Задача описания как типа речи сообщение об одновременных или

Обновлено: 13.05.2024

Постоянные признаки в объекте – это признаки, которые вообще свойственны тому или иному времени года, местности, данному человеку, предмету и т.д. Они могут обозначать как внешние черты (размер, цвет, объем и т.д.), так и внутренние качества предмета или явления (характер, увлечения, повадки и т.д.).

Затем в определенной последовательности выделяются и раскрываются наиболее значимые части объекта и их признаки. Последовательность в перечислении признаков может быть различна, но, как правило, это порядок, в котором организующим началом может быть направление, местоположение (слева – направо, снизу – вверх, вблизи – вдали и т.п.). Содержание этой части описания зависит от самого объекта, от его сложности.

Если описывается предмет, то надо указать его величину, форму, материал, из которого он сделан, его устройство, назначение. Если объектом описания является животное, то выделяются особенности окраски, особые приметы, повадки. При описании человека внимание обращается на его вешний вид (волосы, лицо, одежду), дается его характеристика (веселый, грустный, сердитый и т.п.).

В другом случае основное внимание может уделяться описанию места, расположению предметов («Вышли мы на опушку и видим: прямо перед нами… слева от… а чуть поодаль). Описание места может соединяться с описанием предмета. Так часто и бывает в различных пейзажных зарисовках. После перечисления признаков может идти итоговая, завершающая фраза, дающая оценку объекту описания.

Описание отличается мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами компоненты текста. При описании чаше используются прилагательные, а также эпитеты, сравнения и метафоры. Характерна перечислительная интонация. Описание не допускает смешения времен, поэтому в нем невозможно сочетание прошедшего, настоящего и будущего времени.

Описанию свойственны простые двусоставные и односоставные предложения, обладающие способностью передавать мысль обобщенно, а также в описательном тексте встречается большое количество эллиптических (неполных) предложений. Описание может быть развернутым, подробным, и сжатым, кратким. Для него характерна лучевая связь между предложениями. В зависимости от того что описывается, тексты-описания подразделяются на описания предмета, природы, помещения, архитектурного сооружения, скульптурного изображения, местности, внешности человека.

Описаниями являются и те тексты, в которых говорится о движущихся предметах, если они являются характерными признаками картины. К текстам-описаниям относят также описания действий и процессов, если они составляют характеристику предмета.

В рус­ском язы­ке, исхо­дя из нали­чия содер­жа­тель­ных и ком­по­зи­ци­он­ных при­зна­ков тек­ста, выде­ля­ют сле­ду­ю­щие типы речи: повест­во­ва­ние, опи­са­ние, рас­суж­де­ние. Укажем отли­чи­тель­ные при­зна­ки каж­до­го типа речи с при­ме­ра­ми текстов.

Типы речи в тексте

Текст объ­еди­ня­ет несколь­ко пред­ло­же­ний, свя­зан­ных темой и основ­ной мыс­лью. Тема — это то, о чем гово­рит­ся в тек­сте. Это пред­мет речи. В тек­сте все­гда при­сут­ству­ет глав­ная мысль, кото­рую выра­зил автор, что он хотел объ­яс­нить или в чем стре­мил­ся убе­дить читателя.

Для пони­ма­ния смыс­ла любо­го тек­ста важ­но выяс­нить тип речи, кото­рый опре­де­ля­ет спо­со­бы фор­ми­ро­ва­ния и раз­вер­ты­ва­ния глав­ной мысли.

Типы речи — это функ­ци­о­наль­ные раз­но­вид­но­сти тек­стов: повест­во­ва­ние, опи­са­ние, рассуждение.

типы речи

Чтобы научить­ся пра­виль­но опре­де­лять типы речи, выяс­ним, как и с какой целью изоб­ра­жа­ет­ся пред­мет, ука­жем струк­ту­ру постро­е­ния тек­ста, основ­ной вопрос, заклю­чен­ный в нем. Рассмотрим основ­ные типы речи, ука­зав осо­бен­но­сти их язы­ко­во­го оформления.

Что такое описание?

С помо­щью опи­са­ния подроб­но рас­смат­ри­ва­ет­ся пред­мет речи (чело­век, живот­ное, объ­ект дей­стви­тель­но­сти), ука­зы­ва­ют­ся как суще­ствен­ные, так и несу­ще­ствен­ные при­зна­ки и каче­ства. Окружающий мир в опи­са­нии чаще изоб­ра­жа­ет­ся ста­тич­но, без дина­ми­ки во времени.

В тек­сте, содер­жа­щем опи­са­ние, дает­ся ответ на основ­ной вопрос: каков пред­мет? каков человек?

На вид мое­му зна­ко­мо­му было пять­де­сят. Это был плот­ный, сред­не­го роста муж­чи­на, оде­тый в выши­тую косо­во­рот­ку и брю­ки навы­пуск. На ногах у него мяг­кие валя­ные туфли, обши­тые по кра­ям зеле­ной бархо́ткой, а на голо­ве глу­бо­кий, закры­вав­ший козырь­ком гла­за кар­туз. Небольшие гла­за почти без бро­вей погля­ды­ва­ли с хит­ре­цой (Н. Минх).

Основная цель опи­са­ния — это харак­те­ри­сти­ка пред­ме­та. Рассказчик дает не толь­ко подроб­ное опи­са­ние объ­ек­та, но и его харак­те­ри­сти­ку, оцен­ку, вос­со­зда­ет опре­де­лен­ную кар­ти­ну, что дела­ет речь образ­ной и яркой. В опи­са­нии рас­кры­ва­ют­ся, пере­чис­ля­ют­ся харак­тер­ные при­зна­ки пред­ме­та речи вне вре­мен­ных границ.

описание это, что такое описание, описание как часть речи

Разновидности текста с описанием

  • опи­са­ние внеш­но­сти чело­ве­ка (порт­рет);
  • опи­са­ние состо­я­ния человека;
  • опи­са­ние харак­те­ра человека;
  • опи­са­ние окру­жа­ю­щей сре­ды (при­ро­ды);
  • опи­са­ние места (горо­да, села, местности);
  • опи­са­ние пред­ме­та и пр.

описание, виды описания

Композиция описания

Описание име­ет сле­ду­ю­щую ком­по­зи­ци­он­ную структуру:

  1. общее впе­чат­ле­ние от пред­ме­та речи;
  2. при­зна­ки пред­ме­та речи;
  3. автор­ская оцен­ка описываемого.

Особенности языкового оформления описания

В опи­са­нии автор исполь­зу­ет сле­ду­ю­щие язы­ко­вые средства:

  • пре­об­ла­да­ют име­на суще­стви­тель­ные и прилагательные;
  • гла­го­лы в фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни несо­вер­шен­но­го вида;
  • состав­ные имен­ные сказуемые;
  • обсто­я­тель­ства места.

Какой дом уди­ви­тель­ный! Комнаты боль­шие, столы-стулья тоже боль­шие, дере­вян­ные и как буд­то в кру­же­вах — в дере­ве узо­ры выре­за­ны. Лампы стран­ные, печи как в деревне, толь­ко наряд­ные полос­ки на них из раз­но­цвет­ных пли­ток. На сте­нах висят фото­гра­фии и кар­ти­ны. А на вто­рой этаж ведет лесен­ка, да не про­стая, а закру­чен­ная, как куд­ря­вая прядь (Г. Ветрова).

Что такое повествование?

В повест­во­ва­нии рас­ска­зы­ва­ет­ся о собы­ти­ях, кото­рые раз­ви­ва­ют­ся после­до­ва­тель­но, от нача­ла до кон­ца, то есть в тече­ние какого-то отрез­ка вре­ме­ни. Окружающий мир пред­став­лен в дина­ми­ке, в раз­ви­тии, в посто­ян­ном изменении.

Повествование как тип речи — это сооб­ще­ние о дей­стви­ях пред­ме­та в опре­де­лен­ной последовательности.

Этот тип речи, в отли­чие от опи­са­ния, дина­ми­чен, в нем посто­ян­но меня­ют­ся вре­мен­ные планы.

Основной вопрос, кото­рый зада­ет­ся в повест­во­ва­нии: что про­изо­шло? что происходит?

Например, вот как изоб­ра­жа­ет­ся вес­ной раз­лив реки:

Весна в этом году была позд­ней, зато друж­ной. В три дня снег, кото­ро­го нава­ли­ло очень уж мно­го, пре­вра­тил­ся в реву­щие пото­ки. Спустившись по мно­го­чис­лен­ным овра­гам с гор, они устре­ми­лись вниз, и река, умолк­нув­шая на всю зиму, зако­ван­ная в двух­мет­ро­вую тол­щу несо­кру­ши­мо­го, каза­лось бы, льда, в одну ночь вскры­лась, про­бу­ди­лась от спячки.

Громовые рас­ка­ты лопа­ю­щих­ся ледя­ных гро­ма­дин про­ка­ти­лись над рекой. Освобожденная от оков, она дви­ну­лась навстре­чу пото­кам, соеди­ни­лась с ними, затоп­ляя все, что было выше её уров­ня: поля­ны, ого­ро­ды и ближ­ние избы.

Луга пре­вра­ти­лись в моря. Там пла­ва­ли не толь­ко дикие утки, но и пере­лет­ные лебе­ди (М. Алексеев).

повествование

Композиция повествования

В тексте-повествовании все­гда име­ет­ся нача­ло собы­тия, его раз­ви­тие и завер­ше­ние. Укажем ком­по­зи­ци­он­ную струк­ту­ру повествования:

  1. завяз­ка (нача­ло действия);
  2. раз­ви­тие действия;
  3. куль­ми­на­ция (самый ост­рый, инте­рес­ный момент);
  4. раз­вяз­ка (конец действия)

Средства языкового оформления повествования

Повествование созда­ют сле­ду­ю­щие язы­ко­вые средства:

  • пре­об­ла­да­ют гла­го­лы и гла­голь­ные формы;
  • гла­го­лы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни совер­шен­но­го вида;
  • про­стые и состав­ные гла­голь­ные сказуемые;
  • обсто­я­тель­ства времени.

Тщательно и ста­ра­тель­но шёл Бим по лугу чел­но­ком, разыс­ки­вая раз­бро­сан­ный сыр, и вдруг сре­ди раз­ных запа­хов трав, цве­тов, зем­ли, реки ворва­лась струя воз­ду­ха, необыч­ная и вол­ну­ю­щая: пах­ло какой-то пти­цей, вовсе не похо­жей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неиз­вест­ным, что будо­ра­жи­ло кровь. Бим оста­но­вил­ся и огля­нул­ся на Ивана Ивановича. Потом, тихо пере­сту­пая лапа­ми, стал при­бли­жать­ся к неве­до­мо­му, уже не гля­дя на Ивана Ивановича. Шажки ста­но­ви­лись все реже, он как бы выби­рал точ­ку для каж­дой лапы, что­бы не зашуршать.

Наконец запах ока­зал­ся таким силь­ным, что даль­ше идти уже невоз­мож­но. И Бим замер на месте, буд­то ока­ме­нел. Это была ста­туя соба­ки, буд­то создан­ная искус­ным скуль­пто­ром. Вот она, пер­вая стой­ка! Первое про­буж­де­ние охот­ни­чьей стра­сти до пол­но­го забве­ния себя (Г. Троепольский).

Что такое рассуждение?

Рассуждение — тип речи, в кото­ром иссле­ду­ют­ся пред­ме­ты или явле­ния, рас­кры­ва­ют­ся их внут­рен­ние при­зна­ки. Рассуждением может стать сло­вес­ное изло­же­ние, разъ­яс­не­ние и под­твер­жде­ние какой-то мыс­ли. Рассуждая, гово­ря­щий объ­яс­ня­ет что-то, дока­зы­ва­ет или опро­вер­га­ет с помо­щью аргу­мен­тов свою точ­ку зре­ния на пред­мет или явле­ние действительности.

В рас­суж­де­нии зада­ет­ся основ­ной вопрос: поче­му пред­мет такой? Почему так посту­па­ют, а не ина­че? Почему мы утвер­жда­ем это?

Рассуждение как тип речи направ­ле­но на выяс­не­ние при­чин и след­ствий обсуж­да­е­мых явле­ний, собы­тий, поступ­ков людей. При рас­суж­де­нии гово­ря­щий при­хо­дит к ново­му суждению.

Рассуждение — это объ­яс­не­ние каких-либо фак­тов, собы­тий с ука­за­ни­ем причинно-следственных связей.

рассуждение, рассуждение это, что такое рассуждение

Примеры

Без зна­ний, без широ­ко­го кру­го­зо­ра нель­зя сде­лать и шага впе­ред. Красивый чело­век в нашем пони­ма­нии — это чело­век гар­мо­ни­че­ски развитый.

Так, по пути утвер­жде­ния гар­мо­нии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их инте­ре­сов, глу­бо­ка связь с жиз­нью, неукро­ти­мо стрем­ле­ние познать неизведанное.

Леонардо да Винчи борол­ся за сво­бо­ду и был пио­не­ром в раз­ных обла­стях зна­ний. Великий худож­ник, создав­ший совер­шен­ные про­из­ве­де­ния искус­ства, про­ни­кал в тай­ны аст­ро­но­мии и бота­ни­ки, писал басни.

Лев Толстой хоро­шо знал цер­ков­но­сла­вян­ский, латин­ский, укра­ин­ский, англий­ский, фран­цуз­ский, немец­кий, гре­че­ский, ита­льян­ский язы­ки. И этот же чело­век мастер­ски клал печь и косил не хуже косаря!

Наши зна­ния име­ют свой­ство накап­ли­вать­ся посте­пен­но. Даже самые поверх­ност­ные зна­ния мож­но углу­бить — про­сто не надо ленить­ся. То, что не посе­я­но, не созреет.

Расширяйте свой кру­го­зор, бори­тесь за глу­би­ну зна­ний, вос­пи­ты­вай­те в себе выс­шую чело­веч­ность! Живите так, что­бы каж­дый день казал­ся вам новым! Красива жизнь с рас­прав­лен­ны­ми кры­лья­ми. (С. Т. Коненков)

Композиционная структура рассуждения

Понаблюдав за тем, как стро­ит­ся текст-рассуждение, ука­жем его ком­по­зи­ци­он­ную структуру:

  1. тезис (основ­ная мысль);
  2. аргу­мен­ты (дока­за­тель­ства или опровержение);
  3. вывод.

Языковые средства рассуждения

Рассуждение обла­да­ет неко­то­ры­ми осо­бен­но­стя­ми в исполь­зо­ва­нии язы­ко­вых средств:

  • пре­об­ла­да­ет абстракт­ная лексика;
  • име­ют­ся ввод­ные слова;
  • исполь­зу­ют­ся обсто­я­тель­ства цели, при­чи­ны, след­ствия, уступки;
  • слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния с при­да­точ­ны­ми при­чи­ны, цели, след­ствия, уступки.

Всякое искус­ство есть диа­лог меж­ду худож­ни­ком и пуб­ли­кой. Об этом хоро­шо зна­ют акте­ры на сцене, ибо у них это про­яв­ля­ет­ся нагляд­нее и рез­че. Грубее все­го, но зато и точ­нее все­го мож­но срав­нить вся­кое искус­ство с игрой в тен­нис, где хоро­шая, кра­си­вая игра зави­сит от обе­их сто­рон, ибо если игрок будет делать хоро­шие посыл­ки мяча, но в ответ не будет полу­чать обрат­ных подач, то ника­кой игры вооб­ще не полу­чит­ся (В. Солоухин).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание текста типа описания – один из наиболее трудных видов работы по развитию речи.

Рассмотрим на примере сочинения, написанного ученицей VII класса, особенности текста типа описания.

Милый друг, как жаль, что ты никогда не бывал в нашей школе, не видел, какая она красивая. Не беда! Я расскажу тебе о ней.

Среди белоствольных берёз прячется здание школы, а у крыльца гостей и хозяев нашего большого дома встречают голубые красавицы ели, кусты сирени, пёстрые цветочные клумбы… Красота!

Давайте войдём в здание школы вслед за спешащими на уроки ребятами. Вот мы и в холле. Всюду зеркала, удобные скамеечки для отдыха, столы с настольными играми. Внимание! Прямо перед нами кабинет директора. Нужно вести себя прилично. Но ребятня спешит на уроки, с шумом бежит по коридору к лестнице, ведущей с первого этажа на четвёртый.

Каждый этаж у нас особенный. На первом – начальная школа. Здесь учатся малыши, поэтому рекреации и переходы увешаны их рисунками по мотивам русских сказок. Здесь всегда весело и шумно. Да и к тому же на первом этаже ещё столовая, библиотека и спортивный зал. Второй этаж занимают учащиеся постарше. Тут же учительская и актовый зал. В коридорах стоят стеллажи с поделками учеников и учителей. Мы называем это место нашим выставочным залом.

Третий этаж отдан в распоряжение любителей географии. Это так называемый краеведческий центр школы, где ты увидишь карту нашего края, познакомишься с особенностями быта людей, населяющих его.

Сочинение написано в художественном стиле. Характерными чертами художественного стиля речи являются образность, эмоциональность, экспрессивность, ярко выраженная авторская индивидуальность, недопустимость стандарта. Эти черты стиля определяют отбор языковых средств и способ изложения. В тексте употребляется характерная для художественного стиля речи лексика: нейтральная (школа, место, кусты, занимают, называем) в сочетании с книжной (холл, рекреации, оформлены, населяющие, микроскопы, гербарий, экспонаты) и разговорной (не беда, ребятня, увешаны, лишь чуть-чуть). Широко используется оценочная лексика для передачи авторского восприятия окружающего: красивая (школа), самое замечательное (место), красавицы ели, удобные (скамеечки).

Синтаксис текста также разнообразен: присутствуют различные типы простых и сложных предложений, что помогает автору избежать такой стилистической ошибки, как синтаксический монотон. Особенностью сочинения является наличие неполных двусоставных предложений, а также назывных и безличных односоставных предложений, что характерно для художественного описания.

Автор умело использует в сочинении изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты (пёстрые цветочные клумбы), метафоры (прячется здание школы; хозяеввстречают, голубые красавицы ели; окунемся в прошлое нашей страны), перифраз (наш большой дом), антитезу (Нужно вести себя прилично. Но ребятня спешит на уроки, с шумом бежит по коридору), инверсию (Среди белоствольных берёз прячется здание школы), обращение в начале текста (Милый друг), анафорическое начало композиционных частей текста (Каждый этаж у нас особенныйВторой этажТретий этажЧетвёртый этаж) и другие.

Личный способ изложения достигается за счёт использования личных местоимений, личных форм глагола, личных синтаксических конструкций. Таким образом, все языковые средства текста служат для выражения основных признаков художественного стиля.

Анализируемое нами сочинение полностью соответствует тексту типа описа­ния.

Во-вторых, текст соответствует композиционной форме описания: 1) общее впечатление о предмете речи – описание здания школы (красивая школа, наш большой дом, красота); 2) описание элементов, частей целого (этажи, что на них расположено, как оформлены коридоры и рекреации, самый красивый кабинет); 3) собственная оценка предмета речи (замечательная школа).

Выбранный автором жанр сочинения (письмо другу) помогает создать текст в художественном стиле типа описания.

Можно сделать вывод, что сочинение написано правильно и заслуживает высокой оценки. Содержание передано полно, изложено последовательно, тема раскрыта, основная мысль выражена, стилевое единство достигнуто, композиция соответствует тексту типа описания, речевое оформление, грамматическая, орфографическая и пунктуационная грамотность соответствуют нормам русского литературного языка.

Источник: Арефьева С. А. Оценка сочинения–описания // Русский язык в школе и дома. –2002. – № 3. – С. 22–24.

Часто типы речи ошибочно путают со стилями речи.

Однако функциональный стиль речи (научный, официально-деловой, разговорный, публицистический стиль и художественный) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений).

tipy-retchi-1

А тип речи – это способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.

В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение .

Читай больше о каждом из стилей в этих статьях

Устал делать рефераты и домашку по школьным предметам?

Переходи по ссылке и закажи написание любой школьной или студенческой работы у наших партнеров.

Потребуется просто заполнить описание того, что тебе задали и установить свою стоимость или подождать, пока исполнители сами предложат за сколько они готовы выполнить работу.

А что с качеством?

Хороший вопрос!
Действительно, кто будет выполнять работы, от которых, возможно, будет зависеть твой аттестат?

На самом деле тут все круто!
Все исполнители - настоящие профессионалы в своих тематиках. Это студенты профильных вузов и школьные учителя, подрабатывающие таким образом.

Так что единственная опасность в том, что твою домашку может выполнить твоя же училка ;)

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Пример текста-повествования:

Примерный текст – изобразительное повествование- отвечает на следующие вопросы:

  1. что случилось? – в городе пошел дождь;
  2. где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
  3. когда случилось? — летом пошел дождь.

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.

Текст описания состоит из следующих частей:

  1. общая характеристика предмета, общее впечатление;
  2. признаки, детали;
  3. общая оценка предмета.

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность — преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Пример текста-описания:

Примерный текст отвечает на описательные вопросы:

  1. какой предмет описывается? – дождь;
  2. каков предмет? – серый, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. тезис – мысль, которую нужно доказать;
  2. обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
  3. резюме – итоги, выводы.

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Рассуждения бывают следующими:

  1. рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
  2. рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
  3. рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

Пример текста-рассуждения:

Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:

  1. почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
  2. зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.

tipy-retchi-2

Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).

Блокнот на столе, полевые цветы

Типы речи — вопрос, с которым столкнетесь в школьном или вузовском курсе языкознания, а также при подготовке к ЕНТ. Разные способы изложения текста способны акцентировать внимание на предмете, событии, определенном высказывании. Правильно оформлять высказывание и различать виды текстов помогут сведения о типах речи, их признаках, а также примеры.

Типы речи: что это, виды, признаки

Типы речи в русском языке подразделяются на описание, повествование и рассуждение. Каждый вид имеет определенный характер выражения мысли и порядок изложения содержания. Эти типы речи представлены в разных стилях, за некоторыми исключениями даже в официально-деловом.

Типы речи — это способ изложения, который использует автор, чтобы передать свои мысли и наблюдения. Какие типы речи бывают? В зависимости от композиционных особенностей и цели различают такие виды:

Описание

Девушка, животные и предметы

Описание как тип речи используется для рассказа об особенностях предмета, живого существа или природной стихии. Его цель — охарактеризовать объект. Чтобы составить описание, достаточно просто ответить на вопрос — каков предмет или человек?

Для составления описания необходимо знать некоторые особенные признаки данного типа речи. Вот в чем особенности текстов такого рода:

  • используют оценочные выражения;
  • перечисляют характерные признаки и особенности предмета;
  • воссоздают при помощи слова яркое изображение (образ) объекта;
  • преобладает статика в изложении;
  • используют глаголы несовершенного вида, прилагательные, имена существительные, составные именные сказуемые, обстоятельства места.

Как правило, описывают людей, животных, различные места, природные явления и стихии, состояние человека, предметы интерьера, технику и многое другое.

Различают такие подвиды описаний, как:

  • характеристика-описание;
  • портрет;
  • характеристика состояния;
  • словесная зарисовка пейзажа или интерьера.

Как определить тип речи описание среди других коммуникативных форм? Обратите внимание на композицию. Такой текст состоит из трех частей:

  1. Вначале автор создает общее представление о предстоящем описании: читатель знакомится с объектом и узнает о его предназначении.
  2. Следующий шаг предполагает перечисление основных свойств и признаков предмета.
  3. В конце автор дает оценку тому, что описывал.

Главная задача — ознакомить читателя с объектом описания, чтобы тот узнал о его особенностях, исключительных чертах, происхождении, предназначении и прочих признаках.

Повествование

Если задача автора привлечь внимание и рассказать о действиях, которые совершает объект, тогда рождается повествование. Главное — придерживаться определенной последовательности в изложении.

Повествование — это тот тип речи, который отвечает на вопросы — что, когда и с кем произошло? Определить, что такое повествование, помогут такие признаки:

  • наличие сюжета — цепочки событий;
  • события излагаются в хронологическом порядке и дополняются краткими описаниями;
  • каждый ход, сюжетный поворот логически связаны друг с другом;
  • важная составляющая — обстоятельства времени и преобладание глагольных форм.

Повествование отличается четкой композиционной структурой:

  1. Завязка.
  2. Развитие сюжета.
  3. Кульминация.
  4. Развязка.

Повествование еще бывает:

  • информативным — рассказ дополняют интересными фактами;
  • изобразительным — акцентируют внимание на героях сюжетной линии.

Если подытожить, то представленный тип речи — это обычная история, которая передает в линейном изложении ход событий. Читатель поймет, с чего история началась, как она развивалась и чем закончилась.

Девушка с маркером

Повествование — это обычная история: Pixabay

Рассуждение

Как еще можно назвать монолог? Рассуждением, поскольку такой тип речи предусматривает словесное изложение мысли автора. Оно сопровождается объяснением и подтверждением умозаключений.

Рассуждение — тип речи, в котором автор в максимально емкой форме пытается раскрыть мысль, донести свою позицию до читателя. Размышляющий приводит примеры, аргументирует свои утверждения, пытается передать полет мысли. Такой текст ответит на вопросы — почему и зачем?

Перечитывая множество текстов-рассуждений, увидите следующие отличительные черты:

  • прослеживается причинно-следственная связь;
  • каждое новое высказывание заставляет читателя задуматься или помогает узнать что-нибудь новое;
  • текст-рассуждение невозможен без аргументации. Поэтому утверждения подкрепляются доказательствами (исследованиями, научными наблюдениями, статистическими фактами и пр.);
  • используются риторический приемы (вопросы, обращения, восклицания), абстрактная лексика, сложные предложения, вводные слова.

Композиционная особенность текста-рассуждения проявляется в трехчленном построении. В рассуждении есть:

  1. Тезис — кратко сформулированный основной посыл, выраженный одним-двумя предложениями.
  2. Аргументация тезисного высказывания (не менее трех доказательств).
  3. Итог — резюмирование написанного (обобщение рассуждения).

Представленный тип речи в зависимости от цели бывает:

  • доказательством;
  • размышлением;
  • пояснением.

Тип речи: примеры

Девушка с тетрадями

Разобраться с типами речи помогут примеры: Pixabay

Теперь наглядно убедимся в разнице между тремя типами речи. Для этого приведем примеры:

Описание: пример

Как пишется текст описание? Пример поможет в этом разобраться:

Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен, сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решетка совсем облезла, рассохлась и развалилась, пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчишки. В дальнем углу цветника стояла ржавая бочка, наполненная грязной дождевой водой. Бочкой давно никто не пользовался, так как поливать было некому, да и нечего. Детские качели, на которых когда-то было весело и шумно, сиротливо и грустно скрипели, жалуясь ветру… Крапива занимала целый угол цветника. Она служила фоном для нежного и роскошного цветка розы. (В. Гаршин).

Повествование: пример

Теперь подробнее рассмотрим, что такое повествование. Пример в этом поможет:

В этом году весна началась поздно. Буквально за три дня снег, который заполонил местные просторы, превратился в ревущие водные потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они направились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась и пробудилась от спячки.

Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше ее уровня: поляны, огороды и ближние избы.

Текст рассуждение: пример

Рассуждение отличается от предыдущих типов речи, что наглядно продемонстрировано в примере:

Без багажа знаний, без развитого кругозора человеку нельзя двигаться дальше. В наше время человеческая красота проявляется в его интеллектуальном уровне и широком круге интересов. Такого человека еще называют гармонически развитым.

Сторонниками утверждения гармонии считаются Леонардо да Винчи и Лев Толстой. Они были похожи тем, что испытывали жажду ко всему неизведанному, имели широкий круг увлечений и глубокую связь с жизнью.

Леонардо да Винчи был сторонником свободы, за которую всячески боролся, и стал первооткрывателем в некоторых областях знаний. Да Винчи — великий художник, писатель, астроном и ботаник.

Страсть Льва Толстого — языки мира. Он знал украинский, латинский, английский, французский, греческий, итальянский, немецкий и даже церковнославянский языки. Этот человек также был мастером в укладке печи и кошении травы.

Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные познания можно улучшить — просто не нужно лениться. Воспитывайте в себе страсть к чему-то новому. Если даже не попробовать, то, как можно понять, что та или иная область знаний заставит нас проснуться от обыденного существования. Расширяйте кругозор, живите так, чтобы каждый день преподносил что-нибудь новое и интересное. (С. Коненков).

На практике встречается множество текстов, в которых совмещены несколько типов речи. Представленные сведения из статьи помогут легко распознать описание, повествование и рассуждение. Примеры наглядно проиллюстрируют их особенности.

Читайте также: