Ярославский вокзал сообщение 4 класс

Обновлено: 04.07.2024

Ярославский вокзал

В 1862 г. между Красным прудом и Николаевским вокзалом (сейчас Ленинградский) был построен маленький вокзал Ярославской железной дороги. Первый поезд по маршруту Москва — Сергиев Посад отправился с вокзала 22 июля 1862 года. Это была дорога длиной в 65 вёрст (69 км).

Перрон построен в 1910-х гг. по проекту Л. Н. Кекушева. При реконструкции в 1965—1966 со стороны перрона пристроено помещение со сплошной стеклянной стеной.

20 июня 1929 года от перрона Ярославского вокзала по маршруту Москва — Мытищи отправился первый московский электропоезд.

В 1995 закончилась вторая реконструкция, целью которой являлось расширение площади для пассажиров, улучшение обслуживания в связи с возросшим пассажиропотоком.

Ярославский вокзал, фото 2015 года

Сначала вокзал хотели построить на Первой Мещанской улице, на месте университетского ботанического сада, но университет не согласился его отдать.

Тогда решили все вокзалы разместить в одном месте. Ярославский встал на месте артиллерийского двора конца XVII века. Его построил М.Ю. Левестам в 1862 году. Московский митрополит Филарет, освящая его, сказал, что дорога в Троице-Сергиеву лавру будет вредной в религиозном отношении, потому что в пути богомольцы наслушаются дурных рассказов.

В 1902-1904 годах Ф.О. Шехтель построил новое здание вокзала, втрое больше прежнего. Главный акцент он поставил на входе, напоминающем открытые крепостные ворота в нижнем ярусе башни. Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно с растительными орнаментами. А в нише фронтона над входом в вестибюль Ярославского вокзала Шехтель расположил рельефные изображения гербов трех городов, которые связала железная дорога: Георгий Победоносец — Москва, поражающий дьявола Михаил Архангел — Архангельск и медведь с секирой — Ярославль.

Именно Ярославский вокзал стал началом самой протяженной ветки — 9 298 км, до Владивостока. Отсюда Антон Чехов отправился в свою знаменитую поездку на Сахалин.

Ярославский вокзал

Говорят, что. . пригородные электрички и поезда до Сергиева Посада заменили хождение на богомолье. Традиционно путь к Лавре полагалось пройти пешком, но с появлением Ярославского вокзала смысл паломничества изменился. Хотя еще недавно в пригородных электричках можно было увидеть бабушек-богомолиц, которые на предложение сесть отвечали: Не могу! Я к преподобному Сергию иду!

. до освящения вокзала митрополит Филарет не видел ни железной дороги, ни поезда. Поэтому специально для него отцепили паровоз, и он совершил несколько маневров по станции .

Идея строительства железной дороги возникла в середине 19 века, когда было подсчитано, что по дороге в сторону Ярославля на различном транспорте — от карет до телег в год проезжает более 150 тысяч человек и провозится около 4 млн. пудов различных грузов. А несколько раз в году тысячи паломников направляются в Сергиев Посад в Троице-Сергиеву Лавру.

Инициатором строительства железной дороги в сторону Ярославля был профессор математики МГУ Федор Васильевич Чижов, внесший значительный вклад в развитие промышленности и торговли России. Федор Чижов сумел привлечь к строительству молодых купцов, в том числе состоятельного и энергичного предпринимателя Ивана Мамонтова, отца известного в будущем мецената Саввы Мамонтова.

24 июля 1958 года император Александр II разрешил провести изыскания по строительству дороги, для чего в мае 1959 года было утверждено Общество Московско-Ярославской железной дороги. Своей первостепенной целью учредители считали общественную пользу строящегося пути, а не получение прибыли.

Проектирование сооружения было поручено петербургскому архитектору Роману Ивановичу Кузьмину, взявшему в помощники мастера архитектуры Смаранга Логиновича Шустова. Место для строительства было определено по одной линии с Николаевским, ныне Ленинградским вокзалом. В 1862 году было построено строгое и изящное двухэтажное белое здание.

Строительство дороги велось 3 года и к лету 1862 года работы были завершены. 22 июля состоялся пробный выезд паровоза с платформой, на которой в палатке расположились инженеры и члены приемочной комиссии во главе с директором-учредителем Общества полковником М. Богомольцем. 18 августа 1862 года станция и дорога были освящены и ежедневное движение поездов было открыто. Это была первая русская — без участия иностранного капитала железная дорога. До 1870 года поезда следовали только до Сергиева Посада с остановками на станциях Мытищи и Пушкинская, Талицкая и Хотьков. Длина пути составляла 65 верст или 69 км.

Приобретенные в Германии пассажирские вагоны были холодными и вместо тамбуров у них была открытая площадка. Первое время поезда следовали без расписания, время стоянок было неизвестно и кондукторы не открывали дверь, чтобы выпустить пассажиров на платформу размяться и подышать воздухом. По этой причине руководство движением было завалено жалобами от недовольных пассажиров.

До конца 19 века Ярославский вокзал почти не изменялся, а проведенная в 1900 году пристройка и надстройка здания, практически не решили проблемы нехватки площадей при возросшем пассажиропотоке. Поэтому решили построить новое здание, проект которого был выполнен Федором Шехтелем и был одобрен во всех инстанциях, в том числе и Николаем II. Строительство началось весной 1902 года и было завершено к 1907 году. По площади новое здание станции было втрое больше старого и выполненное в неорусском стиле было необычным как снаружи, так и внутри. Федор Шехтель сумел воспользоваться принципом древнерусского зодчества и объединил в одно целое несколько различных по форме и размеру построек. Над входом в нише фронтона изображены гербы городов Ярославля — медведь с секирой, Архангельска — поражающий дьявола Михаил Архангел и Москвы — Георгий Победоносец. Светлый фасад и приглушенные тона керамического панно с изображением растительного орнамента напоминают нам о холодном севере.

В результате реконструкции 1995 года на первом этаже здания разместился кассовый зал и был открыт дополнительный Зал ожидания. Смонтированы автоматическая система пожаротушения и электронная информационная система.

Первый электропоезд отправился в Мытищи в 1929 году, а скоростной поезд Спутник — в 2004 году.

Развитие промышленности и освоение новых земель Севера России диктовали необходимость строительства новых железных дорог.

История возникновения Ярославского вокзала начинается с 1862 года. В этот год открылась железная дорога Москва — Сергиев Посад с Николаевским вокзалом на Каланчевской площади (ныне Комсомольская площадь), тогда же появляется Ярославский вокзал.

Автором проекта был архитектор Р. И. Кузьмин. Уже в 1870 году поезда пошли до Ярославля, в 1872 году до Вологды, а к концу XIX века железная дорога пришла к берегам Белого моря в город Архангельск.

Вокзал, построенный архитектором Р. Кузьминым, не соответствовал духу времени.

Председатель правления акционерного общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Савва Иванович Мамонтов (1841 — 1918), известный московский капиталист и большой покровитель муз и пауки, решает возвести новое здание вокзала. С. И. Мамонтов был знаком с Шехтелем, хорошо знал здания, построенные архитектором, и поэтому его решение поручить Шехтелю возведение нового здания было вполне закономерным.

Ф. О. Шехтель с присущей ему энергией взялся за проект. В этот период зодчий работал над созданием четырех павильонов для Международной выставки в Глазго.

Ярославский вокзал являлся воротами Москвы на Север. Шехтель понимал значение дороги как связь центра с окраинами северных земель. Это нашло отражение в некоторых архитектурных решениях и в барельефе над главным входом, где изображены народы Севера и его фауна.

Асимметричный фасад с тремя башнями, вытянутый но фронту, можно разделить на три составные части. Левая, большая по протяженности, с башней, напоминающей кремлевские, завершается плавным закруглением, которое повторяет майоликовый фриз, проходящий вдоль всего фасада. Плоскость фасада, на уровне второго этажа прорезана прямоугольными окнами, первый этаж выполнен в виде аркады. Фасад закругленной части на двух этажах прорезан прямоугольными окнами.

Центральную часть фасада, главенствующую, венчает большая башня, поддерживаемая двумя массивными выступающими из-за плоскости стены колоннами и огромной аркой, которые организуют главный вход в здание вокзала.

Правая часть — башня с шатровым покрытием. Плоскости стен главного и торцевого фасадов декорированы машикулями — архитектурными элементами с вертикальными отверстиями.

В интерьере зала ожидания пассажиров, на уровне фриза были помещены полотна художника К. А. Коровина (1861 — 1939) с видами Русского Севера. Ныне эти полотна хранятся в запасниках Третьяковской галереи.

Вот уже почти целый век необыкновенный силуэт Ярославского вокзала встречает и провожает москвичей и гостей столицы.

Встав рядом с творениями В. Щусева — Казанским вокзалом и К. Тона — Николаевским вокзалом, творение Ф. Шехтеля стало украшением не только площади трех вокзалов, но и всего города.

IMG_4311 (525x700, 485Kb)


В 1862 году между Красным прудом и Николаевским вокзалом (сейчас Ленинградский) был построен маленький вокзал Московско-Троицкой железной дороги.
Проект вокзала с учетом масштабов дороги был заказан небольшой. Была одна особенность: левая часть здания отводилась управлению дороги. Белое двухэтажное здание отличалось строгостью и изяществом линий, дробный ритм окон, обрамленных мелко профилированными тягами, подчеркивал его деловое предназначение.
Первый поезд по маршруту Москва — Сергиево отправился с вокзала 22 июля 1862 года. Это была дорога длиной в 65 вёрст (69 км).
В 1895—1896 годах по проекту архитектора Л. Н. Кекушева были перестроены восточное крыло и перрон вокзала.

10.06.2012 (5) (700x500, 602Kb)

IMG_4304 (700x525, 445Kb)

В 1902—1904 Ф. О. Шехтелем к старому зданию вокзала был пристроен новый фасад с залом ожидания, решённый в неорусском стиле с элементами северного модерна.

IMG_4302 (700x525, 477Kb)

Воспользовавшись характерным для древнерусского зодчества принципом соединения в одно целое разнообразных по формам и масштабу построек, архитектор выделил объём главного пассажирского зала, соединённого с вестибюлем и аванзалом и обеспечивающего прямой проход к перронам.

Фриз и майоликовые вставки выполнялись по собственноручным рисункам Шехтеля в абрамцевской мастерской.
При реконструкции в 1965—1966 со стороны перрона пристроено помещение со сплошной стеклянной стеной. Тогда же по проекту архитектора Л. Н. Ненаглядкина был существенно изменён облик внутренних помещений вокзала.

IMG_0610 (700x526, 413Kb)

1.

IMG_0612 (700x525, 429Kb)

2.

IMG_0614 (700x525, 464Kb)

3.

IMG_0615-0 (700x518, 513Kb)

4.

IMG_0616 (700x525, 486Kb)

5.

IMG_0621 (700x525, 485Kb)

6.

IMG_0623 (525x700, 575Kb)

7.

IMG_0624 (700x525, 479Kb)

8.

IMG_0628 (700x489, 379Kb)

9.

Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов, которое должно рождать ассоциативные связи с образом русского Севера.


В нише фронтона над входом в вестибюль вокзала Шехтель расположил рельефные изображения гербов трёх городов, которые связала Ярославская железная дорога. Это Георгий Победоносец — Москва, поражающий дьявола Михаил Архангел — Архангельск и медведь с секирой — Ярославль.
Все они — символы главного хода Ярославского направления.


Интерьеры вокзала первоначально были оформлены панно художника К. А. Коровина.

После экспонирования на Нижегородской выставке, находясь в собственности С.И.Мамонтова, северные панно стали украшать стены главного вестибюля Ярославского вокзала, здание которого было выстроено Ф.О.Шехтелем в 1902–1904 годах.

В 1961 году они были переданы в Государственную Третьяковскую галерею. Ввиду их больших размеров и неудовлетворительного состояния они были помещены в фонды музея.
Несколько лет назад на выставке Константина Коровина в Третьяковской галерее были представлены 4 из 10 отреставрированных панно.

PICT0127 (700x529, 537Kb)


1.

PICT0128 (700x429, 347Kb)

2.

PICT0132-00 (525x700, 503Kb)

3.

PICT0132-0 (700x683, 506Kb)

4.

10.06.2012 (1) (700x421, 490Kb)

5.

10.06.2012 (2) (700x462, 402Kb)

6.

10.06.2012 (4) (700x525, 659Kb)

7.

IMG_4305 (700x525, 322Kb)


8.

IMG_4306 (700x525, 312Kb)


9.

IMG_4308 (525x700, 378Kb)

10.

IMG_4309 (525x700, 358Kb)

11.

IMG_4303 (700x525, 433Kb)

12.

IMG_4312 (700x531, 529Kb)

13.

IMG_4313 (700x525, 488Kb)

14.

PICT0130-0 (504x700, 460Kb)


15.

IMG_4315 (700x525, 465Kb)

16.

IMG_4301 (525x700, 293Kb)

17.

IMG_4300 (525x700, 330Kb)

18.

IMG_4291 (700x525, 521Kb)


19.

IMG_4292 (700x514, 382Kb)

20.

IMG_4293 (700x525, 431Kb)

21.

IMG_4294 (700x525, 442Kb)

22.

IMG_4295 (700x523, 444Kb)

23.

IMG_4296 (700x516, 377Kb)

24.

IMG_4297 (700x525, 411Kb)

25.

IMG_4299 (700x525, 369Kb)

26.

Читайте также: