годы тут планировалось разместить монумент героям Гражданской войны, а в пятидесятые на площади было возведено нечто с портретами Ленина-Сталина.



[3. Фото 1954 г.; из фондов Музея ЧТЗ]

Работа собственно над памятником Ильичу началась лишь в 1957 году, в канун 40-летия Октября. Естественно, он рассматривался в контексте общей застройки площади. В городе к тому времени уже был один памятник Ленину, открытый в 1925 году, поэтому новый монумент должен был стать главным композиционным элементом нового величественного облика площади. Надеюсь, никто не станет отрицать, что авторам эта задача в полной мере удалась.

5 ноября 1957 года на площади Революции в Челябинске состоялась закладка памятника В. И. Ленину — установлен мраморный пилон с пояснительной надписью, что на этом месте будет сооружен монумент великому основателю Советского государства.



[4. Фото из фондов ОГАЧО]

Для скульптора Зайкова работа над образом Ленина не была эпизодической. Еще в начале своей твореческой деятельности он вылепил в гипсе бюст вождя, а позже, в 1983 году, занимался бюстом Ленина для интерьера челябинского драмтеатра. Головницкий впоследствии также принимал участие в работе над памятником Ленину для Москвы, для установки на Ленинских горах.

Пожалуй, самое подробное описание истории создания памятника Ленину на площади Революции можно прочитать у А. Золотова в книге про скульптора Головницкого.

Идея сооружения нового памятника Ленину в Челябинске совпала с подготовкой к празднованию 40-летней годовщины Великого Октября. В объявленном по этому поводу конкурсе участвовали скульпторы или целые коллективы, включая архитекторов, из Москвы, Ленинграда, Свердловска. Челябинск представлял проект Л. Н. Головницкого. Всего комиссия рассмотрела 18 проектов.

Мне, кстати, довелось присутствовать при подведении итогов первого тура. Первая премия тогда была никому не присуждена. Вторая досталась коллективу москвичей и челябинцу Головницкому. Комиссия во главе, если не ошибаюсь, с секретарем обкома Ф. М. Шишкаловым решила конкурс продолжить.



[5. Авторы: Л.Головницкий, Е.Александров, В.Зайков; из книги А.Золотова "Причастность"]

Ниже приведу свою беседу, записанную на магнитофон (диктофонов еще не было), с Головницким и Зайковым, что состоялась во время их работы над скульптурой. Мы встретились на месте их работы, в помещении старого челябинского цирка на площади Павших.

Виталий Зайков обратил внимание на проблемы с освещением памятника в течение светового дня. Вероятно, не все это замечают, но солнце действительно почти все время за спиной у вождя. Его лучше всего фотографировать с утра или в конце дня. Наиболее удачный снимок сделал, на мой взгляд, Юрий Теуш. Для этого ему пришлось подогнать автомобиль с площадкой, которая подняла фотографа наверх.



[6. Фото Ю.Теуша; из книги А.Золотова "Причастность"]

А вот что рассказывает о работе над памятником архитектор Е. В. Александров:

В 1957 году был объявлен Всесоюзный конкурс на проект памятника В.И. Ленину и трибуны на площади Революции. На конкурс поступило 18 проектов из Москвы, Ленинграда, Свердловска, Челябинска, других городов. Ни одному из представленных на просмотр проектов жюри решило первой премии не присуждать, а две вторые присудило коллективу авторов из Московского архитектурного института и нам, челябинцам, - скульптору Л.Н. Головницкому и мне, архитектору.

Во втором, теперь уже закрытом, конкурсе из представленных проектов первая премия была присуждена авторскому коллективу в составе: скульпторы Л.Н. Головницкий и B.C. Зайков, архитектор Е.В. Александров.

В том же году в наш город приехал президент Академии художеств СССР, известный скульптор Н.В. Томский. Мы в это время, получив заказ на разработку проекта, определили высоту памятника в 17 метров. Семь метров - скульптура и десять - постамент с центральной трибуной.

Рассмотрев все аспекты, учтя масштаб площади, мы пришли к единодушному заключению, что предложенный Томским вариант никак не может устроить. Его скульптура - он в этом прав - мала по высоте.

Часто можно услышать различные истории и домыслы, связанные с помещением под постаментом. Вот вам информация из первых рук - да, подземное помещение было, и в нём находился буфет. Рассказывает Е.В.Александров:

Когда памятник открыли, мне стало казаться, что фигура заваливается на бок. Потом мне Головницкий с Зайковым сказали, что немного увеличили рост Ленина. Но ведь ширина пьедестала осталась прежней. Я очень расстроился. Был и еще один повод для огорчения. Когда монтировали памятник, тогдашние руководители области пожаловались, что проводят они во время демонстраций по три-четыре часа на трибунах и никаких бытовых удобств рядом нет. Необходимо было сделать их внутри постамента. Я, конечно, был против. Это же осквернение памятника! Но они поступили по-своему. Внутри постамента оборудовали небольшой буфет, туалет, посадили постового, чтобы охранял. Да еще и отопление провели.

В 70-х годах мне звонят из горкома и приглашают срочно на площадь к памятнику. Оказалось, электропроводку замкнуло: случился пожар, внутри все выгорело. Это произошло ночью, а уже утром "Голос Америки" передал, что в Челябинске памятник Ленину сгорел. После этого происшествия меня спрашивают: что делать? Я ответил то же, что и раньше: все забетонировать, чтобы исключить возможность пожара.

На этот раз меня послушали: помещение закрыли, выложили новыми плитами. А под шумок я еще и ширину постамента увеличил. Теперь Ленин стоит прямо. Только вот, к сожалению, сейчас на статуе кое-где появились трещины. Видимо, заводской брак или бронза некачественная. С этим, кстати, специалисты "Дорремстроя" (эта организация отвечает за сохранность памятника) уже сталкивались. Однажды их послали отмывать белое пятно, появившиеся у Ильича. Оказалось, однако, что это вовсе не грязь на памятнике, а бронза. Сейчас мы совместно готовим меры по реставрации.

Раз уж зашла речь про байки и легенды, развенчаю ещё одну - про две кепки которые якобы зрители увидели у Ильича во время открытия памятника. Источник сей дезинформации - рассказ Сергея Довлатова "Номенклатурные полуботинки", то есть чистой воды литературный домысел. Цитирую дословно:

В Челябинске, например, произошел такой случай.
В центральном сквере, напротив здания горсовета, должны были установить памятник Ленину. Организовали торжественный митинг. Собралось тысячи полторы народу.
Звучала патетическая музыка. Ораторы произносили речи.
Памятник был накрыт серой тканью.
И вот наступила решающая минута. Под грохот барабанов чиновники местного исполкома сдернули ткань.
Ленин был изображен в знакомой позе - туриста, голосующего на шоссе. Правая его рука указывала дорогу в будущее. Левую он держал в кармане распахнутого пальто.
Музыка стихла. В наступившей тишине кто-то засмеялся. Через минуту хохотала вся площадь.
Лишь один человек не смеялся. Это был ленинградский скульптор Виктор Дрыжаков. Выражение ужаса на его лице постепенно сменилось гримасой равнодушия и безысходности.
Что же произошло? Несчастный скульптор изваял две кепки. Одна покрывала голову вождя. Другую Ленин сжимал в кулаке.
Чиновники поспешно укутали бракованный монумент серой тканью.
Наутро памятник был вновь обнародован. За ночь лишнюю кепку убрали.

Что же происходило на самом деле?

"Большое событие" - под таким заголовком сообщает областная газета о состоявшемся на главной площади города многотысячном митинге, посвященном открытию памятника Ленину. Было это 5 ноября 1959 года. Митинг по такому случаю открыл секретарь горкома КПСС К.Н.Воронин.

"Звучит торжественная мелодия Гимна Советского Союза, - пишет газета, - член партии с 1904 года Иван Степанович Белостоцкий [старый большевик, ученик В.И.Ленина по школе в Лонжюмо] разрезает красную ленту. С восьмиметровой фигуры памятника ниспадает голубоватое покрывало. Перед взорами участников митинга предстает дорогой и близкий сердцу каждого советского человека образ великого вождя революции Владимира Ильича Ленина".

Выступающий на митинге мастер трубопрокатного завода Герой Социалистического Труда Гончарук вдохновенно заявляет: "Сегодня у памятника Ленину мы даем нашу рабочую клятву: коммунизм будет построен!"

Упало с бронзы покрывало,
И, задевая облака,
Встал над высотами Урала
Владимир Ленин на века.

Такие проникновенные строки посвятил этому событию челябинский поэт Марк Гроссман.

Челябинск в семилетке


[7. Из книги "Челябинск в семилетке", 1960]

Реконструкция монумента проводилась в сентября 2001 года (кстати, на деньги Артура Никитина), до этого обходились текущим ремонтом. Последний раз памятник ремонтировали вроде бы этим летом.


[8. Уральский курьер, 15 июня 2001]

В девяностые годы, на волне развенчания всех и вся, зазвучали предложения убрать Ленина с площади. Впрочем, дальше споров дело не продвинулось, и дело надолго затихло. Впрочем, этим летом о переносе памятника заговорили с новой силой. Не знаю, чем кончится дело, но пока живы люди, для которых многое связано с именем Ленина, думаю, монументу ничего не грозит - у молодёжи ещё долго будет возможность назначать свидания "у левой пятки Ленина".


Первые архитектурные проекты застройки площади Революции восходят ещё к тридцатым годам. В довоенные годы тут планировалось разместить монумент героям Гражданской войны, а в пятидесятые на площади было возведено нечто с портретами Ленина-Сталина.



[3. Фото 1954 г.; из фондов Музея ЧТЗ]

Работа собственно над памятником Ильичу началась лишь в 1957 году, в канун 40-летия Октября. Естественно, он рассматривался в контексте общей застройки площади. В городе к тому времени уже был один памятник Ленину, открытый в 1925 году, поэтому новый монумент должен был стать главным композиционным элементом нового величественного облика площади. Надеюсь, никто не станет отрицать, что авторам эта задача в полной мере удалась.

5 ноября 1957 года на площади Революции в Челябинске состоялась закладка памятника В. И. Ленину — установлен мраморный пилон с пояснительной надписью, что на этом месте будет сооружен монумент великому основателю Советского государства.



[4. Фото из фондов ОГАЧО]

Для скульптора Зайкова работа над образом Ленина не была эпизодической. Еще в начале своей твореческой деятельности он вылепил в гипсе бюст вождя, а позже, в 1983 году, занимался бюстом Ленина для интерьера челябинского драмтеатра. Головницкий впоследствии также принимал участие в работе над памятником Ленину для Москвы, для установки на Ленинских горах.

Пожалуй, самое подробное описание истории создания памятника Ленину на площади Революции можно прочитать у А. Золотова в книге про скульптора Головницкого.

Идея сооружения нового памятника Ленину в Челябинске совпала с подготовкой к празднованию 40-летней годовщины Великого Октября. В объявленном по этому поводу конкурсе участвовали скульпторы или целые коллективы, включая архитекторов, из Москвы, Ленинграда, Свердловска. Челябинск представлял проект Л. Н. Головницкого. Всего комиссия рассмотрела 18 проектов.

Мне, кстати, довелось присутствовать при подведении итогов первого тура. Первая премия тогда была никому не присуждена. Вторая досталась коллективу москвичей и челябинцу Головницкому. Комиссия во главе, если не ошибаюсь, с секретарем обкома Ф. М. Шишкаловым решила конкурс продолжить.



[5. Авторы: Л.Головницкий, Е.Александров, В.Зайков; из книги А.Золотова "Причастность"]

Ниже приведу свою беседу, записанную на магнитофон (диктофонов еще не было), с Головницким и Зайковым, что состоялась во время их работы над скульптурой. Мы встретились на месте их работы, в помещении старого челябинского цирка на площади Павших.

Виталий Зайков обратил внимание на проблемы с освещением памятника в течение светового дня. Вероятно, не все это замечают, но солнце действительно почти все время за спиной у вождя. Его лучше всего фотографировать с утра или в конце дня. Наиболее удачный снимок сделал, на мой взгляд, Юрий Теуш. Для этого ему пришлось подогнать автомобиль с площадкой, которая подняла фотографа наверх.



[6. Фото Ю.Теуша; из книги А.Золотова "Причастность"]

А вот что рассказывает о работе над памятником архитектор Е. В. Александров:

В 1957 году был объявлен Всесоюзный конкурс на проект памятника В.И. Ленину и трибуны на площади Революции. На конкурс поступило 18 проектов из Москвы, Ленинграда, Свердловска, Челябинска, других городов. Ни одному из представленных на просмотр проектов жюри решило первой премии не присуждать, а две вторые присудило коллективу авторов из Московского архитектурного института и нам, челябинцам, - скульптору Л.Н. Головницкому и мне, архитектору.

Во втором, теперь уже закрытом, конкурсе из представленных проектов первая премия была присуждена авторскому коллективу в составе: скульпторы Л.Н. Головницкий и B.C. Зайков, архитектор Е.В. Александров.

В том же году в наш город приехал президент Академии художеств СССР, известный скульптор Н.В. Томский. Мы в это время, получив заказ на разработку проекта, определили высоту памятника в 17 метров. Семь метров - скульптура и десять - постамент с центральной трибуной.

Рассмотрев все аспекты, учтя масштаб площади, мы пришли к единодушному заключению, что предложенный Томским вариант никак не может устроить. Его скульптура - он в этом прав - мала по высоте.

Часто можно услышать различные истории и домыслы, связанные с помещением под постаментом. Вот вам информация из первых рук - да, подземное помещение было, и в нём находился буфет. Рассказывает Е.В.Александров:

Когда памятник открыли, мне стало казаться, что фигура заваливается на бок. Потом мне Головницкий с Зайковым сказали, что немного увеличили рост Ленина. Но ведь ширина пьедестала осталась прежней. Я очень расстроился. Был и еще один повод для огорчения. Когда монтировали памятник, тогдашние руководители области пожаловались, что проводят они во время демонстраций по три-четыре часа на трибунах и никаких бытовых удобств рядом нет. Необходимо было сделать их внутри постамента. Я, конечно, был против. Это же осквернение памятника! Но они поступили по-своему. Внутри постамента оборудовали небольшой буфет, туалет, посадили постового, чтобы охранял. Да еще и отопление провели.

В 70-х годах мне звонят из горкома и приглашают срочно на площадь к памятнику. Оказалось, электропроводку замкнуло: случился пожар, внутри все выгорело. Это произошло ночью, а уже утром "Голос Америки" передал, что в Челябинске памятник Ленину сгорел. После этого происшествия меня спрашивают: что делать? Я ответил то же, что и раньше: все забетонировать, чтобы исключить возможность пожара.

На этот раз меня послушали: помещение закрыли, выложили новыми плитами. А под шумок я еще и ширину постамента увеличил. Теперь Ленин стоит прямо. Только вот, к сожалению, сейчас на статуе кое-где появились трещины. Видимо, заводской брак или бронза некачественная. С этим, кстати, специалисты "Дорремстроя" (эта организация отвечает за сохранность памятника) уже сталкивались. Однажды их послали отмывать белое пятно, появившиеся у Ильича. Оказалось, однако, что это вовсе не грязь на памятнике, а бронза. Сейчас мы совместно готовим меры по реставрации.

Раз уж зашла речь про байки и легенды, развенчаю ещё одну - про две кепки которые якобы зрители увидели у Ильича во время открытия памятника. Источник сей дезинформации - рассказ Сергея Довлатова "Номенклатурные полуботинки", то есть чистой воды литературный домысел. Цитирую дословно:

В Челябинске, например, произошел такой случай.
В центральном сквере, напротив здания горсовета, должны были установить памятник Ленину. Организовали торжественный митинг. Собралось тысячи полторы народу.
Звучала патетическая музыка. Ораторы произносили речи.
Памятник был накрыт серой тканью.
И вот наступила решающая минута. Под грохот барабанов чиновники местного исполкома сдернули ткань.
Ленин был изображен в знакомой позе - туриста, голосующего на шоссе. Правая его рука указывала дорогу в будущее. Левую он держал в кармане распахнутого пальто.
Музыка стихла. В наступившей тишине кто-то засмеялся. Через минуту хохотала вся площадь.
Лишь один человек не смеялся. Это был ленинградский скульптор Виктор Дрыжаков. Выражение ужаса на его лице постепенно сменилось гримасой равнодушия и безысходности.
Что же произошло? Несчастный скульптор изваял две кепки. Одна покрывала голову вождя. Другую Ленин сжимал в кулаке.
Чиновники поспешно укутали бракованный монумент серой тканью.
Наутро памятник был вновь обнародован. За ночь лишнюю кепку убрали.

Что же происходило на самом деле?

"Большое событие" - под таким заголовком сообщает областная газета о состоявшемся на главной площади города многотысячном митинге, посвященном открытию памятника Ленину. Было это 5 ноября 1959 года. Митинг по такому случаю открыл секретарь горкома КПСС К.Н.Воронин.

"Звучит торжественная мелодия Гимна Советского Союза, - пишет газета, - член партии с 1904 года Иван Степанович Белостоцкий [старый большевик, ученик В.И.Ленина по школе в Лонжюмо] разрезает красную ленту. С восьмиметровой фигуры памятника ниспадает голубоватое покрывало. Перед взорами участников митинга предстает дорогой и близкий сердцу каждого советского человека образ великого вождя революции Владимира Ильича Ленина".

Выступающий на митинге мастер трубопрокатного завода Герой Социалистического Труда Гончарук вдохновенно заявляет: "Сегодня у памятника Ленину мы даем нашу рабочую клятву: коммунизм будет построен!"

Упало с бронзы покрывало,
И, задевая облака,
Встал над высотами Урала
Владимир Ленин на века.

Такие проникновенные строки посвятил этому событию челябинский поэт Марк Гроссман.

Челябинск в семилетке


[7. Из книги "Челябинск в семилетке", 1960]

Реконструкция монумента проводилась в сентября 2001 года (кстати, на деньги Артура Никитина), до этого обходились текущим ремонтом. Последний раз памятник ремонтировали вроде бы этим летом.


[8. Уральский курьер, 15 июня 2001]

В девяностые годы, на волне развенчания всех и вся, зазвучали предложения убрать Ленина с площади. Впрочем, дальше споров дело не продвинулось, и дело надолго затихло. Впрочем, этим летом о переносе памятника заговорили с новой силой. Не знаю, чем кончится дело, но пока живы люди, для которых многое связано с именем Ленина, думаю, монументу ничего не грозит - у молодёжи ещё долго будет возможность назначать свидания "у левой пятки Ленина".

Сегодня, 15 июля, исполняется 95 лет с момента открытия первого памятника Ленину в Челябинске. Он был установлен на Алом поле в 1925 году и оказался одним из первых на Урале.

На его сооружение челябинцы собирали добровольные пожертвования в 1924 и 1925 годах. Так, профсоюз железнодорожников станции Челябинск из 2300 человек внес полдневный заработок,, завод имени Колющенко перечислил 200 рублей. А в общей сложности набралось свыше 15 тысяч рублей.

В 1924 году на Алое поле завезли глыбы серого гранита, добытые в каменоломнях на месте нынешнего парка имени Гагарина. Блоки вырубали в специально построенном тепляке лучшие каменотесы области.

За ударный труд они были премированы кумачовыми рубахами, в которых и пришли на открытие 15 июля 1925 года.

Читайте также: