Образы исторической эпохи на полотнах гойи сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Франсиско Гойя — как нельзя лучше отразил в своих картинах эпоху, в которой жил. Его живопись страстная и чувственная в начале жизненного пути, беспокойная и сумасшедшая в конце, отражает все происходящее в Европе, и в частности Испании 18 века.

В это время во главе Испании стоят реакционные феодальные силы, что существенно замедляет развитие страны. Но ко второй половине 18 века получают распространение идеи французской философии просвещения, что даёт возможность испанскому обществу возможность более свободного приобщения к достижениям передовой мысли и искусства того времени.

Гойя художник сложный и неоднозначный, отчасти потому что вдохновление черпал не исключительно из политической или религиозной жизни своей страны, сколько из жизни своей собственной, пропуская через себя все происходящее на родине.

Безусловно, Гойя жил в эпоху ярчайших исторических событий: распад феодально- абсолютистского строя, буржуазные революции, войны, инквизиция, качественный перелом в сознании людей. Все эти события влияли на Гойю, а он в свою очередь выплескивал переживания на холсты, оставив неизгладимый след в мировой истории искусства.

СТАНОВЛЕНИЕ ГОЙИ

В крошечной деревне Фуэнтетодос, неподалёку от Сарагосы, в 1846 году родился Франсиско Гойя. Его мать, донья Гарсиа Лусиентес, происходила из семьи мелких испанских дворян, а отец, Хосе Гойя, был мастером-позолотчиком.

Семья Гойи получила поместье в Фуэнтетодос по наследству и переехала туда из Сарагосы. По законам Испании того времени, дворяне не имели права работать, а должны были жить только на доходы от своих владений. Из-за этого семья жила очень бедно, поэтому отец Гойи решает возобновить занятия ремеслом в Сарагосе, чтобы семья могла хоть как-то сводить концы с концами.

Там же отец семейства определяет сыновей — Франсиско и двух его братьев Камилло и Томаса в школу. Там Гойя получил начальное образование, которое нельзя назвать качественным — до конца жизни он пишет с ошибками и разговаривает как простолюдин, несмотря на интеллигентный круг общения в будущем. После окончания начальной школы, Гойя поступает в иезуитскую школу, где его наставник видит в мальчике большие художественные способности. Он и рекомендует его на обучение у своего родственника, местного художника Хосе Лусана-и Мартинеса.

Гойя провёл на обучении у Мартинеса около 4 лет, в мастерской он не только изучал азы рисунка и живописи, но и начал создавать гравюры и офорты, копируя их с произведений известных художников. Одновременно с обучением в мастерской, Гойя посещает уроки скульптуры, чтобы достигнуть большей пластичности и достоверности в изображении человеческого тела. Это также было единственной возможностью для Гойи изучить анатомию, потому что писать обнаженное тело в то время в Испании было запрещено.

Чуть позже, в возрасте 17 лет Гойя переедет в Мадрид, где навсегда решит связать свою жизнь с искусством. Он подаёт заявку на стипендию в Королевской Академии изящных искусств, но получает отказ. Несмотря на это он остаётся в Мадриде, а два года спустя он выставляет свою картину на конкурс Королевской Академии, работа впечатляет жюри, но золотую медаль Гойя не получает.

Хоть участие в конкурсе не помогло поступлению в академию, оно обеспечило Гойю нужными знакомствами и дало возможность пойти на обучение к члену конкурсного жюри Франсиско Байеу. Здесь Гойя совершенствует мастерство живописи около трёх лет , после чего решает уехать в Италию для продолжения образования. В то время в Италия была центром притяжения всех начинающих художников. Страна славилась своей живописной школой и конечно же многими знаменитыми живописцами.

ПРИЗНАНИЕ ТАЛАНТА

В 1771 году Гойя возвращается в Сарагосу, уставший от неудач и разочаровавшийся в искусстве. Именно в этот момент его жизни он получает заказ, повлиявший на его дальнейшую судьбу.

Ему необходимо было выполнить роспись во дворце графа Габарда де Собрадиель религиозными сюжетами. На эту работу он бросил все оставшиеся после многочисленных провалов силы.

Росписи получились превосходными и заказчик был очень доволен. Эта работа стала первым профессиональным успехом Гойи.

В это же время Гойя делает предложение сестре своего наставника Франсиско Байеу — Хосефе, на что она отвечает согласием, и вскоре они женятся. Удивительно, что за всю жизнь Гойя написал всего один портрет своей жены.

ПРИДВОРНЫЙ ХУДОЖНИК

В 1774 году через немецкого художника Антона Рафаэля Менгса, Гойя получил первые заказы для королевской мануфактуры гобеленов. Его задача — создавать эскизы будущих гобеленов для испанского дворца. Работа стабильная и хорошо оплачиваемая, и вскоре Гойя с женой переезжает в Мадрид.

Первоначально он создавал картоны, посвящённые сценам рыбалки и охоты, что приходится по вкусу королю, а чуть позже Гойя получает новый заказ на разработку эскизов сцен из жизни испанцев.

Героями своих картин Гойя выбирает Мах и их спутников Махо — простолюдинов, выходцев из низших слоёв общества, но любящих приодеться, чтобы произвести впечатление на окружающих.

Мастерство Гойи росло вместе с его авторитетом, и постепенно он создаёт себе репутацию прекрасного портретиста. У него появляется постоянный поток заказчиков, он перестаёт чувствовать стесненность в средствах и наконец может позволить себе жизнь, не стесненную в средствах и полную творческую реализацию.

Постепенно, Гойя становится непревзойденным мастером портрета, сначала немного приукрашивая заказчиков и изображая их с лучшей стороны, со временем он умело изображает не только черты лица и особенности характера, он может изобразить саму судьбу человека на портрете.

ХУДОЖНИК ИЛИ ФИЛОСОФ?

В 1789 году Гойя получает назначение на должность подворного живописца и немного отходит от создания картонов для мануфактуры. В это время он пишет несколько портретов герцогини Альба, с которой по мнению историков, он имел любовную связь, несмотря на разницу в происхождении.

Этой картиной Гойя впервые обозначил себя не просто как прекрасного живописца, но и как человека с философским мышлением, особенным глубоким мировоззрением.

Несмотря на обыденный, для испанцев, сюжет, художник вложил в картину много смысла. Он не просто изобразил испанскую национальную забаву, он рассказал нам историю о том, что каждый из нас в тот или иной момент нашей жизни бывает на месте пелеле, или игрока в пелеле.

Гойя проработал на мануфактуре около восемнадцати лет, создав за это врем яблоке шестидесяти картонов. За это время он нарабатывает не только множество полезных знакомств при дворе, но и множество недоброжелателей.

Франсиско Хосе де Гойя (1746-1828) - выдающийся испанский художник первой трети XIX века, один из основоположников реализма нового времени, стремившийся отразить в своем зрелом периоде творчества мрачные стороны испанской действительности, исторические судьбы испанской нации в эпоху наполеоновской интервенции.

Первые работы Гойи были, по преимуществу, декоративны - это уличные сценки, празднества, прогулки, игры, мастерски исполненные портреты вельмож. В восьмидесятые годы наступает полоса официальных успехов в жизни Гойи - его избирают членом Королевской академии искусств, он становится ее вице-директором, а через 10 лет - и директором живописного отделения Академии. Венцом его честолюбивых стремлений становится призвание на должность придворного художника. Однако вскоре Гойя понял, что оказался в золотой клетке. Долгий и мучительный роман с герцогиней Каэтаной Альбой позволил ему остро ощутить двусмысленность своего социального положения.

За этим последовала страшная болезнь - Гойя лишился слуха. Сначала он сторонится людей и уходит в себя, находя отдушину только в живописи, но в начале 1794 года, когда слух потерян окончательно, Гойя берется за кисть, и в его творчестве происходит перелом. В 90-е годы мрачные стороны испанской действительности встают перед ним во всей их неприкрытой наготе.

Гойя – сын испанского народа

Исторические события - реакция, наступившая в Испании после реставрации бурбонов в 1814 году, революционные выступления 1820 года против монархического режима наложили отпечаток и на творчество Гойи - сына своего народа. Поэтому художник после кратковременного периода мрачного пессимизма и отчаяния, связанного с временным торжеством реакции (стенные росписи в "Доме глухого", отчасти графическая серия "Диспаратес"), вновь обращается к образам людей из народа, полным героической силы и оптимизма.

Итак, проследим по работам художника основные вехи его творчества, которые коррелируют с драматическими событиями, которые происходили в испанской среде. Открывает период напряженной реалистической живописи Гойи "Семья Карла IV", написанная в 1800 году. Вступивший на престол Карл IV с женой, детьми, близкими изображен с большой реалистической достоверностью. Гойя воспроизвел их отталкивающую внешность, их духовную низость и ничтожество. Несмотря на то, что Гойя изобразил своих господ со "звериными масками" на лице, супружеская чета была удовлетворена портретом художника, не усмотрев в ней никакой карикатуры.

Продолжением идеи того, что его окружают одни лишь маски стала серия офортов "Капричос", состоящая из 83 произведений. Общий дух их сам Гойя прекрасно выразил в комментарии к одному из листов: "Мир - это маскарад. Все хотят казаться не тем, что они есть, все обманывают, и никто себя не знает".

Испанское общество XVIII века развивалось под сильным влиянием идей Просвещения. Деятели Просвещения считали, что разум является определяющим началом в жизни каждого человека, и напрямую связывали с ним поведение людей. Однако Гойя, как и большинство его соотечественников, не мог не видеть, что в реальной жизни разум никогда не играл определяющей роли. Испанское общество разъедала коррупция, королевский двор был скопищем тупых, привилегированных хамов, вокруг были маски, под которыми скрывались неприглядные личины. Трезво и внимательно посмотрев на мир, Гойя увидел царящие вокруг ложь, ханжество, тупость, суеверие и запечатлел их. В серии офортов "Капричос" Гойя создал сатиру на общество, зло посмеялся над церковью и высшим светом, человеческими слабостями и пороками.

Серия "Капричос" открывается злой сатирой автора на самого себя автопортретом Гойи , в котором не осталось ничего, кроме ухарства и горячности, свойственных художнику в молодости. Большая тяжела голова, мрачное немолодое полное сарказма лицо, настороженный взгляд глаз, смотрящих из-под нависающих век, - на нас смотрит уставший, много повидавший и много передумавший человек. Очень интересно такое понимание художника самого себя - простолюдин, который своим трудом и талантом выбился в высший свет, и постоянно вынужден льстить своим господам.

Очень интересны надписи, которые сделал художник к своим офортам. Например, в одном из них он высмеивает несоответствие поведения дамы почтенных лет своему возрасту: "Она прихорашивается - и очень кстати. Сегодня день ее рождения, ей исполняется семьдесят пять лет. К ней придут подружки", а вот - недоумение художника по поводу веры простолюдинки во всякие абсурдные приметы: "Зубы повешенного - чудодейственное средство для всякого колдовства. Без них ничего толкового не сделаешь. Жаль, что простонародье верит этим бессмысслицам" . Офорт номер 43, который называется "Сон разума рождает чудовищ" выражает основную мысль всей работы. На нем изображен человек, вздремнувший за рабочим столом, над которым глумятся летучие мыши, совы, которые олицетворяют грязь, невежество и злобу. Основная мысль Гойи здесь - когда разум человекам бездействует, в жизни господствует начало иррациональное, только пробуждение разума заставит исчезнуть эти чудовища.

На многих офортах Гойи изображены не только скорчившиеся старухи, голые ведьмы, злые собаки, но и тела с ястребиными головами, уродцы. Всё это производит впечатление буйства терзающейся плоти вместе с полным отсутствием разума. На некоторых офортах даже легко узнать сцены из мест, недоступных воображению простых смертных - Гойя заимствует сюжеты из обезумевшего мира сновидение и ночных кошмаров, призрачного царства, населенными полулюдьми. Все это напоминает странные сцены из ада, который скрыт в душе.

Ужасы войны

В 1808 году, уважаемому и богатому придворному живописцу, известному не только своими картонами для гобеленов, но и поразительно проницательными портретами, восхитительными фресками и необычными офортами, исполнилось 62 года. Политические интриги ввергли Испанию в пучину жестокой и никому не нужной войны, - войны, которая побудила творческий потенциал художника. Эта война, как и все остальные, началась из-за борьбы за власть. Испанский король Карл IV , его вероломная жена Мария-Луиза и их угрюмый старший сын Фердинанд никак не могли решить, кто должен управлять страной.

Этот спор искусно подогревал Наполеон, который мечтал прибрать Испанию к рукам. Его войска, под предлогом предстоящего похода в Португалию, уже находились в Испании. Некоторые из королевских советников предлагали изгнать иностранцев, но Карл не посмел начать военные действия. Он отрекся от престола в пользу своего сына Фердинанда, который верил, что Наполеон окажет ему поддержку. Но, в конце концов Фердинанд вошел в конфронтацию и со своими родителями, и с французским императором, и в королевской семье началась ожесточенная борьба за престол. Воспользовавшись этим, Наполеон хотел посадить на престол своего брата Жозефа.

Неизвестно был ли Гойя свидетелем этой сцены, однако через 6 лет спустя он вспомнил эту сцену и написал картину "Второе мая 1808 года в Мадриде, восстание против мамелюков" . Он с такой непосредственностью отразил, как солдат испанской армии стаскивали с лошадей, убивали ножами и душили голыми руками. Все, кто видел эту картину, невольно верят, что Гойя сам присутствовал при этом.

На следующий день после восстания французы совершили роковую ошибку, сделавшую войну неизбежной: они казнили без суда всех испанцев, которые, по их мнению, принимали участие в восстании. Этот сюжет Гойя запечатлел в работе "Расстрел повстанцев в ночь на третье мая 1808 года" . Гойя нарисовав этот расстрел шесть лет спустя, создал подлинный драматический шедевр, сумев ухватить самую суть события. Палачи, эти анонимные солдаты, покорно повинуются приказу убивать всех подозреваемых, которых поставили в ряд перед ними. В центре картины - крестьянин с поднятыми вверх руками, его лицо и поза выражают смесь ужаса, гордости и покорности перед надвигающейся смертью.

Залпы французского взвода, расстреливавшего всех без суда и следствия, эхом прокатились по всей Испании. Народ, охваченный чувством национального долга, восстал против французов.

Отношение Гойи к войне было неоднозначным. Любовью к Испании и ее народу были проникнуты все его работы. Но поскольку он был сторонником французского Просвещения, то считал, подобно многим интеллектуалам, что французское правление гораздо предпочтительнее, чем возвращение на трон такого бездарного политика как Карл IV или Фердинанд. В своей студии Гойя, с присущей ему объективностью, зафиксировал все перипетии войны, но его разум не мог примириться с ее жестокостью и бессмысленностью.

Добровольное отшельничество

Единственной наградой, полученной Испанией после шести лет кровавой бойни, оказался король, еще более реакционный, чем их прежний правитель, Карл IV, и еще менее озабоченный положением своего народа. Мир в Испании оказался кратковременным и иллюзорным. Страна была разорена, и Фердинанду пришлось залезать в бесконечные долги, чтобы поддерживать в порядке королевские резиденции и платить жалование своим слугам.

Гойя тяжело переживал разочарование, постигшее общество в послевоенный период. Несмотря на преклонный возраст и болезни, у него все еще сохранился громадный запас творческой энергии, требовавшей выхода. Сюжет картины больше не интересовал художника. Его неизмеримо больше волнует сам процесс живописи. Он пренебрегает законами композиции, отказывается от необходимости добиваться "похожести", не старается делать свои картины понятными каждому. Сейчас его больше всего занимает техническая сторона, его работы - серия экспериментов с красками и способом нанесения их на холст, скорее с импрессионистским, чем с реалистическим цветом, с радикально упрощенной композицией и изображением людей.

Когда здоровье Гойи достаточно окрепло, он сосредоточил все силы на последней грандиозной работе - "Черных картинах" . Это громадные настенные росписи, выполненные маслом, сравнимы по размеру с фресками в Сан Антонио де ла Флорида, но предназначались они только для одного Гойи и были написаны прямо на оштукатуренных стенах двух самых больших комнат "Дома Глухого". В них можно увидеть повторение основных тем, прошедших через всю жизнь Гойи и его искусство.

Прежде всего, следует отметить, что это все замечательные оригинальные по концепции произведения. Все художники, конечно, ощущают неразрывную связь со своими картинами, но до Гойи никто не пытался жить в своих картинах. Здесь он не просто воссоздает на холсте или бумаге образы, добытые из глубин подсознания, он пытается материализовать нематериальный мир разума, чтобы созданные им образы обрели форму. Вместо тела, являющегося оболочкой разума, Гойя попытался изобразить разум в телесной оболочке. Этот эксперимент Гойи по праву можно назвать близким искусству сюрреализма, в котором большое место отводится самоанализу, ставящему перед собой те же цели, что и современный психоанализ, то есть освободиться от тайных, потенциально саморазрушительных помыслов, скрывающихся в темных глубинах разума.

Немногие приезжали в "Дом Глухого", красивое загородное поместье, расположенное неподалеку от Мадрида, которое Гойя купил в возрасте 72 лет. Престарелый художник, уже отрезанный от мира своей глухотой, жил там в полном уединении. После того как в течение стольких лет он вращался в высших кругах мадридского общества, его единственными компаньонами в этом доме были грубоватая экономка и ее дочка, отцом которой, вероятно, был Гойя.

Если редким гостям показывали дом, они, конечно, на всю жизнь запоминали картины, которые Гойя нарисовал прямо на стенах. И они, возможно, находились бы там по сей день, если бы не восхищенный коллекционер, который купил их, снял и перенус на полотна в 1874 году. Подобно "Капричос", фрески из "Дома Глухого" открывают нам жуткие, сверхъестественные наблюдения Гойи над людскими пороками. более того, он выразил в них омраченные состояния своей души: панику, ужас, страх, истерию, - абсолютно реальные ингредиенты человеческого опыта.

В работе "Бычьи пастушки" изображается такая сцена: на фоне мирного сельского пейзажа двое мужчин дубасят друг друга. это фреска из комнаты на втором этаже из "Дома глухого". Драчуны, один из которых весь в крови, по колено увязли в трясине, но ни один из них не может убежать, они обречены на бесконечное, жестокое избиение друг друга. Возможно, их ужасное, безнадежное положение символизировало братоубийственную гражданскую войну, свидетелем которой был Гойя.

Наиболее любопытная и наименее понятная из "Черных картин" называется "Фантастическое видение". Две гигантские фигуры пролетают над группой всадников, в то время как солдаты целятся в них из винтовок. Гойя, не раз использовавший в своих картонах для гобеленов народные сказки, возможно, вспомнил легенду о трех мужчинах, которые пролетели на облаке над Галисией, в северо-восточной Испании, спустились на землю, перекусили и полетели дальше.

Гойя всегда испытывал восхищение перед женской красотой; это ясно видно по двум картинам, которые первоначально располагались на противоположных концах комнаты на первом этаже в его загородном доме. Миловидная мадридская женщина на фреске "Леокадия", возможно, экономка Гойи. Говорили, что она шумная и крикливая женщина, но поскольку Гойя был глухим, он придал ей иной облик: спокойная женщина стоит, облокотясь о железную ограду. "Юдифь, отрубающая голову Олоферну" представляет замечательный контраст с предыдущей фигурой. Картина основана на библейской легенде. Согласно ей, иудейская вдова Юдифь добровольно вызвалась спасти свой народ и убить ассирийского полководца Олоферна, который грозил уничтожить всех, от мала до велика. На картине Юдифь с помощью слуги собирается покончить с Олоферном, который в пьяном беспамятстве лежит у ее ног.

Возможно, "Черные картины" представляют собой невиданный акт творческой смелости, который совершил этот старый, больной, духовно и физически одинокий человек. В конце жизни он нашел в себе мужество бросить вызов всем злым силам, так долго преследовавшим его, с гневом, но не теряя при этом чувство юмора, вызвал он их на честный бой и одержал победу.

В этих картинах отразилось все, что знал Гойя, что действительно волновало его: отношения любви-ненависти к женщине, иррациональное начало, суеверия, вера, его любовь к отдельному человеку и ненависть к толпе, его отвращение к старости, его не умирающая вера в разум и мужество одиночки, который видит в нем единственную точку опоры в безумном мире. Подводя итог своей жизни, он в последний раз подвел итог своим попыткам разгадать судьбу Испании, страны разъединяемой противоречиями и конфликтами, где силы света и тьмы неустанно вели борьбу за души и тела ее народа, и где ни одна из сторон до сих пор не одержала окончательной победы.

1. Вентури Л. Художники нового времени. - М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1956.

2. Искусство 19 века. Книга 1. Франция, Испания. - Спб.: Изд-во "Дмитрий Буланин", 2003.

3. История искусств стран Западной Европы от Возрождений до начала 20 века.

Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес (исп. Francisco José de Goya y Lucientes; 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828, Бордо) — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в Фуэндетодо-се, небольшой деревушке, затерявшейся среди арагонских скал на севере Испании. В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был младшим. Один его брат, Камилло, стал священником; второй, Томас, пошел по стопам отца. Образование братьям Гойя удалось получить весьма поверхностное, и потому Франсиско всю жизнь писал с ошибками. К концу 1750-х годов семья переехала в Сарагосу.

Около 1759 года (то есть в возрасте 13 лет) Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу. Учение продлилось около трех лет. Большую часть времени Гойя копировал гравюры, что вряд ли могло ему помочь постигнуть азы живописи. Правда, свой первый официальный заказ Франсиско получил именно в эти годы — от местной приходской церкви. Это была рака для хранения мощей.

В 1763 году Гойя перебрался в Мадрид, где пытался поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо. Потерпев неудачу, молодой художник не опустил руки и вскоре стал учеником придворного живописца Франсиско Байеу.

В 1773 году он женился на Хосефе Байеу. Это поспособствовало его утверждению в художественном мире того времени. Хосефа приходилась сестрой упомянутому Франсиско Байеу, пользовавшемуся немалым влиянием.

У Гойи и Хосефы родилось несколько детей, но все они, за исключением Хавьера (1784—1854), умерли в младенческом возрасте. Этот брак продолжался до самой смерти Хосефы, наступившей в 1812 году.

В 1780 году Гойю наконец-то приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо. Зимой 1792—93 годов безоблачной жизни преуспевающего художника пришел конец. Гойя отправился в Кадис навестить своего друга, Себастьяна Мартинеса. Там он перенес неожиданную и загадочную болезнь. Некоторые исследователи полагают, что причиной этой болезни могли стать сифилис или отравление ядом. Как бы то ни было, художника постиг паралич и частичная потеря зрения. Следующие несколько месяцев он провел на грани между жизнью и смертью.

В 1795 году, после смерти Байеу Гойя стал директором живописного отделения Королевской академии Сан-Фернандо.

Любовь и смерть Ведь он разбил кувшин Да простит ее Бог, это была ее мать

К религиозным работам Гойи этого периода относится оформление церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), выполненное им всего за три месяца.

Последние годы своей жизни Гойя провел во Франции в Бордо, где и умер 16 апреля 1828 года, в возрасте 82 лет. Его прах был перевезен на родину и захоронен в мадридской церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник.

ТВОРЧЕСТВО

Изначально его произведения насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции, содержащие сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений.

Dance of the Majos at the Banks of Manzanares 1777 Portrait of Maria Teresa de Vallabriga on horseback 1783 Boys playing soldiers 1779

С начала 1780-х годов Гойя получает известность и как портретист.

Характер его искусства резко меняется с началом 1790-х годов перед событиями Великой французской революции. Жизнеутверждение в творчестве Гойя сменяется глубокой неудовлетворённостью, праздничная звучность и утончённость светлых оттенков — резкими столкновениями тёмного и светлого, увлечение Тьеполо — освоением традиций Веласкеса, Эль Греко, а позже Рембрандта.

В его живописи всё чаще царят трагизм и мрак, поглощающий фигуры, графика становится резкой: стремительность перового рисунка, царапающий штрих иглы в офорте, светотеневые эффекты акватинты. Близость с испанскими просветителями (Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом, М. Х. Кинтаной) обостряет неприязнь Гойя к феодально-клерикальной Испании. Среди известных произведений того времени — Сон разума рождает чудовищ.

Сон разума рождает чудовищ, 1797

ПОРТРЕТ ГРАФИНИ ДЕ ЧИНЧОН

Вытянутый формат картины и сгущающаяся темнота в качестве фона придают фигуре графини особенную хрупкость, подчеркнутую легким, воздушным платьем светлого серо-коричневого цвета с розовыми прожилками и прической, в которой словно затаился ветер. Во всем облике девушки, пусть даже и королевского рода, чувствуется грусть, сквозящая и в живых карих глазах, и в сложенных руках, которые Мария-Тереза словно нарочно пытается сжать покрепче.

Портрет графини де Чинчон. Около 1800

Графиня переживала тогда не самое лучшее время в своей жизни: ее супруг, всемогущий премьер министр испанского правительства дон Мануэль Годой, обладал властным характером, кроме того, этот человек был любовником королевы. Гойя уже рисовал графиню, и теперь, хорошо зная эту молодую женщину и относясь к ней с сочувствием, подметил ее глубоко спрятанную печаль. Портрет, задуманный парадным, являет зрителю живого и обаятельного человека.

МАХИ НА БАЛКОНЕ

К образу махи, девушки из самой гущи жизни, типичной испанки, Франсиско Гойя (1746-1828), в живописи которого соединялись реализм и терпкий вкус его фантазий, возвращался не раз. На этой картине художник изобразил двух молодых красавиц в национальных костюмах — махи носили их в противовес принятой в высших слоях испанского общества французской моде — и двух махо, их кавалеров.

Махи на балконе. 1805-1812

Наряды девушек выписаны белым, золотым и перламутрово-серым цветами, лица даны теплыми тонами, и эта тонкая, переливающаяся живопись выглядит еще более притягательной на темном фоне. Сидящие на балконе девы, напоминающие птичек в клетке, — сюжет, типичный для современной художнику испанской жизни. Но в его трактовку Гойя внес тревожную ноту, изобразив на заднем плане одетых в темное мужчин, которые надвигают на глаза шляпы и кутаются в плащи. Эти фигуры написаны почти силуэтно, они сливаются с окружающим их сумраком и воспринимаются как тени, стерегущие прелестную молодость. Но и махи кажутся находящимися в заговоре со своими стражами — слишком заговорщически улыбаются эти обольстительницы, словно заманивая тех, кого привлечет их красота, в темноту, что клубится за их спинами. Эта картина, еще напоенная светом, уже предвещает полное трагизма позднее творчество Гойи.

РАССТРЕЛ ПОВСТАНЦЕВ

Произведения художника, посвященные восстанию 1808 в Мадриде, которое ему довелось пережить, разительно отличаются от исторических картин романтиков. Они характеризуют живописца-патриота, призывающего к борьбе, как гуманиста, осуждающего войну.

Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года в Мадриде. 1814

Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев. Лиц солдат не видно, композиционный центр произведения — осужденный молодой крестьянин в белой рубахе, широко раскинувший руки. Удивительно правдиво передано поведение всех действующих лиц: одни с вызовом сморят в глаза палачам, другие покорно склонили голову, третьи закрыли руками лицо. Полотно пронизано страстью личного переживания, темный пейзаж усиливает ощущение неминуемой трагедии. Художник не только запечатлел страшное историческое событие, но также показал нравственность и героизм испанского народа.

ОБНАЖЕННАЯ МАХА

В образе махи — испанской горожанки XVIII—XIX веков, художник вопреки строгим академическим канонам воплотил тип притягательной, естественной красоты. Маха — женщина, смысл жизни которой — любовь. Обольстительные, темпераментные махи олицетворяли испанское понимание привлекательности. Кисть гениального художника навеки сохранила для потомков молодость, живое очарование, таинственную чувственность соблазнительной натурщицы.

Обнаженная маха. 1795-1800

Гойя не только создал образ новой Венеры современного ему общества, но и удивительно тонко почувствовал изменения художественного стиля на грани эпох.

ПОРТРЕТ ДОНА МАНУЭЛЯ ОСОРИО И СУНИГА

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

В честь Ф. Гойи назван астероид (6592) Goya, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 3 октября 1986 г.

Франсиско Гойя (Francisco Jose de Goya y Lucientes; родился 30 марта 1746 — умер 16 апреля 1828 гг.) — один из самых известных, самобытных испанских художников. Оставил после себя множество оригинальных произведений, повлиявших на историю искусства. Франсиско Гойя прославился благодаря экспрессивной манере. Работы привлекают гротескностью, стремлением к преувеличению. В своем творчестве, Франсиско Гойя руководствовался, как и художники эпохи Ренессанса, высокими гуманистическими идеалами.

Биография Франсиско Гойи

Франсиско Гойя (полное имя звучит как Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес) родился 30 марта 1746 года. Отец содержал небольшую мастерскую. Мать будущего художника имела дворянское происхождение.

Франциско Гойя начал учиться живописи с 13 лет. В это время семья перебралась в Сарагосу. Первым педагогом будущего знаменитого художника стал Хосе Лусан. В его мастерской Гойя проведет семь лет.

Поступать в мадридскую Академию Сан-Фернандо порекомендовал Лусан. В конце 1763 года Гойя принимает решение участвовать в конкурсе, ему было предложено слепить из гипса копию Силена. Результаты голосования не порадовали: работу не одобрил ни один член жюри.

В 1766 году Гойя вновь приезжает в Мадрид, пытается поступить в Академию Сан-Фернандо. И снова приходится пережить оглушительный провал. Причина в том, что сюжеты, предложенные для конкурсных работ, не вдохновили молодого художника. Академический рисунок никогда не был сильной стороной Гойи.

Не поступив в мадридскую Академию, 23-летний Франсиско отправился покорять Италию. Первым делом, попав в Рим, художник исполнил свою мечту — поднялся на купол Собора Святого Петра. Сделал он это не для того, чтобы написать шедевральный пейзаж. В центре купола фрондер и шалопай Гойя нацарапал свои инициалы.

В Италии живописец получил первое официальное признание — ему вручают премию Пармской академии.

Возвращение в Сарагосу произошло в 1771 году. Здесь его ждет множество заказов, Гойя с энтузиазмом берется за работу. От его ярких красок невозможно оторвать взгляд.

В 1773 году Франсиско Байеу представляет художнику свою сестру Хосефу. Гойя влюбляется, начинается страстный роман, закончившийся свадьбой.

В 1775 году переезжает в Мадрид, работает под руководством своего родственника со стороны жены, Франсиско Байеу, который был придворным живописцем. Карьера Гойи быстро пошла вверх. В 1786 году ему официально даровали титул королевского художника.

Случилась у Гойи и поздняя любовь. В 1823 году он знакомится с замужней дамой по имени Леокадия де Вейс. Вскоре она разводится с мужем и рожает от художника дочь, которую назвали Росаритой.

В Испании меняется правительство, Гойя опасается попасть в опалу, поэтому вместе с новой семьей переезжает во Францию, обосновывается в Бордо.

Прожил художник долгую и яркую жизнь, скончался 16 апреля 1828 года во Франции.

Самые известные картины Гойи

Творческое наследие Франсиско Гойи насчитывает сотни картин. Великий мастер оставил множество шедевров. Вот лишь небольшой список избранных работ:

Поклонникам романтизма в искусстве рекомендуем обратить внимание на аукционы картин на художественном портале Very Important Lot — у вас будет возможность купить интересную эксклюзивную работу.

бедствия войны

1-я половина XIX в. Франсиско Гойя и сложение романтических тенденций в европейском искусстве

4 года ago Enottt Комментарии к записи 1-я половина XIX в. Франсиско Гойя и сложение романтических тенденций в европейском искусстве отключены

Живое романтическое направление является противопоставлением статичному и строгому неоклассицизму. В романтизме происходит принятие искусства во всей его живости, непосредственности, сложности и во всех аспектах. Одной из отличительных черт романтизма является то, что это направление отрицает присущую неоклассицизму иерархию стилей.

Также, среди романтических черт, можно отметить ценность идеи эволюции, движения, развития и ценность личности, ее чувств и эмоций. Обращение к внутреннему миру человека есть главное отличие романтического направления от неоклассицизма, которому присущ рационализм.

Испанский художник Франсиско Гойя считается одним из первопроходцев в романтическом направлении в сфере изобразительного искусства.

Для обоснования отнесения испанского художника к одним из величайших представителей романтического направления является необходимым рассмотреть эволюцию его творчества.

В течение своей жизни Гойя написал также большое количество портретов, принадлежавших, в большей степени, королевской семье. В период романтизма портретная живопись также ориентируется на эмоциональную составляющую человека, и, вследствие этого, самым важным становится передача душевных переживаний натурщика на лице и в его глазах, а не детализированная точность изображения, жесты и поза. Например, в портрете доньи И. Кобос де Парсель в изображении ее лица и взгляда читается решимость, воодушевленность, живость, страсть к жизни; ее рыжие волосы, бледная кожа и вместе с тем контрастирующее черное одеяние придает девушке смелости и эффекта. А портрет Ф. Сабаса-де-Гарсия, наоборот, изображает скромную, нежную девушку с немного пугливым взглядом и скованностью в чертах лица и тела.

Поздний этап творчества Гойи ориентирован на историческую живопись, поскольку совпал с периодом герильи на территории Испании, вызванной Наполеоновскими войнами. В изображении современных для Гойи событий реализм ситуации и душевные перипетии жертв этих событий изображались еще яростнее, таким образом позволяя причислить Ф. Гойю к ряду наиболее талантливых художников романтического направления.

Таким образом, живопись Ф. Гойя отражала реальность его жизни через призму мироощущения художника. Драматические события истории и его жизненные перипетии слились воедино, подарив мрачные, но при этом полные реальных эмоций, полотна. Гротескные образы на его творениях вызывают ужас перед событиями современности художника. Поражает также и храбрость Ф.Гойи, поскольку художник не побоялся выразить действительность королевского правления. Но именно благодаря эмоциональности Ф.Гойя считается поистине великим художником романтического течения.

Читайте также: