Сообщение башкортостан традиционные занятия и ремесла

Обновлено: 02.07.2024

Ремёсла (һөнәр), традиц. занятия, основанные на ручном способе произ-ва. У башкир виды и характерные особенности Р. были обусловлены природно-климатич. особенностями Башкортостана, традиц. формами хозяйства (бортничество, земледелие, скотоводство и др.), бытовым укладом, ист.-культ. традициями и обычаями.

К муж. Р. относились изготовление традиционных средств передвижения, разл. хоз. и бытовых предметов с использованием древесного сырья, плетение из лыка. Мастера по обработке металлов занимались произ-вом предметов вооружения, земледельческих орудий труда, охотничьего и рыболовного инвентаря (см. Охота, Рыболовство), домашней утвари и др. Среди башкир имелись опытные мастера по обработке железа (тимерсе), серебра (көмөшсө) и др.; были известны разл. способы плавки, ковки, литья, при ювелирной обработке металла применялись серебрение, чернение, чеканка, насечка, гравировка и др. (см. Металл художественный). Использовали в осн. местное сырьё (см. Прииски и рудники), ювелирные изделия изготавливали также из старинных серебр. монет (см. Деньги). Ведение хозяйства, основу к-рого составляло кочевое скотоводство (см. Кочевничество), способствовало широкому распространению кожевенного дела: применялись разл. способы обработки и декорирования кожи (см. Кожа художественная), выделки мехов, изготовления кожаной утвари, предметов конского снаряжения. Мастера по обработке камня в осн. занимались произ-вом жерновов, молотильных камней (см. Мельница).

Жен. Р. являлись вязание, ковроделие, кошмоделие, сукноделие, ткачество, изготовление предметов костюма башкирского, украшений традиционных, головных уборов (кашмау, тюбетейки), обуви (ката, сарык, ситек) и др. Особым видом Р. было оформление свадебных костюмов. Изделия украшали аппликацией, вышивкой, орнаментом, лоскутной мозаикой.

В соотв. с особенностями х-ва разл. этнографических групп башкир в юж. и юго-вост. районах Башкортостана наиб. распространение получили Р. по обработке кожи, изготовлению войлока художественного, тканых изделий из шерсти, в т.ч. шалей, паласов на основе лоскутной мозаики, сукноделие, ковроделие; у зауральских башкир — берестяной утвари и изделий из кожи и шерсти; в горных — деревянной утвари, орнаментир. паласов и войлоков, металлообработка; в сев. — плетение из лыка, коры, мочала, деревообработка, вязание, вышивка, узорное ткачество; у иргизо-камеликских башкир — тамбурная вышивка, вязание, изготовление орнаментир. ковров.

Со снижением объёмов скотоводства и введением запрета башкирам заниматься кузнечным делом и произ-вом изделий из металла (см. Указы от 11 февраля 1736) значение нек-рых видов Р. в х-ве башкир начинает уменьшаться. Развитие промышленности ускорило этот процесс, изделия ремесл. произ-ва постепенно вытеснялись фабрично-заводской продукцией. В конце 19 — нач. 20 вв. появляются бондарное, токарное, столярное и др. Р., на основе нек-рых из них впоследствии развилось кустарное производство.

В кон. 50-х гг. 20 в. в Башкортостане возобновляется проведение нац. праздников (сабантуй, каргатуй и др.), что способствовало возрождению в сел. местности ковроделия, сукноделия, ткачества, пуховязания, изготовления разл. утвари для использования в праздничных ритуалах. Со 2-й пол. 20 в. создаются пр-тия худ. промыслов и худ. мастерские (см. Декоративно-прикладное искусство).

Общая численность 1584,6 тысяч человек (2010), в том числе в Республике Башкортостан – 1172,3 тысячи.

Башкиры живут также в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Тюменской, Курганской, Самарской областях и в Республике Татарстан.

Кроме того, живут в Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении, Украине.

Башкиры говорят на башкирском языке. Широко распространены татарский и русский языки.

Религия

Верующие башкиры – мусульмане-сунниты.

Этногенез

Первые письменные упоминания о башкирах относятся к IX–X вв. (Ибн Фадлан и др.).

По проблеме этногенеза башкир долгое время существовали 2 гипотезы: угро-мадьярская (В.Н.Татищев, Д.Шлёцер, Д.Месарош, С.А.Токарев и др.) и тюркская (В.М.Флоринский, В.В.Вельяминов-Зернов, В.Н.Витевский, П.С.Назаров, Д.Н.Соколов, С.И.Руденко).

В XX в. на основе исследований С.И.Руденко, Н.К.Дмитриева, Р.Г.Кузеева, Дж.Г.Киекбаева и др. появилась гипотеза, согласно которой в происхождении башкир, формировании их этнокультурного облика наряду с коренными обитателями Башкирии – финно-угорскими племенами и ираноязычными сарматами решающую роль сыграли тюрки-баджанаки, булгары, кипчаки, в XIII–XV вв. – тюрко-монгольские народы Золотой Орды.

История

С X в. башкиры находились под властью Волжской Булгарии, с середины XIII в. – Золотой Орды. После распада Золотой Орды во второй половине XV в. башкиры разделились: одна часть оказалась в составе Ногайской Орды, другая – Казанского ханства, третья – Сибирского ханства.

Во второй половине XVI в., после присоединения татарских ханств к Русскому государству, большая часть башкирских племен была вынуждена признать вассальную зависимость от русского царя и перешла в российское подданство. Башкиры оговорили право владеть на вотчинных началах своими землями, жить по своим обычаям и религии.

Численность башкир в момент вхождения в состав России была незначительной. По уровню своего развития они существенно отставали от более цивилизованных народов, пришедших в Приуралье после завоевания Казанского ханства, но благодаря им башкиры приобщались к иной культуре.

Политика колонизации земель, христианизации и русификации, проводившаяся царской администрацией, вызывала ожесточенное сопротивление со стороны народов Башкирии. Долгое время башкиры, совместно с татарами, казахами и др. народами боролись против социального, национального и религиозного гнета (см. Башкиро-татарские восстания, Батырши восстание 1755–1756).

Большую роль в становлении и развитии башкир сыграли тесные этнокультурные связи с татарским и русским народами.

После Февральской революции башкир активно включились в общественно-политическую борьбу. В 1918 г. татарами и башкирами была предпринята попытка создания татаро-башкирского государства – Урало-Волжского Штата, затем Татаро-Башкирской Советской Социалистической Республики.

В силу определенной негативной политики Центра, направленной на ослабление позиций ТАССР, в 1922 г. БАССР были переданы Белебеевский, Бирский, Уфимский уезды Уфимской губернии. С июня 1922 г. столица республики – город Уфа.

Образование БАССР стало важнейшим фактором в дальнейшей этнической консолидации башкир, развитии их культуры.

В октябре 1990 г. Верховный Совет БАССР принял Декларацию о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики (с февраля 1992 г. Республика Башкортостан).

Традиционные занятия

Основой традиционного хозяйства башкир было скотоводство. Разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот, в южных и восточных районах – верблюдов.

С XVII в. полукочевое скотоводство постепенно утрачивает значение, возрастает роль земледелия. В северо-западных районах уже с XVIII в. земледелие становится основным занятием населения, однако повсеместный переход к комплексному земледельческому хозяйству был завершен лишь к началу XX в. К этому времени переложная и подсечная системы уступают место залежно-паровой и трехпольной, увеличиваются посевы яровой пшеницы, овса, озимой ржи, крупяных (гречиха, просо) и технических (лен, конопля) культур; появляется огородничество.

Охота (в степных районах – облавная) и рыбная ловля продолжают играть вспомогательную роль; на базе бортничества развивается пчеловодство.

Наиболее распространенные ремесла и промыслы – обработка животного сырья, дерева, ручное ткачество, кузнечно-ювелирное дело; на реке Илек занимались добычей соли.

В XVII – первой половине XVIII вв. начинается промышленная эксплуатация рудных месторождений края, а к концу XVIII в. Урал уже становится основным центром российской металлургии.

Постепенно включается в сферу промышленного производства и коренное башкирское население – участвует в изыскательских работах, разрабатывает рудные залежи, занимается подсобной и сезонной работой по заготовке сырья, топлива и др.

Поселения, жилища

Ведя кочевую жизнь, башкиры устраивали сезонные поселения: зимние (єышлау), весенние (яґгы йорт), летние (йәйләү), осенние (көґгө йорт). В процессе перехода к оседлости у них образовывались постоянные поселения: как правило, на местах зимников, вблизи рек и озер.

Центры волостей, места ярмарок насчитывали до 200–300 дворов и более. Помимо мелких деревень в 3–4 десятка дворов, встречались небольшие выселки в 10–20 дворов.

Войлочная юрта (тирмә) тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа – традиционное жилище башкир – на юге и востоке бытовала вплоть до XX в.

В лесной и степной зонах башкиры значительно раньше приобщились к строительной культуре соседних народов Урало-Поволжья: ставили привычные для степей глинобитные, пластовые, саманные дома; в лесной и лесостепной полосе возводили срубные избы с сенями, дома со связью (изба-сени-изба) и пятистенки, изредка – крестовые и двухэтажные дома.

Дощатые балаганы, плетневые избы, шалаши служили временными жилищами на пастбищах или летними кухнями.

Часть усадьбы отводилась под хозяйственные постройки (гумно, амбар, загон для скота, конюшня, пасека).

Жилища делились на гостевую и хозяйственно-будничную половины, интерьер оформлялся в общетюркских традициях – многофункциональные полати (сәке), обилие предметов мягкого убранства (вышивки, паласы, кошмы) и др.

Традиционная одежда

Женская одежда отличалась богатством декоративной отделки. Длинные отрезные по талии платья с оборками (күлдәк), фартуки украшались тканым узором, вышивкой; бархатные камзолы, распашные кафтаны (елән), чекмени из цветного сукна – позументом и серебряными монетами.

Женский костюм дополняли разнообразные украшения из серебра, кораллов, бисера, монет, бирюзы, сердолика, цветного стекла – серьги, браслеты, перстни, косники, застежки.

Традиционная кухня

Традиционная пища – мясо-молочная и крупяно-мучная. Пищевой рацион разнообразили продукты охоты, рыбной ловли, мед, ягоды и травы. Традиционные блюда: конина или баранина с бульоном (бишбармає, єуллама), лапша (һалма) на мясном или молочном бульоне, крупяные супы (өйрә), каши, вяленая домашняя колбаса из конины, сыр (єорот), различные виды творога, пресные лепешки и с XVIII в. – кислый хлеб.

Картофельные, овощные блюда распространялись по мере развития огородничества.

Популярные напитки: кумыс (из кобыльего молока), айран (разбавленное кислое молоко), бал (из меда и сахара), буза (из проросших зерен ячменя).

Фольклор

Самым значительным народным праздником у башкир был йыйын (см. Джиен), общий для нескольких деревень, а в далеком прошлом – для всего племени, рода. До XVIII в. каждая из четырёх областей (даруг) Башкирии в середине лета проводила свой джиен, на котором решались различные общественные вопросы, совершались торговые сделки на ярмарке, брачные сговоры, устраивались пиршества, состязания.

По наиболее важным вопросам созывался общенародный джиен. Ему предшествовали менее масштабные празднества – Һабантуй (см. Сабантуй), Бәйге, Майзан, которые проводились либо в канун сева, либо после завершения весенних работ. Женщины и дети отмечали прилет грачей праздником Каргатуй.

Для всех этих праздников характерны общая трапеза, спортивные состязания, массовые игры. Иногда они сопровождались коллективными молениями на местных кладбищах.

Определенную роль в общественном быту играли мусульманские праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам.

Башкирские народные обряды, как календарные, так и семейные (свадебные, родинные, похоронно-поминальные), представляют сложное переплетение традиционных и мусульманских верований.

Литература

Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. М. – Л., 1955.

Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения. М., 1974.

Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: этногенетический взгляд на историю. М., 1992.

Мажитов Н.А. Южный Урал в VII–XIV вв. М., 1977.

Бикбулатов Н.В. Башкиры // Народы Поволжья и Приуралья. М., 1985.

Народы России. М., 1994.

Башкортостан: краткая энциклопедия. Уфа, 1996.

Тагиров И.Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа (XX век). Казань, 1999.

Башкиры: этническая история и традиционная культура. Уфа, 2002.

История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. Уфа, 2004. Т. 1.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:




 Материальная культура. Хозяйство и быт башкир.

Материальная культура. Хозяйство и быт башкир.

Сегодня мы познакомимся с основными родами занятий жизни, котор.


Сегодня мы познакомимся с основными родами занятий жизни, которые нашли отражение в труде и быте башкир.

Что нужно человеку для жизни? Огонь Одежда Вода Обувь Еда.

Что нужно человеку для жизни?
Огонь Одежда
Вода Обувь
Еда Орудия труда
Жилище Оружие

Что из необходимого человеку дает природа? - Природа дает еду, огонь и во.

Что из необходимого человеку дает природа?
- Природа дает еду, огонь и воду. Остальное человек может сделать сам, используя материал, который ему также даст природа.
- Так человек становится скотоводом, землепашцем, ремесленником.

Национальный характер и образ жизни башкирского народа ярко отражается.

Национальный характер и образ жизни башкирского народа ярко отражается в пословицах и поговорках. Почитаем пословицы, отражающие разные виды деятельности башкир:

- Кто разводит скот, (тот мясо жует);
- Человек землю поднимает, (а земля человека;)
- Если не знаешь цену пище, (голод тебя накажет).

Чем же занимались башкиры? Скотоводство с незапамятных в.

Чем же занимались башкиры? Скотоводство с незапамятных времен было основным родом занятий башкир. Основные черты башкирского скотоводства носило сезонный характер.
Ведущую роль в хозяйстве играли лошади, они были основным средством передвижения, источником пищи.

Запись в тетрадях: Скотоводство – основное занятие башкир, кото.

Запись в тетрадях:
Скотоводство – основное занятие башкир, которое имело сезонный характер. Ведущую роль в скотоводстве играла лошадь.

Основное богатство башкир составляли табуны лошадей. Малоприхотливая.

Основное богатство башкир составляли табуны лошадей. Малоприхотливая и выносливая порода башкирских лошадей давала почти все, что было необходимо для жизни кочевника. Конское мясо и жир, кумыс из кобыльего молока занимали значительное место в пищевом рационе башкир. Из кожи изготовляли утварь, щиты, конскую сбрую т.д. Лошадь являлась основной рабочей силой, транспортным средством.

Башкирская порода лошадей – низкоросла, мохната, вынослива в.


Башкирская порода лошадей – низкоросла, мохната, вынослива в трескучие морозы, сама добывает себе корм. Легко карабкается по горам, юркая в лесу. Используется для длительных переходов, как во время кочевок с пастбища на пастбище, так и во время войны.



Большое значение в хозяйстве и в быту также играли овцы и козы.


Большое значение в хозяйстве и в быту также играли овцы и козы. Поголовье крупного рогатого скота было в два – три раза меньше, чем лошадей.

Также, башкиры занимались пчеловодством (бортничеством). Башкортоста.

Также, башкиры занимались пчеловодством (бортничеством). Башкортостан всегда славился своим медом, и пчеловодство является древним промыслом башкир. Пчеловодство было трудоемким, но продуктивным занятием. Мед являлся подспорьем в питании, а в хорошо налаженных хозяйствах приносил доход. Башкирский мед отмечен наибольшим количеством медалей на международных выставках.



Где жили башкиры? Основным типом жилища башкир-кочевников была.

Где жили башкиры?
Основным типом жилища башкир-кочевников была переносная войлочная юрта (тирмэ).
Во́йлок — плотный нетканый текстильный материал из валяной шерсти, который обладает уникально низкой теплопроводностью и достаточно хорошо пропускает воздух.
Внешне она напоминает полусферическую фигуру, покрытую войлоками. Диаметр средней юрты составлял 5—6 метров. Благодаря высоким теплоизоляционным свойствам войлока, юрта одинаково надежно защищала и от холода, и от летней жары. Для обогрева и приготовления пищи в непогоду и зимнее время в середине юрты разводили очаг, над которым подвешивали котел.



Другим типом жилища был бревенчатый срубный дом. В северной час.


Другим типом жилища был бревенчатый срубный дом. В северной части Башкирии, в лесных и горных районах, бревенчатый дом являлся преобладающим. Срубные постройки постепенно, по мере перехода к полуоседлости, появились и у кочевников, которые ставили их на зимниках.

Что ели башкиры? Основу пищевого рациона башкир составляли мя.

Что ели башкиры?
Основу пищевого рациона башкир составляли мясные и молочные продукты. Удельный вес мяса в пище был велик летом и осенью. В этот период его потребляли в свежем виде, а на зиму и весну мясо замораживали, на лето — коптили. Особым лакомством считались казы - вяленые колбасы из конского жира и мяса.
Из коровьего молока делали сливки и сметану, масло, различные виды творога, сыр, кислое молоко, простоквашу, айран. Корот, красный творог и топленое масло заготовляли впрок. Большую роль в жизни башкир играл целебный напиток из кобыльего молока — кумыс, который тоже заготовляли на зиму путем замораживания. Традиционным праздничным блюдом башкир являлось мясное кушанье с бульоном бишбармак.

Хозяйственная утварь Условия кочевой жизни требовали и удобную.

Хозяйственная утварь
Условия кочевой жизни требовали и удобную для перевозки утварь. Наиболее подходящим для изготовления сосудов и посуды материалом башкиры считали шкуры скота.
Более широкое распространение получила утварь из дерева и древесных материалов


Домашнее задание: Составить кроссворд по теме «Материальная культур.


Проект направлен на расширение кругозора учащихся. Можно использовать как на уроке истории и обществознания, так и во внеклассной работе.

Содержимое разработки

Башкиры Культура народов Урала

Учитель истории: Попова В. Н.

Башкиры Республика Башкортостан расположена в южной части Уральских гор на границе Европы и Азии. Первое упоминание о башкирах относится к 10 веку. Башкиры - тюркоязычный кореной, говорят на башкирском языке.

  • Республика Башкортостан расположена в южной части Уральских гор на границе Европы и Азии.
  • Первое упоминание о башкирах относится к 10 веку.
  • Башкиры - тюркоязычный кореной, говорят на башкирском языке.

Крупнейшие реки Башкирии: Белая (Агидель) и Ай.



Флаг Башкирии Курай – башкирский народный музыкальный инструмент, который изготавливали из тростника. Цветок курая – символ семи башкирских племен

Курай – башкирский народный музыкальный инструмент, который изготавливали из тростника.

символ семи башкирских племен


Столица Башкирии – УФА .

Столица Башкирии – УФА .

Занятия башкир занятием башкир в прошлом было кочевое скотоводство; была распространена охота; из ремёсел — ткачество, выделка войлока, производство безворсовых ковров, вышивка, обработка кожи. Башкиры знали кузнечное ремесло, выплавляли чугун и железо, местами вели разработки серебряной руды; из серебра выделывали украшения. В 17—19 вв. башкиры перешли к земледелию и оседлой жизни.

Занятия башкир

  • занятием башкир в прошлом было кочевое скотоводство;
  • была распространена охота;
  • из ремёсел — ткачество, выделка войлока, производство безворсовых ковров, вышивка, обработка кожи.
  • Башкиры знали кузнечное ремесло, выплавляли чугун и железо, местами вели разработки серебряной руды; из серебра выделывали украшения.
  • В 17—19 вв. башкиры перешли к земледелию и оседлой жизни.

Занятия башкир - охота

Ткачество ковров


Традиционным жильем башкир была юрта. . Калмыки у юрты

Традиционным жильем башкир была юрта. .



Национальный костюм – это воплощение многовековой истории и традиций, отражение образа жизни и характера народа.

Национальный костюм – это воплощение многовековой истории и традиций, отражение образа жизни и характера народа.

Башкирский национальный костюм

Башкирский национальный костюм

Народная одежда Башкир объединяет традиции степных кочевников и местных оседлых племён

Народная одежда Башкир объединяет традиции степных кочевников и местных оседлых племён

 Обрядовая одежда очень яркая, праздничная.

Обрядовая одежда очень яркая, праздничная.

Женский башкирский костюм

Женский башкирский костюм

Незамужние девушки ходили с непокрытой головой, затем надевали платки или шапочки, наподобие тюбетейки.

Головной убор говорил о возрасте, семейном положении женщины .

Головной убор говорил о возрасте, семейном положении женщины .

Чем больше оборок на подоле платья, тем девушка богаче .

Чем больше оборок на подоле платья, тем девушка богаче .

Женские украшения одежды Ожерелье и яга

Женские украшения одежды

Мужской башкирский костюм

Мужской башкирский костюм

Старый башкир в национальном костюме

Мужская одежда - рубахи и штаны с широким шагом, лёгкие халаты (прямоспинные и расклешённые), камзолы, тулупы. Головные уборы - тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шляпы. Шапки из меха зверя носили и женщины. Широкое распространение имели сапоги, кожаные ботинки, ичиги, бахилы, а в Приуралье - и лапти.

В свадебной обрядности выделяются обычаи прятания невесты, в день свадебного пира (туй) в доме невесты устраивали состязания в борьбе, конные скачки. Существовал обычай избегания невесткой свёкра. Семейный быт Башкир строился на почитании старших. Ныне, особенно в городах, семейная обрядность упростилась. В последние годы наблюдается некоторое оживление мусульманской обрядности.

 Башкирская одежда схожа с татарской. Татарская одежда Башкирская одежда

Башкирская одежда схожа с

 Весенний сабантуй с ритуальным забоем животного, общей трапезой, состязаниями в беге, стрельбе из лука, боем мешками, праздник джин в середине лета, общий для целой округи, на котором решались важные общественные вопросы с совершением пиршеств.

Весенний сабантуй с ритуальным забоем животного, общей трапезой, состязаниями в беге, стрельбе из лука, боем мешками, праздник джин в середине лета, общий для целой округи, на котором решались важные общественные

Традиционные блюда Преобладала мясная и молочная пища, употребляли продукты охоты, рыбной ловли, мёд, ягоды и травы.

Традиционные блюда

  • Всего в Башкортостане проживают представители свыше 100 национальностей: русские, башкиры, татары, чуваши, марийцы, украинцы, мордва, удмурты и другие народы.
  • Они живут в дружбе и согласии.


-75%

Читайте также: