Восьмеричная система счисления сообщение по информатике 8 класс
Обновлено: 01.06.2024
Любое число позиционной системы счисления можно представить в свёрнутой форме и развёрнутой. Со свёрнутой формой ты встречаешься постоянно, но совсем не задумываешься, как получаешь развёрнутую форму числа, умножая каждую цифру числа на её вес. Рассмотрим подробнее развёрнутую форму числа.
Развёрнутая форма числа — это сумма произведений цифр числа на основание этой системы счисления с соответствующей степенью.
Теперь будем умножать каждую цифру числа на основание системы счисления в степени, соответствующей разряду.
В восьмеричная система система позиционной нумерации по основанию восемь (8); то есть оно состоит из восьми цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7. Следовательно, каждая цифра восьмеричного числа может иметь любое значение от 0 до 7. Восьмеричные числа они образованы из двоичных чисел.
Это так, потому что его основание - это точная степень двойки (2). То есть числа, принадлежащие восьмеричной системе, образуются, когда они группируются в три последовательные цифры, упорядоченные справа налево, таким образом получая их десятичное значение.
История
Восьмеричная система берет свое начало в древние времена, когда люди руками считали животных от восьми до восьми.
Например, чтобы подсчитать количество коров в стойле, считали правой рукой, соединяя большой палец с мизинцем; Затем, чтобы сосчитать второе животное, большой палец был соединен с указательным пальцем и так далее с оставшимися пальцами каждой руки, пока не получилось 8.
Есть вероятность, что в древние времена восьмеричная система счисления использовалась до десятичной, чтобы иметь возможность считать межпальцевые пробелы; то есть считать все пальцы, кроме больших пальцев.
Позже была создана восьмеричная система счисления, которая произошла от двоичной системы, потому что для представления только одного числа требуется много цифр; с тех пор были созданы восьмеричная и гексагональная системы, которые не требуют такого количества цифр и могут быть легко преобразованы в двоичную систему.
Восьмеричная система счисления
Восьмеричная система состоит из восьми цифр от 0 до 7. Они имеют то же значение, что и в случае десятичной системы, но их относительное значение изменяется в зависимости от позиции, которую они занимают. Значение каждой позиции дается степенями основания 8.
Позиции цифр в восьмеричном числе имеют следующие веса:
8 4 , 8 3 , 8 2 , 8 1 , 8 0 , восьмеричная точка, 8 -1 , 8 -2 , 8 -3 , 8 -4 , 8 -5 .
Самая большая восьмеричная цифра - 7; таким образом, при подсчете в этой системе позиция цифры увеличивается с 0 до 7. Когда достигается 7, она возвращается в 0 для следующего подсчета; таким образом увеличивается позиция следующей цифры. Например, для подсчета последовательностей в восьмеричной системе это будет:
- 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10.
- 53, 54, 55, 56, 57, 60.
- 375, 376, 377, 400.
К восьмеричной системе применяется основная теорема, которая выражается следующим образом:
В этом выражении di представляет собой цифру, умноженную на степень основания 8, которая указывает разряд каждой цифры, так же, как это упорядочено в десятичной системе.
Например, у вас есть номер 543,2. Чтобы перевести его в восьмеричную систему, его разложим следующим образом:
N = ∑ [(5 * 8 2 ) + (4 * 8 1 ) + (3 *8 0 ) + (2 *8 -1 )] = (5 * 64) +(4 * 8) + (2*1) + (2 * 0,125)
N = 320 +32 + 2 + 0,25 = 354 + 0,25d
Таким образом вы получите 543,2какие = 354,25d. Нижний индекс q указывает, что это восьмеричное число, которое также может быть представлено числом 8; а нижний индекс d относится к десятичному числу, которое также может быть представлено числом 10.
Преобразование восьмеричного в десятичное
Чтобы преобразовать число из восьмеричной системы в его эквивалент в десятичной системе, просто умножьте каждую восьмеричную цифру на ее разрядное значение, начиная справа.
Пример 1
Пример 2
26,98 = 16 + 6 + 1,125
Преобразование десятичной системы в восьмеричную
Десятичное целое число можно преобразовать в восьмеричное число, используя метод повторного деления, где десятичное целое число делится на 8, пока частное не станет равным 0, а остатки от каждого деления будут представлять восьмеричное число.
Остатки отсортированы от последнего к первому; то есть первый остаток будет наименее значащей цифрой восьмеричного числа. Таким образом, самая значимая цифра будет последним остатком.
пример
Восьмеричное десятичное число 26610
- Разделите десятичное число 266 на 8 = 266/8 = 33 + остаток 2.
- Затем разделите 33 на 8 = 33/8 = 4 + остаток от 1.
- Разделите 4 на 8 = 4/8 = 0 + остаток от 4.
Поскольку при последнем делении получается частное меньше 1, это означает, что результат был найден; Вам нужно только упорядочить остатки в обратном порядке, таким образом, чтобы восьмеричное число десятичного числа 266 было 412, как можно увидеть на следующем изображении:
Преобразование из восьмеричного в двоичное
Преобразование восьмеричной системы в двоичную осуществляется путем преобразования восьмеричной цифры в эквивалентную двоичную цифру, состоящую из трех цифр. Существует таблица, в которой показано, как преобразовываются восемь возможных цифр:
Из этих преобразований вы можете преобразовать любое число из восьмеричной системы в двоичную, например, чтобы преобразовать число 5728 их эквиваленты ищутся в таблице. Таким образом, вам необходимо:
Следовательно, 5728 эквивалентен в двоичной системе счисления 10111110.
Преобразование из двоичного в восьмеричное
Процесс преобразования двоичных целых чисел в восьмеричные целые числа противоположен предыдущему процессу.
То есть биты двоичного числа сгруппированы в две группы по три бита, начиная справа налево. Затем преобразование из двоичного в восьмеричное выполняется с помощью таблицы выше.
В некоторых случаях двоичное число не будет иметь группы по 3 бита; для его завершения слева от первой группы добавляется один или два нуля.
Например, чтобы изменить двоичное число 11010110 на восьмеричное, выполните следующие действия:
- Группы по 3 бита формируются справа (последний бит):
- Поскольку первая группа неполная, добавляется начальный ноль:
- Преобразование производится из таблицы:
Таким образом, двоичное число 011010110 равно 3268.
Преобразование из восьмеричного в шестнадцатеричное и наоборот
Чтобы изменить восьмеричное число на шестнадцатеричное или с шестнадцатеричного на восьмеричное, необходимо сначала преобразовать число в двоичное, а затем в желаемую систему.
Для этого существует таблица, в которой каждая шестнадцатеричная цифра представлена своим эквивалентом в двоичной системе, состоящим из четырех цифр.
В некоторых случаях двоичное число не будет иметь группы по 4 бита; для его завершения слева от первой группы добавляется один или два нуля
пример
Преобразуйте восьмеричное число 1646 в шестнадцатеричное:
- Преобразование числа из восьмеричного в двоичное
- Итак, 1646 г.8 = 1110100110.
- Чтобы преобразовать из двоичного в шестнадцатеричный, они сначала упорядочиваются в группе из 4 бит, начиная справа налево:
- Первая группа дополняется нулями, поэтому в ней может быть 4 бита:
- Преобразование из двоичного в шестнадцатеричное выполнено. Эквиваленты заменены таблицей:
Таким образом, восьмеричное число 1646 эквивалентно 3A6 в шестнадцатеричной системе.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Восьмеричная система счисления Восьмеричной системой счисления называется позиционная система счисления с основанием 8. Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. an–1an–2…a1a0 = an–18n–1+an–28n–2+…+a080 Пример: 10638 =183 +082+681+380=56310. Для перевода целого восьмеричного числа в десятичную систему счисления следует перейти к его развёрнутой записи и вычислить значение получившегося выражения. Для перевода целого десятичного числа в восьмеричную систему счисления следует последовательно выполнять деление данного числа и получаемых целых частных на 8 до тех пор, пока не получим частное, равное нулю.
Задания Переведите целые числа из десятичной системы счисления в восьмеричную:
Задания Переведите целые числа из десятичной системы счисления в восьмеричную:
Задания Переведите целые числа из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную:
Задания Переведите целые числа из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную:
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam
- Курс добавлен 31.01.2022
- Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 605 533 материала в базе
Материал подходит для УМК
1.1.3. Восьмеричная система счисления
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 03.02.2020 1468
- PPTX 832 кбайт
- 122 скачивания
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Удрас Мария Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Тема: Восьмеричная и шестнадцатеричная система счисления.
Цель: формирование навыков перевода небольших десятичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления; развивать умения и навыки определять переводить системы счисления и проверять при помощи проверки, самостоятельность, внимание, память, логическое мышление; воспитывать ИКТ-компетентность, культуру информационного общения.
Тип урока: комбинированный.
Форма: индивидуальная письменная, фронтальная устная.
Образовательные ресурсы: ПО ЭВМ, медиапроектор, дидактический материал, наглядный материал (презентация)
УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные
Планируемые образовательные результаты:
- метапредметные: владение информационно-логическими умениями: определять понятия, строить логическое рассуждение и делать выводы; владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ-компетентность.
- личные: развитие чувства личной ответственности способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.
Читайте также: